Перейти к содержанию
asan-kaygy

Хунну - Сюнну - Гунны-2

Рекомендуемые сообщения

В Sunday, July 09, 2017 в 13:55, Ермолаев сказал:

Ну, возьмите сам этноним "малкъарлыла", чья основа "малкъар" сама за себе говорит (ср. чув. "пӑлха́р"). К тому же читаем хотя бы из Википедии:

В целом карачаево-балкарский является «типичным» тюркским языком. Однако в нём можно найти некоторые необычные явления.

Также следует добавить, что к особенностям карачаево-балкарского языка, которые отражают пратюркские, древнетюркские и древнекавказские пласты, можно отнести[источник не указан 514 дней]:

  • Параллельное существование трёх систем числительных: четверичной, десятичной и двадцатеричной;
  • финитный глагол может быть предикатом в зависимой клаузе; слабая выраженность анлаутного й (сохраняется только в детской лексике и любовной лирике — алыб < йалыб’а — взяв, аман < йаман’а < джаман — плохой, редко в повседневной лексике — быйыл (чаще) < бу йыл < (редко) бу джыл — в этом году);
  • обязательность оформления как в древнетюркском языке предикативности, в отличие от большинства современных тюркских, в первую очередь кипчакских языков;
  • функционирование пратюркской формы дательного падежа ангар от местоимения ол ~ «он»;
  • возникновение в недрах[источник не указан 514 дней] пратюркского языка аффикса 1-го лица единственного числа повелительного наклонения н~м, соответствия з < дз~дж, ц~ч; сосуществование в общей системе карачаево-балкарского языка более глубинных пратюркских, древнетюркских языковых, огузских, карлукских и куманских черт и т. д.

К древнетюркскому или древнекавказским пластам этногенеза карачаево-балкарского народа ряд авторов относят лексику с формантом -ск/шк/шх, которые широко представлены в повседневной лексике и особенно в топонимии Карачая и Балкарии[16].

Тем не менее, исходя из того, что названия с указанным выше формантом распространены в местах, где древнетюркская (в основном древнебулгарская или булгаро-аланская) археология представлена достаточно широко, ряд авторов[кто?] склоняется к тому, что речь здесь может идти о булгарском субстрате[источник не указан 514 дней]. Гипотетически можно допустить отражение здесь не древнекавказских основ, а прабулгарских вариантов чувашских суффиксов, главным образом уменьшительных на -шка/-шке, -ска/-ске:

  • -шка/-шке: 1) образует уменьшительные формы имен со значением как уменьшительно-ласкательным, так и уничижительным: çуна «сани» — çунашка «санки, салазки»; ама «самка» — амашка «непорядочная женщина»; 2) образует от именных и некоторых глагольных основ прилагательные со значением «склонный к чему-либо, обладающий признаком, указанным в исходной основе»: чирлĕ «больной» — чирлешке «болезненный»; çӳхе «тонкий» -çӳхешке «тоненький» и т. д.;
  • -ска/-ске: образует имена существительные с уменьшительным значением: пӳрне «палец» — пӳрнеске «наперсток»; тĕме «бугор, холм» -тĕмеске «бугорок, кочка» (cм.: Словообразовательные аффиксы чувашского языка// ru.chuvash.org/e/…).

В этом аспекте начальные кластеры сх/шх… скорее всего следует отнести к пратюркскому (r-turkiс) уровню и в данном случае следует считать это особенностью пракарачаево-балкарского и прачувашского языков.

Немалый пласт булгарского типа встречается в лексике — къандагъай (клоп), самыр (порода собак) и т. д.

____________________________________

Кумыкское и турецкое "нар" скорее уж заимствование, а судя по региону, то из армянского "nurr" (նուռ) - "гранат". Также, сравните: перс. "ạnạr" (انار), хинди "anaar" (अनार), пенджаб. "аnāra" (ਅਨਾਰ), курманджи "hinar", урду "ạnạr" (انار)... Все это уже индоиранское "гранат".

Интересно туркменский нар(гранат) тоже у армян заимствована тогда.Как то странно ведь Туркменистан считают одним из мест объкультирования  дикого граната.Дикий гранат растет у нас до сих пор.Редко но нар иногда у нас может обозначать и огон.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.07.2017 в 13:55, Ермолаев сказал:

Ну, возьмите сам этноним "малкъарлыла", чья основа "малкъар" сама за себе говорит (ср. чув. "пӑлха́р"). К тому же читаем хотя бы из Википедии:

В целом карачаево-балкарский является «типичным» тюркским языком.

Википедия - не авторитетный источник (и это очень мягко сказано). :blink: Следует пользоваться с величайшей осторожностью. Особенно в разрезе вопросов данного раздела.

"Малкъар" - житель долины реки Малка. С учетом типичнейшей замены в словах тюркских языков звука М на Б получили... Балкар. 

Т.е. Балкар - Малкъар никакого отношения к имени и тюркскому народу Болгар не имеет.

У имени Болгар своя типичная Р-Л язычная этимология болгарской группы тюркских языков и, как известно, не произносимая на остальных З-Ш языках (а это, как известно, все тюркские языки, кроме чувашского).

"Пӑлха́р" - "пил(ек) хар(ах)" - "пять частей", как бабушка и нагадала: "пять сыновей Кубрата"(7 век), "пять царей Волжской Болгарии"(10 век), "пять частей южных сюнну" (3 век)... :rolleyes:
Любопытно, что на монетах Волжской Болгарии сначала чеканили Б'лгар (беле(биле) + гар), на последних - Б'лхар (Беле(биле) + хар). Т.е. слово Гар ("часть") фонетически изменилось (подпало под оглушение) еще в 10 веке! Что закономерно сохранилось в чувашском "ПӑлХа́р". Оглушение (Б -> П) в волжском болгарском (чувашском)  произошло несколько позже 10 века. :)

Формы Булгар (особенно с ударением в первом слоге) у носителей этимологии быть не может. Это нонсенс! А именно - типичный арабизм. :ph34r:

:)

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 05.07.2017 в 16:41, Hungar сказал:

И в правду в тюркском есть кит. лексика, а в огурском [чувашском] нет.

Это не так. В данном случае нужно внимательно читать, к примеру, работы корифея от тюркологии Дыбо А.В.

В чувашском есть китаизмы, по которым лингвисты определяют время распада пратюркского, а именно уход хуннов-гуннов на запад в Европу. По лингвистическим данным уважаемой Дыбо А.В. это произошло не ранее 3 века нашей эры... К примеру, характерное слово, заимствованное из китайского в чувашский (хуннский-гуннский) это слово Кэмэл - "серебро". Причем, в первоначальной фонетике. В других тюркских оно закономерно видоизменилось с заменой звука Л на Ш.

То есть, уважаемая Дыбо А.В.... нехотя и не подозревая об этом...  лингвистически... похоронила... пошлую (т.е. популярную) теорию (такого историка как Кляшторный, в частности) о времени распада пратюркского и ухода хуннов на запад. Хунны ушли на запад в середине 4-го века (когда на них в Китае надавили тобгачи) и сходу разбили готов в Крыму, а не копили силы лет эдак 200... не известно где... по Гумилеву... ;)

 

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

39 minutes ago, SWR said:

Это не так. В данном случае нужно внимательно читать, к примеру, работы корифея от тюркологии Дыбо А.В.

В чувашском есть китаизмы, по которым лингвисты определяют время распада пратюркского, а именно уход хуннов-гуннов на запад в Европу. По лингвистическим данным уважаемой Дыбо А.В. это произошло не ранее 3 века нашей эры... К примеру, характерное слово, заимствованное из китайского в чувашский (хуннский-гуннский) это слово Кэмэл - "серебро". Причем, в первоначальной фонетике. В других тюркских оно закономерно видоизменилось с заменой звука Л на Ш.

То есть, уважаемая Дыбо А.В.... нехотя и не подозревая об этом...  лингвистически... похоронила... пошлую (т.е. популярную) теорию (такого историка как Кляшторный, в частности) о времени распада пратюркского и ухода хуннов на запад. Хунны ушли на запад в середине 4-го века (когда на них в Китае надавили тобгачи) и сходу разбили готов в Крыму, а не копили силы лет эдак 200... не известно где... по Гумилеву... ;)

 

Интересный момент. 

Меня лишь коробит этот спорный вопрос, пратюркский язык распался в 4 веке н.э. [ну или на стыке эры по другим версиям] на огурскую и собственно тюркскую части. Или же р-язычные и з-язычные тюрки существовали параллельно в хуннускую эпоху? 

Тут есть профессор Добрев утверждающий, что эти параллельные диалекты [или же языки?] существали ещё до миграции огуров на запад. Таким образом по Добреву огуроязычные просто ушли на запад [а не стали огуроязычными в следствие распада]. А тюркоязычные остались на востоке. 

И действительно меня волнует вопрос ухода от ротацизма, ламбдаизма, наращиванию новых аффиксов итд. Каким образом тюркский язык так преобразовался за такой короткий промежуток времени? [по вашим данным распад случился в 4 веке. Уже в 6 веке мы графически фиксируем собственно тюркский на рунических стеллах]. Два века не маловато?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, SWR сказал:

Википедия - не авторитетный источник (и это очень мягко сказано). :blink: Следует пользоваться с величайшей осторожностью. Особенно в разрезе вопросов данного раздела.

"Малкъар" - житель долины реки Малка. С учетом типичнейшей замены в словах тюркских языков звука М на Б получили... Балкар. 

Т.е. Балкар - Малкъар никакого отношения к имени и тюркскому народу Болгар не имеет.

У имени Болгар своя типичная Р-Л язычная этимология болгарской группы тюркских языков и, как известно, не произносимая на остальных З-Ш языках (а это, как известно, все тюркские языки, кроме чувашского).

"Пӑлха́р" - "пил(ек) хар(ах)" - "пять частей", как бабушка и нагадала: "пять сыновей Кубрата"(7 век), "пять царей Волжской Болгарии"(10 век), "пять частей южных сюнну" (3 век)... :rolleyes:
Любопытно, что на монетах Волжской Болгарии сначала чеканили Б'лгар (беле(биле) + гар), на последних - Б'лхар (Беле(биле) + хар). Т.е. слово Гар ("часть") фонетически изменилось (подпало под оглушение) еще в 10 веке! Что закономерно сохранилось в чувашском "ПӑлХа́р". Оглушение (Б -> П) в волжском болгарском (чувашском)  произошло несколько позже 10 века. :)

Формы Булгар (особенно с ударением в первом слоге) у носителей этимологии быть не может. Это нонсенс! А именно - типичный арабизм. :ph34r:

:)

Все древние источники однозначно связывают имя булгар с их прародиной Балхом,Балх ар(Балхские мужи).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 hours ago, SWR said:

У имени Болгар своя типичная Р-Л язычная этимология болгарской группы тюркских языков и, как известно, не произносимая на остальных З-Ш языках (а это, как известно, все тюркские языки, кроме чувашского).

"Пӑлха́р" - "пил(ек) хар(ах)" - "пять частей", как бабушка и нагадала: "пять сыновей Кубрата"(7 век), "пять царей Волжской Болгарии"(10 век), "пять частей южных сюнну" (3 век)... 
Любопытно, что на монетах Волжской Болгарии сначала чеканили Б'лгар (беле(биле) + гар), на последних - Б'лхар (Беле(биле) + хар). Т.е. слово Гар ("часть") фонетически изменилось (подпало под оглушение) еще в 10 веке! Что закономерно сохранилось в чувашском "ПӑлХа́р". Оглушение (Б -> П) в волжском болгарском (чувашском)  произошло несколько позже 10 века. 

Этноним болгар является собствено булгарским по принадлежности и употреблению, но восточно-иранским по происхождению, он возникает и образуется на основе ирано-аланского слова *bolq „гора“:

В съвременните монголски езици основната лексема наименование за планина е ула, а в тюркските - таг, докато в източноиранския осетински език, който е пряк продължител на античния и средновековен скито-усуно-алански език, има топнм Wællagkom, първата съставка на който има за генетична основа прим wællag “верхний”, идентично с wæjlag “верхний” и което е производно от кор. wæll- с помощта на суф. -ag, съществуващ и употребяван самостоятелно като предлог - wælbyl “над откосом”, “над обрывом”, още и лексикализирано като сщим wælxox “нагорье” и прим wælxox “нагорный”, а така също и като наречие, видно особено добре от сравнителната форма wældær “выше”, както и от производното wælæ “наверху”, “super”, но и граматикализирано като окончание за външен местен падеж - ka-bæl “на ком”, който обаче в памирските ирански езици се приема по-скоро за следлога [СлИшкЯз, 186].

 

Паралели на осет. wæll в останалите ирански езици са стиран. upairĭ “superne; oben; über”, авест. upairi, но и upara- “высший, расположенный наверху”, стперс. upari, срперс. apar, awar, wal, ul “сверху”, “на, над”, но и abar “верхний”, сак. vīrǝ, vīra, согд. par “к, на”, афг. bar, bara “на”, перс. bar, abar, avar, диал. ul, vir “на”, “над”, кюрд. ber, var, war “перед”, “на”, пам. war-, wāriy, woru “на”, “вверх”, верхний”, но и изключително важното и показателно за случая, поради очевидно-безспорната фонетико-семантическа близост с осет. прим wællag “верхний”, възможна, разбира се, единствено и благодарение на тъждествената източноиранска основа, тук е и ишк. oláx “гора” (рус.), а така също и късноантичният топнм Балк като название на арменска област на Кавказ, единствената като че ли възможност за възникването и образуването на който е да се развие на основата на знач. “хълм, височина; планина”, още и сега представяният за азербайджански, но в действителност скито-сарматски по произход хидрнм Balkha Rud [AzerPlNm], където втората съставка има знач. “река”, първата е от много добре запазеното сщим *balkh “планина”, докато прилепеният към него зв. a не е нищо друго освен източноиранският родителен падеж, както например при вах. potšo pətr “сын царя” [Грюнберг, Стеблин-Каменский 1976, 659], букв. “на царя синът” или при согд. βaγē rēž “любовь бога” [Основы иранского языкознания 1981, 387], букв. “на бога любовта”, следователно изходната семантика на словосъчетанието генетична основа е “планинска река”, но буквално и много-много старо - “на планината реката”, така че в края на краищата всички тези застъпници заедно водят началото си от иран. *upari “наверху”, докато производната осетинска форма прим wællag “верхний”, според проф. В. Абаев, само името на когото е напълно достатъчно за случая, има за начало праиранската осн. *uparyāka-.

 

Ето защо въз основа на всичко това може и трябва последователно да се възстанови за източноиранския праезик от края на ІІІ хил. пр.н.е. в областта на Северна Средна Азия прим *balq “горен; висок-голям”, но така също и омонимичното му сщим *balq “планина”, а за неговия по-късен най-малко с 1 хил. североизточен диалект във или близо до Минусинската котловина, най-вероятно от скито-усуно-алански тип, в който кореновата гласна вече се е лабиализирала, пак прим *bоlq “горен; висок-голям”, развило се впоследствие и преминало в омонимичното му сщим *bоlq “планина”, всички фонетико-семантически много близки и дори частично тъждествени, но не само поради това в конкретна историко-генетична връзка с най-вероятно скито-аланските по произход от епохата на миграцията на асиано-аланите през Памир, памирски източноирански лексеми като вах. buq, шугн. buq, ж.р. bаq, ишк. buq/bьq, пушт. bоk и др., със значенията “горб, возвышение; ком, бугор, пригорок; холм, возвышенность; куча, сопка”, много вероятно тук и осет. bīq “пик, вершина”, които като цяло, независимо че се подвеждат към производната от гл. *baug- “гнуть(-ся), сгибать-(ся)”, осн. *baug(a)- “изгиб, выпуклость, округлость”, все пак се поясняват допълнително от страна на авторите на иранския етимологичен речник, специално за езиците от Средна и Централна Азия, като “заемки от таджикския език, дари или от тюркските езици, или пък собствено звукосимволическо образувание”(!!?) (ЭСИЯз), което заключително обобщение обаче и все пак си остава доста неочаквано-неразбираемо за нас и същевременно предпоставя и разкрива като че ли възможността и тези лексеми да са родствени на току-що възстановеното сщим *bоlq “планина” и тъкмо поради това и те от своя страна и по свой начин да го мотивират и потвърждават като реконструкция [вж. и срв. Абаев-4, 76; ЭСИЯз-2, 147-148; СлВхЯз, 186; СлИшкЯз, 186,189].

 

Ето така и по този начин същевременно неизбежно се стеснява кръгът на езиците, от които евентуално може да води своя произход българското народностно название, до източноиранския скито-сарматски, впоследствие усуно-алански език, а така също и на местата и времето на неговата начална употреба от страна на това източноиранско племе, като название за съседното му българско племе или род, до някоя по-ограничена област от Минусинската котловина, където най-малкото преди V в. пр.н.е. източноиранското племе обитава нейна равнинна част, а българското племе или род – нейна полупланинска или планинска част, именно който различително-отъждествяващ семантичен признак става и номинативен белег основа първоначално на двусъставно наименование под формата примерно на субстантивно-субстантивно словосъчетание с постпозиция на определението и специфично иранската съединителна флексия, подобно на тук съставеното с помощта на хсак. naðe “человек”, мн.ч., им.п. naðaune [Основы иранского языкознания 1981, 257] свободно словосъчетание *naðaune-уe bolq или пък не по-малко вероятно с препозиция на определението и по-горе поясненият източноирански родителен падеж като *bolqо naðaune, резултативното значение на първото от които по-скоро има вида “планински хора”, докато значението на второто пък - “хора от планината”, т.е. “планинци” и затова може би и повече вероятно.

 

И най-накрая, на основата и в резултат на един достатъчно конкретно-многостранен и, да се надяваме, квалифициран ономастикоетимологичен анализ-синтез, който съдържа в качеството на свои вътрешно-неделими и органично-присъщи черти и особености такива компоненти като угрофинския, славянския, гръцкия, арменския, тюркския, китайския и иранския ономастичен, историколингвистичен, сравнително-исторически, контактолингвистичен, епиграфо-палеографски и много вероятно още някакъв друг емпиричен материал и анализ-синтез, вече и едва сега може и трябва да се обобщи и заключи, че българското народностно название етнм българи възниква и се образува на основата на ирано-аланската дума наименование, сщим *bоlq “планина”, която дума се явява и негов апелатив, а този апелатив пък възниква, реално съществува, функционира и се развива на основата на иранското прим *uparyāka- “висок; голям”, именно което от своя страна се явява и етимон на българското народностно название етнм българи:

http://bolgnames.com/Images/Bolgar.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

17 часов назад, SWR сказал:

"Малкъар" - житель долины реки Малка. С учетом типичнейшей замены в словах тюркских языков звука М на Б получили... Балкар. 

Ну, это уже народная этимология. Причем за основу взяли зачем-то русское "Малкарцы" (жители реки Малка). Да и сама река вообще "Балыкъ-суу" называется. 

И почему же не может "b(?)lgаr" => "mаlqаr"? Все ведь прекрасно переходит.

17 часов назад, SWR сказал:

Т.е. Балкар - Малкъар никакого отношения к имени и тюркскому народу Болгар не имеет.

Отнюдь. Во-первых, балкарцы что, не тюрки? Во-вторых, почему же балкарцам не быть просто кыпчакизированными булгарами, оставшимися на Кубани и ушедшими в горы (под натиском других тюрков?). 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 15.07.2017 в 10:11, Shamyrat сказал:

Интересно туркменский нар(гранат) тоже у армян заимствована тогда.Как то странно ведь Туркменистан считают одним из мест объкультирования  дикого граната.Дикий гранат растет у нас до сих пор.Редко но нар иногда у нас может обозначать и огон.

Так ведь предки туркменов как древние огузы пришли в Туркменистан много позже культивации граната на его территории. А до сего момента прекрасно обживались в регионе ираноязычные, у кого в языке: перс. "ạnạr" (انار), хинди "anaar" (अनार), пенджаб. "аnāra" (ਅਨਾਰ), курманджи "hinar", урду "ạnạr" (انار)... Все это уже индоиранское "гранат".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

54 минуты назад, Ермолаев сказал:

Так ведь предки туркменов как древние огузы пришли в Туркменистан много позже культивации граната на его территории. А до сего момента прекрасно обживались в регионе ираноязычные, у кого в языке: перс. "ạnạr" (انار), хинди "anaar" (अनार), пенджаб. "аnāra" (ਅਨਾਰ), курманджи "hinar", урду "ạnạr" (انار)... Все это уже индоиранское "гранат".

Да в каких древних источниках говориться о таком что предки туркмен пришли.А пришлые были монголоидами?Только вот незадача никаких захоронений монголоидов в регионе нету.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 minute ago, Ашина Шэни said:

ВЕЛИКОЛЕПНЫЕ ЛОШАДИ КОКТЮРОК ГЛАЗАМИ КИТАЙЦЕВ

Лошади [племени] ту-цюэ (коктюрок) исключительно ловки. [Их] мышцы и кости соответствуют в размерах [т.е. имеют хорошее сложение]. Они могут совершать дальние переходы, а в использовании на охоте не имеют себе равных. Согласно «Историческим запискам», сюн-ну разводили [этих] лошадей, а именно таою.

Танхуэйяо 唐會要 (”Свод важнейших событий династии Тан”), глава 72

[Зуев Ю.А. Тамги лошадей из вассальных княжеств (Перевод из китайского сочинения VIII—Х вв. Танхуэйяо) // Новые материалы по древней и средневековой истории Казахстана. Алма-Ата, 1960 (Тр. Ин-та Истории, археологии и этнографии АН КазССР. Т.VIII). С.98]

Коктюрки оказывается продолжали разводить коней хуннских пород:D

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 hours ago, Ермолаев said:

Ну, это уже народная этимология. Причем за основу взяли зачем-то русское "Малкарцы" (жители реки Малка). Да и сама река вообще "Балыкъ-суу" называется. 

И почему же не может "b(?)lgаr" => "mаlqаr"? Все ведь прекрасно переходит.

Отнюдь. Во-первых, балкарцы что, не тюрки? Во-вторых, почему же балкарцам не быть просто кыпчакизированными булгарами, оставшимися на Кубани и ушедшими в горы (под натиском других тюрков?). 

А вы у балкарского юзера Alan здесь спросите, народная это этимология или нет:) Почему бы не увидеть здесь Балык-ар "человек с Балыка"? Учтите еще, что имя их ближайшей родни, фактически единого с ними народа карачаевцев, происходит как раз от тюркского топонима Кара Чай "черная река".

В целом не думаю, что корректно считать балкарцев окыпчакизированными болгарами. Никакой исторической памяти о кыпчаках в фольклоре балкарцев нет, как и о булгарах. У них память именно об аланских предках. Слова кыпчак вы в их языке ни в коей форме не найдете.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Ашина Шэни сказал:

А вы у балка1ского юзера Alan здесь спросите, народная это этимология или нет:) Почему бы не увидеть здесь Балык-ар "человек с Балыка"? Учтите еще, что имя их 110дни, фа0тически единого с ними народа карачаевцев, происходит как раз от тюркского топонима Кара Чай "черная река".

Ну так река называется "Балыкъ" (bаlɨq), а самоназвание - "Малкъар" (mаlqаr). В балкарском "человек с Балыка" будет именно "bаlɨq-er". У них не "аr", а "er". Весьма отдаленно напоминает "mаlqаr". Это вот прекрасный пример народной этимологии.

18 минут назад, Ашина Шэни сказал:

В целом не думаю, что корректно считать балкарцев окыпчакизированными болгарами. Никакой исторической памяти о кыпчаках в фольклоре балкарцев нет, как и о булгарах. У них память именно об аланских предках. Слова кыпчак вы в их языке ни в коей форме не найдете.

Под "кыпчаками" разумеются носители кыпчакских языков, к кои и относятся карачаево-балкарцы, а точнее половецко-кыпчакская подгруппа. 

Армянский историк V века Мовсес Хоренаци описывает переселение булгар в Закавказье:

"В дни Аршака I (армянский царь) возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну"

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

7 hours ago, Ермолаев said:

Под "кыпчаками" разумеются носители кыпчакских языков, к кои и относятся карачаево-балкарцы, а точнее половецко-кыпчакская подгруппа. 

Армянский историк V века Мовсес Хоренаци описывает переселение булгар в Закавказье:

"В дни Аршака I (армянский царь) возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну".

Ну и что же именно это были за носители кыпчакских языков, с которыми смешались предки балкарцев?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Ермолаев сказал:

Ну так река называется "Балыкъ" (bаlɨq), а самоназвание - "Малкъар" (mаlqаr). В балкарском "человек с Балыка" будет именно "bаlɨq-er". У них не "аr", а "er". Весьма отдаленно напоминает "mаlqаr". Это вот прекрасный пример народной этимологии.

То что река Балык сейчас у многих на устах называется "Малка" вы тоже назовете "народной этимологией"? Мне казалось, это просто видоизменение этнонима \ гидронима со временем. А ещё, в легендах у нас тоже некий Малкъар упоминается, есть даже его замок Малкъар-Къала. Точнее, развалины замка. Так что булгары тут точно мимо проходили, какая бы этимология не была. Кроме того, Малкъар - это лишь одно ущелье. Малкарцами называются его жители. Я как раз малкарец, у нас особый цокающий диалект. В Балкарии есть ещё 4 ущелья: Чегем, Холам, Бызынгы и Басхан. На местах обитания малкарцев и в том числе всех балкарцев, жили аланы, но никак не болгары. Есть у нас развалины крепости Болат-Къала, которая в народной памяти связывается с асским полководцем "Пуладом", упоминаемым в персидских источниках про нашествия Тамерлана на Кавказ. Т.е. Малкъар прямо таки высвечивается асами \ аланами, но никак не булгарами.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для ясности: балкарцами нас называют только русские. Малкарцами мы называем друг друга, когда хотим выделить одно ущелье, общий наш эндоним - "таулу" т.е. горец. Сохранилось обращение (именно обращение, но не самоназвание) "алан" в значении "соплеменник". В осетинском языке мы - асы, в сванском - савиары, в мегрельском - аланы, в кабардинском - къушхэ (горцы), в общегрузинском - оси. Никто нас как булгар или кыпчаков не запомнил. В то же время, некоторое влияние последних не отрицаю, но оно, очевидно, было мизерным. Кстати, вот упомянутая мной выше крепость Малкар-Кала http://assia.info/bashni-che/item/416-verkhne-balkarskaya-krepost-malkar-kala-xii-xiii-veka.html

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчёт "нар". Думаю, именно от этого тюрко-монгольского слова образовались всем известные "нарты". Этого же мнения придерживался Абаев, но он, как настоящий тюркофоб, не упомянул о наличии этого слова у тюркских народов. Кстати, интересно получается. А не занесли ли "нартов" гунны, этноним которых по сути переводится точно таким же словом-синонимом? Во всяком случае, все имена героев во всех вариантов эпоса - тюркского (карачаево-балкарского) происхождения (кроме локальных героев, уникальных для каждой версии эпоса).

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Alan сказал:

То что река Балык сейчас у многих на устах называется "Малка" вы тоже назовете "народной этимологией"? 

Так Малка же русское название. Также кабард.-черк. "Балъкъ" <= карач.-балк. "Балыкъ суу" - "рыбная вода".

6 минут назад, Alan сказал:

 Никто нас как булгар или кыпчаков не запомнил. В то же время, некоторое влияние последних не отрицаю, но оно очевидно было мизерным.

Ну, да, не очень верно выразился насчет "кыпчакизированных булгаров". Там тогда действительно получается какой-то вклад булгары внесли в уже находившийся в регионе народ, о чем и армянский историк V века Мовсес Хоренаци пишет:

"В дни Аршака I (армянский царь) возникли большие смуты в цепи великой Кавказской горы, в Стране булгаров; многие из них, отделившись, пришли в нашу страну"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Извините, а почему обязательно булгары? Хазар ведь тоже относят к булгароязычной группе? Не могло все это влияние, в т.ч. то что Вы перечислили выше (форманты шк \ ск, например в топониме аула в Малкъаре - Зарашкы, рек Чайнашки и Рцывашки) достаться от хазар? Ведь эта территория - это место их обитания, а не булгар. Последние жили в основном в Причерноморье.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А аланы, скорее всего, были именно кыпчакоязычным этносом, а не булгароязычным. Т.к. источники прямо говорят, что он похож на печенежский, а тот в свою очередь часто сравнивается с куманским. Так что аланы были кыпчакоязычными, с примесью огузских языков (как и мы сегодня).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 minutes ago, Alan said:

Насчёт "нар". Думаю, именно от этого тюрко-монгольского слова образовались всем известные "нарты". Этого же мнения придерживался Абаев, но он, как настоящий тюркофоб, не упомянул о наличии этого слова у тюркских народов. Кстати, интересно получается. А не занесли ли "нартов" гунны, этноним которых по сути переводится точно таким же словом-синонимом? Во всяком случае, все имена героев во всех вариантов эпоса - тюркского (карачаево-балкарского) происхождения (кроме локальных героев, уникальных для каждой версии эпоса).

Ну справедливости ради у тюрок он это слово упомянул, в итоге записав его в "алано-булгарскую изоглоссу".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Термин "алано-булгарский" можно упоминать, только признав тюркскую принадлежность аланского языка. Абаев не признавал, так что у него это очередная абракадабра :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У нас, кстати, есть слово "нюр", в значении сияние, [лучезарный] свет, луч; ~ джандырыргъа озарить, осветить что; кюн тауланы ~ джандырды солнце озарило горы; ~ джанаргъа озариться, осветиться; махтауну  ореол славы; ~ Москва лучезарная Москва; кёз ~юм свет моих очей; ~ себерге озарять что. Но это может быть арабизмом. Нарат - сосна. Нартюх - кукуруза. Тут может быть несколько значений - нарт тюк - нартский волос, нар тюк - солнечный волос. Кукуруза, как известно, овощ волосатый :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 07.07.2017 в 13:27, проф. Добрев сказал:

Индоиранцы Андроновской Культуры до конца ІІІ тыс. до н.э. приручили коня и таким образом совершили первую и важнейшую в истории человечества революцию, а болгары афанасьевцы в Минусинской Котловине были первыми, воспринявшими и позднее передавшими его и другим народам.

И тут я понял, что нам с Вами по пути :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 09.07.2017 в 13:28, проф. Добрев сказал:

Прото-тюрки распались до конца 4-его тыс. до н.э., следовательно эти слова не могут быть пратюркскими, более вероятно, булгарскими, фонетика которого тождественна пратюркской.

Извините, есть ли лингвистические работы по этому поводу? Просто максимальная дата распада на группы, которую я увидел в научных лингвистических работах - это 1 тыс. до Н.Э.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 13.07.2017 в 19:04, Peacemaker сказал:

В этом видео официально говорит:

-Хуннский шаньюй был из рода киян(кият) , у него тотем был белый кречет и хуннский язык -это монгольский язык .

- В могильнике хуннского шаньюй был обнаружен белый кречет.

-Аттила был монголом

Блаженны верующие, как говорится! Напомнило сегодняшних македонцев-славян, с их истинной верой, что они и есть те самые древние македонцы :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...