Перейти к содержанию
Polat

Каракалпа́кский язы́к

Рекомендуемые сообщения

Опубликовано

 

 

 

 

Мне интересно только одно, почему хорезми узбекский отличается от литературного узбекского и на сколько!

 

 

Только одна поправка: в науке это называется не хорезмский узбекский, а южнохорезмские говоры узбекского языка, поскольку в центральных и северных районах исторического Хорезма узбеки говорят на говорах, весьма близких к литературной норме.

 

 

Не могли бы уточнить, что имеется ввиду, когда упоминаете центральные и северные районы исторического Хорезма, говорящих на говорах, близких литературной норме? Дело в том. что я был в Хорезме и вся территория нынешней Хорезмской области состоит в объеме одного среднего города с пригородом. Понятие исторический Хорезм нынче относительное, так как, если под этим понимается Древний Хорезм, то северными районами и частично центральными районами (Турткуль, Беруний, Элликкала) являются нынешний Каракалпакстан. Южными и восточными районами являются другие нынешние области РУз.

 

 

Это я имел в виду, Гурлан, Янгибозор и пр. районы Хорезма, узбекоязычные районы Каракалпакстана - Турткуль, Элликкала, Амударья, Бируни, некоторые районы, где смешанно живут узбеки и каракалпаки.

 

 

Вот теперь мы и приближаемся к истине. Казалось бы одно слово "Ауа" (КК), "Ава" (хорезмское), "Хова"  (туркменское) дало язык общения жителей Древнего Хорезма. Вот кто автохтоны этого региона.

Каракалпаки говорят на своем литературном, туркмены на своем, а узбеки южных территории ККР более ближе к хорезмскому говору. На литературном узбекском в этом регионе пожалуй никто не говорит. То что, в Турткуле, Беруний, Амударье, Элликкале живут по соседству и узбеки не говорит о том, что здесь процветает узбекоязычие, так как, такое можно применить и северным регионам ККР, где проживают этнические казахи.

Опубликовано

Вот кто автохтоны этого региона.

 

вы ошибаетесь.

говорить об автохтонности народов сравнивая похожие лексические значения нельзя.

 

однозначно, что у кого-то из проживающих в данном регионе этносов использование огузского ауа/ава/хова всего лишь заимствование. и скорее всего у каракалпаков. и его употребление появилось после перехода к оседлому образу жизни, т.к. ведя кочевой образ жизни и вплотную, столетиями плотно общаясь с казаками, татарами и ногайцами - у последних такого выражения согласия не наблюдается.

Опубликовано

 

Вот кто автохтоны этого региона.

 

вы ошибаетесь.

говорить об автохтонности народов сравнивая похожие лексические значения нельзя.

 

однозначно, что у кого-то из проживающих в данном регионе этносов использование огузского ауа/ава/хова всего лишь заимствование. и скорее всего у каракалпаков. и его употребление появилось после перехода к оседлому образу жизни, т.к. ведя кочевой образ жизни и вплотную, столетиями плотно общаясь с казаками, татарами и ногайцами - у последних такого выражения согласия не наблюдается.

 

 

В хорезмском языке, у каракалпаков и туркмен есть элементы огузского языка, плюс национальная одежда почти один в один, культура и традиции также не очень-то отличаются. Незнаю как у туркмен, но хорезмские мужчины и мужчины-каракалпаки ККР на похоронах близкого человека и не только близкого, по традиции исполняют "Дауыс шыгару", то есть, отпевают громким плачем. Этого у других близкородственных народов тоже не наблюдается. Еще надо учесть, что не все предки нынешних каракалпаков по воле судьбы "скитались" по миру. Большая часть оставалась на своих местах постоянно, переселяясь лишь в небольшие расстояния ввиду стихийных бедствий. Биография Аральского моря и Амударьи такая, что не раз переживали природные катаклизмы. А скитавшаяся часть, можно полагать, также сохраняли свои древние традиции, ведь выделились же от основной массы под своим нынешним самоназванием. Тем более всем известно, что такой этноним в древности существовал. Если проследить летописи оседлых тюрков, то есть булгар, получается каракалпаки называли себя так постоянно.

 

И кто же являются автохтонами по Вашему мнению? Чияль пишет автохтоны это узбеки и туркмены. Каракалпаки наверное были только наблюдателями. 

Я считаю, на этот вопрос уже ответили выдающиеся мастера своего дела Толстов, Иванов, Жданко, Баскаков и др. Опровергать их выводы можно лишь проведя повторные исследования. Но опять же это будет выглядеть как повторное изобретение велосипеда.

  • Одобряю 1
Опубликовано

Еще раз  история  Каракалпаков,   Алп  Ер Тунга (Афросяб) Тюрк который воевал с Персами. История наших  городов до нашей эры.Поэтому тезис Каракалпаки кочевники-оседлости здесь не котируются. Каракалпаки полукочевники, земледели, рыбаки и войны. 

Опубликовано

"Дауыстау", "дауыс шыгару" у казахов тоже есть! Почему Вы решили, что это только у каракалпаков?

 

Я не видел, чтоб мужчины-казахи когда хоронили близких, громко плакали. Женщины да, плачут, то есть, Дауыс шыгарады.

Вы видели фильмы про индейцев, когда кто-то умирает, индеец-мужчина громко кричит (плачет), вот так у каракалпаков это происходит. Но на казахских похоронах тишина, только женские всхлипы и причитания. 

Вы не думайте, что каракалпаки живут в каком-то необитаемом острове. Нет, каракалпаков тоже окружают разные народы, и татары есть, и башкиры, узбеки, казахи, русские и т.д. Да еще корейцы, они (мужчины) также плачут, но как-то стихийно, не в унисон.

Опубликовано

 

 

Кипчакский диалект имеет место в современном Узбекистане или вымер?

 

 

"сурхачи" (узбеки байсуна) до сих пор на нем говорят. очень часто многие из них являются носителями выраженных монголоидных черт. 

 

 

В Сурхандарье, как и во всем Узбекистане, проживает очень пестрое население, как в отношении языка, так и отношении антропологии. В Термезском, Денауском, Шерабадском районах говорят на карлукских говорах, это и самые густозаселенные районы, в Ангарском много туркмен, в Байсуне, Сарыасия и Узуне преобладают таджики, в Шурчи, Кызырыке, Музрабаде, Джаркургане, Кумкургане, Бандыхане, Алтынсае говорят кыпчакскими говорами. Антропология - среднеузбекская, выраженных монголоидов там поменьше, чем например Чиракчинском и Камашинском районах Кашкадарьи или пустынной зоне Джизака.

Опубликовано

 

 

 

Кипчакский диалект имеет место в современном Узбекистане или вымер?

 

 

Кыпчакский и карлукский языки очень близки, поэтому разница между ними небольшая. Некоторые группы населения типа лакаев и кунгратов все еще сохраняют кыпчакский говор. Но больше переходных, смешанных говоров.

Опубликовано

 

Каракалпаки говорят на своем литературном, туркмены на своем, а узбеки южных территории ККР более ближе к хорезмскому говору. На литературном узбекском в этом регионе пожалуй никто не говорит. То что, в Турткуле, Беруний, Амударье, Элликкале живут по соседству и узбеки не говорит о том, что здесь процветает узбекоязычие, так как, такое можно применить и северным регионам ККР, где проживают этнические казахи.

 

 

Огузские говоры распространены только в Турткуле, остальные узбеки ККР, как узбеки Гурлена и Янгибозора, фактически говорят близко к литературной норме.

Опубликовано

 

 

в 1512 году династия узбеков завоевали трон Хорезма первоначально столицей государства был Ургенч (в прошлом Гургандж, ныне город Куня-Ургенч) и в 1598 году столица была перенесена на новое место в город Хиву. По-моему из за угрозы северных сосудов Аранских каракалпаков, т.е. город Ходжейли был приграничным гарнизоном Аральцев. А Вамбери передает информацию что за Гурланом живут каракалпаки:

 

 

 

Не завоевали, а были приглашены для борьбы с кызылбашами. Первоначально столицей был город Вазир, Ургенча тогда не существовало, а был Куня Ургенч, который не был столицей. Современный Ургенч был построен Эльбарсом. Столица была перенесена в Хиву из-за изменения русла Амударьи, поскольку окрестности Ургенча стали безводными и запустели. Если не ошибаюсь, Ходжейли в тот момент еще не было. В Гурлене, как и во всей Хорезмской области в целом, нет каракалпаков.

Пардон, я не знал что их пригласили!

1512 год это XVI в.

 

 

Об этом можно почитать в "Истории народов Узбекистана". Приглашенные братья Ильбарс и Бейбарс были сыновьями Берке султана и происходили из узбекского ханского дома.

Опубликовано

В хорезмском языке, у каракалпаков и туркмен есть элементы огузского языка, плюс национальная одежда почти один в один, культура и традиции также не очень-то отличаются. Незнаю как у туркмен, но хорезмские мужчины и мужчины-каракалпаки ККР на похоронах близкого человека и не только близкого, по традиции исполняют "Дауыс шыгару", то есть, отпевают громким плачем. Этого у других близкородственных народов тоже не наблюдается. Еще надо учесть, что не все предки нынешних каракалпаков по воле судьбы "скитались" по миру. Большая часть оставалась на своих местах постоянно, переселяясь лишь в небольшие расстояния ввиду стихийных бедствий. Биография Аральского моря и Амударьи такая, что не раз переживали природные катаклизмы. А скитавшаяся часть, можно полагать, также сохраняли свои древние традиции, ведь выделились же от основной массы под своим нынешним самоназванием. Тем более всем известно, что такой этноним в древности существовал. Если проследить летописи оседлых тюрков, то есть булгар, получается каракалпаки называли себя так постоянно.

 

 

"Дауыстау", "дауыс шыгару" у казахов тоже есть! Почему Вы решили, что это только у каракалпаков?

 

 

 

"Дауыстау", "дауыс шыгару" у казахов тоже есть! Почему Вы решили, что это только у каракалпаков?

 

Я не видел, чтоб мужчины-казахи когда хоронили близких, громко плакали. Женщины да, плачут, то есть, Дауыс шыгарады.

Вы видели фильмы про индейцев, когда кто-то умирает, индеец-мужчина громко кричит (плачет), вот так у каракалпаков это происходит. Но на казахских похоронах тишина, только женские всхлипы и причитания. 

Вы не думайте, что каракалпаки живут в каком-то необитаемом острове. Нет, каракалпаков тоже окружают разные народы, и татары есть, и башкиры, узбеки, казахи, русские и т.д. Да еще корейцы, они (мужчины) также плачут, но как-то стихийно, не в унисон.

Традиция "дауыс шыгарыу" как раз у туркмен не наблюдается.

По народим приданием казахи МЖ эту традицию "отменили", так как во времена "Актабан шубрынды" умер один из знаменитейших батыров (к сожалению имени не помню) в похоронах все войск МЖ "дауыстап" оплакивали и воспользовавшийся моментом "шума" неприятельский войск ударил внезапно и казахи потеряли многих в это бою из за "дауыстау"!

Казахи Старшего и Среднего жужов и щасс "исполняют" традицию "Дауыстау" основном в форме "бауырым" (радной) и у узбеков тоже наблюдается в форме "джигарим" (бауырым/радной). Только каракалпаки ККР пользуется "Уай-уай", а зарафшанские каракалпаки где то "уай-уай", а где то "бауырым", а так же ферганские каракалпаки "жигерим". :turkmen1:

Опубликовано

 

 

 

в 1512 году династия узбеков завоевали трон Хорезма первоначально столицей государства был Ургенч (в прошлом Гургандж, ныне город Куня-Ургенч) и в 1598 году столица была перенесена на новое место в город Хиву. По-моему из за угрозы северных сосудов Аранских каракалпаков, т.е. город Ходжейли был приграничным гарнизоном Аральцев. А Вамбери передает информацию что за Гурланом живут каракалпаки:

 

 

 

Не завоевали, а были приглашены для борьбы с кызылбашами. Первоначально столицей был город Вазир, Ургенча тогда не существовало, а был Куня Ургенч, который не был столицей. Современный Ургенч был построен Эльбарсом. Столица была перенесена в Хиву из-за изменения русла Амударьи, поскольку окрестности Ургенча стали безводными и запустели. Если не ошибаюсь, Ходжейли в тот момент еще не было. В Гурлене, как и во всей Хорезмской области в целом, нет каракалпаков.

Пардон, я не знал что их пригласили!

1512 год это XVI в.

 

 

Об этом можно почитать в "Истории народов Узбекистана". Приглашенные братья Ильбарс и Бейбарс были сыновьями Берке султана и происходили из узбекского ханского дома.

 

Имя Берке султан уже напоминает Каракалпакских султанов линий Кочума, отличие от шибанидов. Думаю  стоит докопаться.   

Опубликовано

 

 

 

 

Кипчакский диалект имеет место в современном Узбекистане или вымер?

 

 

Кыпчакский и карлукский языки очень близки, поэтому разница между ними небольшая. Некоторые группы населения типа лакаев и кунгратов все еще сохраняют кыпчакский говор. Но больше переходных, смешанных говоров.

 

Смешанный говор я считаю влиянием персидского и арабского. Есть чистый Кыпчако-огузский язык   это Каракалпакский язык.

Опубликовано

 

 

 

 

в 1512 году династия узбеков завоевали трон Хорезма первоначально столицей государства был Ургенч (в прошлом Гургандж, ныне город Куня-Ургенч) и в 1598 году столица была перенесена на новое место в город Хиву. По-моему из за угрозы северных сосудов Аранских каракалпаков, т.е. город Ходжейли был приграничным гарнизоном Аральцев. А Вамбери передает информацию что за Гурланом живут каракалпаки:

 

 

 

Не завоевали, а были приглашены для борьбы с кызылбашами. Первоначально столицей был город Вазир, Ургенча тогда не существовало, а был Куня Ургенч, который не был столицей. Современный Ургенч был построен Эльбарсом. Столица была перенесена в Хиву из-за изменения русла Амударьи, поскольку окрестности Ургенча стали безводными и запустели. Если не ошибаюсь, Ходжейли в тот момент еще не было. В Гурлене, как и во всей Хорезмской области в целом, нет каракалпаков.

Пардон, я не знал что их пригласили!

1512 год это XVI в.

 

 

Об этом можно почитать в "Истории народов Узбекистана". Приглашенные братья Ильбарс и Бейбарс были сыновьями Берке султана и происходили из узбекского ханского дома.

 

Имя Берке султан уже напоминает Каракалпакских султанов линий Кочума, отличие от шибанидов. Думаю  стоит докопаться.   

 

 

Мало ли чего напоминает, то, что они были узбеками-шейбанидами - бесспорно.

Опубликовано

 

 

 

 

 

Кипчакский диалект имеет место в современном Узбекистане или вымер?

 

 

Кыпчакский и карлукский языки очень близки, поэтому разница между ними небольшая. Некоторые группы населения типа лакаев и кунгратов все еще сохраняют кыпчакский говор. Но больше переходных, смешанных говоров.

 

Смешанный говор я считаю влиянием персидского и арабского. Есть чистый Кыпчако-огузский язык   это Каракалпакский язык.

 

 

Под смешанным я имел в виду смешанные карлукско-кыпчакские говоры. Кыпчако-огузский по определению не может быть чистым.

Опубликовано

В Нукусе казахи (мужчины) не оплакивают громко, как это заведено у каракалпаков, только в дань усопшему всхлипывают. Соседей, друзей у меня много было, наверное они из Младшего жуза. В принципе я только недавно (лет 5-10 назад) узнал, что казахи делятся по жузам.

Вопрос в том, все ли узбеки, казахи придерживаются этих традиций или это локально у них происходит? И насколько они перекрикивают друг-друга?

  • Одобряю 1
Опубликовано

 

 

 

 

 

 

Кипчакский диалект имеет место в современном Узбекистане или вымер?

 

 

Кыпчакский и карлукский языки очень близки, поэтому разница между ними небольшая. Некоторые группы населения типа лакаев и кунгратов все еще сохраняют кыпчакский говор. Но больше переходных, смешанных говоров.

 

Смешанный говор я считаю влиянием персидского и арабского. Есть чистый Кыпчако-огузский язык   это Каракалпакский язык.

 

 

Под смешанным я имел в виду смешанные карлукско-кыпчакские говоры. Кыпчако-огузский по определению не может быть чистым.

 

Кыпчако-огузский чистый Тюркский, относительно тюрко-арабо-персидскому. Прошу доказательсво кыпчако-огузский почему не может быт чистым если Огузы и Кыпчаки Тюрки?

Опубликовано

В Нукусе казахи (мужчины) не оплакивают громко, как это заведено у каракалпаков, только в дань усопшему всхлипывают. Соседей, друзей у меня много было, наверное они из Младшего жуза. В принципе я только недавно (лет 5-10 назад) узнал, что казахи делятся по жузам.

Вопрос в том, все ли узбеки, казахи придерживаются этих традиций или это локально у них происходит? И насколько они перекрикивают друг-друга?

Я рос среди казахов и учился в казахском классе, Каракалпакские казахи - они из МЖ. 90 годы узнал что Чимкетские и Алматынские мужчины, т.е. казахы Среднего жуза "дауыстап" оплакивает умершего как каракалпаки громко и обнимаясь друг с другом, мне стало интересно и решил узнать почему наши казахские мужчины не оплакивает?! И тогда я услышал вышеупомянутое легенду.

А у узбеков это традиция соблюдается среди родных покойного! Ну это по-моим наблюдениями! 

Опубликовано

 

 

 

 

 

в 1512 году династия узбеков завоевали трон Хорезма первоначально столицей государства был Ургенч (в прошлом Гургандж, ныне город Куня-Ургенч) и в 1598 году столица была перенесена на новое место в город Хиву. По-моему из за угрозы северных сосудов Аранских каракалпаков, т.е. город Ходжейли был приграничным гарнизоном Аральцев. А Вамбери передает информацию что за Гурланом живут каракалпаки:

 

 

 

Не завоевали, а были приглашены для борьбы с кызылбашами. Первоначально столицей был город Вазир, Ургенча тогда не существовало, а был Куня Ургенч, который не был столицей. Современный Ургенч был построен Эльбарсом. Столица была перенесена в Хиву из-за изменения русла Амударьи, поскольку окрестности Ургенча стали безводными и запустели. Если не ошибаюсь, Ходжейли в тот момент еще не было. В Гурлене, как и во всей Хорезмской области в целом, нет каракалпаков.

Пардон, я не знал что их пригласили!

1512 год это XVI в.

 

 

Об этом можно почитать в "Истории народов Узбекистана". Приглашенные братья Ильбарс и Бейбарс были сыновьями Берке султана и происходили из узбекского ханского дома.

 

Имя Берке султан уже напоминает Каракалпакских султанов линий Кочума, отличие от шибанидов. Думаю  стоит докопаться.   

 

 

Мало ли чего напоминает, то, что они были узбеками-шейбанидами - бесспорно.

 

Мало ли узбеки шибаниди, Хивинское ханы  это Кунграды они врядли к узбекам шибанидам имеет отношение.

Опубликовано

 

Вот кто автохтоны этого региона.

 

вы ошибаетесь.

говорить об автохтонности народов сравнивая похожие лексические значения нельзя.

 

однозначно, что у кого-то из проживающих в данном регионе этносов использование огузского ауа/ава/хова всего лишь заимствование. и скорее всего у каракалпаков. и его употребление появилось после перехода к оседлому образу жизни, т.к. ведя кочевой образ жизни и вплотную, столетиями плотно общаясь с казаками, татарами и ногайцами - у последних такого выражения согласия не наблюдается.

 

 

Давайте здесь определимся - современные каракалпаки автохтоны этого региона или нет?, т.е. они до 1811 года в регионе присутствовали как этнос? 

 

Вот значение автохтон:

 

 

 

 

Вот Вам ответ на эту вопрос:

 

как появился этнос каракалпаки и где образовалось как этнос? На это вопрос отвечает академик С.Камалов и Мировая общество историков признает его трудов

 В пользу утверждения С.Камалова, что родиной каракалпаков являются низовья Амударьи, служат материалы археологических раскопок. На сырцовых кирпичах Высокого дворца хорезмшахов (II-III вв.н.э.) московские археологи зафиксировали 66 тамг. Каждое племя, участвовавшее в этой грандиозной стройке, оставило при формовке на кирпиче свой родо-племенной знак.7 Шесть тамг из описанных принадлежат каракалпакским племенным образованиям. Это говорит о том, что государство Кердер поддерживало тесные отношения со своим могущественным соседом, каким являлся Хорезм.

Выводы С.Камалова подтверждают выявленные на Устюрте араны - стреловидные загоны для отлова джейранов, сайгаков и куланов. Многолетние исследования нукусских археологов под началом проф. В.Н.Ягодина показали, что эти памятники свидетельствуют о широко распространенном охотничьем промысле предков каракалпаков в III-IV вв.н.э.8 Кстати, термин аран сохранился в каракалпакском языке до наших дней. Одно из подразделений племени кенегес именуется араншы, т.е. те, которые сооружали араны. Описание загонной охоты с помощью аранов содержится в "Шежире" ("Родословная") - произведении классика каракалпакской литературы Бердаха. Обосновывая свое утверждение, исследователь учитывал соображения антропологов Т.Ходжайова9 и Н.Рысназарова,10 которые обработали обширный краниологический материал, полученный в ходе раскопок на территории бывшего государства Кердер.

В XI в. в Приаралье вторглись воинственные кипчаки, которые в 1060 г. перешли Волгу. Продвигаясь, на запад, они захватили часть владений Киевской Руси. В восточной Европе их стали называть половцами. Часть восточных печенегов (каракалпаков) вместе с кипчаками проделала путь до Киевской Руси. Здесь каракалпаки нашли печенегов Приднепровья и обосновались на жительство вдоль реки Рось, притока Днепра. Далее племена печенегов, берендеев и торков образуют конфедерацию "черных клобуков". Ипатьевская летопись впервые в 1140 году отметила пребывание черных клобуков в Киевской Руси. Однако самоназвание народа возникло не в краю славян. Этноним кара борклилер (черные шапки) каракалпаки получили в отчем краю на берегах Арала и Амударьи при столкновении с волной кипчаков. Летописцам Киевской Руси оставалось только сделать перевод: кара борклилер (черные шапки) - черные клобуки. Занимая достаточно обширную территорию, они охраняли восточные границы Киевской Руси от набегов степняков. Столицей каракалпаков был город Торческ.11

Нашествие монголов привело к завоеванию славянских земель и овладению Киевом. В степях Восточной Европы образуется Синяя Орда, которая объединила несколько народов, в том числе каракалпаков. В 1396 г. каракалпак Едиге (Едигей) принимает титул султана и основывает Ногайскую Орду. Это государственное образование занимало территорию от Волги до Камы и берегов Урала (Яика). О жизни этих тюркских народов мы только сейчас начинаем черпать информацию из новейших исследований. В период господства административно-командной системы об эпосе "Едиге" говорилось, что это "порождение феодально-байских пережитков". Странно: былины Киевского и Новгородского циклов изучались в средней и высшей школе, а эпос "Едиге" был запрещен к изданию.

 

http://kungrad.com/history/st/kamalov/

 

считается что каракалпаки переселились после порожние 1811 года в дельту низовья Амударьи из Жанадарьи. Но история региона доказывает обратное.

 

 

Каракалпакские города Каракалпакских ГОРОДОВ 

(Нукуз, Кият, Кунград, Хо-джейли, Кипчак и др.) самым крупным являлся Кунград, центр Приаралья. Ходжейли считался торговым центром, через который осуществлялись связи между приаральскими племенами и Хивой. Здесь также находилась таможня. Кроме того, он был опорным пунктом в борьбе аральцев против хивинских ханов. Город был обнесен высокой стеной. В 1804 г., когда Элтузар хотел захватить Ходжейли, он велел разрушить эту стену, и ханские войска управились с ней за три дня.

 

и здесь ответ от С.Камалова признано самым достоверным доказательством что каракалпаки коренной народ там где живут сейчас

 

 Открытия ждали С.Камалова и тогда, когда он двинулся по географо-экологической дороге. Историкам были известны последствия нашествия Чингиз-хана на Хорезм в 1218-1221 гг. Захватчики разрушили плотину на Амударье, в результате чего столица Ургенч подверглась затоплению. Более миллиона жителей было предано смерти. Свыше 100 тысяч девушек и ремесленников монголы увели в плен. Выведение из строя оросительной системы привело к тому, что поливное земледелие громадной территории от Ургенча до Аральского моря перестало получать живительную влагу. Упал уровень Арала, поскольку Амударья изменила свое русло, она стала нести свои воды во впадину Сарыкамыш, а через Сарыкамыш - в Узбой. Ну, а что дальше? Камалов дал оценку тому, что археологические раскопки и многочисленные разведывательные маршруты в нижнем течении Амударьи не обнаружили ни одного исторического памятника XIV-XV вв. Местность не только обезлюдела. Территорию нынешнего проживания каракалпаков ветер покрыл многометровым слоем песка и соли, выдуваемых с обнажившегося дна Аральского моря. Пески похоронили даже брошенные людьми постройки, которые находились на возвышенных местах. Недавно удалось откопать мечеть XII века, возвышавшуюся когда-то над древним центром международной торговли городом Миздахкан.

Выражаясь современным языком, неблагоприятная экологическая обстановка заставила оставшееся население переселиться на Устюрт, на берега Сарыкамыша и Узбоя. Часть каракалпаков достигает берегов Волги, куда продвинулись и каракалпаки Ногайской Орды. Опираясь на народные предания и строки "Шежире" ("Родословная") Бердаха, историк делает заключение о том, что каракалпаки на берегах Волги составляли целостный народ под властью своего правителя.

Этап за этапом прослеживает историк пути-дороги своего народа. Во второй половине XVI в. Россия захватывает Астраханское ханство. Это усиливает распри в правящей верхушке соседнего Ногайского ханства. Из-за неурожая здесь возникает голод. Каракалпаки покидают Поволжье, переселяются на восточные берега Арала вдоль Сырдарьи, вплоть до города Туркестана.

В начале XVII в. Амударья поворачивает в свое прежнее русло и снова впадает в Аральское море, обводняя южное побережье, т.е. исконные владения каракалпаков. На свою родину возвращаются каракалпаки с берегов Сарыкамыша, Узбоя и с плато Устюрт. Совместно с пришедшими в Хорезмский оазис кочевыми узбеками они создают Аранское (Аральское) государство со столицей в Кунграде. Правил государством Шахтемир. Позднее главный город был перенесен в Шахтемир (ныне на этом месте вырос город Чимбай). Во второй половине XVIII в. на землю отцов переселяются каракалпакские племена с берегов Сырдарьи и вновь осваивают земли правобережья и левобережья низовьев Амударьи

 

http://kungrad.com/history/st/kamalov/

 

а кто они коренной народ

 

 

Коренные народы — народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ[1], до прихода туда переселенцев из других мест[2]; народы, связанные с определённой территорией и проживающие на ней с незапамятных времён до настоящего времени[3]; исконное население. Чтобы относиться к коренным народам, требуется, чтобы население само считало себя коренным народом, а также имело социальные, экономические, культурные и другие институты, делающие данный народ отличающимся от другого населения, обитающего на этой же или на соседних территориях[1].

Термин «коренные народы» (англ. indigenous peoples) входит в международно-правовой лексикон[2] и используется в различных документахОрганизации Объединённых Наций[4] и других международных организаций. Термин «коренные народы» (обычно в формах «малые коренные народы» или «коренные малочисленные народы») используется и в российском законодательстве. Слова и выражения «аборигены», «автохтоны», «туземцы», «коренное население» семантически близки к термину «коренные народы», однако в юридических документах не используются.

 

 

В ходе колонизации мира, начавшейся в XV веке и продолжавшейся до XX века, большинство коренных народов, особенно коренных малочисленных народов планеты, оказалось под угрозой исчезновения. Коренные народы, как сказано в резолюции 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 2007 года, «стали жертвами исторических несправедливостей в результате, среди прочего, их колонизации и лишения их своих земель, территорий и ресурсов, что препятствует осуществлению ими, в частности, своего права на развитие в соответствии с их потребностями и интересами…»[4]

Даже когда речь не шла о физическом исчезновении коренных народов, их автохтонные языки в подавляющем большинстве случаев подвергались угрозе существенной деформации или даже вымирания — как в форме спонтанной ассимиляции, так и намеренного лингвоцидасо стороны языков (наиболее часто — со стороны так называемых мировых языков), являющихся государственными в тех странах, в состав которых попали территории коренных народов. Угрозе существенной деформации либо исчезнования подвергались и до сих пор подвергаются все автохтонные культуры — как из-за давления со стороны культур титульных наций, так и по причине стихийной глобализации.

Начало международного признания особых прав у коренного населения было положено в 1957 году, когда была принята КонвенцияМеждународной организации труда (МОТ) № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах»[2].

 

 

и всем известно что каракалпакский Ага бий (титул старший бий) Колдаулы Айдос (из кунгратов) вел активный пропаганду среди Сырдарьинских каракалпаков в ползу Х.х. до 1811 года. А он в то время возглавлял Аранских (Аральцев) каракалпаков и после переселение Сырдарьинских каракалпаков он объединил их в одну единую каракалпакскую нацию.

 

Так опят возникает вопрос почему после объединение Аральцев и Каракалпаков они именно выбрали название этноса - каракалпак! А не Аральцы или Аранцы или ка там ещё Аралские узбеки и т.д. Потому что местный население себя всегда называли каракалпаками и они объединились с каракалпаками создавая единую нацию - каракалпак!

 

Но из за несправедливый отношений Х.х. к каракалпакам сам Айдос бий возглавлял 1827 году народную восстанию каракалпаков против Х.х. и объявил в регионе Каракалпакскую ханство пригласив трон Зарлык Торе из казахов. Но Зарлык Торе был "кукольным ханом" и имел ставку вне территорий каракалпаков, т.е. за руслом Жанадарьи.

 

Вот вам краткая история каракалпакского Автохтонность в регионе! :turkmen1:

Опубликовано

 

Кыпчако-огузский чистый Тюркский, относительно тюрко-арабо-персидскому. Прошу доказательсво кыпчако-огузский почему не может быт чистым если Огузы и Кыпчаки Тюрки?

 

 

 

Чистота - понятие относительное. При желании тюрко-персидский тоже можно объявить чистым, ссылаясь на мусульманскую общность. В любом случае, уже наличие кыпчакских и огузских элементов говорит о смешении. Кроме того, "чистых" языков по определению не бывает, если это - не деградирующих реликт где-то между горами. Не говорю уже о том, что в каракалпакском, как и во всех тюркских языках, предостаточно персидских, арабских и русских заимствований.

Опубликовано

 

Мало ли узбеки шибаниди, Хивинское ханы  это Кунграды они врядли к узбекам шибанидам имеет отношение.

 

 

 

Боюсь, наука несколько иного мнения. Кунграты - древнее племя тюрко-монгольского происхождения, и каракалпакской монополии на них вроде бы нет. Они имеются в составе многих тюркских народов. В составе узбеков кунграты - одни из самых многочисленных племен.

Опубликовано

 

 

Кыпчако-огузский чистый Тюркский, относительно тюрко-арабо-персидскому. Прошу доказательсво кыпчако-огузский почему не может быт чистым если Огузы и Кыпчаки Тюрки?

 

 

 

Чистота - понятие относительное. При желании тюрко-персидский тоже можно объявить чистым, ссылаясь на мусульманскую общность. В любом случае, уже наличие кыпчакских и огузских элементов говорит о смешении. Кроме того, "чистых" языков по определению не бывает, если это - не деградирующих реликт где-то между горами. Не говорю уже о том, что в каракалпакском, как и во всех тюркских языках, предостаточно персидских, арабских и русских заимствований.

 

Хорошо, относительно чистоты языка  пусть  дальше углубляется профессионалы, у меня другой вопрос, каракалпакский язык элементами кыпчако-огузов, элементами кыпчако-карлуков, огузо-карлуков какие национальности говорят.  

Опубликовано

 

 

Мало ли узбеки шибаниди, Хивинское ханы  это Кунграды они врядли к узбекам шибанидам имеет отношение.

 

 

 

Боюсь, наука несколько иного мнения. Кунграты - древнее племя тюрко-монгольского происхождения, и каракалпакской монополии на них вроде бы нет. Они имеются в составе многих тюркских народов. В составе узбеков кунграты - одни из самых многочисленных племен.

 

Хорошо написал осторожно, кунграды тюрки-монголы, но кунграды к монголоам никакой отношение не имеет ,это само называние и говорит Кунгырат. Что касается казахских кунгратов, узбекских кунгратов, каракалпакских кунгратов,говорят же  польский еврей, горский еврей один и тот же еврей. У нас Каракалпаков Кунград  выделенный род,не подчиняется не к торе, не к кожа, не к шибанидам.  

Опубликовано

 

 

 

Мало ли узбеки шибаниди, Хивинское ханы  это Кунграды они врядли к узбекам шибанидам имеет отношение.

 

 

 

Боюсь, наука несколько иного мнения. Кунграты - древнее племя тюрко-монгольского происхождения, и каракалпакской монополии на них вроде бы нет. Они имеются в составе многих тюркских народов. В составе узбеков кунграты - одни из самых многочисленных племен.

 

Хорошо написал осторожно, кунграды тюрки-монголы, но кунграды к монголоам никакой отношение не имеет ,это само называние и говорит Кунгырат. Что касается казахских кунгратов, узбекских кунгратов, каракалпакских кунгратов,говорят же  польский еврей, горский еврей один и тот же еврей. У нас Каракалпаков Кунград  выделенный род,не подчиняется не к торе, не к кожа, не к шибанидам.  

 

 

У узбеков тоже также. Я думаю, у казахов тоже. Но основатели Хивинского ханства не кунграты, а шейбаниды, династия Арабшахидов. Кунграты - вторая династия.

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...