Аrсен Опубликовано 17 января, 2014 Поделиться Опубликовано 17 января, 2014 Итак, все ясно что эти сооружение остатки некогда стоявших сигнальных башен киданьцев (китай, каракитай - учтите что не ханьцы!!) которых строили они вдоль границ своих владении. В Улытау, в центральном Казакстане есть могильные комплексы, где по преданиям похоронено много чингизидов, Джучи в том числе, имеется вот такой могильный комплекс: сходство с сооружением Козы-Корпеш и Денгек очевидно. В народе памятник называют мавзолей Домбаула. т.е. налицо один и тот же архитектурный стиль. поэтому версия о сигнальных башнях кара-китаев - сомнительна... Конечно, изначально было понятно, что как и обычно несет чушь... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2020 17.12.2013 в 18:12, АксКерБорж сказал: "... Осенью 1856 года Ч.Ч.Валиханов сделал зарисовки его внешнего вида и интерьера, а также каменных изваяний Козы-Корпеша, Баян-слу и ее старших сестер Айтансык и Айкыз. Здесь нужно отметить, что В.Б.Броневский, исследовавший в 1825 году упомянутый мавзолей, писал о трех скульптурах - Козы-Корпеша и двух женщин. Возможно, в связи с тем, что у одной из каменных фигур была отбита голова (рисунок 2), она не была принята во внимание. Однако в труде Н.А.Абрамова "Каменная пирамида - намогильный памятник Кузы Курпеча и Баян слу в Киргизской степи" упоминаются четыре изваяния, вытесанных из камня. Первая скульптура признается изображением Козы-Корпеша, рядом стоящая фигура женщины - Баян-слу, затем следуют изваяния Айбаса, организовавшего людей на доставку камня для возведения гробницы погибшим влюбленным, и женщины, супруги старшего брата красавицы Баян [1, 64-68]". Это зарисовка каменных статуй внутри мавзолея, сделанная Чоканом в 1856 году. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2020 Через 9 лет побывавший на могиле А.К. Гейнц описывает акт вандализма со стороны русских казаков. Но непонятно со слов этнографа: - либо каменные бабы (балбалы) к этому времени были уже разбиты, от которых остались только отбитые и искаженные головы. - либо акт глумления произошел тут же, в его присутствии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2020 Правда Гейнц путает эти древнетюркские каменные статуи с чашами в руках с буддийскими статуями, тем самым приписывая их эпохе Джунгарского ханства, калмыкам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2020 Судя по описаниям, в мавзолее было 4 каменных статуи, 2 - мужские и 2 - женские. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2020 Со слов Гейнца, у женских статуй головные уборы идентичны головному убору казашек. С отождествлением одной мужской и одной женской статуи проблем нет, раз это их могила: Козы-Корпеш Баян-Сулу Касательно других двух статуй, мужской и женской, есть разные мнения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 21 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2020 Предложение нашим генетикам, например, Asan-Kaygy! Почему бы вам не отобрать в данном месте палео днк? Конечно с участием археологов, ведь для них тоже будут сюрпризы. Ведь недалеко совсем, между жд станциями Аягуз и Актогай. Ведь очень интересно что покажет анализ, к какому из нынешних родо-племен соотнесутся днк четверых похороненных в склепе? Самое главное различить их каждого друг от друга, не запутав ничего - какие останки принадлежат Козы-Корпешу, какие Баян-Сулу, и какие остальным двум (они тоже интересны если установить кем они были - сестры и т.д.). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2020 А могли бы решить вопрос - кому принадлежит древняя легенда? Ведь она известна не только казахам. Лично я, судя по месту мавзолея (захоронения) предполагаю, что драма разворачивалась среди найманов! И здесь нужны отборы палео-днк. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2020 30 минут назад, АксКерБорж сказал: Ведь она известна не только казахам. Знаю, что легенда есть и у башкиров, называется "Кузый-Курпяс, Маян-Хылыу" или "Кузы-Курпяч, Маян-Хылу". Знакома она вроде и алтайцам как "Козы-Эркеш". А Мухамеджан Тынышбаев кажется упоминал, что легенда знакома саха (якутам). А есть ли она у братьев кыргызов? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 27 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 27 апреля, 2020 Чтобы я делал, если бы не Википедия? Оказывается эта легенда зафиксирована и у Барабинских татар, у тех самых естеков! Называется она "Козы-Корпеш". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2020 Мухтар Ауэзов оказывается писал, что родители Козы Корпеша и Баян Сулу, Сарыбай и Карабай, родом примерно из наших мест - долины реки Уленты (Оленты), Каркаралов и Баянаула. Пруф: https://bilim-all.kz/article/4020 Тогда у меня вопрос - почему их похоронили далеко юго-восточнее? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 30 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2020 1 час назад, АксКерБорж сказал: Мухтар Ауэзов оказывается писал, что родители Козы Корпеша и Баян Сулу, Сарыбай и Карабай, родом примерно из наших мест - долины реки Уленты (Оленты), Каркаралов и Баянаула. Пруф: https://bilim-all.kz/article/4020 Тогда у меня вопрос - почему их похоронили далеко юго-восточнее? А не кажется ли вам, ув АКБ, что это и доказательство тысячи или несколько сотен километровых кочевок? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 30 апреля, 2020 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2020 27.04.2020 в 16:57, АксКерБорж сказал: А могли бы решить вопрос - кому принадлежит древняя легенда? Ведь она известна не только казахам. Лично я, судя по месту мавзолея (захоронения) предполагаю, что драма разворачивалась среди найманов! И здесь нужны отборы палео-днк. так они же из земель Балталы-Баганалы. Значит найманы. Интересна версия Ауэзова (подтверждается рассказами о маралах), что они проживали на северо-востоке, а сейчас в Улытау и бывшей Тургайской области. Значит после джунгарского нашествия эти земли отдали суйиндикам и каракесекам, а им распределили Улытау? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 1 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 1 мая, 2020 30.04.2020 в 16:47, Karaganda сказал: так они же из земель Балталы-Баганалы. Значит найманы. Интересна версия Ауэзова (подтверждается рассказами о маралах), что они проживали на северо-востоке, а сейчас в Улытау и бывшей Тургайской области. Значит после джунгарского нашествия эти земли отдали суйиндикам и каракесекам, а им распределили Улытау? Маралы раньше встречались до Улытау, тугайный подвид марала жил на берегах Сырдарьи. Окончательно маралы исчезли из Семиречья и Южного Казахстана к началу 20 века. Поэтому будет ошибочно определять прежнее проживание найманов только опираясь на современный ареал маралов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 2 мая, 2020 30.04.2020 в 19:47, Karaganda сказал: так они же из земель Балталы-Баганалы. Значит найманы. Не факт. В описанных землях кочевали не только найманы, но и аргынские и уакские поколения. 16 часов назад, Аrсен сказал: Маралы раньше встречались до Улытау, тугайный подвид марала жил на берегах Сырдарьи. Окончательно маралы исчезли из Семиречья и Южного Казахстана к началу 20 века. Поэтому будет ошибочно определять прежнее проживание найманов только опираясь на современный ареал маралов. Маралы были даже в 19 веке в Боровом (Кокшетау) и Каракаралах. Есть упоминания очевидцев. 30.04.2020 в 19:40, Karaganda сказал: А не кажется ли вам, ув АКБ, что это и доказательство тысячи или несколько сотен километровых кочевок? Тысяч км. нет, это практически один регион, протяженность максимум 300 км. Если исходить из древней казахской традиции хоронить умерших в местах зимовок, то роды Козы и Баян могли иметь зимовки близ Аягуза, а летние пастбища в приграничье Каркаралы и Баянаула: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karaganda Опубликовано 2 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 2 мая, 2020 В эпосе Карабай и Сарыбай с земель Балталы-Баганалы. Это найманы) 14 часов назад, АксКерБорж сказал: Маралы были даже в 19 веке в Боровом (Кокшетау) и Каракаралах. Есть упоминания очевидцев. 14 часов назад, АксКерБорж сказал: Маралы раньше встречались до Улытау, тугайный подвид марала жил на берегах Сырдарьи. Окончательно маралы исчезли из Семиречья и Южного Казахстана к началу 20 века. Поэтому будет ошибочно определять прежнее проживание найманов только опираясь на современный ареал маралов. Согласитесь, все таки ландшафт, микроклимат и погода отличается в Каркаралах и Боровом от Улытау и Тургая. Да и по некоторым народным преданиям улытауские найманы заселились после похода Хромого Тимура Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2020 7 часов назад, Karaganda сказал: Да и по некоторым народным преданиям улытауские найманы заселились после похода Хромого Тимура Кажется у Маргулана есть информация о позднем бегстве части найманов со своих исконных земель в ВКО на запад, к Улытау. Это не их исторически е места. 7 часов назад, Karaganda сказал: В эпосе Карабай и Сарыбай с земель Балталы-Баганалы. Это найманы) Прочитал несколько версий поэмы и мне кажется, что речь идет о перекочевке (приходе) родителей влюбленной пары в земли найманов балталы и бағаналы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 3 мая, 2020 Поделиться Опубликовано 3 мая, 2020 30.04.2020 в 17:40, АксКерБорж сказал: Мухтар Ауэзов оказывается писал, что родители Козы Корпеша и Баян Сулу, Сарыбай и Карабай, родом примерно из наших мест - долины реки Уленты (Оленты), Каркаралов и Баянаула. Исследователи разных версий поэмы отмечают также наши северо-восточные топонимы - Жалаулы (озеро-море в Иртышском районе Павлодарской области, граница с Омской областью) и Шідерті (река, берущая начало в Бухаржырауском районе Карагандинской области, затем текущая сперва по Экибастузскому району, а потом по Актогайскому району Павлодарской области, впадая в озеро Шаганак близ озера-моря Жалаулы). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2020 19.12.2013 в 08:45, Aiba сказал: Зарисовка каменных изваяний Чоканом Валихановым в 1856 году: 21.04.2020 в 17:53, АксКерБорж сказал: А.К. Гейнц (Гейнс), посетивший мавзолей в 1864 году писал: Он описывает акт вандализма со стороны русских казаков: "... Казаки вытащили эти статуи из внутренности памятника, отбили им головы и исказили их". Далее он пишет, что, судя по описаниям, в мавзолее было 4 каменных статуи, 2 - мужские и 2 - женские. Со слов Гейнца, у женских статуй головные уборы идентичны головному убору казашек. С отождествлением одной мужской и одной женской статуи проблем нет, раз это их могила - Козы-Корпеш, Баян-Сулу. Касательно других двух статуй, мужской и женской, есть разные мнения. Если не ошибаюсь, то это фотография каменных изваяний, сделанная на месте Н.Н. Пантусовым в 1898 году: Интересна причина разительного отличия изображений изваяний на фото и на зарисовке Чокана Валиханова. И не только. Гейнс тоже подчеркивал, что у женских статуй головные уборы идентичны головному убору казашек. ВОПРОСЫ: Может быть Чокан Чингизович домыслил изображения включив воображение и казахский быт, наряды? Или скорее всего статуи стали так выглядеть после вандализма, отмеченного Гейнсом? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 30 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 30 сентября, 2020 19.12.2013 в 14:42, enhd сказал: Да, скульптуры из зарисовки Валиханова точно тюркские, а именно с времен процветания көк тюрков. А вот сооружение мне кажется как смотровая башня крепость киданьского (каракитай) типа. Сделаю вывод: смешались две разные предметы - древнетюркская могила с балбалами и поздняя киданьская башня-крепость. И красивая легенда о двух влюбленных лиц, полная белиберда из этого. А мазар Домбаула, расположенный в северных предгорьях Каратау тоже киданская штучка? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Коралас Опубликовано 30 сентября, 2020 Поделиться Опубликовано 30 сентября, 2020 26.09.2020 в 11:15, АксКерБорж сказал: Если не ошибаюсь, то это фотография каменных изваяний, сделанная на месте Н.Н. Пантусовым в 1898 году: Интересна причина разительного отличия изображений изваяний на фото и на зарисовке Чокана Валиханова. И не только. Гейнс тоже подчеркивал, что у женских статуй головные уборы идентичны головному убору казашек. ВОПРОСЫ: Может быть Чокан Чингизович домыслил изображения включив воображение и казахский быт, наряды? Или скорее всего статуи стали так выглядеть после вандализма, отмеченного Гейнсом? Где то я читал, что вокруг мазара кругом были установлены каменные балбалы, скорей всего как на фото Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться