zuungar1 Опубликовано 3 часа назад Поделиться Опубликовано 3 часа назад Территория, населенная теми, кого китайцы называли Тегрег, была обширна (рис. 26). Мы слышим о них к югу от Гоби — вплоть до центрального Хэбэя — а также к северу от пустыни, вплоть до озера Байкал. В лесостепях Восточного Забайкалья кланы Тегрег, по-видимому, установили очень тесные — возможно, супружеские — связи с региональными потомками северных групп сяньбэй, широко называемых Шивэй 室韋 (MC śjet-jwei) (рис. То, что «Гаочэ» не является самоназванием, уже ясно из того факта, что, согласно отчету Вэйшу, «на севере (бэйфан 北方 — то есть в монгольских степях) их называют «чили», тогда как в Китае (чжу ся 諸夏) их называют Гаочэ 高车 и Динлин 丁零». (WS: 103, 2307/Бэй ши 98: 3270). Герверс и Шлепп 1997: 98–115; Этвуд 2004: 615–16. Это параллельно широко распространенным «людям палатки», как кочевники часто называли себя, или как их называли другие (см., например, термины скениты и ахл аль-байт, связанные с бедуинами). Где один из их вождей основал в 388 году недолговечную династию Ди-Вэй 翟魏 со столицей Хуатай (滑台, современный Аньян) (Цзычжи Тунцзянь (ZZTJ): 106: 3358–59; 107, 3377, 3382; 108: 3405-406). китайцами (это, по-видимому, вариант перевода Сарби, ранее переводившегося как Сяньбэй). Эти «племена» Тегрег (обычно называемые бу 部 или ши 氏 в китайских источниках), значительно различались по размеру. Мы слышим о некоторых из них, насчитывающих всего девять сотен домохозяйств, а о других, предположительно, до 200 000 человек. Похоже, что их лидеры выполняли не только политические и военные функции, но также некоторые сакральные и культовые, возможно, связанные с шаманскими ритуалами гадания. В этногоническом рассказе, сохранившемся в Вэй шу 魏書, упоминаются шесть основных кланов или племен Тегрег (ши 氏) — Ди 狄 (LHan dek; MC diek), Юаньхэ 袁紇 (MC jwɐn-ɣət), Хулю 斛律 (MC ɣuk-ljwet), Цзепи 解批 (MC kaɨ-pʰiei), Хугу 護骨 (MC ɣuo C -ɣwət) и Ицицзин異奇斤 (MC jiɨ C -gje- kjən C). По-видимому, эти группы считали себя общего происхождения. Однако трудно сказать, какая часть этого списка основана на реалиях третьего-пятого веков в степях к северу от Гоби, в отличие от китайских антикварных предположений: с одной стороны, по крайней мере, название клана Ди 狄 может быть просто ссылкой на антикварное предположение о том, что Тегрег произошел от «Красного Ди»赤狄 периода Весны и Осени. С другой стороны, некоторые из этих клановых названий, похоже, представляют собой ранние варианты Лю Иншэн 1989: 102; Голден 1992: 69. Вероятно, уже в пятом или шестом веке н. э. эта связь привела к формированию новой групповой идентичности, позже записанной как «Тридцать татар» в тюркских рунических надписях (Ковычев 2006; Ковычев 2012a). О проблемах, связанных с «племенной» терминологией в китайских источниках, см. Togan 2015. 25 WS: 2, 23, 38; WS: 103, 2308. Последнее число, однако, явно преувеличено. См. пример Бэйхоули 倍侯利 (MC bwậi B -ɣəu-li C ), вождя племени Хулю, который, как говорили, «был сведущ в пятидесяти методах гадания на стеблях тысячелистника; его предсказания счастливых и несчастливых событий всегда сбывались, поэтому император (Северной Вэй) любил его и был щедр по отношению к нему». Фонетические транскрипции этнонимов, известных из более поздних источников, — некоторые из них имеют большоезначение для дальнейшей истории Внутренней Азии: клановое имя Юаньхэ (MC jwɐn-ɣət) — вероятно, ранняя фонетическая транскрипция этнонима уйгур (гегемоны степей Внутренней Азии между 744 и 840 гг.); клановое имя Хулу 斛律 (MC ɣuk-ljwet) —возможно, самое раннее свидетельство этнонима карлук (преемники западных тюрков и тюргешей в степях вокруг рек Чу и Талас и предки династии Караханидов); клановое имя Цзепи 解批 (MC kaɨ-pʰiei) может быть ранним вариантом названия более позднего племени Цыби 契苾 (MC kʰiei-bjiet)30 (которые недолгое время удерживали каганскую власть в восточных степях в начале VII века под предводительством Цыби Геленг 契苾歌楞 (MC kʰiei-bjiet kâ-ləŋ) как Ивуженмохэ Каган 易勿真莫賀可汗 (MC jiäk- mjwət-tśjen-mâk-ɣâ qaghan); а некоторые китайские ученые отождествляли название рода Хугу с Гегу 紇骨 (MC ɣət-ɣwət) — кыргызами в среднем Енисее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zuungar1 Опубликовано 2 часа назад Поделиться Опубликовано 2 часа назад Дальше на восток, в Предбайкалье и Забайкалье, региональные элиты жили в гораздо более тесном контакте с кланами сяньбийцев первого и второго веков н. э., которые, по-видимому, имели региональное присутствие в восточном Забайкалье в форме «Зорголской культуры». Даже после второго века н. э. региональные элиты «Дуройской культуры» (рис. 24.59-70) с участием более старых, региональных, поздних и пост-сяньбийских элит и недавно прибывших групп Тегрег, которые могли быть вытеснены с Монгольского плато в результате образования Жужаньского каганата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zuungar1 Опубликовано 1 час назад Поделиться Опубликовано 1 час назад Жужанский каганат (Tan Tan) — союз кочевых тюркоязычных народов, которые господствовали в степях северного Китая в промежутке между исчезновением хунну в IV веке и подъёмом Тюркского каганата в VI веке. Религия - Тенгрианство. Придворный историк династии Северная Вэй сообщает, что господствующее племя представляло собой ветвь сяньби. Распространена точка зрения, что авары тоже входили в жужанскую степную конфедерацию перед тем, как откочевать в степи Европы. В 402 г. правитель жужаней первым среди степных народов принял титул кагана. Источник Крадин Н.Н. Общественный строй Жужаньского каганата // История и археология Дальнего Востока. — Владивосток, 2000. — С. 80—94. Вот так работали тюркологи. Табгачи - Тюрки, Жужане-Тюрки. Все тюрки. Мужун (Мурэн) Тюрки. Тунгусы Мукри, которые стали Тюргешами (тюрки). Везде тюрки. Самые ранее известные тюрки были Киргизы жившие в Туркестане и захваченные Маодунем. Динлины, которых так и до конца не покорили Сюнну. Многие Динлины были уведены Сяньбийцами и дали им имя Тэгрэг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться