Гость Shalkar Опубликовано 30 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2003 Давайте Чингисидами будем считать 9 колен от Чингис хаанаостальные уже никто Давайте. Только скажите, казахскому роду торе как прикажете называться? Переименоваться или как? Если переименоваться, в какой жуз их отнести? Все время я удивляюсь почему казахи называют потомков Джучи тюре и специально их разделяет от других своих родов. Наверно казахи сами не знают какому из своих родов отнести этих потомков Джучи хана, проблема . Это как будто у них не род а клан высшего ранга. Кроме “тюре“ у казахов есть специальный клан “кожа“ или “хожа“, которые берут свой корень от какого-то Мухамеда-араба, то есть являются они не первичные “казах“-и. Имеется ли какой нибудь довод или источник отнести этих тюре-чингизидов к какому нибудь казахским родам. Если нет значит они свалились вдруг с неба . Казахские чингизиды, если доказывают что они относятся прямо к потомкам Джучи хана, принадлежат в роду Борджигин из Хиад аймака. PS: слово “тюре“ – на монгольском означает правительство, власть. Монголы, т.е. потомки Джучи были “тюре“ – власть, правительство у казахов. Ну, само слово “тюр“ имеет тюркский корень. “Тюр“ – это почётное центральное место в юрте где обычно сидит хозяин и где находятся “онгон“-ы. Думаю что со времен Тюркских государств (может ещё давнее) власть называли или возвеличивали как “тюр“ и это унаследовался у монголов. На современном монгольском языке (издавна) слово правительство это – “тюр засаг“ или “тюр“. По-тюркски “тюр“ – по-монгольски “хоймор“. (“хоймор“ – от слова север “хой-д“) т.е. слово “тюр“ и “хойд“ означает сторону север в юрте. Кроме этих самых, которых Вы называете никто, а мы называем торе, и кожа, есть еще толенгиты, которые не входят ни в какой жуз. Как бы вы их не коверкали и пренебрежительно называли произошедшими от какого-то араба, они - КАЗАХИ. И им остануться всегда. И в том, что у вас не сохранились потомки Чингис хана мы не виноваты. Ну не судьба значит. Надо искать причину их исчезновения, а не манкуртировать остальных. Те же найманы, кереи, меркиты, джалаиры, уйсуны, коныраты существовали и в доказахский период. Но сейчас именно из них, в том числе и торе состоит казахская нация. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 30 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2003 не Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 30 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2003 т.е. слово “тюр“ и “хойд“ означает сторону север в юрте. Какой догадливый. Двери казахской юрты смотрят на восход солнца. То есть, примерно на восток. Поэтому тор, или как Вы назвали "тюр" никак не может быть севером. Насчет "хойда" Вам виднее. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 30 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2003 ... И в том, что у вас не сохранились потомки Чингис хана мы не виноваты. Ну не судьба значит. Надо искать причину их исчезновения, а не манкуртировать остальных. Кто говорит что у монголов не сохранились потомки Чингис хана ?. Доказывают этого вроде г-н Акскл и всякие собаковеды (Читал где-то в интернете одну статью о собаках, конкретно об одном из видов тибетской овчарки, а там было написано примерно то же что все время повторяет г-н Акскл). И ещё Вы точно знаете значит . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 30 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2003 т.е. слово “тюр“ и “хоймор“ означает сторону север в юрте. Какой догадливый. Двери казахской юрты смотрят на восход солнца. То есть, примерно на восток. Поэтому тор, или как Вы назвали "тюр" никак не может быть севером. Насчет "хойда" Вам виднее. Точнее "хоймор" (там написан был "хойд" что указывает север по сторону света, извиняюсь ошибка) оззначает сторону север внутри юрта, если грубо перевести на русский, которая находится напротив двери в центре где обычно сидит хозяин. Это не связан с сторонами света. А слово "хоймор" и "тюр" на тюркском имеет одинаковое значение. Вообще-то я не догадываюсь а знаю слово и на тюркском и на монгольском. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 30 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 30 декабря, 2003 Скажите пожалуйста. Как называются чингизиды среди монгол? До каких времен признавалась их, хотя бы номинальная власть? Толенгит или теленгит. Можно ли это слово растолковать на одном из монгольских языков. Спасибо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zorigoo Опубликовано 31 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2003 Как называются чингизиды среди монгол? Потомков Чингис хаана называли Алтан ураг. До каких времен признавалась их, хотя бы номинальная власть? Мы же много раз говорили что до революций 1921 года они управляли и самым главой обычно считались хан Тушээт хан . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 31 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2003 Скажите пожалуйста. Как называются чингизиды среди монгол? До каких времен признавалась их, хотя бы номинальная власть? В общем их называют “алтан ургийнхан”, т.е. потомки “золотого рода”. Ещё называют “цагаан ястан” люди “белой костью” в отличие от простых народов “чёрных” – “харнууд”. Официально их называют по дворянским титулом “тайж” если тот является светским человеком, или “тойн” (видите что очень похож с якутским “тойон”) если тот и есть религиозный служитель, т.е. лама. Все административную власть (ханы аймаков, ноёоны хошунов и т.п.) обычно занимали члены “алтан урук”-а. Потомки Хабту Хасара (брат Тэмуджина) были сильными и не против были претендовать на власть хаана. Это очень сложный вопрос. Если бы случилось как-то раз это то бы сразу начинался бы большая неразбериха. Там многочисленные потомки Бэлгутэй ноёона (брат Тэмуджина, он кстати дожил до 90 с лишним что-ли лет, имел много жён и детей у него тьма), Хачиуна, Отчигин ноёона и т.д. все будут претендовать за престол. В Монголии (внешней) официально было аннулировано их власть (т.е. унаследование власть хошунского ноёона etc.) от 20-ых годов прошлого 100-летия, но продолжалась до конца 30-ых годов так как обычно народ выбрали нередко председателем вновь образованного хошуна старого ноёна или из его сыновей. В конце 30-ых было совершена репрессирование и негуманно обошлись с большинство «тайж»-ами и бывшими «ноёон»-ами так как они считались что являются очень существенной угрозой против установившегося про-советского режима. В внутренней Монголии до конца 50-х годов прошлого 100-летия люди из «алтан урук»-а официально руководили хошунами, чуулганами и аймаками. Компартия Китая наверно аннулировал это, т.е. принцип унаследования. Толенгит или теленгит. Можно ли это слово растолковать на одном из монгольских языков. Спасибо. «Теленгит» думаю что это алтайцы-ойраты которые называют себя «теле или теле-г» или «телеглер». По-монгольски их называют «тэлэг»-vvд (“телег” + суффикс множ. числа “YYД” или “д”) = тэлэ[н]гvvд, тэлэ[н]гид. Род “тэлэнгvvд” везде встречается среди монголов и ойратов наверное “теленгит”-ов очень разбросали внутри по всей монгольской земли . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость jirum Опубликовано 31 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2003 zolotoi samorodok po mongol'ski SHEJIR ALT otsiuda i kazahskoe shejire Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Shalkar Опубликовано 31 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2003 Спасибо большое. По-казахски "алтын урукъ" будет - золотое потомство. Как часто применяется в современном монгольском языке слово "ураг"? Цаган ястан - Ак суйек (каз) - Белая кость, очень часто употребляемое слово к чингизидам. Тайж - торе. По смыслу одинаковы. То есть, кто не имел ханского титула, все были тайж или торе. Толенгиты составляли всю охрану и прислугу казахских Цаган ястанов. ) Было ли подобное у монгольских Цаган ястан? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 31 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2003 zolotoi samorodok po mongol'ski SHEJIR ALT otsiuda i kazahskoe shejire Слово “шежире“ происходит от слова “шастра“ по-санскритски, может тоже имеет персидский параллель примерно одинакового звучания, которое означает “история“. По-монгольски это будет “шастир“ которое имеет значение как история, рукопись, книга (тvvх шастир - история, эртний шастир-древняя рукопись или книга etc.). Т.е. “шежире“ = “шастир“ Казахсий “шежире“ у монголов называется “угийн бичик“. В национальном архиве хранится “угийн бичик“ одного из ноёона (не могу вспомнить его имя) который написан на белой ткани круглой формы диаметром 5-8 метров. Начиная с центра по окружности друг за другом написан в виде солнечной лучи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 31 декабря, 2003 Поделиться Опубликовано 31 декабря, 2003 Спасибо большое. По-казахски "алтын урукъ" будет - золотое потомство. Как часто применяется в современном монгольском языке слово "ураг"? Цаган ястан - Ак суйек (каз) - Белая кость, очень часто употребляемое слово к чингизидам. Тайж - торе. По смыслу одинаковы. То есть, кто не имел ханского титула, все были тайж или торе. Толенгиты составляли всю охрану и прислугу казахских Цаган ястанов. ) Было ли подобное у монгольских Цаган ястан? Здесь немножко несоответствие “тайж“ это титул примерно как “дворянин“. А “торе“ это как будто род чингизидов в Казахии. Монгольские “тайж“-ы, или дворяне по-русски, бывают из родов борджигин, чорос, ихэ мянган, урианхан и хэрээд (кэрээд). Чингисиды (т.е. потомки его самого и братьев) это борджигин тайжы. Смотрите подробнее в разделе Монголы-->Тайдж Специальную охрану не имели “тайж“-ы, они имели своих подданных (албаты). Со временем эти “тайж“-ы стали многими даже появлялись из них бедняки которые не имеют ничего кроме гордого титула “тайж“. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 5 января, 2004 Поделиться Опубликовано 5 января, 2004 Считается, что отец Темучина был выходцем из тайчиутов. Но зачем он тогда преследовал их и истребил до внуков? Но Некун-тайша - брат Есегея, вроде бы убежал от Чингисхана в северные сибирские леса. И почему во главе тех же тайчиутов стояли братья Кодан и Орчан - родные братья меркитского бека Тохтоо ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 5 января, 2004 Поделиться Опубликовано 5 января, 2004 Считается, что отец Темучина был выходцем из тайчиутов. Но зачемон тогда преследовал их и истребил до внуков? Но Некун-тайша - брат Есегея, вроде бы убежал от Чингисхана в северные сибирские леса. И почему во главе тех же тайчиутов стояли братья Кодан и Орчан - родные братья меркитского бека Тохтоо ? Это "тайчууд аймак" - т.е. племенной союз или вроде государства. Т.е. состоит из многих племен и родов. То же самое Кэрэйт аймак не состоял из одних только хэрээд-ов, хамаг монгол аймак не состоял только одних монголов и т.п. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zorigoo Опубликовано 5 января, 2004 Поделиться Опубликовано 5 января, 2004 Но зачемон тогда преследовал их и истребил до внуков? Ты вообще любишь истребление, да? Сначала меркитов , а сейчас тайчиудский очеродь настал что ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 6 января, 2004 Поделиться Опубликовано 6 января, 2004 Кто основал клан борджигин? Бодоньчар по ССМ, по Рашид-ад-дину Есугей? Значит, получается что Есугей личность почти легендарная. Тайчиуты вообще какое отношение имеют к борджигинам? Не бойтесь, очередь дойдет и до татар, туматов, половцев, тангутов, болгар, алан, кереитов, найман, кыргызов и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Chono Опубликовано 21 января, 2004 Поделиться Опубликовано 21 января, 2004 zolotoi samorodok po mongol'ski SHEJIR ALT otsiuda i kazahskoe shejire Слово “шежире“ происходит от слова “шастра“ по-санскритски, может тоже имеет персидский параллель примерно одинакового звучания, которое означает “история“. По-монгольски это будет “шастир“ которое имеет значение как история, рукопись, книга (тvvх шастир - история, эртний шастир-древняя рукопись или книга etc.). Т.е. “шежире“ = “шастир“ Казахсий “шежире“ у монголов называется “угийн бичик“. В национальном архиве хранится “угийн бичик“ одного из ноёона (не могу вспомнить его имя) который написан на белой ткани круглой формы диаметром 5-8 метров. Начиная с центра по окружности друг за другом написан в виде солнечной лучи. Ne dumau. Ugai bishige eto iz buryatskogo, kak govorili. U halha je nazyvaetsa Urgiin bichig. Slovo Urag upotreblyaetsa v mongolskom nastolko je chasto kak slovo Rod v russkom. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Chono Опубликовано 21 января, 2004 Поделиться Опубликовано 21 января, 2004 A o chem sporim to? God nazad ya sprosil u Akskla 2-3 prosteishih voprosa a on prosto ischez. Ved' ponyatno je chto nasledie Chinggis Khaana u kazakhov dovolno taki silno, no zachem utverjdat' pri etom chto budto mongoly k etomu nichego obschego ne imeut? Da i offitsialno vidimo u kazakhov uje poyavilsa drugoi geroi khan - tot chto oiratov kogda to raz pobedil Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Василий Опубликовано 22 января, 2004 Поделиться Опубликовано 22 января, 2004 Вновь достал оригинал, т.е. Рашид-ад-дина и читаю. Кажется часто отождествляют тайчиутов с меркитами, или тайчиуты произошли от меркитов видимо. Так по Рашид-ад-дину, меркиты еще в юности Темучжина воевали с ним и победив держали в рабстве, по ССМ это сделали тайчиуты Таргутай-Кирилтуха. Или Кодан-Орчан меркитские братья Тохтоо, по другим вожди тайчиутов. А вот строки о герое якобы мертвого народа: В последней войне младший сын Тохтай-беки Култукан-мэргэн, который чрезвычайно хорошо и метко пускал стрелы, убежав, ушел к кыпчакам. Джочи-хан послал отряд для его преследования, и он его схватил. Оказывается, монгольская армия в кыпчакских степях воевала с одним человеком! Боясь его, как бы убежав, не сотворил беды, не отобрал все царства, Тайцзу велел умертвить его. Но армия хорезмшаха Мухаммеда по историческим свидетельствам на поле боя обнаружила только одного меркитского воина, еще живого! Дьэ Эр Соготох Эллэй Боотур диэтэгин! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 24 января, 2004 Поделиться Опубликовано 24 января, 2004 E.Bretschneider "Mediaeval Researches from Eastern Asiatic Sources" in 2 vols. Munshiram Manoharial Publishers Pvt Ltd v.1 с.36-37 ...Перед тем как перейти к этому предмету, позвольте мне привести здесь интереснейший древний документ - переписку между Чингис ханом и Чанг Чуном, сохранившуюся в Cho keng lu - китайском труде, написанном примерно в середине 14 века - см. гл.Х, статью K'iu chen jen (K'iu - человек правды). Перевод этих писем позволяет читателю сформировать суждение об образе мышления этого блистательного человека. Чингис, при своей простоте, показывает такие глубокие принципы управления народом и его слова выражают такую проникновенную правду, что они могли бы быть справедливыми даже в наше время и для наших стран в Европе. Письма Чанг Чуна, с другой стороны, внушают симпатию своей скромностью, беспристрастием и искренностью... с.38 Из письма Чингис хана Чанг Чуну: ... За семь лет я преуспел в выполнении великого дела, и объединения всего мира в одну империю. У меня нет выдающихся качеств. Но правительство Цинь ((Kin) непостоянно, и следовательно Небо помогает мне получить этот трон (Цинь). Sung на юге Hui-ho - на севере (словом хэй-хо китайцы называли тюрок-мусульман - прим.А.), Hia (Ся) - на востоке, и barbarians - на западе (комментарий 83 Бретшнейдера: есть некоторая путаница в расположении наций) - все они признали мою верховную власть . Мне кажется, что с отдаленных времен наших шанъю (shan yu) такие обширные империи не были виданы... (шанъю - это чисто тюркский титул - прим.А.). На с.95 говорится что переводчиком между Чингис ханом и Чанг Чуном служил советник по имени А-хай (A-hai), и что он упоминается в Юань-ши, глава cx в качестве T'ai shi или советника. с.169 ссылка 476. Название "Sutkul", переводимое как "молочное озеро" было удовлетврительным образом объяснено Клапротом. По-казахски "Сютколь" даже сейчас означает "молочное озеро"; и это название казахи применяют к озеру Сайрам на наших картах, расположенному в горах к северу от Кульджи. Сайрим или как пишет Клапрот - Чаган Сайрим нор (Белое озеро Спокойствия) - это монголськое назвние. Армянский царь Хайтон в описании своего путешествия в Каракорум назывет это озеро тюркским, а не монгольским названием Сютколь. том 2 с.21-22 ...название Тибет среди западных авторов впервые появляется в Восточных Путешествиях арабского купца Солеймана, который посетил, согласно Reinaud, Китай в середине 9-го века. В этом же веке арабский географ Ибн Хурдадбих утверждает, что Китай окружают море, Тибет и страна Тюрок. .. (и никаких халха-монголов - прим.А.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 31 января, 2004 Поделиться Опубликовано 31 января, 2004 http://www.kazacademsport.kz/news.html Международная научно-теоретическая конференция «Чингиз хан и казахская государственность» Научные направления конференции: Об истоках казахской государственности. Лингвистический анализ памятника литературы XIII века «Сокровенное сказание монголов» (История государства Юань). О происхождении и этнической принадлежности рода кият, а также других казахских родов: меркат, найман, керей, жалайыр, конырат и др. Сравнительный анализ различных концепций о происхождении Чингиз хана. Сравнительный анализ вероисповеданий, обычаев, обрядов, нравов тюрков и нынешних монголов в X-XIII веках. Сравнительный анализ военной тактики и стратегии гуннов, тюрков времен Чингиз хана и джунгар. Официальные языки конференции: Казахский, русский, английский. Важные даты Время подачи заявок и тезисов: до 10 ноября 2003 года. Дата проведения конференции: 12-13 декабря 2003 года. Место проведения конференции: Казахстан, 480072, Алматы, проспект Абая 83/85, Казахская академия споpта и туризма. Телефоны: 921487, 923937, 920756. Факс (3272)926805 E-mail: oursport@nursat.kz Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Chono Опубликовано 31 января, 2004 Поделиться Опубликовано 31 января, 2004 Yarkoe svidetelstvo chto Hunnu byli mongolo-yazychnym narodom Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 2 февраля, 2004 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2004 THOUSAND YEARS OF TARTARS E. H. PARKER First published in 1895 by Kegan Paul, Trench, Trubner Reprinted in 1996 by Routledge 11 New Fetter Lane London EC4P 4EE & 29 West 3501 Street New York, NY 10001 © 1996 Routledge Printed in Great Britain by Antony Rowe Limited, Chippenham, Wiltshire British Cataloguing in Publication Data ISBN: 0-415-15589-4 ISBN Eastern Civilization (10 volume set): 0-415-15614-9 ISBN History of Civilization (50 volume set): 0-415-14380-2 ORIGINAL PREFACE Следующие страницы предназначены для того, чтобы дать в (как я надеюсь) в читаемом виде материал всего, что китайцы должны были сказать о кочевых Тюрках (Tartar) до завоевания Чингиз хана. Специалиты и критики без сомнения с первого взгляда найдут многое, что покажется требующим дальнейшего объяснения; но когда я говорю, что я перевел слово в слово все авторитетные китайские оригиналы, которые я смог найти, и что объясняющие ссылки и заметки к рукописи, прикрепленные к переводам достигли числа свыше семи тысяч, будет признано, что есть некоторые основания для принятия нового курса опускания всех каких-либо оправданий. Есть одно исключение. Как для того, чтобы сделать изложение более читаемым, я старался через заменить Тартарскими звуками китайскую транслитерацию этих звуков; и практически единообразно использовал современные используемые имена взамен имен которе они носили в те времена каждого описываемого события; я считал, что лучше использовать китайские звуки для всех имен на полях, так чтобы все кто компетенентен в данном вопросе мог бы видеть этот оригинал чтобы можно было производить поиск желаемой ссылки самостоятельно. Я сделал это на Пекинском диалекте. Он, будучи просто Тюркско-искаженным жаргоном стандартного китайского языка, является наихудшим выбором из всех возможных, поскольку возможность какого-либо сходства с Тюркскими звуками было нашим намерением; но это именно тот диалект, который лучше всего знаком студентам в Китае, которым вероятнее всего потребуются эти ссылки. Кантонский диалект был бы лучшим для этой цели, но очень мало европейцев знают кантонский. Для того чтобы объяснить основание на которых я пришел к моим заключениям в этом исключенном отделе потребовало бы отдельного трактата. Я следовательно не вхожу больше ни в какие оправдания. Вооруженный историческими документами, я готов готов дать сатисфакцию всем, кто может показать что заслуживает этого. Е.Х.Паркер http://www.keganpaul.com/product_info.php?...products_id=817 ЦИТАТА Professor Parker traces the rise and fall of the seven great Tartar empires who fought the Chinese for control of North China for a thousand years. Перевод: Профессор Паркер прослеживает подъем и падение семи Тюркских империй, которые воевали с китайцами за контроль над Северным Китаем в течение тысячи лет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Акскл Опубликовано 9 февраля, 2004 Поделиться Опубликовано 9 февраля, 2004 http://altaica.narod.ru/Articles/Rassadin.htm В.И. Рассадин ТЮРКСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ЯЗЫКЕ "COKPOBEННОГО СКАЗАНИЯ МОНГОЛОВ" ...Большой интерес для изучения истории монгольских языков в этой связи имеет выявление иноязычных заимствований в составе лексики данного памятника, ибо во временном отношении язык "Сокровенного сказания..." стоит гораздо ближе к языку древних и средневековых тюрков, чем современные монгольские языки. Даже беглого взгляда компаративиста на язык "Сокровенного сказания..." достаточно, чтобы определить, что в нем содержится довольно заметное количество тюркских элементов. При этом исключим тюркские топонимы, этнонимы и антропонимы, связанные с завоеванием монголами территорий Средней Азии, Поволжья и Северного Кавказа, населенных тюрками. Само собой разумеется, что в параграфах памятника, описывающих эти события, мы встретим тюркские названия рек (Идил1- Волга, ср. тюрк. Итил, Идел - Волга; Эрдиши - Иртыш), городов (Уругенчи - Ургенч, Отарар - Отрар, Букар - Бухара), названия тюркских народов и племен (карлу'ут - карлуки, канлин - канглы, кибча'ут - кипчаки, баджигид - башкиры, уйгуд - уйгуры), имена людей (Джалал эд-дин, Мелик), титулы (солтан, бек, идикут) и т.д. Для монголистики же важнее выявление тюркизмов, вошедших в ткань монгольского языка, уже в то время в нем адаптировавшихся и бытовавших на правах собственно монгольских элементов языка. Интересным в этом отношении материалом могут послужить, например, личные имена монголов той эпохи. Так, в ближайшем окружении Чингис-хана были монголы с именами Отчигин-нойан, Бельгутай, Мунлик, Алакуш-Дигиткури, Кудус-Калчан. Эти антропонимы или их составные части явно тюркского происхождения. Имя Отчигин, например, состоит из тюркскких слов, от2 'огонь; очаг, костер' и тигин(тегин) 'принц', закономерно давшего на монгольской языковой почве фонетический рефлекс чигин, т.е. в оригинале было от тигин - 'младший принц, наследник отцовского очага'. Слово тигин(тегин) было обычным компонентом имен древних тюрков из правящего каганского дома пример, древнетюркские имена Алп-тегин, Кюль-тегин, Йарук-тегин). Монгольское имя Бельгутай содержит тюркское слово бельгу 'знак, признак, примета' и является калькой с древнетюркского бельгюлюг 'приметный, заметный'. Имя Мунлик тоже бесспорно тюркского происхождения. Об этом свидетельствует суффикс -лик в его составе. Имя Алакуш-Дигиткури содержит компонент Алакуш, который, вне всякого сомнения, является тюркским словосочетанием ала куш, означающим 'пегая птица'. Помимо значения 'птица' слово куш имеет в древнетюркском языке еще и семантику 'ловчий сокол' и часто встречается в составе древнетюркских личных имен типа Кара-Куш. Первый элемент монгольского имени Кудус-Калчан восходит, по нашему мнению, к древнетюркскому кудуз (кутуз) 'буйный, бешеный', которое встречается в составе древнетюркских личных имен (ср., например, древнее тюркское имя Кутуз Урунгу - буквально 'буйный Урунгу'). Но больше всего тюркских элементов наблюдается в составе личных имен у найманов и кереитов, которые, кстати, испытали и большее влияние древнетюркской культуры, особенно через религию, - некоторые историки даже считают, что это тюркские племена. В "Сокровенном сказании..." зафиксированы, например, такие личные имена найманов и кереитов, как Алтун-Ашук (из др.-тюрк. алтун ашук 'золотая лодыжка' или алтун ашук 'золотой шлем'), Кучулук-хан (из др.-тюрк. кюч-люг 'сильный, могущественный'), Йеди-Тублук (из др.-тюрк. йеди туглук 'семизнаменный'), Инанча-Бильгекан (из др.-тюрк. Ынанчу билге кан, ср. древнетюркские личные имена Билге-Каган, Кюл билге хан, Ынанчу билге, Ынанчу чур; здесь ынанчу - от др.-тюрк. ынанч 'вера, доверие; доверенный' - употребляется и как титул, восходит к др.-тюрк. ынан- 'верить, доверять'; билге - это др.-тюрк. билге 'мудрый' - от др.-тюрк. бил- 'знать; уметь'), Сангум (из др.-тюрк. сангун - воинский титул), Элькутур (здесь два древнетюркских слова: эль и кутур, при этом эль 'племенной союз, народ' часто встречается в составе древнетюркских личных имен, ср., например, Эль Буга, Эль Тэмюр, Эль Чур, а кутур является фонетическим вариантом др.-тюрк. кутуз и тоже означает 'буйный, бешеный'), Гучугудун-Буйрук-кан, Буйрук-кан, Курча-кус-Буйрук-кан (здесь компонент Буйрук восходит к др.-тюрк. буйрук, буйурук 'приказной', употребляющемуся также и как титул, название должности; от др.-тюрк. буйур- 'приказывать') и др. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Баhылай Дь Опубликовано 11 февраля, 2004 Поделиться Опубликовано 11 февраля, 2004 Уважаемые в чем смысл спора ? В том кто был Чингис Ханом или о том кто завоевал в былые времена как говорится жизненные пространства. Во многих исторических документах говорится и это видно по названием деятелей того времени, в монгольских войсках 80-90 % так сказать личного состава состояла из тюрков. Монголы были как бы сказать правящей прослойкой и все. Сами подумайте сколько сейчас в мире монгольских народов и сколько тюркских. Тюрков несоизмеримо больше (около 100 млн.) Только тюркоязычные народы они какие то разношерстные и не сплоченные, часто не мирны между собой и т.д. И раньше так было, монголов мало было но они сумели объединиться и объединить тюрков вот и прогулялись сплотившись степняки по просторам Евразии. В этом нет ничего загадочного нет -жисть такая была так сказать борьба за жизнь. В сторону Китая вести экспансию не удалось опять же из-за несопоставимости размеров в живой силе. И сегодня, если теоретически всех тюрков собрать нешуточная держава получится чего нельзя сказать о монгольских народах. Но тюркские народы почти все очень свободолюбивые народы, у всех тюрков такое наследие, извините меня, как трайбализм и местничество и объединиться даже в пределах одной нации для нас бывает проблема. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться