Перейти к содержанию
Kamal

Кара-калпак - головной убор и этнос

Рекомендуемые сообщения

  В 26.03.2016 в 20:26, Kamal сказал:

 

  В 26.03.2016 в 14:45, башгирд сказал:

 

  В 22.02.2016 в 17:57, Kamal сказал:

 

  В 28.02.2015 в 20:28, башгирд сказал:

Похоже разобрались, что каракалпак, тем более Каракалпак, к черному никого смыслового отношения не имеет, а к шляпе - весьма отдаленное, как скафандр космонавта на костюм.

 

 Все идет от Кара чтобы это ни означало. От Кара же скорее всего идут и кара кипчаки, и кара мангыты, и кара ногаи и т.д. и т.п.

 

Есть народы кара (но не черные) и есть также народы " белые" - Ак. Это  гунны, хазары, угры и многие другие. Даже рус были белые, черные и красные.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4564-khunnu-siunnu-gunny-2/page-7#entry142840

АксКерБорж сказал(а) 23 Фев 2013 - 08:29:

'eleri' сказал(а) 23 Фев 2013 - 04:02:

Есть каракалпаки (черношапочники). А есть аккалпаки (белошапочники) - "аккалпакты", так казахи называли кыргызов (Ч.Валиханов).

 

Какое значение имело АК в даных словах?

Мое мнение:

Для древних времен  

- Молодой, для тюркских народов

- Верущий (принявший христианство)- в западном мире.

 

 

Да, во все века были народы Ак, Кара, Сары и т.д., но пока непонятно, является ли "Кара" для всех народов, племен и родов со цветом Кара исторически единым?! От знания этого вопроса наверное прояснится и значение Ак. То что по шапкам делились это наверное уже со средневековья. Непонятно на каких белошапошников-тюрков пошел войною Чингисхан?! Мое предположение -  на мусульман, носивших чалму. Хорезм был мусульманским государством, а население фактически было отюречено, а также "Закат солнца" лично для Чингисхана упирался в Каспийское море (западные границы Хорезма). Его поход западнее этих границ вроде был неудачным.

 

  Цитата
богдо Чингис хан пошел войною на белошапочников (цаган малахайту, тюрки), привел их под свою власть и стал владыкою от востока до заката солнца..." 

 

 

О белошапочниках трудно сказать.

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

   

Распад прежней племенной общности не обязателен, а рождение новой, молодой, племенной группировки и отмечают словом АК, которое впоследствии становится  зрелым, старым и старшим  - кара..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 26.03.2016 в 21:45, Kamal сказал:

 

  В 26.03.2016 в 20:43, ZOOTECHNICIAN сказал:

 

 

Видимо раннесредневековье, относящееся Восточно-тюркскому каганату, 500-600 лет до Чингисхана. 

 

Где-то так. Все "причиндалы" в этом захоронении - Китай, династия Тан. В вашу датировку вписывается. 

Головные уборы у них белые, поэтому написал.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 26.03.2016 в 23:48, башгирд сказал:

О белошапочниках трудно сказать.

 

 

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

   

Распад прежней племенной общности не обязателен, а рождение новой, молодой, племенной группировки и отмечают словом АК, которое впоследствии становится  зрелым, старым и старшим  - кара..

 

Видимо один и тот же народ или группа родственных племен делились территориально, либо по политическим мотивам и т.д.

В случае с шапками цвета скорее всего имеют совсем другой смысл, то есть, означает конкретный цвет головного убора. Поэтому думаю, что Народ черных шапок в источниках не является цветовым маркером какого-либо народа или группы племен, а преобладающее население этих племен носили шапки именно черного цвета. Если Кара-калпаки в 11 веке все же были известны на Востоке, то Черные клобуки как их западные сородичи вполне могли вписаться и в русские летописи. Рашидаддин ведь не называет их черными клобуками точно как указано в Ипатьевской летописи. Также нигде не видел источника о черных малахаях, якобы упоминаемых летописцами Чингисхана (пока не довелось прочитать из первоисточников), но факт в том, что и здесь конкретно о черных клобуках не пишут. То есть, черная шапка в указанные периоды имеет разные переводы и стало быть, что какая-то группа племен преобладающе носила именно черный цвет головного убора, а все источники в свою очередь говорят об одном и том же народе или группе племен.  

Каракалпаки же приняли конкретный этноним по цвету головного убора, другой вопрос - имеют ли они отношение к тем средневековым черношапошникам?! В преданиях народа будто имеют отношение, но научного опровержения нет кроме споров между сторонниками за и против. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 27.03.2016 в 09:33, ZOOTECHNICIAN сказал:

 

  В 26.03.2016 в 21:45, Kamal сказал:

 

  В 26.03.2016 в 20:43, ZOOTECHNICIAN сказал:

 

 

Видимо раннесредневековье, относящееся Восточно-тюркскому каганату, 500-600 лет до Чингисхана. 

 

Где-то так. Все "причиндалы" в этом захоронении - Китай, династия Тан. В вашу датировку вписывается. 

Головные уборы у них белые, поэтому написал.  

 

За 500-600 лет вид и цвет головного убора могут претерпеть изменения. Потомки этих белых шапок вполне могли стать сторонниками Чингисхана. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Это само собой разумеется. 

 

Добавлю, но только к слову о белом цвете одежды:

В те времена во все белое, судя по фрескам и т.д., одевались манихеи. Может есть связь с "белошапочниками", а может и нет.  Я не знаю. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 27.03.2016 в 12:08, Kamal сказал:

 

  В 26.03.2016 в 23:48, башгирд сказал:

О белошапочниках трудно сказать.

 

 

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

   

Распад прежней племенной общности не обязателен, а рождение новой, молодой, племенной группировки и отмечают словом АК, которое впоследствии становится  зрелым, старым и старшим  - кара..

 

Видимо один и тот же народ или группа родственных племен делились территориально, либо по политическим мотивам и т.д.

 

 

 

Термином aq-oylu у туркмен в эпоху, предшествовавшую русскому завоеванию, а у прикаспийских йомудов, особенно на иранской территории, и значительно позднее, обозначалась выделявшаяся из молодых людей данного племени группа, игравшая особую роль в межплеменных войнах. Aq-oylu поселялись на значительном расстоянии от аулов своего племени, вдоль полосы, отделявшей территорию данного племени от территории его соседей, и несли функции пограничной заставы, в обязанность которой входило наблюдение за соседями и извещение племени о приближающейся военной опасности. В случае нападения aq-oylu являлись передовым заслоном, принимавшим на себя первые удары неприятеля, пока все племя не приводилось в боевую готовность.

Aq-oylu не имели при себе жен и не вели хозяйства, содержась за счет всего рода или племени.

 

Толстов С. П. К истории древнетюркской социальной терминологии//ВДИ 1938 №1(2)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бурханизм

"...Исповедующие бурханизм алтайцы называют свою религию ак јан или сӱт јан — «белой» или «молочной» верой, — в противопоставление «чёрной шаманской вере», а также направлениям тибетского буддизма, часто именуемым по цвету монашеских одежд «жёлтой» (школа Гелуг) и «красной» (школы Ньингма, Сакья, Кагью) верой..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Mongol/Lunnij_svet/primtext6.phtml

"...Монголы и ойраты имеют эпитет зебтей, зокистай, зокомчжитая — верный, приличный, потому что они признали Чингиса своим владыкою и были ему преданы. Кроме того, они называются еще дотагаду — внутренний, господствующий народ, между тем как прочие народы, при помощи монголов и ойратов покоренные Чингисом, называются гадагаду — внешние, инородцы или табун енге — пять цветов, вероятно, народы пяти отдельных семейств, рас. (Сличи "Историю вост. монголов" Санан Сецена. С. 70, 94, 138, 296)..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVIII/1700-1720/Russ_kit_otn_18_v_I/pril13.htm

Цитата

"...Государства и земли, лежащие к югу, суть следующие:

Тергет [калмыки], которые между Волгою и Яиком близ Царицына и Астрахани кочуют (...которые между Волгою и Яиком близ Царицына и Астрахани кочуют. — Слова вставлены переводчиком).

Хара-халбак [каракалпаки], Хасак [Казачья орда] 158.

Цеван-Раптань [джунгарской владелец], Бурут 159, Мангут 160, Бухар 161, Хасал-баши 162, Иркинь или Ерким 163, Хасахар или Хашихар 164, Куче, Аксу, Турамунь 165 и Шаджан, или Энетхе..."

Это традиционное для тех времен написание этнонима каракалпак ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 27.03.2016 в 12:08, Kamal сказал:

 

  В 26.03.2016 в 23:48, башгирд сказал:

О белошапочниках трудно сказать.

 

 

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

   

Распад прежней племенной общности не обязателен, а рождение новой, молодой, племенной группировки и отмечают словом АК, которое впоследствии становится  зрелым, старым и старшим  - кара..

 

Видимо один и тот же народ или группа родственных племен делились территориально, либо по политическим мотивам и т.д.

В случае с шапками цвета скорее всего имеют совсем другой смысл, то есть, означает конкретный цвет головного убора. Поэтому думаю, что Народ черных шапок в источниках не является цветовым маркером какого-либо народа или группы племен, а преобладающее население этих племен носили шапки именно черного цвета. Если Кара-калпаки в 11 веке все же были известны на Востоке, то Черные клобуки как их западные сородичи вполне могли вписаться и в русские летописи. Рашидаддин ведь не называет их черными клобуками точно как указано в Ипатьевской летописи. Также нигде не видел источника о черных малахаях, якобы упоминаемых летописцами Чингисхана (пока не довелось прочитать из первоисточников), но факт в том, что и здесь конкретно о черных клобуках не пишут. То есть, черная шапка в указанные периоды имеет разные переводы и стало быть, что какая-то группа племен преобладающе носила именно черный цвет головного убора, а все источники в свою очередь говорят об одном и том же народе или группе племен.  

Каракалпаки же приняли конкретный этноним по цвету головного убора, другой вопрос - имеют ли они отношение к тем средневековым черношапошникам?! В преданиях народа будто имеют отношение, но научного опровержения нет кроме споров между сторонниками за и против. 

 

 

 

  В 27.03.2016 в 12:08, Kamal сказал:

 

  В 26.03.2016 в 23:48, башгирд сказал:

О белошапочниках трудно сказать.

 

 

 

В тюркской этнонимике более  известно деление родственных племенных групп  на «белых»  (ак)  и  «черных»  (кара).  Эти  обозначения никак не связаны с антропологическими различиями.  Они  лишь  маркируют структурные подразделения внутри племенных  союзов.  Иногда  возможны  иные цветовые маркеры — «синие»  и  «желтые», «черноголовые (черношапочные)» и «красноголовые». Обозначения со словом сары — шары преобладают среди племен кыпчакской группы —  казахов,  каракалпаков,  киргизов,  алтайцев.  Обозначение  кызыл («красные») преобладает среди туркмен. Первоначально  цветовые  ономастические  маркеры  всегда  парные.  Обособление одного из них и превращение структурного маркера  в  устойчивый  этноним  означает распад  прежней  племенной  общности, рождение  новой  племенной  группировки, цветовые обозначения которой утратили атрибутивную семантику.

 

Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Государства и народы евразийских степей от древности к Новому времени. — СПб.: Петербургское Востоковедение. 2009: 3-е изд. с. 159

   

Распад прежней племенной общности не обязателен, а рождение новой, молодой, племенной группировки и отмечают словом АК, которое впоследствии становится  зрелым, старым и старшим  - кара..

 

 Если Кара-калпаки в 11 веке все же были известны на Востоке, то Черные клобуки как их западные сородичи вполне могли вписаться и в русские летописи. Рашидаддин ведь не называет их черными клобуками точно как указано в Ипатьевской летописи. 

 

Черных клобуков упоминают русские летописи, но их нет в законах.

В законах есть колбяги (может искаженое колпаки?), но их нет в летописях.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 03.04.2016 в 20:26, Турист сказал:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/XVIII/1700-1720/Russ_kit_otn_18_v_I/pril13.htm

Цитата

"...Государства и земли, лежащие к югу, суть следующие:

Тергет [калмыки], которые между Волгою и Яиком близ Царицына и Астрахани кочуют (...которые между Волгою и Яиком близ Царицына и Астрахани кочуют. — Слова вставлены переводчиком).

Хара-халбак [каракалпаки], Хасак [Казачья орда] 158.

Цеван-Раптань [джунгарской владелец], Бурут 159, Мангут 160, Бухар 161, Хасал-баши 162, Иркинь или Ерким 163, Хасахар или Хашихар 164, Куче, Аксу, Турамунь 165 и Шаджан, или Энетхе..."

Это традиционное для тех времен написание этнонима каракалпак ?

 

Нет, это произношение данного слова на разных языках. Даже в каракалпакском разговорном произносится как "қарағалпақ", по-узбекски "қорақалпоқ", по-туркменски "ғарағылпақ", по-казахски просто "қалпақ"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

башгирд

// Черных клобуков упоминают русские летописи, но их нет в законах.

В законах есть колбяги (может искаженое колпаки?), но их нет в летописях.//

 

Колбягов нет в летописях, потому что записано как Черные клобуки. 

В ссылке ув. Туриста есть хара-халбаки и нет каракалпаков. Такая же ситуация.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 04.04.2016 в 18:10, Kamal сказал:

башгирд

// Черных клобуков упоминают русские летописи, но их нет в законах.

В законах есть колбяги (может искаженое колпаки?), но их нет в летописях.//

 

Колбягов нет в летописях, потому что записано как Черные клобуки. 

В ссылке ув. Туриста есть хара-халбаки и нет каракалпаков. Такая же ситуация.

 

В законах колбяг упоминается 25 раз, причем дважды с добавлением: «крещения не имея».

Российское законодательство X—XX веков. В девяти томах. Т I.  Законодательство  Древней  Руси. Указатель.

 

Хара-халбак и каракалпак довольно близки.

 

А колбягов связывают с некими

 

Kylfingaland   -  Кюлъфингаланд  (от kylfingar  -  кюльфинги)… слово интерпретируется  как hjukolfr,  huskolfr    ’’собрание  людей,  созванных  ударами  колокола”,    название некой  группы  людей  (вероятно,  воинов),  объединенных  единым  занятием,  родом деятельности.  Название отразилось в древнерусском языке в форме ”колбягъ, колбяги” … -   как  обозначение  жителей  (или  самого  города;  колобжега  (Evers  Е. Das alte  Recht  der  Russen.  Heidelberg,  1915,  S.  267-268),  Колывани  (AR,  t.  II,  p.  249) 2)  этническое  -   как  название  финнов,  подвластных Руси  (Briem  В.  Kylfingar.  -   Acta Philologica  Scandinavica,  1929,  vol.  4,  N  1,  p. 40-48; то  же на  рус. яз.:  Изв. АН  СССР, 1929, № 4, с. 277—285;  критический разбор см.: Рыдзевская ЕЛ. Несколько замечаний по  поводу  статьи  В.А.  Брима  ”Колбяги”,  -   Доклады  АН  СССР.  Сер. В,  1930,    8, с.  137-142);

Мельникова Е А Древнескандинавские географические сочинения. с. 209, 210.

 

в хрисовуле 1073 г. впервые упомянуты кулпинги;

варяги, русские, сарацины, франки, кулпинги, болгары упомянуты в актах 1074 и 1079 гг.

Древняя Русь в свете зарубежных источников: Под ред. Е.А. Мельниковой. М.: Логос, 2003 с. 132.

племя кулбак Джагфар тарихы Глава 6.

 

Русские летописи для XIXII веков выделяют следующие группы половцев: …колобичей…Вики Половцы.

 

Правда Русская. Статья 10 (Правда Русская .  2 т. / Под ред. Б.Д. Грекова)

Перевод: При этом варяг или колбяг не приводит свидетелей, но сам идет к присяге.

В комментариях изложено нечто похожее на вышеприведенное, но в академическом стиле, кроме Мрочек-Дроздовский, который «развил мнение Ланге (Архив Калачова, с. 79—80) о колбягах — черных клобуках: клобук, искаженное турецкое слово кулбег—конный воин, перешедшее в польск. kulbaka — седло okulbaczyc — оседлать. Колбяги — все выходцы нз южнорусских степей (Исслед., вып. II, с. 177).»

 

Голубовский П.В. в  дополнении к стр. 150 пишет: « Г. Ланге принимает во внимание объяснение г. Сеньковского, что под словом колбяг (от турецкого слова: куль-бег, военнослужащий), разумели тоже военного наемника, но из половцев, или, может быть, и из других племен турецкого происхождения, кочевавших на юге России. Г. Ланге делает предположение, что колбяги были воины и пользовались поэтому преимуществами. Одни эти лица имели право оправдывать себя от поклепной виры только двумя, а не семью свидетелями. Известно, что половцы носят в летописи иногда эпитет дикие. Г. Ланге противопологает этот термин названию черные, считая, что последний употреблялся для обозначения тюрков подвластных Руси, то есть, поселенных на Поросьи и др. местах. Клобук, по мнению г. Ланге, есть исковерканное куль-бег, так что черный клобук = подвластный военнослужащий. 3 Но против этого можно возразить, что раз в Рус. Правде есть уже термин колбяг, то он в таком же виде должен был существовать и в устах народа. Колбяг действительно м. б. исковерканным куль-бег, но его так исковеркал уже народ. В то время не было такого различия между языком официальным и народным, как позже. Если летопись нигде не упоминает о колбягах, то она не приводит и некоторых других терминов, встречающихся в Рус. Правде. Если же мы припомним известие Туроца о ношении половцами колпаков шерстяных, то название «калпак» с прибавлением кара=черный вполне не представляет ничего странного. Существует же и до сих пор племя кара-калпаков. Русь только перевела это название на свой язык. Термин «дикие» нисколько не противопоставляется в летописи термину «черный»: на это нет фактов. Соглашаясь с мнением г. Ланге, что под именем колбягов разумелись союзнические тюркские племена вообще, что этим термином мог, пожалуй, замениться термин толковин, мы все-таки считаем названия «черный клобук» и «колбяги» за совершенно независимые, самостоятельные: первый термин дан был союзным тюркам на основании внешних признаков, а второй характеризовал их отношения к Руси».

Голубовский П.В. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. с.246.

 

«Заслуживает внимания, что название Черные Клобуки впервые упом. в летописи лишь через 70—80 лет (с 1146 г.) после появления на Руси этих беглецов, которые до того назывались Русскими по их племенным или родовым именам; м. б., только после того, как презрительная кличка была усвоена Половцами, она затем перешла от них и в Русь, уже в русском переводе (Каракалпаки = Черные Шапки, Клобуки)».  Д. Расовский. Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии.// Из истории русской культуры. Т. II. Кн. 1. стр.96

 

«Меланхлен – этноним, переведенный на греческий язык, по-видимому, из тюркского языка, ибо только у тюрков есть черные клобуки (каракалпаки), которые объяснили Геродоту свой этноним как черношапочники, но Геродот понял это как чернокафтанник и перевел на греческий как меланхлен».

Д. Расовский. Печенеги, торки и берендеи на Руси и в Угрии

 

при дворе Хорезмшахов всегда было конная гвардия их называли "Қалпақ-сувори" и в конюшне казармы чтобы отличит коней ставили клеймо "қазаяқ таңбасы", и их иногда звали "қазаяқлы қалпақлар". У каракалпаков племя "қазаяқлы" встречается Каракалпакском шежире, в арсе "Қонырат" конфедерация племени Жауынгыр и в арсе "Онтөрт (ол төрт) урыу" конфедерация племени "Қытай" - "Тәнке бөлими". Племя "қазаяқлы" встречается среди современных ногайцев и азербайджанцев." http://www.kazakh.ru/talk/mmess.phtml?idt=109061

Сувари (на каракалпакском (юж.д.), на хорезмском и на узбекском)- всадник (suvori), кавалерист (suvori), конник (suvori). ttp://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/2481-chyornye-klobuki/page-2

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Думаю,что каракытай и каракалпак  одно и то же понятие .Я встречал где-то этимология слова кытай ,кидань связана с названием высокой шапки..В монгольских вики -элджигинов (ветвь кунгиратов) относят к киданьям..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://kniga.seluk.ru/k-istoriya/715892-6-i-literaturanik-paza-istoriyanin-k-a-ans-chinyo-eil-tyu-hak-nauchno-issledova-sk.php

стр.240

"...О происхождении отдельных фамилий можно без особого

труда догадываться. Так, например, Колмаковы и Колпаковы дол-

жны происходить от собственных имен Калмак или Халмак и

Калпак или Халбак. Нетрудно также догадаться, что фамилия

Ахпашевых произошла от имени человека Ахпас, что значит до-

словно «белая голова». Вверх по реке Аскиз раньше был улус

Ахпашевых (Ах пастар аалы). В прежние времена Ах пас (о

разновидностях) как собственное имя было распространенным.

По сообщению С. Е. Малова, например, по реке Чулым находи-

лось село Апкашево .(Акпаш)17

. Многие села или улусы, как

известно, назывались по именам конкретных людей, основавших

данный улус, или по имени их рода, сеока. Собственное имя

Ах пас зафиксировано еще в древней надписи на Енисее,,.."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.04.2016 в 10:08, Турист сказал:

http://kniga.seluk.ru/k-istoriya/715892-6-i-literaturanik-paza-istoriyanin-k-a-ans-chinyo-eil-tyu-hak-nauchno-issledova-sk.php

стр.240

"...О происхождении отдельных фамилий можно без особого

труда догадываться. Так, например, Колмаковы и Колпаковы дол-

жны происходить от собственных имен Калмак или Халмак и

Калпак или Халбак. Нетрудно также догадаться, что фамилия

Ахпашевых произошла от имени человека Ахпас, что значит до-

словно «белая голова». Вверх по реке Аскиз раньше был улус

Ахпашевых (Ах пастар аалы). В прежние времена Ах пас (о

разновидностях) как собственное имя было распространенным.

По сообщению С. Е. Малова, например, по реке Чулым находи-

лось село Апкашево .(Акпаш)17

. Многие села или улусы, как

известно, назывались по именам конкретных людей, основавших

данный улус, или по имени их рода, сеока. Собственное имя

Ах пас зафиксировано еще в древней надписи на Енисее,,.."

 

Получается художник Каракалпаков Владимир Григорьевич истинный каракалпак. Жалко, что полной биографии нет.

 

http://artru.info/ar/18461/

 

"Киргизец крещенный". Воспитанник Академии Художеств с 1813 г. по 1823 г. Получил в 1822 г. две 2 серебряные медали. (Кондаков)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.04.2016 в 07:02, Peacemaker сказал:

Думаю,что каракытай и каракалпак  одно и то же понятие .Я встречал где-то этимология слова кытай ,кидань связана с названием высокой шапки..В монгольских вики -элджигинов (ветвь кунгиратов) относят к киданьям..

 

Такая версия тоже есть, основанная на кытаях - лишь одно племя каракалпаков. И если элджигины (ветвь кунгиратов) имеют отношение к каракалпакским конратам, то это уже огромный перевес в пользу этой версии. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://www.booksite.ru/fulltext/ocherki1/text.pdf

Стр.216

"... В коллекциях же

Кона есть различные типы головных уборов тувинцев, в том числе «халбак-

торт» (калбак пёрт.— С. В . ) : «Ш апка из черной мерлушки, околыш скроен

с наушниками, спускающимися до подбородка (длина 24 см ), полукруг­

лым налобником и прикрывающим шею позатыльником (ширина 17 см).

Налобник и наушники в теплую погоду заворачиваются кверху и образуют

раздельный околыш. В этом случае концы наушников завязываю тся на

верху шапки, если околыш спущен, наушники в случае надобности завя­

зываются под подбородком, а налобник закрывает лоб. Околыш подшит

коричневой бязью, круглый куполообразный верх — красной бязью. На

макушке четырехугольная заплаточка (зеленая), к середине которой при­

шита шишечка. К позатыльнику пришиты два красных лоскутка с заост­

ренными концами (длина 18 с м ) » 135. В коллекции представлены также

другие варианты шапок этого типа — мужские и женские 136, в том числе

шапка богатых скотоводов «кыш пёрт», обшитая цветным шелком, с со­

больим околышем и двумя красными чесучевыми лентами (длина

43 см)..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 05.04.2016 в 07:02, Peacemaker сказал:

Думаю,что каракытай и каракалпак  одно и то же понятие .Я встречал где-то этимология слова кытай ,кидань связана с названием высокой шапки..В монгольских вики -элджигинов (ветвь кунгиратов) относят к киданьям..

 

Здесь есть данные о численности каракалпаков на 1912-13 гг. О конратах данных нет, зато есть сведения об Арысе Онторт уру, где численность племени Кытай лишь немножко не дотягивает до общей численности Кыпчаков, Кенегесов и Мангытов, состоящих в этом Арысе. 

 

http://pps.kaznu.kz/2/Main/FileShow2/21839/75/1/0/1995//

 

  Цитата

Племя ктай состоит из 12 родов: Численность ктаев, по данным 1912 г. около 25 200 че- ловек"106 .

"Племя кыпшак включает в свой состав 14 родов. Общая численность племени по данным 1912 г., около 9 200 человек"107

"В состав племени кенегес входят 8 родов: Численность их в 1912 - 1913 гг. достигала 8 601 человека;

В состав мангыт 19 родов, разделенных на четыре группы; Общая численность племени мангыт выражалась в цифре 11 791 человек,

 

Рîдо-племенной состав арыс конграт делится на две части шулук и жаунгыр. О численности и расселении родов и племен арыс конграт в XIX - начале XX в. точных данных не имеется, та как значительная часть их расположилась на левом бе- регу Амударьи, в пределах Хивинского ханства, где не проводилось ни переписей, ни статистических обследований109 .

 

 

В связи с этим попробуйте разобраться в этом: Источник, как мне подсказал ув. tatarbi чистой воды фальсификация фактов. Но что-то в этом есть, то есть, есть каракалпаки, есть кытаи из Китая, которые сели на шею оставшимся на Джаике каракалпакам, есть кровожадные мангыты, есть Узбек хан и есть кытаи не принявшие ислам, стало быть - "калмаки", короче, все в кучу. 

 

  Цитата
...В 1374 году джунский бек, поощряемый Мамаем, вновь отказался платить дань Булгару, и Азан послал на изменников бека Марджана. Марджан был потомком Якуба-Елаура. Его прадед Аю казаковал у реки Аю-су, почему и был прозван Аю. В 1311 году он получил смертельные раны возле своей крепости Аксубай, отбивая попытку кытайского племени монгытов захватить Черемшан. Тогда кытаи, пришедшие от границ Чина (China), сбили с Джаика старых ногайцев - каракалпаков, и многие из них переселились в Черемшан и Башкорт, приняли ислам и стали булгарами. Поэтому кыргызы (Kazakhs), запомнив это, называют булгар ногайцами. Другая часть каракалпаков бежала в кыргызские (Kazakhs) земли, где постепенно обосновалась на Туранском море (Aral Sea). Кыпчакские кытаи, захватив часть Джаика, сели на шею оставшимся и прозвали себя ногайцами, ибо боялись, что их лишат этой земли. Будучи темными и ненасытными, монгыты вознамерились нанести ущерб Исламской Державе и захватить ее владения, но были наголову разбиты Аю-беком. К сожалению, доблестный бек, спаситель каракалпаков, скончался в Аксубае от полученных ран. Его сын Хусаин также погиб при хане Узбеке, уничтожая кытайских биев, отказавшихся принять ислам. ...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 26.03.2016 в 14:45, башгирд сказал:

 

  В 22.02.2016 в 17:57, Kamal сказал:

 

  В 28.02.2015 в 20:28, башгирд сказал:

Похоже разобрались, что каракалпак, тем более Каракалпак, к черному никого смыслового отношения не имеет, а к шляпе - весьма отдаленное, как скафандр космонавта на костюм.

 

 Все идет от Кара чтобы это ни означало. От Кара же скорее всего идут и кара кипчаки, и кара мангыты, и кара ногаи и т.д. и т.п.

 

Есть народы кара (но не черные) и есть также народы " белые" - Ак. Это  гунны, хазары, угры и многие другие. Даже рус были белые, черные и красные.

 

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/4564-khunnu-siunnu-gunny-2/page-7#entry142840

АксКерБорж сказал(а) 23 Фев 2013 - 08:29:

'eleri' сказал(а) 23 Фев 2013 - 04:02:

Есть каракалпаки (черношапочники). А есть аккалпаки (белошапочники) - "аккалпакты", так казахи называли кыргызов (Ч.Валиханов).

 

Какое значение имело АК в даных словах?

Мое мнение:

Для древних времен  

- Молодой, для тюркских народов

- Верущий (принявший христианство)- в западном мире.

 

 

1. на основе тюркского языка становится понятным почему возникло сочетание смыслов: 

белый - черный (Ак и Кара) соответствует  молодое-старшее(старое) 

 

2. на основе религиозного фактора  белый - черный соответствует христианский или нехристианский народ

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5180-%C2%ABbelye%C2%BB-i-%C2%ABchernye%C2%BB-narody/#entry194537

Кара здесь от Карый - старик, племя

 

каракалпак - племя калпак

Аккалпак -молодежь (племени) калпак

 

при дворе Хорезмшахов всегда было конная гвардия их называли  калпак- сувори 

калпак- сувори  не конь же в шляпе

Так колпак в старотюркских языках означает -ШЛЕМ

сувори - всадник

 

калпак-сувори это воин, краткое прозвище - калпак.

Обычно служили родами, за некоторыми это прозвище закрепилось, а позже стали племенем "калпак" - каракалпак

Карапапа́хи (азерб. Qarapapaqlar — буквально: «чёрные папахи»; в Турции более распространено название «терекеме», «тюрк»- араб.)

«терекеме» - прозвище

Тюрк также имеет значение -воин 

 

А воин (синоним мужчина хотя бы 23 февраля) в названиях племен встречается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 13.04.2016 в 05:22, башгирд сказал:

1. на основе тюркского языка становится понятным почему возникло сочетание смыслов: 

белый - черный (Ак и Кара) соответствует  молодое-старшее(старое) 

 

2. на основе религиозного фактора  белый - черный соответствует христианский или нехристианский народ

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5180-%C2%ABbelye%C2%BB-i-%C2%ABchernye%C2%BB-narody/#entry194537

Кара здесь от Карый - старик, племя

 

каракалпак - племя калпак

Аккалпак -молодежь (племени) калпак

 

при дворе Хорезмшахов всегда было конная гвардия их называли  калпак- сувори 

калпак- сувори  не конь же в шляпе

Так колпак в старотюркских языках означает -ШЛЕМ

сувори - всадник

 

калпак-сувори это воин, краткое прозвище - калпак.

Обычно служили родами, за некоторыми это прозвище закрепилось, а позже стали племенем "калпак" - каракалпак

Карапапа́хи (азерб. Qarapapaqlar — буквально: «чёрные папахи»; в Турции более распространено название «терекеме», «тюрк»- араб.)

«терекеме» - прозвище

Тюрк также имеет значение -воин 

 

В любом случае в основе этноса заложен головной убор. А слово "Кара" (черный) возможно в разное время имело разное значение. Мне также интересно происхождение народа Карапапахи - также в исторических источниках как отдельный народ появляются в 16 веке. Об исторической общности каракалпаков и карапапахов отмечает азербайджанский ученый Н. Мамедов. Привязка скорее всего в сельджукском движении средневековья. Стало быть, уже в средневековье предки каракалпаков и карапапахов осознавали себя как народ происходившим от головного убора в виде прозвища. В 16 веке приняли как этноним в дань далеким предкам в черных калпаках (шлемах).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  В 04.06.2016 в 13:19, Kamal сказал:

 

  В 13.04.2016 в 05:22, башгирд сказал:

1. на основе тюркского языка становится понятным почему возникло сочетание смыслов: 

белый - черный (Ак и Кара) соответствует  молодое-старшее(старое) 

 

2. на основе религиозного фактора  белый - черный соответствует христианский или нехристианский народ

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5180-%C2%ABbelye%C2%BB-i-%C2%ABchernye%C2%BB-narody/#entry194537

Кара здесь от Карый - старик, племя

 

каракалпак - племя калпак

Аккалпак -молодежь (племени) калпак

 

при дворе Хорезмшахов всегда было конная гвардия их называли  калпак- сувори 

калпак- сувори  не конь же в шляпе

Так колпак в старотюркских языках означает -ШЛЕМ

сувори - всадник

 

калпак-сувори это воин, краткое прозвище - калпак.

Обычно служили родами, за некоторыми это прозвище закрепилось, а позже стали племенем "калпак" - каракалпак

Карапапа́хи (азерб. Qarapapaqlar — буквально: «чёрные папахи»; в Турции более распространено название «терекеме», «тюрк»- араб.)

«терекеме» - прозвище

Тюрк также имеет значение -воин 

 

В любом случае в основе этноса заложен головной убор. А слово "Кара" (черный) возможно в разное время имело разное значение. Мне также интересно происхождение народа Карапапахи - также в исторических источниках как отдельный народ появляются в 16 веке. Об исторической общности каракалпаков и карапапахов отмечает азербайджанский ученый Н. Мамедов. Привязка скорее всего в сельджукском движении средневековья. Стало быть, уже в средневековье предки каракалпаков и карапапахов осознавали себя как народ происходившим от головного убора в виде прозвища. В 16 веке приняли как этноним в дань далеким предкам в черных калпаках (шлемах).

 

 О значении  "Кара" в этнонимах см.

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/5180-%C2%ABbelye%C2%BB-i-%C2%ABchernye%C2%BB-narody/?view=getnewpost

 "Каракалпак" - старые (племя, народ) или древние "колпак".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Каракалпаки на базаре города Турткуля, южная столица ККАССР 1930 год. Сразу бросается в глаза головные уборы темного цвета. В войлочных калпаках почти никого. Поэтому, версия, что Кара-калпак это прозвище данное соседями не актуальна. Калпак (букв. шляпа) и шапка (шогирме, борик, кураш) - разные виды головного убора. Каракалпаки в истории известны с конца 16 века, но самоназвание связано с более древними представлениями о Кара калпаках как о народе.

 

gallery_8583_5_37586.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вполне может быть, что этимологию слова Каракалпак можно будет найти и в Саукеле.

И. Богословская. Каракалпакские саукеле.

http://folkroom.ru/uploads/media/Saukele__DecorArt-2013-04-2.pdf

Шлемовидные головные уборы (как мужские, так и женские), судя по находкам археологов на территории Горного Алтая (Пазырыкские курганы, плоскогорье Укок) и в Приаралье, скифо-саки носили уже в V–IV веках до н.э. По типологии воинские шлемы пазырыкцев имеют явное сходство с каракалпакскими саукеле. На драхме, датируемой 77–70 годами до н.э., с изображением парфянского царя Синатрука его высокий головной убор обшит тремя рядами бус, как и головной убор каракалпакских женщин, что подтверждает древнее происхождение саукеле и его бытование на территории Средней Азии.

На драхме, датируемой 77–70 годами до н.э., с изображением парфянского царя Синатрука его высокий головной убор обшит тремя рядами бус, как и головной убор каракалпакских женщин, что подтверждает древнее происхождение саукеле и его бытование на территории Средней Азии. Слово «саукеле» встречается в каракалпакском эпосе «Кырк-кыз» («Сорок девушек»). В подобном головном уборе воюет предводительница девушек-амазонок Гулаим. Из греческой мифологии известно, что амазонки «собственноручно выделывали как свои шлемы, так и скреплявшие их под подбородком ремни. Поверх шлема носили фригийский колпак из войлока (пилеус) с наушниками, спускавшимися до плеч, затыльником и с завязками. Эта фригийская шапка часто имела коническую форму. Амазонки украшали ее жемчугом».  Каракалпакские женщины предпочтение отдавали излюбленному ими кораллу, несмотря на его редкость и дороговизну.

Аналогии каракалпакскому головному убору саукеле ученые (С.П. Толстов, А.С. Морозова) находят и в шлемовидном головном уборе царя на одной из хорезмийских монет I века до н.э., в изобразительном материале из Урарту. Подтверждением тому, что войлочный головной убор у народов, населявших Среднюю Азию, является одним из самых древних, доказывают и археологические находки на могильнике Восточного Приаралья Томпакасар (последнее возведено не позднее V–IV веков до н.э. и прекратило свое существование в конце IV–V веков н.э.). Испанский посол при дворе Тимура (Тамерлана) Гонсалес де Клавихо еще в XV веке так описывал головной убор его жены: «На голове, точно шлем из красной ткани, похожий на те, в которых сражаются… этот шлем был очень высок, и на нем было много крупного светлого и круглого жемчуга, много рубинов и бирюзы, и разных других каменьев, очень красиво вставленных…» 

Название «саукеле» состоит из сочетания двух слов: «ша» — царь и «куло» — шапка или «кала» — голова, из этого следует, что головной убор происходил от шлема воина, но впоследствии превратился в свадебный. По предположению М.С. Андреева и О.А. Сухаревой, название этого головного убора происходит от иранского слова «шаh» (царь). Корень «кел» некоторые авторы связывают с иранским «кале» (голова), «кул» – от иранского же названия головного убора «колаh» (шапка), то есть «царская шапка». Созвучное с саукеле словосочетание «сау килен» (здоровая невестка) в тюркских языках также может отражать смысл его названия как головного убора культового или церемониального назначения. Дословный перевод с каракалпакского языка слов «сау» (целая, защищенная) и «келле» (голова) напоминает о связи саукеле с воинским шлемом в древности. Этимологию слова «каракалпак» (в отдельных источниках связывают со словом «карагулпак» — черные пряди волос или с дословным переводом: «кара» — черный и «калпак» — калпак).

На черных полосах нескольких саукеле вышиты ряды элементов в виде тамги, имеющей сходство с изображением на хорезмийской монете II века н.э.11 и с тамгой удельного правителя Кердера. С.П. Толстов полагал, что «ранняя форма хорезмийской тамги (I—III века н.э.) — это сильно схематизированное изображение женской фигуры… со слившимися с ней двумя протомами коней, повернутых головами в сторону»12 . Накосники, прикрепленные к шапочке тумак, украшает вышивка с зооморфными элементами в виде рогов животных. В изделиях народных каракалпакских мастеров часто встречается элемент в виде креста и его варианты. Крестообразные фигуры соотносятся с космогоническими или культово-магическими представлениями жителей Центральной Азии и связаны с символом Солнца. « Солнце, дающее жизнь и плоды жизни, было родственно и культу плодородия»13 . Мотив креста, универсальный символ жизни и смерти, несет защитную функцию.

http://naukarus.com/desyat-karakalpakskih-saukele

Еще одну версию трактовки этого слова (Саукеле) предлагает Э.В. Ртвеладзе, который считает, что название саукеле образовывается от древнехорезмийского или согдийского "сау" (черный) и "кала/келе" (голова). Вероятно, эта версия наряду с другими раскрывает и этимологию слова "каракалпак".

 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...