АксКерБорж Опубликовано 7 ноября, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 7 ноября, 2010 В этом с Вами согласен. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Читайте внимательнее, город назывался казахами Кереку, его и вернем. А Павел (хоть император, хоть другой) отношения к городу на Иртыше не имеет. Кстати, в самое ближайшее время казахскому городу (Петропавловск...) вернут исконное название Кызылжар, название-тезку города, где Вы сейчас проживаете. Больше чем уверен, что Ваш Красноярск на самом деле и есть Кызылжар или Кызыляр! Что скажете, Валера? Кто-то из казахских юзеров здесь уже писал, что Кереку - это произношение казахами названия станицы Коряковской, в 1861 году станица Коряковская стала городом Павлодаром. Красноярск Кызылжаром, а Енисей Энесаем начали называть невежественные кыргызские ура-патриоты, далекие от науки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 ноября, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 Кто-то из казахских юзеров здесь уже писал, что Кереку - это произношение казахами названия станицы Коряковской, в 1861 году станица Коряковская стала городом Павлодаром. Красноярск Кызылжаром, а Енисей Энесаем начали называть невежественные кыргызские ура-патриоты, далекие от науки. Если Вы углубитесь в вопрос и хорошо поищите, то скоро выяснится, что ни с каким сотником по фамилии Коряков казахское урочище Кереку не связано. Такого человека, Корякова, не было ни в Тобольске нигде в другом месте. Это было при Союзе, когда многое пытались связать с великой русской миссией, благо было созвучие: Кереку - Коряков. Один малюсенький нюанс от меня лично, по большому секрету лично Вам. Пожалуйста ответье на вопросы: Когда русские построили форпост под названием Коряков якобы по фамилии какого-то сотника или купца? Когда русские впервые узнали слово коряк - народ Камчатки и когда после этого могла зародиться фамилия Коряков? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Karakurt Опубликовано 8 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2010 ... на Иртыше появился форпост Коряковский, названный так потому, что был выстроен рядом со складами соли, добываемой на Коряковском озере. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 9 ноября, 2010 Admin Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2010 ... а Енисей Энесаем начали называть невежественные кыргызские ура-патриоты, далекие от науки. Мне кажется не стоит кидаться такими словами, ведь первым Енисей Энесаем назвал великий Чингиз Айтматов, который конечно-же не был ура-патриотом. Просто в среде кыргызской интеллигенции наблюдался поиск своей идентичности и исторических корней, в том числе и сибирских. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 9 ноября, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 9 ноября, 2010 ... на Иртыше появился форпост Коряковский, названный так потому, что был выстроен рядом со складами соли, добываемой на Коряковском озере. Хоть форпост, хоть станица, все они связывались в советское время с фамилией некоего тобольского купца, сотника, а то и атамана Корякова. Кстати такого в Тобольске не было. Вот карта Ремезова (первая!), где черным по белому на берегу Иртыша на месте современного Павлодара указано "Коряков Яр", что является искаженным казахским "Кереге жар". Заметьте, названий "Коряковская станица", "Коряковский форпост" на карте нет! Ниже по Иртышу казахское название "Сегіз жирен айғыр" также передано как "Восемь рыжих жеребцов" (урочище). А озера эти носили названия Курмантуз, Курманколь. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 11 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 11 ноября, 2010 Если Вы углубитесь в вопрос и хорошо поищите, то скоро выяснится, что ни с каким сотником по фамилии Коряков казахское урочище Кереку не связано. Такого человека, Корякова, не было ни в Тобольске нигде в другом месте. Это было при Союзе, когда многое пытались связать с великой русской миссией, благо было созвучие: Кереку - Коряков. Один малюсенький нюанс от меня лично, по большому секрету лично Вам. Пожалуйста ответье на вопросы: Когда русские построили форпост под названием Коряков якобы по фамилии какого-то сотника или купца? Когда русские впервые узнали слово коряк - народ Камчатки и когда после этого могла зародиться фамилия Коряков? Причем тут народ чавчувын, корторый по русски называется коряками? Почему вы думаете, что это от названия народа коряков появилась фамилия Коряков, а не наоборот - от Корякова появилось название коряки? Павлодарцы не станут керекуйцамиСпор, длившийся 13 лет, закончен, не будет переименован Павлодар в Кереку - в честь купца Корякова, добывавшего когда-то в этих краях соль и основавшего форпост. Имя Кереку более десяти лет настойчиво отстаивала на страницах местных и республиканских казахских газет группа инициаторов. “Да, это правда, что слово переозвучено на казахский лад от фамилии Коряков. Даже если это и так, есть другой вариант производности слова”, - выражал их позицию писатель К. Исабай. Наконец тему Кереку решено закрыть. Как сообщил на пресс-конференции начальник управления по развитию языков Павлодарской области Талгат Абылкасимов, в случае переименования название города должно быть безличностным. По его словам, управление намерено вернуться к изучению вопроса о новом имени Павлодара через 2 месяца, когда закончится мораторий на переименования. Между тем большинство павлодарцев, участвовавших в недавно проведенном опросе, заявили, что им нравится имя своего города. Результаты этого опроса были отправлены президенту. http://static.zakon.kz/132075-spor-dlivshijjsja-13-let-zakonchen..html Мне кажется не стоит кидаться такими словами, ведь первым Енисей Энесаем назвал великий Чингиз Айтматов, который конечно-же не был ура-патриотом. Просто в среде кыргызской интеллигенции наблюдался поиск своей идентичности и исторических корней, в том числе и сибирских. И не был прав ведь Чингиз Торекулович, равно как и с продвижением Акаева в президенты. Кыргызским ученым хватило такта промолчать и не следовать слепо, подобно казахским горе-"исследователям", цитирующим книгу "АЗиЯ" Сулейменова как источник. Хотя в последних редакциях "Манаса" Энесай уже проник в эпос. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 14 ноября, 2010 Admin Поделиться Опубликовано 14 ноября, 2010 И не был прав ведь Чингиз Торекулович, равно как и с продвижением Акаева в президенты. Кыргызским ученым хватило такта промолчать и не следовать слепо, подобно казахским горе-"исследователям", цитирующим книгу "АЗиЯ" Сулейменова как источник. Хотя в последних редакциях "Манаса" Энесай уже проник в эпос. Мне кажется, нормальные кыргызские историки знакомы с "ионесси". Чингиз Айтматов не историк, поэтому сложно его обвинять в предвзятости. Кстати, воцарение Акаева состоялось благодаря временному компромиссу между северными и южными. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 15 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2010 Мне кажется, нормальные кыргызские историки знакомы с "ионесси". Чингиз Айтматов не историк, поэтому сложно его обвинять в предвзятости. Кстати, воцарение Акаева состоялось благодаря временному компромиссу между северными и южными. А разве не Айтматов выдвигал кадидатуру Акаева? Наверное его авторитет и позволил сгладить противоречия между Севером и Югом. Кстати, оказывается, что мать Акаева - казашка и дальняя родственница Н.Назарбаева... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 17 ноября, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 17 ноября, 2010 Причем тут народ чавчувын, корторый по русски называется коряками? Почему вы думаете, что это от названия народа коряков появилась фамилия Коряков, а не наоборот - от Корякова появилось название коряки? Хорошо, про коряков вопрос можно отложить на десерт как говорится, а как Вы, Амыр, насчет других моих позиций по теме? К примеру, что: - такого сотника-атамана-купца-генерала-раба-помещика-губернатора-кочевника-казака-крепостного и т.д. в Тобольске не было отродясь? - и как насчет наипервейшей карты Ремезова? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Амыр Опубликовано 17 ноября, 2010 Поделиться Опубликовано 17 ноября, 2010 Хорошо, про коряков вопрос можно отложить на десерт как говорится, а как Вы, Амыр, насчет других моих позиций по теме? К примеру, что: - такого сотника-атамана-купца-генерала-раба-помещика-губернатора-кочевника-казака-крепостного и т.д. в Тобольске не было отродясь? - и как насчет наипервейшей карты Ремезова? Это вы откуда накопали? Приведите карту Ремезова, тогда и поговорим. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 ноября, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 18 ноября, 2010 Это вы откуда накопали? Приведите карту Ремезова, тогда и поговорим. Ищите. А карта выложена уже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 декабря, 2010 Автор Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2010 Кереку атауының шығу төркіні мен мағынасы. (АКБ: Происхождение и значение названия Кереку, т.е. этимология казахского названия города Павлодара) Қазіргі қазақ тілінде «Кереку» сөзі ешқандай мағына бермейді. Ал қазақ тілінің түп – тамыры болып табылатын көне түркі тілі қандай мәлімет береді екен? 1969 жылы Ленинград қаласында жарық көрген СССР ғылым академиясының Тіл білімі институты дайындаған «Древнетюркский словарь» біздің іздегенімізді алдымыздан шығарады. Бұл сөздіктін одақтың ең таңдаулы түркологтары жасағанын айтпасақ та болар: «Кереку – шатер, юрта. Keragu – шатер, юрта: kok (?) kordikeragujuoti – он встретился с трудностями, на себя взвалил шатер (МК І 404); keraguicinetegol – какова внутренность юрты? (ThSll)» (10, с. 300). Махмұд Қашқаридің «Сөздігі» (Диуани лұғат ат - түрік) біздің Кереку туралы түсініктерімізді толықтыра түседі. Ұлы ғалымның жазуына қарағанда, көне түркілерде «керекулен» дейтін етістік сөз бар, ол өзіне киіз үй жасап, алды, шатыр тікті деген мағынаны білдіреді. Мысалы, «ер керекуленді» - «ер азамат өзіне киіз үй тікті» деген мағынада қолданылады (11- т. 3. с. 205). Дәл осы «кереку» сөзі Севортяннің, Шербак, Будагова сөздіктерінде аталады. Сонымен көне түрік тілінде «кереку» сөзі киіз үй, шатыр, көшпелілердің баспанасы дегенді білдіреді. Қазақша нұсқасы «кереге»- киіз үйдің іргесі, негізі, қабырғасы мағынасында қолданылады. Моңғол тілінде киіз үй – «кер» деп аталады (12, с. 82 – 86). Бір ескертетін мәселе, моңғолдың «кер» (үй) сөзінің негізгі түбірі (семантикасы) түркі тіліндегі созу, жаю, керу мағынасымен үндес. «Құпия шежіреге» сүйенсек, таңғұттардың үйі «терме кер» қазіргі моңғол тілінде «терме» сөзі кереге деген мағына береді / немесе тор/. Бүгінгі күні қалмақтарда, алтайлықтарда, тувада «терме, теребе» - киіз үйдің керегесі мағынасында қолданылады. Солтүстік Кавказ түркілері, башқұрттар киіз үйді «терім», «терме» деп атайды. Орталық Азияны мекендеген түрік – моңғол елдеріндегі «кереге» немесе «тереме» сөздеріне қатысты тамаша деректерді С.И. Вайнштейннің «Мир кочевников центра Азии» кітабынан тауып алуға болады (13, с. 40 – 77). Терме үйден орыстың «теремок», «терем» ұғымдары шыққандығын қайталап айтудың онша қажеттілігі болмас. Бұл туралы «Словарь тюркизмов в русском языке» кітабында (14) тамаша сипатталған. «Кереге» сөзі – түркі – моңғол, угро – фин тіліндерінде дөңгелек алаң, дөңгелек деген мағына береді. Бұл түпкі негіз әсіресе мадияр т.б. угрофин тілдерінде сақталған. Қараңыз: Энико Сий. Курс венгерского языка. Kerek(kereket, kereke, kerekek) – колесо (15, с. 496). Түрік – моңғол тілдерінде «кереге» сөзі тікелей деңгелек киіз үйді білдіреді. Осының бәрі қазақтың «кереге» сөзі тамыры тереңге кеткен Евразиялық ұғым екенін көрсетеді. Біз алысқа бармай – ақ, алдымен XYII – XYIII ғасырдағы орыс деректеріне көз жүгіртейік. Жергілікті өлкетанушылар өз жазбаларында Павлодар орналасқан жер бұрын “Коряков яр” деп аталғанын жазады. Бірақ “Коряков” деген көпестің атына сенім күшті болғандығы солай, нақты деректі, сілтемені, “подсказканы” көре тұра, “Коряковқа” “Керекуді” жығып береді. Мысалы, павлодарлықтарға өте таныс, жергілікті өлкетанушылар көп сүйенетін ЦГАДА архивінен алынған құжатта былай деп жазылған (1744 жылғы құжат). “Коряковской форпост – Ж.А. построен в глухом месте, над рекой Иртышем, сверху реки на левой стороне, расстоянием от Иртыша десять сажень (23, 75 м.), берег высоты 2 аршина (1,4 м), от урочища Корякова яра расстоянием две версты (2,12 м.)…”. Бұл құжат Коряков яр немесе Кереку жар аталатын жердің өзен жағасының - форпосттың қазығы қағылған нүктеден 2 шақырым жерде орналасқанын нақты айғақтап тұр. Бір сөзбен айтқанда, Кереку жар қазіргі уақытта Павлодар қаласының орталық серуен алаңы орналасқан жағажайдан алыс емес, көпірге жақын тұс. Бұл жар өзі биік, өзі киіз үй сияқты. Алыстан, өзеннің сол жағалауынан қараған адам биік жарды керегеге ұқсататыны соңдықтан. Кереку жар немесе Кереге жар 1715 – 1716 жылдардағы Бухгольц экспедициясының да құжаттары арасында жүр. Коршауға түскен Бухгольц экспедициясына көмектеспек болып Сібір губернаторы М. Гагарин 1716 жылы көктемге қарай Томск, Тара және Тобольскіден жиналған 700 адамдық, оның ішінде көпестер, солдаттар, тұтқын шведтер /арасында Густав Ренат та бар/ керуен жібереді. Осы “караван с людьми, товарами и казенными деньгами захвачен калмыками за 52 верст от Ямышевской крепости на Корявском яру при Иртыше деп жазады” Ф. Усов /2, с. 46/. Бұл дерек “Коряков яр”, немесе “Кереге жар” деген топонимиялық атаудың XYII ғасырдың басында кең айналыста болғанын және географиялық нысана - ориентир есебінде жақсы қызмет жасағынын білдіреді. Дегенмен Кереку Коряковтен шықты дейтін гипотезаның тас – талқанын шығару үшін XYIIIғасырға дейінгі дерек керек. Біз ондай деректі 1697 жылы Ресейдің әскери, жолаушы қауымына кең танылған Ремезов картасынан табамыз. Қазіргі Павлодар қаласы орналасқан Ертістің орта тұсында Жәміштен елу шақырымдай жерде Ремезов қартасында Кереку жар аталатын топоним тұр. Кереге жардан шағысқа қарай «Верблюжий яр», «Толокнянные горы», одан әрі «Жәміш көлі» және сауда жасайтын орындар көрсетілген. Ремезов қартасында Ертістің сол жағалауында батысқа қарай «Шабақта арал», «Шепелеу жар», одан әрі «Яр Аллабердыев», «Старой Иртыш», одан әрі Қызыл жар т.б. топонимдер белгіленген. /Гольденберг Л.А. «Хорографическая карта Сибири чертежная книга» С.У. Ремезова/ Вопросы истории . – 1962. № 6. – с.183 – 185.; Матвеев А.В; Яворская Л.Я. Территория Современной Омской области на листах «Хорографической книги чертежной Сибири» С.У. Ремезова / 1697 – 1711 гг./. Известия Омского государственного историко – краеведческого музея. 2003. № 10. – с. 147 – 162. Біз Павлодар облысының аумағына қатысты Ремезов қартасының деректерін бергені үшін омбылық ғалым А.В. Матвеевке алғысымызды айтамыз. ОртаЕртісбойынакелгенресейліктеросыжердегіқалыптасқантопонимдердімүмкіндігіншепайдаланды. Егер біз орыстың алғашқы бекініс, форпост, қоныстарын қарасақ, бәрінің де атауы тарихи топонимге барып тіреледі. Қараңыз – Тобольск, Тара, Омбы, Ачаир, Осморыжск /восемь рыжых жеребцов/, Пяторыжск / бес жирен айғыржары/, Чернояр /Қаражар/, Железинск /Темірқаш/, Семияр /Жетіжар/ т.б. Бірде – біржердеадаматыжоқ. СолсияқтыКоряковтеалдында «Керегежар» /Керекуяр/, одан кейін біртіндеп славян лексикасының әсерімен Коряков ярға айналған. Қорыта келе айтатынымыз, Кереку атауы Орта Ертіс өңірінің ең көне тарихи атауларының бірі. Оның топоним есебінде қолданысқа енген уақыты көне түркі, оның ішінде қимақ дәуірі. Мағыналық және тарихи құндылығы тұрғысынан «Кереку» атауы осы өңірдегі Сырлықала, Қазалы, Қалабалғасын т.б. атауларымен шендес. «Кереку» – «Керегежар» сөзінің көне түркі тіліндегі нұсқасы болып табылады. Жамбыл АРТЫҚБАЕВ, тарих ғылымдарының докторы «Ертіс дидары» газеті http://www.ertisdidary.ucoz.kz/ http://www.abai.kz/content/kereku-atauyny-shy-u-t-rkini-men-ma-ynasy Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 10 июня, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 10 июня, 2011 Попытался проецировать географические названия Павлодарского Прииртышья нач.18 века (по путевым заметкам капитана Ивана Унковского при поездке к джунгарскому хунтайджи Цэван-Рабтану) на современные их названия. …путь шел от Москвы до Тобольска, от Тобольска вверх по Иртышу до Семиполатной крепости (Семипалатинск), от нее до урги хунтайджи… Месяц август 1722 г.: 4. От Омской крепости поехали. 5. Прошли речку Чаир (ныне такой речки нет, каз: Шайыр, ныне с.Ачаир на юге Омской обл.) АКБ: надо особо заметить, что большинство упомянутых Унковским речек ныне не существует, Иртыш за неполных 300 лет сильно изменил русло и обмелел, речки как притоки Иртыша ныне имеются лишь в заливных поймах - 1 в районе Осьмерыжска, см: п.12, остальные в промежутке реки от с.Песчаное до с.Чернорецкое и изредка выше г.Павлодара. Что подтверждается тем, что названия речек сохранились в названиях населенных пунктов). 6. Прошли речку Боршевку, речку Орловку, речку Ахмас (ныне с.Большой Атмас на юге Омской обл.?) (ныне таких речек нет). 9. Прошли речку Окуневку (ныне такой речки нет). 10. Пришли к Железенской крепости (каз: Темірқала, ныне рай. центр Железинка) и того ж дня оную прошли. В ночи явился выходец из Казачей орды, которому дав лодку, отпустили в Железенку (на противоположном левом берегу Иртыша другими исследователями 17 в. и на первых картах региона указываются «Белые воды», ныне существует с.Беловодск или бывший с/з им.Суворова). 11. Проехали речку Железенку (ныне такой речки нет) и урочища (зимовки) третьяго, четвертого и пятого рышка (каз: Бес жирен айғыр, рус: Пяти рыжих жеребцов, ныне есть лишь с.Пятирыжск), и тут на берегу явились 2 барабинския бабы, которые выбежали из полону от Казачей орды, и оным дав лодку, отпустили в Железенскую крепость и до Тары. 12. Прошли урочища шестого, седьмого и осьмого рышков (ныне есть лишь с.Осьмерыжск). Здесь зело много змей бывает (от змей не осталось и духу))): 13. Проехали урочища 12 перегребов. Оные для того именуются, что с судами с берега на берег переезжают, понеже для лесу бичевою идти невозможно. 14. Проехали яр Алайбердев (ныне название не сохранилось, но на высоком яру, высота около 123 м., располагается казахское кладбище, возможно название по нему. Рядом есть зимовка Амангельды). 15. Прошли речку Шадринскую (ныне ее нет) и встретились с капитаном Иваном Алексеевым. Оной ехал от Семиполатной крепости со зверьми и птицами. 16. Прошли речку Алачу (ныне ее нет) и Изменной яр. Оной для того Изменой называется, сказывают, что в давных годех пленные поляки посланы были к Ямышеву по соль на дощениках и выбрались с дощеников на оной яр, ушли; того ради оной именуется Изменой. 17. Увидели в степи людей и послали парию, но русские к Ямышеву с торгом ехали из Омской крепости. 19. Прошли урочище Казненой яр. Для того оной Казненой называется, понеже в 1713 г. ходил к Ямышеву с караваном тобольской дворянин Василий Турской и казнил на оном яру тарского конного казака Ивана Драчку; сказывают, будто за то, что у него нашел заповедную лисицу. 20. Прошли урочище Скородум яр и Коряков яр (каз: Кереку жар, ныне г.Павлодар, сам яр находится на набережной). АКБ: не упомянут Черный яр не доходя до Корякова яра километров 25, каз: Қара жар или Шәукен). 22. Проехали устье Беловодья (приток Иртыша каз: Ақсу, ныне на том месте г.Аксу, бывший г.Ермак). 24. Прошли Красной яр, Верблюжей яр, Толоконныя горы. 25. Дошли до Ямышевской крепости (целебное озеро, каз: Емші, ныне недалеко от него есть с.Ямышево, каз: Тұзқала). При Ямышеве умедлили по 28-е число, понеже солдатам и работным людям провиант принимали. 27. От крепости ездили смотреть озеро, в котором соль родится такова хороша и бела, какова вареная бывает, и оною солью мало что не вся Сибирь довольствуется (позже промысел соли на Ямыше прекратился и перешел к более обширным соляным озерам: Курмантуз, Тобылжантуз, Калкамантуз и др.). 28. От Ямышевской крепости пошли. Проехали Каландеров остров. 29. Прошли Черную речку, верхнее устье Беловодья. 30. Прошли Качиру (вероятнее всего ошибка в путевом жургале, т.к. урочище, а ныне рай. центр Качиры, каз: Қашыр находится между Алайбердыевым яром, см: п.14 и Черным яром, см: п.20 или в 100 км. от Корякова яра вниз по Иртышу); тут видели 12 салов или плотов, на которых Казачей орды люди перевозились, и оные салы сожгли. От Качиры началися быть по берегам каменья, а от Тобольская до оного урочища каменья не было. Месяц сентябрь 1722 г.: 1. Прошли 2 яра, именуемые Личинные; во оных красной глины много, и алебастр есть 2. Проехали нижнее устье Калбасунское (по названию стариной башни Калбагасун, каз: Қалабалғасын, Майский район Павлодарской обл., левый берег Иртыша). 3. Прошли верхнее устье Калбасунское. Отсель вода быстряй четет (ныне с.Подпуск, происходит от «под спуск», т.е. дорога шла под уклон в долину Иртыша). Тут был построен острожек, в котором зимовал Борис Чередов с тремя стами служилыми людьми. 4. Проехали Черной яр (вероятно ошибка, см: п.20). Далее на территории нынешней Семипалатинской обл. (вошла в ВКО) в степи упоминается великая каменная сопка Голма-Толгой (калм: ________-Голова), «подобная стогу, 1000 сажен в окружности 100 сажен в высоту». Ввозможно известная сопка Караул-Тобе? А также Гурбан-Чар (калм: Три-_________). Возможно Шар, Чарск или Уш-Тобе? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Doctorcar Опубликовано 30 августа, 2011 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2011 Здравствуйте АксКерБорж.Вы не могли-бы точно сказать,где именно проходила Спиридоновская ярмарка в Ямышево. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Shalkar Опубликовано 4 сентября, 2011 Поделиться Опубликовано 4 сентября, 2011 Далее на территории нынешней Семипалатинской обл. (вошла в ВКО) в степи упоминается великая каменная сопка Голма-Толгой (калм: ________-Голова), «подобная стогу, 1000 сажен в окружности 100 сажен в высоту». Ввозможно известная сопка Караул-Тобе? А также Гурбан-Чар (калм: Три-_________). Возможно Шар, Чарск или Уш-Тобе? Голма-Толгой возможно гора Толагай. Гурбан - Чар Уш биик. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 19 сентября, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 19 сентября, 2017 В 10.06.2011 в 14:01, АксКерБорж сказал: Попытался проецировать географические названия Павлодарского Прииртышья нач.18 века (по путевым заметкам капитана Ивана Унковского при поездке к джунгарскому хунтайджи Цэван-Рабтану) на современные их названия. …путь шел от Москвы до Тобольска, от Тобольска вверх по Иртышу до Семиполатной крепости (Семипалатинск), от нее до урги хунтайджи… Месяц август 1722 г.: 4. От Омской крепости поехали. 14. Проехали яр Алайбердев (ныне название не сохранилось, но на высоком яру, высота около 123 м., располагается казахское кладбище, возможно название по нему. Рядом есть зимовка Амангельды). В последние теплые дни осени по пути с рыбалки остановился в предполагаемом мной месте "Аллаберды жары" или "Яр Алайбердев", приблизительно 140 км. трассы Павлодар - Омск. Место живописное. На высоком яру казахское кладбище. Есть ли там старинная могила, которую можно было бы отождествлять с могилой Аллаберды, не знаю, не ходил туда. Место представляет собой резкий географический контраст - здесь встречается степь с сугубо степными травами, которая резко обрывается на яру, с плодородной зеленой поймой Иртыша с множеством малых приток в низине. Правда высота яра уже совершенно не та. Кстати и упоминаемых капитаном Унковским на пути от Омска до Коряков яра (ныне Павлодар) многочисленных рек на правобережье Иртыша давным давно нет и в помине, ни одной! Фотки с телефона: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться