Модераторы reicheOnkel Опубликовано 8 октября, 2014 Модераторы Поделиться Опубликовано 8 октября, 2014 так то немалая часть монголов таки произносят это слово как ут (калмыки) или ута (буряты). Один казахский юзер почему-то думает что он лучше знает монгольский чем сами монголы. ))) Да что вы говорите. Так кому верить то, Ашине, который решил, что "р" автоматом выпала у картавого китайца, когда тот трудился над шелковицей, моему другу Peacemaker'у, у которого "р" на месте или же ReicheOnkel'ю с Джамукой, которые предположили, что этот китаец в свое время владел калмыцким и бурятским наречиями из 21 века. Но кроме шуток, то ни один из вас не смог объяснить присутствие явного тюркского словообразовательного суффикса "-ли/лы" (рус: "-ый"). По сути "Сахалы" в тексте (бородатый) это все равно что иметь дело с фразой "Халхалы" (халхаский) - вроде слово ваша, а суффикс наша. Ну как? (я уже молчу о самом фразообразующем и смыслонесущим тюркском словом "сахал/сакъал" (борода))))) Как не крути все равно уту сахали больше похож на урт сахал а не на ваш вариант. Проблема китайцев с произношением звука "р" так то тоже известный факт. И бурятский и калмыцкий между собой не соприкасались с начала 17-го века. Хотя Вам это ничего и не говорит. Вы вижу привыкли не напрягать мозг лишний раз. 2 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 8 октября, 2014 Человек невменяем вообще. В китайских иероглифах нету буквы "л". Чтобы написать букву "л" на китайском используется какой нибудь слог "ли/ле" например. У тыныбайынцев ум и знание слишком узки. Тоже мне нашелся цэнгэльский синолог. Однако гладко у всех у вас всё получается, когда вам надо натянуть что-нибудь под себя, то сразу и "р" то пропадает, то вновь появится, и "л" оказывается не существует, и литературный монгольский (халхаский) игнорируется, и правила тюрко-монгольского склонения имен существительных игнорируются и т.д. и т.п. Ерунда все это. Бурятский переводчик китайской эпитафии каракитайского гур-хана, покойный Мункуев Николай Цырендоржиевич наверно лучше знал китайский чем наш синолог-казаховед. Его транскрипция и дословный перевод "у-ту са-хэ-ли" (длинобородый, красивобородый) семантически и фонетически ближе к казахскому "ата сакъаллы" (красивобородый), чем к монгольским вариантам (длиннобородый): халхаскому "урт сахалтай", калмыцкому "ут сахлта", бурятскому "үта hахалта". И еще. По культуре ведения диалога сразу видно кто откуда, все совки, и только Peacemaker резко отличается на вашем фоне, точно он из Монголии. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 8 октября, 2014 Не можете понять что за связь здесь? Пожалуй надо привести вам ваши же слова: Человек [цэнгэльский синолог-казаховед] невменяем вообще. У тыныбайынцев цэнгэльских синологов-казаховедов ум и знание слишком узки. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 8 октября, 2014 Судя по сохранившимся образам китайского гур-хана и полководца Елюй Чуцая (см: ниже), никакой длинной бороды у него не было, вероятно поэтому, что на его надгробном памятнике речь шла возможно об этом: «[Елюй] Чуцай был роста в восемь чи и [у него] были красивая борода и звучный голос". То есть не о длине до пупа, а о необычной красоте. Я подозреваю еще, что прозвище гур-хана, транскрибированное и переведенное Н.Ц.Мункуевым как "у-ту са-ха-ли" не означало "длинную бороду", а означало ее пышность или что-то в этом роде, то есть то, чем его борода отличалась от бород всех окружающих его черных татар (монголов), например, наличие бороды не на одном подбородке, характерного монголоидам, а от виска до виска, как у европеоидов: В таком случае все приведенные халхаские, бурятские и калмыцкие значения вообще не подходят! 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2014 Зря минусы ставишь, Ашина Шэни, прочитай Рашид-ад-дина и убедишься, что мое предположение небеспочвенное. У него ничего не говорится про бороду Елюй Чуцая. Я считаю потому, что окладистая бородёнка гур-хана, вызвавшая у татаров оживление и эпитеты, для чернобрового перса была обычным явлением. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джамука Опубликовано 9 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2014 Судя по сохранившимся образам китайского гур-хана и полководца Елюй Чуцая (см: ниже), никакой длинной бороды у него не было, вероятно поэтому, что на его надгробном памятнике речь шла возможно об этом: Может располагаете нормативами по длине бород на тот период? Сколько в см? До пупа в то время никто бород не отращивал. 2 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2014 На глупый вопрос: Может располагаете нормативами по длине бород на тот период? Сколько в см? До пупа в то время никто бород не отращивал. Всегда существует глупый ответ: Вопросы которые задаёт человек, красноречиво свидетельствуют о его уровне интеллекта и воспитания. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2014 Тем более, если "до пупа в то время никто бород не отращивал", то чем же тогда приглянулась китайцам и татарам борода гур-хана (Елюй Чуцая), если она не была длинной? Ведь судя по средневековым миниатюрам бороды носили практически все, и татары, и китайцы. Значит дело все таки не в длине, а в другой его особенности. Выше я предположил, что это было связано с европеоидным оволосением на лице именитого полководца. У меня появилось еще одно предположение, что фраза "у-ту са-хэ-ли" (кит: человек с красивой бородой), которую мои товарищи читают как "урт сахал" (монг: длинная борода), могла быть и такой: "мурт-сахали" (каз: человек с усами и бородой, т.е. усато-бородатый ). Словарь для тех кто не верит: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CB8QFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.classes.ru%2Fall-kazakh%2Fdictionary-kazakh-russian-term-20997.htm&ei=REY2VKaDB6afygOQ34CoAg&usg=AFQjCNHeI2qsBvym7FRy2LjGFdQHsIRk3g&bvm=bv.76943099,d.bGQ Можно говорить и "сақал-мұрт" и "мұрт-сақал". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 9 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2014 Зря минусы ставишь, Ашина Шэни, прочитай Рашид-ад-дина и убедишься, что мое предположение небеспочвенное. У него ничего не говорится про бороду Елюй Чуцая. Я считаю потому, что окладистая бородёнка гур-хана, вызвавшая у татаров оживление и эпитеты, для чернобрового перса была обычным явлением. Вы мне почему то поставили минус за пост с одними вопросами вам же адресованными Причем ничего оскорбительного в них не было, я просто хотел уяснить как соотносится ваша теория с фактическими данными. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 9 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 9 октября, 2014 Тем более, если "до пупа в то время никто бород не отращивал", то чем же тогда приглянулась китайцам и татарам борода гур-хана (Елюй Чуцая), если она не была длинной? Ведь судя по средневековым миниатюрам бороды носили практически все, и татары, и китайцы. Значит дело все таки не в длине, а в другой его особенности. Выше я предположил, что это было связано с европеоидным оволосением на лице именитого полководца. У меня появилось еще одно предположение, что фраза "у-ту са-хэ-ли" (кит: человек с красивой бородой), которую мои товарищи читают как "урт сахал" (монг: длинная борода), могла быть и такой: "мурт-сахали" (каз: человек с усами и бородой, т.е. усато-бородатый ). Словарь для тех кто не верит: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CB8QFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.classes.ru%2Fall-kazakh%2Fdictionary-kazakh-russian-term-20997.htm&ei=REY2VKaDB6afygOQ34CoAg&usg=AFQjCNHeI2qsBvym7FRy2LjGFdQHsIRk3g&bvm=bv.76943099,d.bGQ Можно говорить и "сақал-мұрт" и "мұрт-сақал". Мурт-сакалды - такого выражения я не встречал или ошибаюсь?! Сакал-муртты знаю... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2014 Тем более, если "до пупа в то время никто бород не отращивал", то чем же тогда приглянулась китайцам и татарам борода гур-хана (Елюй Чуцая), если она не была длинной? Ведь судя по средневековым миниатюрам бороды носили практически все, и татары, и китайцы. Значит дело все таки не в длине, а в другой его особенности. Выше я предположил, что это было связано с европеоидным оволосением на лице именитого полководца. У меня появилось еще одно предположение, что фраза "у-ту са-хэ-ли" (кит: человек с красивой бородой), которую мои товарищи читают как "урт сахал" (монг: длинная борода), могла быть и такой: "мурт-сахали" (каз: человек с усами и бородой, т.е. усато-бородатый ). Словарь для тех кто не верит: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0CB8QFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.classes.ru%2Fall-kazakh%2Fdictionary-kazakh-russian-term-20997.htm&ei=REY2VKaDB6afygOQ34CoAg&usg=AFQjCNHeI2qsBvym7FRy2LjGFdQHsIRk3g&bvm=bv.76943099,d.bGQ Можно говорить и "сақал-мұрт" и "мұрт-сақал". Мурт-сакалды - такого выражения я не встречал или ошибаюсь?! Сакал-муртты знаю... Есть случаи когда перестановка не позволительна, но в данном случае она допускается. Следует учитывать, что прошло почти 800 лет и языковые нюансы могли слегка измениться. И с каких это пор Джамука стал интересоваться казахским языком? Или попытка столкнуть киргзица с киргизцем? Если да, то в грязное дело лезет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2014 Вроде бы у монголоязычных народов существуют практически все термины для обозначения родства, заимствованные из тюркского, в том числе и женские - ах/ага, урх/уруг, худ/куда, баз/бажа, бүл/бөле, зээ/жиен, нагац/нагашы, авьсан/абысын, ажн/ажын, хатан/катын и другие. Но вот что интересно, в монгольских языках нет терминов для обозначения старшей и младших жен, хотя они были во времена Чингизхана судя по письменным источникам, у которых было в ходу многоженство и в т.ч. разделение на старшую и младших жен. В частности, у казахов это "бәйбіше" - старшая катынка и "тоқал" - младшая. Вопрос - значит современные монголоязычные народы и татары Чингизхана это разные этносы? Или пойдет в ход оправдание, что мол буддизм запретил им все - любимое развлечение охоту с ловчими птицами и борзыми собаками, хоронить умерших в земле, и заодно многоженство со всеми его терминами? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2014 Мурт-сакалды - такого выражения я не встречал или ошибаюсь?! Сакал-муртты знаю... Есть случаи когда перестановка не позволительна, но в данном случае она допускается. Пример: Стих "Дінге көзқарас" (АКБ: взгляд на религию): Қазір көбі діннің жолын көздейді, Қай бір дінге кіргенінде білмейді. Еркектері балақтарын қайырып, Паранжамен қыздарға да жүр дейді. Айтшы, достым, қай қазақтан көргенің? Қара орамал, қара етек кигенін, Мұрт-сақалын өсіріп жастайынан, Елді жарып, мылтық атып жүргенін. Ойлап бір сәт көз жүгіртші өмірге. Кейде келеді көзге ащы жас, мұңдар. Қарап көрші кейкездері өткенге, Ой аласың бір өзіңе тамсанар. Басқа кезігетін жол болар, Қарсы амал ойлама еш қолданар. Табыста сен оларды бір Аллаға, Жастарға ой берші деп толғанар. Мұсылмансың содан ешбір жасыма, Сенші, өмірің нағыз шындық расында. Берсе Алла несібімен бақытты, Көкірек қағып, масаттанып тасыма. Күнә тағып тіл тигізсе дініңе, Демегін сен болдым енді масқара. Сенің дінің бір өзіңнің қолында, Керек емес тек өзіңнен басқаға. Міне олар жаулап келеді еліңді, Тоқтатпасаң жаулайды да жеріңді. Қазақ деген ұлтыңды алға ұстап Аялай бер, қастерлеп өз дініңді! Легко проверить набрав в поисковиках "мұрт-сақал". 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 10 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2014 Рубрук де В. Путешествие в Восточные страны Об их постелях, идолах и обрядах перед питьемКогда они (татаро-монголы )поставят дома, обратив ворота к югу. У охотников и оленеводов тайги (эвенков, тофаларов), тундры и лесотундры (ненцев, энцев, долганов, нганасанов) и тюркских народов ( у казахов ,хакасов, тувинцев, алтайцев,якутов кыргызов), у которых жилище было ориентировано на восток. А у всех монголоязычных народов жилище (войлочная юрта) ориентировано на юг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 10 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2014 Мурт-сакалды - такого выражения я не встречал или ошибаюсь?! Сакал-муртты знаю... Есть случаи когда перестановка не позволительна, но в данном случае она допускается. Пример: Стих "Дінге көзқарас" (АКБ: взгляд на религию): Қазір көбі діннің жолын көздейді, Қай бір дінге кіргенінде білмейді. Еркектері балақтарын қайырып, Паранжамен қыздарға да жүр дейді. Айтшы, достым, қай қазақтан көргенің? Қара орамал, қара етек кигенін, Мұрт-сақалын өсіріп жастайынан, Елді жарып, мылтық атып жүргенін. Ойлап бір сәт көз жүгіртші өмірге. Кейде келеді көзге ащы жас, мұңдар. Қарап көрші кейкездері өткенге, Ой аласың бір өзіңе тамсанар. Басқа кезігетін жол болар, Қарсы амал ойлама еш қолданар. Табыста сен оларды бір Аллаға, Жастарға ой берші деп толғанар. Мұсылмансың содан ешбір жасыма, Сенші, өмірің нағыз шындық расында. Берсе Алла несібімен бақытты, Көкірек қағып, масаттанып тасыма. Күнә тағып тіл тигізсе дініңе, Демегін сен болдым енді масқара. Сенің дінің бір өзіңнің қолында, Керек емес тек өзіңнен басқаға. Міне олар жаулап келеді еліңді, Тоқтатпасаң жаулайды да жеріңді. Қазақ деген ұлтыңды алға ұстап Аялай бер, қастерлеп өз дініңді! Легко проверить набрав в поисковиках "мұрт-сақал". Хууз сахал тоже тюркское слово? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
RedTriangle Опубликовано 10 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2014 Зря минусы ставишь, Ашина Шэни, прочитай Рашид-ад-дина и убедишься, что мое предположение небеспочвенное. У него ничего не говорится про бороду Елюй Чуцая. Я считаю потому, что окладистая бородёнка гур-хана, вызвавшая у татаров оживление и эпитеты, для чернобрового перса была обычным явлением. Вы мне почему то поставили минус за пост с одними вопросами вам же адресованными Причем ничего оскорбительного в них не было, я просто хотел уяснить как соотносится ваша теория с фактическими данными. И почему же интересно Генерал империи Тан- Ашина Шэни,ака Даир Асхатулы Сагдиев, лайкает свои реплики со своего другого аккаунта Dair? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 11 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2014 Мурт-сакалды - такого выражения я не встречал или ошибаюсь?! Сакал-муртты знаю... Есть случаи когда перестановка не позволительна, но в данном случае она допускается. Пример: Стих "Дінге көзқарас" (АКБ: взгляд на религию): Қазір көбі діннің жолын көздейді, Қай бір дінге кіргенінде білмейді. Еркектері балақтарын қайырып, Паранжамен қыздарға да жүр дейді. Айтшы, достым, қай қазақтан көргенің? Қара орамал, қара етек кигенін, Мұрт-сақалын өсіріп жастайынан, Елді жарып, мылтық атып жүргенін. Ойлап бір сәт көз жүгіртші өмірге. Кейде келеді көзге ащы жас, мұңдар. Қарап көрші кейкездері өткенге, Ой аласың бір өзіңе тамсанар. Басқа кезігетін жол болар, Қарсы амал ойлама еш қолданар. Табыста сен оларды бір Аллаға, Жастарға ой берші деп толғанар. Мұсылмансың содан ешбір жасыма, Сенші, өмірің нағыз шындық расында. Берсе Алла несібімен бақытты, Көкірек қағып, масаттанып тасыма. Күнә тағып тіл тигізсе дініңе, Демегін сен болдым енді масқара. Сенің дінің бір өзіңнің қолында, Керек емес тек өзіңнен басқаға. Міне олар жаулап келеді еліңді, Тоқтатпасаң жаулайды да жеріңді. Қазақ деген ұлтыңды алға ұстап Аялай бер, қастерлеп өз дініңді! Легко проверить набрав в поисковиках "мұрт-сақал". Рахмет, теперь буду знать... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Аrсен Опубликовано 11 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2014 Зря минусы ставишь, Ашина Шэни, прочитай Рашид-ад-дина и убедишься, что мое предположение небеспочвенное. У него ничего не говорится про бороду Елюй Чуцая. Я считаю потому, что окладистая бородёнка гур-хана, вызвавшая у татаров оживление и эпитеты, для чернобрового перса была обычным явлением. Вы мне почему то поставили минус за пост с одними вопросами вам же адресованными Причем ничего оскорбительного в них не было, я просто хотел уяснить как соотносится ваша теория с фактическими данными. И почему же интересно Генерал империи Тан- Ашина Шэни,ака Даир Асхатулы Сагдиев, лайкает свои реплики со своего другого аккаунта Dair? Прикольно Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 11 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 11 октября, 2014 Очередной монгольский чемпион по сумо Ичинноров Алтанхуягийн( Итинодзе). http://www.japan-sumo.ru/?q=ichinojo http://www.japan-sumo.ru/?q=leaders http://www.altyn-orda.kz/suyunysh-xudibaev-kazafudzan-kazak-sumoist-v-yaponii/ Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 14 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2014 Зря минусы ставишь, Ашина Шэни, прочитай Рашид-ад-дина и убедишься, что мое предположение небеспочвенное. У него ничего не говорится про бороду Елюй Чуцая. Я считаю потому, что окладистая бородёнка гур-хана, вызвавшая у татаров оживление и эпитеты, для чернобрового перса была обычным явлением. Вы мне почему то поставили минус за пост с одними вопросами вам же адресованными Причем ничего оскорбительного в них не было, я просто хотел уяснить как соотносится ваша теория с фактическими данными. И почему же интересно Генерал империи Тан- Ашина Шэни,ака Даир Асхатулы Сагдиев, лайкает свои реплики со своего другого аккаунта Dair? Похоже я спалился А форум это запрещает? Если да, то мой второй аккаунт (созданный во время проблем с первым) полетит в мусорку 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ашина Шэни Опубликовано 14 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 14 октября, 2014 Зря минусы ставишь, Ашина Шэни, прочитай Рашид-ад-дина и убедишься, что мое предположение небеспочвенное. У него ничего не говорится про бороду Елюй Чуцая. Я считаю потому, что окладистая бородёнка гур-хана, вызвавшая у татаров оживление и эпитеты, для чернобрового перса была обычным явлением. Кстати когда это Елюй Чуцай объявлял себя гурханом? Он вроде как выше чжуншулина не поднимался. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Erchis Опубликовано 15 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 15 октября, 2014 https://en.wikipedia.org/wiki/File:Slab_Grave_culture_areal.png https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Mongolic_states Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Erchis Опубликовано 16 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2014 Мы говорим, что "все исчезнут, где чёрные казахи и китайцы живут". https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%8E%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F Тюрки умеют ассимилировать другие народы. Греческая византийская, албанская, хорезмийскаяскифская, сарматская, пазырыкская, тагарская, тохарская, юэчжийская цивилизации считай уже наши.При желании могли бы проглотить русскую, славян скую, китайскую, сирийскую, месопотамскую, египетскуюХуррито урартскую, тибетскую, корейскую персидскую цивилизации. Потом докажи что древниевавилоняне, армяно урарты, русы, славяне, ханьцы, египтяне, тибетцы, корейцы не тюрки?Монголы тоже много вклада привнесли. Но их достижения включили в свои успехи татары, китайцы,Русские, арабы, персы, кавказцы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Erchis Опубликовано 16 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2014 http://vatandash.ru/index.php?article=2200Г.КУЗЕЕВ «О ПРОБЛЕМЕ РАННИХ ТЮРКОВ В ВОЛГО-УРАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ А. Х. Халиков считает, что алтайская языковая семья формировалась в регионе Алтая, Восточной Сибири, Прибайкалья и Монголии. «В то же время севернее и восточнее Байкала в основном расселялись тунгусо-маньчжурские народы, южнее и юго-восточнее — монголы, поэтому древнейшие тюркоязычные племена, как и их потомки, должны были расселяться западнее, то есть не восточнее Алтая, скорее всего в степной и лесостепной зоне между Алтаем и Уралом» (Халиков А.Х. Татарский народ и его предки. — Казань, 1989. — С. 51—52) Указывая на необходимость уточнения, кто такие «древние тюрки», Р.Г.Кузеев ответил на этот вопрос так: «В действительности, если подходить строго научно, под «древними тюрками» можно подразумевать те образования, которые входили в Древнетюркский каганат». Такое понимание термина «древние тюрки» следует из работы Л.Н.Гумилева. Древние тюрки исчезли, оставив свое имя в наследство многим народам, которые отнюдь не являются их потомками. (Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М., 1993. — С. 4.) Этот термин, конечно, не имеет лингвистического толкования, так как многие тюркоязычные народы в состав Тюркского каганата никогда не входили и даже были его злейшими врагами, как курыканы — предки якутов и кыргызы — предки хакасов. Напротив, «в настоящее время «тюрк» — это исключительно лингвистическое понятие, без учета этнографии и даже происхождения, так как некоторые тюркоязычные народы усвоили тюркский язык при общении с соседями».(Гумилев Л.Н. Древние тюрки. — М., 1993. — С. 4.) Да и среди специалистов-тюркологов нет единодушия по многим принципиальным вопросам. Фарид Шафиев. Этногенез и история миграций тюркских кочевников: закономерности процесса ассимиляции http://turkicethnogenesis.narod.ru/01.html Тюркизация обширного пространства Евразии напрямую связана с процессом ассимиляции и есть необходимость в определении некоторых закономерностей этого процесса. Алтаязычные народы, несомненно, первоначально были европеоиды и при продвижении на Восток все более поглощались монголоидными элементами. Прародину носителей праалтайских языков следует искать в Средней Азии и прилегающих районах Cеверного Ирана (возможно и на границах с ямной культурой - Урал, Казахстан, Поволжье). Один из известных разработчиков ностратической теории В.М.Иллич-Cвитыч разделял тюрок от других племен данной общности. Д.Шинор делит урало-алтайскую общность на тюрко-уральскую и тунгусо-монгольскую . Таким образом, настало время отвергнуть теорию происхождения тюркских народов только лишь из монголоидного расового типа. Известно, что многие тюркоязычные племенные группы - огузы, кыпчаки, болгары, уйгуры и енисейские кыргызы были европеоиды, и нет оснований для того, чтобы их появление считать результатом ассимиляции местного населения кучкой хуннских племен. (Cм. главу V "Кыпчаки".)..Проблема границ тюркоязычного ареала в древний период - до нашей эры - остается самой сложной и неразработанной. В основном выводы об областях распространения тюрков базируются на археологическом материале, который, как мы отметили, не может нас полностью удовлетворить. Отсутствие письменной базы затрудняет исследование и данные тезисы должны рассматриваться как очередная гипотеза. В китайских источниках тюркские племена кыргызов, уйгур и кыпчаков упоминаются еще в I тыс. до н. э. Большинство считает, что первоначально они говорили на уральских языках, а в хуннский период были ассимилированы. На наш взгляд, это упоминание различных племен в китайских источниках уже отражает процесс дифференциации тюркоязычного массива. Проблема границ тюркоязычного ареала в древний период — до нашей эры — остается самой сложной и неразработанной. В основном выводы об областях распространения тюрков базируются на археологическом материале и отсутствие письменной базы затрудняет исследование. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Erchis Опубликовано 16 октября, 2014 Поделиться Опубликовано 16 октября, 2014 Фарид Шафиев «Этногенез и история миграций тюркских кочевников: закономерности процесса ассимиляции» Вторжение массива индоиранских племен в Среднюю Азию в середине III тыс. до н. э. сопровождалось ассимиляцией автохтонного населения, этническая принадлежность которых неизвестна. Определенная часть автохтонного населения, особенно в предгорных областях могла сохранить этнический облик и, следовательно, язык. Индоиранские племена с запада осваивали Среднюю Азию и автохтонное население этих мест "возможно говорило на прототюркском и промонгольском языке или даже, скорее, на алтайском праязыке" (Алексеев В. П., Аскаров А. А. Ходжайов Т. К. Историческая антропология Средней Азии. Ташкент, 1990. C.203). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться