Aza Опубликовано 27 января, 2011 Поделиться Опубликовано 27 января, 2011 http://www.mongolianoralhistory.org/samples/transcriptions/TR061102A.xml Здесь этот аксакал говорит,что казахи Баян-улгии с китайским происхождением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 27 января, 2011 Поделиться Опубликовано 27 января, 2011 Ссылка не работает. Скорее всего он говорит о казахах Баяна которые переселились из КНР в 50-х годах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 27 января, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 27 января, 2011 В 27.01.2011 в 04:11, Shalkar сказал: Ссылка не работает. Скорее всего он говорит о казахах Баяна которые переселились из КНР в 50-х годах. Все казахи в Монголии приехали из китая, а в китай, точнее в Маньчжу Цинь, из территории нынешнего Казахстана. Первые казахи приехали (переселились) в Монголию где-то 1860-ых годах, т.е. сравнительно поздние переселенцы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 27 января, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 27 января, 2011 В 27.01.2011 в 03:45, ilkhan сказал: да есть наверно кто-то из ногаев, сартов и др среди казахов, . кого и прозвали Ногайбай, Монголхан, также по роду Аргынбаи, Кожабаи и тд. Думаю также внешность Кытаибала, Орысхан, но в целом как Шалкар сказал от сглаза. Был у нас тоже дальний родственник Дорбетхан, про которого не любили вспоминать, как то я спросил все-же у старейшей нашего рода про него был ли он дорбетом и за что его не любили, оказывается его по настоящему звали Амалхан и он был конокрадом и дружил с дорбетами своей профессии, он им украденных у казахов они ему у дорбетов так и прозвали его Дорбетхан, но и конечно кончил он плохо его застрелили казахи-чабаны. Вот еще пример но не казахскии: Хентеиские хорошо знают местнорусских Мунгаловых- потомков белогвардеиского офицера. Маловероятна что его фамилия изначально была Мунгалов. А что Вы знаете про этих Мунгаловых? Мунгаловы эти по моим сведениям забайкальские казаки, а фамилию унаследовал от своего далекого предка монгола который принял православие. Сейчас они конечно русские, но на старинных фотографиях так то виднее монгольские черты лица, скулы разрез глаз и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 28 января, 2011 Поделиться Опубликовано 28 января, 2011 В 26.01.2011 в 11:03, Shalkar сказал: Делбе - деталь уряжки. Имена Дорбетхан, Озбек, Ногай, Калмакбай (лично знаком с Калпакпай) дают чтоб отвести дурной сглаз и прочее от себя. Ээ хайран монгол нэрүүд! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 28 января, 2011 Поделиться Опубликовано 28 января, 2011 В 14.01.2011 в 13:03, АксКерБорж сказал: До Батыева нашествия на Руси имели обращение денежные единицы (кипчакизмы): «кун» – кожанные монеты «белки» – беличьи шкуры «пул» – медные монеты Монголы почему-то принесли с собой не монгольские названия денег, а тюркские: «тәнгә/тенге» - серебрянные монеты «алтын» - золотые монеты (Карамзин: …что прежде называлось кунами, стало называться деньгами; …древнейшие из серебряных «деньги» биты в княжение Дмитрия весом ¼ золотника с изображением всадника) Сейчас: У казахов (и кипчакские и татаро-монгольские названия): «құн» – стоимость, ценность «тиін» – копейка, белка «пұл» - деньги наряду с «ақша» «теңге» - нац. валюта «алтын» - золото У монголов-халха (татаро-монгольских названий нет): «төгрөг» - нац.валюта, деньги «алтан» - золото "мөнгө" - копейка [Н.М.Карамзин. История государства российского, в шести книгах. Т.5-6, М-1993. стр.69, 221, 131-132, 221] + АКБ... Пул - очередной фарсизм. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 28 января, 2011 Поделиться Опубликовано 28 января, 2011 В 27.01.2011 в 16:11, reicheOnkel сказал: А что Вы знаете про этих Мунгаловых? Мунгаловы эти по моим сведениям забайкальские казаки, а фамилию унаследовал от своего далекого предка монгола который принял православие. Сейчас они конечно русские, но на старинных фотографиях так то виднее монгольские черты лица, скулы разрез глаз и т.д. да, я знавал 3 ихних братьев, щас они в россии, крепкие ребята, славянские телосложения с монгольской закалкой. Но они типично русские, конечно смугловатые и скуластые, но если еще учесть они казаки и сколько лет они тут жили. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2011 Поделиться Опубликовано 29 января, 2011 В 24.01.2011 в 02:46, Aza сказал: Э -Элбэг,Дэлбэг дээл-Делбекей, желбекей\на казахо-керейском\-Большой чапан. В 24.01.2011 в 03:48, tmadi сказал: Можно источник, откуда взято это слово? Всегда знал что такое "желбей", про "желбекей" хотелось бы узнать поточнее. В 24.01.2011 в 04:01, Aza сказал: Давно стало ясно,что язык алтайских казахов\найман,керей\ отличается от языков западных и сибирских казахов. Мне подсказал Ilkhan. Это слово не только восточных или алтайских казахов - кереев и найманов, оно общеказахское и легко объясняется с казахского: Желбекей: 1. Плащ, накидка от дождя и ветра (типа дождевик или брезентовая ветровка в русском языке). 2. Внакидку или нараспашку, т.е. без пуговиц и других застежек. Основа: 1. "жел" - ветер + 2. "бөгет" (?)- препятствие Выходит Аза Жамбалдоржийн нашел еще один тюркизм/казахизм в монгольских языках - Элбэг, Дэлбэг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 января, 2011 Поделиться Опубликовано 29 января, 2011 В 26.01.2011 в 05:04, ilkhan сказал: есть совсем немного различий между северными и восточными, алтайскими казахами: привожу некоторые примеры которые пришли в голову хотя встречаются еще варианты. русск/сев каз/алт каз, рубашка-койлек(у нас платье)-жиде сахар- кант/шекер (чихэр-конфеты монг.)-сакар рукавицы-биялай (бээлэй - монг. ,биялай у нас рукавицы для беркута)-колгап пиала-кесе (у нас крушка)-шыны, аяк штаны-сым-шалбар мама-апа (у нас бабушка)-шеше, ене Уважаемый Llkhan, будучи сам северным казахом немножко поправлю Вас: - шекер не говорят (это на юге), у нас только кант - у нас используют не только биалай, но и колгап - используют не только кесе, но и шыныаяк - слова сым нет совсем (это кажется на юге или у китайской границы), говорят только шалбар (некоторые употребляют шарбал, что я думаю правильнее, т.к. передает искомое заимствование в славянских - шаровар ) - сейчас в основном уже мама, реже апа, часто и шеше, но в значении не Мама, а мать (не используется в прямом обращении к матери, но в остальной речи), а ене - это свекровь (или еще мат ). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 30 января, 2011 Поделиться Опубликовано 30 января, 2011 В 28.01.2011 в 02:33, Aza сказал: Ээ хайран монгол нэрүүд! Ээ, кайран монгол аттар! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 30 января, 2011 Поделиться Опубликовано 30 января, 2011 тюрко-монголизмы- ал/ам- женское начало на древнетюркском (половой женский орган у монгол ал, у тюрок ам - нецензурн.) Алан-гоа -думаю есть связь алды -перед алга- вперед, ура ! умай- матушка земля, монг- умай -матка Есть ругательное слово у казахов «албасты» ал-басты (алмасты)- древн. тюркс. женское мифическое существо, негативное из низших миров, с большими грудями ко-е она закидывает за спину, упоминаются связи с людьми. Алмас,монг.- снежный человек, по сравнению с тюркским существо считается более реальным, но что удивительно, описание очень похожее и даже насчет грудей, есть монгольский старый фильм про охотника и женщину-алмас Арты-(ар-)- зад , монг-задний, внешний , Овор монгол- внутр. монголия. Ар монгол- внешн. Монголиа Ар жак -задняя сторона, монг-Ар тал (тюрк-дала) Жак-сторона, монг-Заг -край Аргы жак- противоположная сторона, монг-Арга-способ, вариант Боксе- круп, зад лощади, монг.-зад Мунг-древн. тюркс.- круг с точкой или дыркой посередине. монго (монг.)-монета, серебро Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ilkhan Опубликовано 30 января, 2011 Поделиться Опубликовано 30 января, 2011 видел вы уже разбирали свастику, но с лингвистической не заметил, мне кажется это Хас на монгольском от Айкас (перекрещивание) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 30 января, 2011 Поделиться Опубликовано 30 января, 2011 В 30.01.2011 в 04:08, ilkhan сказал: Ам на монгольском- рот Ар жак- Ар зах,Ар зүг\ задняя сторона\.Край не заг,а зах Цитата § 186. Tedui Kereit-irķe doraitaulĵu, ĵuk-ĵuk qubiyaĵu talaulba. Suldudai Taqai-Baaturun tusa-in ino tula niķan ĵaun ĵirkin-i okba. Basa Čiŋķis-qağan ĵarliq bolurun, Vaŋ-qan-no deu ĵaqa-ķanbu ĵirin okit aĵuu. Eķečimet ino Ibaqa-beki-i Čiŋķis-qağan oesun aburun, doimet (dočimet, doimet) Sorqaqtani-beki-i Toluya okba. Tere šiltaaniyar ĵaqa-ķanbu-i: šimada qariyatan enču irķe ber tumdaa, nokoe qilğun bol!” keeĵu soyürqaĵu ese talaulba. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 ДОП: халх: Хөхө (сосать грудь) - қаз: Көкірек (грудь, женская грудь) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ms14v07 Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 на казахском сосать грудь - (омырауды)ему көкірек означает грудь, но не только женскую Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2011 Не думаю, что омырауды. Правильнее мама ему или емшек ему. А көкірек, как уже коротко упомянул, грудь, в т.ч. и женская грудь. А если быть точным, то: - грудь в русском смысле грудак; - грудь как вся грудная полость; - грудь как средоточие души, душевных волнений, переживаний, печали и радостей; - груди женщины; - грудь как внутренний мир человека; - грудь (приподнятая) как признак высокомерия, спесивости, важности, гордыни; Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ms14v07 Опубликовано 17 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 17 февраля, 2011 В 09.02.2011 в 16:11, АксКерБорж сказал: Не думаю, что омырауды. Правильнее мама ему или емшек ему. наверное и так. мама ему - изврат, конечно, но такое я слышал Все-таки в литературном казахском женская грудь - омырау, а емшек больше про животных хотя используется очень часто в просторечии как женская грудь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2011 мама ему не изврат, мама - это груди матери (отсюда и рус. мама?) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ms14v07 Опубликовано 19 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 19 февраля, 2011 думаю причина и следствие противоположные Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 Вопрос о "цоканье" халхаского языка - это влияние китайского языка в результате 250 летнего цинского господства (17-20 вв.)? До этого монгольским языкам кажется это было чуждо. Всего один лишь пример - имя халхаского предводителя Нагачу (конец 14 в.). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 февраля, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 В 20.02.2011 в 08:40, АксКерБорж сказал: Вопрос о "цоканье" халхаского языка - это влияние китайского языка в результате 250 летнего цинского господства (17-20 вв.)? До этого монгольским языкам кажется это было чуждо. Всего один лишь пример - имя халхаского предводителя Нагачу (конец 14 в.). Нет. Китайский язык знали только ученые ламы и некоторые чиновники. А их процент ничтожно ко всему остальному населению. По вашим соображением должны были цокать южные монголы непосредственные соседи китайцев. А нет они только чокают, некоторые даже шокают, как казахи. Калмыки цокают они то уже как 400 лет не контактируют с китайцами. З.Ы. Вся официальное делопроизводство Цинской империи велось на маньчжурском языке. А в Монголии еще и дублировалась на монгольском. В Монгольском национальном архиве документы Цинского периода на китайском языке даже не составляют 1 процента. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 Но откуда тогда вдруг взяли и стали вместо "чоканья" цокать? Тогда влияние кого или чего? Вопрос не пустословный, цоканье чуть отдалило наш с вами общий словарный запас. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 февраля, 2011 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 В 20.02.2011 в 11:05, АксКерБорж сказал: Но откуда тогда вдруг взяли и стали вместо "чоканья" цокать? Тогда влияние кого или чего? Вопрос не пустословный, цоканье чуть отдалило наш с вами общий словарный запас. Знаете язык не стоит на месте оно развивается. И почему Вы все время думаете что обязательно что нибудь или кто нибудь должен влиять? Хорчины-Чахары-Халха-Буряты Шэшэг-Чэчэг-Цэцэг-Сэсэг Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
MEN Опубликовано 20 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 В 20.02.2011 в 11:15, reicheOnkel сказал: Знаете язык не стоит на месте оно развивается. И почему Вы все время думаете что обязательно что нибудь или кто нибудь должен влиять? Хорчины-Чахары-Халха-Буряты Шэшэг-Чэчэг-Цэцэг-Сэсэг Среди тюрских народов тоже существует такая дифференциация ч-ш-ц-с. Интересно, эти изменения происходили наряду с монголами в они и те же периоды или отдельно? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 февраля, 2011 Поделиться Опубликовано 20 февраля, 2011 В 20.02.2011 в 11:15, reicheOnkel сказал: Знаете язык не стоит на месте оно развивается. И почему Вы все время думаете что обязательно что нибудь или кто нибудь должен влиять? Хорчины-Чахары-Халха-Буряты Шэшэг-Чэчэг-Цэцэг-Сэсэг Да знаю я про чахарское "ч" и бурятское "с" (как у сахалар, тоже экс-байкальцев ), я спрашиваю про халха. Ответ, что язык не стоит на месте и развивается, ничего не объясняет. Тюрко-монгольские языки консервативны, фонетика может измениться только в силу серъезных влияний извне. Спросил не зря, т.к. в окружении халха и контактировавшие с ними из "цокающих" только Китай и Тибет. Я больше склоняюсь, что с распространением религиозных течений из Тибета и с военно-административным влиянием Китая. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться