Aza Опубликовано 27 января, 2011 Поделиться Опубликовано 27 января, 2011 http://www.mongolianoralhistory.org/samples/transcriptions/TR061102A.xml Здесь этот аксакал говорит,что казахи Баян-улгии с китайским происхождением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 27 января, 2011 Поделиться Опубликовано 27 января, 2011 Ссылка не работает. Скорее всего он говорит о казахах Баяна которые переселились из КНР в 50-х годах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 января, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 27 января, 2011 Ссылка не работает. Скорее всего он говорит о казахах Баяна которые переселились из КНР в 50-х годах. Все казахи в Монголии приехали из китая, а в китай, точнее в Маньчжу Цинь, из территории нынешнего Казахстана. Первые казахи приехали (переселились) в Монголию где-то 1860-ых годах, т.е. сравнительно поздние переселенцы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 27 января, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 27 января, 2011 да есть наверно кто-то из ногаев, сартов и др среди казахов, . кого и прозвали Ногайбай, Монголхан, также по роду Аргынбаи, Кожабаи и тд. Думаю также внешность Кытаибала, Орысхан, но в целом как Шалкар сказал от сглаза. Был у нас тоже дальний родственник Дорбетхан, про которого не любили вспоминать, как то я спросил все-же у старейшей нашего рода про него был ли он дорбетом и за что его не любили, оказывается его по настоящему звали Амалхан и он был конокрадом и дружил с дорбетами своей профессии, он им украденных у казахов они ему у дорбетов так и прозвали его Дорбетхан, но и конечно кончил он плохо его застрелили казахи-чабаны. Вот еще пример но не казахскии: Хентеиские хорошо знают местнорусских Мунгаловых- потомков белогвардеиского офицера. Маловероятна что его фамилия изначально была Мунгалов. А что Вы знаете про этих Мунгаловых? Мунгаловы эти по моим сведениям забайкальские казаки, а фамилию унаследовал от своего далекого предка монгола который принял православие. Сейчас они конечно русские, но на старинных фотографиях так то виднее монгольские черты лица, скулы разрез глаз и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 28 января, 2011 Поделиться Опубликовано 28 января, 2011 Делбе - деталь уряжки. Имена Дорбетхан, Озбек, Ногай, Калмакбай (лично знаком с Калпакпай) дают чтоб отвести дурной сглаз и прочее от себя. Ээ хайран монгол нэрүүд! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 28 января, 2011 Поделиться Опубликовано 28 января, 2011 До Батыева нашествия на Руси имели обращение денежные единицы (кипчакизмы): «кун» – кожанные монеты «белки» – беличьи шкуры «пул» – медные монеты Монголы почему-то принесли с собой не монгольские названия денег, а тюркские: «тәнгә/тенге» - серебрянные монеты «алтын» - золотые монеты (Карамзин: …что прежде называлось кунами, стало называться деньгами; …древнейшие из серебряных «деньги» биты в княжение Дмитрия весом ¼ золотника с изображением всадника) Сейчас: У казахов (и кипчакские и татаро-монгольские названия): «құн» – стоимость, ценность «тиін» – копейка, белка «пұл» - деньги наряду с «ақша» «теңге» - нац. валюта «алтын» - золото У монголов-халха (татаро-монгольских названий нет): «төгрөг» - нац.валюта, деньги «алтан» - золото "мөнгө" - копейка [Н.М.Карамзин. История государства российского, в шести книгах. Т.5-6, М-1993. стр.69, 221, 131-132, 221] + АКБ... Пул - очередной фарсизм. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 28 января, 2011 Поделиться Опубликовано 28 января, 2011 А что Вы знаете про этих Мунгаловых? Мунгаловы эти по моим сведениям забайкальские казаки, а фамилию унаследовал от своего далекого предка монгола который принял православие. Сейчас они конечно русские, но на старинных фотографиях так то виднее монгольские черты лица, скулы разрез глаз и т.д. да, я знавал 3 ихних братьев, щас они в россии, крепкие ребята, славянские телосложения с монгольской закалкой. Но они типично русские, конечно смугловатые и скуластые, но если еще учесть они казаки и сколько лет они тут жили. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2011 Поделиться Опубликовано 29 января, 2011 Э -Элбэг,Дэлбэг дээл-Делбекей, желбекей\на казахо-керейском\-Большой чапан. Можно источник, откуда взято это слово? Всегда знал что такое "желбей", про "желбекей" хотелось бы узнать поточнее. Давно стало ясно,что язык алтайских казахов\найман,керей\ отличается от языков западных и сибирских казахов. Мне подсказал Ilkhan. Это слово не только восточных или алтайских казахов - кереев и найманов, оно общеказахское и легко объясняется с казахского: Желбекей: 1. Плащ, накидка от дождя и ветра (типа дождевик или брезентовая ветровка в русском языке). 2. Внакидку или нараспашку, т.е. без пуговиц и других застежек. Основа: 1. "жел" - ветер + 2. "бөгет" (?)- препятствие Выходит Аза Жамбалдоржийн нашел еще один тюркизм/казахизм в монгольских языках - Элбэг, Дэлбэг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2011 Поделиться Опубликовано 29 января, 2011 есть совсем немного различий между северными и восточными, алтайскими казахами: привожу некоторые примеры которые пришли в голову хотя встречаются еще варианты. русск/сев каз/алт каз, рубашка-койлек(у нас платье)-жиде сахар- кант/шекер (чихэр-конфеты монг.)-сакар рукавицы-биялай (бээлэй - монг. ,биялай у нас рукавицы для беркута)-колгап пиала-кесе (у нас крушка)-шыны, аяк штаны-сым-шалбар мама-апа (у нас бабушка)-шеше, ене Уважаемый Llkhan, будучи сам северным казахом немножко поправлю Вас: - шекер не говорят (это на юге), у нас только кант - у нас используют не только биалай, но и колгап - используют не только кесе, но и шыныаяк - слова сым нет совсем (это кажется на юге или у китайской границы), говорят только шалбар (некоторые употребляют шарбал, что я думаю правильнее, т.к. передает искомое заимствование в славянских - шаровар ) - сейчас в основном уже мама, реже апа, часто и шеше, но в значении не Мама, а мать (не используется в прямом обращении к матери, но в остальной речи), а ене - это свекровь (или еще мат ). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 30 января, 2011 Поделиться Опубликовано 30 января, 2011 Ээ хайран монгол нэрүүд! Ээ, кайран монгол аттар! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 30 января, 2011 Поделиться Опубликовано 30 января, 2011 тюрко-монголизмы- ал/ам- женское начало на древнетюркском (половой женский орган у монгол ал, у тюрок ам - нецензурн.) Алан-гоа -думаю есть связь алды -перед алга- вперед, ура ! умай- матушка земля, монг- умай -матка Есть ругательное слово у казахов «албасты» ал-басты (алмасты)- древн. тюркс. женское мифическое существо, негативное из низших миров, с большими грудями ко-е она закидывает за спину, упоминаются связи с людьми. Алмас,монг.- снежный человек, по сравнению с тюркским существо считается более реальным, но что удивительно, описание очень похожее и даже насчет грудей, есть монгольский старый фильм про охотника и женщину-алмас Арты-(ар-)- зад , монг-задний, внешний , Овор монгол- внутр. монголия. Ар монгол- внешн. Монголиа Ар жак -задняя сторона, монг-Ар тал (тюрк-дала) Жак-сторона, монг-Заг -край Аргы жак- противоположная сторона, монг-Арга-способ, вариант Боксе- круп, зад лощади, монг.-зад Мунг-древн. тюркс.- круг с точкой или дыркой посередине. монго (монг.)-монета, серебро Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 30 января, 2011 Поделиться Опубликовано 30 января, 2011 видел вы уже разбирали свастику, но с лингвистической не заметил, мне кажется это Хас на монгольском от Айкас (перекрещивание) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 30 января, 2011 Поделиться Опубликовано 30 января, 2011 Ам на монгольском- рот Ар жак- Ар зах,Ар зүг\ задняя сторона\.Край не заг,а зах § 186. Tedui Kereit-irķe doraitaulĵu, ĵuk-ĵuk qubiyaĵu talaulba. Suldudai Taqai-Baaturun tusa-in ino tula niķan ĵaun ĵirkin-i okba. Basa Čiŋķis-qağan ĵarliq bolurun, Vaŋ-qan-no deu ĵaqa-ķanbu ĵirin okit aĵuu. Eķečimet ino Ibaqa-beki-i Čiŋķis-qağan oesun aburun, doimet (dočimet, doimet) Sorqaqtani-beki-i Toluya okba. Tere šiltaaniyar ĵaqa-ķanbu-i: šimada qariyatan enču irķe ber tumdaa, nokoe qilğun bol!” keeĵu soyürqaĵu ese talaulba. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 ДОП: халх: Хөхө (сосать грудь) - қаз: Көкірек (грудь, женская грудь) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ms14v07 Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 на казахском сосать грудь - (омырауды)ему көкірек означает грудь, но не только женскую Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 Не думаю, что омырауды. Правильнее мама ему или емшек ему. А көкірек, как уже коротко упомянул, грудь, в т.ч. и женская грудь. А если быть точным, то: - грудь в русском смысле грудак; - грудь как вся грудная полость; - грудь как средоточие души, душевных волнений, переживаний, печали и радостей; - груди женщины; - грудь как внутренний мир человека; - грудь (приподнятая) как признак высокомерия, спесивости, важности, гордыни; Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ms14v07 Опубликовано 17 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2011 Не думаю, что омырауды. Правильнее мама ему или емшек ему. наверное и так. мама ему - изврат, конечно, но такое я слышал Все-таки в литературном казахском женская грудь - омырау, а емшек больше про животных хотя используется очень часто в просторечии как женская грудь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2011 мама ему не изврат, мама - это груди матери (отсюда и рус. мама?) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ms14v07 Опубликовано 19 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2011 думаю причина и следствие противоположные Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 Вопрос о "цоканье" халхаского языка - это влияние китайского языка в результате 250 летнего цинского господства (17-20 вв.)? До этого монгольским языкам кажется это было чуждо. Всего один лишь пример - имя халхаского предводителя Нагачу (конец 14 в.). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 февраля, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 Вопрос о "цоканье" халхаского языка - это влияние китайского языка в результате 250 летнего цинского господства (17-20 вв.)? До этого монгольским языкам кажется это было чуждо. Всего один лишь пример - имя халхаского предводителя Нагачу (конец 14 в.). Нет. Китайский язык знали только ученые ламы и некоторые чиновники. А их процент ничтожно ко всему остальному населению. По вашим соображением должны были цокать южные монголы непосредственные соседи китайцев. А нет они только чокают, некоторые даже шокают, как казахи. Калмыки цокают они то уже как 400 лет не контактируют с китайцами. З.Ы. Вся официальное делопроизводство Цинской империи велось на маньчжурском языке. А в Монголии еще и дублировалась на монгольском. В Монгольском национальном архиве документы Цинского периода на китайском языке даже не составляют 1 процента. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 Но откуда тогда вдруг взяли и стали вместо "чоканья" цокать? Тогда влияние кого или чего? Вопрос не пустословный, цоканье чуть отдалило наш с вами общий словарный запас. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 февраля, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 Но откуда тогда вдруг взяли и стали вместо "чоканья" цокать? Тогда влияние кого или чего? Вопрос не пустословный, цоканье чуть отдалило наш с вами общий словарный запас. Знаете язык не стоит на месте оно развивается. И почему Вы все время думаете что обязательно что нибудь или кто нибудь должен влиять? Хорчины-Чахары-Халха-Буряты Шэшэг-Чэчэг-Цэцэг-Сэсэг Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MEN Опубликовано 20 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 Знаете язык не стоит на месте оно развивается. И почему Вы все время думаете что обязательно что нибудь или кто нибудь должен влиять? Хорчины-Чахары-Халха-Буряты Шэшэг-Чэчэг-Цэцэг-Сэсэг Среди тюрских народов тоже существует такая дифференциация ч-ш-ц-с. Интересно, эти изменения происходили наряду с монголами в они и те же периоды или отдельно? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 Знаете язык не стоит на месте оно развивается. И почему Вы все время думаете что обязательно что нибудь или кто нибудь должен влиять? Хорчины-Чахары-Халха-Буряты Шэшэг-Чэчэг-Цэцэг-Сэсэг Да знаю я про чахарское "ч" и бурятское "с" (как у сахалар, тоже экс-байкальцев ), я спрашиваю про халха. Ответ, что язык не стоит на месте и развивается, ничего не объясняет. Тюрко-монгольские языки консервативны, фонетика может измениться только в силу серъезных влияний извне. Спросил не зря, т.к. в окружении халха и контактировавшие с ними из "цокающих" только Китай и Тибет. Я больше склоняюсь, что с распространением религиозных течений из Тибета и с военно-административным влиянием Китая. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться