Перейти к содержанию
kyrgyzdaar

Шорцы

Рекомендуемые сообщения

Я знаю Тудегешеву сноуборд обладатель Кубка мира 2011 г!

Еще есть Леонид Чучунов - Олимпиада 2000 г. участник по борьбе

в составе сборной России, чемпион России, призер Европы.

Вообще то субэтнос в составе хакасского народа. Как камасинцы,

как чулымские татары. Хотя их причисляют к северным алтайцам.

Вот в Шорию бы, в разгар горнолыжного сезона! Мечта....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вы о ком? Если про аргын-каракесек-шор. То вот он я! :asker28it: 77759-ый! Шутка.

Если чуток серъзнее, то есть гипотеза о том что Шор-Каракесек и Шорцы Алтая одного корня. Вот бы на ДНК протестировать?!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Чучунов Леонид - хакас, ныне главный тренер по вольной борьбе РХ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как то в 10-ом классе директрисса завела к нам новую ученицу. Представляйте она оказалась шоркой.

Не будет мне зачёт конечно, но тогда я впервые услышал о них. Это было в 98-ом в КР.

Как она тогда сказала их насчитывалось тогда около 2 тыс. чел.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Их называли кузнецкими людьми. Они были отличными кузнецами.

Все вооружение одетое на енисейских кыргызах было шорского

происхождения. С запретом производить вооружение шорцам

воинские навыки сибирских аборигенов стали убывать.

Русские вот так хитро поступали. Отбирали все доспехи

и сабли себе, а аборигенам запрещали их производить.

Саха тоже были отличными кузнецами. Возможно тоже были

кыштымами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Их называли кузнецкими людьми. Они были отличными кузнецами.

Все вооружение одетое на енисейских кыргызах было шорского

происхождения. С запретом производить вооружение шорцам

воинские навыки сибирских аборигенов стали убывать.

Русские вот так хитро поступали. Отбирали все доспехи

и сабли себе, а аборигенам запрещали их производить.

Саха тоже были отличными кузнецами. Возможно тоже были

кыштымами.

ну зачем писать такое.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Их называли кузнецкими людьми. Они были отличными кузнецами.

Все вооружение одетое на енисейских кыргызах было шорского

происхождения. С запретом производить вооружение шорцам

воинские навыки сибирских аборигенов стали убывать.

Русские вот так хитро поступали. Отбирали все доспехи

и сабли себе, а аборигенам запрещали их производить.

Саха тоже были отличными кузнецами. Возможно тоже были

кыштымами.

что за выражение "кыштымы" <_< по современному Уважаемый, "налогоплательщики" :kg2: то есть "сограждане", то есть "общаковские" и т.д. :rolleyes:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Любовь Арбачакова – шорский поэт, член Союза писателей России, ученый-фольклорист, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института филологии СО РАН (Новосибирск) и самобытный художник. Несмотря на то, что живет она в городе Междуреченске в благоустроенной квартире, корни ее крепко вросли в Анзасскую землю Горной Шории, где прошло ее детство, где жили ее предки много веков подряд, где деревья, реки и горы были также наделены душой и духом, как и сами люди.

ArbachLuba-213x300.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Шорцы, шор (самоназвание) - народ в Российской Федерации. Общая численность шорцев - 16,6 тыс. чел. Живут в основном в Кемеровской области (12,6 тыс. чел.), а также в Хакасии (1,2 тыс. чел.) и Республике Алтай.

Основная территория обитания - бассейн среднего течения р. Томь и её притоков Кондома и Мрас-Су. Выделяются этнографические группы: северная, или лесостепная ("абинская"), и южная, или горнотаёжная ("шорская"). Говорят на шорском яз. тюркской группы алтайской семьи. Диалекты: мрасский, распространённый по р. Мрас-Су и в верховьях р. Томь, и кондомский - на р. Кондома и в низовьях р. Томь, примыкающий к сев. диалектам алтайского языка. Распространён также рус. яз. (свободно владеют 53,6%, считают родным - 40,9%).

Историческая справка

Сформировались на основе субстрата, общего для угров, самодийцев, кетов. В VI - IX вв. шорцы входили в состав Тюркского, Уйгурского и Енисейского каганатов и были тюркизированы, частично смешавшись с другими алтайскими, уйгурскими, енисейско-киргизскими и монгольскими племенами. В XVII - XVIII вв. с шорцами слились пришедшие с севера (Иртыш, Барабинская и Кулундинская степи) кочевники-скотоводы телеуты.

В XVII - XVIII вв. русские называли шорцев "кузнецкими татарами", "кондомскими и мрасскими татарами", абинцами. Сами себя они называли по именам родов (Карга, Кый, Кобый и др.), волостей и управ (Таяш-Чоны - Таяшская волость) или рек (Мрас-кижи - мрасские люди, Кондум-чоны - кондомский народ), за пределами территории проживания - аба-кижи (аба - род, кижи - люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это название широко распространилось и было введено как официальное в 20 в.

В 1925 был образован Горно-Шорский национальный район с центром в с. Мыски, потом - с. Кузедеево, упразднённый в 1939 г. Численность в 1926 - 14 тыс. чел.

В 1880-х гг. была создана письменность на основе рус. алфавита, издавалась церковная литература. В 1920-е гг. появляется учебная литература. Создаётся национальная интеллигенция. После Окт. революции шорцы утратили большинство форм традиционного хозяйства. Современные шорцы организованы в хозяйства и промысловые артели, часть занята на лесозаготовках и добыче золота. В 1980-е гг. возрождается интерес к традиционной культуре: в 1989 принята программа возрождения Горной Шории, создается шорский национальный парк.

Хозяйство и быт

До XIX в. одним из основных занятий шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере. Они платили дань железными изделиями тюркским каганам, обменивали их у кочевников на скот, войлок, с XVIII в. сбывали железные изделия русским купцам. Русские называли их "кузнсцкикочевниками" и усилением контактов с русскими, изделия шорского кузнечества не выдерживали конкуренции с привозными русскими изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать. Основным занятием стала охота. Первоначально преобладала загонная охота на крупного копытного зверя (олень, лось, марал, косуля), позднее - пушной промысел (белка, соболь, лисица, колонок, выдра, горностай, рысь) - до XIX в. с луком, затем с ружьями, полученными от русских купцов. Охотой занимались от 75 до 90% хозяйств. (1900). Промышляли зверя в пределах родовой охотничьей территории артелями по 4 - 7 человек (первоначально - из родственников, потом - из соседей). Добычу делили между всеми членами артели поровну.

Жилище. Жили в сезонных жилищах из ветвей и коры (одаг, агыс). Пользовались лыжами (шана), подшитыми камусом. На ручной нарте (шанак) или волокуше (суртке) тащили груз.

Одним из важных источником питания служило рыболовство. В низовьях рек оно было основным занятием, в других местах им занималось от 40 до 70% хозяйств (1899). По реке передвигались с помощью шестов па лодках-долблёнках (кебе) и берестянках.

Дополнительным занятием было собирательство. Весной женщины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, борщевика. Корни и клубни выкапывали корнекопалкой (озуп), состоявшей из изогнутого черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной-педалыо для ноги и железным лезвием-лопаткой на конце. Собирали много орехов и ягод на продажу. За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, живя в тайге по нескольку недель. В лесу строили временные укрытия, из дерева и бересты делали орудия и приспособления для сбора орехов - колотушки (токпак), тёрки (паспак), сита (элек), веялки (аргаш), лукошки.

Издавна было известно бортничество, у русских заимствовано пчеловодство. До прихода русских на южных пологих склонах было распространено подсечно-огневое мотыжное земледелие. Для этого семья поселялась во временном жилище на пашне на несколько недель. Землю взрыхляли мотыгой (абыл), боронили суком. Сеяли ячмень, пшеницу, коноплю. Возвращались на пашню осенью для уборки урожая. Зерно молотили палкой, хранили в берестяных чанах на сваях, мололи на ручных каменных мельницах. С развитием контактов с русскими на севере в стенных и горных районах распространились пашенное земледелие и русские земледельческие орудия: соха, иногда плуг, борона, серп, водяная мельница. Засевали значительные площади, главным образом пшеницей.

От русских же шорцы усвоили стойловое разведение лошадей, а также упряжь, телегу, сани. Женщины ткали на примитивных станках из конопли и крапивы, выделывали кожи, изготавливали утварь из дерева и бересты; мужчины были заняты промыслами, обработкой дерева, рога, кожи. Были развиты художеств, резьба и выжигание по кости (на табакерках, черепках ножей, пороховницах и др.), вышивка. По Томи и в низовьях Мрас-Су было известно изготовление лепной керамики.

В XIX - нач. XX вв. у шорцев были сильны родовые отношения. Границы административных единиц (волостей) совпадали с границами расселения отцовских родов (соок), они управлялись выборными родовыми старейшинами (паштык). Члены рода называли себя карындаш ("единоутробный"). За родами были закреплены охотничьи и земледельческие угодья, в XIX в. они перешли в пользование больших семей (толь). Внутри рода раскладывались ясак и подати. Большие семьи включали 2 - 3 поколения. К кон. XIX - нач. XX вв. у северных шорцев стали развиваться территориально-соседские отношения, имущественная дифференциация. Выделились богатые торговцы и ростовщики, скупщики пушнины (таныш), родовая администрация, появилась эксплуатация наёмного труда. Большая семья стала распадаться на малые.

Жилище. Небольшие селения шорцев - улусы на севере и аилы на юге - часто переносились на новое место - по случаю смены пашни, смерти кого-либо из родичей и т.п. Состояли из нескольких низких четырёхугольных срубных домов (юрт) с берестяной крышей. Они отапливались глинобитным очагом (кебеге) типа чувала. В XIX в. распространились избы русcкого типа, особенно на севере, у бедняков - срубные полуземлянки. Временным жилищем (на пашне - для земледельческих работ, в тайге - во время охоты и заготовки орехов) были одаг - коническая постройка из брёвен и жердей, крытая берестой - летом и агыс - каркасное жилище в форме усечённой пирамиды из брёвен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре - зимой. Бедняки жили в таких строениях постоянно, утепляя их берестой и землёй. Были распространены срубные свайные амбары (тастак, анмар).

Современные шорцы живут в срубных домах, сохраняются амбары, охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни.

Одежда. Мужская и женская одежда состояла из рубахи (кунек), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая кушаком (тюркская черта). Женская рубаха - длинная с разрезом на груди. Южные шорцы делали одежду из конопли и кендыря, северные - чаще из покупных тканей, зажиточные носили покупную одежду, зимой - овчинные шубы, крытые материей.

Обувью служили кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами (у бедняков - из кендыря). Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой-осокой. Женщины носили платки, мужчины - шапки: картузы из ткани, кожи или бересты, круглые холщовые шапки в форме колпака с круглой тульей, на макушке собранной в сборки, иногда вышитой, зимой - меховые.

Пища. Первоначально основными продуктами питания шорцев были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. Мясо жарили на костре, варили, рыбу варили. Лук, черемшу, кандык ели сырыми, сарану, кандык варили в воде или молоке, сарану также пекли в золе, черемшу ели солёной. Корни дикого пиона сушили и варили несколько раз, чтобы уничтожить их ядовитость, растирали на ручной мельнице и готовили кашицу или лепёшки. С развитием земледелия распространились мука и крупа из ячменя. Муку (талкан) ели с чаем, молоком, мёдом, маслом, сметаной, из неё варили кашу (саламат), крупу (шырак) добавляли в суп, кусочки пресного пшеничного теста (тутпаш) варили в воде, иногда с рыбой или мясом, либо в молоке. Пресные лепёшки (тертпек) варили в воде, ели с супом или ухой. Хлеб (калаш) был распространён на севере, в основном у зажиточных.

Степные шорцы употребляли молочные продукты: кислое молоко, пресный сыр (пыштак), творог, масло. Зажиточные покупали конину. Из ячменной муки делали брагу (абыртка) и водку (арагы). Пили чай.

Духовная культура

У шорцев был развит богатый фольклор: сказки, охотничьи рассказы и легенды, предания (пурунгу чоок, ербек), песни, поговорки, пословицы (улгер сое, кен сое), загадки (тапкак). У телеутов северной Шории заимствовали героические поэмы (кай, ныбак), исполняемые под аккомпанемент двухструнного музыкального инструмента - комыса.

Хотя с появилением первых православных миссионеров среди шорцев в 1858 г. среди населения распространилось православие, шорцы соблюдали свои традиционные культы - промысловые, родовые, культы духов-хозяев гор (таг-ээзи) и рек (су-ээзи). Духам-хозяевам приносили в жертву лошадей. Определённые обряды были связаны с охотой на медведя.

Был развит шаманизм. Шаманство шорцев имело родовой характер: шаманы наследовали свой дар и духов-покровителей в рамках рода. Атрибутами шамана были бубен и колотушка.

Традиционные верования и мифология, номинально-погребальные обряды, камлания частично сохраняются у современных щорцев. С 1985 возобновляются традиционные праздники - праздник прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, спортивными состязаниями и т.п.

* Фотографии предоставлены кандидатом филологических наук, научным сотрудником Сектора языков народов Сибири Института филологии СО РАН Н. С. Уртегешевым

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://gallery.ykt.ru/photo/view/1216738

Шорка Абдыразакова завоевала Мисс России

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

http://gallery.ykt.ru/photo/view/1216738

Шорка Абдыразакова завоевала Мисс России

шорцы мусульмане? :)

Абд ар-Раззак - Раб Дарующего блага (перевод с арабского)

мне кажется она татарка (казанская):)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

шорцы мусульмане? :)

Абд ар-Раззак - Раб Дарующего блага (перевод с арабского)

мне кажется она татарка (казанская):)

Самое интересное нигде нет информации отчества этой девушки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Судя по внешности вовсе не шорка, тем более Эльмира, если только по маме. А фамилия Абдразаков распространена у многих тюркских народов исповедующих ислам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Горная Шория это Таштогол туда ходят поезда с Бийска. С Турочака связи нет.

Это красивое место. Там живут кондомцы и абинцы. На этом наши знания ограничиваются.

О них много писали отечественные ученые В Радлов В Анохин. В Кимеев. л Шерстова и Д Арзютов.

Часть алтайского или хакасского народа. Но они были народом кузнецов. Значит потомки древних тюрок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...