Перейти к содержанию
koldenen_kypshak

Казахская степная лошадь и ее региональные подвиды

Рекомендуемые сообщения

Подвиды казахской степной лошади. Как и всё у казахов (язык, культура, быт, обычаи и прочее), по-моему убеждению, неразрывно связаны с климатическо-географическими особенностями. Примерно это так называемые:

 

1) Қазақы ат или Найманская (северо-восток, восток, Китай и Монголия)

2) Семиреченская (юго-восток)

3) Джабы (юго-запад и по центру)

4) Адаевская (арало-каспийский регион, запад)

 

 

В советское время под руководством Минсельхоза, ВНИИ коневодства и других институтов и ведомств предпринимались попытки улучшения местных пород, например, методом прилития крови других пород, в результате чего часто возникали новые породы. Так, на основе казахской степной породы были искусственно созданы две новые породы:

 

1) Костанайская – путем скрещивания казахской кобылы с калмыцкими, донскими, стрелецкими, орлово-ростопчинскими, англо-арабскими, полукровными и чистокровными английскими жеребцами, получилась мощная верховая спортивная лошадь;

2) Кушумская или Уральская – путем скрещивания с донскими, английскими и рысистыми жеребцами, получилась верхово-упряжная и мясная лошадь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зафиксированные рекорды казахской степной лошади:

 

1)

 

Летом 2013 года в Рязанской области РФ прошли дистанционные конные пробеги на Кубок «Содружество». Сборная Казахстана, представленная мангыстауцами вместе со своими двумя лошадьми преодолела автотранспортом путь длиною более 5 000 километров. Несмотря на столь долгий переезд, занявший почти неделю и, безусловно, отразившийся на состоянии лошадей, казахи уверенно выиграли квалификационный национальный пробег на дистанцию 80 километров. Сам по себе этот факт не столь необычен, если, конечно, не принимать во внимание то, что низкорослые и неказистые лошади казахской команды были, в привычном понимании, отнюдь не спортивными. Они относились к малоизвестной адаевской породе по классификационной системе считающейся местной степной. Причем, по словам руководителя команды, эти лошади незадолго до рязанских стартов принимали участие в паназиатских пробегах, где «обошли знаменитых туркменских ахалтекинцев и выносливых киргизских коней».

 

2)

 

В 1948 году группа всадников на адаевских лошадях прошла за сутки 296 километров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сенсационное заключение британских ученых, опубликованное в журнале "Science", его краткое изложение доступно на "Nature News":

 

 

В нем говорится о том, что впервые лошади были приручены примерно 5,5 тыс. лет назад на территории северного Казахстана представителями так называемой ботайской культуры. Доказательством этого служат найденные археологами при раскопках фрагменты конской сбруи. До этого ученые предполагали, что впервые человек приручил коня на тысячу лет позже – в бронзовом веке.

Данные американского ученого Д.Энтони показывают, что четверть всех исследованных лошадиных зубов из Ботая имеют следы от удил, также археологами на Ботае обнаружены застежки пут и элементы удил. В керамических сосудах ботайцев обнаружены остатки кобыльего молока, что свидетельствует об употреблении ими кумыса.

 

Анализ найденных конских костей показал, что с анатомической точки зрения домашние лошади еще мало отличались от своих диких собратьев – тарпанов. Изменениям подверглась только форма пасти и зубов как результат использования удил.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы не правы, а прав Tatarbi. Джабагы это никакая не жабы, а это название возрастной группы примерно от полугода до 1 года, когда шерсть у жеребят лохматая и свалявшаяся:

 

 

https://sozdik.kz/kk/dictionary/translate/kk/ru/%D0%B6%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D2%93%D1%8B/

 

Вспомнил точный перевод на русский язык, это стригунок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Что касается современных калмыков и халха-монголов которые больше приседают НЕ на внутренности коня, лишний раз говорит о том, что конь для нас имеет особое сакральное значение, и к нему такое же трепетное отношение как и к вечному спутнику кочевника - собаке. 

 

 

Джамука так усердно всем доказывал, что калмыки с халхасцами, да и вообще все монголоязычные народы, абсолютно не едят конину, а от слов "колбаса из конских кишок" Джамуку начинало мутить. :)  Но оказывается лукавил наш дружище.  ;) 

 

 

Оказывается современные калмыки просто обожают блюдо из варенной конины под названием "Ишкесен мерня махан".

 

 

А.П.Небольсин дает еще более ценные сведения о коноедстве калмыков в 19 веке ("Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. 1852 г.):

 

"... Калмыки чрезвычайные охотники до мяса, "махан", говядины, баранины, а кому достаток позволяет, то и конины. Кониной только гелюны (АКБ: жрецы) не имеют права питаться: это им запрещено правилами религии, недозволяющей конины приносить и в жертву."

 

"... Всякого рода колбасы у калмыков в большом употреблении. Колбасы коровьи и бараньи называются "чиксын-махан", а из конских кишек "гасиликсын-халсын".

 

 

Батур Убаши Тюмень ("Сказание о дербен ойратах"):

 

"... В это время Есельбейн Ка (находившийся в плену у Буян Батур хун тайчжи) выбрал восемь лучших ребер конины, варившейся в котле, и со словами "Сецен хун тайчжи (предложением обессилить меня) делает мне величайшую честь" и отдал их послам Хутуктай Сецен хун тайчжия и отослал обратно."

 

 

Н.Л.Жуковская, А.М.Решетов ("Монголы России"):

 

"... Традиционная пища - мясо (в основном баранина, реже говядина или конина), которое едят слабопроваренным."

 

 

 

Про конеедство бурятов написаны книги бурятской национальной кухне блюда из ко­нины занимают почетное место), поэтому от калмыков прямиком перейду к монголам АРВМ КНР, к чахарам и другим монголам (справочный материал):

 

... Сококурай (Энхтувшин) случаем не наш Enhd :)  - первый уроженец Внутренней Монголии, пробившийся в высшую лигу профессионального сумо. Родился 9 января 1984 года, до 8 лет будущий сумотори ютился в юрте, его родители были кочевниками. Семья питалась бараниной, кониной, верблюжатиной.

(может благодаря конине он стал именитым борцом сумо? ;) ведь у нас казахов считается, что конина дает мужчине большую физическую силу) 

 

... Иногда, по некоторым случаям, едят конину, но это обычно происходит на религиозных церемониях и во время праздников, когда лошадь занимает священный статус среди монголов.

 

 

Вот вам, Джамука и лучший друг человека, и отпугивающие вас кишки. 

 

 

Кроме калмыков и бурятов конину в прошлом активно ели и халхасцы.  

 

Певцов М.В. Путешествия по Китаю и Монголии (19 век):

 

"... Скот колют больше всего осенью, с наступлением холодов, пока он жирен. Зимою же реже, так как с первыми морозами он начинает худеть и утрачивает жир, столь ценимый монголами. Еще реже колют его весной и летом, довольствуясь в эти времена года преимущественно чаем с приправами и молочной пищей. Монголы, подобно киргизам (АКБ: казахам), кроме бычачьего, бараньего и козьего мяса, едят лошадиное и верблюжье, а бедные не брезгают даже падалью."

 

Вот так то. Предки значит конину любили и ели, а для Джамуки конина стала сакральной и к ней появилось трепетное отношение и духовные скрепы.  :) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Автор как очевидец (кон. 19 века) перечисляет следующие породы лошадей в Средней Азии (у него - Туркестан):

 

Туркменская

Аргамаки (т.е. породистые рысаки)

Киргизская (т.е. казахская)

Карабаир

Горная (т.е. собственно кыргызская)

Кашгарская

Калмыцкая (в китайских пределах, т.е. "джунгарская")

 

Ни о какой "джабы" автор не знает!

 

Вроде изначально тема называлась "Казахская лошадь Жабы" , и кто то переименовал тему втихаря .

АКБ настаивает , что о казахской лошади Жабы никто не знает и не слышал .

вот видео которое начинается со слов ."Лошадь , Казахская лошадь , лошадь Казахов Жабы..."

https://www.youtube.com/watch?v=pFMaON8_JVo

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кусаин, троллить бесполезно, вопрос о "жабы" давно исчерпан, после чего я переименовал тему на более подходящее название. Еще вопросы есть? 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кусаин, троллить бесполезно, вопрос о "жабы" давно исчерпан, после чего я переименовал тему на более подходящее название. Еще вопросы есть? 

АКБ

получается видео которое сделали казахские телевизионщики которую тут вы удалили  и специалисты которые знают казахскую лошадь Жабы они тролят по вашему ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Особо не переживайте, никто ваш ролик не удалял, админ и модераторы его видят, ставлю его на место для убедительности в аргументах.

Во-первых, в фильме говорится не о джабы, а об искусственно выведенной Мугалжарской породе (одной масти). Во-вторых, и это самое гважное, только в начале фильма диктор вскользь упоминает слово "джабы" и всё, больше его никто не произносит на протяжении всего фильма, хотя интервьюруются знатоки, ну а кто диктор в этом вопросе? Поэтому приведенная мной выше общая классификация казахских подвидов единой степной породы лошадей в принципе правильная, подвид джабы и само использование этого названия присуще юго-западу и в смежных с центром районах. Если конкретизировать, то в промежутке между адаевской на западе и остальными от центра на восток.

Тому же доказательство расположение самого Муглажарского района на карте и всей Актюбинской области, которая граничит с Аралом и каракалпаками, которые также знают джабы как ябы: 

 

300px-Mugalzhar_District_Kazakhstan.png330px-Aktobe_in_Kazakhstan.svg.png88919092108f.jpg

 

По поводу названия темы. А почему это все казахские лошади должны называться вашим диалектизмом и породой, существующей только у вас - Джабы ат? Почему именно так и почему бы не назвать общеказахскую породу лошади Найман ат? Или Адай ат? Или Кушум ат? 

 

Наверно казахи прекрасно зная об этом и назвали свою лошадь Қазақы ат. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мугалжарская и многие другие  породы  это помесь  , искуственно выведенная  . У вас предвзятое отношение к лошади Жабы .

это тема была про лошадь Жабы , а вы всё в кучу мешаете , в татарском варианте эпоса  лошадь Жабы  тоже упоминается , но мало кто о ней знает .

насчёт упоминание лошади под названием Жабы в фильме , вы откровенно врёте .



 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По ходу замечу, что интересны названия районов области:

 

- Қобда (Ховдинский)

- Мұғалжар (Мугалджарский) или Монгольский яр  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По ходу замечу, что интересны названия районов области:

 

- Қобда (Ховдинский)

- Мұғалжар (Мугалджарский) или Монгольский яр  ;)

 выражайте свои мысли чётко , без намёков .

 

непонятно к чему этот пост ?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

это тема была про лошадь Жабы , а вы всё в кучу мешаете

 

Нет, это тема изначально про общеказахскую породу лошади, но которую почему-то топикстартер Narat назвал диалектным словом "джабы" с диалектным значением "не породистая", "не годная для скачек", "не полноценная". Я лишь исправил этот пробел.  :)

 

Потому что такие отрицательные эпитеты для выносливой, неприхотливой и быстрой казахской лошади и близко не годятся (о качествах и достижениях ее расписано мной выше).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не несите ахинею, устроили здесь детский сад и ругалки. Если хотите нормально дискутировать, то докажите со ссылками на документы, что общеказахская порода лошади повсеместно казахами называется джабы. Голословность не аргумент. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

АКБ настаивает , что о казахской лошади Жабы никто не знает и не слышал .

 

В Западном Казахстане выделяется тип казахской лошади, называемый «джабе», особо способной к нажировке:

http://jivotniy-mir.weebly.com/1057109010771087108510861077-10821086108510771074108610761089109010741086-1080-108710861088108610761099-1083108610961072107610771081-108910901077108.html

 

Я оказался прав, вот он на карте ареал распространения "джабы", по тексту: "Лошади типа джабе сформировались в южных районах Актюбинской области":

http://www.cnshb.ru/AKDiL/0044/base/k0070009.shtm

Image6881.gif

 

Короче, "джабы" - это массивная телом мясная порода Приаралья с которой в 1930-х годах в Актюбинской области Каз.ССР стали проводить селекционную работу и она легла в основу созданной новой породы "Мугалджарская".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я ведь не в актюбинске узнал про эту лошадь , вы как всегда не правы и притягиваете за уши всё... пускаете пыль в глаза ...
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я свое доказал, теперь дело за вами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Специалисты отмечают, что как правило, "джабы" приблизительно одной масти, это рыжая, темно-рыжая, светло-гнедая, саврасая, мышастая.

При этом она крупна телом, массивна, именно по этому качеству в советские годы из "джабы" была выведена новая порода Мугалджарская как мясная порода.

Неужели, Кусаин, вы наивно полагаете, что казахские лошади во всех уголках страны такие же массивные как "джабы"?

 

image024.png

 

kz-01b.jpg

 

image023.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если бы все казахские лошади были бы отродьем "джабы", то ученые селекционеры не стали бы писать, что: "... В том, что порода джабе была сохранена и получила возможность дальнейшего совершенствования, велика роль Эмбинского конного завода, который открылся в 1930 году в Актюбинской области."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кусаин, вы же поклонник свободной энциклопедии?

 

Вот данные Вики про джабы: "... внутри казахской породы образовались разные экологические типы и отродья (адаевская лошадь, джэбе, а также отродья западноказахстанские, центральноказахстанские и найманские отродья)."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подвиды казахской степной лошади. Как и всё у казахов (язык, культура, быт, обычаи и прочее), по-моему убеждению, неразрывно связаны с климатическо-географическими особенностями. Примерно это так называемые:

 

1) Қазақы ат или Найманская (северо-восток, восток, Китай и Монголия)

2) Семиреченская (юго-восток)

3) Джабы (юго-запад и по центру)

4) Адаевская (арало-каспийский регион, запад)

 

 

В советское время под руководством Минсельхоза, ВНИИ коневодства и других институтов и ведомств предпринимались попытки улучшения местных пород, например, методом прилития крови других пород, в результате чего часто возникали новые породы. Так, на основе казахской степной породы были искусственно созданы две новые породы:

 

1) Костанайская – путем скрещивания казахской кобылы с калмыцкими, донскими, стрелецкими, орлово-ростопчинскими, англо-арабскими, полукровными и чистокровными английскими жеребцами, получилась мощная верховая спортивная лошадь;

2) Кушумская или Уральская – путем скрещивания с донскими, английскими и рысистыми жеребцами, получилась верхово-упряжная и мясная лошадь.

+

3) Мугалджарская - на основе джабы.

 

Ю.Н.Барминцев (1958 г.) выделял внутри единой казахской породы лошади 7 отродий:

 

1) Западно-Казахстанское;

2) Адаевское;

3) Аулиеатинское;

4) Центрально-Казахстанское;

5) Семиреченское;

6) Найманское;

7) Южно-Алтайское. 

 

Кроме того, среди каждого из отродий различались разные типы лошадей.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ю.Н.Барминцев писал:

 

- что джабе в основном были в Центральном Казахстане.

- что в прошлом джабе популярностью среди коренного населения не пользовались.

- что у кочевников даже бытует поговорка: "Не пускайте в косяк жеребца джабе - от него не родится конь, на котором можно отразить нашествие врагов".

- что термин "джабе" появился в зоотехнической литературе в 30-ые годы прошлого столетия.

- что казахи Актюбинской области называют так лошадей, отличающихся массивностью, крепкой, часто грубой конституцией, исключительной приспособленностью к табунному содержанию и высокими нажировочными качествами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кусаин, теперь сами сравните актюбинско-приаральский джабы,

 

kz-01b.jpg

 

к примеру, с север-восточным отродьем (Омск):

 

48611294_history4.jpghistory_011s.jpg

 

или с южно-алтайским отродьем:

 

0502bc1cd6631f3b471ce7cba7143db3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Российский журнал "Нива" про народы России в № 8 за 1873 год пишет:

 

"... Лошади представляют так называемую киргизскую породу. Порода эта полудикая и отличается редкой выносливостию; кони могут пробегать по 100 верст без корма, воды и отдыха."

 

В данном случае название "киргизская порода" есть калька с казахского "қазақы ат", т.е. "казахская лошадь" или "казахская порода".

 

Никаких вам "джабы", "найман", "адай" или других.  ;) 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...