Перейти к содержанию
Hadji-Murat

Валахи ~ волохи ~ влахи

Рекомендуемые сообщения

Этимология этнического названия "влах".

Сведения, которые изложил в своем письменном труде Гильом де Рубрук, позволяют выдвинуть предположение о происхождении этнонима, встречающегося в русском языке в вариантах валах, влах и волох. Начиная с X в. в византийских, славянских, а затем и венгерских источниках этим именем называли предков румын, молдаван, аромун и др., т.е. ту часть населения Европы, которая говорила на восточнороманском языке.

Будучи посланником французского короля Людовика IX на Восток к Великому монгольскому хану, Рубрук проехал многие земли и изложил в своем труде информацию о виденном и услышанном им о разных народах и странах. Он сообщает, что “Валахия – земля, принадлежащая Ассану”; далее в тексте повествуется о том, что “И вблизи Паскатир (т.е. башкир – автор) живут Иллак, что значит то же, что Блак, но Татары не умеют произносить ; от них произошли те, кто живет в земле Ассана. Ибо обоих, как тех, так и этих, именуют Иллак” .

По всей вероятности, появление формы Illac обусловлено неправильным прочтением написания слова Ulac (ср. венгерск. Olah ‘влах, румын’), представляющего собой произносительный вариант этнонима Blac ‘валах’ (ср. греческ. Blákoi ‘валахи’) – в результате ошибочного восприятия буквы U как сочетания Il. Искажения в передаче иностранных слов автором текста, усугубленные лицами, переписывавшими труд с оригинала или исходной копии, имеют субъективные и объективные причины.

Если правильное воспроизведение переписчиком сомнительных фрагментов “однородного” текста корректировалась, что обеспечивалось знанием языка изложения, то неясная запись незнакомых для него этнонимов, топонимов, антропонимов, этнографизмов и слов некоторых других семантических разрядов нередко приводила к ошибкам при копировании. Например, название русского городка Данилов, записанное посланцем римского папы Плано Карпини латинскими буквами как Danilove, было передано в последующих изданиях его труда в виде Darifone, возможно, из-за особенностей индивидуального почерка автора, предшествующего переписчика или плохой сохранности определенного места в тексте. Мы видим, что некоторое сходство в написании отдельных букв привело к замене следующих знаков в приведенном топониме: n – r, l – f, v – n. Написанный с помощью арабской графики этноним harluh (< тюркск. qarluq) был прочитан как hazladj, видимо, из-за изъянов бумаги - у букв r и конечной h ошибочно увидели точки, что привело к восприятию их в качестве символов, передающих звуки [z] и [dj].

Слово Blac представляется передачей тюркской лексемы bulaq, которая входила в состав названий небольшой народности Qara-bulaq, обитавшей в прежние времена на Северном Кавказе (Ингушетия), и средневекового племени из Дешт-и Кипчака alqa-bulaq. Известное с V века племя bulaq в середине VII века вместе с племенами çigil и taşlıq образовали союз племен üç qarluq на территории между горами Алтая и оз. Балхаш.

Средневековый историк Абульгази упоминает в ряду с урусами, маджарами и башкурдами народность авлак. Судя по всему, этноним awlaq ( < *ablaq) представляет собой арабскую форму множественного числа от слова wulaq (bulaq).

Нельзя исключить, что так именовались представители небольшого грекоязычного скотоводческого этноса на Балканском полуострове, ныне известные как каракацаны и саракацаны (qara-qaçan и sarı-qaçan). Вероятно, позже, после восприятия ими романского языка, их исконным именем тюрки Восточной или Южной Европы, а затем и соседние народы стали обозначать тех, кто говорил на этом языке, в том числе и предков румын.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу идентичности блак-эфлак-гарабулак есть интересные сообщения в работе покойного проф. Фахреддина Кырзыоглу: ‘Kür ve Çoruk boylarında kıpçaklar’.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу идентичности блак - эфлак - гарабулак есть интересные сообщения в работе покойного проф. Фахреддина Кырзы-оглу: ‘Kür ve Çoruk boylarında kıpçaklar’.

UltraAslan, спасибо за информацию. Есть ли в Интернете электронный вариант этой работы?

Похожие предположения, высказанные разными людьми в разное время, не зависимо друг от друга, представляются свидетельством в пользу того, что эти предположения, скорее всего, соответствуют истине. После помещения на форуме своей версии о близости этнонимов "катиар" (эпоха античности) и "акацир" (средневековье), на одном из сайтов недавно обнаружил аналогичное сближение.

Отмечу, что в тюркологии утвердилось ошибочное мнение о том, что "акацир" - это искаженная форма сложного названия ağaç eri якобы 'лесные люди' и семантически соответствует этнониму miyş'ar.

К слову сказать, предполагают, что в этнических названиях awar, afşar (awşar), qadjar (катиары, каджары) ~ qazar (хазары) ~ aq-qazır (акациры ~ акатиры) ~ kedar (гунны-кидариты), bulğar ~ bolğar, madjar (маджары, мазары, мадьяры) ~ mıyş'ar (мишари), tatar ~ tadar ~ teder, sawar ~ sawır ~ suwar, qabar (кавары) ~ qabır - компонент -ar восходит к лексеме 'ar ~ er ~ iyr 'муж; мужчина; герой'. Лингвистический анализ слова qatyar ~ qadjar ~ qadar ~ qajar ~ qajır ~ kejir показал, что это не так. Перечисленные этнонимы представляют собой причастия будущего времени, где формант -ar ~ -er является соответствующим глагольным аффиксом.

Рассмотрение ряда названия родов показывает, что они нередко восходят к эпонимам, именам собственным родоначальников или знаменитых правителей. Исходя из этого вывода, можно предположить, что древний этноним qadjar ~ qatyar ~ qadar ~ kedar ~ qazar изначально - имя собственное, пожелание ребенку быть сильным, несгибаемым. Похожие имена-дезидеративы: казахск. Köb-jasar 'Будет долго жить' ~ тюркск. Yaşar ~ карачаево-балкарск. Djaşar 'Будет жить', карачаево-балкарск. Tutar 'Поймает, Схватит', карачаево-балкарск. Quş djeter 'Догонит птицу (орла)' и т.д.

P.S. Сейчас бегло просмотрел сочинение Приска Панийского и обнаружил новое подтверждение своей догадки: он упоминает "уннов-акатиров" и "уннов-кидаритов" (обитавших севернее Кавказских гор).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

UltraAslan, спасибо за информацию. Есть ли в Интернете электронный вариант этой работы?

Похожие предположения, высказанные разными людьми в разное время, не зависимо друг от друга, представляются свидетельством в пользу того, что эти предположения, скорее всего, соответствуют истине. После помещения на форуме своей версии о близости этнонимов "катиар" (эпоха античности) и "акацир" (средневековье), на одном из сайтов недавно обнаружил аналогичное сближение.

нет именно этой работы пока нету. Я попрошу приятеля отсканировать и загрузить эту книгу. Но можно загрузить другие книги этого автора:

M.F. Kırzıoğlu, ‘Karapapaklar: Borçalı-Kazak uruğu’nun Kür-Aras Boylarındakı 1800Yılı’

M.F. Kırzıoğlu, ‘'Dağıstan-Aras-Dicle-Altay ve Türkistan Türk Boylarından Kürtler'

По ссылкам можно пройтись здесь:

http://forum.turan.info/showthread.php?t=5947

http://forum.turan.info/showthread.php?t=6365

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этимология этнического названия "влах".

Нельзя исключить, что так именовались представители небольшого грекоязычного скотоводческого этноса на Балканском полуострове, ныне известные как каракацаны и саракацаны (qara-qaçan и sarı-qaçan). Вероятно, позже, после восприятия ими романского языка, их исконным именем тюрки Восточной или Южной Европы, а затем и соседние народы стали обозначать тех, кто говорил на этом языке, в том числе и предков румын.

Поисковая система Интернета помогла обнаружить информацию, где содержатся предположения, совпадающие по сути с догадкой, изложенной в вышеприведенном абзаце.

КАРАКАЧАНЫ, каракацаны ~ саракацаны (греки наз. влахами), народ в горных р-нах Греции (Фессалия, Македония, Эпир, Пелопоннес), Юго-Зап. Болгарии, Македонии.

Числ. 12 тыс. чел., в т.ч. в Греции 10 тыс. чел. Говорят на особом говоре новогреческого языка. Верующие - православные. До сер. XX в. в большинстве занимались отгонным скотоводством, сохраняли своеобразный пастушеский быт и пережитки родоплеменного деления. Во 2-й пол. XX в. оседают на земле, сливаются с местным населением. Скорее всего, каракачаны - грецизированные тюрки.

КАРАКАЧАНЫ (греч. Σαρακατσάνοι, саракацаны, влахи) — этническая группа в горных областях Греции (около 10 тысяч), юго-западной Болгарии (4 тысячи [2001]), Македонии. Говорят на диалекте новогреческого языка. Верующие — православные. До середины XX века основным занятием каракачанов являлось отгонное скотоводство.

По одной гипотезе каракачаны являются перешедшими на греческий язык фракийцами (античное местное население Фракии), по другой — влахами, по третьей — тюрками.

КАРАКАЧАНЫ (самоназвания каракацаны, саракацаны, влахи) - народность общей численностью 12 тыс. чел. Основные страны расселения: Греция - 10 тыс. чел. Другие страны расселения: Болгария - 1 тыс. чел., Югославия - 1 тыс. чел. Язык - особый говор новогреческого языка. Религиозная принадлежность верующих: православные.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асени (болг. Асеневци) — династия болгарских царей, между 1187 и 1280 годами. Династия основана братьями Петром и Иваном Асенем, от прозвища которого собственно и получила название династия. На рубеже 1185 и 1186 годов из-за повышения налогов в Болгарии начинается восстание против Византии, которое возглавили братья. В результате победы восстания было создано Второе Болгарское царство, первыми правителями которого и стали братья.

Первые цари из династии Асень носили титул «Цари Болгар и Валах», в годы наивысшего расцвета государства царь Иван Асень II называл себя «Царь Болгар и Грек». Вильгельм Рубрук в своём знаменитом письменном труде упоминал имя Асень в форме Ассан.

Происхождение династии, особенно национальность трех братьев Асень (Петра, Ивана Асеня и Калояна) остаются предметом дискуссии. Есть три основных гипотезы относительно их происхождения:

1. Валашская теория (румыны или аромуны) — основана на том, что в хрониках прямо говорится о том что братья — влахи. Реальна, если вспомнить сообщение В. Рубрука: Blak = *Ulak, т.е. иметь ввиду тюркское племя Bulaq.

2. Болгарская теория — основана на предположении, что братья влахи не по национальности, а выходцы из области Валахия. Реальна при условии под именем "болгары" понимать тюрков-булгар (протоболгар). И одно время в Болгарии даже правила половецкая по происхождению династия Тертеровичей.

3. Тюркская теория (половцы или печенеги) — некоторые имена первых правителей имеют тюркское происхождение. Например, Белгун прозвище Ивана Асеня является производным от тюркского bilgun, который означал «мудрый». Реальна: "После смерти Калояна на престол вступает царь Борил. Историки предполагают, что он был из организаторов заговора против Калояна. После его вступления на престол он начинает гонения на Асеней. Возможным претендентам на престол приходится спасаться бегством — среди них и будущий царь Иван Асень II, сын Ивана Асеня I. Он убегает сначала к половцам (соплеменникам?), а потом в Галицко-Волынское княжество".

Цитата: "Покоренная еще во времена Василия II Болгаробойцы Болгария, после нескольких неудачных попыток возвратить себе независимость, свергла византийское иго и в 1186 году образовала так называемое Второе Болгарское царство. В конечном успехе болгарского движения сыграли видную роль не только славяне, но и тюркский элемент в лице половцев, или куманов, и романский элемент в лице валахов, или румын".

Цитата: "Половцы оказали значимое влияние на Второе Болгарское царство и были надежным союзником болгар в период становления второго царства. Половцы были участниками самых знаменитых сражений болгарских царей из династии Асень, являлись союзниками в лучшие годы второго царства болгар и были одним из народов, ассимилированных болгарами в Средневековье.

Первое упоминание половцев в Болгарии встречается в 1186 году, когда царь Иван Асень I внезапно перешёл Дунай с большой вспомогательной армией из половцев, чем сорвал подавление восстания болгар императором Исаака II Ангела. В 1190 году Исаак II Ангел отправил специальный флот, целью которого было препятствовать половцам прийти на помощь осаждённым болгарам. Однако слух о том, что блокада Дуная прорвана, и половцы перешли Дунай, посеял панику среди византийцев и способствовал дальнейшему поражению императорских войск.

Во время правления младшего брата царей Асеня и Петра — Калояна, половцы кроме союзников превратились и в подданных, занимали высочайшие должности в государстве, участвовали в управлении. Жена Калояна была дочерью половецкого хана, а её брат половец Манастр являлся болгарским полководцем, одним из самых приближенных соратников Калояна".

Цитата: "В 1204 году венгерский король Эммерих I пожаловался папе Инокентию III, что царь Калоян использовал против него «языческую армию», имея ввиду половцев.

Половцы принимали также решающее участие в знаменитой Битве под Адрианополем, в которой были разгромлены войска IV Крестового похода и пленен император Латинской империи.

Иоаннис, король Блакии (т.е. Калоян, правитель Валахии), шел на помощь тем, кто был в Андринополе, с огромным войском: он привел с собой блаков, и бугров, и чуть ли не сорок тысяч куменов, которые были нехристями...

В этой битве половецкая конница сыграла решающую роль: сделав два заманивающих манёвра два дня подряд, половцам удалось вызвать на преследование тяжелую кавалерию графа Луи дё Блуа, а за ним и всю рыцарскую конницу. Половцам удалось заманить их в места, в которых их ожидали в засаде болгары. Так погибло все рыцарское войско.

Половцы успели в последний момент подоспеть к небольшой армии Ивана Асеня II в знаменитой для болгар Битве при Клокотнице в 1230 году. Тем самым они в очередной раз вписали свое имя в зал славы, так как Ивану Асеню II удалось победить многократно превышавшую количеством воинов эпирскую армию и взять в плен очередного императора — деспота Эпира, Феодора Комнина со всей его семьей".

Примечание: Kaloyan the Romanslayer (Bulgarian: Калоян Ромеоубиец), Ivan II (Иван II, also Йоан II, Ioan II, in English John II), ruled as emperor (tsar) of Bulgaria 1197-1207. He was born in about 1168/1169. The name Kaloyan (in Latin Caloiohannes), signifies the "Good John" or the "Handsome John", and is derived from Greek Kaloiōannēs, a standard augmentation of the names of Byzantine emperors named "John" (Iōannēs) in the Komnenian and later periods. (Byzantine enemies secretly called him Skyloïōannēs, or the "Dog Ioan".) Another of his nicknames was Ioannitsa (Йоаница, Ioannica), variously rendered Ioannitza, Ivanitsa (Иваница, Ivanica), a diminutive form of Ivan or Ioan (John in Еnglish).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати встречал отождествление Асеней с династией Ашина.

Скорее из етнонима ас - Асин, где зв. И на кумано-кыпчакской языковой основе переходит в Е, как и в казано-татарском языке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Асени (болг. Асеневци) — династия болгарских царей, между 1187 и 1280 годами. Династия основана братьями Петром и Иваном Асенем, от прозвища которого собственно и получила название династия.

3. Тюркская теория (половцы или печенеги) — некоторые имена первых правителей имеют тюркское происхождение.

Цитата: "Половцы оказали значимое влияние на Второе Болгарское царство и были надежным союзником болгар в период становления второго царства. Половцы были участниками самых знаменитых сражений болгарских царей из династии Асень, являлись союзниками в лучшие годы второго царства болгар и были одним из народов, ассимилированных болгарами в Средневековье.

Болгарская династия Асеневци основана кыпчако-куманами по происхождению, братьями Асенем и Петром.

В навечерии Второго Болгарского Царства много куманов пересекли Дунай и установились в Болгарии.

С течением времени они интегрировались в болгарской народности.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, встречал отождествление Асеней с династией Ашина.

Пока не будут найдены достоверные факты, свидетельствующие об истинном значении имени (прозвища?) "Асень", либо приведены наиболее веские доводы, все предположения будут произвольно строиться лишь на его звуковом сходстве с каким-либо словом. Например, у меня это имя ассоциируется с арабским антропонимом H`as`an, которое у крымских татар встречается в виде Asan, у казахов в вариантах: Asan ~ Hasen ~ Qasen.

Между прочим, исторический персонаж, имя которого сохранил нам казахский фольклор вместе с прозвищем - Asan-Qayğı, букв. 'Хасан-Печаль', много путешествовал в поисках благодатной земли. Мы знаем, что некоторые из наших предков бывали на Ближнем Востоке (где встречали немалое число соплеменников), посещали священную Мекку, знакомились с культурой далёких стран, входящих в мир Dar ul-Islam. В этом контексте интересно отметить то, что в сказках "Тысячи и одной ночи" упоминается человек по имени "Хасан-Многопечальный". Нельзя исключить, что это был наш знаменитый Асан-Кайгы.

Вспомним, что Вильгельм Рубрук писал имя Асень в форме Assan. Известно, что кыпчаки, ушедшие в Венгрию и Болгарию, со временем приняли новую религию. Учитывая то обстоятельство, что имена легко заимствуются, все же возникает вопрос: могли ли некоторые из западных христианизированных кочевников носить мусульманские антропонимы, например, в качестве второго, домашнего прозвания?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

UltraAslan, спасибо за информацию. Есть ли в Интернете электронный вариант этой работы?

Hayırlı geceler Hacı Murat!

Есть приятная новость о книге. Товарищ обещает в ближайшие дни ее выставить. Следите:

http://forum.turan.info/showthread.php?p=89050#post89050

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пока не будут найдены достоверные факты, свидетельствующие об истинном значении имени (прозвища?) "Асень", либо приведены наиболее веские доводы, все предположения будут произвольно строиться лишь на его звуковом сходстве с каким-либо словом. Например, у меня это имя ассоциируется с арабским антропонимом H`as`an, которое у крымских татар встречается в виде Asan, у казахов в вариантах: Asan ~ Hasen ~ Qasen.

Невозможно обосновать культурно-исторически.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Невозможно обосновать культурно-исторически.

Среди поволжских татар существует этно-конфессиональная группа kr'aşen 'крещёные', исповедывающие православие. Имена, которые носят большая часть крящен, заимствованы у русских. Но помню с детства, как к матери приходила молодая женщина-крященка, с которой моя родительница вела беседу на родном татарском языке. Так, вот, эту женщину звали арабским именем `Amina, а её сына - Kabir (арабск. 'большой'). На одном из сайтов в Интернете прочитал, что нынешний министр внутренних дел Российской федерации Рашид Нургалиев - выходец из группы крещёных татар. Казалось бы, культурно-исторически подобное явление обосновать трудно. Но факты - упрямая вещь!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Hayırlı geceler Hacı Murat!

Есть приятная новость о книге. Товарищ обещает в ближайшие дни ее выставить. Следите:

http://forum.turan.info/showthread.php?p=89050#post89050

İyi günler, kardeş UltraAslan! Teşekkür ederim müjde, iyi haber için. Sağ ol, köp rahmet!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Пока не будут найдены достоверные факты, свидетельствующие об истинном значении имени (прозвища?) "Асень", либо приведены наиболее веские доводы, все предположения будут произвольно строиться лишь на его звуковом сходстве с каким-либо словом. Например, у меня это имя ассоциируется с арабским антропонимом H`as`an, которое у крымских татар встречается в виде Asan, у казахов в вариантах: Asan ~ Hasen ~ Qasen.

А у меня имя "Асень" ассоциируется с фамилией Великого русского поэта Сергея Александровича Есенина. Бывало, что он так и подписывал свои стихи: С. Есен (хотя, наверное, для сокращения. А может, что-то знал об этимологии своей фамилии).

Скорее из етнонима ас - Асин, где звук И на кумано-кыпчакской языковой основе переходит в Е, как и в казано-татарском языке.

http://kitap.net.ru/mingazov/2.php

В случае нахождения тюркского имени ЕСЕН-ИСЕН можно было бы с полной уверенностью говорить о тюркской версии происхождения фамилии Есенин.

Имя Есен-Исен сейчас встречается крайне редко.

Причем, если оно означает "здоровье", "благополучие", то на языке современных казанских татар звучит как Исян.

Фонетика этого слова в форме Есен свойственна более южным тюркоязычным народам - например, ногайцам и казахам.

Казахская фамилия ЕСЕНБЕРЛИН как раз включает в себя слово Есен как компонент.

Многие современные казахские роды имеют в своем названии именно это слово. Это роды ЕСЕНБАК, ЕСЕНКАЛА, ЕСЕНГЕЛЬДЫ, ЕСЕНБАЙ, ЕСЕНТАЙ и, наконец, есть род, который так и называется - ЕСЕН .

Следовательно, именно фонетическая форма Есен (а не Исян) косвенно указывает, что слово пришло в Мещеру не со стороны Волжской Булгарии, а со стороны тюркских кочевых ханств вероятнее всего во времена распада Улуса Джучи.

Подтверждение этому находим в работе А.Х.ХАЛИКОВА "500 русских фамилий булгаро-татарского происхождения. Казань 1992.с.92.

"ИCEHEBЫ. Cлyжилыe тaтapы — Иceнeв Бaйгильдeй, cтaницa (глaвa) cлyжилыx тaтap, yчacтвoвaл в pyccкoм пocoльcтвe нa Aзoв в 1592 roдy (Caввa В.И. О посольском приказе в XVI веке. Харьков,1917, c. 256, 257);.

Иceнчюpa, cлyжилый тaтapин, гoнeц в Hoгaи в 1578 roдy (Caввa 1917, c• 176). Tюpкcкими являютcя вce фaмилии и имeнa, cвязaнныe c этими cooбщeниями. Пpoзвищe чюpa былo xapaктepнo для вoлжcкиx бyлгap, пoэтoмy вoзмoжeн выxoд нeкoтopыx Иceнeвыx и из бyлгapcкoй cpeды."

Таким образом, А.Х.Халиков также указывает на двухкомпонентность: Исен ( Есен ) + чура, где "чура" означает воин.

Окончательный ответ на вопрос - были ли реальные исторические личности с тюркским именем Есен в Мещере можно найти в архивных документах, а именно в переписке Ивана III и ногайского князя Шейдяка содержится письмо ногайского мурзы Ураз-Бердия к своему сыну - ЕСЕНЬ-БЕРДИЮ, служившего в то время у князя Мунмыша в Мещере. Письмо датируется не позже 1505 года. (см. Щербатов М. "История России с древнейших времен. СПб., 1786. Т.5, ч.1: Выписка из древних грамот. Дела ногайские." В книге ТАТАРЫ. Серия "Народы и культуры" - М.: Наука, 2001.с.130.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Среди поволжских татар существует этно-конфессиональная группа kr'aşen 'крещёные', исповедывающие православие. Имена, которые носят большая часть крящен, заимствованы у русских.

Что и говорить. Вот прелюбопытнейшее известие о повальном крещении сибирских тюрков.

В 1876 году в деревне Асхыз русскими миссионерами одновременно было крещено 3 тыс. хакасов, причем все мужчины вместе приняли имя Владимир, а все женщины Мария. [Ислам Қабышұлы. Тұран әлемі. Түркі-моңғол халықтыраның тарихы (Туранский Мир. История тюрко-монгольских народов). Алматы: Санат, 2007. С.286]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Этимология этнического названия "влах".

Сведения, которые изложил в своем письменном труде Гильом де Рубрук, позволяют выдвинуть предположение о происхождении этнонима, встречающегося в русском языке в вариантах валах, влах и волох. Начиная с X в. в византийских, славянских, а затем и венгерских источниках этим именем называли предков румын, молдаван, аромун и др., т.е. ту часть населения Европы, которая говорила на восточнороманском языке.

Будучи посланником французского короля Людовика IX на Восток к Великому монгольскому хану, Рубрук проехал многие земли и изложил в своем труде информацию о виденном и услышанном им о разных народах и странах. Он сообщает, что “Валахия – земля, принадлежащая Ассану”; далее в тексте повествуется о том, что “И вблизи Паскатир (т.е. башкир – автор) живут Иллак, что значит то же, что Блак, но Татары не умеют произносить ; от них произошли те, кто живет в земле Ассана. Ибо обоих, как тех, так и этих, именуют Иллак” .

По всей вероятности, появление формы Illac обусловлено неправильным прочтением написания слова Ulac (ср. венгерск. Olah ‘влах, румын’), представляющего собой произносительный вариант этнонима Blac ‘валах’ (ср. греческ. Blákoi ‘валахи’) – в результате ошибочного восприятия буквы U как сочетания Il. Искажения в передаче иностранных слов автором текста, усугубленные лицами, переписывавшими труд с оригинала или исходной копии, имеют субъективные и объективные причины.

Если правильное воспроизведение переписчиком сомнительных фрагментов “однородного” текста корректировалась, что обеспечивалось знанием языка изложения, то неясная запись незнакомых для него этнонимов, топонимов, антропонимов, этнографизмов и слов некоторых других семантических разрядов нередко приводила к ошибкам при копировании. Например, название русского городка Данилов, записанное посланцем римского папы Плано Карпини латинскими буквами как Danilove, было передано в последующих изданиях его труда в виде Darifone, возможно, из-за особенностей индивидуального почерка автора, предшествующего переписчика или плохой сохранности определенного места в тексте. Мы видим, что некоторое сходство в написании отдельных букв привело к замене следующих знаков в приведенном топониме: n – r, l – f, v – n. Написанный с помощью арабской графики этноним harluh (< тюркск. qarluq) был прочитан как hazladj, видимо, из-за изъянов бумаги - у букв r и конечной h ошибочно увидели точки, что привело к восприятию их в качестве символов, передающих звуки [z] и [dj].

Слово Blac представляется передачей тюркской лексемы bulaq, которая входила в состав названий небольшой народности Qara-bulaq, обитавшей в прежние времена на Северном Кавказе (Ингушетия), и средневекового племени из Дешт-и Кипчака alqa-bulaq. Известное с V века племя bulaq в середине VII века вместе с племенами çigil и taşlıq образовали союз племен üç qarluq на территории между горами Алтая и оз. Балхаш.

Средневековый историк Абульгази упоминает в ряду с урусами, маджарами и башкурдами народность авлак. Судя по всему, этноним awlaq ( < *ablaq) представляет собой арабскую форму множественного числа от слова wulaq (bulaq).

Нельзя исключить, что так именовались представители небольшого грекоязычного скотоводческого этноса на Балканском полуострове, ныне известные как каракацаны и саракацаны (qara-qaçan и sarı-qaçan). Вероятно, позже, после восприятия ими романского языка, их исконным именем тюрки Восточной или Южной Европы, а затем и соседние народы стали обозначать тех, кто говорил на этом языке, в том числе и предков румын.

"Волох/Волохи" в източноевропейскими язиками имеет две значения:

1) "латиноезиноезичние люди"

2) "пастухи" - ето значние вторичное, потому что волохи (восточнолатиноязичние, изключая аромъни, которие явля/тся земледелцами) в Средневековие занималис основном пастушестве.

Корен етнонима (скорее екзонима) является ИЕ-ским (келским); Коренное название използувалос древеними германцами для обозночение "чуджих" , вкл. романоязичними. Таким способом, слово превратилос в романским екзониме в осталними язиками..

---

Болгарская фамилия Асеневци (от Асен*) имеет печенежкое (печенежко-болгарское), а не куманское произходжение.

*Асѣнъ, име на царе от ВБД. Това име е сигурно /тюркско/ и е еднакво с тюркските ЛИ Esän, Esän Buqa, Esän Qaja, Esän Tegin, Esän Temür ~ esän “здрав, невредим” (Древнотюркский словарь, с. 183). Широката гласна [ä] се предава на старобългарски с широката ятова гласна. Името няма общо с българското ясен, което в старобългарски гласи ıаснъ."

http://nauka.bg/forum/index.php?showtopic=9915&st=80

Смотрите: #89 Ka40 Публикувано: Вчера, 07:21

Смотрите тоже: #85 nik1 Публикувано: Вчера, 04:44

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Волох/Волохи" в източноевропейскими язиками имеет две значения:

1) "латиноезиноезичние люди"

2) "пастухи" - ето значние вторичное, потому что волохи (восточнолатиноязичние, изключая аромъни, которие явля/тся земледелцами) в Средневековие занималис основном пастушестве.

Корен етнонима (скорее екзонима) является ИЕ-ским (келским); Коренное название използувалос древеними германцами для обозночение "чуджих" , вкл. романоязичними. Таким способом, слово превратилос в романским екзониме в осталними язиками..

---

Болгарская фамилия Асеневци (от Асен*) имеет печенежкое (печенежко-болгарское), а не куманское произходжение.

*Асѣнъ, име на царе от ВБД. Това име е сигурно /тюркско/ и е еднакво с тюркските ЛИ Esän, Esän Buqa, Esän Qaja, Esän Tegin, Esän Temür ~ esän “здрав, невредим” (Древнотюркский словарь, с. 183). Широката гласна [ä] се предава на старобългарски с широката ятова гласна. Името няма общо с българското ясен, което в старобългарски гласи ıаснъ."

http://nauka.bg/forum/index.php?showtopic=9915&st=80

Смотрите: #89 Ka40 Публикувано: Вчера, 07:21

Смотрите тоже: #85 nik1 Публикувано: Вчера, 04:44

PS

Етимология:

"ст.-бълг. влахъ „румънец“ (Ман.хр.). Праслав. *volxъ. Старинна германска заемка, герм. *walha, ст.-в.-нем. walah, walh, ср.-в.-нем. walch „романоговорещ чужденец, келт, римлянин“, англ. Wales МИ „Уелс, област, където живеят нероманизирани келти“, Welsh „уелски“ (*walhisc), walnut „орех“, букв. „романски орех“ (*walh-hnut-) от името на келт. племе Volcae. Първоначално името се е отнасяло до романизираните келти във Франция, но на герм. или слав. почва е пренесено върху романските народи, срв. пол. włóch „италианец“.

[/i]

---

Греческие автори в 11, 12 веке (Ана Комнина, Никита Хониат) различают "Волохами" и "Скифами" (Кумани)- как народи и как местообитание . Кумания и кумани (т.н. "скифи"), в 12 веке находятся на Севере от Дуная..

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Xoniat/2_1.htm

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Xoniat/2_2.htm

Кекавмен: Волохи в Тесалии (см. болгаро-влашкое востание в 1066г в Ларисе, стр 2, и 3-тая, тоже "о произходжение Влахами")

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/XI/Cecaumenos/text2.htm

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Byzanz/XI/Cecaumenos/text3.htm

Праромъни (влахи) населили територии современной Румънии (т.е Кумания) чут в 12-13 веке.Возможно там пребивали, или кочевали некоторие рудименти, преди етого периода.. Иначе т.н. Великая (Стара) Влахия находится в Тесалии, а они как пастухи жили почти везде на Балканском полуострове..(изключая територии Кумании)

--

Abu l - feda говорит за тн. "тюрковласи" ("тюрковолохи") на територию на соврем. Румънии (бившая "Кумания"). Очевидно - ето население имеет тюркские корни (смотрите и молдавский правител Йоан Бесараб - фамилия/клан "Бесароба")

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Abu l-feda говорит о т.н. "тюрковласи" ("тюрковолохи") на территории современ. Румынии (бывшая "Кумания"). Очевидно - это население имеет тюркские корни (смотрите и молдавский правитель Йоан Бесараб - фамилия / клан "Бесараба")

Помимо тюрковлахов были еще другие разновидности волохов:

... străinii îi numeau pe munteni vlahi, vlasci, volohi, bolohi, wlassi şi alte nume de acestea.

Pe moldoveni în numeau moldovlahi, rusovlahi, maurovlahi sau bogdanovlahi.

Pe ardeleni(unori şi pe munteni) îi numeau ungrovlahi (vlahii dinspre unguri).

Мунтения и Трансильвания - Ungro-Vlahia, Молдавия - Ruso-Vlahia.

Помимо тюркских по происхождению родов, занимающихся скотоводством на Балканах (перешедших на романский язык, а часть их - кара-качаны усвоили греческий), влахами называли не только остальное романоязычное население (не имевшего общего самоназвания, т.к. vulgar lingua latina восприняли разные северобалканские этносы), но и цыган, именующих себя словом roma, т.е. обитателей Византийской империи, а затем - турецкой провинции Rum eli (Румелия).

Влахи (самоназвание влахуря) — цыганская этническая группа, входящая в состав большой цыганской группы roma. В России живут преимущественно в Астраханской области, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Ростовской области. Вероисповедание православное. Традиционно занимались кузнечеством и гаданием.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КАРАКАЧАНЫ, каракацаны ~ саракацаны (греки наз. влахами), народ в горных р-нах Греции (Фессалия, Македония, Эпир, Пелопоннес), Юго-Зап. Болгарии, Македонии.

Числ. 12 тыс. чел., в т.ч. в Греции 10 тыс. чел. Говорят на особом говоре новогреческого языка. Верующие - православные. До сер. XX в. в большинстве занимались отгонным скотоводством, сохраняли своеобразный пастушеский быт и пережитки родоплеменного деления. Во 2-й пол. XX в. оседают на земле, сливаются с местным населением. Скорее всего, каракачаны - грецизированные тюрки.

По одной гипотезе каракачаны являются перешедшими на греческий язык фракийцами (античное местное население Фракии), по другой — влахами, по третьей — тюрками.

Великая Влахия (влашск. Влахья Маре; рум. Vlahia Mare; греч. Μεγάλη Βλαχία известная также как Влашская Фессалия) — самое значительное из всех арумынских образований, предстваляющее собой территориально-племенной союз. Не путать с Великой Валахией (Мунтения на территории республики Румыния).

Анна Комнина — византийская принцесса и одна из первых женщин-историков писала о труднодоступности, внутренней замкнутости и фактической независимости влахов, в особенности Фессалии и Пинда, где возникли влашские союзы. По сообщениям византийских хронистов, именно там влахи и основали своё первое независимое государство, располагавшееся в южной и центральной частях Пиндских гор, а также на части современной Македонии. Латинская империя, созданная в 1204 году, ослабила Византию. Влахи получили ещё большую независимость в ведении внутренних дел, но продолжали бороться с интервентами. Позднее, в 1230-х годах Великая Влахия была формально аннексирована Эпирским деспотатом, а в 1360-х годах окончательно подчинена усилившейся Сербии. Однако, уже в 1390-х годах Фессалия переходит под власть турок, хотя их власть здесь была не столь ощутимой на всём протяжении существования Османской империи. Существовали и другие валашские государственные образования на Балканах, в частности Малая Влахия и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КАРАКАЧАНЫ, каракацаны ~ саракацаны (греки наз. влахами), народ в горных р-нах Греции (Фессалия, Македония, Эпир, Пелопоннес), Юго-Зап. Болгарии, Македонии.

Числ. 12 тыс. чел., в т.ч. в Греции 10 тыс. чел. Говорят на особом говоре новогреческого языка. Верующие - православные. До сер. XX в. в большинстве занимались отгонным скотоводством, сохраняли своеобразный пастушеский быт и пережитки родоплеменного деления. Во 2-й пол. XX в. оседают на земле, сливаются с местным населением. Скорее всего, каракачаны - грецизированные тюрки.

По одной гипотезе каракачаны являются перешедшими на греческий язык фракийцами (античное местное население Фракии), по другой — влахами, по третьей — тюрками.

Великая Влахия (влашск. Влахья Маре; рум. Vlahia Mare; греч. Μεγάλη Βλαχία известная также как Влашская Фессалия) — самое значительное из всех арумынских образований, предстваляющее собой территориально-племенной союз. Не путать с Великой Валахией (Мунтения на территории республики Румыния). Анна Комнина — византийская принцесса и одна из первых женщин-историков писала о труднодоступности, внутренней замкнутости и фактической независимости влахов, в особенности Фессалии и Пинда, где возникли влашские союзы. По сообщениям византийских хронистов, именно там влахи и основали своё первое независимое государство, располагавшееся в южной и центральной частях Пиндских гор, а также на части современной Македонии. Латинская империя, созданная в 1204 году, ослабила Византию. Влахи получили ещё большую независимость в ведении внутренних дел, но продолжали бороться с интервентами. Позднее, в 1230-х годах Великая Влахия была формально аннексирована Эпирским деспотатом, а в 1360-х годах окончательно подчинена усилившейся Сербии. Однако, уже в 1390-х годах Фессалия переходит под власть турок, хотя их власть здесь была не столь ощутимой на всём протяжении существования Османской империи. Существовали и другие валашские государственные образования на Балканах, в частности Малая Влахия и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...