Перейти к содержанию
enhd

Казахский и центрально-монгольский языки

Рекомендуемые сообщения

http://www.mongolianoralhistory.org/samples/transcriptions/TR061102A.xml

Здесь этот аксакал говорит,что казахи Баян-улгии с китайским происхождением.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка не работает. Скорее всего он говорит о казахах Баяна которые переселились из КНР в 50-х годах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка не работает. Скорее всего он говорит о казахах Баяна которые переселились из КНР в 50-х годах.

Все казахи в Монголии приехали из китая, а в китай, точнее в Маньчжу Цинь, из территории нынешнего Казахстана.

Первые казахи приехали (переселились) в Монголию где-то 1860-ых годах, т.е. сравнительно поздние переселенцы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

да есть наверно кто-то из ногаев, сартов и др среди казахов, . кого и прозвали Ногайбай, Монголхан, также по роду Аргынбаи, Кожабаи и тд. Думаю также внешность Кытаибала, Орысхан, но в целом как Шалкар сказал от сглаза.

Был у нас тоже дальний родственник Дорбетхан, про которого не любили вспоминать, как то я спросил все-же у старейшей нашего рода про него был ли он дорбетом и за что его не любили, оказывается его по настоящему звали Амалхан и он был конокрадом и дружил с дорбетами своей профессии, он им украденных у казахов они ему у дорбетов так и прозвали его Дорбетхан, но и конечно кончил он плохо его застрелили казахи-чабаны.

Вот еще пример но не казахскии: Хентеиские хорошо знают местнорусских Мунгаловых- потомков белогвардеиского офицера. Маловероятна что его фамилия изначально была Мунгалов.

А что Вы знаете про этих Мунгаловых?

Мунгаловы эти по моим сведениям забайкальские казаки, а фамилию унаследовал от своего далекого предка монгола который принял православие. Сейчас они конечно русские, но на старинных фотографиях так то виднее монгольские черты лица, скулы разрез глаз и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Делбе - деталь уряжки. Имена Дорбетхан, Озбек, Ногай, Калмакбай (лично знаком с Калпакпай) дают чтоб отвести дурной сглаз и прочее от себя.

Ээ хайран монгол нэрүүд! :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До Батыева нашествия на Руси имели обращение денежные единицы (кипчакизмы):

«кун» – кожанные монеты

«белки» – беличьи шкуры

«пул» – медные монеты

Монголы почему-то принесли с собой не монгольские названия денег, а тюркские:

«тәнгә/тенге» - серебрянные монеты

«алтын» - золотые монеты

(Карамзин: …что прежде называлось кунами, стало называться деньгами; …древнейшие из серебряных «деньги» биты в княжение Дмитрия весом ¼ золотника с изображением всадника)

Сейчас:

У казахов (и кипчакские и татаро-монгольские названия):

«құн» – стоимость, ценность

«тиін» – копейка, белка

«пұл» - деньги наряду с «ақша»

«теңге» - нац. валюта

«алтын» - золото

У монголов-халха (татаро-монгольских названий нет):

«төгрөг» - нац.валюта, деньги

«алтан» - золото

"мөнгө" - копейка

[Н.М.Карамзин. История государства российского, в шести книгах. Т.5-6, М-1993. стр.69, 221, 131-132, 221]

+ АКБ...

Пул - очередной фарсизм.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что Вы знаете про этих Мунгаловых?

Мунгаловы эти по моим сведениям забайкальские казаки, а фамилию унаследовал от своего далекого предка монгола который принял православие. Сейчас они конечно русские, но на старинных фотографиях так то виднее монгольские черты лица, скулы разрез глаз и т.д.

да, я знавал 3 ихних братьев, щас они в россии, крепкие ребята, славянские телосложения с монгольской закалкой. Но они типично русские, конечно смугловатые и скуластые, но если еще учесть они казаки и сколько лет они тут жили.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Э

-Элбэг,Дэлбэг дээл-Делбекей, желбекей\на казахо-керейском\-Большой чапан.

Можно источник, откуда взято это слово? Всегда знал что такое "желбей", про "желбекей" хотелось бы узнать поточнее.

Давно стало ясно,что язык алтайских казахов\найман,керей\ отличается от языков западных и сибирских казахов.

Мне подсказал Ilkhan.

Это слово не только восточных или алтайских казахов - кереев и найманов, оно общеказахское и легко объясняется с казахского:

Желбекей:

1. Плащ, накидка от дождя и ветра (типа дождевик или брезентовая ветровка в русском языке).

2. Внакидку или нараспашку, т.е. без пуговиц и других застежек.

Основа: 1. "жел" - ветер + 2. "бөгет" (?)- препятствие

Выходит Аза Жамбалдоржийн нашел еще один тюркизм/казахизм в монгольских языках - Элбэг, Дэлбэг. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

есть совсем немного различий между северными и восточными, алтайскими казахами: привожу некоторые примеры которые пришли в голову хотя встречаются еще варианты.

русск/сев каз/алт каз,

рубашка-койлек(у нас платье)-жиде

сахар- кант/шекер (чихэр-конфеты монг.)-сакар

рукавицы-биялай (бээлэй - монг. ,биялай у нас рукавицы для беркута)-колгап

пиала-кесе (у нас крушка)-шыны, аяк

штаны-сым-шалбар

мама-апа (у нас бабушка)-шеше, ене

Уважаемый Llkhan, будучи сам северным казахом немножко поправлю Вас:

- шекер не говорят (это на юге), у нас только кант

- у нас используют не только биалай, но и колгап

- используют не только кесе, но и шыныаяк

- слова сым нет совсем (это кажется на юге или у китайской границы), говорят только шалбар (некоторые употребляют шарбал, что я думаю правильнее, т.к. передает искомое заимствование в славянских - шаровар :) )

- сейчас в основном уже мама, реже апа, часто и шеше, но в значении не Мама, а мать (не используется в прямом обращении к матери, но в остальной речи), а ене - это свекровь (или еще мат :o ).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тюрко-монголизмы-

ал/ам- женское начало на древнетюркском (половой женский орган у монгол ал, у тюрок ам - нецензурн.)

Алан-гоа -думаю есть связь

алды -перед

алга- вперед, ура !

умай- матушка земля, монг- умай -матка

Есть ругательное слово у казахов «албасты»

ал-басты (алмасты)- древн. тюркс. женское мифическое существо, негативное из низших миров, с большими грудями ко-е она закидывает за спину, упоминаются связи с людьми.

Алмас,монг.- снежный человек, по сравнению с тюркским существо считается более реальным, но что удивительно, описание очень похожее и даже насчет грудей, есть монгольский старый фильм про охотника и женщину-алмас

Арты-(ар-)- зад , монг-задний, внешний , Овор монгол- внутр. монголия. Ар монгол- внешн. Монголиа

Ар жак -задняя сторона, монг-Ар тал (тюрк-дала)

Жак-сторона, монг-Заг -край

Аргы жак- противоположная сторона, монг-Арга-способ, вариант

Боксе- круп, зад лощади, монг.-зад

Мунг-древн. тюркс.- круг с точкой или дыркой посередине.

монго (монг.)-монета, серебро

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

видел вы уже разбирали свастику, но с лингвистической не заметил,

мне кажется это Хас на монгольском от Айкас (перекрещивание)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ам на монгольском- рот

Ар жак- Ар зах,Ар зүг\ задняя сторона\.Край не заг,а зах

§ 186. Tedui Kereit-irķe doraitaulĵu, ĵuk-ĵuk qubiyaĵu talaulba. Suldudai Taqai-Baaturun tusa-in ino tula niķan ĵaun ĵirkin-i okba. Basa Čiŋķis-qağan ĵarliq bolurun, Vaŋ-qan-no deu ĵaqa-ķanbu ĵirin okit aĵuu. Eķečimet ino Ibaqa-beki-i Čiŋķis-qağan oesun aburun, doimet (dočimet, doimet) Sorqaqtani-beki-i Toluya okba. Tere šiltaaniyar ĵaqa-ķanbu-i: šimada qariyatan enču irķe ber tumdaa, nokoe qilğun bol!” keeĵu soyürqaĵu ese talaulba.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ДОП:

халх: Хөхө (сосать грудь) - қаз: Көкірек (грудь, женская грудь)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не думаю, что омырауды. Правильнее мама ему или емшек ему.

А көкірек, как уже коротко упомянул, грудь, в т.ч. и женская грудь.

А если быть точным, то:

- грудь в русском смысле грудак;

- грудь как вся грудная полость;

- грудь как средоточие души, душевных волнений, переживаний, печали и радостей;

- груди женщины;

- грудь как внутренний мир человека;

- грудь (приподнятая) как признак высокомерия, спесивости, важности, гордыни;

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не думаю, что омырауды. Правильнее мама ему или емшек ему.

наверное и так.

мама ему - изврат, конечно, но такое я слышал

Все-таки в литературном казахском женская грудь - омырау, а емшек больше про животных хотя используется очень часто в просторечии как женская грудь

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

мама ему не изврат, мама - это груди матери (отсюда и рус. мама?)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вопрос о "цоканье" халхаского языка - это влияние китайского языка в результате 250 летнего цинского господства (17-20 вв.)?

До этого монгольским языкам кажется это было чуждо.

Всего один лишь пример - имя халхаского предводителя Нагачу (конец 14 в.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Вопрос о "цоканье" халхаского языка - это влияние китайского языка в результате 250 летнего цинского господства (17-20 вв.)?

До этого монгольским языкам кажется это было чуждо.

Всего один лишь пример - имя халхаского предводителя Нагачу (конец 14 в.).

Нет. Китайский язык знали только ученые ламы и некоторые чиновники. А их процент ничтожно ко всему остальному населению. По вашим соображением должны были цокать южные монголы непосредственные соседи китайцев. А нет они только чокают, некоторые даже шокают, как казахи.

Калмыки цокают они то уже как 400 лет не контактируют с китайцами.

З.Ы.

Вся официальное делопроизводство Цинской империи велось на маньчжурском языке. А в Монголии еще и дублировалась на монгольском. В Монгольском национальном архиве документы Цинского периода на китайском языке даже не составляют 1 процента.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но откуда тогда вдруг взяли и стали вместо "чоканья" цокать? Тогда влияние кого или чего?

Вопрос не пустословный, цоканье чуть отдалило наш с вами общий словарный запас.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Но откуда тогда вдруг взяли и стали вместо "чоканья" цокать? Тогда влияние кого или чего?

Вопрос не пустословный, цоканье чуть отдалило наш с вами общий словарный запас.

Знаете язык не стоит на месте оно развивается. И почему Вы все время думаете что обязательно что нибудь или кто нибудь должен влиять?

Хорчины-Чахары-Халха-Буряты

Шэшэг-Чэчэг-Цэцэг-Сэсэг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаете язык не стоит на месте оно развивается. И почему Вы все время думаете что обязательно что нибудь или кто нибудь должен влиять?

Хорчины-Чахары-Халха-Буряты

Шэшэг-Чэчэг-Цэцэг-Сэсэг

Среди тюрских народов тоже существует такая дифференциация ч-ш-ц-с. Интересно, эти изменения происходили наряду с монголами в они и те же периоды или отдельно?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Знаете язык не стоит на месте оно развивается. И почему Вы все время думаете что обязательно что нибудь или кто нибудь должен влиять?

Хорчины-Чахары-Халха-Буряты

Шэшэг-Чэчэг-Цэцэг-Сэсэг

Да знаю я про чахарское "ч" и бурятское "с" (как у сахалар, тоже экс-байкальцев :) ), я спрашиваю про халха. Ответ, что язык не стоит на месте и развивается, ничего не объясняет. Тюрко-монгольские языки консервативны, фонетика может измениться только в силу серъезных влияний извне.

Спросил не зря, т.к. в окружении халха и контактировавшие с ними из "цокающих" только Китай и Тибет. Я больше склоняюсь, что с распространением религиозных течений из Тибета и с военно-административным влиянием Китая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...