Перейти к содержанию
Аrсен

Исскуство казахов и тюркоязычных народов Казахстана

Рекомендуемые сообщения

Хотел бы ознакомиться, прочесть. К сожалению в ин-те доступ к его книгам заблокирован, вылазит всякая бяка (космопоиск и прочее), по крайней мере у меня так показывает.

Не смогли ли бы Вы указать мне (да и всем желающим) ссылку где можно скачать его книги?

А пока просьба привести текст про указанную цитату "Майкыби".

Рахмат!

АксКерБорж,

Его Мифологический словарь в свободном доступе в Нете, а его главные последователи, и вообще замечательные сторонники, на сайте " OTUKEN" там есть и переводы его некоторых книг.Если начать погружаться в его мир, через его книги, то кругозор значительно изменится и расширится, изменться и представление о культуруре и истории древнего мира, тот который нам преподавали в школе, просто Все перевернется и станет на свое место.

Особено интересно, что в в теории Евроцентризма появятся огромные бреши, через которые Вы увидите Правду.

Он откроит Вам богатство Казахского языка и его первобытность и архаичность.

Я очень рад что Вы заинтересовались.

Очень хочу узнать Вашу реакцию на его труды и труды Зиры Наурызбаевой.

Может, как нибудь, встретимся и поболтаем на темы Кондыбая.

С уважением,

Nurlan5

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел название "Казахская мифология. Краткий словарь". Где можно скачать?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

dsc_8461.jpg

«Казахские металлообработчики – ұста, зергер – не объединялись в цеховые организации, однако в городах, находившихся на Великом Шелковом пути и в отдельных местностях других ареалов были сконцентрированы группы мастеров, каждый из которых занимался своим ремеслом независимо друг от друга. Металообработчики располагали инструментами, специально оборудованной мастерской – шеберхана, дүкен, под которую приспосабливали пристройку, а при кочевых условиях в летний период они ремесленничали во дворе под тентом. Работали металлообработчики и на зимовках – кыстау, при ставках султанов, биев, а также в богатых аулах, кроме этого были кочующие в поисках заработка кузнецы и ювелиры», – пишет исследователь Ш. Тохтабаева.

Основу фондов Акмолинского областного историко-краеведческого музея г. Кокшетау составляют этнографические коллекции, среди которых имеются и особо уникальные предметы. К примеру, поражают своим совершенством серебряные украшения, изготовленные местными зергерами, имена которых, к сожалению, не все дошли до нас. Тем не менее, существовали своеобразные школы мастеров, сохранившие древние традиции казахских зергеров, среди которых на территории бывшей Кокшетауской области особенно славились Кызылту (ныне Кишкенеколь), Айыртау и Зеренды. Металлические изделия, выполняемые из серебра со вставками из поделочных камней (бирюзы, сердолика, кораллов, жемчуга, перламутра и стекол), а также железа с серебрением, бронзы, меди, занимали значительное место в предметном мире казахов; не было изделия, где не присутствовала бы частичка серебристого металла. Своим мягким мерцанием он оживлял деревянные, костяные, тканевые, кожаные изделия, что было определено не только эстетическими свойствами, но и идеологией. Серебро, содержащее в себе частичку лунного света, осмысливалось как металл, обладающий очищающей, защитной и стимулирующей позитивные явления силой. Казахские ювелиры изготавливали в основном женские украшения. Они отражали возрастные, имущественные, территориальные различия, а также выполняли обрядовую и магико-религиозную функции, сопровождая женщину с малых лет всю жизнь. По казахскому этикету девушке и женщине быть без украшений считалось даже неприличным. По этому поводу сохранилась древняя поговорка: «Әшекейі жоқ әйел жапырағы жоқ ағашпен тең» – «Женщина без украшений все равно что дерево без листьев».

Одним из уникальных предметов в фондовой коллекции являются шолпы. Это серебряное украшение для кос, состоящее из трех медальонов и подвесок, инкрустированных бирюзой. Изготовленные в последней трети ХІХ века, шолпы принадлежали племяннице великого казахского ученого Шокана Уалиханова – Зейникеш (Зейнеп). Она была дочерью его брата Махмета. В музей шолпы поступили более сорока лет назад от потомка знаменитой фамилии – Жетписпая Мырзабаева из Кокшетауской области. Предполагаю, это изысканное украшение – работа зергера, имя которого не сохранилось, занимавшегося ювелирным делом у ханского рода Уалихановых. В музейной коллекции имеются еще два вида женских украшений – это қапсырма (застежка для камзола) и білезік (браслет), изготовленные уалихановским мастером. По легенде, старинные предметы образца ХІХ в. были привезены из Баянаула и принадлежали Дамен Нуртазиной, 1938 г.р., из Кызылту, доставшиеся ей от прабабушки по наследству. В фонды поступили в 1982 г.

С давних времен казахские мастера-зергеры владели сложной техникой ювелирного дела: штамповкой, гравировкой, чеканкой, сканью, насечкой, литьем, чернением, зернением, филигранью, работали с эмалью. Все драгоценные предметы в народе назывались асыл бұйым (дословно – сокровище, ценный предмет). Следует сказать, что в ХІХ веке распространяется название черни «капказ», вытеснившее казахское название «қаралтын», «қарабағдар». Переименование названия черни произошло, по мнению этнографов, с одной стороны, – в результате влияния на формы и декор казахских украшений, с другой, – вследствие стремления казахских зергеров увеличить спрос на свою продукцию, для чего в орнаментацию изделий включалась надпись «капказ». Видимо, существовала мода на кавказские ювелирные изделия. Даже в недавнее время на изготовленных черневых украшениях надписаны фамилия казахского зергера и одновременно слово «капказ», «казказ».

Зергер имел следующий набор инструментов: наковальню – төс, молоточки – балға, тиски – іскенже, паяльник – денекерлегіш, рашпили – түрпі, напильники – егеу, различные щипцы – шымшыуыр, қысқаш, ножницы – қайшы, зубило – шапқы, бур – бұрғы, шило – біз, дырокол – тескіш, ложку-тигль для плавки серебра – түтік, меха – көрік, железную прямоугольную пластину для вытягивания серебряной проволоки – тесік темір и др.

Как отмечалось выше, на территории бывшей Кокшетауской области особой популярностью пользовались изделия кызылтуских зергеров. Известными были Канапия Манапов, Зейнолла Сыздыков, Апен Анафин, Наби Сейт-магамбетов, Ескожа Еслям и др. Кстати, сейчас, правнук Ескожи Рустем, продолжая династию, занимается ювелирным делом в Кишкенеколе. В настоящее время в знаменитом поселке живет также мастер Амантай, а в Кокшетау сын Зейноллы Асылбай Сыздыков. Таким образом, мы можем говорить о существовании «кызылтуской школы зергеров», расцвет которой пришелся на 2-ю половину ХХ века.

Предки династийного мастера Асылбая, происходившие из рода Сакал керей, жили в ауле Сага Кызылтуского района Кокшетауской области (ныне Уалихановский район Северо-Казахстанской области). У прадеда Жармалая было двое сыновей: Жансары и Еркесары. От последнего родился Сыздык, о котором в народе говорили «Сегіз қырлы бір сырлы жігіт». Мастер Сыздык, помимо домашних ремесел, в свободное время занимался и музыкой, импровизируя на домбре. Его старший сын Зейнолла (1926-1989 гг.), с детства проявлявший огромный интерес к прикладному творчеству, единственный из детей продолжил семейное ремесло. Безусловно, первым учителем Зейноллы стал отец, а впоследствии – знаменитый зергер и ағаш-ұста Канапия Манапов, 1895 г. р.

dscf0541.jpg

Со слов сына – Асылбая Сыздыкова, Зейнолла быстро освоил технологию изготовления традиционных украшений из золота и серебра. Он изготавливал неисчислимое количество женских ювелирных изделий на заказ. Это разнообразные, оригинальные браслеты, серьги, кольца, застежки-қапсырма и др. предметы. Причем современных электрических приборов у него не было, мастер все делал вручную. Перед началом работы зергер Зейнолла раздувал көрік (меха) и плавил на углях куски серебра. Затем отбивал молотком до нужной толщины и придавал форму будущему изделию, после чего различными приспособлениями наносил узоры. А завершал работу способом чернения, так называемым «капказ», о котором говорилось выше. Для того, чтобы рождающийся орнамент наносился ровно, серебро постоянно подогревают, поддерживая одинаковую температуру. Далее предмет очищают, оставляя на поверхности ровный черненый узор. В завершение края его гравируют, шлифуют и, наконец, – ювелирное изделие готово. Для каждого заказчика мастер создавал индивидуальные украшения. Иногда желающих приобрести эксклюзивный товар или сделать заказ было настолько много, что образовывалась очередь, а приезжие женщины порой даже останавливались в доме Зейноллы Сыздыкова, ожидая изготовления своего заказа. В гостеприимном доме их встречала супруга Зейнеп, воспитывавшая вместе с мужем семерых детей.

К примеру, эта серебряная застежка – қапсырма, подаренная историко-краеведческому музею А. Сыздыковым, изготовлена его отцом Зейноллой в 1960-е годы. Застежка с узорными краями в виде овала с кылышем – маленькой декоративной сабелькой. Қапсырма, традиционно пришивающаяся в женскому камзолу, состоит из трех частей: собственно двух застежек и кылыша с цепочкой длиной 17 см. Основной узор чернения – зооморфно-растительный. Согласно полевым данным, чернь обычно составлялась из одной части серебра + одной части меди + 0,5 части свинца и серы на глаз, в зависимости от хода плавления. По краю чернения выполнена мелкая ручная гравировка. Гравирование – это художественная обработка металла нанесением линейного узора углубленной линией.

dscf0784.jpg

Другое женское украшение для рук – қазақша жүзік, т.е. казахское кольцо. Изготовлено из белого металла, центральная часть которого украшена зооморфно-растительным орнаментом способом чернения и гравировки.

dscf0785.jpg

Понятно, что в советское время любые формы частного бизнеса не только не поощрялись, но и находились под запретом. Однако кокшетауские мастера продолжали заниматься прикладным творчеством, приносящим не только эстетическое удовольствие, но и весьма хорошую прибыль, а созданные ими великолепные творения, безусловно, имели спрос у местного населения. Кстати, именно в те годы в Кокшетауской области была проведена специальная экспедиция, организованная республиканским институтом «Казгипротехноместпром». По отчетным данным 1972 г., на территории нашей области из 109 мастеров народных ремесел насчитывалось всего лишь 5 зергеров.

За последние же сорок лет ситуация практически не изменилась. Кокшетауских зергеров и сейчас немного, но имена их известны всем: Рустем Шарипов, Асылбай Сыздыков, Курман Базилинов, Тимур Машаев...

Областной историко-краеведческий музей плодотворно сотрудничает с мастерами, работающими в одном из сложных жанров народного декоративно-прикладного искусства. Совместно они участвуют в областных и международных выставках и семинарах, а Рустем Шарипов и Курман Базилинов реализуют один из интереснейших музейных проектов.

Ювелирные украшения, старинные инструменты, а также фотографии, подаренные недавно музею Асылбаем Сыздыковым, будут представлены в новой экспозиции раздела «Этнокультура и быт казахского народа» зала истории Казахстана ХІХ века.

Бибигуль САДВАКАСОВА,

научный сотрудник Акмолинского областного

историко-краеведческого музея.

http://smgazeta.kz/nasha_istoriya/yuvelirnyh_del_mastera.print?PHPSESSID=72a51f5e50362e0b9ab370e9a5c5587b

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-19.jpg

 

"Ушкулак" или "жапырак" - трехлистник. Стены бани города Тараз, построенной в Х-XI веках, украшены орнаментом "трехлистник".
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахский национальный орнамент

Орнаменты - один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.
Как и все другие виды творческой деятельности, искусство создания орнаментов оказывает благотворное влияние на повышение интеллектуального уровня, содействует совершенствованию уже обретенных знаний.
Прикладное искусство - один из основных разделов казахской этнокультуры. Предметы прикладного искусства являются носителями информации о древней культуре народа. Их образцы хранятся в музейных фондах в качестве экспонатов археологических раскопок. Еще в дописьменные времена кочевники отображали особенности своей жизни и быта при помощи изделий прикладного искусства. Произведения древнего прикладного искусства дают объективные сведения о прошлой жизни предков. Все произведения прикладного искусства, найденные в ходе археологических раскопок на территории Казахстана, украшены орнаментами. И что характерно, в соответствии с уровнем развития каждой эпохи менялись особенности стиля мастеров — создателей орнаментов. Если говорить на языке орнаментов, то много еще нераскрытых тайн хранят они. Иначе говоря, до сих пор с научной точки зрения не доказаны тотемные и магические символы и смысловые значения многих орнаментов. В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы Казахстана отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей. Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (муйiз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша - паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов.
"Муйiз" можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, "кошкармуiиз" — бараньи рога; "аркармуiиз" - рога архара; "бугымуiиз" - рога оленя; "кырыкмуiиз" — сорок рогов; "космуiиз" - двойные рога; "сынармуiиз" - однорогий; "сыныкмуiиз" - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц — "торткулак" - крестовина; туйетабан - верблюжья ступня; "сьнарокше" — единственная пятка; "косалка" - двойное ожерелье; "кусканаты" - птичьи крылья; "казтабан" - гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент — "муйiз" — рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту.
Орнаменты типа "муйiз" иногда бывают очень мелкими, а порой -крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные - и ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заложен в самой основе войлока, в сырмаках - вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.
Народные мастера, используя орнамент "муйiз" во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.
Мастера, используя новые орнаменты в соответствии с требованиями времени, например, для реставрации древних изделий, предусматривают не только эстетические цели, но и утилитарные: делают их более прочными.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахский национальный орнамент

Орнаменты с древнейших времен широко использовались в различных видах искусства казахского народа. Они являются его спутниками как в повседневной жизни, так и в праздники, являются его духовным достоянием. В настоящее время искусство создания орнамента стало одним из основных направлений культурного развития парода. Орнаменты совершенствуются во времени, обретая все более богатое содержание и новый вид.
Обогащение духовной самобытности народа, расширение его мировосприятия в связи с обретением независимости, позволило народным мастерам подняться на более высокую ступень творческих поисков.
Создатели орнаментов изобретают новые сюжеты, обращая большое внимание на их художественное решение. Поэтому в настоящее время все чаще встречаются более современные по композиционному решению новые образцы орнаментов, называющиеся "шаршыою" — орнамент-квадрат, "араласернек" — смешанный узор.
К тому же в изображениях многих орнаментов проскальзывает содержательный смысл, скрытая, иносказательная характеристика животных, зверей или птиц. Эти орнаменты обладают неповторимой композицией, своеобразной симметрией и асимметрией, уникальным неповторимым колоритом и своеобразным ритмом, а также только им присущим философским содержанием.
Слово "композиция" на латыни означает расположение узоров и орнаментов на какой-либо вещи. Например, если украшают узорами и орнаментом пиалу, то они не должны иметь очень мелкий или крупный рисунок, а подходящий к размерам пиалы. Поэтому мастеру, в первую очередь, следует определить пространственный масштаб изделия, на котором он должен разместить орнамент.
Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.
Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "кошкармуйiз" — бараньего рога - это ритм. Если "кошкармушз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности - это называется "шетою" — бордюрный орнамент.
Изготовление орнаментов — это древнее искусство, развивающееся в течение многих веков. В разных предметах прикладного искусства орнаменты, сохраняя свою самобытность, располагаются в определенном, только им присущем порядке. В древних образцах орнаментов явственно проглядываются специфические элементы: изображения птиц, цветов и животных. Согласно поверьям древних тюрков птица была символом неба, рыба — воды, дерево — земли.
В содержание древних орнаментов в полном объеме вложены традиции мастеров прикладного искусства, сохранившиеся в течение многих веков. Опираясь на имеющиеся данные, можно сказать, что мастера, создавая свои шедевры, старались точно передать в них образы, взятые у самой природы.
На изделиях изображены части тела животных: рога, копыта, птичий клюв, лисья голова, волчье ухо, собачий хвост, а также многие виды растений. Орнаменты являются культурной летописью казахского народа, подобно устному народному творчеству. Мы должны быть знакомы с этим видом искусства, которое начинает забываться со временем. Оно должно занять свое достойное место среди других видов искусства: прикладного, изобразительного, архитектуры и т.д. http://www.ertegi.ru/index.php?id=30&idnametext=794&idpg=2

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-02.jpg

 

 

Сырмак

Сырмак, как один из предметов домашнего обихода, издревле использовался нашими предками. Он является неповторимым творением прикладного искусства народа, изделием, призванным украшать повседневный быт каждой семьи. Со вкусом орнаментированный сырмак по своей красоте разве что сравним с ковром. По своим размерам он меньше текемета. (Текемет -постилочная кошма, получаемая путем вваливания рисунков из окрашенной непряденой шерсти в готовую основу, свертываемую вместе с циновкой из чия в рулон, который неоднократно поливается горячей водой и катается, сбивается ногами и предплечьями рук).
Обычно войлок, из которого делается сырмак, должен быть снежно-белым или черным. Шерсть для войлока подбирается заранее. Войлок в большинстве случаев изготавливается из шерсти ягнят. Шерсть расчесывается специальным железным гребнем, затем сбивается до пышности специальной палкой — сабау. Именно из такой специально подобранной шерсти валяется лицевая сторона сырмака. Оба полотнища войлока изготавливаются отдельно. Шерсть для сырмака берется экономно, для того чтобы войлок был легким.
Обычно сырмаки делают тонкими, но плотными. Изнаночная сторона сырмака обшивается сукном и прошивается вдоль и поперек. Такой своеобразный подклад полезен вдвойне. Во-первых, войлок не пачкается, во-вторых, ворсинки шерсти не падают на пол. После изготовления войлока для сырмака продумываются его размеры и подбирается орнамент для его украшения. По величине казахские сырмаки бывают четырех видов.
Самый большой сырмак — кош сырмак - сырмак для кочевья. Эти сырмаки используются во время кочевок. Ими покрывают верблюжий вьюк или арбу, на которую нагружается домашнее имущество. Его размеры от 3 до 5 метров.
Второй вид — подстилочный сырмак. Его размеры от 3 до 3,5 метров. Такие сырмаки иногда изготавливаются для подстилки на пол юрты. Третий вид — оталды сырмак, — сырмак перед очагом. Его размеры от 2,5 до 3 метров. Этот сырмак стелится на пол поверх кошмы, под корпеше во время приема почетных гостей.
Четвертый вид — тосек сырмак — постельный сырмак, его размеры от 2 до 2,5 метров.
Делаются сырмаки и меньших размеров — около полутора метров. Мастер-сырмакчи заранее подбирает орнамент для своего будущего изделия и располагает его по собственной методике. После окончания подготовительного периода лицевую сторону сырмака расстилают на пол и на нем располагают образцы орнамента, вырезанные из плотной бумаги, картона или гладкой шкуры и очерчивают отточенным мелком. Затем очерченные линии орнамента вырезают специальным острым ножом или ножницами. Обычно вырезанная таким образом одна сторона войлока становится серединой сырмака, а вторая — краем. Например, если одна сторона войлока вырезается из черного войлока, то другая — из белого. Таким образом, середина одного сырмака состоит из белого войлока, а другого — из черного. Совмещенные орнаменты соединяются редкими стежками. Затем сшиваются соединительным швом. После соединения всех элементов орнамента поверх шва нашивается яркая тесьма.
Тесьма пришивается методом двойного шитья — сверху и снизу. Элементы сшиваются по линии орнамента. После сшивания всех деталей края сырмака выравниваются и обшиваются красочной тесьмой или широкой шерстяной полоской.
По цвету различают четыре вида сырмаков: белый, черно-белый, сырмак, обшитый по краю, и "дебиске сырмак".
Ак сырмак — белый сырмак орнаментируют цветной тесьмой или разноцветной тканью. Орнамент делают нитями из верблюжьей шерсти. Какого цвета тесьма по краю сырмака, такого цвета должна быть и нить. Этот процесс называется "жиектеу" — обшивание по краю. После того, как орнамент по краю будет обшит нитями, к сырмаку пришивают подклад, который соединяют с лицевой стороной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-03.jpg

 

"Тортайшык" — полумесяц — орнамент, изображающий полумесяц. Каждая ветвь орнамента "тертайшык" состоит из простых элементов, изображающих полумесяц. Из элементов "тертайшак" можно вырезать орнамент, следующий до бесконечности.
 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-04.jpg

"Жулдыз" - звезда. Этот орнамент изображает ломаную линию, часто — звезду. Звезда, как правило, находится в самой середине орнамента и имеет пятиконечную форму.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-05.jpg

 

"Жулдызгул" — звездный цветок. Этот орнамент похож на увитый цветами пятиконечный цветок. Им украшают тускиизы - настенные ковры, покрывала, середину носовых платков, спинную часть верхней одежды или нижний край подола чапана — два нижних угла передней полки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-06.jpg

 

"Жулдызкурт" - звездный червь. Данный орнамент представляет собой переплетение черных и белых, красных и зеленых, синих и желтых цветов. Его используют при приготовлении циновок из чия, на краях сырмаков.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-07.jpg

 

"Кун"— солнце. Орнамент символизирует солнце. Орнаментом "кун" украшают середину ковров, тускиизов, а также он применяется в элементах вышивки или при крашении изделий из дерева, кости.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-08.jpg

 

"Кемпiркосак" — радуга. Орнамент состоит из полосок разных цветов. У казахов цвета имеют символическое значение. Например, синий цвет — символ неба. Белый — цвет истины, радости; желтый — цвет мудрости, разума, печали; зеленый — цвет весны и молодости. В украшении изделий прикладного искусства эти цвета располагаются в определенном порядке, как у цветов радуги. Эти орнаменты часто используются в украшении алаша, коржынов, баскуров (элементы юрты).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-09.jpg

 

"Егiзжуп" — близнецы. Этот орнамент встречается издревле у многих восточных народов. Образ орнамента "Егiз" — круг, пространство вселенной. Он представляет собой понятие двойственности: мертвой и одушевленной природы. Круг посередине разделен надвое. Этот орнамент подразумевает философскую истину, что все в этом мире парно, имеет своего двойника. Орнамент служит для украшения верхней одежды, ковров, тускиизов и оружия батыров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Айгул"— лунный цветок. Это один из самых древних орнаментов. Он был изображен на ожерелье женщины, найденной при археологических раскопках кургана Пазырык. Этот орнамент является памятником древней эры цветов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-10.jpg

 

"Муйiз" — рог. Это древнейшая основа казахского орнамента. Орнамент символизирует рог. Роговидные орнаменты имеют мелкие и крупные элементы. Мелкие — применяются в изделиях прикладного искусства из дерева, кости, рога; в основном там, где требуется более тонкая обработка. Крупные — используются при украшении сырмаков, текеметов, алаша, ковров, в архитектуре. Роговидные элементы делятся на следующие виды: "аймуйiз", "космуйiз", "сынармуйiз", "кырыкмуйiз" "маралмуйiз", "оркешмуйiз", "кошкармуйiз" и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-11.jpg

 

"Космуйiз" — двойные рога. Этот элемент является изображением рогов барана, козла, коровы. Орнаменты, которые называются "ыргак", "iлмек", тоже относятся к "космуйiз". Орнамент "космуйiз" используется для украшения предметов домашнего обихода, мебели, оружия и т.д. В настоящее время орнаментом "космуйiз" украшают саукеле (головной убор невесты), современные мужские головные уборы — айыр калпак, передние борта камзола, голенища сапог.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-12.jpg

 

"Тогызтобе" — девять холмов, считается одним из древнейших орнаментов. Этот орнамент сохранился в изделиях прикладного искусства кар луков и ки маков. Орнамент "тогызтебе" использовали при украшении кирпичей купола мавзолея "Айша биби". В настоящее время этим орнаментом украшают изделия прикладного искусства казахи, киргизы, туркмены и каракалпаки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-13.jpg

 

"Аркармуйiз" — рога архара. Элементы этого орнамента очень похожи на элементы орнамента "кошкармуйiз", но более закрученные и разветвленные. Им украшаются ковры, тускиизы, сырмаки, вышивки, одежда, мебель, предметы домашнего обихода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-14.jpg

 

"Сынармуйiз" — одинокий рог. Этот орнамент состоит из одной стороны орнаментов "космуйiз" и "кошкармуйiз". Орнамент "сынармуйiз", расположенный мастерски, не выглядит одиночным элементом; в своей композиции он имеет внутреннее единство. Обычно орнамент "сынармуйiз" используется в украшении предметов домашнего быта, одежды, оружия и др. Им украшают текеметы и сырмаки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-15.jpg

 

"Кошкармуйiз" — рога барана. Этот орнамент похож на бараньи рога. Человеку с богатой фантазией может показаться, что это изображение головы барана с ушами, мордой и т.д. Он используется при украшении текеметов, сырмаков, баскуров, алаша, ковров, кожаных изделий, а также изделий из шерсти, дерева и ювелирных изделий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-16.jpg

 

"Кырыкмуйiз" — сорок рогов. Этот орнамент состоит из множества узоров, соединенных сложными переплетениями роговидных элементов. В большинстве случаев он заключается в прямоугольник или круг. А порой разветвляется в стороны, подобно кроне дерева, и представляет сложнейшую композицию. Используется при украшении тускиизов, дубленок, сырмаков, кежимов, текеметов, в архитектуре и зодчестве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-17.jpg

 

"Сыныкмуйiз" — сломанный рог. Орнамент представляет собой изломанный прямоугольник, четыре раза загибающийся внутрь. Этот орнамент применяется для украшения ковров, изделий из чия, баскуров и алаша, а также различных сумок. Внешний вид орнамента напоминает сломанный рог животного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

pic-18.jpg

 

"Торткулак" — крестовина. Четыре крестовины орнамента состоят из зооморфных, "растительных" линий, середина имеет подобие креста. Элементы орнамента могут завершаться круговыми линиями, четырехугольными элементами. Этот орнамент используется при украшении кебеже, жукаяков, аяккапов, спинной части чапанов батыров, щитов, наколенников брюк, середины додеге или его углов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...