Перейти к содержанию
Гость Аристотель

Ислам и Тюрки

Рекомендуемые сообщения

Яков Петрович Гавердовский, "Обозрение киргиз-кайсакской степи (часть 2-я) или Описание страны и народа киргиз-кайсакского", 1803/1804

"Киргизцы последуют учению суннитского толка, но весьма слабо и нерачительно исполняют правила, оным предписанные. Они избрали из него только те места, которые соответствовали их закоснелым мнениям и нравились по своей приятности, и соединили оные со старыми господствующими у них обрядами, не заботясь более таким или другим порядком должно брать прямое значение веры. Словом, вера магометанская не производит в них ни споров в разномыслии, ни общего энтузиазма, как в других народах, исповедающих сию веру. Она со временем совсем могла бы здесь уничтожиться, если бы муллы, под видом снискания святости, так сказать, с Алкораном на главе и с корыстью в сердце, не приходили в степь из Бухарии, Хивы и Ташкении и не старались ее поддерживать своими увещаниями, учением молитв, распеванием стихов и приноравливанием оной к склонностям народа.

Примером малой привязанности киргизцев к своей вере, а вместе и ко всякому роду учения служат постановленные на российской границе школы, кои доселе не приносят никакого видимого успеха; ежели малое число охотников являются в оные из орды, то совсем не для просвещения, а дабы без дальних затруднений на несколько времени иметь пропитание, для которого положено выдать им из казны кормовые деньги. Самые муллы, посылаемые в степь по делам народным, не смеют настоятельно им показать важность сего полезного и благотворительного учреждения, ибо, когда сии наскучат своим нравоучением, то плети и презрение соделаются неминуемою за сие наградою; искусные духовные особы для приведения между сим народом чего-либо полезного в действие, по большей части пользуются либо суеверными их предрассудками, либо принимают хитрую набожность.

Главные догматы веры, которые чтят киргизцы, состоят в следующем.

1. Чтоб делать омовение. Его производят очень изредка, иногда вместо воды обтираются пылью, песком или даже сухими ладонями с приличным благочинием поглаживают голову, лицо и бороду. 

2. Совершать богомоление. Очень немного заметили мы исполнявших сию строгую магометан обязанность. Некоторые, оставя предписанные правила, оканчивали оное одним коленопреклонением и земным поклоном, а другие производили по одному разу в сутки, а не по пяти, как велено; холостых и молодых людей никогда не видывали молящимися, весьма малая только часть из киргизцев погружены в суесвятство, и то из единого желания, дабы привлечь уважение. Они стоят иногда на молитве по целому часу, и даже вставая ночью читают стихи вслух или лежа воздыхают, поминая имя Божие. Сие наиболее делают приходящие в степь духовные особы и разъезжающие по аулам хивинские торгаши.

3. Пользоваться многоженством, что доведено здесь, а особливо между богатыми, до чрезвычайности.

4. Не питаться свиным мясом. Исполнение сего введено у киргизцев в большее употребление.

5. Для спасения от опасности и для получения корысти употреблять хитрость. Кажется, нет надобности говорить, что сие определение веры с точностью выполняется.

6. Все религии, кроме мусульманской, считать неверными (кафер) и противу тех, кои исповедуют оные, употреблять оружие. После таковой заповеди можно ли удивляться, что грабить, увлекать в неволю, а иногда и мучить иноверцев почитают киргизцы за некоторый род угождения Богу. Они производят сие не для того, чтоб желали чрез оное обратить их в свою веру, как предписывает Алкоран, но потому только, что они не мусульмане.

Впрочем, все другие уставы сей веры отметают без всякого претыкания, а особливо те, которые противятся любимым их предрассудкам, например, воздаванию почестей усопшим; мнению, что духи участвуют в делах людей и могут быть призываемы; уверенностью, что ворожбою и колдовством можно отвратить бедствия и, наконец, что есть симпатические средства, противостоящие злу; а потому суеверие, смешанное с магометанством и основанное на старых идолопоклоннических мечтах, составляет у них также как бы собственный отличный догмат веры.

Основываясь на сем, киргизцы имеют у себя особенный как будто класс жрецов, которые чрез чародейство сносятся с духами добра и зла и помощью оных удовлетворяют желанию. В 1-й части мы заметили уже сие заблуждение, представя некоторые примеры ворожбы. Здесь в дополнение остается сказать, что киргизские волхвы, называемые баксы, разделяются на многие классы по средству или манеру, употребляемому ими при волховании. Главные баксы суть те, кои имеют прямое сношение с духами и производят колдовство всех родов, они в большем почтении между народом. Другие – только ворожецы, гадающие разными образами, а третьи – просто вещуны, предусматривающие по предчувствию. Сии иногда во время работы, или в дороге, или даже и среди пиршества вдруг приходят в некоторый род исступления, остаются во оном недвижимы по нескольку минут, а потом, придя в себя, рассказывают грезившиеся им чудеса и таинства. Таковые и различные другие прорицатели, как и различие их классов, частью описано у г-на Палласа в 1-й части его «Путешествия» и у г-на капитана Рычкова.

Магометанские муллы, кочевья киргизцев посещающие, приноравливаясь к народному заблуждению, также гадают по Алкорану. Они сверх сего внушили им, что некоторые таинственные стихи, молитвы и почерки характерические, будучи написаны на особом листе и содержимы при себе, имеют магическую силу, укрепляют здравие, удерживают от падежа скот и сохраняют домашнее благоденствие, а других чудотворное влияние относится даже до того, что делает в войне неустрашимыми и оружие врагов безвредным. Киргизцы, прельстясь сими лестными надеждами, с радостью покупают у духовных таковые лоскутки намаранной кое-как бумаги; и оба пола, сохраняя их как неоцененное сокровище, во всякое время носят при себе зашитыми в разноцветных мешочках и прикрепленными на поверхности одежды посреди спины, на плечах или под оную на груди и в нижней шапочке калякушм".

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1800-1820/Gaverdovskij_Ja_P/text12.htm

[История Казахстана в русских источниках XVI-XX вв. V том. Первые историко-этнографические описания казахских земель. Первая половина XIX века., Алматы: Дайк-Пресс, 2007 - с. 440-442]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 минуту назад, Ашина Шэни сказал:

БЫЛИ ЛИ ПЕРВЫЕ ТЮРКИ В АРАБСКОМ ХАЛИФАТЕ ПОГОЛОВНО МУСУЛЬМАНАМИ?

Этьен де ла Вэссьер

...следует проанализировать второй текст Якуби, описание Самарры и в особенности пассаж о расположении тюрок в кварталах отделенных от других, поскольку покупки в Самарканде и это описание кварталов объединяют чтобы прийти к идее о мамлюках:

"Наделы Тюрок были изолированы от других, таким образом чтобы как следует отделить их и не смешивать с уже арабизированными группами; в качестве соседей получили они лишь выходцев из Ферганы.

Ашинас и его спутники, к которым присоединили офицеров и людей из тюркских отрядов, получили в надел Карх; он получил приказ построить там мечети и организовать рынки.

Подступы к замку Хакани были дарованы хакану Уртуджу и его спутникам: их собрали по приказу халифа при запрете на смешение с другими частями населения.

Васиф и его спутники получили в надел округ Эра: там построили расширенный загон что назвали загон Эра.

Наделы Тюрков в целом как таковые у язычников из Ферганы располагались вдоль рынков и в великом множестве, в сердце обширных улиц и длинных переулков, так что, в наделах и на улицах Тюрок, никто, будь то торговец или кто другой, не мог смешиваться с ними.

Потом приобрели молодых девушек которых выдали им в качестве невест, и запретили им искать брачного союза с уже арабизированной семьей: когда дети вырастали, они должны были жениться между собой.

Имена этих молодых рабынь были записаны в администрации финансов, которая назначила им фиксированную зарплату. Ни один Тюрк не имел права ни отрекаться от своей жены ни отдаляться от нее" (Якуби, Булдан, с.258-259, пер. Виет, с.50, слегка изменено с Гордон, 2001, с.58).

Желание изолировать Тюрок весьма ясно - это гетто Патриции Крон - и не может быть оспорено: ниже мы увидим как это интерпретировать.

В этой халифской инициативе есть аспекты прямо-таки удивительные. Что Тюрки не имели права разводиться вообще говоря противоречит мусульманскому праву, вплоть до того что стоит задуматься были ли они в действительности обращены в ислам, как это обычно предполагают.

Здесь не место обсуждать данный вопрос, но вопрос об обязательном обращении всех воинов сражавшихся за ислам в этот период кажется больше поднимают от априори чем от критического анализа текстов. Гордон, 2001, с.65 определенно прав когда указывает на то что следует тщательно отличать элиту командиров от самих войск: первые были определенно официaльно мусульмане.

Уже при первых Аббасидах, Дионисий из Тэль-Махрэ, свидетель того как в 766 году проходила атака мусульманских армий на Византийскую империю, пишет:

"Эта армия состояла из разнообразных народов очень разных в аспектах, [исповедовавших] все культы. Среди них, одни почитали огонь, другие солнце: утром поворачивались они и поклонялись рассвету, а вечером закату; третьи славили луну, четвертые звезды, пятые коней; шестые делали различные подобия всвозможных идолов, которые носили с собой чтобы почитать их, так что каждый имел еще с собой и почитал ложных богов своей страны и своего народа". Хроника Дионисия из Тэль-Махрэ, пер. Ж.-Б. Шабо, 1895, с.72, сирийский текст с.85.

В Самарре, доминионе Ашинаса, хотя текст и упоминает мечети возведенные для тюркских воинов, их возвели так мало что невозможно представить чтобы армия регулярно участвовала в молитвах (смотри Northedge, 2005, p.178). Однако существовала позже мечеть весьма большого размера во дворце Ашинаса, и Буга также кажется имел некоторые мусульманские рудименты. О фиктивной Каабе возведенной по Мукаддиси (с.122-123, пер. Коллинз, 1994, с.102) Мутасимом в Самарре (для Тюрок?), смотри Гордон, 2001, с.65, и ниже с.232.

[De la Vaissière, Étienne. Samarcande et Samarra. Élites d'Asie centrale dans l'empire abbasside - Paris: Peeters, 2007 - p.214-215]

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 19.02.2017 в 12:26, Ашина Шэни сказал:

"Не будет ошибкой назвать религиозную систему масс разновидностью шаманизма.

Абсолютная чушь. Шаманство не религия, шаманство у казахов никогда не подменяло веры во Всевышнего, хоть до ислама, хоть при нем.

В 19.02.2017 в 12:28, Ашина Шэни сказал:

ругают величество божие и в гневе стреляют вверх из луков или ружей

Адекватный казах ни в прошлом, ни сегодня, никогда не наберется смелости не то чтоб ругать Бога, а даже плохо подумать о нем. 

Казахи как до ислама, так и при нем являются очень богобоязненными (не считая атеистов совковой эпохи).

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 минут назад, АксКерБорж сказал:

Абсолютная чушь. Шаманство не религия, шаманство у казахов никогда не подменяло веры во Всевышнего, хоть до ислама, хоть при нем.

Адекватный казах ни в прошлом, ни сегодня, никогда не наберется смелости не то чтоб ругать Бога, а даже плохо подумать о нем. 

Казахи как до ислама, так и при нем являются очень богобоязненными (не считая атеистов совковой эпохи).

 

То есть по вашему Барданес нам сказки сочиняет. А вы ж его сами цитировали в другой теме:lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, Ашина Шэни сказал:

То есть по вашему Барданес нам сказки сочиняет. А вы ж его сами цитировали в другой теме:lol:

 

Я не Барданеса, а казахов имел в виду. Да и когда я его цитировал, не припомню.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

14 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Я не Барданеса, а казахов имел в виду. Да и когда я его цитировал, не припомню.

 

Взгляните ка голубчик. Вот этот самый скриншот из Барданеса вы здесь сами постили

jcEovzMnJrk.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, Ашина Шэни сказал:

Взгляните ка голубчик. Вот этот самый скриншот из Барданеса вы здесь сами постили

jcEovzMnJrk.jpg

 

Точно, цитировал его два-три раза об упоминании им прабаурсаков, прагугу (бокка-боктаг) и женщин всадниц у казахов 18 века, спасибо что напомнили. :)  

Но одно дело наши предки женщины всадницы и предки наших баурсаков и совсем другое дело наши предки богохульники, которые якобы ругали Бога и стреляли в его сторону из луков и ружей. Не верится мне и все тут, голубочек мой.  ;)

 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 Венгерский путешественник Арминий Вамбери, 1863

"Киргизы далеко не так храбры, как узбеки или туркмены. Исламизм там тоже на очень шатких основаниях. Весьма немногие из них, кроме богатых беев, ищут в городах мулл и приглашают их исправлять обязанность учителей, священнослужителей или секретарей за известное вознаграждение, выплачиваемое всегда баранами лошадьми или верблюдами". 

[А. Вамбери. Путешествие по Средней Азии в 1863 году., СПб, 1865 - с.183]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Георг Благовещенский, "Экономическое развитие Туркестана", 1913

Die wirtschaftliche Entwicklung Turkestans von Georg Blagowiesthensky Dr. Ing. - Berlin: Emil Emerig, 1913 - S.9-123

"Почти все оседлые (за исключением европейцев), как и кочевники, исповедуют мусульманскую религию, как уже было сказано раньше. Но в среднем они не являются фанатичными мусульманами. Особенно это относится к киргизам, которые не особо соблюдают требования корана и которые до завоевания русскими часто сами точно не знали, к какой религии они себя, собственно относят". 

[История Казахстана в западных источниках XII-XX вв. Том V. Немецкие исследователи в Казахстане. Часть 1. /Пер. с нем. Л. А. Захаровой /Сост. И.В.Ерофеева - Алматы: Санат, 2006, с.259]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Зайн-ад-Дин Махмуд Васифи, "Бада'и ал-вака'и", 1517-1539 гг.

 "В первый день священного месяца мухаррама у подножия горы Казгурд, которое стало местом разбивки палаток победоносных войск, [Убайдаллах-хан в соответствии с кораническим выражением] ...и во времена ночи прославляй Его и среди дня возносил мольбу к чертогу внимающего молитвам об [указании] средства, которое повлекло бы за собой искоренение и подчинение основ могущества того племени мятежных нечестивцев и бунтующих еретиков — общества лицемерных казахов, которые, уповая на избыточность [своей] численности, и обилие мощи и могущества, и на неприступность высот гор и возвышенностей холмов, поставили ногу в круг мятежа и непокорности и высунули голову из ворота смуты и беспорядка, и почли пресечение дыхания мусульман безнаказанным и разграбление их имущества удобным".


"В конце концов [враги в соответствии с повелением Корана], поистине ложь исчезающа!, не будучи в состоянии оказывать сопротивление натиску храбрецов [боевых] дел и победоносных героев, показали спину и обратили лицо в сторону бегства, и много других после бегства стали пищей меча и мишенью рока, и все виды их имущества и утвари из коней, и скота, и челяди, и сидящего, и стоящего, и немого, и свободно пасущегося перешли во владение победоносного войска, и уничтожение наглецов и искоренение тех невежественных притеснителей имели такой [сокрушительный] характер, что жители и обитатели [соседних] городов и стран были спасены и гарантированы от ужаса страха перед теми неверующими".

[История Казахстана в персидских источниках. V том. Извлечения из сочинений XIII-XIX веков. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007 - с.228-229, 234]

У того же автора встречается первое в истории упоминание названия Казахстан;)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Разрешите полюбопытствовать, вы случайно не атеист? У меня сложилось впечатление от вашей настойчивости и увлеченности в раскрытии темы. :)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 минут назад, АксКерБорж сказал:

 

Разрешите полюбопытствовать, вы случайно не атеист? У меня сложилось впечатление от вашей настойчивости и увлеченности в раскрытии темы. :)

 

Нет, я не атеист. Я верю что Он есть, но ни к какой конфессии себя сам не отношу. Существование Бога для меня как любопытная научная теория;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Маулан Пируй Бухараи, "Джалис-и муштакин", 1595-1600


"Его высокостепенство, который, подобно подымающемуся из-за горизонта сиянию и освещающему мир солнцу, сделал сияющими эти девять сводов мира несправедливости, [очистив их] от мрака невежества киргизских и казахских племен до такой степени, что эти народы удостоились счастья покаяния".


"Благодаря сиянию могущества и знакам великолепия его высокостепенства, - да будет свет над его могилой! - которые проявились в отношении меня, ничтожного, я выказал столько старания и усердия, [находясь] в этом войске, что мрак язычества и вражду этих варваров (киргизов и казахов) я совершенно стер с зеркала мира, и знаки юности и процветания, подобно свежим весенним розам, появились на всем этом пространстве, а личина горя, мрака и притеснения исчезла с их чела".

[История Казахстана в персидских источниках. V том. Извлечения из сочинений XIII-XIX веков. - Алматы: Дайк-Пресс, 2007 - с. 337-339]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А.И. Левшин, "Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей", глава 10, 1832

""Какой вы веры?",— спросил я однажды двух киргиз-казаков. "Не знаем",— отвечали они. Ответ сей услышите от большей части их соотечественников. И в самом деле трудно решить, что такое киргизы — магометане, манихеяне или язычники?

Все они вообще имеют понятие о высочайшем существе, сотворившем мир, но они поклоняются ему по законам Корана, другие смешивают учение исламизма с остатками древнего идолопоклонства, третьи думают, что кроме божества благого, пекущегося о счастии людей и называемого ими худай, есть злой дух, или шайтан, источник зла (Шайтан, сатан у евреев, ариман у магов и иблис у магометан есть одно и то же). Сверх того киргизы признают существование многих других духов, верят колдунам, ворожеям".

"Постов и омовения — весьма благоразумного постановления Магометова — киргизы не соблюдают, молиться по пяти раз на день находят они для себя трудным, мечетей и избранных среди себя мулл не имеют. Иногда молитвы читаются стариками в присутствии многих стоящих около них на коленях, но по большей части всякий молится когда и где хочет. Некоторые же совсем никаких обрядов религии не исполняют. Число усердных мусульман так редко в сем народе, что исламизм совсем бы мог в нем угаснуть, если бы не поддерживали оного духовные, часто приезжающие из Бухары, Хивы, Туркестана, и муллы, определяемые российским правительством к ханам и родоначальникам для исправления при них должности письмоводителей".

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1820-1840/Levschin/text15.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Чокан Валиханов, "Следы шаманства у киргиз", "О мусульманстве в степи", 1860-1865

"Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами еще много таких, которые и не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах еще не утратили своего значения".


"Мусульманство среди народа неграмотного без мулл не могло укорениться, но оставалось звуком, фразой, под которыми скрывались прежние шаманские понятия. Оттого изменению подверглись имя, слово, а не мысль".


"Наши книжники также энергически, как книжники древней Руси, преследуют свою народную старину. Наши предания, эпосы, юридические и судебные обычаи они заклеймили позорным именем войлочной книги, а наши языческие обряды, игры и торжества они называют не иначе, как бесовскими. Под влиянием татарских мулл, среднеазиатских ишанов и своих прозелитов нового учения народность наша все более и более принимает общемусульманский тип".

[Валиханов Ч. Собрание сочинений: В 5-и томах. Том 4 / Академия наук Казахской ССР.- Алма-Ата, 1985.- с.49, 71]

http://bookre.org/reader?file=759618&pg=48
http://bookre.org/reader?file=759618&pg=70

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.02.2017 в 16:37, Ашина Шэни сказал:

ни к какой конфессии себя сам не отношу. 

Относить или не относить вопрос философский. Я же спрашиваю вас про реалии, например, что вы делаете когда старшие дают бата или молда читает дұға на похоронах, поминания духов умерших родственников или после трапезы?   

В 21.02.2017 в 16:37, Ашина Шэни сказал:

Существование Бога для меня как любопытная научная теория;)

В душе многих так было, есть и будет. Имхо, вопрос не подлежит и не возможен научному доказыванию в виде каких-то теорий.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 минуты назад, АксКерБорж сказал:

Относить или не относить вопрос философский. Я же спрашиваю вас про реалии, например, что вы делаете когда старшие дают бата или молда читает дұға на похоронах, поминания духов умерших родственников или после трапезы?   

В душе многих так было, есть и будет. Имхо, вопрос не подлежит и не возможен научному доказыванию в виде каких-то теорий.

Я лично в эти моменты ничего и не делаю. А науке же подвластно ВСЕ, вопрос лишь во времени;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ашина твердит известное, что среди кочевников религия медленее крепиться из за отсутствие или малого количество нужных вещей для религии. Да и характер кочевников тоже на это влияет. Думаю и тенгрианизму тоже относились не очень рьяно. Поэтому нам Ашина ничего нового не показал и сказал. 17 веке среди казахов ислам намного слабее был чем 18 веке. А 18 веке чем 19 веке. Ислам постепенно утвердился среди казахов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИСЛАМ В КАЗАХСТАНЕ - ЛИШЬ С СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА!

"В XIX веке, на смену кочевой традиции в казахскую степь пришел реальный ислам с Кораном, сунной, хадисами, мечетями, медресе, мектебами, мусульманской художественной литературой и всеми прочими составляющими, до того кочевникам почти неведомыми. На удивление многим наблюдателям, превращение казахов из «мусульман по названию» в реальную часть исламской уммы произошло в очень короткие сроки, буквально за двадцать-тридцать лет, начиная с 20-х гг. позапрошлого столетия. На первом этапе исламизации возникла довольно интересная ситуация во взаимоотношениях отцов и детей, когда старики оставались вольнодумцами, а представители нового поколения, прошедшие обучение в мектебах и медресе, стали поборниками крайне строгих нравов и открыто осуждали либеральность былых кочевых традиций. Многие российские ученые и чиновники (в числе которых был Чокан Валиханов) полагали, что основной причиной успехов ислама в казахской степи была в корне неверная политика правительства в религиозной сфере и потворство мусульманским общинам. Отдельные государственные деятели действительно считали, что ислам будет способствовать «смягчению нравов» кочевников, и с этой целью в Оренбурге и Омске строились первые мечети и медресе, но, с другой стороны, стихийное появление в аулах тысяч мобильных мектебов с учителями из Средней Азии и Поволжья, содержавшимися на деньги самих казахов, явно не было связано с помощью российских властей. К примеру, христианские миссионеры, пользовавшиеся вполне реальной официальной поддержкой, достигали весьма скромного успеха в своей деятельности. Самый известный из них Ефрем Елисеев (крещеный татарин, в совершенстве владевший казахским языком) за 10 лет сумел обратить в православие всего 200 казахов. Так что, думается, быстрая исламизация стала во многом реакцией на сам приход в регион России.

Единственной альтернативой мусульманскому образованию были русские учебные заведения. Они и стали отдушиной для казахов, не желавших принимать жесткую догматику исламской философии. Доступ в эти учебные заведения, правда, имели немногие, но благодаря действительно хорошему уровню образования выпускники казахско-русских школ, училищ, гимназий, кадетских корпусов и университетов приносили реальную пользу родному народу и пользовались серьезным авторитетом в степи. Получая европейское образование и знакомясь со всем спектром европейской общественнополитической мысли, они вполне осознанно стали выбирать для себя подходящие пути в новой системе координат. Большая часть их стала убежденными западниками и либералами, впоследствии примкнув к движению Алаш. Именно эти казахи в значительной мере сумели уравновесить народные настроения, не дав им свалиться в исламский радикализм и оголтелую русофобию".

Радик Темиргалиев, "За вашу и нашу свободу".
http://www.time.kz/blogs/2013/03/04/za-vashu-i-nashu-svobodu

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ИСЛАМ РАСПРОСТРАНЁН СРЕДИ КАЗАХОВ БЛАГОДАРЯ РУССКИМ ИМПЕРАТОРАМ

"Распространению ислама среди них способствовало, между прочим, и само русское правительство, ибо Екатерина II, как известно, целым рядом указов повелела построить в киргизской степи татарские школы, мечети и отпечатать на счет казны Кораны для раздачи их кочевникам-киргизам".

Т. Тихонов,
"Русский вестник", 1897 г., №№ 4 и 7.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

» Киргиз того времени допускал некоторое влияние шариата на свою жизнь в области одной только религии, к которой он относился довольно безразлично, в большинстве случаев не зная даже тех молитв, из которых состоит обязательный для каждого мусульманина намаз. Во всех остальных случаях своей семейной, общественной и юридической жизни он, не взирая на номинальное принятие ислама, безусловно отрицая шариат, по-прежнему руководствовался адатом, народным, из поколения в поколение устно передававшимся обычаем, не имеющим ничего общего с мусульманским кодексом, ибо адат возник в ту отдаленную эпоху, когда тюрко-монголы были еще язычниками.

"ТУЗЕМЦЫ РАНЬШЕ и ТЕПЕРЬ"
Очерк В.П. Наливкина
Издание А.Л. Кирснера
ТАШКЕНТ
Электрич. типо-лит. «Турк. Т-ва Печатного Дела» 1913 г.
http://www.fergananews.com/archive/nalivkin_tuz.html?&fromnews=1

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Русский учёный XIX века:
СЧИТАТЬ КАЗАХОВ МУСУЛЬМАНАМИ БЫЛО ОШИБКОЙ!!!

"Еще худшими последствиями сопровождалось другое наше недоразумение, будто киргизы — магометане, тогда как в прошлом столетии почти все они были шаманистами и остаются значительною частью таковыми и до сих пор. В эпоху номинального присоединения этого народа к России, только немногие из ханов и султанов его имели смутное понятие о догматах ислама и исполняли кое-какие из его обрядов; ни одной мечети не существовало еще в степях киргизских, ни один мулла не отправлял еще там общественного мусульманского богослужения. И если с тех пор киргизы действительно в значительной степени омусульманились, так благодаря тому единственно, что мы принимали их за мусульман, что мы относились к ним как к мусульманам. Неопровержимым свидетельством, что мусульманская пропаганда, в том или другом виде, шла в степи киргизские со стороны России, служит то обстоятельство, что омусульманились в особенности киргизы, обитающие по соседству с нашими линиями, тогда как древний, исконный шаманизм сохраняется и до настоящего времени преимущественно между теми из них, которые кочуют поблизости к хивинским, бухарским и бывшим коканским пределам, т. е. к настоящим мусульманским странам".

Григорьев В. В., "Русская политика в отношении к Средней Азии"
СПб., 1874

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

4 часа назад, Vlad2018 сказал:

Я считаю датой вхождения калмыков в РФ 1771, это же дата образования народа.

 

Какой год нужно считать точкой отсчёта Ислама в Казахстане ?

Я скажу так: НИКАКОЙ:) Не было никогда единогласного официального принятия ислама казахами:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахская притча "Взаимопонимание":

Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух аналогично показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак.
- Вот видите – воскликнул мулла – мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», а он, показав два пальца, ответил «и его и Пророка его, Мухаммеда тоже». Далее показав пять пальцев, я спросил «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?», а он, показав кулак, ответил «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама».
Спутники решили узнать, так ли действительно все понял пастух. Пастух отвечал:
- Он мне показал палец и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что тоже дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял.

:lol::lol::lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Vlad2018 сказал:

Я считаю датой вхождения калмыков в РФ 1771, это же дата образования народа.

 

Какой год нужно считать точкой отсчёта Ислама в Казахстане ?

Начиная Золотоордынского Узбек хана(14 ) ислам стал  утвердится среди кочевников. А в Чагатай. Улусе. Кажется еще раньше.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.



×
×
  • Создать...