Перейти к содержанию
Haze

Жагалбайлы

Рекомендуемые сообщения

2 часа назад, Zake сказал:

Киркун-киргиз-киргут, пусть итак и эдак трактуют, не суть. Но разве в источниках киркун-киргиз-киргут связывали с "соколом"? Это мне очень интересно.

Я опираюсь прежде всего на наблюдения Абрамзона, который изучал тамги кыргыз. Имхо Абрамзон взял верный след, но не успел довести до ума.

Если это не киркун и не киргур (как считают переводчики), а киргут, то имхо должен быть "сокол" во мн. числе.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/primtext.phtml

Цитата

2. Цзе-гу = k’it-kut = киркут (киргут). Вместе с тем китайская транскрипция цзе-гу позволяет восстановить звучание этнонима и как кир-кур (киргур). Какая из этих форм является более достоверной (и для какого времени) - ответить пока трудно. Если первая сейчас принята большинством востоковедов, то нельзя отрицать и существование второй. Упоминания киркоров - «сорока татаров» в русских летописях, разобранные Т. Ковальским (T. Kowalsky. Zur Erklarung des Namens Kirgis. Фотооттиск из Korosi Czoma Archivum.), ставят это предположение на реальную основу. Несомненно и другое: обе названные формы восходят к наиболее раннему варианту термина кыргыз - киркун (кит. цзянь-кунь (Возможно, «сорок племен» (кунов).)) = «полевой народ», «полевые гунны».

Нельзя не заметить здесь любопытную эволюцию термина: киркун (киргун) = киркут (киргут) = киркур, (киркор, киргур) = кыркыз (кыргыз). Она хорошо прослеживается хронологически, но объяснению почти не поддается. Смысловая связь между кун (гун) и гур - очевидна. Хронологически последовательное развитие понятий кун = «женщина-прародительница» = ее потомство = «человеческий коллектив» = «племя» = «народ» (ср. титул кун-хан у гуннов Аральского моря) на этой последней стадии совпадает с гур = «народ» (ср. титул гурхан у кытаев). Причем «гур» - слово, видимо, позднего, вторичного происхождения.

Другая связь - между аффиксами множественности «т»-«р»-«з». Именно применение этой множественной формы этнонима киркун и закрыло собой первоначальное звучание, а затем и значение слова, в результате чего его основа стала загадкой: цзе-гу = киркут = кир-кун (цы?); ср.: ту-цюэ = торкут = тур-кун(-цы?)..

Подтверждая положение об утрате первоначального значения слова киркун уже в эпоху монголов, напомним версию о происхождении киргисутов, записанную в Юаньши (цз. 63, стр. 34а, по изданию 14 года Даогуан) со слов кыргызских информаторов: «В древности (буквально: в начале) сорок женщин пришли из Ханьских земель и вышли замуж за мужчин из [племени] усу (урсут); и это значение (т. е. сорок. - Ю. З.) было взято как их название» (О происхождении «кыркыз» от «кыркк» - «сорок» и «з» - аффикса множественности см. Д. Банзаров. Собр. соч. М., 1955, стр. 184. Ср. легенду о происхождении кыргызов-цзянькунь по тексту Ю-ян цзацзу, гл. 4.). Весьма показательно разночтение этого текста с более ранними редакциями Юаньши, где вместо иероглифов «хань-ди» (ханьские, т. е. китайские земли) стоят «мо-ди» (пустынные, - степные земли). Изменение этнонима повлекло за собой новую версию о происхождении, и память о степной родине сохранилась лишь в виде упоминания о прежнем местожительстве сорока женщин. Однако впоследствии оно также было утрачено.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Я опираюсь прежде всего на наблюдения Абрамзона, который изучал тамги кыргыз. Имхо Абрамзон взял верный след, но не успел довести до ума.

Если это не киркун и не киргур (как считают переводчики), а киргут, то имхо должен быть "сокол" во мн. числе.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/primtext.phtml

Можете за два года подготовить статьи по этой (и другим) теме?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Я опираюсь прежде всего на наблюдения Абрамзона, который изучал тамги кыргыз. Имхо Абрамзон взял верный след, но не успел довести до ума.

Если это не киркун и не киргур (как считают переводчики), а киргут, то имхо должен быть "сокол" во мн. числе.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/primtext.phtml

 Но в источниках нет связи "кыргыз" с "соколом". А так в отрыве от источников много что можно наблюдать и бесконечно генерить идеи. Даже всей жизни не хватит.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, Джагалбайлы сказал:

Можете за два года подготовить статьи по этой (и другим) теме?

Ответил)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 часа назад, Zake сказал:

 Но в источниках нет связи "кыргыз" с "соколом". А так в отрыве от источников много что можно наблюдать и бесконечно генерить идеи. Даже всей жизни не хватит.

Кыргыз - уже более поздний этноним. Меня больше интересует древний этноним Киргут/Киркун/Киркур. Какая из этих форм является более достоверной (и для какого времени) - ответить пока трудно. Если первая (Киргут) сейчас принята большинством востоковедов, то нельзя отрицать и существование второй.

Вы же связываете коныратов с какими то лодками долбленками и ничего.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

 

Вы же связываете коныратов с какими то лодками долбленками и ничего.

Кимак-йимак-кипчак кстати тоже. 

Это выдолбленные полости, о которых писали в источниках.

А так, дело не в лодках, а в Солнце и Луне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 30.01.2025 в 13:13, Бозбет Шыны сказал:

Я опираюсь прежде всего на наблюдения Абрамзона, который изучал тамги кыргыз. Имхо Абрамзон взял верный след, но не успел довести до ума.

Если это не киркун и не киргур (как считают переводчики), а киргут, то имхо должен быть "сокол" во мн. числе.

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/primtext.phtml

Ув. АКБ подкинул интересную идею на базе монгольской легенды со слов юзера enhd: https://eurasica.ru/forums/topic/2618-енисейские-кыргызы/?do=findComment&comment=389121

Хотя это скорее даже базовая версия:

Цитата

Этноним «кыргыз» (др. кырг. 𐰴𐰃𐰺𐰴𐰕, Qïrqïz) этимологически восходит к общетюркской глагольной основе кыр-/кырк- «стричь», «истреблять», «уничтожать», «вырывать с корнем»[38] (ср. с якут. кыргыс — «воин», «побоище», «сражение»[39], ср. с монг. хярга — «стричь», «подрезать», Хяргас-Нуур — озеро Кыргыз Нур в Монголии).

"Кыргыз - уничтожать". Теперь легко сравнить это значение "уничтожать" с прото-тюркской основой  *Kɨŕ-, *Kɨrguj, *Kɨragan которая означает не только "ястреб, сокол", но и "ловкий, бьющий без промаха". В казахском например есть "қырғи", которое помимо "ястреба-перепелятника" означает "холодный, враждебный". (К слову, в легенде об Ойсыле визирь хана Жанибека - Кыргикабак из рода Жагалбайлы). В самом кыргызском это кыргый.

Снова аппелируя к тотемистическим воззрениям древних племен, я полагаю, что правильная транскрипция Цзе-гу с китайского это Киргут (а не Киркун или Киркур), что означает "соколы" или "ястребы". Тогда синхронная эволюция тюркского этнонима и названия птицы могла быть следующей:

Киргуй (Киргут)-->Кыргый (Кыргыз)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

23 часа назад, Бозбет Шыны сказал:

Ув. АКБ подкинул интересную идею на базе монгольской легенды со слов юзера enhd: https://eurasica.ru/forums/topic/2618-енисейские-кыргызы/?do=findComment&comment=389121

Хотя это скорее даже базовая версия:

"Кыргыз - уничтожать". Теперь легко сравнить это значение "уничтожать" с прото-тюркской основой  *Kɨŕ-, *Kɨrguj, *Kɨragan которая означает не только "ястреб, сокол", но и "ловкий, бьющий без промаха". В казахском например есть "қырғи", которое помимо "ястреба-перепелятника" означает "холодный, враждебный". (К слову, в легенде об Ойсыле визирь хана Жанибека - Кыргикабак из рода Жагалбайлы). В самом кыргызском это кыргый.

Снова аппелируя к тотемистическим воззрениям древних племен, я полагаю, что правильная транскрипция Цзе-гу с китайского это Киргут (а не Киркун или Киркур), что означает "соколы" или "ястребы". Тогда синхронная эволюция тюркского этнонима и названия птицы могла быть следующей:

Киргуй (Киргут)-->Кыргый (Кыргыз)

Конечно такая очевидная идея не могла мне первому прийти в голову. Статья 2023 года авторства Нурдина Усеева утверждает то же самое и практически ставит точку в этом вопросе:

Усеев, Н. (2023). INTERPRETATION OF THE KYRGYZ ETHNONYM: THE EAGLE PEOPLE I: THE KIRGU MORPHEME AND THE KYRGYDAY ETHNONYM BUGU Dil ve Eğitim Dergisi, 4(4), 391-410.

Обратите внимание, что согласно Абул гази онгон огузских Япарлы/Ягма - Киргу (ястреб-перепелятник). А Ягма в свою очередь связаны с Кыргызами, как например Сельджук (из Кынык) был связан со своим сюзереном кырг. каганом Бейгу.

https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/primtext3.phtml#130

Цитата

Племя Ягма обитало по-соседству с карлуками и чигилями на землях современной Киргизии и вместе с этими племенами стало именоваться киргизами...

Когда во время [одного] сожжения он допустил ошибку, [Огуз] был вынужден наказать его. Существовал суровый ветер, который дул со стороны Хитая (Китая). Этот ветер, который именовался Сам  128 Сюйрек , очень беспокоил [людей]. Ему (Ягме) сказали: «Ты садись на месте, откуда дует этот ветер, и перекрой его отдушину. Этим преследовалась цель его гибели и поэтому его и послали туда. [В настоящее время в этой стране туркменов из его рода нет. Они живут только в стране Хитаи] 129. [Его рода] тамга: онгон — орел 130, доля мяса — передняя правая лопатка.

Но ведь Ягма это согласно источникам - ветвь токуз-огузов. По сведениям «Худуд ал Аалам» они жили в соседстве с тянь-шаньскими кыргызами в районе Кашгара:

https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=471337

И известно что тотемом Ягма был скорее верблюд/Бугра:

https://eurasica.ru/forums/topic/7163-тотем-быка-марала-у-древних-уйгур-огузов-найманов-отуз-татар-и-хунну-бычьи-имена-тюрко-монголов/?do=findComment&comment=477193

Таким образом, ястребиный онгон по Абул гази сомнителен, но возможно как минимум указывает на связь ягма с кыргызами (ястребами).

Другие работы связанные с темой:

"Кыргызы в древности и средневековье" Шабалов Александр Сократович

Alyılmaz, C. (2023). Bursa Ulu Cami‟deki kartal betimlemeleri üzerine. Prof. Dr. BilgehanAtsız Gökdağ Armağanı. Ankara: Akçağ Yayınları, 123-153

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
12 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Конечно такая очевидная идея не могла мне первому прийти в голову. Статья 2023 года авторства Нурдина Усеева утверждает то же самое и практически ставит точку в этом вопросе:

Усеев, Н. (2023). INTERPRETATION OF THE KYRGYZ ETHNONYM: THE EAGLE PEOPLE I: THE KIRGU MORPHEME AND THE KYRGYDAY ETHNONYM BUGU Dil ve Eğitim Dergisi, 4(4), 391-410.

Обратите внимание, что согласно Абул гази онгон огузских Япарлы/Ягма - Киргу (ястреб-перепелятник). А Ягма в свою очередь связаны с Кыргызами, как например Сельджук (из Кынык) был связан со своим сюзереном кырг. каганом Бейгу.

https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/primtext3.phtml#130

Но ведь Ягма это согласно источникам - ветвь токуз-огузов. По сведениям «Худуд ал Аалам» они жили в соседстве с тянь-шаньскими кыргызами в районе Кашгара:

https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=471337

И известно что тотемом Ягма был скорее верблюд/Бугра:

https://eurasica.ru/forums/topic/7163-тотем-быка-марала-у-древних-уйгур-огузов-найманов-отуз-татар-и-хунну-бычьи-имена-тюрко-монголов/?do=findComment&comment=477193

Таким образом, ястребиный онгон по Абул гази сомнителен, но возможно как минимум указывает на связь ягма с кыргызами (ястребами).

Другие работы связанные с темой:

"Кыргызы в древности и средневековье" Шабалов Александр Сократович

Alyılmaz, C. (2023). Bursa Ulu Cami‟deki kartal betimlemeleri üzerine. Prof. Dr. BilgehanAtsız Gökdağ Armağanı. Ankara: Akçağ Yayınları, 123-153

По сведениям "Худуд ал-Алем" кыргызов на Тянь-Шане в 11 веке не было. Это уже обсуждалось много раз.

Цитата

С самого начала начинается еще одна гора (bar gīradh) на Тогузгузской границе (ḥadd) в окрестностях озера Исси-кюль (пишется: Iskūk). Она продолжается до конца Тухси (Tukhsiyān) и начала границы Халлух, затем изгибается ('atf), и от нее отделяется ответвление*1 (bāz gardadh) в земли (nāḥiyat) племени Хирхиз. Эта гора называется Тулас /Tūlas/, и на ней водится много соболиных куниц (samūr), серых белок (sanjāb) и кабарги (āhū-yi mushk), а на той ветви ('atf), которая тянется (bāz kashadh?) в сторону страны Хирхиз, - кабарга (ḥayvān-i mushk) /khutū/ хуту-[рога], серые белки и соболиные куницы.

Для анонима "Худуд ал-Алем" Тянь-Шань протирался далеко на север и Алтай являлся его частью. Надеюсь не надо объяснять, что соболей и кабарги на Тянь-Шане нет, а гора Тулас во всех источниках это Алтай.

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 31.01.2025 в 18:37, Бозбет Шыны сказал:

Конечно такая очевидная идея не могла мне первому прийти в голову. Статья 2023 года авторства Нурдина Усеева утверждает то же самое и практически ставит точку в этом вопросе:

Усеев, Н. (2023). INTERPRETATION OF THE KYRGYZ ETHNONYM: THE EAGLE PEOPLE I: THE KIRGU MORPHEME AND THE KYRGYDAY ETHNONYM BUGU Dil ve Eğitim Dergisi, 4(4), 391-410.

Обратите внимание, что согласно Абул гази онгон огузских Япарлы/Ягма - Киргу (ястреб-перепелятник). А Ягма в свою очередь связаны с Кыргызами, как например Сельджук (из Кынык) был связан со своим сюзереном кырг. каганом Бейгу.

https://www.vostlit.info/Texts/rus2/Rasiddaddin/primtext3.phtml#130

Но ведь Ягма это согласно источникам - ветвь токуз-огузов. По сведениям «Худуд ал Аалам» они жили в соседстве с тянь-шаньскими кыргызами в районе Кашгара:

https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=471337

И известно что тотемом Ягма был скорее верблюд/Бугра:

https://eurasica.ru/forums/topic/7163-тотем-быка-марала-у-древних-уйгур-огузов-найманов-отуз-татар-и-хунну-бычьи-имена-тюрко-монголов/?do=findComment&comment=477193

Таким образом, ястребиный онгон по Абул гази сомнителен, но возможно как минимум указывает на связь ягма с кыргызами (ястребами).

Другие работы связанные с темой:

"Кыргызы в древности и средневековье" Шабалов Александр Сократович

Alyılmaz, C. (2023). Bursa Ulu Cami‟deki kartal betimlemeleri üzerine. Prof. Dr. BilgehanAtsız Gökdağ Armağanı. Ankara: Akçağ Yayınları, 123-153

Это очень важный результат, который позволяет многое разложить по полочкам и провести более четкую линию между племенами Кыргыз (Киргут) и Чик, между Кыргый тамгой (моё название) и чиковской Жагалмай тамгой "Т". Эти тамги часто путают в силу их схожести, подобно схожести ястреба с соколом. К тому же известна географическая близость енисейских Кыргызов к племенам Чик и Аз.

Ранее я высказывал мнение, что Чигиль изначально было племенным союзом Чик и Аз (кара-тюргеши):

https://eurasica.ru/forums/topic/5553-тюргеши/?do=findComment&comment=476101

https://eurasica.ru/forums/topic/7063-тувинские-кюмюл-как-чумулчуми-чигиль-как-земля-чиков-ашина-хэлу-как-предводитель-чик-кюмюл-карлук/?do=findComment&comment=476111

Известно, что Чигиль с некоторого момента проповедовали несторианство. Имхо на их базе и возникли казахские Жагалбайлы, кыргызские и найманские Кытай, а также тюрки Шато, которые позже ушли на восток. Онгуты (ветвь Шато) по всей видимости тамгу "Т" встраивали в свои несторианские кресты. Также можно вспомнить про жагалмай тамгу "Т" у Аз-Сарай (Ширин): https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=474469

По поводу этимологии слова Чигиль правдоподобными кажутся две версии, но какая из них 100% верна сказать трудно:

1) Чиг+иль - земля Чиков или племена Чиков https://eurasica.ru/forums/topic/7063-тувинские-кюмюл-как-чумулчуми-чигиль-как-земля-чиков-ашина-хэлу-как-предводитель-чик-кюмюл-карлук/?do=findComment&comment=476111

2) Чигил-->Чагал-->Жагал как редукция Жагалмай. Либо наоборот Жагалмай это поздний синтез Жагал (также рыжий жеребец у телеутов, якутов) и птицы-божества Умай. https://eurasica.ru/forums/topic/6556-этимологиясемантика-jaɣlbaj-jaɣlmaj-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=474501

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 01.02.2025 в 11:06, Бозбет Шыны сказал:

Это очень важный результат, который позволяет многое разложить по полочкам и провести более четкую линию между племенами Кыргыз (Киргут) и Чик, между Кыргый тамгой (моё название) и чиковской Жагалмай тамгой "Т". Эти тамги часто путают в силу их схожести, подобно схожести ястреба с соколом. К тому же известна географическая близость енисейских Кыргызов к племенам Чик и Аз.

Ранее я высказывал мнение, что Чигиль изначально было племенным союзом Чик и Аз (кара-тюргеши):

https://eurasica.ru/forums/topic/5553-тюргеши/?do=findComment&comment=476101

https://eurasica.ru/forums/topic/7063-тувинские-кюмюл-как-чумулчуми-чигиль-как-земля-чиков-ашина-хэлу-как-предводитель-чик-кюмюл-карлук/?do=findComment&comment=476111

Известно, что Чигиль с некоторого момента проповедовали несторианство. Имхо на их базе и возникли казахские Жагалбайлы, кыргызские и найманские Кытай, а также тюрки Шато, которые позже ушли на восток. Онгуты (ветвь Шато) по всей видимости тамгу "Т" встраивали в свои несторианские кресты. Также можно вспомнить про жагалмай тамгу "Т" у Аз-Сарай (Ширин): https://eurasica.ru/forums/topic/4830-жагалбайлы/?do=findComment&comment=474469

По поводу этимологии слова Чигиль правдоподобными кажутся две версии, но какая из них 100% верна сказать трудно:

1) Чиг+иль - земля Чиков или племена Чиков https://eurasica.ru/forums/topic/7063-тувинские-кюмюл-как-чумулчуми-чигиль-как-земля-чиков-ашина-хэлу-как-предводитель-чик-кюмюл-карлук/?do=findComment&comment=476111

2) Чигил-->Чагал-->Жагал как редукция Жагалмай. Либо наоборот Жагалмай это поздний синтез Жагал (также рыжий жеребец у телеутов, якутов) и птицы-божества Умай. https://eurasica.ru/forums/topic/6556-этимологиясемантика-jaɣlbaj-jaɣlmaj-связь-с-чигильjagil-связь-с-соколом-хуйху-те-последним-собирательным-названием-племён-уйгурского-каганата/?do=findComment&comment=474501

Казалось нет никаких оснований отдавать предпочтение той или иной версии о происхождении этнонима Чигиль, но на моём горизонте замаячили новые обстоятельства, которые усилили аргументацию в пользу одной из этих версий. Но обо всём по порядку.

Следующая мысль выдающегося востоковеда Василия Владимировича Бартольда настолько важна для понимания ситуации, что процитирую её дословно:

Цитата

Замечательно, что в турецких генеалогических сказаниях в том виде, как они распространялись в эпоху сельджукской империи, нет имени Огуз и есть имя Чигиль. ... Писавший в сельджукской империи анонимный персидский автор 12 в. делает исключение в пользу двух "умных" сыновей Яфета, Турка и Хазара, и только об остальных говорит, что в них ничего хорошего не было. Из сыновей Турка у того же автора Тутель, Чигиль, Барсхан и Илак; трое младших были предками чигилей (т.е. быть может всех турок, кроме огузов), барсханцев (жителей города Барсхана на юго-восточной стороне Иссык-Куля, у которого было особое наречие) и илакцев (Илаком называлась культурная полоса Ангрена, которую, по видомому, уже тогда считали отуреченной). О потомках Тутеля ничего не говорится; очевидно его считали предком огузов.

Теперь вспомним, что в легенде Джувейни о происхождении уйгур, упоминаются 4 брата, чьи имена можно соотнести с 4 животными (Сонкур-тегин, Тюкель-тегин, Ор-тегин и Буку-тегин).

Имя Тутеля кажется созвучным с Тюкель (возможно "совершенный олень или конь"). По Бартольду он идентифируется с огузами, а значит и с легендарным Огуз ханом (вол, бык).

Имя Барс-хан возможно соотносится с барсом (тюрк., уйг. bars "тигр, пантера, рысь"). С братом Илаком труднее.

А что насчет Чигиля? По логике вещей и в этом случае речь должна идти о животном. На ум приходит лишь трансформация Чигил-->Чагал-->Загал/Жагал. Из "киргизского этнографического словаря" мы читаем:

Цитата

«Загал» в бурят-монгольских языках обозначает рыжего жеребца, оленя, шаманский бубен, символизирующий у телеутов священного жеребца, у якутов — крылатого коня.

На данном этапе рассуждений, читатель может всё еще усомниться в справедливости этих допущений и сделанного вывода. Но к счастью, у нас в рукаве найдется еще один козырь!

Вспомните, что нумизмат Б. Кочнев отмечал, что Караханиды происходили от части чигилей – Эгдишей. Я реконструировал это слово на турецком как Eğdiş и нашел следующую информацию от самого Ибн-Баттута (14 век), он пишет о Дешт-и-Кипчаке:

Цитата

«В этих городах лошадей действительно много, и они дешевые. Стоимость лучшей лошади в стране составляет пятьдесят или шестьдесят дирхамов, что в нашем регионе составляет один динар или что-то около того. Эти лошади называются агадиш (eğdiş ? ) в Египте. Люди этим и живут. Лошади здесь такие же, как овцы в наших городах. Возможно, стад больше, чем у нас. У турка тысячи лошадей. У турок, которые поселились в этих городах, есть обычай Собственные лошади. В одном углу карет, на которых ездят женщины, есть тонкая палка длиной около локтя. «Она подвешивается, и к концу привязывается кусок войлока длиной в пядь, и по одному куску на каждую тысячу лошадей. Я видел, как люди добавляли до десяти подобных деталей».

Источник: Birol N. "14. YÜZYIL SEYAHATNAMELERİNDE DEŞT-İ KIPÇAK’TA SOSYO- EKONOMİK VE DİNÎ HAYAT"

Очевидно в описании Ибн Баттуты речь идет о некой породе лошадей Эгдиш (возможно мерин/холощеный жеребец). Таким образом, продолжая ассоциативный ряд, я полагаю, что его предок Чигил/Чагал/Загал/Жагал так же означает "жеребец", а точнее "рыжий жеребец".

Если Эдгиш это не порода лошадей, а просто мерин (кастрированный конь), то трактовка Огуз-хана как "кастрированного быка" уже не кажется столь абсурдной....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Казалось нет никаких оснований отдавать предпочтение той или иной версии о происхождении этнонима Чигиль, но на моём горизонте замаячили новые обстоятельства, которые усилили аргументацию в пользу одной из этих версий. Но обо всём по порядку.

Следующая мысль выдающегося востоковеда Василия Владимировича Бартольда настолько важна для понимания ситуации, что процитирую её дословно:

Теперь вспомним, что в легенде Джувейни о происхождении уйгур, упоминаются 4 брата, чьи имена можно соотнести с 4 животными (Сонкур-тегин, Тюкель-тегин, Ор-тегин и Буку-тегин).

Имя Тутеля кажется созвучным с Тюкель (возможно "совершенный олень или конь"). По Бартольду он идентифируется с огузами, а значит и с легендарным Огуз ханом (вол, бык).

Имя Барс-хан возможно соотносится с барсом (тюрк., уйг. bars "тигр, пантера, рысь"). С братом Илаком труднее.

А что насчет Чигиля? По логике вещей и в этом случае речь должна идти о животном. На ум приходит лишь трансформация Чигил-->Чагал-->Загал/Жагал. Из "киргизского этнографического словаря" мы читаем:

На данном этапе рассуждений, читатель может всё еще усомниться в справедливости этих допущений и сделанного вывода. Но к счастью, у нас в рукаве найдется еще один козырь!

Вспомните, что нумизмат Б. Кочнев отмечал, что Караханиды происходили от части чигилей – Эгдишей. Я реконструировал это слово на турецком как Eğdiş и нашел следующую информацию от самого Ибн-Баттута (14 век), он пишет о Дешт-и-Кипчаке:

Источник: Birol N. "14. YÜZYIL SEYAHATNAMELERİNDE DEŞT-İ KIPÇAK’TA SOSYO- EKONOMİK VE DİNÎ HAYAT"

Очевидно в описании Ибн Баттуты речь идет о некой породе лошадей Эгдиш (возможно мерин/холощеный жеребец). Таким образом, продолжая ассоциативный ряд, я полагаю, что его предок Чигил/Чагал/Загал/Жагал так же означает "жеребец", а точнее "рыжий жеребец".

Если Эдгиш это не порода лошадей, а просто мерин (кастрированный конь), то трактовка Огуз-хана как "кастрированного быка" уже не кажется столь абсурдной....

Эх, всё-таки я тут безбожно просчитался. К успеху шёл, не фартануло)

Чигиль-->Чик+эль (земля Чиков)

Тутель-->Тут+эль (земля Тухси, по другой версии земля шелка)

Барсхан - город на юго-восточной стороне Иссык-Куля 

Илак -->Яйлак (Ayloq) - летнее пастибище. 

Но Эгдиш всё равно скотина.

Цитата из "МАХМУД КАШГАРИ: АРГУ, ХАЛАДЖ" Г. ДЁРФЕР:

Цитата

Теперь подведем итоги. Махмуд Кашгари показывает, что уже в XI веке тюркские языки имели ясно различимые ветви; у него представлена почти современная классификация тюркских языков. Это позволяет нам предложить следующее разделение тюркских языков: караханидский (чигиль, барсган и тухси = современной уйгурской группе); огузский (=современной огузокой группе), (истинный) кыпчакский ( = современной кыпчакской группе), булгарский /суварский = современной чувашской группе), аргу (=современной халаджской группе). Язык халаджей ведет свое происхождение от аргу, который уже в XI веке четко отделился от других тюркских языков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.01.2025 в 09:31, Бозбет Шыны сказал:

На мой взгляд, формирование синкретического тенгри-несторианского культа "Жагалмай" хронологически имело место позже описываемых Ю.И. Дробышевым артефактов и культурных процессов (период 1 и 2 Тюркских Каганатов), а именно уже в заключительный период и после падения Уйгурского каганата, которое привело к ослаблению позиций манихейства в регионе и значит к усилению тенгризма/тотемизма и несторианства (например, принятие Карлуками несторианства в конце 8  века).

Временная победа тенгризма/тотемизма над манихейством имела место, когда Дуньмага (Tun Baga Tarkhan) убил уйгурского кагана Бёгю-кагана и 2000 других манихейцев в 779-780 году и начал вводить "соколиную" символику (Huihe (回紇)) в каганате. Был ли Дуньмага помимо этого несторианцем - доподлинно неизвестно, но примерно в это же время Карлуки принимают несторианство в качестве офф. религии.

Манихейство снова взяло верх в Уйгурском каганате в 803 году с приходом Кутлуг 2 из клана Эдизов. Тем не менее, вскоре с падением каганата в 840х "соколиная" символика снова начинает набирать обороты. Например, в книге "История Казахстана с древнейших времен до наших дней. Том 1"  мы читаем:

Затем "соколиные" имена и одновременно несторианство появляются у правителей других ханств/конфедераций:

  1. Сельджук и его кыргызский сюзерен Бейгу каган (10 век)
  2. Онгуты и кереиты (принятие несторианства в нач. 11 века или раньше)
  3. Возможно найманы  ("соколиных" имён я однако не встречал)
  4. Огузы унаследовали "птичьи" имена/онгоны, однако рано исламизировались под влиянием арабской культуры и власти

Для справки: 

Приблизительная схема миграций основных массивов тюрков Шато и Онгутов.

Несторианские захоронения в Ферганской и Чуйской долинах, Семиречье, Кашгаре и Самарканде до эпидемии чумы 14 в. и исламизации региона

Географическое распределение тотемов

Как уже аргументировалось выше, несторианство и тенгрианство (тотемизм в узком смысле) начали распространяться с новой силой в регионе как следствие ослабления манихейства и падения Уйгурского каганата.

Однако почва для зарождения синкретического культа Жагалмай возможно создавалась несколько ранее, а именно в периоды Западно-Тюркского и Тюргешского каганатов. Две культурно-религиозные волны (сирийское христианство с Ближнего Востока и культ сокола с Саяно-Алтая) должны были схлеснуться где-то в Семиречье и Чуйской долине в 7-8 веке, когда с одной стороны мы имеем согдийских (и не только) христиан-миссионеров, а с другой - северных мигрантов Чик и Аз.

На карте внизу зона пространственно-временного перекрытия двух религиозных начал условно демонстрирует, как такой синтез мог иметь место в тюрко-согдийской среде. Белые кресты - несторианские захоронения и храмы (существовавшие вплоть до 14 века). Желтые кружки (из статьи Ю.И. Дробышева) - тюркские/тюргешские балбалы с птичьими силуэтами.

Также на карте отметил 3 группы Чигилей (по Кашгари), одна из которых в рамках образования тюрок Шато попала под влияние танского Китая и мигрировала на восток, позже дав начало племени и династии Онгут.

"Соколиные" имена у ранних Сельджуков, а также изобилие соколиных и в целом птичьих онгонов у некоторых огузских племен, наводит на идею этногенетической связи западной группы Чигиль с огузскими племенами и в частности с самими Сельджуками.

large._.png.fc5eaeca649223dd3525d9874cd8

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...