Перейти к содержанию
Гость Аристотель

Ислам и Тюрки

Рекомендуемые сообщения

  • Admin

На всех неарабских территориях ислам вобрал в себя часть местной культуры и верований. Отсюда истоки суфизма. У казахов и кыргызов, узбеков и таджиков - таким примером является празднование Навруза - доисламского праздника сейчас "вписавшегося" в ислам.

 

Кроме этого, те же кыргызы сохранили веру в Умай-эне и т.д. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Про Валиханова, которго вы не устаёте цитировать, я уже высказался. Других фактов у вас нет.

И Вы туда же? smile.gif Предлагаю Вам лично пройтись по теме, а не слепо доверять словам ув. Ержана и легко удостоверитесь, что я цитировал Шокана всего лишь раз в самом начале, как говорится для "затравки" темы (закваски). smile.gif

А вот Вам другие факты (кроме приведенных ранее записок путешественника - иностранца):

Алихан Нурмухамедович Букейханов "Историко-этнографические труды" (Киргизы):

«Благодаря стараниям обрусительной политики правительства, с одной стороны, и пропаганды ислама – с другой стороны, старое родовое объединение киргизской народности получило религиозно-политический характер.

Киргизы, еще недавно, в половине XIX века были довольно равнодушны к религии, в частности, к исламу. В Мекку ездили тогда лишь единичные личности, в то время как в 1905 году в одном только Омске из канцелярии степного генерал-губернатора для поездки в Мекку получили заграничные паспорта 500 человек. И это при наличности таких незаконных препятствий, как лишение права на поездку в Мекку тех, за чьей волостью есть недоимки."

Привести еще?

 

Ссылка на издание и страницу есть?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На всех неарабских территориях ислам вобрал в себя часть местной культуры и верований. Отсюда истоки суфизма. У казахов и кыргызов, узбеков и таджиков - таким примером является празднование Навруза - доисламского праздника сейчас "вписавшегося" в ислам.

 

Кроме этого, те же кыргызы сохранили веру в Умай-эне и т.д. 

Но празднование Науруза это не касается веры.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этот казахи не упоминает же древних богов. Вообщето для любого казаха примером должен стать Абай, он то был глубоко верующим, то есть грубо говоря исламистом, но от этого кто то может сказать что он неправилный казах.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Франс фон Шварц (15 лет работал в Туркестане)

"Туркестан-ветка индогерманских народов", 1900

"Turkestan, Zweig der indogermanischen Volker. Nach funfzehnjahrigem Aufenthalt in Turkestan. Dargestellt von Franz v. Schwarz, vormals Astronom de Taschkenter Observatoriums und Leiter der Turkestanischen Meteorologischen Instituts. - Freiburg: Herdesche Verlagshandlung., 1900. - S. 51-125.

"Киргиз-кайсаки относятся к суннитской группе магометан, но, в действительности, у них, кажется, нет религии как таковой. Я по крайней мере никогда не видел ни одного киргиза, который молился бы или совершал предписанные кораном омовения; я также ни разу не слышал, чтобы какой-то киргиз совершил бы паломничество в Мекку; женщины у них ходят, вопреки законам корана, не закрывая лица. Весь магометанизм киргиз-кайсаков, кажется, ограничивается лишь обрезанием, бритьем голов у мужчин и другими церемониями. Какое представление о святости религии и корана имеют киргизы иллюстрирует лучше всего следующий случай, который произошел в Акмолинской губернии. Один киргиз, которого обвинили в краже скота, должен был поклясться перед судом, что у мусульман происходит так, что они, приложившись к корану лбом, целуют его. И когда призванный для приведения его к клятве мулла протянул ему коран, тот, будучи явно в плохом настроении, схватил коран, стал бить им по ушам священнослужителя до тех пор, пока коран не превратился в клочья. В наказание за кощунственное осквернение святости корана, оскорбление муллы и судебной палаты он был приговорен к покупке мулле нового корана.

То, что киргиз-кайсаки не являются хорошими мусульманами, объясняется тем, что у них нет ни священнослужителей, ни мечетей, и, как правило, им неизвестно искусство чтения и письма. И тот способ, каким киргизов привели к мусульманству, без сомнения, способствовал этому. Киргизы, видимо, единственный случай в истории, когда, собственно, по вине христианской власти их обратили в исламскую веру, а именно вследствие недоразумения. В то время как первоначально киргиз-кайсаки были шаманистами, русские власти искренне думали, что все центральноазиаты должны быть магометанами и обходились с ними с самого начала как с мусульманами, и, следовательно, обращались с ними как с таковыми. Во всех официальных документах русских властей, направляемых киргиз-кайсакам, Аллах играл большую роль, и, в конце концов, русское правительство пошло так далеко, что, желая добиться особого расположения киргизов, построило им на собственные средства мечети и прислало мулл, чтобы те могли их лучше обучить в духе их предполагаемой мусульманской религии.

Благодаря этим усилиям, сделанным из лучших побуждений русских, киргиз-кайсаки пришли к тому, что они стали рассматривать себя как истинных мусульман, так же, как человек, которого все считают сумасшедшим, в итоге сам считает себя таковым.

Если бы русские направили те усилия, которые они приложили для магометанизации киргиз-кайсаков, на обращение их в христианство, то они стали бы к настоящему времени такими же истинными христианами, каковыми магометанами они стали на самом деле. В действительности же, религиозное мировоззрение киргизов, если вообще об этом может быть речь, и сейчас скорее шаманское, нежели магометанское.

Но в своих действиях киргизы руководствуются исключительно правилами традиций и своего происхождения, которым они строго следуют.

Во что верят киргизы в действительности — это чистота их баксы, которые, как одно яйцо на другое, похожи на шаманов Сибири и колдунов американских краснокожих.

Баксы, которые унаследовали от своих отцов свое ремесло и имя, знают, по мнению киргизов, не только прошлое, настоящее и будущее, но, благодаря своей связи с миром духов, в состоянии по желанию устранить жару и холод, грозу и бури, дождь и снег, лечить все болезни, отвести угрозу несчастья и др".

"Безразличие к религиозным вещам кажется присущим не только киргиз-кайсакам, но и всем кочевникам вообще, что легко объясняется непостоянным образом жизни, который не дает сделать карьеру влиятельному, личнo заинтересованному в набожности народа профессиональному священнослужителю".

"У киргизов нетрудно стать святым. Если какой-либо храбрый и предприимчивый батыр или конокрад при жизни нажил большое состояние благодаря набегам, то ему, как правило, после его смерти будет выстроен благодарными наследниками мавзолей, у которого по киргизскому обычаю будет проведен в определенное время поминальный обед, а рога забитых при этом баранов собираются в кучу на могиле.

Поскольку количество скопившихся рогов на могиле покоящегося свидетельствует о степени его святости, то позднее и чужие люди начинают совершать паломничество к этим могилам, вот и готов известный святой: особенно, если найдется какой-нибудь дервиш-спекулянт или мулла, который поселится близ этих могил и за соответствующие пожертвования будет красноречиво прославлять передбогобоязненными паломниками заслуги святого и совершенные им чудеса.

Киргиз-кайсаки являются лучшим доказательством того, что мораль народа не всегда является прямо пропорциональной к большей или меньшей внешней религиозности, выставленной для показа. Самыми рьяными верующими в Туркестане являются сарты и оседлые узбеки, но они занимают среди всех туркестанских народностей, как в смысле религиозного фанатизма, так и по моральному разложению, первый ранг. Киргизы же, напротив, среди всех народов,которых я узнал, меньше всех выставляют напоказ свою религиозность, но в отношении уважения к морали стоят бесконечно выше, чем оседлые народы Туркестана, и могут быть образцом честности даже не только среди народов Туркестана."

[История Казахстана в западных источниках XII-XX вв. Том V. Немецкие исследователи в Казахстане. Часть 1. /Пер. с нем. Л. А. Захаровой /Сост. И.В.Ерофеева - Алматы: Санат, 2006, с.184-187]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фридрих-Антон Геллер фон Хелльвальд, "Центральная Азия. Ландшафты и народы", 1875

Centralasien. Landschaften und Völker in Kaschgar, Turkestan, Kaschmir und Tibet. Mit besonderer Rücksicht auf Russlands Bestrebungen und seinen Kulturberuf von Friedrich von Hellwald. - Leipzig, 1875. - S.19-42, 97-138, 333-353.

"Киргиз-кайсаки, хотя и являются внешне мусульманами типа суннитов, но их ислам очень изменен и подогнан под их собственный характер; киргиз-кайсак, так же, как и перешедший в буддизм или ислам монгол, сохранил много старых суеверных и странных обычаев из старого язычества. Вся его религия без священнослужителей, без мечети, без фанатизма, религия, о которой он, собственно говоря, не имеет понятия, ограничивается лишь немногими церемониями. Строго требуется стричь волосы и подстригать усы. Большинство из них вовсе не соблюдает ежедневные молитвы и посты: омовения совершаются очень нерегулярно, они ограничиваются сухим вытиранием. А вот забивание животных, наоборот, производится строго по правилам корана. И еще, они, особенно старые люди, любят употреблять благочестивые выражения из корана. Однако обстоятельное знание веры не очень распространено. Более богатые приглашают мулл из Казани, чтобы они воспитывали и учили их детей, а более бедный класс почти ничего не знает об исламе. Муллы появились в степи не так давно, и большинство народа и сейчас еще ничего не хочет о них знать. Мечети стоят в запустении и постепенно приходят в упадок. Сами русские, имея ошибочное представление об исламе этих племен, распорядились в 1785 году обеспечить различные кайсацкие племена мусульманскими священнослужителями..."

"И все-таки, как было сказано, мулла еще не полностью управляет кайсаками."

"Не будет ошибкой назвать религиозную систему масс разновидностью шаманизма. Об этом свидетельствуют, между прочим, различные обычаи, связанные со звездами и духами, охраняющими их стада. Киргизы и кайсаки исповедовали шаманизм до вторжения арабов, которые навязали им ислам."

[История Казахстана в западных источниках XII-XX вв., Том VI. Немецкие исследователи в Казахстане. Часть 2 /Пер. с ранненовоголл. А. П. Евдокимова /Пер. с нем. Л. И. Быковской /Сост. И. В. Ерофеева. - Алматы: Санат, 2006, с.172-173]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Яков Петрович Гавердовский, "Обозрение киргиз-кайсакской степи (часть 2-я) или Описание страны и народа киргиз-кайсакского", 1803/1804

"Киргизцы последуют учению суннитского толка, но весьма слабо и нерачительно исполняют правила, оным предписанные. Они избрали из него только те места, которые соответствовали их закоснелым мнениям и нравились по своей приятности, и соединили оные со старыми господствующими у них обрядами, не заботясь более таким или другим порядком должно брать прямое значение веры. Словом, вера магометанская не производит в них ни споров в разномыслии, ни общего энтузиазма, как в других народах, исповедающих сию веру. Она со временем совсем могла бы здесь уничтожиться, если бы муллы, под видом снискания святости, так сказать, с Алкораном на главе и с корыстью в сердце, не приходили в степь из Бухарии, Хивы и Ташкении и не старались ее поддерживать своими увещаниями, учением молитв, распеванием стихов и приноравливанием оной к склонностям народа.

Примером малой привязанности киргизцев к своей вере, а вместе и ко всякому роду учения служат постановленные на российской границе школы, кои доселе не приносят никакого видимого успеха; ежели малое число охотников являются в оные из орды, то совсем не для просвещения, а дабы без дальних затруднений на несколько времени иметь пропитание, для которого положено выдать им из казны кормовые деньги. Самые муллы, посылаемые в степь по делам народным, не смеют настоятельно им показать важность сего полезного и благотворительного учреждения, ибо, когда сии наскучат своим нравоучением, то плети и презрение соделаются неминуемою за сие наградою; искусные духовные особы для приведения между сим народом чего-либо полезного в действие, по большей части пользуются либо суеверными их предрассудками, либо принимают хитрую набожность.

Главные догматы веры, которые чтят киргизцы, состоят в следующем.

1. Чтоб делать омовение. Его производят очень изредка, иногда вместо воды обтираются пылью, песком или даже сухими ладонями с приличным благочинием поглаживают голову, лицо и бороду.

2. Совершать богомоление. Очень немного заметили мы исполнявших сию строгую магометан обязанность. Некоторые, оставя предписанные правила, оканчивали оное одним коленопреклонением и земным поклоном, а другие производили по одному разу в сутки, а не по пяти, как велено; холостых и молодых людей никогда не видывали молящимися, весьма малая только часть из киргизцев погружены в суесвятство, и то из единого желания, дабы привлечь уважение. Они стоят иногда на молитве по целому часу, и даже вставая ночью читают стихи вслух или лежа воздыхают, поминая имя Божие. Сие наиболее делают приходящие в степь духовные особы и разъезжающие по аулам хивинские торгаши.

3. Пользоваться многоженством, что доведено здесь, а особливо между богатыми, до чрезвычайности.

4. Не питаться свиным мясом. Исполнение сего введено у киргизцев в большее употребление.

5. Для спасения от опасности и для получения корысти употреблять хитрость. Кажется, нет надобности говорить, что сие определение веры с точностью выполняется.

6. Все религии, кроме мусульманской, считать неверными (кафер) и противу тех, кои исповедуют оные, употреблять оружие. После таковой заповеди можно ли удивляться, что грабить, увлекать в неволю, а иногда и мучить иноверцев почитают киргизцы за некоторый род угождения Богу. Они производят сие не для того, чтоб желали чрез оное обратить их в свою веру, как предписывает Алкоран, но потому только, что они не мусульмане.

Впрочем, все другие уставы сей веры отметают без всякого претыкания, а особливо те, которые противятся любимым их предрассудкам, например, воздаванию почестей усопшим; мнению, что духи участвуют в делах людей и могут быть призываемы; уверенностью, что ворожбою и колдовством можно отвратить бедствия и, наконец, что есть симпатические средства, противостоящие злу; а потому суеверие, смешанное с магометанством и основанное на старых идолопоклоннических мечтах, составляет у них также как бы собственный отличный догмат веры".

"Основываясь на сем, киргизцы имеют у себя особенный как будто класс жрецов, которые чрез чародейство сносятся с духами добра и зла и помощью оных удовлетворяют желанию. В 1-й части мы заметили уже сие заблуждение, представя некоторые примеры ворожбы. Здесь в дополнение остается сказать, что киргизские волхвы, называемые баксы, разделяются на многие классы по средству или манеру, употребляемому ими при волховании. Главные баксы суть те, кои имеют прямое сношение с духами и производят колдовство всех родов, они в большем почтении между народом. Другие – только ворожецы, гадающие разными образами, а третьи – просто вещуны, предусматривающие по предчувствию. Сии иногда во время работы, или в дороге, или даже и среди пиршества вдруг приходят в некоторый род исступления, остаются во оном недвижимы по нескольку минут, а потом, придя в себя, рассказывают грезившиеся им чудеса и таинства. Таковые и различные другие прорицатели, как и различие их классов, частью описано у г-на Палласа в 1-й части его «Путешествия» и у г-на капитана Рычкова.

Магометанские муллы, кочевья киргизцев посещающие, приноравливаясь к народному заблуждению, также гадают по Алкорну. Они сверх сего внушили им, что некоторые таинственные стихи, молитвы и почерки характерические, будучи написаны на особом листе и содержимы при себе, имеют магическую силу, укрепляют здравие, удерживают от падежа скот и сохраняют домашнее благоденствие, а других чудотворное влияние относится даже до того, что делает в войне неустрашимыми и оружие врагов безвредным. Киргизцы, прельстясь сими лестными надеждами, с радостью покупают у духовных таковые лоскутки намаранной кое-как бумаги; и оба пола, сохраняя их как неоцененное сокровище, во всякое время носят при себе зашитыми в разноцветных мешочках и прикрепленными на поверхности одежды посреди спины, на плечах или под оную на груди и в нижней шапочке калякушм".

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text12.htm

[История Казахстана в русских источниках XVI-XX вв. V том. Первые историко-этнографические описания казахских земель. Первая половина XIX века., Алматы: Дайк-Пресс, 2007 - с. 440-442]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Георг Благовещенский, "Экономическое развитие Туркестана", 1913

Die wirtschaftliche Entwicklung Tukestans von Georg Blagowiesthensky Dr. Ing. - Berlin: Emil Emerig, 1913 - S.9-123

"Почти все оседлые (за исключением европейцев), как и кочевники, исповедуют мусульманскую религию, как уже было сказано раньше. Но в среднем они не являются фанатичными мусульманами. Особенно это относится к киргизам, которые не особо соблюдают требования корана и которые до завоевания русскими часто сами точно не знали, к какой религии они себя, собственно относят".

[История Казахстана в западных источниках XII-XX вв. Том V. Немецкие исследователи в Казахстане. Часть 1. /Пер. с нем. Л. А. Захаровой /Сост. И.В.Ерофеева - Алматы: Санат, 2006, с.259]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бухар жырау

«Алла деген ар емес, аттың жолы тар емес» - «у Аллаха нет чести, путь коня не узок»)))

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на издание и страницу есть?

 

Вы про А.Н.Букейханова? Поищу и скину.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этот казахи не упоминает же древних богов.

 

Почему "богов", разве у нас было многобожие? Мы до сих пор бога называем разными словами - Тәңірі, Құдай, Алла, а также словами-эпитетами Жасаған, Жаратқан - создатель, творец.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ислам у нас специфический, что это означает? Все так говорят но я не особо понимаю что это.

 

У нас научных изысканий на данную темыупо моему еще нет, но это нетронутая целина для будущих исследователей, если конечно ситуация не изменится в корне. Основы ислама сильно переплеьены с основами доисламских наших традиций, что заметно буквально во всем. Я же говорю, ув. Махамбет, это тема целой диссертации и вот так навскидку трудно все перечислить. Но все таки попытаюсь посбивать шапки, это: полное отсутствие мечетей и мулл у казахов вплоть до начала оседания на землю или до 19 века. Первые муллы татары и сарты не могли кочевать вместе с казахскими родами по степи, поэтому они стали проникать лишь в период закрепления казахов за конкретными зимовками и начиная с создания устойчивых административно-территориальных единиц. Казашки никогда не закрывали лицо, впрочем как и бабушка, мама и любимая женщина Абая. В наших верованиях огромная масса доисламских верований, я их выкладывал в соответствующих темах форума, вот только несколько примеров навскидку - нельзя разливать на землю и наступать ногами на все молочное, нельзя наступать на порог юрты, нельзя упираться в дверную раму юрты, нельзя направлять нож острием к себе, нельзя кружиться вокруг человека, нельзя без надобности копать землю и т.д. и т.п. Казахи проводили пышные поминки "ас" по году и в обязательном порядке устраивали конные скачки, борьбу и другие состязания с дорогими призами. У казахов в ходу был траурный черный цвет. В могилу усопшим клали его личные вещи, у женщин украшенияи волосы, у мужчин оружие и доспехи, вареное мясо конины и другое. В обязательном порядке поминальным блюдом, кроме мяса и кумыса, является "шелпек". Ни один казах вплоть до достижения пожилого возраста, когда седела борода и усы, не отпускали их, только став "аксакалом". Казахи никогда не носили арабской одежды, одевались исключительно в свои древние и исконные одежды - свои тюбетейки под малахай, свои кимешек и жаулык, свои шапаны. Думаю что достаточно пока примеров.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но празднование Науруза это не касается веры.

 

Я тоже не связываю Наурыз с доисламскими традициями тюрков.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вообщето для любого казаха примером должен стать Абай, он то был глубоко верующим, то есть грубо говоря исламистом, но от этого кто то может сказать что он неправилный казах.

 

Естественно, что эпоха оседания казахов на землю и ликвидация ханской и родоплеменной власти напрямую связана с колонизацией степи русскими, когда в казахскую степь хлынул поток миссионеров и мулл. И естественно, что после этого наступила новая эпоха, связанная с усилением роли ислама и может быть поэтому этот период связан с просвещением и ее носителями - Абаем и многими другими.

 

Вы легко можете проверить мои слова. Например, если Абай второй половины 19 века глубоко верующий казах, то Абылай хана, жившего 100 лет раньше, назвать таковым очень трудно. Вон и Ашина Шэни фразу мыслителя привел из доисламского периода казахов. Или Абылайхан, Таукехан, Бухар жырау и другие "неправильные" казахи? ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

омовение. Его производят очень изредка, иногда вместо воды обтираются пылью, песком или даже сухими ладонями с приличным благочинием поглаживают голову, лицо и бороду.

многоженством, что доведено здесь, а особливо между богатыми, до чрезвычайности.

не питаться свиным мясом. Исполнение сего введено у киргизцев в большее употребление.

 

Насчет омовения по моему перегнул Яшка. :)

 

Насчет остальных имеют личное мнение. Считаю, что это укоренившиеся в мысли людей ошибочные мнения, что мол казахи из-за запретов в исламе:

- не едят свинину;

- не употребляют алкоголь

- практикуют многоженство;

- и прочая ернуда.

 

Я считаю, что ислам к этим нормам не имеет никакого отношения либо они когда то были привнесены самими тюрками в ислам.

Ислам запрещяет ведь не сам алкоголь, а его влияние на ум и трезвость, тогда как мужчины казахи ну очень любили и любят хмельное состояние, для чего употребляли огромное количество кумыса. 

Источники полны свидетельств о многоженстве неверных тюрков, о не употреблении ими вина кроме кумыса, о нелюбви к свиньям из-за их нечистоплотности и грязи, поэтому тюрки их никогда не содержали и не ели еще со времен хуннов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бухар жырау

«Алла деген ар емес, аттың жолы тар емес» - «у Аллаха нет чести, путь коня не узок»)))

Что за ужасный неправилный перевод

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Вообщето для любого казаха примером должен стать Абай, он то был глубоко верующим, то есть грубо говоря исламистом, но от этого кто то может сказать что он неправилный казах.

 

Естественно, что эпоха оседания казахов на землю и ликвидация ханской и родоплеменной власти напрямую связана с колонизацией степи русскими, когда в казахскую степь хлынул поток миссионеров и мулл. И естественно, что после этого наступила новая эпоха, связанная с усилением роли ислама и может быть поэтому этот период связан с просвещением и ее носителями - Абаем и многими другими.

 

Вы легко можете проверить мои слова. Например, если Абай второй половины 19 века глубоко верующий казах, то Абылай хана, жившего 100 лет раньше, назвать таковым очень трудно. Вон и Ашина Шэни фразу мыслителя привел из доисламского периода казахов. Или Абылайхан, Таукехан, Бухар жырау и другие "неправильные" казахи? ;)

 

Как раз чингизиды были очень верующими. они содержали при себе просвещенных религиозних деятелей. А у Бухар жырау есть такие строчки " бесинши тилек тилениз, бес уакыт намазын ешкашан каза кылмаска. Время отца Абая это тоже время оседание казахов? Но свами в одном согласен. Простые люди были не очень религиозно  просвещенным( хотя были верующими) так как мало было  мечети, медресе и знающие люди. А когда коммунисти уничтожали мечети и духовенство то бедняки сразу стали вести образ жизни безбожных.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Ислам у нас специфический, что это означает? Все так говорят но я не особо понимаю что это.

 

У нас научных изысканий на данную темыупо моему еще нет, но это нетронутая целина для будущих исследователей, если конечно ситуация не изменится в корне. Основы ислама сильно переплеьены с основами доисламских наших традиций, что заметно буквально во всем. Я же говорю, ув. Махамбет, это тема целой диссертации и вот так навскидку трудно все перечислить. Но все таки попытаюсь посбивать шапки, это: полное отсутствие мечетей и мулл у казахов вплоть до начала оседания на землю или до 19 века. Первые муллы татары и сарты не могли кочевать вместе с казахскими родами по степи, поэтому они стали проникать лишь в период закрепления казахов за конкретными зимовками и начиная с создания устойчивых административно-территориальных единиц. Казашки никогда не закрывали лицо, впрочем как и бабушка, мама и любимая женщина Абая. В наших верованиях огромная масса доисламских верований, я их выкладывал в соответствующих темах форума, вот только несколько примеров навскидку - нельзя разливать на землю и наступать ногами на все молочное, нельзя наступать на порог юрты, нельзя упираться в дверную раму юрты, нельзя направлять нож острием к себе, нельзя кружиться вокруг человека, нельзя без надобности копать землю и т.д. и т.п. Казахи проводили пышные поминки "ас" по году и в обязательном порядке устраивали конные скачки, борьбу и другие состязания с дорогими призами. У казахов в ходу был траурный черный цвет. В могилу усопшим клали его личные вещи, у женщин украшенияи волосы, у мужчин оружие и доспехи, вареное мясо конины и другое. В обязательном порядке поминальным блюдом, кроме мяса и кумыса, является "шелпек". Ни один казах вплоть до достижения пожилого возраста, когда седела борода и усы, не отпускали их, только став "аксакалом". Казахи никогда не носили арабской одежды, одевались исключительно в свои древние и исконные одежды - свои тюбетейки под малахай, свои кимешек и жаулык, свои шапаны. Думаю что достаточно пока примеров.

 

Эти ырыми вполне можеть от ислама или от по этическим сообразением не противопоказном шариату пройсходит так что не факт это осколок тенгрианизма. Ислам не обязывает полностью закрывать лицо женщинам как и ношение арабской одежды.

А про бороды, ведь написали же что у Исатая Тайманова были черные густые бороды. Предполагаю что Махамбет тоже ходил небритимый. А они были пожилыми тем боле аксакалами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бухар жырау

«Алла деген ар емес, аттың жолы тар емес» - «у Аллаха нет чести, путь коня не узок»)))

Что за ужасный неправилный перевод

Ну давайте свой "правильный" перевод)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на издание и страницу есть?

 

Вы про А.Н.Букейханова? Поищу и скину.

Буду благодарен, как видите я как раз собираю сведения такого рода.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот что пишут про казашек в сер. 18 века:

103e61519185.jpg

Я знаю сейчас много таких грешниц! laugh.gif

Кстати ссылка на Барданеса тоже не помешает. В ИКРИ в разделе с Барданесом я конкретно этой цитаты не встречал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Ссылка на издание и страницу есть?

 

Вы про А.Н.Букейханова? Поищу и скину.

Буду благодарен, как видите я как раз собираю сведения такого рода.

 

 

Министерство науки и образования Республики Казахстан. Павлодарский государственный университет имени С.Торайгырова. 

«Библиотека казахской этнографии»

БУКЕЙХАНОВ А.Н. Историко – этнографические труды.

Издается по государственной программе «Культурное наследие»

Серия книг «Библиотека казахской этнографии»

 

Букейханов А.

Историко - этнографические труды.

Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», Том . 2006. - ? с. – (Библиотека казахской этнографии, Том .)

 

КИРГИЗЫ. Гл.III. 

Есть электронный вариант.

Павлодар 2006 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Ссылка на издание и страницу есть?

 

Вы про А.Н.Букейханова? Поищу и скину.

Буду благодарен, как видите я как раз собираю сведения такого рода.

 

 

Министерство науки и образования Республики Казахстан. Павлодарский государственный университет имени С.Торайгырова. 

«Библиотека казахской этнографии»

БУКЕЙХАНОВ А.Н. Историко – этнографические труды.

Издается по государственной программе «Культурное наследие»

Серия книг «Библиотека казахской этнографии»

 

Букейханов А.

Историко - этнографические труды.

Павлодар: ТОО НПФ «ЭКО», Том . 2006. - ? с. – (Библиотека казахской этнографии, Том .)

 

КИРГИЗЫ. Гл.III. 

Есть электронный вариант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Павлодар 2006 г.

 

А страницу и том не помните? Если есть электронка то скиньте и сам найду)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А страницу и том не помните? Если есть электронка то скиньте и сам найду)))

 

На кой черт вам страница из книги в вордовском варианте? ))))))

Лучше ответье почему в точности как Стас неравнодушны ко мне и наперегонки с ним постоянно меня минусуете? Любовь к ближнему?  :lol::D:osman6ue:

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 4
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А страницу и том не помните? Если есть электронка то скиньте и сам найду)))

На кой черт вам страница из книги в вордовском варианте? ))))))

Лучше ответье почему в точности как Стас неравнодушны ко мне и наперегонки с ним постоянно меня минусуете? Любовь к ближнему? :lol::D:osman6ue:

Ну а как я иначе найду цитату?)))

Минусую зачем? А чтоб неповадно было. Нефиг посягать на наследие братского народа и тем самым сеять раздор среди сынов Великой Степи, препятствуя нашему возрождению. Вы ж все равно к этому уже привыкли, радуйтесь что к вам такое внимание.

Лучше яростней сражайтесь за скифов. 700 лет нашей истории имеют куда большее значение, чем какие-то 200. Пользы больше будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...