Kamal Опубликовано 1 декабря Поделиться Опубликовано 1 декабря В 30.11.2024 в 03:24, Rustam сказал: Всем здравствуйте! Не был на форуме почти 10 лет. Рад, что тема ещё живет. 😊 Недавно побывал в Нукусе, сходил в краеведческий музей и музей Савицкого. Пообщался с родственниками из Нукуса и Караузяка. Так же с Каллибеком Камаловым, дай Бог ему здоровья и долгих лет. Выдающийся человек. Нукус очень ухоженный, чистый город. Музеи интересные. Очень рад, что побывал на родине предков. Ассаламуалейкум, Рустам! Да, тема живет, этот форум наиболее адекватный, по сравнению где я бывал... Только, потеряли тему про Аральское море, возможно по техническим причинам это произошло, очень много отключений было где-то полгода назад, в любом случае не хочу верить, что администрация это преднамеренно сделала. Ну, большой привет нашему аксакалу Каллибеку Камалову, очень уважаю и рад что он жив и здоров. Многие его не любят, в том числе и каракалпаки, но они недалёкие люди, всю правду о нем не знают, а верят слухам, которых им преподносят. В Нукусе не был уже 25 лет, хотя из последних 45 лет я находился там всего около 5 лет. Вот, в конце 90-ых, когда я там жил, город мне совсем не понравился, потому что город разрастался понаприехавшими, которые жили в трущобах. Это происходило из-за Аральского кризиса, люди бегали от неминуемой гибели и, я думал, что в Приаралье уже никого не осталось. А так, да, Нукус всегда был маленьким зелёным и красивым городом в 70-80-ые годы. И очень рад, если он сейчас расцвёл. Ну, по-другому не должно быть, там живут трудолюбивые люди, которые любят свой город. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 1 декабря Поделиться Опубликовано 1 декабря В 30.11.2024 в 03:24, Rustam сказал: . Музеи интересные. Очень рад, что побывал на родине предков. Очень интересно с нашей Родиной предков. Где она - в России, в Казахстане, в Монголии или Узбекистане??? Многими принято считать, что каракалпаки пришли на свою нынешнюю Родину с северо-запада с территории нынешних Астраханской области и Татарстана, так как об этом говорили Нижние каракалпаки русскому послу Гладышеву в середине 18 века, а это же подтвердил Ережеп бий в 1873 году, когда вкратце сообщил Соболеву об истории каракалпаков, но, остается непонятным о какой книге "Мувлан Джаали" он говорил, в которой была вся история каракалпаков, я лично, под этой книгой подразумеваю "Джагфар тарийхы", которая действительно написана булгарскими каракалпаками. Но, часть каракалпаков действительно местные аборигены, например, наши Кызылаяки-Колдаулы по рассказам моего деда были коренными жителями этой земли, ну и Аральцы, у которых своеобразная хорезмская история, тоже представляют нынешних каракалпаков. Так что, лично я, как Кызылаяк, считаю себя коренным каракалпаком, хотя ареал распространения Колдаулы очень большой, они нынче проживают по всему Узбекистану и в России среди ставропольских туркменов и русских а также турецких ногайцев. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Rustam Опубликовано 1 декабря Автор Поделиться Опубликовано 1 декабря С интересом послушал в музеях, что предки каракалпаков - массагеты. Скифские племена, родственные сарматам, аланам…. А поскольку я по отцу каракалпак, а по маме осетин, получается, что когда то это был один народ. Интересно. 😊 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 2 декабря Поделиться Опубликовано 2 декабря 22 часа назад, Rustam сказал: С интересом послушал в музеях, что предки каракалпаков - массагеты. Скифские племена, родственные сарматам, аланам…. А поскольку я по отцу каракалпак, а по маме осетин, получается, что когда то это был один народ. Интересно. 😊 У нас есть эпос о девушках-воительницах, называется "Кырк Кыз" (сорок девушек). Так вот, этот эпос является отголоском массагетской эпохи. А потом, прародиной древних аланов всё-таки являлись Приаралье, Устюрт, в общем, жили вблизи древней Хорезмской цивилизации, где и предки каракалпаков проживали. Я пишу с сарказмом, когда спрашиваю "где же родина наших предков?!", так как на этот счёт очень много домыслов у некоторых наших соседей. Ясное дело, если даже где-то сохранились упоминания, что каракалпаки будто пришлые, то по меньшей мере половина нынешних каракалпаков это местные аборигены, от них не можем отказаться, они тоже часть нашей истории. Да и пришлые тоже выходцы из Средней Азии были, так как по рассказам Нижних каракалпаков 18 века, они прежде проживали в Средней Азии, а на нынешние земли пришли с северо-запада 260 лет тому назад. Под нынешними землями в их рассказах имеется ввиду нижнее течение Сырдарьи, где в 1723 году обосновались Нижние каракалпаки разделенные от своей основной массы джунгарским нашествием. Нынешние каракалпаки сложились от остатков этих Нижних и местных Аральцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Павел Л. Опубликовано 3 декабря Поделиться Опубликовано 3 декабря Давно не писал... В общем, сделал апдейт теста каракалпаку-совпаденцу Колдаулы с 12 до 37 маркеров. Но, к сожалению, как было совпадение по 12 маркерам - так осталось. Т.е. видимо он все-таки на другой ветке и разделились мы очень и очень давно. Немного расстроился, но что делать. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 6 декабря Поделиться Опубликовано 6 декабря В 03.12.2024 в 21:25, Павел Л. сказал: Давно не писал... В общем, сделал апдейт теста каракалпаку-совпаденцу Колдаулы с 12 до 37 маркеров. Но, к сожалению, как было совпадение по 12 маркерам - так осталось. Т.е. видимо он все-таки на другой ветке и разделились мы очень и очень давно. Немного расстроился, но что делать. Приветствую, Павел Л.! Я, конечно, ничего не понял о чем Вы пишете на счет с 12 до 37 маркеров, которые не изменились, но насчет давнего разделения есть такой банальный вопрос - сколько веков эта дальность составляет? Укладывается ли в 800 летнюю давность, которую я как-то могу понять или совсем давно разошлись? Я интересуюсь как Колдаулы, но как Кызылаяк внутри него, могу предположить, что я совсем далёк от того, чтоб быть истинным Колдаулы. Я так пишу, потому что, большой род Колдаулы в нынешнем составе образовался в 1827 году, когда конратский Айдос бий из рода Колдаулы обьединив несколько каракалпакских родов поднял восстание против Хивинского хана и, эти рода, которые его поддержали и участвовали в его битвах против хивинцев, в дальнейшем и образовали нынешний род Колдаулы, есть даже калмыки среди нас. К сожалению, тогда же часть чисто колдаулинских родов бежали от самого Айдос бия, оставаясь не причастными к его аферам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 6 декабря Поделиться Опубликовано 6 декабря 15 минут назад, Kamal сказал: есть даже калмыки среди нас. Калмыки ойраты или ордынские калмаки? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 6 декабря Поделиться Опубликовано 6 декабря Калмак (баш. Ҡалмаҡ) — племя в составе катайских башкир и название нескольких родов в составе башкирских племён сызгы, кошсы, балыксы, а также в составе башкирских казаков. Дословный перевод этнонима 'ҡалмаҡ' значит 'остаток, часть'. Родоплеменные группы калмак кроме башкир, входят в состав казахов, каракалпаков, киргизов[1], узбеков[2], сибирских татар (калмаки)[3], туркмен (галмык)[4], хакасов[5][6], тарбагатайских киргизов[6]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Калмак Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 6 декабря Поделиться Опубликовано 6 декабря 1 минуту назад, Steppe Man сказал: Калмыки ойраты или ордынские калмаки? Откуда они оказались среди каракалпаков я не знаю, нет внятных источников, может пленные, которые среди каракалпаков как-то возвысылись, но почётное место среди каракалпакских Колдаулы они нынче действительно занимают. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 6 декабря Поделиться Опубликовано 6 декабря 4 минуты назад, Kamal сказал: Откуда они оказались среди каракалпаков я не знаю, нет внятных источников, может пленные, которые среди каракалпаков как-то возвысылись, но почётное место среди каракалпакских Колдаулы они нынче действительно занимают. Так называемые калмыки ойраты изначально восточные монголы т.е. торгуты. Думаю, что они сами себя так не называли. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 6 декабря Поделиться Опубликовано 6 декабря 13 часов назад, Steppe Man сказал: Так называемые калмыки ойраты изначально восточные монголы т.е. торгуты. Думаю, что они сами себя так не называли. Обычно, в каракалпакском фольклоре Калмаки это всегда враги, но Колдаулинские калмаки нам врагами никак не могут быть. По секрету скажу, что сам род Колдаулы в Каракалпакстане до сих пор в почете, хотя почти половина нынешнего каракалпакского народа самого Айдос бия считают предателем. Это от того, что мы нынче сложились с двух пластов - пришлых и местных. Сперва, Айдос бий уничтожил Аральское ханство в союзе с Хивой, и потом только понял, что Хивинский хан его просто использовал. А когда он пошел против Хана и призвал каракалпаков идти за ним, то уже объединённые между собой каракалпаки и аральцы его не поняли и не пошли за ним, но среди поддержавших его войну против хивинцев почему-то оказались Калмаки, с которыми мы имеем право создавать семейные союзы, несмотря, что представляем один род. Хотя по законам степных народов, брачный союз внутри одного рода строго воспрещен, а у Колдаулинских родов разрешено, что создает повод на логичные предположения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Steppe Man Опубликовано 6 декабря Поделиться Опубликовано 6 декабря 3 минуты назад, Kamal сказал: Колдаулинские калмаки нам врагами никак не могут быть КАРАКАЛПАКСКАЯ ЛЕГЕНДА О КАЛМЫКАХ: ЛЮБОВЬ ИЛИ ЧЕСТЬ? «Гюлистан» — «Цветник роз». По преданию это был богатый город с цветущей, изобилующий водой округой. Городом правил старый падишах, имевший красавицу — дочь по имени Гульдурсун. И счастливый город постигала беда: из пустыни пришли полчища калмыков, разрушая все на своем пути. Калмыки опустошили цветущие поля и сады и плотным кольцом охватили город. Мужественно оборонялись жители, и враги были не в силах преодолеть их сопротивление. Прошли месяцы, и на помощь завоевателям пришли еще более страшный враг — голод. Иссякли запасы. Люди умирали на улицах. Поредевшие защитники с трудом держали оружие в ослабевших руках. Созвал тогда падишах на совет своих вельмож и полководцев. И нашелся среди них один, предложивший испытать последнее средство спасения. Это был хитроумный план. Осаждение гюлистанцы привели во дворец лучшего из сохранившихся еще нескольких быков, досыта накормили его последний пшеницей из царских закромов и выпустили за городскую стену. А от голода страдали не только осажденные, но и осаждавшие. Опустошив округу, калмыки за многомесячную осаду съели всё, что можно было съесть, и в лагере их начали подумывать о неизбежности снятия осады. Голодные калмыки поймали и убили быка, и когда увидели, что желудок его набит отборным пшеничным зерном, пришли в смятение: «Если они скотину так кормят, какие же еще у них запасы! — кричали воины — осада безнадежна, город неприступен, надо уходить, пока мы не умерли с голода». Так решили военачальники калмыков, и в лагере начались сборы в обратный поход. Но иначе решила дочь падишаха — Гульдурсун. Много месяцев наблюдала она со стен за предводителем калмыков, молодым красавцем, смелым витязем-сыном калмыцкого царя. В сердце ее вспыхнула неудержимая страсть к предводителю врагов ее народа. И когда увидела она, что хитрость осажденных удалось, что над лагерем врага стоит рев нагружаемых верблюдов, одна за другой исчезают сверстываемые бесчисленные юрты калмыков, что не пройдет и несколько часов, как они уйдут и навсегда уйдет с ними красавец-царевич, свершила она недостойное дело: с преданной служанкой послала она калмыцкому витязю письмо, где описала свою страсть к нему и выдала тайну гюлистанцев «Подожди еще один день, — писала она, — и ты увидишь сам, что город сдастся». Калмыки развьючили своих верблюдов, и вновь в ночи загорелись бесчисленные лагерные костры. И когда на рассвете гюлистанцы увидели, что враги еще теснее охватили город, что не увенчалась успехом их хитрость, они пришли в отчаяние, и умирающие от голода город сдался на милость победителя. Город был разграблен и сожжен, жители частью перебиты, частью уведены в рабство. Предательницу Гульдурсун привели к царевичу. Он взглянул на нее и сказал: «Если она из-за недостойной страсти к врагу своей родины предала свой народ и своего отца, как же она поступит со мною, если кто-нибудь другой пробудит ее страсть? Привяжите ее к хвосту диких жеребцов, чтобы не смогла она больше предать никого». И разорвали кони тело Гульдурсун на мелкие части и рассеяли его по полям. И от проклятой крови предательницы запустело это место и стали звать его не Гюлистан, а Гульдурсун (Легенда записана Каракалпакским ученым У. Кожуровым). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 6 декабря Поделиться Опубликовано 6 декабря 13 часов назад, Steppe Man сказал: КАРАКАЛПАКСКАЯ ЛЕГЕНДА О КАЛМЫКАХ: ЛЮБОВЬ ИЛИ ЧЕСТЬ? «Гюлистан» — «Цветник роз». По преданию это был богатый город с цветущей, изобилующий водой округой. Городом правил старый падишах, имевший красавицу — дочь по имени Гульдурсун. И счастливый город постигала беда: из пустыни пришли полчища калмыков, разрушая все на своем пути. Калмыки опустошили цветущие поля и сады и плотным кольцом охватили город. Мужественно оборонялись жители, и враги были не в силах преодолеть их сопротивление. Прошли месяцы, и на помощь завоевателям пришли еще более страшный враг — голод. Иссякли запасы. Люди умирали на улицах. Поредевшие защитники с трудом держали оружие в ослабевших руках. Созвал тогда падишах на совет своих вельмож и полководцев. И нашелся среди них один, предложивший испытать последнее средство спасения. Это был хитроумный план. Осаждение гюлистанцы привели во дворец лучшего из сохранившихся еще нескольких быков, досыта накормили его последний пшеницей из царских закромов и выпустили за городскую стену. А от голода страдали не только осажденные, но и осаждавшие. Опустошив округу, калмыки за многомесячную осаду съели всё, что можно было съесть, и в лагере их начали подумывать о неизбежности снятия осады. Голодные калмыки поймали и убили быка, и когда увидели, что желудок его набит отборным пшеничным зерном, пришли в смятение: «Если они скотину так кормят, какие же еще у них запасы! — кричали воины — осада безнадежна, город неприступен, надо уходить, пока мы не умерли с голода». Так решили военачальники калмыков, и в лагере начались сборы в обратный поход. Но иначе решила дочь падишаха — Гульдурсун. Много месяцев наблюдала она со стен за предводителем калмыков, молодым красавцем, смелым витязем-сыном калмыцкого царя. В сердце ее вспыхнула неудержимая страсть к предводителю врагов ее народа. И когда увидела она, что хитрость осажденных удалось, что над лагерем врага стоит рев нагружаемых верблюдов, одна за другой исчезают сверстываемые бесчисленные юрты калмыков, что не пройдет и несколько часов, как они уйдут и навсегда уйдет с ними красавец-царевич, свершила она недостойное дело: с преданной служанкой послала она калмыцкому витязю письмо, где описала свою страсть к нему и выдала тайну гюлистанцев «Подожди еще один день, — писала она, — и ты увидишь сам, что город сдастся». Калмыки развьючили своих верблюдов, и вновь в ночи загорелись бесчисленные лагерные костры. И когда на рассвете гюлистанцы увидели, что враги еще теснее охватили город, что не увенчалась успехом их хитрость, они пришли в отчаяние, и умирающие от голода город сдался на милость победителя. Город был разграблен и сожжен, жители частью перебиты, частью уведены в рабство. Предательницу Гульдурсун привели к царевичу. Он взглянул на нее и сказал: «Если она из-за недостойной страсти к врагу своей родины предала свой народ и своего отца, как же она поступит со мною, если кто-нибудь другой пробудит ее страсть? Привяжите ее к хвосту диких жеребцов, чтобы не смогла она больше предать никого». И разорвали кони тело Гульдурсун на мелкие части и рассеяли его по полям. И от проклятой крови предательницы запустело это место и стали звать его не Гюлистан, а Гульдурсун (Легенда записана Каракалпакским ученым У. Кожуровым). Да, знаю этот каракалпакский дастан, не читал, но знаю по коротким рассказам сюжетов из этого дастана со слов некоторых фольклористов. Кстати, в Каракалпакстане есть реальные руины Гулистана. Но, в любом случае, считаю, что эпосный Калмак это не жизненный Калмык, а скорее всего действия сюжетов говорят о событиях 14 века, где одни последуют за Исламом, а другие против, то есть в мотивах эпосов идет наслоение одних образов над другими, где за настоящее берётся последние события, то есть враги видоизменяются. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Павел Л. Опубликовано 10 декабря Поделиться Опубликовано 10 декабря В 06.12.2024 в 16:38, Kamal сказал: Приветствую, Павел Л.! Я, конечно, ничего не понял о чем Вы пишете на счет с 12 до 37 маркеров, которые не изменились, но насчет давнего разделения есть такой банальный вопрос - сколько веков эта дальность составляет? Укладывается ли в 800 летнюю давность, которую я как-то могу понять или совсем давно разошлись? У меня есть совпаденец из рода Колдаулы на 12 маркерном тесте. Если бы мы были близкой родней, то с увеличением количества проверенных маркеров в Y хромосомном тесте количество совпадений этих самых маркеров увеличивалось бы. Но этого не произошло. Я думаю, что разошлись очень давно, несколько тысяч лет назад. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 декабря Поделиться Опубликовано 13 декабря В 10.12.2024 в 11:59, Павел Л. сказал: У меня есть совпаденец из рода Колдаулы на 12 маркерном тесте. Если бы мы были близкой родней, то с увеличением количества проверенных маркеров в Y хромосомном тесте количество совпадений этих самых маркеров увеличивалось бы. Но этого не произошло. Я думаю, что разошлись очень давно, несколько тысяч лет назад. А, понятно, я просто не увлекался с генетическими вопросами, поэтому не знал что означает увеличение численности маркеров. А так, да, на примитивном уровне понимаю. У нас после седьмого колена родственные связи теряются и, если даже знаешь, что состоишь внутри одного и того же рода, то после седьмого разветвления все же есть шанс создавать брачные союзы между женским и мужским полами внутри себя. Ну, это естественный процесс, человечество размножается и, степные законы это разрешают. Не знаю как у белорусов родственные отношения делятся, но у нас у каждого поколения есть свои названия от меня как отца считая, типа ул (сын), аклык (внук), шаулык (правнук), небере (праправнук), шебере (прапраправнук) и т.д., есть отдельная тема об этом. Поэтому даже допускаю, что браки между родами Колдаулы разрешены из-за их древнего существования, что слишком разветвлены. В общем, мы с Вами дальние родственники. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kamal Опубликовано 13 декабря Поделиться Опубликовано 13 декабря В 06.12.2024 в 19:28, Kamal сказал: По секрету скажу, что сам род Колдаулы в Каракалпакстане до сих пор в почете, хотя почти половина нынешнего каракалпакского народа самого Айдос бия считают предателем. Конечно, нынешний род Колдаулы непосредственно связан с Айдос бием и его внучатым племянником Ерназар бием по прозвищу Алакоз, который как и дед пошел против произвола над каракалпакским народом и воевал против Хивы. Но, мало кто знает всю правду о самом Айдос бие. Одни считают его героем своего народа, другие наоборот считают предателем. А правда в том, что Айдос бий был сторонником обьединения каракалпакского народа в одно целое, когда в конце 18 века каракалпаки терпели бедствия от разных внешних врагов и обдумывали разные умозаключения в чью же сторону примкнуть, чтоб сохранить народ. Маман бий хотел объединиться с аральцами и через них соединиться с РИ. Но, Айдос бий считал русских предателями из-за того, что те позволили казахам нападать на Нижних каракалпаков и ничего не сделали, чтоб остановить кровопролитие. В результате Айдос с Маманом рассорились до такой степени, что в эмоциях Айдос бий убил Маман бия и, стал кровным врагом не только Аральского ханства, но и для Арыса Онторт уру. В итоге со своими подданными конратами он бежал в Хиву и, чтоб сохранить свою шкуру от мести Аральцев и племени Онторт уру, вместе с хивинцами напал на Аральское ханство и уничтожил их. Его гнев против "безумцев" в лице каракалпаков Онторт уру и Аральцев, которые не разделяли его взгляды был так велик, что он собственноручно убил даже своих родных братьев, которые воевали на стороне Аральцев. В общем, кто бы как бы не считал, Айдос бий любил свой народ, но события разворачивались так, что не будучи оратором, он не смог донести свои идеи до всего каракалпакского народа, однозначно совершил кучу ошибок и, конечно же погиб за свободу своего народа. Каракалпакам надо понять это и простить. Пусть душа его наконец-то обретёт мир, иманын берсин, бабамыздын! Пусть его идеи живут навеки! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться