Перейти к содержанию
enhd

Казахский и центрально-монгольский языки

Рекомендуемые сообщения

  • Модераторы

Так ведь Кононов и отмахнулся от фантазий Аристова в приведенной Вами цитате:

Затем следует изложение уйгурской легенды, по-видимому не связанной с истинным содержанием надписи.

Так что и будем Кононову доверять. :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Надо верить. Дальше он пишет: "Именно в этом районе в конце 19 в. Были открыты тюркские рунические памятники". :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

А это общеизвестно. Кононов давно пояснил ошибку Аристова и старье Груссе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, как Вы пытаетесь понять для себя приведенный текст, но перечисленные историки и лингвисты понимают его однозначно.

(к сказанному добавить нечего) :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При внимательном и построчном чтении словаря особо бросается в глаза наличие в центрально-монгольском (халха) литературном языке, частых и подробных названий морских животных, зверей и рыб, а также зверей обитающих в глухих лесах, тайге. Все примеры с начала словаря не записал, т.к. кинулся уже поздно только к концу словаря. Вот некоторые из них: Хэнгэг, Хэнхин, Хэрмээ, Хэрс, Хэрх, Хэрэлдэг, а также такое понятие как Цавчил – тропа, дорога, просека в густом лесу, тайге, Элжин – китовый ус и многие другие. Которых абсолютно не наблюдается в казахском языке. Судя по ним предки халха могли когда-то обитать в густых таежных лесах у морского побережья.

В связи с чем боюсь, что мнение уважаемого юзера Ulug Dongak oglu Tyva (форум Тюрки, тема Тувинцы) о бывшей монгольской ойкумене в Приамурье совсем небезосновательное!

Оказывается, мои предположения, сделанные на основе "монгол-казах толь" (монгольско-казахского словаря) далеко небеспочвенны!

Археология: Учебник/Под редакцией академика РАН В.Л.Янина. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006. – 608 с.

Стр.578-579:

6.2. Культура монголоязычных народов и Юаньская империя (13-14 вв.)

Нередко историю монголов начинают с 13 века, когда они были степными скотоводами. Но в древности монголоязычные народы – это оседлые обитатели лесов в верховьях и бассейне Амура, живущих в землянках, занимающиеся рыболовством, охотой, придомным скотоводством, собирательством и земледелием. На то указывает исконный словарь, в котором есть свои термины для крупных речных рыб, таежных животных, собак и лошадей (разводимых на мясо). Особенно разработана лексика для дикой и домашней свиньи. Письменные источники единодушны: древние монголы были южными соседями тунгусо-маньчжурских народов. Однако выделить их древности из ранних археологических материалов Приамурья и Маньчжурии пока не удается.

До 10 в. всю территорию Монголии, Джунгарии и Восточного Туркестана заселяли тюркские племена. Выйдя в степь и за два века став кочевниками, монголы заимствовали от них названия степных животных, скотоводческий лексикон. От тюркских народов были восприняты как навыки земледелия, так и переносные войлочные юрты.

(остальное в других соответствующих темах) :osman6ue:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

До Батыева нашествия на Руси имели обращение денежные единицы (кипчакизмы):

«кун» – кожанные монеты

«белки» – беличьи шкуры

«пул» – медные монеты

Монголы почему-то принесли с собой не монгольские названия денег, а тюркские:

«тәнгә/тенге» - серебрянные монеты

«алтын» - золотые монеты

(Карамзин: …что прежде называлось кунами, стало называться деньгами; …древнейшие из серебряных «деньги» биты в княжение Дмитрия весом ¼ золотника с изображением всадника)

Сейчас:

У казахов (и кипчакские и татаро-монгольские названия):

«құн» – стоимость, ценность

«тиін» – копейка, белка

«пұл» - деньги наряду с «ақша»

«теңге» - нац. валюта

«алтын» - золото

У монголов-халха (татаро-монгольских названий нет):

«төгрөг» - нац.валюта, деньги

«алтан» - золото

"мөнгө" - копейка

[Н.М.Карамзин. История государства российского, в шести книгах. Т.5-6, М-1993. стр.69, 221, 131-132, 221]

+ АКБ...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Из Хитая собрали людей, которых называют Камы [т.е. шаманы]; письмом, известным этим людям, на том камне было написано.»

В «Сборнике летописей» РАДа под страной Хитай понимается область «башкиров, булгар, Дешт-и Кипчак, урусов, черкесов и асов до крайнего севера», а не территория современного Китая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оказывается, мои предположения, сделанные на основе "монгол-казах толь" (монгольско-казахского словаря) далеко небеспочвенны!

Археология: Учебник/Под редакцией академика РАН В.Л.Янина. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2006. – 608 с.

Стр.578-579:

6.2. Культура монголоязычных народов и Юаньская империя (13-14 вв.)

Нередко историю монголов начинают с 13 века, когда они были степными скотоводами. Но в древности монголоязычные народы – это оседлые обитатели лесов в верховьях и бассейне Амура, живущих в землянках, занимающиеся рыболовством, охотой, придомным скотоводством, собирательством и земледелием. На то указывает исконный словарь, в котором есть свои термины для крупных речных рыб, таежных животных, собак и лошадей (разводимых на мясо). Особенно разработана лексика для дикой и домашней свиньи. Письменные источники единодушны: древние монголы были южными соседями тунгусо-маньчжурских народов. Однако выделить их древности из ранних археологических материалов Приамурья и Маньчжурии пока не удается.

До 10 в. всю территорию Монголии, Джунгарии и Восточного Туркестана заселяли тюркские племена. Выйдя в степь и за два века став кочевниками, монголы заимствовали от них названия степных животных, скотоводческий лексикон. От тюркских народов были восприняты как навыки земледелия, так и переносные войлочные юрты.

(остальное в других соответствующих темах) :osman6ue:

Я сделал лингвистический анализ животноводческих терминов на примере калмыцкого языка.Сделал вывод они собственного монгольского происхождения,далее распространились на тюркские и индоевропейские языки.А этот академик РАН В.Л.Янина не серьезный ученый.Чтобы быть кратким приведу пример названия самцов у животных.

Бату-крепкий

Баатр-богатырь

Бүдүн-крупный

Бөкч-борец

Бөльдг-мужской половой орган

Бух-бык

Буh-олень,скорее всего самец,в словаре нет уточнения

Буур-самец верблюда

Бодң-вепрь,список животных можно еще продолжить,но я упор сделал на домашних.

Буква "б" несет подспудно смысл крупный,крепкий,самец.Названия самцов разных видов животных образуется путем присоединения к букве "б" гласных и суффиксов.В этом случае под монгольскую систему названия животных попадает слово баран, тюркское лошадь-ат,где буква "б" выпала.Пример такой закономерности есть -названия калмыцкого рода бухус(быки)-огуз в тюркской.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

К вопросу о языке монголов Чингизхана: найманов, кереев, тайчиутов/тайджиутов и других племен согласно Сборнику летописей Рашид-ад-дина.

(т.1, книга 2-я. Москва, Ленинград – 1952):

...на тюркском языке Еди-туклук значит человек, который ведает семью знаменами... (АКБ: титул найманского полководца).

АКБ: «Ети/жеті» – семь; «туг/ту» – боевое знамя.

Это не нужная казахизация. Еди тут "хозяин, владелец".

Я всегда указываю явные ошибки. Еди у РАД а не числительное "семь", а именно человек, имеющий, хозяин, владелец, прямо так и написано. ТО же самое иди+кут ууйгуров, т.е. владеющий харизмой, а не 7 кутов. Притягивать за уши не стоит. Иди из др.-тюркск. сейчас у хакасов закономерно стало ээзi, например. Не подменяйте слово, дико получается.

Спасибо конечно, что указываете на ошибки. :) Ведь никто не притягивает за уши. Я перевожу с тюркского то, что очевидно для любого владеющего общими навыками в тюрки. Но не надо и отталкивать явные факты за уши. :)

Вот эта цитата из текста:

...на тюркском языке Еди-туклук значит человек, который ведает семью знаменами.

При Вашем вольном переводе пропало ключевое смысловое слово – семь. Ведь весь смысл титула и пояснения РАДа в том и состоит, что не одно, два, три или девять, а он конкретно подчеркивает - это тот, кто ведает семью знаменами.

Если было бы по Вашему, то РАД писал бы: "Еди-туклуг значит человек, который ведает знаменами". :)

А начальный звук в приведенном Вами слове Иди вовсе не значит владеющий или хозяин, а означает удачный, счастливый, священный – Ыдық, Ұдұқ, Ұйұқ, Ызық, Ысэх и т.д. (Ыдық-Құт). Вы путаете его с Еси, Ээзи.

Значение слова здесь прозрачно, на любом йокающем тюркском Еди (Йети, Ети) это семь.

Доказательство моей правоты (говорится о тюрках - немусульманах, в частности, об уйгурах):

c2afe6d65862.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я сделал лингвистический анализ животноводческих терминов на примере калмыцкого языка.Сделал вывод они собственного монгольского происхождения,далее распространились на тюркские и индоевропейские языки.А этот академик РАН В.Л.Янина не серьезный ученый.Чтобы быть кратким приведу пример названия самцов у животных.

Бату-крепкий

Баатр-богатырь

Бүдүн-крупный

Бөкч-борец

Бөльдг-мужской половой орган

Бух-бык

Буh-олень,скорее всего самец,в словаре нет уточнения

Буур-самец верблюда

Бодң-вепрь,список животных можно еще продолжить,но я упор сделал на домашних.

Буква "б" несет подспудно смысл крупный,крепкий,самец.Названия самцов разных видов животных образуется путем присоединения к букве "б" гласных и суффиксов.В этом случае под монгольскую систему названия животных попадает слово баран, тюркское лошадь-ат,где буква "б" выпала.Пример такой закономерности есть -названия калмыцкого рода бухус(быки)-огуз в тюркской.

Древнетюркский словарь. Л: Наука, 1969 г., С.89: Бату – драгоценный камень

Баатр, бух, буур - тюркизмы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Древнетюркский словарь. Л: Наука, 1969 г., С.89: Бату – драгоценный камень

Баатр, бух, буур - тюркизмы.

Слова бату,баатр,бух и буур казахам слишком знакомы,трудно вас убедить,что это монголизмы.Тогда по КРС слово корова ,на калмыцком-үкр,сходство-буквы "к" и "р".В текстах ССМ слово улан-красный пишется как хулан.По этой схеме реконструкции үкр будет хукр или ойратский вариант күкр.Слово күүкн-это девочка или самка.В тюркской форме корова-сыгыр.Примеры перехода монгольского х или к в тюркском на с известны.Это явно монголизм.А какова этимология сыгыр на тюркском?Я уверен его нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Э

-Элбэг,Дэлбэг дээл-Делбекей, желбекей\на казахо-керейском\-Большой чапан.

Можно источник, откуда взято это слово? Всегда знал что такое "желбей", про "желбекей" хотелось бы узнать поточнее.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Можно источник, откуда взято это слово? Всегда знал что такое "желбей", про "желбекей" хотелось бы узнать поточнее.

Давно стало ясно,что язык алтайских казахов\найман,керей\ отличается от языков западных и сибирских казахов.

Мне подсказал Ilkhan.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

правильно желбегей, я спрашивал у старших людей, такие чапаны давно не носят уже , я думаю у других казахов тоже есть, просто устаревшее

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

желбегей ( говорится желбекей)- думаю от слова жел -ветер, как и желбау- веревка для натягивания юрты

А ты сказал,что от слова Элбэг или дэлбэг\большой\.

Что значит делбекей?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я имел в виду возможную трансформацию жел-желбегей-делбегей-дэлбэг-элбэг, есть слово делбек, делбийген- широкий, растопыренный

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

я имел в виду возможную трансформацию жел-желбегей-делбегей-дэлбэг-элбэг, есть слово делбек, делбийген- широкий, растопыренный

Дэлбэг ,дэлбэгэр это уже другое слово.

Keep staying here.

А то ув.АКБ уже забыл большинство " исконних казахских слов".

Что значит Уаткан? Был раньше у нас министр Уатканы Мавлет.

Это от слова Отгон?

Среди монгольских казахов много людей по имени Дөрбетхан,Дөрбетбай,Дөрбетбек.Они найманы?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

есть совсем немного различий между северными и восточными, алтайскими казахами: привожу некоторые примеры которые пришли в голову хотя встречаются еще варианты.

русск/сев каз/алт каз,

рубашка-койлек(у нас платье)-жиде

сахар- кант/шекер (чихэр-конфеты монг.)-сакар

рукавицы-биялай (бээлэй - монг. ,биялай у нас рукавицы для беркута)-колгап

пиала-кесе (у нас крушка)-шыны, аяк

штаны-сым-шалбар

мама-апа (у нас бабушка)-шеше, ене

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Делбе - деталь уряжки. Имена Дорбетхан, Озбек, Ногай, Калмакбай (лично знаком с Калпакпай) дают чтоб отвести дурной сглаз и прочее от себя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

да есть наверно кто-то из ногаев, сартов и др среди казахов, . кого и прозвали Ногайбай, Монголхан, также по роду Аргынбаи, Кожабаи и тд. Думаю также внешность Кытаибала, Орысхан, но в целом как Шалкар сказал от сглаза.

Был у нас тоже дальний родственник Дорбетхан, про которого не любили вспоминать, как то я спросил все-же у старейшей нашего рода про него был ли он дорбетом и за что его не любили, оказывается его по настоящему звали Амалхан и он был конокрадом и дружил с дорбетами своей профессии, он им украденных у казахов они ему у дорбетов так и прозвали его Дорбетхан, но и конечно кончил он плохо его застрелили казахи-чабаны.

Вот еще пример но не казахскии: Хентеиские хорошо знают местнорусских Мунгаловых- потомков белогвардеиского офицера. Маловероятна что его фамилия изначально была Мунгалов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...