Перейти к содержанию
Polat

Каракалпа́кский язы́к

Рекомендуемые сообщения

 

 

 

 

Мне интересно только одно, почему хорезми узбекский отличается от литературного узбекского и на сколько!

 

 

Только одна поправка: в науке это называется не хорезмский узбекский, а южнохорезмские говоры узбекского языка, поскольку в центральных и северных районах исторического Хорезма узбеки говорят на говорах, весьма близких к литературной норме.

 

 

Не могли бы уточнить, что имеется ввиду, когда упоминаете центральные и северные районы исторического Хорезма, говорящих на говорах, близких литературной норме? Дело в том. что я был в Хорезме и вся территория нынешней Хорезмской области состоит в объеме одного среднего города с пригородом. Понятие исторический Хорезм нынче относительное, так как, если под этим понимается Древний Хорезм, то северными районами и частично центральными районами (Турткуль, Беруний, Элликкала) являются нынешний Каракалпакстан. Южными и восточными районами являются другие нынешние области РУз.

 

 

Это я имел в виду, Гурлан, Янгибозор и пр. районы Хорезма, узбекоязычные районы Каракалпакстана - Турткуль, Элликкала, Амударья, Бируни, некоторые районы, где смешанно живут узбеки и каракалпаки.

 

 

Вот теперь мы и приближаемся к истине. Казалось бы одно слово "Ауа" (КК), "Ава" (хорезмское), "Хова"  (туркменское) дало язык общения жителей Древнего Хорезма. Вот кто автохтоны этого региона.

Каракалпаки говорят на своем литературном, туркмены на своем, а узбеки южных территории ККР более ближе к хорезмскому говору. На литературном узбекском в этом регионе пожалуй никто не говорит. То что, в Турткуле, Беруний, Амударье, Элликкале живут по соседству и узбеки не говорит о том, что здесь процветает узбекоязычие, так как, такое можно применить и северным регионам ККР, где проживают этнические казахи.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот кто автохтоны этого региона.

 

вы ошибаетесь.

говорить об автохтонности народов сравнивая похожие лексические значения нельзя.

 

однозначно, что у кого-то из проживающих в данном регионе этносов использование огузского ауа/ава/хова всего лишь заимствование. и скорее всего у каракалпаков. и его употребление появилось после перехода к оседлому образу жизни, т.к. ведя кочевой образ жизни и вплотную, столетиями плотно общаясь с казаками, татарами и ногайцами - у последних такого выражения согласия не наблюдается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вот кто автохтоны этого региона.

 

вы ошибаетесь.

говорить об автохтонности народов сравнивая похожие лексические значения нельзя.

 

однозначно, что у кого-то из проживающих в данном регионе этносов использование огузского ауа/ава/хова всего лишь заимствование. и скорее всего у каракалпаков. и его употребление появилось после перехода к оседлому образу жизни, т.к. ведя кочевой образ жизни и вплотную, столетиями плотно общаясь с казаками, татарами и ногайцами - у последних такого выражения согласия не наблюдается.

 

 

В хорезмском языке, у каракалпаков и туркмен есть элементы огузского языка, плюс национальная одежда почти один в один, культура и традиции также не очень-то отличаются. Незнаю как у туркмен, но хорезмские мужчины и мужчины-каракалпаки ККР на похоронах близкого человека и не только близкого, по традиции исполняют "Дауыс шыгару", то есть, отпевают громким плачем. Этого у других близкородственных народов тоже не наблюдается. Еще надо учесть, что не все предки нынешних каракалпаков по воле судьбы "скитались" по миру. Большая часть оставалась на своих местах постоянно, переселяясь лишь в небольшие расстояния ввиду стихийных бедствий. Биография Аральского моря и Амударьи такая, что не раз переживали природные катаклизмы. А скитавшаяся часть, можно полагать, также сохраняли свои древние традиции, ведь выделились же от основной массы под своим нынешним самоназванием. Тем более всем известно, что такой этноним в древности существовал. Если проследить летописи оседлых тюрков, то есть булгар, получается каракалпаки называли себя так постоянно.

 

И кто же являются автохтонами по Вашему мнению? Чияль пишет автохтоны это узбеки и туркмены. Каракалпаки наверное были только наблюдателями. 

Я считаю, на этот вопрос уже ответили выдающиеся мастера своего дела Толстов, Иванов, Жданко, Баскаков и др. Опровергать их выводы можно лишь проведя повторные исследования. Но опять же это будет выглядеть как повторное изобретение велосипеда.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Еще раз  история  Каракалпаков,   Алп  Ер Тунга (Афросяб) Тюрк который воевал с Персами. История наших  городов до нашей эры.Поэтому тезис Каракалпаки кочевники-оседлости здесь не котируются. Каракалпаки полукочевники, земледели, рыбаки и войны. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Дауыстау", "дауыс шыгару" у казахов тоже есть! Почему Вы решили, что это только у каракалпаков?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Дауыстау", "дауыс шыгару" у казахов тоже есть! Почему Вы решили, что это только у каракалпаков?

 

Я не видел, чтоб мужчины-казахи когда хоронили близких, громко плакали. Женщины да, плачут, то есть, Дауыс шыгарады.

Вы видели фильмы про индейцев, когда кто-то умирает, индеец-мужчина громко кричит (плачет), вот так у каракалпаков это происходит. Но на казахских похоронах тишина, только женские всхлипы и причитания. 

Вы не думайте, что каракалпаки живут в каком-то необитаемом острове. Нет, каракалпаков тоже окружают разные народы, и татары есть, и башкиры, узбеки, казахи, русские и т.д. Да еще корейцы, они (мужчины) также плачут, но как-то стихийно, не в унисон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Кипчакский диалект имеет место в современном Узбекистане или вымер?

 

 

"сурхачи" (узбеки байсуна) до сих пор на нем говорят. очень часто многие из них являются носителями выраженных монголоидных черт. 

 

 

В Сурхандарье, как и во всем Узбекистане, проживает очень пестрое население, как в отношении языка, так и отношении антропологии. В Термезском, Денауском, Шерабадском районах говорят на карлукских говорах, это и самые густозаселенные районы, в Ангарском много туркмен, в Байсуне, Сарыасия и Узуне преобладают таджики, в Шурчи, Кызырыке, Музрабаде, Джаркургане, Кумкургане, Бандыхане, Алтынсае говорят кыпчакскими говорами. Антропология - среднеузбекская, выраженных монголоидов там поменьше, чем например Чиракчинском и Камашинском районах Кашкадарьи или пустынной зоне Джизака.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Кипчакский диалект имеет место в современном Узбекистане или вымер?

 

 

Кыпчакский и карлукский языки очень близки, поэтому разница между ними небольшая. Некоторые группы населения типа лакаев и кунгратов все еще сохраняют кыпчакский говор. Но больше переходных, смешанных говоров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Каракалпаки говорят на своем литературном, туркмены на своем, а узбеки южных территории ККР более ближе к хорезмскому говору. На литературном узбекском в этом регионе пожалуй никто не говорит. То что, в Турткуле, Беруний, Амударье, Элликкале живут по соседству и узбеки не говорит о том, что здесь процветает узбекоязычие, так как, такое можно применить и северным регионам ККР, где проживают этнические казахи.

 

 

Огузские говоры распространены только в Турткуле, остальные узбеки ККР, как узбеки Гурлена и Янгибозора, фактически говорят близко к литературной норме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

в 1512 году династия узбеков завоевали трон Хорезма первоначально столицей государства был Ургенч (в прошлом Гургандж, ныне город Куня-Ургенч) и в 1598 году столица была перенесена на новое место в город Хиву. По-моему из за угрозы северных сосудов Аранских каракалпаков, т.е. город Ходжейли был приграничным гарнизоном Аральцев. А Вамбери передает информацию что за Гурланом живут каракалпаки:

 

 

 

Не завоевали, а были приглашены для борьбы с кызылбашами. Первоначально столицей был город Вазир, Ургенча тогда не существовало, а был Куня Ургенч, который не был столицей. Современный Ургенч был построен Эльбарсом. Столица была перенесена в Хиву из-за изменения русла Амударьи, поскольку окрестности Ургенча стали безводными и запустели. Если не ошибаюсь, Ходжейли в тот момент еще не было. В Гурлене, как и во всей Хорезмской области в целом, нет каракалпаков.

Пардон, я не знал что их пригласили!

1512 год это XVI в.

 

 

Об этом можно почитать в "Истории народов Узбекистана". Приглашенные братья Ильбарс и Бейбарс были сыновьями Берке султана и происходили из узбекского ханского дома.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В хорезмском языке, у каракалпаков и туркмен есть элементы огузского языка, плюс национальная одежда почти один в один, культура и традиции также не очень-то отличаются. Незнаю как у туркмен, но хорезмские мужчины и мужчины-каракалпаки ККР на похоронах близкого человека и не только близкого, по традиции исполняют "Дауыс шыгару", то есть, отпевают громким плачем. Этого у других близкородственных народов тоже не наблюдается. Еще надо учесть, что не все предки нынешних каракалпаков по воле судьбы "скитались" по миру. Большая часть оставалась на своих местах постоянно, переселяясь лишь в небольшие расстояния ввиду стихийных бедствий. Биография Аральского моря и Амударьи такая, что не раз переживали природные катаклизмы. А скитавшаяся часть, можно полагать, также сохраняли свои древние традиции, ведь выделились же от основной массы под своим нынешним самоназванием. Тем более всем известно, что такой этноним в древности существовал. Если проследить летописи оседлых тюрков, то есть булгар, получается каракалпаки называли себя так постоянно.

 

 

"Дауыстау", "дауыс шыгару" у казахов тоже есть! Почему Вы решили, что это только у каракалпаков?

 

 

 

"Дауыстау", "дауыс шыгару" у казахов тоже есть! Почему Вы решили, что это только у каракалпаков?

 

Я не видел, чтоб мужчины-казахи когда хоронили близких, громко плакали. Женщины да, плачут, то есть, Дауыс шыгарады.

Вы видели фильмы про индейцев, когда кто-то умирает, индеец-мужчина громко кричит (плачет), вот так у каракалпаков это происходит. Но на казахских похоронах тишина, только женские всхлипы и причитания. 

Вы не думайте, что каракалпаки живут в каком-то необитаемом острове. Нет, каракалпаков тоже окружают разные народы, и татары есть, и башкиры, узбеки, казахи, русские и т.д. Да еще корейцы, они (мужчины) также плачут, но как-то стихийно, не в унисон.

Традиция "дауыс шыгарыу" как раз у туркмен не наблюдается.

По народим приданием казахи МЖ эту традицию "отменили", так как во времена "Актабан шубрынды" умер один из знаменитейших батыров (к сожалению имени не помню) в похоронах все войск МЖ "дауыстап" оплакивали и воспользовавшийся моментом "шума" неприятельский войск ударил внезапно и казахи потеряли многих в это бою из за "дауыстау"!

Казахи Старшего и Среднего жужов и щасс "исполняют" традицию "Дауыстау" основном в форме "бауырым" (радной) и у узбеков тоже наблюдается в форме "джигарим" (бауырым/радной). Только каракалпаки ККР пользуется "Уай-уай", а зарафшанские каракалпаки где то "уай-уай", а где то "бауырым", а так же ферганские каракалпаки "жигерим". :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

в 1512 году династия узбеков завоевали трон Хорезма первоначально столицей государства был Ургенч (в прошлом Гургандж, ныне город Куня-Ургенч) и в 1598 году столица была перенесена на новое место в город Хиву. По-моему из за угрозы северных сосудов Аранских каракалпаков, т.е. город Ходжейли был приграничным гарнизоном Аральцев. А Вамбери передает информацию что за Гурланом живут каракалпаки:

 

 

 

Не завоевали, а были приглашены для борьбы с кызылбашами. Первоначально столицей был город Вазир, Ургенча тогда не существовало, а был Куня Ургенч, который не был столицей. Современный Ургенч был построен Эльбарсом. Столица была перенесена в Хиву из-за изменения русла Амударьи, поскольку окрестности Ургенча стали безводными и запустели. Если не ошибаюсь, Ходжейли в тот момент еще не было. В Гурлене, как и во всей Хорезмской области в целом, нет каракалпаков.

Пардон, я не знал что их пригласили!

1512 год это XVI в.

 

 

Об этом можно почитать в "Истории народов Узбекистана". Приглашенные братья Ильбарс и Бейбарс были сыновьями Берке султана и происходили из узбекского ханского дома.

 

Имя Берке султан уже напоминает Каракалпакских султанов линий Кочума, отличие от шибанидов. Думаю  стоит докопаться.   

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Кипчакский диалект имеет место в современном Узбекистане или вымер?

 

 

Кыпчакский и карлукский языки очень близки, поэтому разница между ними небольшая. Некоторые группы населения типа лакаев и кунгратов все еще сохраняют кыпчакский говор. Но больше переходных, смешанных говоров.

 

Смешанный говор я считаю влиянием персидского и арабского. Есть чистый Кыпчако-огузский язык   это Каракалпакский язык.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

в 1512 году династия узбеков завоевали трон Хорезма первоначально столицей государства был Ургенч (в прошлом Гургандж, ныне город Куня-Ургенч) и в 1598 году столица была перенесена на новое место в город Хиву. По-моему из за угрозы северных сосудов Аранских каракалпаков, т.е. город Ходжейли был приграничным гарнизоном Аральцев. А Вамбери передает информацию что за Гурланом живут каракалпаки:

 

 

 

Не завоевали, а были приглашены для борьбы с кызылбашами. Первоначально столицей был город Вазир, Ургенча тогда не существовало, а был Куня Ургенч, который не был столицей. Современный Ургенч был построен Эльбарсом. Столица была перенесена в Хиву из-за изменения русла Амударьи, поскольку окрестности Ургенча стали безводными и запустели. Если не ошибаюсь, Ходжейли в тот момент еще не было. В Гурлене, как и во всей Хорезмской области в целом, нет каракалпаков.

Пардон, я не знал что их пригласили!

1512 год это XVI в.

 

 

Об этом можно почитать в "Истории народов Узбекистана". Приглашенные братья Ильбарс и Бейбарс были сыновьями Берке султана и происходили из узбекского ханского дома.

 

Имя Берке султан уже напоминает Каракалпакских султанов линий Кочума, отличие от шибанидов. Думаю  стоит докопаться.   

 

 

Мало ли чего напоминает, то, что они были узбеками-шейбанидами - бесспорно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

Кипчакский диалект имеет место в современном Узбекистане или вымер?

 

 

Кыпчакский и карлукский языки очень близки, поэтому разница между ними небольшая. Некоторые группы населения типа лакаев и кунгратов все еще сохраняют кыпчакский говор. Но больше переходных, смешанных говоров.

 

Смешанный говор я считаю влиянием персидского и арабского. Есть чистый Кыпчако-огузский язык   это Каракалпакский язык.

 

 

Под смешанным я имел в виду смешанные карлукско-кыпчакские говоры. Кыпчако-огузский по определению не может быть чистым.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Нукусе казахи (мужчины) не оплакивают громко, как это заведено у каракалпаков, только в дань усопшему всхлипывают. Соседей, друзей у меня много было, наверное они из Младшего жуза. В принципе я только недавно (лет 5-10 назад) узнал, что казахи делятся по жузам.

Вопрос в том, все ли узбеки, казахи придерживаются этих традиций или это локально у них происходит? И насколько они перекрикивают друг-друга?

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

 

Кипчакский диалект имеет место в современном Узбекистане или вымер?

 

 

Кыпчакский и карлукский языки очень близки, поэтому разница между ними небольшая. Некоторые группы населения типа лакаев и кунгратов все еще сохраняют кыпчакский говор. Но больше переходных, смешанных говоров.

 

Смешанный говор я считаю влиянием персидского и арабского. Есть чистый Кыпчако-огузский язык   это Каракалпакский язык.

 

 

Под смешанным я имел в виду смешанные карлукско-кыпчакские говоры. Кыпчако-огузский по определению не может быть чистым.

 

Кыпчако-огузский чистый Тюркский, относительно тюрко-арабо-персидскому. Прошу доказательсво кыпчако-огузский почему не может быт чистым если Огузы и Кыпчаки Тюрки?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Нукусе казахи (мужчины) не оплакивают громко, как это заведено у каракалпаков, только в дань усопшему всхлипывают. Соседей, друзей у меня много было, наверное они из Младшего жуза. В принципе я только недавно (лет 5-10 назад) узнал, что казахи делятся по жузам.

Вопрос в том, все ли узбеки, казахи придерживаются этих традиций или это локально у них происходит? И насколько они перекрикивают друг-друга?

Я рос среди казахов и учился в казахском классе, Каракалпакские казахи - они из МЖ. 90 годы узнал что Чимкетские и Алматынские мужчины, т.е. казахы Среднего жуза "дауыстап" оплакивает умершего как каракалпаки громко и обнимаясь друг с другом, мне стало интересно и решил узнать почему наши казахские мужчины не оплакивает?! И тогда я услышал вышеупомянутое легенду.

А у узбеков это традиция соблюдается среди родных покойного! Ну это по-моим наблюдениями! 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

 

в 1512 году династия узбеков завоевали трон Хорезма первоначально столицей государства был Ургенч (в прошлом Гургандж, ныне город Куня-Ургенч) и в 1598 году столица была перенесена на новое место в город Хиву. По-моему из за угрозы северных сосудов Аранских каракалпаков, т.е. город Ходжейли был приграничным гарнизоном Аральцев. А Вамбери передает информацию что за Гурланом живут каракалпаки:

 

 

 

Не завоевали, а были приглашены для борьбы с кызылбашами. Первоначально столицей был город Вазир, Ургенча тогда не существовало, а был Куня Ургенч, который не был столицей. Современный Ургенч был построен Эльбарсом. Столица была перенесена в Хиву из-за изменения русла Амударьи, поскольку окрестности Ургенча стали безводными и запустели. Если не ошибаюсь, Ходжейли в тот момент еще не было. В Гурлене, как и во всей Хорезмской области в целом, нет каракалпаков.

Пардон, я не знал что их пригласили!

1512 год это XVI в.

 

 

Об этом можно почитать в "Истории народов Узбекистана". Приглашенные братья Ильбарс и Бейбарс были сыновьями Берке султана и происходили из узбекского ханского дома.

 

Имя Берке султан уже напоминает Каракалпакских султанов линий Кочума, отличие от шибанидов. Думаю  стоит докопаться.   

 

 

Мало ли чего напоминает, то, что они были узбеками-шейбанидами - бесспорно.

 

Мало ли узбеки шибаниди, Хивинское ханы  это Кунграды они врядли к узбекам шибанидам имеет отношение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вот кто автохтоны этого региона.

 

вы ошибаетесь.

говорить об автохтонности народов сравнивая похожие лексические значения нельзя.

 

однозначно, что у кого-то из проживающих в данном регионе этносов использование огузского ауа/ава/хова всего лишь заимствование. и скорее всего у каракалпаков. и его употребление появилось после перехода к оседлому образу жизни, т.к. ведя кочевой образ жизни и вплотную, столетиями плотно общаясь с казаками, татарами и ногайцами - у последних такого выражения согласия не наблюдается.

 

 

Давайте здесь определимся - современные каракалпаки автохтоны этого региона или нет?, т.е. они до 1811 года в регионе присутствовали как этнос? 

 

Вот значение автохтон:

 

 

 

 

Вот Вам ответ на эту вопрос:

 

как появился этнос каракалпаки и где образовалось как этнос? На это вопрос отвечает академик С.Камалов и Мировая общество историков признает его трудов

 В пользу утверждения С.Камалова, что родиной каракалпаков являются низовья Амударьи, служат материалы археологических раскопок. На сырцовых кирпичах Высокого дворца хорезмшахов (II-III вв.н.э.) московские археологи зафиксировали 66 тамг. Каждое племя, участвовавшее в этой грандиозной стройке, оставило при формовке на кирпиче свой родо-племенной знак.7 Шесть тамг из описанных принадлежат каракалпакским племенным образованиям. Это говорит о том, что государство Кердер поддерживало тесные отношения со своим могущественным соседом, каким являлся Хорезм.

Выводы С.Камалова подтверждают выявленные на Устюрте араны - стреловидные загоны для отлова джейранов, сайгаков и куланов. Многолетние исследования нукусских археологов под началом проф. В.Н.Ягодина показали, что эти памятники свидетельствуют о широко распространенном охотничьем промысле предков каракалпаков в III-IV вв.н.э.8 Кстати, термин аран сохранился в каракалпакском языке до наших дней. Одно из подразделений племени кенегес именуется араншы, т.е. те, которые сооружали араны. Описание загонной охоты с помощью аранов содержится в "Шежире" ("Родословная") - произведении классика каракалпакской литературы Бердаха. Обосновывая свое утверждение, исследователь учитывал соображения антропологов Т.Ходжайова9 и Н.Рысназарова,10 которые обработали обширный краниологический материал, полученный в ходе раскопок на территории бывшего государства Кердер.

В XI в. в Приаралье вторглись воинственные кипчаки, которые в 1060 г. перешли Волгу. Продвигаясь, на запад, они захватили часть владений Киевской Руси. В восточной Европе их стали называть половцами. Часть восточных печенегов (каракалпаков) вместе с кипчаками проделала путь до Киевской Руси. Здесь каракалпаки нашли печенегов Приднепровья и обосновались на жительство вдоль реки Рось, притока Днепра. Далее племена печенегов, берендеев и торков образуют конфедерацию "черных клобуков". Ипатьевская летопись впервые в 1140 году отметила пребывание черных клобуков в Киевской Руси. Однако самоназвание народа возникло не в краю славян. Этноним кара борклилер (черные шапки) каракалпаки получили в отчем краю на берегах Арала и Амударьи при столкновении с волной кипчаков. Летописцам Киевской Руси оставалось только сделать перевод: кара борклилер (черные шапки) - черные клобуки. Занимая достаточно обширную территорию, они охраняли восточные границы Киевской Руси от набегов степняков. Столицей каракалпаков был город Торческ.11

Нашествие монголов привело к завоеванию славянских земель и овладению Киевом. В степях Восточной Европы образуется Синяя Орда, которая объединила несколько народов, в том числе каракалпаков. В 1396 г. каракалпак Едиге (Едигей) принимает титул султана и основывает Ногайскую Орду. Это государственное образование занимало территорию от Волги до Камы и берегов Урала (Яика). О жизни этих тюркских народов мы только сейчас начинаем черпать информацию из новейших исследований. В период господства административно-командной системы об эпосе "Едиге" говорилось, что это "порождение феодально-байских пережитков". Странно: былины Киевского и Новгородского циклов изучались в средней и высшей школе, а эпос "Едиге" был запрещен к изданию.

 

http://kungrad.com/history/st/kamalov/

 

считается что каракалпаки переселились после порожние 1811 года в дельту низовья Амударьи из Жанадарьи. Но история региона доказывает обратное.

 

 

Каракалпакские города Каракалпакских ГОРОДОВ 

(Нукуз, Кият, Кунград, Хо-джейли, Кипчак и др.) самым крупным являлся Кунград, центр Приаралья. Ходжейли считался торговым центром, через который осуществлялись связи между приаральскими племенами и Хивой. Здесь также находилась таможня. Кроме того, он был опорным пунктом в борьбе аральцев против хивинских ханов. Город был обнесен высокой стеной. В 1804 г., когда Элтузар хотел захватить Ходжейли, он велел разрушить эту стену, и ханские войска управились с ней за три дня.

 

и здесь ответ от С.Камалова признано самым достоверным доказательством что каракалпаки коренной народ там где живут сейчас

 

 Открытия ждали С.Камалова и тогда, когда он двинулся по географо-экологической дороге. Историкам были известны последствия нашествия Чингиз-хана на Хорезм в 1218-1221 гг. Захватчики разрушили плотину на Амударье, в результате чего столица Ургенч подверглась затоплению. Более миллиона жителей было предано смерти. Свыше 100 тысяч девушек и ремесленников монголы увели в плен. Выведение из строя оросительной системы привело к тому, что поливное земледелие громадной территории от Ургенча до Аральского моря перестало получать живительную влагу. Упал уровень Арала, поскольку Амударья изменила свое русло, она стала нести свои воды во впадину Сарыкамыш, а через Сарыкамыш - в Узбой. Ну, а что дальше? Камалов дал оценку тому, что археологические раскопки и многочисленные разведывательные маршруты в нижнем течении Амударьи не обнаружили ни одного исторического памятника XIV-XV вв. Местность не только обезлюдела. Территорию нынешнего проживания каракалпаков ветер покрыл многометровым слоем песка и соли, выдуваемых с обнажившегося дна Аральского моря. Пески похоронили даже брошенные людьми постройки, которые находились на возвышенных местах. Недавно удалось откопать мечеть XII века, возвышавшуюся когда-то над древним центром международной торговли городом Миздахкан.

Выражаясь современным языком, неблагоприятная экологическая обстановка заставила оставшееся население переселиться на Устюрт, на берега Сарыкамыша и Узбоя. Часть каракалпаков достигает берегов Волги, куда продвинулись и каракалпаки Ногайской Орды. Опираясь на народные предания и строки "Шежире" ("Родословная") Бердаха, историк делает заключение о том, что каракалпаки на берегах Волги составляли целостный народ под властью своего правителя.

Этап за этапом прослеживает историк пути-дороги своего народа. Во второй половине XVI в. Россия захватывает Астраханское ханство. Это усиливает распри в правящей верхушке соседнего Ногайского ханства. Из-за неурожая здесь возникает голод. Каракалпаки покидают Поволжье, переселяются на восточные берега Арала вдоль Сырдарьи, вплоть до города Туркестана.

В начале XVII в. Амударья поворачивает в свое прежнее русло и снова впадает в Аральское море, обводняя южное побережье, т.е. исконные владения каракалпаков. На свою родину возвращаются каракалпаки с берегов Сарыкамыша, Узбоя и с плато Устюрт. Совместно с пришедшими в Хорезмский оазис кочевыми узбеками они создают Аранское (Аральское) государство со столицей в Кунграде. Правил государством Шахтемир. Позднее главный город был перенесен в Шахтемир (ныне на этом месте вырос город Чимбай). Во второй половине XVIII в. на землю отцов переселяются каракалпакские племена с берегов Сырдарьи и вновь осваивают земли правобережья и левобережья низовьев Амударьи

 

http://kungrad.com/history/st/kamalov/

 

а кто они коренной народ

 

 

Коренные народы — народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ[1], до прихода туда переселенцев из других мест[2]; народы, связанные с определённой территорией и проживающие на ней с незапамятных времён до настоящего времени[3]; исконное население. Чтобы относиться к коренным народам, требуется, чтобы население само считало себя коренным народом, а также имело социальные, экономические, культурные и другие институты, делающие данный народ отличающимся от другого населения, обитающего на этой же или на соседних территориях[1].

Термин «коренные народы» (англ. indigenous peoples) входит в международно-правовой лексикон[2] и используется в различных документахОрганизации Объединённых Наций[4] и других международных организаций. Термин «коренные народы» (обычно в формах «малые коренные народы» или «коренные малочисленные народы») используется и в российском законодательстве. Слова и выражения «аборигены», «автохтоны», «туземцы», «коренное население» семантически близки к термину «коренные народы», однако в юридических документах не используются.

 

 

В ходе колонизации мира, начавшейся в XV веке и продолжавшейся до XX века, большинство коренных народов, особенно коренных малочисленных народов планеты, оказалось под угрозой исчезновения. Коренные народы, как сказано в резолюции 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 2007 года, «стали жертвами исторических несправедливостей в результате, среди прочего, их колонизации и лишения их своих земель, территорий и ресурсов, что препятствует осуществлению ими, в частности, своего права на развитие в соответствии с их потребностями и интересами…»[4]

Даже когда речь не шла о физическом исчезновении коренных народов, их автохтонные языки в подавляющем большинстве случаев подвергались угрозе существенной деформации или даже вымирания — как в форме спонтанной ассимиляции, так и намеренного лингвоцидасо стороны языков (наиболее часто — со стороны так называемых мировых языков), являющихся государственными в тех странах, в состав которых попали территории коренных народов. Угрозе существенной деформации либо исчезнования подвергались и до сих пор подвергаются все автохтонные культуры — как из-за давления со стороны культур титульных наций, так и по причине стихийной глобализации.

Начало международного признания особых прав у коренного населения было положено в 1957 году, когда была принята КонвенцияМеждународной организации труда (МОТ) № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах»[2].

 

 

и всем известно что каракалпакский Ага бий (титул старший бий) Колдаулы Айдос (из кунгратов) вел активный пропаганду среди Сырдарьинских каракалпаков в ползу Х.х. до 1811 года. А он в то время возглавлял Аранских (Аральцев) каракалпаков и после переселение Сырдарьинских каракалпаков он объединил их в одну единую каракалпакскую нацию.

 

Так опят возникает вопрос почему после объединение Аральцев и Каракалпаков они именно выбрали название этноса - каракалпак! А не Аральцы или Аранцы или ка там ещё Аралские узбеки и т.д. Потому что местный население себя всегда называли каракалпаками и они объединились с каракалпаками создавая единую нацию - каракалпак!

 

Но из за несправедливый отношений Х.х. к каракалпакам сам Айдос бий возглавлял 1827 году народную восстанию каракалпаков против Х.х. и объявил в регионе Каракалпакскую ханство пригласив трон Зарлык Торе из казахов. Но Зарлык Торе был "кукольным ханом" и имел ставку вне территорий каракалпаков, т.е. за руслом Жанадарьи.

 

Вот вам краткая история каракалпакского Автохтонность в регионе! :turkmen1:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Кыпчако-огузский чистый Тюркский, относительно тюрко-арабо-персидскому. Прошу доказательсво кыпчако-огузский почему не может быт чистым если Огузы и Кыпчаки Тюрки?

 

 

 

Чистота - понятие относительное. При желании тюрко-персидский тоже можно объявить чистым, ссылаясь на мусульманскую общность. В любом случае, уже наличие кыпчакских и огузских элементов говорит о смешении. Кроме того, "чистых" языков по определению не бывает, если это - не деградирующих реликт где-то между горами. Не говорю уже о том, что в каракалпакском, как и во всех тюркских языках, предостаточно персидских, арабских и русских заимствований.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Мало ли узбеки шибаниди, Хивинское ханы  это Кунграды они врядли к узбекам шибанидам имеет отношение.

 

 

 

Боюсь, наука несколько иного мнения. Кунграты - древнее племя тюрко-монгольского происхождения, и каракалпакской монополии на них вроде бы нет. Они имеются в составе многих тюркских народов. В составе узбеков кунграты - одни из самых многочисленных племен.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Кыпчако-огузский чистый Тюркский, относительно тюрко-арабо-персидскому. Прошу доказательсво кыпчако-огузский почему не может быт чистым если Огузы и Кыпчаки Тюрки?

 

 

 

Чистота - понятие относительное. При желании тюрко-персидский тоже можно объявить чистым, ссылаясь на мусульманскую общность. В любом случае, уже наличие кыпчакских и огузских элементов говорит о смешении. Кроме того, "чистых" языков по определению не бывает, если это - не деградирующих реликт где-то между горами. Не говорю уже о том, что в каракалпакском, как и во всех тюркских языках, предостаточно персидских, арабских и русских заимствований.

 

Хорошо, относительно чистоты языка  пусть  дальше углубляется профессионалы, у меня другой вопрос, каракалпакский язык элементами кыпчако-огузов, элементами кыпчако-карлуков, огузо-карлуков какие национальности говорят.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Мало ли узбеки шибаниди, Хивинское ханы  это Кунграды они врядли к узбекам шибанидам имеет отношение.

 

 

 

Боюсь, наука несколько иного мнения. Кунграты - древнее племя тюрко-монгольского происхождения, и каракалпакской монополии на них вроде бы нет. Они имеются в составе многих тюркских народов. В составе узбеков кунграты - одни из самых многочисленных племен.

 

Хорошо написал осторожно, кунграды тюрки-монголы, но кунграды к монголоам никакой отношение не имеет ,это само называние и говорит Кунгырат. Что касается казахских кунгратов, узбекских кунгратов, каракалпакских кунгратов,говорят же  польский еврей, горский еврей один и тот же еврей. У нас Каракалпаков Кунград  выделенный род,не подчиняется не к торе, не к кожа, не к шибанидам.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Мало ли узбеки шибаниди, Хивинское ханы  это Кунграды они врядли к узбекам шибанидам имеет отношение.

 

 

 

Боюсь, наука несколько иного мнения. Кунграты - древнее племя тюрко-монгольского происхождения, и каракалпакской монополии на них вроде бы нет. Они имеются в составе многих тюркских народов. В составе узбеков кунграты - одни из самых многочисленных племен.

 

Хорошо написал осторожно, кунграды тюрки-монголы, но кунграды к монголоам никакой отношение не имеет ,это само называние и говорит Кунгырат. Что касается казахских кунгратов, узбекских кунгратов, каракалпакских кунгратов,говорят же  польский еврей, горский еврей один и тот же еврей. У нас Каракалпаков Кунград  выделенный род,не подчиняется не к торе, не к кожа, не к шибанидам.  

 

 

У узбеков тоже также. Я думаю, у казахов тоже. Но основатели Хивинского ханства не кунграты, а шейбаниды, династия Арабшахидов. Кунграты - вторая династия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...