Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 31 января, 2005 Поделиться Опубликовано 31 января, 2005 ЯЭто ты, жаным, в чём меня убеждаешь? В том что я не ногай или в том, что я не татар? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Noghayka Опубликовано 1 февраля, 2005 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2005 В том, что ты - не татарин, яным! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ilyas Xan Astraxanski Опубликовано 1 февраля, 2005 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2005 Почитай на КавказВеб. Я там написал http://www.kavkazweb.net/forum/viewforum.p...8a31558ba9a2e2a Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Asena Опубликовано 3 февраля, 2005 Поделиться Опубликовано 3 февраля, 2005 Ребята здесь пошел уже конкретный оффтоп. Поэтому если Вы хотите выяснить разницу между ногайцем и татарином то откройте новую тему. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльтебер Опубликовано 26 февраля, 2005 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2005 Перемещено из гостевой книги. Имя: laurent, Город: Paris, E-mail: aivar63@mail.ru Zdravstvuyte uvajaemie brat'ia i sestra!Predlagau k vnimaniu NOGHAYTSEV,jivuchih vo vseh ugolkah mura,stihi noghayskogo pisatelia i poeta COLTAN ALIMGAZI YLY SUYUNOVTIN. V 2002 godu vichla v svet ego kniga pod nazvaniem "Y'zilgen yir"-prervannaia pesnia. "OTRAR EDIM ORIN EK,OLTIRIP IAL ALMAGA. IATAR EDIM IASTIK YOK, IATIP TINIS ALMAGA, KEN IAYLGA MAYDAN YOK ,OYNAP KONGIL ALMAGA. EGIN ERGE ERIM EK,TIREP SALMAGA. ADANASLAR ACH BOLDIK,AZIK KAUDAN ALARMIZ?KIRAV SOKKAN BASLARDI ENDI KAYDAN SALARMIZ? ATAM IRGEN ERLERGE IE BOLDI BASKALAR,NOGHAYLARIM SURINIP,OLJA BOLDILAR KASKALAR.EL AGALAR KAYDA EKEN,KATIRIP SEZ AYTPAGA? AR YIGITLER KAYDA EKEN, TARTIP OGIN ATPAGA? TARTIP OGIN ATPAGA,KARSI ALDINA IATPAGA,KORCHA BOLIP ELINE, IAVGA KOLIN KATPAGA.nE BOLDI EKEN ELIME ELIM KONGAN ERIME:EL AGALAR UNDEMEY, IARIP SEZIN SOYLEMEY,BERIN TASA SALGANDAY.KOLLARINNANSAVUTIN IAV TARTIP ALGANDAY ?... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Baursaq Опубликовано 18 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2005 Вот ссылка на книгу Керейтова Р.Х. на фамилии и рода кобанских ногайцев. Керейтов Р.Х. К истории некоторых ногайских фамилий – Нальчик, 1994. – 38 с., 3000 экз. 1. Керейтов Р.Х. Абазов (тамга рода Абазовых – С. 32) – С. 26 2. Керейтов Р.Х. Абезеков (тамга рода Абезековых – С.32) – С. 27 3. Керейтов Р.Х. Баисов, Байбагисов, Байдаров (тамга рода Баисовых, Байбагисовых, Байдаровых – С. 31) С. 21 4. Керейтов Р.Х. Бирабасов (тамга рода Бирабасовых – С. 32) – С.25 5. Керейтов Р.Х. Бодраков (тамга рода Бодраковых – С. 32) – С. 24 6. Керейтов Р.Х. Булгаров (тамга рода Булгаровых – С. 32) – С. 27 7. Керейтов Р.Х. Дюрменов (тамга рода Дюрменовых – С. 31) – С. 19 8. Керейтов Р.Х. Исунов (тамга рода Исуновых – С. 30) – С. 12 9. Керейтов Р.Х. Казаков (тамга рода Казаковых – С. 33) – С. 28 10. Керейтов Р.Х. Калмыков, Калмыкаев (тамга рода Калмыковых, Калмыкаекых – С. 32, 33) – С. 27 11. Керейтов Р.Х. Канглиев (тамга рода Канглиевых – С. 30) – С. 9 12. Керейтов Р.Х. Карасираков (тамга рода Карасироковых – С. 33) – С. 28 13. Керейтов Р.Х. Карасов (тамга рода Карасовых – С. 31) – С. 19 14. Керейтов Р.Х. Катаганов (тамга рода Катагановых – С. 31) – С. 18 15. Керейтов Р.Х. Керейтов (тамга рода Керейтовых – С. 30) – С. 15 16. Керейтов Р.Х. Кубанов (тамга рода Кубановых – С. 33) – С. 28 17. Керейтов Р.Х. Кубеков (тамга рода Кубековых – С. 31) – С. 22 18. Керейтов Р.Х. Кумуков (тамга рода Кумуковых – С. 33) – С. 27 19. Керейтов Р.Х. Купчаков (тамга рода Купчаковых – С. 30) – С. 7 20. Керейтов Р.Х. Курматов (тамга рода Курматовых – С. 30) – С. 17 21. Керейтов Р.Х. Матакаев (тамга рода Матакаевых – С. 32) – С. 24 22. Керейтов Р.Х. Найманов (тамга рода Наймановых – С. 30) – С. 13 23. Керейтов Р.Х. Тома (тамга рода Тома – С. 31) – С. 23 24. Керейтов Р.Х. Туркменов (тамга рода Туркменовых – С. 33) – С.29 25. Керейтов Р.Х. Шеужиев (тамга рода Шеужиевых – С. 32) – С. 26 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Baursaq Опубликовано 27 марта, 2005 Поделиться Опубликовано 27 марта, 2005 Ногайцы Ногайцы (ногъай) - один из тюркоязычных народов Северного Кавказа. Общая численность в России и странах СНГ составляет около 90 тыс. человек (в РФ-75тыс.). Основная область расселения ногайцев - территория Ногайской степи; ныне она расчленена административно-территориальными границами между Дагестаном, Чечней и Ставропольем. В Республике Дагестан проживает 34,4 тыс. чел., или 37 % всех ногайцев. Сельское население ногайцев - около 87% всех ногайцев - расселено в четырех районах: Ногайском (82 % населения района), Бабаюртовском (16 %), Тарумовском (8 %) и Кизлярском (7,8 %). В поселке Сулак они составляют более половины жителей. Незначительное число ногайцев живет в Махачкале, Кизляре и Хасавюрте. В Ставрополье их 18,5 тыс., Чечне - около 10 тыс., Карачаево-Черкесии- 13,5 тыс. и Астраханской области - около 10 тыс. За пределами страны они живут в Турции, Румынии и других государствах. Субэтнические группы: караногайцы (Дагестан), ачикулакские и кумские Н. (Ставрополье), кубанские Н. (Карачаево-Черкесия) и астраханские Н. (Астраханская обл.). Ногайцы относятся к южносибирской (туранской) переходной расе. В антропологическом типе ногайцев есть как монголоидные, так и европеоидные элементы. Возникновение этнонима "Ногайцы" и формирование народности связаны с именем золотоордынского хана Ногая (13 в.). Более широкое распространение этноним получает при хане Едигее (кон. 14 - нач. 15 вв.) и его преемниках, когда создаётся Ногайская Орда как самостоятельное гос-во. Первые сведения о появлении Н. в северокавк. степях, в том числе низовьях Терека и Сулака, относятся к кон. 15 в. Во 2-й пол. 16 в. после распада Ногайской Орды и образования двух улусов - Большие и Малые Ногаи -северокавк. степи становятся основным р-ном обитания Н. Вост. р-ны Сев. Кавказа были освоены выходцами из Малой Ногайской Орды, а низовья Сулака и Терека - из Большой Ногайской Орды. В кон. 17 в. значит, часть Н. с низовьев Терека и Сулака откочевала в Моздокскую степь, положив начало группе сев.-вост. Н., известных под именем кара-ногайцев. Этническую основу ногайского народа составили древние тюркоязычные племена, обитавшие на просторах Прииртышья, Северо-Западной Монголии, Средней Азии, Северного Кавказа. В формировании ногайского этноса принимали участие уйсуны, уйгуры, найманы, керейты, кыпчаки, канглы, мангиты, асы и так далее. Особенно важную роль в этногенезе ногайцев сыграли кыпчаки, являясь доминантой в этом процессе. В ногайско-русских отношениях исследователи отмечают 3 этапа: образование и распад Ногайской Орды (XV-первая половина XVII вв.), период раздробленности (вторая половина XVII-первая половина XVIII в.) и последний - вхождение ногайских орд в состав российской империи (вторая половина XVIII в.). Во второй половине XVI века после междоусобной войны ногайцы разделились на две орды: Большую и Малую. В XVII веке в результате давления калмыков территория проживания ногайцев сузилась до степей Северного Кавказа и Северного Причерноморья. В этот период ногайцы делились на Буджакскую, Едисанскую, Джембойлуковскую и Едишкульскую орды. Во второй половине XVIII века, оказавшись на стыке политических интересов двух держав: России и Турции, ногайцы потеряли свою самостоятельность. В результате военных походов А. В. Суворова погибли десятки тысяч ногайцев и сотни тысяч стали эмигрантами. В конце XVIII века были образованы 4 приставства: Калаус-Саблинское, Калаус-Джембойлуковское, Ачикулак-Джембойлуковское и Караногайское, которые входили в состав Ставропольской губернии. Вторая волна эмиграции ногайцев в результате колониальной политики России приходится на вторую половину XIX века. За 1858-1866 гг. в Турцию переселились десятки тысяч человек. В связи с этим в 1860 году Калаусо-Саблинское, Бештау-Кумское и Калаусо-Джембойлуковское приставства были упразднены. В 1888 году Караногайское приставство вместе с Кизлярским уездом были переданы Терской области. С этого времени до 1920 года Ногайская степь находилась в составе Терской области. В 1922-1924 гг. Ногайская степь вошла в состав Дагестана. В 1938 году районы проживания ногайцев вместе с Кизлярской зоной были переданы в состав Орджоникидзевского края (так назывался в то время Ставропольский край). В 1944 году после упразднения Чечено-Ингушской АССР была образована Грозненская область, куда были переданы районы Ногайской степи. Последняя административно-территориальная реорганизация территории ногайцев произошла в связи с реабилитацией чеченцев и ингушей и восстановлением их республики. Указом ПВС РСФСР N 721/4 от 9 января 1957 года Ногайский, Кизлярский и Тарумовский районы вошли в состав Дагестана, Шелковской район - в состав восстановленной Чечено-Ингушетии, а Нефтекумский район оказался в Ставропольском крае. Так этническая территория ногайцев оказалась разделенной по разным субъектам федерации и возникла противоречивая общественно-политическая обстановка среди ногайцев региона. [1,2] * * * За несколько веков до Р. X. многочисленные тюркские племена, под общим названием хун (кун) или хунны, одно время хлынули на запад и населили земли по обе стороны Едиля и Яика (Волги и Урала). Когда их предводитель Аттила умер, они были вновь оттеснены за Волгу, в Кавказ. В V-VI вв. греческие летописцы Пресек и Менандр, проживавшие в Византии и Стамбуле (Турции), сообщают следующие (этнические) имена гуннов (хуннов): сарогуры, оногуры, котегуры, булгары. Часть булгаров ушла за Дунай (протоболгары - Пер.), оставшаяся часть хуннов образовала государство в междуречьи Волги и Камы - Хазарию 1. Первопредок хазаров-Яфет (Яфс). Ветвь его-Тогармы. У Тогармы было десять сыновей: Оюр, Таурыс, Ауар, Огыз, Гуз, Безал, Тарна, Хозар, Занур, Болгар. В письме Юсуфа 2 указывается, что они находятся в подчинении беженеков (т. е. печенегов). Переводчик этого письма профессор Гаркави пишет, что Хазарское ханство, приняв иудейскую веру (иудаизм), обрело могущество и просуществовало до IX столетия. Названные здесь гузы-ветвь канлы и кипчаков. Впоследствии они были прозваны команами, или половцами. Команы вместе с кыпчаками и алшынами вошли в улус Джучи. Когда кочующая часть улуса Джучи дошла от Урала и Кубани до Дона, она стала называться по имени Ногай-хана, двоюродного брата Береке-хана. (В "Родословной" Абулгази имя Ногай-хана не упоминается. Мне думается, что Ногай-хан, на самом деле, является сыном Шайбани-хана, сына Джучи. Настоящее имя-Бахадур). Ногайцы эти в XV столетии подчинялись хану крымских татар. Северо-восточные же ногайцы, что остались на берегах Урала, образовали самостоятельное ханство и при Абулхаир-хане подчинили себе соседей-казахов. После смерти Улуг Мухаммеда (Орманбет-хана) и распада Ногайской Орды 3 ногайцы в начале XVII в., спасаясь от чингизидов, бежали на Волгу, где подпали под власть пришедших сюда ранее торгаутов. Другая часть их оказалась в подчинении Крымского ханства. После этого ногайцы стали называться по именам ханов и названиям родов и местности, в которой обитали. Так например, волжские ногайцы составляют девять родов- Мансур, Орак, Мамай, Касай, Ормамбет, Тогыз, Идешек, Идесан, Жанбайлык, Карашы (потомки Есеке-бия). Роды ветви Караши - шерин, барын, аргын, кыпчак. К ним ханом Сахиб-Гереем были присоединены роды мансур и сежеут. В 1865 г. был составлен список Таврической губернии Крымского уезда, в котором перечислены роды - аргын, конырат, кыпчак, алшын, канлы, алаш, тама, керейт, боз оглы, онгар найман, карт кожак, кошен, токсаба. В 1883 г., после того как Крым был присоединен к России, крымские ногайцы стали перекочевывать к тюркам, подчиненным Турции, увеличив число их до 500 тысяч. Астраханские татары и нижневолжские кондуры называют себя потомками Касболата и Касая, выходцев из ногайцев. Видимо, они - сыновья Ногай-хана. Их роды: ас, тобет, найман, жагалбайлы, мангыт, ергенекты, керейт. Этих кондурских татар привел сюда из Кубани хан торгаутов Дондук амба. В наши дни на Кавказе проживают народности - кумыки и карачаи. Ученый Клапрот считает, что они состоят наполовину из хазар и наполовину из ногаев. Среди ставропольских ногайцев встречается незначительная часть туркмен. В Казанской, Самарской, Симбирской, Саратовской и Оренбургской губерниях есть народ чуваши. Арабские историки называют их-бортас. Они потомки союза племен древних тюрков и чермесов. Язык их несколько отличается от древнетюркского. В междуречьи Иртыша и Оби обитают барабинские татары. Они из смешанной крови тюрков и угров. Их роды: терене, тары, бараба, колебе, лунга, сол, каргалы. В Тобольской губернии сибирские татары. Они пришли сюда в XV-XVII вв. вместе с ногайскими и казахскими султанами, а также пришедшие сюда торговать булгары и сарты. Когда земли эти отошли к русским, они остались там. Роды татарских (ногайцев): торалы, аялы, кордек, саргат; тобольских - кордек, естек, тогыз, шуалшык, яскалбе. Большинство - наши озбеки-сарты. [3] 1 Хазарский каганат-первое феодальное государственное образование в Восточной Европе. Хазария просуществовала около 300 лет-со второй половины VII в. до середины Х в.-С. А. Плетнева. Хазары. М., 1976, с. 3. 2 Имеется в виду письмо-ответ царя (хазаров) Иосифа, копию которого впервые издал востоковед А. Я. Гаркави в 1874 г. См.: Коковцев П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932. Он (каган Иосиф) заявляет, что народ его происходит из рода Тогармы, сына Иафета (в древнееврейской литературе Тогармой (Тогаром) именовали все тюркские народы). У Тогармы, согласно сведениям Иосифа, было 10 сыновей: Агийор (Авийор или Уюр), Тир-с (Турис), Авар (Аваз), Угин (Угуз), Биз-л, Т-р-на, Хазар, Знур (Янур), Б-л-г-д (Б-л-г-р), Савир.- Плетнева. Хазары... с. 7. 3 Обособление Ногайской Орды началось во второй половине XIII в. Процесс продолжался в XIV в. при эмире Едыге и завершился при его сыне Нур-ад-дине (1426-1440).-История КазССР, т. 2, с. 182. Использованная литература: 1. http://www.tyurki.ferghana.ru 2. http://turkolog.narod.ru/info 3. http://kyrgyz.tsu.ru/turk/temp.shtml Из книги Шакарима Кудайберды-улы "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий". Перевод Б. Каирбекова.- Алма-ата, СП Дастан, 1990 4. Кочекаев Б. Б. Социально-экономическое и политическое развитие ногайского общества в XIX-нач. XX века. — Алма-Ата, 1973. 5. Гаджиева С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев в XIX-нач. XX вв. — М., 1979. 6. Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в XIX-начале XX в. — М., 1976. 7. Кужелева Л. Ногайцы (из истории ногайцев XIX-нач. XX в.) // Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, Махачкала. Сер. историческая, 1964, т. 13. 8. Советская энциклопедия, 1988. 9. Народы мира. Историко-этнографический справочник. — М., 1988. 10. Раис Сафаров "Казан утлары" №11,12, 1998г (http://beznen-yul.narod.ru/strana/nogay.htm) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Baursaq Опубликовано 4 апреля, 2005 Поделиться Опубликовано 4 апреля, 2005 Из книги Шакарима Кудайберды-улы "Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий". Перевод Б. Каирбекова.- Алма-Ата, СП Дастан, 1990 НОГАИ (НОГАЙЦЫ) За несколько веков до Р. X. многочисленные тюркские племена, под общим названием хун (кун) или хунны, одно время хлынули на запад и населили земли по обе стороны Едиля и Яика (Волги и Урала). Когда их предводитель Аттила умер, они были вновь оттеснены за Волгу, в Кавказ. В V-VI вв. греческие летописцы Пресек и Менандр, проживавшие в Византии и Стамбуле (Турции), сообщают следующие (этнические) имена гуннов (хуннов): сарогуры, оногуры, котегуры, булгары. Часть булгаров ушла за Дунай (протоболгары - Пер.), оставшаяся часть хуннов образовала государство в междуречьи Волги и Камы - Хазарию 1. Первопредок хазаров-Яфет (Яфс). Ветвь его-Тогармы. У Тогармы было десять сыновей: Оюр, Таурыс, Ауар, Огыз, Гуз, Безал, Тарна, Хозар, Занур, Болгар. В письме Юсуфа 2 указывается, что они находятся в подчинении беженеков (т. е. печенегов). Переводчик этого письма профессор Гаркави пишет, что Хазарское ханство, приняв иудейскую веру (иудаизм), обрело могущество и просуществовало до IX столетия. Названные здесь гузы-ветвь канлы и кипчаков. Впоследствии они были прозваны команами, или половцами. Команы вместе с кыпчаками и алшынами вошли в улус Джучи. Когда кочующая часть улуса Джучи дошла от Урала и Кубани до Дона, она стала называться по имени Ногай-хана, двоюродного брата Береке-хана. (В "Родословной" Абулгази имя Ногай-хана не упоминается. Мне думается, что Ногай-хан, на самом деле, является сыном Шайбани-хана, сына Джучи. Настоящее имя-Бахадур). Ногайцы эти в XV столетии подчинялись хану крымских татар. Северо-восточные же ногайцы, что остались на берегах Урала, образовали самостоятельное ханство и при Абулхаир-хане подчинили себе соседей-казахов. После смерти Улуг Мухаммеда (Орманбет-хана) и распада Ногайской Орды 3 ногайцы в начале XVII в., спасаясь от чингизидов, бежали на Волгу, где подпали под власть пришедших сюда ранее торгаутов. Другая часть их оказалась в подчинении Крымского ханства. После этого ногайцы стали называться по именам ханов и названиям родов и местности, в которой обитали. Так например, волжские ногайцы составляют девять родов- Мансур, Орак, Мамай, Касай, Ормамбет, Тогыз, Идешек, Идесан, Жанбайлык, Карашы (потомки Есеке-бия). Роды ветви Караши - шерин, барын, аргын, кыпчак. К ним ханом Сахиб-Гереем были присоединены роды мансур и сежеут. В 1865 г. был составлен список Таврической губернии Крымского уезда, в котором перечислены роды - аргын, конырат, кыпчак, алшын, канлы, алаш, тама, керейт, боз оглы, онгар найман, карт кожак, кошен, токсаба. В 1883 г., после того как Крым был присоединен к России, крымские ногайцы стали перекочевывать к тюркам, подчиненным Турции, увеличив число их до 500 тысяч. Астраханские татары и нижневолжские кондуры называют себя потомками Касболата и Касая, выходцев из ногайцев. Видимо, они - сыновья Ногай-хана. Их роды: ас, тобет, найман, жагалбайлы, мангыт, ергенекты, керейт. Этих кондурских татар привел сюда из Кубани хан торгаутов Дондук амба. В наши дни на Кавказе проживают народности - кумыки и карачаи. Ученый Клапрот считает, что они состоят наполовину из хазар и наполовину из ногаев. Среди ставропольских ногайцев встречается незначительная часть туркмен. В Казанской, Самарской, Симбирской, Саратовской и Оренбургской губерниях есть народ чуваши. Арабские историки называют их-бортас. Они потомки союза племен древних тюрков и чермесов. Язык их несколько отличается от древнетюркского. В междуречьи Иртыша и Оби обитают барабинские татары. Они из смешанной крови тюрков и угров. Их роды: терене, тары, бараба, колебе, лунга, сол, каргалы. В Тобольской губернии сибирские татары. Они пришли сюда в XV-XVII вв. вместе с ногайскими и казахскими султанами, а также пришедшие сюда торговать булгары и сарты. Когда земли эти отошли к русским, они остались там. Роды татарских (ногайцев): торалы, аялы, кордек, саргат; тобольских - кордек, естек, тогыз, шуалшык, яскалбе. Большинство - наши озбеки-сарты. 1 Хазарский каганат-первое феодальное государственное образование в Восточной Европе. Хазария просуществовала около 300 лет-со второй половины VII в. до середины Х в.-С. А. Плетнева. Хазары. М., 1976, с. 3. 2 Имеется в виду письмо-ответ царя (хазаров) Иосифа, копию которого впервые издал востоковед А. Я. Гаркави в 1874 г. См.: Коковцев П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932. Он (каган Иосиф) заявляет, что народ его происходит из рода Тогармы, сына Иафета (в древнееврейской литературе Тогармой (Тогаром) именовали все тюркские народы). У Тогармы, согласно сведениям Иосифа, было 10 сыновей: Агийор (Авийор или Уюр), Тир-с (Турис), Авар (Аваз), Угин (Угуз), Биз-л, Т-р-на, Хазар, Знур (Янур), Б-л-г-д (Б-л-г-р), Савир.- Плетнева. Хазары... с. 7. 3 Обособление Ногайской Орды началось во второй половине XIII в. Процесс продолжался в XIV в. при эмире Едыге и завершился при его сыне Нур-ад-дине (1426-1440).-История КазССР, т. 2, с. 182. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльдар Опубликовано 30 апреля, 2005 Поделиться Опубликовано 30 апреля, 2005 На сегодня среди ногайцев России выделяют несколько этнотерритоиальных групп: караногайцы, бабаюртовские и сулакские ногайцы Дагестана, шелковские ногайцы Чечни, нефтекумские и минераловодские ногайцы Ставропольского края, кубанские ногайцы Карачаево-Черкесси, астраханские ногайцы: юртовцы, карагаши, кундровцы и утары. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ДР Ахметыч Опубликовано 4 мая, 2005 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2005 юртовцы, карагаши вообще то татары Хотя конечно, четкую границу между ногайцами, астраханскими татарами-ногаями, крымскими татарами-ногаями, даже казахами - провести непросто. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльдар Опубликовано 5 мая, 2005 Поделиться Опубликовано 5 мая, 2005 Дело не только в грани, а в происхождении. Юртовцы в основном это потомки Большой Ногайской Орды, а карагаши потомки Казыева улуса, то-есть Малой Ногайской Орда. Их традиционная культура ногайская, просто в течение конца 19 века до середины 20 они подвергались татаризации. Юртовцы отатарины больше, и в переписях обозначают себя татарами. Карагаши в меньшей степени и начиная с переписи 1989 года они стали обозначать себя как ногайцы. Споры конечно ведутся, но дело не в научных спорах, а в исторической принадлежности их к ногайскому народу и его судьбе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ДР Ахметыч Опубликовано 6 мая, 2005 Поделиться Опубликовано 6 мая, 2005 Как то вот не встречал карагашей, считающих сееебя ногайцами ногаями - да, татарами - сто один раз да, а ногайцами... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльдар Опубликовано 7 мая, 2005 Поделиться Опубликовано 7 мая, 2005 Действительно самоназвание карагашей: "ногай" или "ногайлар" , а термин ногайцы это русский вариант самоназвания. Просто он не употреблялся по отношению к карагашам до последненго времени. Приезжай в Астрахань, зайди в любой аул Красноярского района, где они живут, а еще лучше в село Растопуловку Приволжского района и спроси: "Кто вы по национальности?". тебе ответят: "мы ногайцы". Ты наверно общаешься с карагашами, которые давно уехали из Астрахани. Они просто не застали тех процессов, которые начались с конца 80-х годов. На сегодня карагашская интеллигенция, да и не только (а также некоторые из юртовцев), поддерживает тесные связи ногайцами Северного Кавказа. Сейчас в сельских школах карагашей введен литературный ногайский язык и тд. Родовой состав ногайцев-карагашей: 1) Ходжетавская группа: алтаяк, когус, ергенекли, тубетпес, ас, карас, тингес, култас, шоток; 2) Сеитовская группа: найман, тоюрмалды, тергенче, джульманбет, утугулэ, серкеле, байгонды, ажимбет, ток. Отдельно: туркпен и калпак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльдар Опубликовано 10 мая, 2005 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2005 Мангут ~ мангыт ~ ногай: трансформация этноса и его имени Тюркоязычные мангыты унаследовали свой этноним, вероятно от монголов-мангутов. По монгольским этногоническим преданиям, племя мангут относилось к древнемонгольской фратрии нирун. Его родоначальником считался, по одним источникам, Мангудай потомок праматери Алан-гоа в шестом поколении, по другим Джаксу из седьмого колена от Алан-гоа [1]. В конце 12-начале 13 века один из предводителей мангутов Хуилдар-сэчэн был побратимом (анда) Чингисхана и командовал его передовыми отрядами, «во все времена… действовал с Чингиз-ханом заодно и оказал ему много содействия» [2]. После гибели Хуилдара в соответствии с его еще прижизненной просьбой, Чингисхан взял на себя заботу о его семействе [3]. Магнуты во главе с сыном Хуилдара Мункэ-Калджа состояли в левом крыле монгольского войска, воевали в Китае и Иране. По мере образования империи мангуты расселялись по разным улусам. Отдельные их подразделения мигрировали в Дешт-и Кыпчак, где объединили под названием мангытов часть местных кыпчаков и, возможно, гузов. Источники 15 века застают мангытов в междуречье Яика и Эмбы полностью тюркизированными. Район их первоначального кочевания в землях Джучидов неизвестен. Однако судя по известиям об их откочевке за пределы досягаемости армии Тимура в конце 14 века [4], до этого они обитали где-то юго-восточнее. Предводители мангытов получили ранг беклиярибека (главного военачальника и командира крыла) при ханах левого крыла Джучиева улуса, что возможно объяснять традицией, шедшей от побратимства Чингисхана и Хуилдара. Этот пост занимали эмир Балтычак, его сын Едыте и потомки Едыге по линии его сына Hyp ад-Дина до начала 16 века. Около 1447 года Ваккас б. Hyp ад-Дин, беклярибек Абулхайра, фактически отделился от ханства левого крыла, превратив юрт в самостоятельное политическое образование [5]. Во второй половине 15 века влияние и могущество мангытских белиярбеков (биев) настолько усилилось, что им стало принадлежать решающее слово в выборе кандидатуры хана в государстве Шейбанидов. При бие Саид-Ахмеде (правил в 1520-1548 гг.) подвластное ему владение окончательно превратилось в независимое ханство так называемую Ногайскую Орду. Статус главы мангытов требовал соответствующего терминологического оформления. Однако монголо-джучидская государственная традиция имела весьма неразвитую титулатуру. Знание беклярибека формально являлось обозначением ранга старшего военачальника при хане и не отражало той реальной роли, которую играли Едыге, а затем его преемники во второй половине 15-16 веках. Не будучи Чингисидами, мангытские лидеры не смели воспользоваться одним из монархических или династических титулов (хан, султан, торе и т. п.). В этих условиях был избран другой путь: использовать в качестве заменителя титула имя первого джучидского беклярибека Ногая, который фактически являлся и соправителем ханов в конце 13 века. По некоторым сведениям, Едыге использовал также тюркский перевод имени «Ногай» («Пес») кычек, и, кроме того, имя другого могущественного беклярибека соправителя Золотой Орды — Мамая [б]. Непосредственные наследники Едыге не имели большой власти и влияния, поэтому употребление новоизобретенного титульного прозвища на некоторое время стало неактуальным. Однако после смерти хана Абулхайра (1468 г.), в условиях ослабления центральной власти, распада государства кочевых узбеков и усиления мангытской знати, потомки Едыге восстановили применение термина «ногай». Но теперь он стал относиться не только к бию, но и ко всем его поданным. При этом понятие «ногай» подразумевало, во-первых, не исторического Ногая, который никогда не имел кочевий в Восточной Дешт-и Кыпчаке, а беклярибека Едыге, носившего титул-прозвище «ногай», «кычек». Во-вторых, слово «ногай» стало служить обозначением не только мангытов, но и всего остального населения государства безотносительно к племенной принадлежности. Кочевавшие на территории Юрта мангыты, кунграты, найманы, туркмены и прочие соотносили себя, судя по источникам, со своими племенами («родством»), но одновременно являлись к ногаям. Таким образом, слово «ногай» служило в тот период (последняя треть 15 - первая четверть 16 века) не этнонимом, а «государственным именем», то есть обозначением принадлежности к ногайскому государству. Позднее, при взаимной ассимиляции племен Ногайской Орды, оно превратилось в общее этническое имя народа этого государства. После распада Ногайской Орды те ее жители, что переселились на запад, сохранили за собой этноним «ногай» (на Северном Кавказе до настоящего времени). Оставшиеся за Яиком вошли в состав казахского Младшего жуза (и позднее влились в казахский этнос), а также в состав ряда тюркоязычных народов Средней Азии и Сибири. 1. Козин С. А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.-Л., 1941, 46. Лубсан Данзан. Алтан тобчи («Золотое сказание»). М., 1973, с.60; Рашид-ад-Дин Сборник летописей. Т.1., кн.1. М.-Л., 1852, с.29. 2. Рашид ад-Дин. Указ. соч., с. 185. 3. Козин С. А. Указ. соч., 185; Рашид ад-Дин. Указ. соч., кн.2, с.125. 4. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.1. СПб, 1884, с.467 (информация арабского хрониста 15 в. Ибн Арабшаха). 5. Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.-Л., 1936, с.92, 93. 6. См.: Виноградов В. Б., Нарожный Е. И. Дискуссионные проблемы ранней истории ногайцев. Основные аспекты историко-географического развития Ногайской Орды. Тезисы докладов и сообщений. Москва Терекли-Мектеб, 1991, с.16; Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960, с.226. Рассмотрение некоторых вопросов, связанных с развитием государственности в Ногайской Орде, см. также: Трепавлов В. В. Институт нурадинства в Ногайской Орде. Основные аспекты историко-географического развития Ногайской Орды, с.15-17: Он же, Институт кековатства в Ногайской Орде. Проблемные вопросы истории Западного Казахствана. Материалы научно-теоретической конференции. Гурьев, 1991 с.62-64 В. В. Трепавлов (Москва) _________________ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльдар Опубликовано 10 мая, 2005 Поделиться Опубликовано 10 мая, 2005 Интересно, что в одном из документов конца 17 века приводятся рода юртовцев. Это: арслан-белек, ас, буркут, кыпчак, казан-кулак, канглы, карана ман, келечи, кенегес, крык, курнат, кытай, покус, мын, оба-мын, оймаут, тогунчи, туйлага-байрам, шанчур, ю гор (угур), юшун, эсебей-мангыт, трюкмен, кереит. Память о них сейчас полностью стерта, кроме памяти о названиях махалля в некоторых юртовских селах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Ногай Опубликовано 14 мая, 2005 Поделиться Опубликовано 14 мая, 2005 до середины 20 они подвергались татаризации. Интересно было бы посмотреть на этот процесс...как вы себе это представляете?...да ещё с термином "подвергались"...так и представляю, как татар бьёт ногая и заставляет его татаризоваться... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Baursaq Опубликовано 21 мая, 2005 Поделиться Опубликовано 21 мая, 2005 Интересно было бы посмотреть на этот процесс...как вы себе это представляете?...да ещё с термином "подвергались"...так и представляю, как татар бьёт ногая и заставляет его татаризоваться... Ногай! Это действие имело место, открывались школы и обучение велось на татарском языке, впоследствие половина карагашей стало причисоять себя к татарам, другие пишутся, как ногайцы. Это было планомерная ассимиляция ногайцев. Если удасться, то закажи себе книгу Исы Капаева "Бессмертная смерть", вышла в Ставраполе, в 2004 году. Там подробно описывается всё. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 1 июня, 2005 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2005 Происхождение ногайлы или мангытов интересует? От кого они происходят? Прямые потомки половцев или мангытов - монгольского племени? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ДР Ахметыч Опубликовано 3 июня, 2005 Поделиться Опубликовано 3 июня, 2005 В теме один вопрос, в содержании другой... Ногайцы, как и каракалпаки (и те, кто составил др. народы) произошли, надо полагать, от ногаев. А про ногаев в энциклопедиях пишут, что они сложились к 15 в. из мангытов, кыпчаков, кунгратов, и др. тюркоязычных племен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльдар Опубликовано 14 июня, 2005 Поделиться Опубликовано 14 июня, 2005 Не согласен с попыткой отделения средневековых ногаев от современных ногайцев. Преемственность полная. В этногенезе же их учатвовали как древнетюркские племена: кыпчаки, канглы и др, так и монголоязычные, какими были мангыты. Правда к 14 веку, когда от Золотой Орды отделился Мангытский юрт они были отюречены, в основном под влиянием кыпчакского компонента. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Dan Опубликовано 15 июня, 2005 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2005 Не согласен с попыткой отделения средневековых ногаев от современных ногайцев. Преемственность полная. В этногенезе же их учатвовали как древнетюркские племена: кыпчаки, канглы и др, так и монголоязычные, какими были мангыты. Правда к 14 веку, когда от Золотой Орды отделился Мангытский юрт они были отюречены, в основном под влиянием кыпчакского компонента. Эльдар, кем были отюречены ногаи? Вы в курсе, наверное, что у нас нет монгольских языков в Средней Азии и Казахстане. Куда они делись бесследно? Мне кажется, мангыты и ногаи это тюрские племена с монгольскими вливаниями. Я что, не прав? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Dan Опубликовано 15 июня, 2005 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2005 Тахир Вы историк? Найманов, тюркоязычных автохтонов Алтая к кому относите? Ответьте свое мнение в тему ''найманы'', раздел "народы с неясным происхождением''. Я тоже буду теперь везде выражать свое мнение, как и эти товарищи, не верю наслово никому, хватит. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Эльдар Опубликовано 15 июня, 2005 Поделиться Опубликовано 15 июня, 2005 Средневековые ногаи это сложносоставной народ. В его этногенезе участвовали те племена о которых мы ведем речь: кыпчаки, мангыты, найманы, кераиты и тд. Все это легко выясняется по памяти о прошлом родоплеменном составе среди ногайцев всех регионов. Например, В.В.Трепавлов в своей книге о Ногайской Орде по документам архивов приводит 70 элей, которые еще делились на подразделения. Месторазвитие ногайцев это Волго-Уральское междуречье. Как известно до монгольского нашествия здесь господствовали кыпчаки-половцы, которые в основном ассимилировали более ранние тюркские племена: канглы, гузов и тд. Ногаи это один из народов, происхождение которого связано с теми процессами, которые происходили в улусе Джучи с 13 по 14 века. Генеральная линия это смещание различных племеных групп тюркских и пришедших монголоязычных. При политическом доминировани в первое время монгольских племен, тюркский компонент был более многочисленным и определял культурогенез. Поэтому мы говорим о тюркиезации монгольских племен. Также надо иметь в виду, что многие монгольские плмена такие как найманы или кераиты, мангыты издавна находились в контактак с тюркскими племенами, так как жили западнее других монголов. Поэтому и возникаю дискуссии о "монголькости" или "тюркости" тех или иных племен. Говоря о мангытах,(мангутах в тюркском варианте) то мы знаем что они сыграли главную роль в образовании ногайской государственности. Из этого племени, как известно был Эдиге - основатель Мангытского юрта (отделился от Золотой Орды в 1391 году). Вокруг него объединялись другие племенные группы в период кризиса ордынской империи в конце 14-начале 15 века. Постепенно, когда возник определенный консенсус между лидерами племен возникла необходимость в надплеменном определении. Им и стал термин "ногай", "ногайлар", т.е. обозначавший всю совокупность племен подданых мангытских биев. Это произошло к середине 15 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 16 июня, 2005 Модераторы Поделиться Опубликовано 16 июня, 2005 Я тоже буду теперь везде выражать свое мнение, как и эти товарищи, не верю наслово никому, хватит. Не совсем понял это высказывание. Вы в какой-то претензии? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ДР Ахметыч Опубликовано 17 июня, 2005 Поделиться Опубликовано 17 июня, 2005 Не согласен с попыткой отделения средневековых ногаев от современных ногайцев. И что, теперь давайте каракалпаков переименуем в ногайцев-алтыульцев? Казахам ногайского происхождения будем доказывать что они не казахи? Как это сейчас происходит с карагашами, юртовскими татарами и др. татарами-ногаями? У башкир есть группа "ырыу" ногайского этногенеза. К чему это? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться