Перейти к содержанию
Haze

Жагалбайлы

Рекомендуемые сообщения

2 минуты назад, Zake сказал:

Вы вообще знаете что такое "факт-чекинг"?

давайте по делу

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Бозбет Шыны сказал:

давайте по делу

Т.Акеров пишет много бездоказательных утверждений. Ваша настойчивость мне нравится.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, Zake сказал:

Т.Акеров пишет много бездоказательных утверждений. Ваша настойчивость мне нравится.

Я и не подписываюсь под его тезисами, просто только у него нашел инфу по Пугу/Бугу в контексте Чигилей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

Я и не подписываюсь под его тезисами, просто только у него нашел инфу по Пугу/Бугу в контексте Чигилей.

Поэтому я и писал про "факт-чекинг". Мало ли кто что писал, главное на какие источники или в целом аргументы он опирается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызы завоевали Уйгурский каганат. Отсюда для меня лично понятна связь уйгуров, т.е  кимак-кипчаков с кыргызами, а для историков нет. То что непонятно для проф. историков будет сбрасываться в общую кучу фольк-хисторизма.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 минут назад, Zake сказал:

Поэтому я и писал про "факт-чекинг". Мало ли кто что писал, главное на какие источники или в целом аргументы он опирается.

Этот период падения Уйгурского Каганата вообще очень запутанный и хаотичный, трудно разобраться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Бозбет Шыны сказал:

Этот период падения Уйгурского Каганата вообще очень запутанный и хаотичный, трудно разобраться.

Все очень логично и понятно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Zake сказал:

Все очень логично и понятно.

Тогда скажите, откуда у кыргызских Бугу и Сарыбагыш взялась тамга Чиков "Т"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Бозбет Шыны сказал:

Тогда скажите, откуда у кыргызских Бугу и Сарыбагыш взялась тамга Чиков "Т"?

Про чиков это бездоказат. мысли. А так тамга "жагалмай" - это "атавизм", "наследие" от завоеванного Уйгурского каганата кыргызами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 минуты назад, Zake сказал:

Про чиков это бездоказат. мысли. А так тамга "жагалмай" - это атавизм, наследие от завоеванного Уйгурского каганата.

То, что у Чиков эта тамга появилась раньше, чем у Пугу/Бугу -документальный факт http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 минуты назад, Бозбет Шыны сказал:

То, что у Чиков эта тамга появилась раньше, чем у Пугу/Бугу -документальный факт http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

тамги могут быть похожими, крч этого маловато для гипотезы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Zake сказал:

тамги могут быть похожими, крч этого маловато для гипотезы.

Кроме Чиков/Чигилей как предков Жагалбайлы других вариантов не вижу.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Бозбет Шыны сказал:

Кроме Чиков/Чигилей как предков Ж, эагалбайлы других вариантов не вижу.

Чик это не Чигиль. А чигиль это жагалбай, с этим не спорю.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

25 минут назад, Zake сказал:

Чик это не Чигиль. А чигиль это жагалбай, с этим не спорю.

Имхо тувинские Чики стали одними из Чигилей (земля Чиков ?), когда пришли в Семиречье/Иссык-Куль в 8-9 вв. Не считаю, что "Чигиль" это "Жагалбай".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алгоритм https://phylogeographer.com/mygrations/?hg=O&clade=O-MF30881 показывает, что O-MF30881, общая для Ойрата и Жагалбайлинцев, разветвилась где-то в Алтайских горах/Гоби-Алтай.

Рискну предположить, что "первый" жагалбайлинец и ойрат O-MF30881 - это как раз и есть тувинские Чики, которые в 8-9 вв. мигрировали в Жетысу/Иссык-Куль/Джунгарский Алатау (вероятно в альянсе с енисейскими кыргызами, которые ранее проживали там рядом на Алтае и Саянах; хотя Чики и Азы во многом и были теми енисейскими кыргызами, учитывая что "Чик" - кето-енисейское слово).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

19 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Имхо Табылды Акеров ошибается, отождествляя Пугу и Чиков. Дело в том, что до становления Пугу кыргызскими Бугу у них была другая тамга, как следует из лошадиных тамг вассальных княжеств (Зуев):http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

Вероятно, Пугу/Бугу влились в конфедерацию Чигилей уже позднее и как следствие унаследовали тамгу уже местных Чиков "Т".

Правдоподобным объяснением, почему тамга тюркских Пугу из Монголии (до 10 века) отличается от тамги кыргызских Бугу (идентичной темге Чиков "Т"), может служить следующий феномен, упомянутый в несколько другом контексте А. Монгушев в его статье "ЧИКИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РОЛЬ В ЭТНОГЕНЕЗЕ ТУВИНЦЕВ (ПО СВЕДЕНИЯМ ВОСТОЧНЫХ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ)" (2007):

Цитата

...Таким образом, в кыргызское время после ухода основной группы чиков осколки племенного объединения еще проживали на территории, прилегающей к Улуг-Хему и Уюкско-Туранской котловине. Некоторые из них, в частности юз-кюмюли, даже смогли вновь усилиться и увеличиться в численности (они состояли из ста родов) и, по видимому, играли большую роль в раздробленном на несколько багов (уделов) государстве древних кыргызов. Их правитель, возможно происходящий из рода Ашина, участвуя в союзе с кыргызами в военных действиях против давних врагов — уйгуров, получил свой народ в удел и стал одним из основных удельных правителей Древнекыргызского государства [34].

34. Ему, видимо, была пожалована кыргызская тамга типа ¥. Возможно, что у кыргызских правителей существовал обычай дарить начертания своей тамги вместе с уделом, сходный с обычаем китайских императоров дарить свое родовое имя соседним "вассальным" правителям....

Экстраполируя это явление на Пугу (В XIII в. группа Пугу распалась на ряд частей и вошла в состав других народов), можно предположить, что они пришли гораздо позже Чиков в Приисыккулье/Притяньшанье (уже скорее к Чигилям Караханидского гос-ва или Чагатаевского улуса) и получили там землю и тамгу Чиков/Чигилей в качестве новоприбывших "вассалов". Похожая история видимо приключилась с кыргызским племенем Сарыбагыш, которые якобы веками находились в ссылке на Алтае, но были освобождены победой Чингисхана над Найманским ханством в нач. 13 века и мигрировали в Притяньшанье. К этому времени Чики уже жили в тех краях 300-400 лет в составе Чигиль.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 04.08.2024 в 16:40, Бозбет Шыны сказал:

Алгоритм https://phylogeographer.com/mygrations/?hg=O&clade=O-MF30881 показывает, что O-MF30881, общая для Ойрата и Жагалбайлинцев, разветвилась где-то в Алтайских горах/Гоби-Алтай.

Рискну предположить, что "первый" жагалбайлинец и ойрат O-MF30881 - это как раз и есть тувинские Чики, которые в 8-9 вв. мигрировали в Жетысу/Иссык-Куль/Джунгарский Алатау (вероятно в альянсе с енисейскими кыргызами, которые ранее проживали там рядом на Алтае и Саянах; хотя Чики и Азы во многом и были теми енисейскими кыргызами, учитывая что "Чик" - кето-енисейское слово).

 

Изучая статью Андрея Монгуша про Чиков и старую работу синолога Юрия Зуева я наткнулся на очень интересную параллель. Если эта параллель не случайна, то можно с разной степенью вероятности выдвинуть следующие тезисы:

1) Тувинские Чики начали мигрировать в Семиречье/Приисыккулье не в 8-9 вв. (как полагает А. Монгуш), а где-то в сер. 7 веке (закат Западно-тюркского Каганата).

2) Эмигрировавшие Чики положили начало тюркской конфедерации Чигиль (земля Чиков), которая большей частью проповедовала Манихейство, центром которого был город Талас и страна Аргу ( «от Баласагуна до Тараза»).

3) Тувинские Чики иммигрировали в эти новые земли не одни, а вместе с аффилированным автохтонным тувинским или тюркским племенем Кюмюл/Юз-Кюмюл. "Кюмюл" на кето-енисейских языках значит "зеленый" или "синий".

4) Кюмюл это чуми (чумыл, чумул) в других источниках. 

Цитата из https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/posl.phtml

Цитата

В имеющихся у нас редакциях Таншу (цз. 140б, стр. 8а) и Цзю Таншу (цз. 194б, стр. 7а) огузы упомянуты в связи с возвышением западнотюркского кагана Хэ-лу: «[В 648 г. Хэ-лу] объединил чу-юс (чугыл, чигиль), чу-ми (чумыл, чумул), гу-су (гуз, огуз), гэ-ло-лу [134] (карлук) и народ пяти племен бу-ши-би» (Тундянь, цз. 199, стр. 8б; Вэньсянь тункао, цз. 344, стр. 8а. Сыма Гуан, переписывая это место, допустил ошибку при начертании термина гу-су: ши-су вместо гу-су (Цзычжи тунцзянь, цз. 199, стр. 6256). В другом месте той же летописи они названы правильно; гу-су (цз. 200, стр. 6298).). Эти племена названы в ассоциации с центром западнотюркского кагана на Таласе, в районе современного г. Джамбула. Здесь ясно проступает локализация огузов между чумулами на востоке и карлуками (халлухами) бассейна Таласа на западе (см. 76).

5) Чики это Чигиль или основатели Чигиль в Семиречье/Приисыккулье.

6) Если 4) и 5) верны, то Чики, Кюмюли и Карлуки были объеденены в сер. 7 века кёк-тюрком Ашиной Хэлу для антитанского восстания. Это следует из работы Юрия Зуева:

Цитата

В середине VII в. чигили (чуюэ), чумулы (чуми) и карлуки (гэлолу) объединяются под началом западнотюркского ябгу по имени Хэлу в его антитанском выступлении. Слово С13865, 2616 хэ-лу ( <ya-lou) без затруднений сближается с тюркским ару/ары "чистый", "светлый" [Севортян, 1974, с. 184--186]. Оно тождественно тюрко-манихейскому arYy ( ер. ari'y di'ntar "чистый священнослужитель").
Ставка/орда Хэлу располагалась в долине Таласа (Долосы чуань) "в 1500 ли прямо на север от Си-чжоу" [Гаочан, Турфан; Ду Ю, гл. 199, л. 86]. В другом труде это расстояние определено в 15 дней конного хода [Лю Сюй, 1958, гл. 195, с. 1449, л. 2а]. Эд. Шаванн локализовал этот далекий от семиреченского манихейский Т алас в долине верхнего Черного Иртыша [Chavannes, 1903, с. 32-33, 306].

Андрей Монгуш полагает что "Кюмюл" это кето-енисейское название кёк-тюрков:

Цитата

По нашему мнению, этноним кюмюл является просто переводом названия ашина. О такой возможности пишет С.Г. Кляшторный, который считает, что первое слово в составном самоназвании кёк-тюрков (кок) является переводом этнонима ашина [30]. Дополнительным аргументом в пользу данной гипотезы является то, что в надписях в честь Кюль-те-гина и Кежээлиг-Хову (Е-45) есть совпадающие почти слово в слово сентенции. В одном из них говорится о кёк-тюрках, а в другом о юз-кюмюлях...

Исходя из данного факта, мы выдвигаем предположение, что правителем кюмюлей во времена Тюркского каганата стал один из представителей кёк-тюркского каганско-го рода Ашина, что было нередко в то время. Но члены каганского рода могли стать вождями только крупных племен или племенных объединений. Поэтому кюмюли, скорее всего, в докыргызское время не только входили в состав племени чиков, но и были их правящим родом или племенем. Кроме того, синий цвет ассоциировался с небом, наименование кюмюлей могло быть сакрализованной составной частью имени главного племени чиков — кюмюл-чик, т.е. синих (небесных) чиков (по аналогии с кёк-тюрками)... Некоторые из них, в частности юз-кюмюли, даже смогли вновь усилиться и увеличиться в численности (они состояли из ста родов) и, по видимому, играли большую роль в раздробленном на несколько багов (уделов) государстве древних кыргызов. Их правитель, возможно происходящий из рода Ашина, участвуя в союзе с кыргызами в военных действиях против давних врагов — уйгуров, получил свой народ в удел и стал одним из основных удельных правителей Древнекыргызского государства [34].

О сходстве тюркских енисейских письменных памятников/эпитафий (где упоминаются кюмюл) и памятников таласской долины пишет Кормушин в своей книге "Тюркские енисейские эпитафии" (1997). В примечании к тувинской эпитафии E-45 (Кёжеллиг-Хову) он пишет (стр 220): 

Цитата

... Несомненно, находка данного выражения в енисейской надписи проявляет еще одно звено связи енисейских и таласских памятников.

7) Кюмюли неким образом связаны с племенем Цзе-гу/Киргут в силу схожести тамги последних с тамгой на енисейских эпитафиях представителей Кюмюл [Кормушин, 1997]: 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/posl.phtml

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

Попытаюсь рассмотреть эти тезисы детальнее в следующих постах...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.08.2024 в 00:34, Бозбет Шыны сказал:

Изучая статью Андрея Монгуша про Чиков и старую работу синолога Юрия Зуева я наткнулся на очень интересную параллель. Если эта параллель не случайна, то можно с разной степенью вероятности выдвинуть следующие тезисы:

1) Тувинские Чики начали мигрировать в Семиречье/Приисыккулье не в 8-9 вв. (как полагает А. Монгуш), а где-то в сер. 7 веке (закат Западно-тюркского Каганата).

2) Эмигрировавшие Чики положили начало тюркской конфедерации Чигиль (земля Чиков), которая большей частью проповедовала Манихейство, центром которого был город Талас и страна Аргу ( «от Баласагуна до Тараза»).

3) Тувинские Чики иммигрировали в эти новые земли не одни, а вместе с аффилированным автохтонным тувинским или тюркским племенем Кюмюл/Юз-Кюмюл. "Кюмюл" на кето-енисейских языках значит "зеленый" или "синий".

4) Кюмюл это чуми (чумыл, чумул) в других источниках. 

Цитата из https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/posl.phtml

5) Чики это Чигиль или основатели Чигиль в Семиречье/Приисыккулье.

6) Если 4) и 5) верны, то Чики, Кюмюли и Карлуки были объеденены в сер. 7 века кёк-тюрком Ашиной Хэлу для антитанского восстания. Это следует из работы Юрия Зуева:

Андрей Монгуш полагает что "Кюмюл" это кето-енисейское название кёк-тюрков:

О сходстве тюркских енисейских письменных памятников/эпитафий (где упоминаются кюмюл) и памятников таласской долины пишет Кормушин в своей книге "Тюркские енисейские эпитафии" (1997). В примечании к тувинской эпитафии E-45 (Кёжеллиг-Хову) он пишет (стр 220): 

7) Кюмюли неким образом связаны с племенем Цзе-гу/Киргут в силу схожести тамги последних с тамгой на енисейских эпитафиях представителей Кюмюл [Кормушин, 1997]: 

https://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/X/Van_Pu/posl.phtml

http://s155239215.onlinehome.us/turkic/29Huns/Zuev/ZuevTamgasRu.htm

Попытаюсь рассмотреть эти тезисы детальнее в следующих постах...

Спин-офф тема, в которой многие моменты удалось таки прояснить: https://eurasica.ru/forums/topic/7063-тувинские-кюмюл-как-чумулчуми-чигиль-как-земля-чиков-ашина-хэлу-как-предводитель-чик-кюмюл-карлук/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хотелось бы произвести сравнительный анализ предполагаемых ареалов обитания Жагалбайлы в Семиречье (как минимум до событий Кыз-Жибек 16-17 вв. и до джунгарского нашествия и Ақтабан шұбырынды в 17-18 вв.) и кочевого племени Чигиль, упоминаемых в источниках начиная с 7 века.

Итак, на базе предыдущих моих постов отметим семиреченские топонимы, предположительно связанные с Жагалбайлы:

1) Улан и Жамбыл  рядом с Алматы (причерноморские горы для летовки в Кыз-Жибек).

2) Ак-тениз/Ак-денгиз - старое название Балхаша либо озеро Белое в Или-Балхашском бассейне (зимовка в Кыз-Жибек)

3) Из книги "Моя малая родина - Житикара":

Цитата

Потомки Мырзы тогда проживали в СРедней Азии, в Ферганской долине в районе Жидели-Байсын (часть Ферганской долины и часть Гисарских гор) 

Возможно более оригинальной локализацией местности Жидели-Байсын является подножие Алатау как пишет А.Ш. Мирзабеков в своей статье :

Цитата

Для казахов Жидели-Байсын находится у подножия Алатау: здесь мягкая короткая зима, зеленое лето, и если народ переселится к теплым подножиям Алатау, значит, окажется на земле Жидели-Байсын»

– Если так, то почему мой дед Абылай не переселил народ в сторону Алатау? — спросил хан Кене.

– Была этому только одна причина в то время: народ, измученный в годы «ақтабан шұбырынды», нельзя было отвести в места, близкие для набегов быстрых джунгаров. Время для переселения народа тогда еще не пришло. Некоторые считают, что Жидели-Байсын находится либо в Туране, либо в стороне Бухары, либо должна быть в Иране, но это неправильно, — ответил Муса [8; 200].

4) Найза Сарыбелев (19 век) - одна из немногих подветок Бозбет Шыны в отделении Мырза.

В этой связи интересен перевал Сарыбель, где по легенде произошла известная битва с джунгарами.

Цитата

Впрочем, Сарыбель, расположенный близ территории расселения кыргызов – это, как показано в «Тринадцатилистном атласе Цяньлуна», общее название территории, которая берет начало от реки Курты и доходит до горы Кеклик и перевала Кастек на горе Суыктобе. Здесь, в центре благословенного Жетысу начался большой поход против джунгар-калмыков.

Легендарная Анракайская битва якобы имела место в тех же краях: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анракайская_битва

Кроме того при Сарыбеле произошла битва с кыргызами. Насколько я понял, перевал Кастек является частью Сарыбеля: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кастек_(городище)

На старой карте вдоль Сырдарьи чуть выше Голодной Степи отмечено урочище Сары-бель:

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/75/Карта_Голодной_степи.jpg

5) Совсем забыл про священную гору Хантау, имя который вероятно было принесено жагалбайлинцами в Верхнеуральск из Жамбыльской области: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хантау https://ru.wikipedia.org/wiki/Петроглифы_Хантау

Теперь разберем Чигилей... В арабских источниках приводится несколько "приятных городов и селений" этого племени:

1)кочевники чигили (так же как и тухсы (Tukhsi)) жили близ городка Quyas (*Quyash) , располагавшегося за Барсганом (Barsghan) и орошавшегося двумя реками Keykan, впадающими в Или, ibid., iii, 132, v.i., стр. 301, примечание 4. Quyash ("Солнце" по-тюркски) предположительно располагался на левом берегу Или; в монгольскую эпоху это был стан Чагатая (на западе от средневекового Алмалыка)

2) Другая часть племени проживала в городке Чигиль, возле Тараза (Таласа), ср. Мукаддаси, 274, [1], а третья - в селениях с тем же названием (** полагаю Чигиль?) под Кашгаром.

3)SIKUL,большой город на границе между халлухами и чигилями, близко к мусульманскому миру (nazdik ba musalmani). Это - процветающее и приятное место, где пребывают торговцы... Город Sikul (*Isik-kul) вероятно стоял на северном берегу озера, где Carta Catalana (1375 год н.э.) также помещает город Yssicol, и где по-видимому находился армянский монастырь... Следует помнить, что на севере озеро отделено от бассейна Или двойной горной цепью, Kungey и Алатау, между которыми протекает Великий Kebin, правый приток Чу. Эта долина, находившаяся между городом и основными местами проживания племени предположительно также находилась во владении чигилей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата из Рахимова А.А. "К вопросу генетической генеалогии казахского рода жагалбайлы":

Цитата

Топоним «Жагалбайлы» упоминается также при описании расправы золотоордынского хана Жанибека над потомками Ойсыла, внука Майкы бия из рода уйсун [47, с. 288]. Время правления Жанибека пришлось на 1342-1357 годы.

С другой стороны, башкирские и казахские (младший жуз) табыны возводят свою родословную к темнику Майкы бию, то есть к средневековым уйсуням. Википедия гласит, что шежире башкирских табынов перекликается с караханидами:

Цитата

Основателем династии караханидов был Кара-хан, который, по рассказу Ибн аль-Асира, первым принял ислам. Сыном Кара-хана был Богра-хан, его преемником Илек-хан — в начале XI в. наиболее упорный распространитель ислама среди тюрков-язычников. Массовое обращение тюрков в Ислам произошло в 1043 г., когда 10 000 шатров кочевников приняли ислам (Ибн аль-Асир) и в праздник курбана закололи 20 000 голов скота (Бартольд, 1964, стр. 290).

Имена караханидов с поразительной закономерностью сохранились в шежере кара-табынцев, в которых, однако, произошли обычные для источников этого типа хронологические смещения: поздние, и потому более яркие реальные личности (Майкы-бий), оказались на вершине генеалогии, а ранние, полулегендарные и забываемые, — их потомками. В генеалогии башкирских кара-табынцев сыном Майкы-бия является Илек-бий, его потомком — Булга (Богра) или Булгаир-бий, а его сыном — Кара-Газиз (Кара-хан) который, по словам летописца, стал основателем кара-табынского рода (БШ, стр. 165). Эпитет «газиз» (святой) указывает на принятие Кара-Газизом — «родоначальником» кара-табынцев — ислама, подобно его прототипу — Кара-хану. Судя по этим аналогиям, в составе 10 000 шатров, упоминаемых Ибн аль-Асиром, были табынцы, так как «эти тюрки летом кочевали по соседству с землей болгар, зимой — около Баласагуна» (Бартольд, 1964 стр. 290).

Уже тогда, в середине XI в., некоторые родовые группы табыно-усуньских образований могли оставаться на территории «по соседству с землей булгар»… К этому же периоду истории восходит, очевидно, этноним илекаймагы (род илека), зафиксированный у табынцев дважды.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Бозбет Шыны сказал:

Цитата из Рахимова А.А. "К вопросу генетической генеалогии казахского рода жагалбайлы":

С другой стороны, башкирские и казахские (младший жуз) табыны возводят свою родословную к темнику Майкы бию, то есть к средневековым уйсуням. Википедия гласит, что шежире башкирских табынов перекликается с караханидами:

В этой связи интересна легенда об Ойсыле. Цитата из "Изустная история казахов Акселеу Сейдимбек" Райхан Алдабергенова https://proza.ru/2023/12/14/463

Цитата

ОЙСЫЛ, У КОТОРОГО БЫЛО ТРИДЦАТЬ СЫНОВЕЙ ИЛИ ПОТОМКИ СЫРГЕЛИ.
Первая версия. У Ойсыла было тридцать сыновей. Жил он во времена правления хана Жанибека. Это был богатый, удачливый и довольный своей судьбой бай, однако он слыл жестоким истязателем и лиходеем. Среди его сыновей был Бораш мырза, искусно владевший игрой на домбре. Бораш был силачом и настоящим батыром. Он был влюблен в дочку хана Жанибека и встречался с ней. В один из дней все заметили, что дочь хана беременна. Это неприятное известие доходит до ушей хана Жанибека и он, разозлившись, вызывает к себе мать своей дочери и во гневе бросает ей в лицо:
- Я отрублю тебе голову за то, что не можешь уследить за своей дочерью!   
На что байбише хана отвечает ему вопросом на вопрос:
- О мой господин, если окружающие вас многочисленные визири и жасаулы не смогли пресечь действия могучего батыра Бораша, что могла сделать я? 
- Вызвать ко мне главного визиря! - возопил хан во гневе.
Главным визирем хана Жанибека был выходец из рода жагалбайлы. Звали его Кыргикабак. Он также был тайно влюблен в дочку хана. Хан говорит своему визирю:
- Всему народу на рты замок не повесишь. Может, мне отдать дочь за этого Бораша и избавиться от этих неприятностей? Что будем делать?
На что визирь отвечает ему:
- Дайте мне сроку три дня, я подумаю и дам ответ. За три дня главный визирь выполняет задуманный им план, затем предстает пред ханом:
- Таксыр, мой повелитель, дочку вам за Бораша отдавать нельзя. Во-первых, вы – человек ханского происхождения, а он простолюдин. Во-вторых, чего вы добъетесь, породнившись с извергом Ойсылом, имеющим тридцать сыновей? Лучше всего нам избавиться от него со всем его потомством. Для этого пообещайте отдать им дочь и сыграйте ложную свадьбу. Велите поставить сорок юрт в ряд, вплотную друг к другу, внутри велите вырыть глубокие ямы, а у входа поставить по два палача. Пусть встречающие джигиты заводят сватов в юрты по одному. А там палачи будут поочередно отрубать им головы.
Жанибек хан соглашается с ним. Однако, ему становится жаль отдавать на погибель одного из сыновей Ойсыла по имени Турымбет, который был знаменосцем в его войске, поэтому он отправляет его с заданием в дальний путь. Словом, объявив, что «отдает свою дочь за Бораша», хан приглашает Ойсыла со всеми его сыновьями на свадебный той. Оказалось, что только недавно Бораш женился на дочери богача Кыдырбая из рода алшын. Молодая жена узнав о том, что Бораш собирается привести в дом вторую жену – токал, всячески выражает свое недовольство и обиду. Бораш, любым способом желая жениться на ханской дочери и ввести ее в свой дом, недовольную жену на время отвозит к ее родственникам.
Брат Ойсыла по имени Уйсыл и семеро его сыновей удивились:
- Как хан согласился породниться с вами? Получается, он вынужден теперь всенародно объявить тайну своей дочери? Это никак нельзя назвать разумным решением. Не ходите на свадьбу, хан явно задумал какое-то вероломство.
- Вы думаете я поверю вашим пустым уговорам и откажусь от привалившего нам счастья? – рассердился Ойсыл и вместе со всеми сыновьями отправился на той. Будущих сватов встретили стоявшие тут же навытяжку вооруженные джигиты и, подхватив каждого под руки, заводят их в выстроенные в ряд белые юрты. Другие же джигиты, взяв их лошадей под уздцы, повели к коновязи и там на месте, не издав ни звука, поотрезали им стремена. Последние семь-восемь сыновей, глядя на суровые лица встречающих и почуяв неладное, бросились к своим коням и унеслись прочь. Воины, схватив заранее приготовленные копья и запрыгнув на коней, помчались им вдогонку. Сыновья Ойсыла, оказавшись без стремян, не смогли дать достойного отпора и большинство из них погибло. Ханский отряд, прискакав в их аул, не взирая на маленьких детей и беременных женщин, учиняет полный разгром. С тех пор то место, где вымерло все потомство Ойсыла, стало называться Оликты («;лік» –покойник, мертвец – прим. переводчика).
Из женщин в роду Ойсыла в живых осталась одна лишь Азбике, великая мастерица и швея, искуснейшим образом орудовавшая ножницами и иглой. Хан, решивший на корню истребить весь род Ойсыла, не тронул Азбике лишь потому, что слыла она бесплодной, не способной выносить ребенка, поэтому на нее и внимания не обратили.
Тем временем у ханской дочери начинаются схватки и она рожает сына. Ребенка заворачивают в шелковые пеленки и относят туда, где лежит скот, выкапывают ямку в куче навоза, кладут туда новорожденного и сообщают об этом Азбике. Когда Азбике, прижав к сердцу ребенка, нежа и лелея его, попыталась дать ему грудь, у женщины, считавшейся в народе бесплодной, из обеих грудей вдруг потекло молоко. Хан Жанибек после того, как его совершеннолетняя дочь забеременела, стыдясь ее непристойного поступка, перекочевал на берега Иртыша и в местности Караденгей основал свое ханство.
Турымбет батыр, вернувшись из дальнего путешествия, узнал, что хан Жанибек погубил отца и всех его братьев. Остался лишь младенец, рожденный дочерью хана, сын Бораша, которого забрала к себе Азбике. Этого ребенка, оказывается, прячут от людей в куче навоза и кормит она его только под прикрытием сумерек. «К;;, к;;, к;;, і;ір, і;ір, к;;ір» (в пер. навоз, навоз, навоз, сумерки, сумерки, запах навоза... – прим. переводчика) – лишь с подобными словами была связана жизнь младенца, и потому, говорят, ему дали имя - Конырдек. А Азбике, прежде считавшаяся бесплодной женщиной, только и умеющей держать в руках «золотые ножницы», теперь кормила младенца грудью, откуда истекало настоящее материнское молоко. Она вышла замуж за Турымбета и родила ему двух сыновей  - Нан и Нау. В некоторых шежире одного из сыновей вместо Нау иногда называют «Манат».
Путники, проезжая по делам мимо дома Турымбета, увидев играющих во дворе трех мальчиков, нет-нет да скажут со вздохом: «И от этих несчастных, оказывается, осталось три вот этих тамги, три следа». И тогда Конырдек, Нан и Нау стали называться «Уштанба» (Три тамги). Так как Турымбет был знаменосцем хана Жанибека, потомков его сына Нау народ прозвал «Тута;балы» (досл. ту – знамя, та;ба – тамга – прим. переводчика). А так как их мать Азбике все знали, как мастерицу с «золотыми ножницами» в руках, потомки ее сына по имени Нан разрослись в отдельный, самостоятельный род, и этот род в народе стали называть «;айшылы»  (;айшы - в пер. ножницы). А в некоторых версиях шежире Азбике даже называют «Кайшылыбике» (госпожа с ножницами).
А жена Бораша, которую муж когда-то отправил к ее родне, родила сына, которого назвали Кубасай. В некоторых рассказах его называют Кутабай. Кубасай вырастает настоящим великаном и силачом. Когда ему исполнилось двенадцать лет и он достиг совершеннолетия, говорят, во время игры в кокпар никто не сумел бы, да и не посмел бы вырвать из его рук тушу козла. В конце-концов алшыны – жагалбайлы (родственники его матери – нагашы), устыдившись сложившегося положения, говорят Кубасаю: «Ты либо езжай к своей родне (к родственникам по отцовской линии), либо оставайся со своими жиенами» (жиены – двоюродные братья и сестры по линии матери – прим. переводчика). Затем Кубасаю дают сорок кобылиц с жеребятами и отправляют к к его прямой родне (родственникам отца). Тогда юноша говорит им:
- Не давайте мне в дорогу так много скота. Вдруг повстречаю воров и разбойников, которые захотят отнять его?
- Скажешь им, что ты Байулы и никто тебя не тронет, - сказал ему дед. Таким образом люди дадут в будущем Кубасаю прозвище Байулы. В те времена молоко кобылы в пути использовали, как пищу. Поэтому его родственники-нагашы, чтобы жеребята в дороге не высосали все молоко у маток, им надели сырге («сірге») или «м;рынды;» (маленькая палочка, продеваемая через носовые хрящи, к которой привязывется поводок – прим. переводчика). Кубасай благополучно добирается до своих родственников и присоединяется к трем сыновьям Турымбета. И если их раньше называли «уштанбалы» (имеющие три тамги), то теперь стали звать «торттамгалы» (четыре тамги).
У Конырдека родились два сына – Уылдырык и Буылдырык. Разбогатевшие потомки Уылдырыка жили в белых юртах и их прозвали «акконырдеками», а потомки Буылдырыка были победнее, поэтому их назвали «караконырдеками» . 
Из тех жеребят, что подарили Кубасаю нагашы - родственники матери, один вырос быстроногим, резвым стригунком и народ его прозвал - «сыргели тай». И так как люди часто повторяли «сіргелі, сіргелі», со временем возродившийся и размножившийся аулет Ойсыла стали называть «сыргели» (Фонд рукописей Института литературы и искусства имени М.О.Ауэзова: Ш. 90; Казахские мифические повествования (;аза;ты; мифтік ;;гімелері). Составители и авторы научных комментариев Ш. Ыбыраев, П. Ауесбаева).
Вторая версия. До разделения на жузы, народ, называемый уйсынами, и до эпохи Чингисхана был народом с единым ураном (родовой клич, девиз). В те времена канглы и сыргели были одним объединением, жалайыры – другим. Во главе союза родов, куда входили канглы-сыргели, а также дулаты, албаны, суаны, говорят, стоял Майкы би. В старинном шежире есть слова Чингисхана: «Уйсын Майкы би, пусть твоей тамгой будет «сургы». Эта тамга «сургы» или иначе «сырге» стала собственностью рода сыргели. Исходя из этого можно сказать, что сыргели стали обладателями «кара шанырака» (закон минората).
В составе казахов сыргели являются потомками человека по имени Ахмет-Сыргели. У Ахмета-Сыргели был сын Ойсыл. У этого Ойсыла было тридцать сыновей: Алихан, Тунке, Бакырган, Арыстан, Бораш, Жарас, Жанас, Турымбет, Жалмамбет, Отеп, Коркыт, Шолак, Байгел, Амирбек, Тыныбек, Шыныбек, Нурбек, Нурымбет, Кулымбет, Косакбай, Алшымбай, Кыдырбай, Журымбай, Байымбет, Жарымбет, Сырымбет, Садык, Сыдык, Толеп.   
В свое время все тридцать братьев были с одной стороны батырами, а с другой душегубами и лиходеями. Один из этих тридцати – Бораш мырза сошелся с ханской дочерью, которая затем забеременела. Она решает выйти замуж за Бораша мырзу. У Бораша уже была одна жена, сосватанная им у Кыдырбая из рода алшын.  Бораш мырза отправляет жену погостить к ее родственникам, а сам решает сосватать ханскую дочь. Жанибек хан склоняется к мысли отдать свою дочь за Бораша мырзу. Однако, его визирь Кыргикабак отговаривает его: «Хан не должен отдавать дочь за простолюдина, лучше устройте свадьбу со сватовством, велите поставить в ряд девяносто девять юрт и в самой крайней из них вырыть большую яму. Рядом поставьте двух палачей и уничтожьте их всех со всеми домочадцами». Хан соглашается с ним и убивает всех братьев вместе с их женами и детьми. В живых останется одна лишь Ызбике – «золотые ножницы», которая служила при дворе хана швеей. Она была женой одного из этих тридцати братьев. В те времена Турымбет батыр был знаменосцем в войске хана. В это время он находился в дозоре, на страже рубежей, поэтому уцелел. Остался жив и Арыстан батыр, находившийся в это время в боевом походе.
Ночью у дочери хана начинаются схватки и она рожает сына. Чтобы ребенок не замерз и не погиб, его кладут в кучу теплого навоза и сообщают об этом Ызбике – «золотые ножницы», чтобы она тайно забрала ребенка и вырастила. Так как ребенок был прикопан в навозной куче, ему дают имя – «Конырдек» (К;;ірдек - от слова к;; - навоз).
Хан Жанибек, побоявшись гнева уйсынов, бежит к берегам Иртыша и в местности Карадон создает свое ханство. А то место, где погибли тридцать братьев, с той поры называется «Оликты» (от слова «;лік» - покойник, мертвец).
Отправившийся в поход на врага Арыстан батыр возвращается домой. Позже, собрав войско из алшынов и дулатов, он добирается до хана Жанибека и убивает его.
А Турымбет батыр по закону аменгерства (закон левирата) женился на Ызбике – «золотые ножницы». У них родились два сына – Манат и Нан. Ызбике «золотые ножницы» вырастила всех троих детей. Манат, глядя на знаменосца Турымбета, берет себе имя «Тутанбалы» (ту – знамя, танба – тамга). Нан, глядя на свою мать, назвался «Кайшылы (;айшы – ножницы).
В это время жена Бораша, уехавшая погостить к своим родственникам, рожает сына. Ему дают имя Кобысай (иногда называют Кубасай). Когда Кобысаю исполняется двенадцать лет, его дед по матери (нагашы-ата) алшын Кыдырбай преподносит ему в дар много скота и отправляет его к родственникам отца. Прибыв к родичам, Кобысай женится и у него рождаются два сына – Аксиык и Кожасиык.
От Аксиыка – Елибай, Жанабай, Айтбозым – от них берут начало три родовых объединения (ата).
От Кожасиыка – Батыр, Жайдак, Карабатыр, Байжигит, Шалдар.
От сыновей Турымбет батыра: Маната – берет начало род тутанбалы, от Нана – род кайшылы.
От одного из тридцати сыновей Ойсыла Жанаса – берет начало род ысты.
От одного из тридцати сыновей Ойсыла Жарымбета родился сын Досмамбет, от которого пошел род шапырашты (сведения взяты из рукописи известного ученого тюрколога Кулмата Омиралиева (1930-1985). Сообщил эти сведения знаток шежире Зайыр Садибекулы (1930), Южно-Казахстанская  (ныне Туркестанская) область, Казыгуртский район; З. Садибекулы. Мы (Казахи) Кас Саки (Біз (;аза;) ;ас Са;пыз). – Шымкент, 2007. Стр. 52-53).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

21 час назад, Бозбет Шыны сказал:

Хотелось бы произвести сравнительный анализ предполагаемых ареалов обитания Жагалбайлы в Семиречье (как минимум до событий Кыз-Жибек 16-17 вв. и до джунгарского нашествия и Ақтабан шұбырынды в 17-18 вв.) и кочевого племени Чигиль, упоминаемых в источниках начиная с 7 века.

Итак, на базе предыдущих моих постов отметим семиреченские топонимы, предположительно связанные с Жагалбайлы:

1) Улан и Жамбыл  рядом с Алматы (причерноморские горы для летовки в Кыз-Жибек).

2) Ак-тениз/Ак-денгиз - старое название Балхаша либо озеро Белое в Или-Балхашском бассейне (зимовка в Кыз-Жибек)

3) Из книги "Моя малая родина - Житикара":

Возможно более оригинальной локализацией местности Жидели-Байсын является подножие Алатау как пишет А.Ш. Мирзабеков в своей статье :

4) Найза Сарыбелев (19 век) - одна из немногих подветок Бозбет Шыны в отделении Мырза.

В этой связи интересен перевал Сарыбель, где по легенде произошла известная битва с джунгарами.

Легендарная Анракайская битва якобы имела место в тех же краях: https://ru.wikipedia.org/wiki/Анракайская_битва

Кроме того при Сарыбеле произошла битва с кыргызами. Насколько я понял, перевал Кастек является частью Сарыбеля: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кастек_(городище)

5) Совсем забыл про священную гору Хантау, имя который вероятно было принесено жагалбайлинцами в Верхнеуральск из Жамбыльской области: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хантау https://ru.wikipedia.org/wiki/Петроглифы_Хантау

Теперь разберем Чигилей... В арабских источниках приводится несколько "приятных городов и селений" этого племени:

1)кочевники чигили (так же как и тухсы (Tukhsi)) жили близ городка Quyas (*Quyash) , располагавшегося за Барсганом (Barsghan) и орошавшегося двумя реками Keykan, впадающими в Или, ibid., iii, 132, v.i., стр. 301, примечание 4. Quyash ("Солнце" по-тюркски) предположительно располагался на левом берегу Или; в монгольскую эпоху это был стан Чагатая (на западе от средневекового Алмалыка)

2) Другая часть племени проживала в городке Чигиль, возле Тараза (Таласа), ср. Мукаддаси, 274, [1], а третья - в селениях с тем же названием (** полагаю Чигиль?) под Кашгаром.

3)SIKUL,большой город на границе между халлухами и чигилями, близко к мусульманскому миру (nazdik ba musalmani). Это - процветающее и приятное место, где пребывают торговцы... Город Sikul (*Isik-kul) вероятно стоял на северном берегу озера, где Carta Catalana (1375 год н.э.) также помещает город Yssicol, и где по-видимому находился армянский монастырь... Следует помнить, что на севере озеро отделено от бассейна Или двойной горной цепью, Kungey и Алатау, между которыми протекает Великий Kebin, правый приток Чу. Эта долина, находившаяся между городом и основными местами проживания племени предположительно также находилась во владении чигилей.

Скоро наверное выйдет статья, касающая части этих вопросов. Исправляю тех замечания

  • Like 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Джагалбайлы сказал:

Ах, да! Забыл сказать это будем бомба! 😁

Жду с нетерпением😄

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...