Перейти к содержанию
Hadji-Murat

Семантика древнего этнонима manğıt (mangut, mangad)

Рекомендуемые сообщения

Семантика древнего этнонима manğıt (mangut, mangad)

В эпическом произведении «Слово о полку Игореве» встречаются названия тюркских народностей и отдельных племен. При этом можно отметить следующее: вольно кочующие на степных пространствах тюрки, объединяемые во время военных походов на Русь ханами, называются общим именем половцы, в то время как отколовшиеся от основной массы некие части дештикипчакских племен, обитавшие в пределах Черниговского княжества и составлявшие профессиональную княжескую дружину, подробно перечислены: “А уже не вижу власти сильного, и богатого, и многовоя брата моего Ярослава съ черниговьскими былями, съ могуты, и с татраны, и с шельбиры, и съ топчакы, и съ ревугы, и съ ольберы. Тии бо бес щитовъ, съ засапожникы кликомъ плъкы побеждаютъ, звонячи въ прадеднюю славу”. В русских летописях встречается и обобщенное название этой тюркоязычной общности – ковуи (köp üy ~ köb üy > kóvúy, букв. ‘много домов’). Часть племени мангытов (могуты) наряду с кыпчакскими (топчаки) и иными родами входила в состав объединения ковуев.

Можно предположить, что этноним могуты является адаптированной “окающей” формой слова manğut ~ manğıt с заменой специфической фонемы [ng] на звук [ğ], ср. соответствия в ряде языков: алтайск. monğus ‘сильный, удалой, герой, злой’ ~ moğıs ‘бойкий, шустрый; медведь’ ~ якутск. Ala Moğus ‘чудовище, способное съесть человека’ ~ монгольск. mangus ‘многоголовое кровожадное существо’, казахск. просторечн. mangğul ~ узбекск. moğul / moğol – русск. устаревш. мунгал ~ мугал ‘монгол’. Сам термин mangğulı ‘монгол’, возможно, имел первоначальное значение ‘живущий близ реки Амур’ (Manggu + аффикс -lı). Фамилию Мангутов носили татары-мишари села Иса Инсарского района Мордовии. В исторических документах сохранилась фамилия войскового атамана оренбургских казаков – Могутов.

Manğıt – узбекское племя, родовые группы которого проживали на территории Бухарского ханства, близ Зерафшана, в окрестностях Карши, в районе Хорезма и близ Джиззака. Родовой состав племени мангыт: ак-мангыт, кара-мангыт, ач-мангыт, чала-мангыт, байгунды-мангыт, темир-ходжа, исабай, гаулак, куса, таз, кара-байыр, бакырчи, кула-тамгалы, мангыт-казак, ун икки чукай, гала-батыр, беш-каль, чабакчак, уз, увалай. Из среды этого племени вышли Мангыты – династия последних ханов Бухары (1753 - 1920).

Существовавший в прежние времена союз североприморских и нижнеуссурийских племен именовался mangu (мэнгусы, мангузцы). Кидане и чжурчжэни называли их mengu ~ menu, видимо, по имени реки Амур, которую народ ульчи (мангу, мангуны) называют Mangu, букв. ‘река, вода’. Мангуты – старое название небольшой народности ульчей, живущей в низовьях Амура и на побережье пролива Невельского (близки нанайцам).

В монгольском эпосе XI века сохранилось сообщение о хане мангутов Начине (< Laçın ‘сокол’), владевшем землями по соседству с государством кергисов (кыргызов). Китайское название монголов – mēnggŭrén (< rén ‘человек; люди’).

В позднем средневековье племя мангыт составляло большую часть населения Ногайской орды. Известно, что часть мангытов в средние века переселилась в Среднюю Азию и вошла в состав узбекского народа. Династия ханов-мангытов правила в Бухаре с 1753 по 1920 гг. Вероятно, это племя имеет дальневосточное происхождение.

Интересна историческая судьба этнонима мангыт (manğıt). На языке народов Дальнего Востока словом Mangu называют реку Амур (тунгусск. Mangğu ~ Mangbu ‘Амур’). Этот гидроним лег в основу названия народности: manğu + аффикс множественого числа -t > букв. ‘живущие на берегах Амура, амурчане’.

Рашид эд-дин: "По слиянии этих рек образуется река Анкара-мурэн. Река эта чрезвычайно большая; на ней живет одно монгольское племя, которое называют усуту-мангун".

В тюркских языках известно чередование звуков [ng] ~ [ğ], например, монгольск. mongol ‘монгол’ ~ тюркск. monğol ~ manğul ‘монгол’ ~ тюркск. moğol ~ moğul ~ mağol ‘тюркоязычные кочевые племена Могулистана’. Таким образом, изменение слова mangğut ~ mangğıt > *mağut > могут вполне закономерно.

В татарском языке сохранилась пословица Īl yamanı mangğıt, qoş yamanı ongğıt ‘Среди народов плохими являются мангыты, среди птиц – один из видов совы’. В Толковом словаре татарского языка под этнонимом мангыт подразумевают одно из монгольских племен, принимавших участие в покорении Волжско-Камской Болгарии; хотя более вероятным представляется то, что в приведенной пословице подразумевались ногайцы, составлявшие после распада золотоордынского государства ядро Большой орды. Воинственные ногайские мурзы со своими отрядами, видимо, неоднократно собирали налоги с жителей Казанского ханства – этим объясняется негативный смысл рассмотренного выражения.

Значения этнонима manğıt в монгольских языках:

калмыцк. manhd – татары;

iştäk manhd (iştık mangıt, ср. казахск. yestek, русск. остяк) – башкиры;

har manhd (har mangıt) – кара-ногайцы;

uul’ın mangıt (горские татары) – карачаевцы; кабардинцы;

бурятск. mangad (mangut) – татары; русские;

монгольск. mangud – название одного из родов в составе халха-монголов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот в тему о "речных людях", дифтонге НГ и понятиях "река" из темы Эгерлик-Егерлик, без комментариев:

cheremis

У меня возникла мысль о родственности марийского Енгер (река) и гидронимов с окончанием на енга-еньга ...

FVN 19.6.2007, 16:56 "Название Волга"
Ещё вопрос - слово EŇER в буквальном, первозданном значении какой характерный признак понятия РЕКА отражает?

Честно говоря, не знаю, но если найду этимологию, сообщу.

Ну и сохранилось слово ЕГЕР в значении РЕКА в современных угорских языках.

Да, в эстонском "йыги" - река, но наиболее близкое по звучанию - в марийском - EŇER, кириллицей энгер (äнгер) "река", где н' - носовое Н (в марийском алфавите отражается как Н с хвостиком от Г). Ангара - река.

По свидетельству FVN 9.6.2007, 17:58 в теме: "Название ВОЛГА, откудо заимствовано название Волга"

http://www.kyrgyz.ru...t...=1367&st=20 на вопрос: А нет ли в каких диалектах, где Н исчезает или неявно слышна и превалирует звук Г, Х или К? Он ответил, что в луговом варианте марийского языка однозначно нет, а в горном или северозападном (остатки сохранившихся неассимилированных ветлужских мари нижегородской области) может быть вполне.

Кстати, у Оби есть приток - речка Егурья. Где-то там ещё есть река Егурьях. Очень созвучно.

Итак, с высокой степенью вероятности - ЕГЕР - угорское слово, скорее всего хазарское, несёт значение РЕКА где-то с IV века нашей эры до, примерно, 1050 года.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Итак, с высокой степенью вероятности - ЕГЕР - угорское слово, скорее всего хазарское, несёт значение РЕКА где-то с IV века нашей эры до, примерно, 1050 года.

Good night, Yeger! Не удивительно, что новая тема оказалась непосредственно связанной с любимым нами образом реки. Несомненно, крупные реки имели, имеют и будут иметь большое значение в жизнедеятельности людей.

Известно, что этнические группы нередко получают свое имя по месту обитания. Некоторые общности людей (for example: Quw kiji - люди реки Лебедь на Алтае, донцы, кубанцы, яицкие казаки, иртышане) и регионы (напр., Семипалатинское Прииртышье и т.д.) получали оптимальное название по какой-либо известной реке, что позволяло относительно точно определять их местонахождение.

Отдельно о хазарах. В науке общераспространенным являются представления о том, что хазары - один из средневековых тюркоязычных народов. Думаю, что приведенный этноним бытовал еще в античные времена. Древнегреческие авторы среди скифских племен упоминали племя katiar. Оно имеет несомненную фонетическую близость к этническому термину qadjar. В ряде тюркских диалектов происходила замена аффрикаты [dj] согласными [dz] и [z], следовательно, этноним qadjar произносился в виде qazar (в русск. памятниках: козар, казар, хозар, хазар). Ср. засвидетельствованные в письменных трудах варианты этнонима: madjar ~ majar > madzar ~ mazar 'мадьяр'. Хазары в далекие исторические времена не только совершали набеги на юг за Железные Ворота, но часть их поселилась в Закавказье. Затем какая-то группа носителей dj-диалекта перекочевала в места нынешнего обитания этноса каджар.

Казахский поэт Абай, опираясь на сообщения (неизвестных мне) письменных источников, писал о генетической связи каджар и хазар. Некоторое количество каджар проживало во времена средневековья в Мары (юг Туркменистана). Из среды этого этноса вышла династия иранских шахов - Каджары.

Предположительно, исходная лексема qadjar имела значение 'сила; упорство; энергия'. В казахском литературном языке есть слово qajyr, от которого образовано прилагательное qajyrly 'несгибаемый; упорный; энергичный' (ср. сингармонический вариант с несколько отличной семантикой: qajyr > kejir 'упрямый; капризный'). В говорах встречается более ранняя форма - qajarly, свидетельствующая о существовании основы *qajar ( > литературн. qajyr - произошла частичная редукция гласного в последнем слоге, ср. существительное arqa 'спина; задняя сторона' > послелог arqaly - литературн. arqyly 'через; посредством, по ...'; метафорическ. прозвище qyr qaz 'дикий гусь' > этническ. название qyrqaz 'черкас' > др.-тюркск. этноним qyrqyz 'кыргыз; совр. киргиз'; мифологический небесный стрелок Pergen ~ Mergen > бог-громовержец Perkunas ~ Перен ~ Перун и т.д.).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Могуты и мангыты как бы фонетически не были созвучны на самом деле по происхождению это разные термины. В обоих случаях в корне слов замечаются сакральные выражения, но при этом они по смыслу разнятся. В первом случае фиксируется пртотюркский корен мог/муг/бугю и т.д., которое имеет такие значения как фолшебник, маг, мудрец, силач, богатырь и т.д. а в случае с «мангыт» фиксируется корень МАНГ-ВЕЧНЫЙ.

Вот что пишет по этому поводу Малов:

Ревуты и Могуты: Академик Ф.Е. Корш уже предположил, что ревуты – испорченное слово érbüqé из ér мужчина и büqé молодец, богатырь, очевидно имея в виду чагатай. и ново-уйгурс. böké (силач, борец), тур. büké (атлет, борец), алтайский и телеутский mökö и pökö. В монгольском языке тоже имеется это слово с таким же значением: böke сильный, крепкий.

Мне хочется уточнить и дополнить эту этимологию. К тюркским данным можно прибавить bügü (или bögü) герой, мудрый, ведун из памятников рунического и уйгурского письма. Есть даже это слово с определением téngri – божественный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... дифтонге НГ

Пояснение относительно термина "дифтонг": образован из греческ. di(s) 'дважды; двойной' + phtongos 'голос; звук' - сочетание двух гласных в одном слоге, напр.: русск. ай, ой; немецк. au, ai, eu и т.д.

Фонема, обозначаемая на письме символами ң ~ ň или диграфами нг ~ ng, является единым звуком; его характеристики: сонорный, носовой и задненебный.

С уважением, Hadji-Murat.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Могуты и мангыты как бы фонетически не были созвучны на самом деле по происхождению это разные термины. В обоих случаях в корне слов замечаются сакральные выражения, но при этом они по смыслу разнятся. В первом случае фиксируется пртотюркский корен мог/муг/бугю и т.д., которое имеет такие значения как фолшебник, маг, мудрец, силач, богатырь и т.д.

Прошу простить off topic, но нельзя удержаться, чтобы не разобрать интересный случай языковой интерференции, приведший к появлению в комменте UltraAslan'a непроизвольной орфографической ошибки - (фолшебник).

В персидском языке есть слово-арабизм fal 'гадание, ворожба; предсказание; предзнаменование', от которого аффиксальным способом образованы синонимы falbin и falgir 'гадальщик, предсказатель, хиромант'.

Они были усвоены некоторыми тюркскими народами, см., напр.: узбекск. folbin, казахск. balger 'гадальщик; гадалка, ворожея', falchy ~ falshy ~ balshy (Исследователи провинций Российской империи П.С. Паллас, И. Г. Георги [XVIII в.] в своих трудах приводят слово фалча ~ фалша 'колдун': "Первые называются фалча, которые предсказывают из книг и по звездам...").

Как видим, произошла контаминация двух разноязычных единиц на основе ассоциации понятий и схожего звучания, т.е. в связи с семантической близостью и некоторой формальной схожестью начальных слогов слов falchy + волшебник.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Замечу только, что у казахов есть имя Манғыт, от него фамилия Мангутов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Замечу только, что у казахов есть имя Манғыт, от него фамилия Мангутов.

См. вышеприведенную фамилию войскового атамана оренбургских казаков – Могутов ( < Мангутов).

В казахской антропонимической системе прежде встречались имена, образованные от этнических и родоплеменных названий. К ним восходят современные фамилии: Аргынбаев, Атыгаев, Найманбаев, Узбеков, Кыргызов и т.д.

Ныне этот традиционный способ имянаречения остался в прошлом. Многие дают своим новорожденным детям звучные, чаще всего - двусложные имена. Апотропеических (охранительных) имен - в связи с постепенно исчезающими в народе представлениями о возможном вреде младенцу со стороны злых духов - уже не видно. Примеры таких "защитных" имен: Iyt yemgen 'Сосавший собачье молоко', Boq basar 'Топчущий дерьмо', Tezek 'навоз; кизяк' и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

См. вышеприведенную фамилию войскового атамана оренбургских казаков – Могутов ( < Мангутов).

В казахской антропонимической системе прежде встречались имена, образованные от этнических и родоплеменных названий. К ним восходят современные фамилии: Аргынбаев, Атыгаев, Найманбаев, Узбеков, Кыргызов и т.д.

Ныне этот традиционный способ имянаречения остался в прошлом. Многие дают своим новорожденным детям звучные, чаще всего - двусложные имена. Апотропеических (охранительных) имен - в связи с постепенно исчезающими в народе представлениями о возможном вреде младенцу со стороны злых духов - уже не видно. Примеры таких "защитных" имен: Iyt yemgen 'Сосавший собачье молоко', Boq basar 'Топчущий дерьмо', Tezek 'навоз; кизяк' и т.д.

Уважаемый Hadji-Murat, лично я, кроме Мангутов, встречал казахские имена/фамилии:

Как Вы заметили: Аргын, Атыгай, Найман.

А также: Дулат, Керей, Алшын, Канжыгалы, Оймауыт (Аймауыт) и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По сабжу.

Василевич писала об упоминании "манги" в эвенкийском фольклоре и связывала этот этнотим с мангытами. Не буду даже цитировать, прикреплю всю статью, ибо достаточно интересно. О "манги" читаем последние три страницы.

Vasilevich.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По сабжу. Василевич писала об упоминании "манги" в эвенкийском фольклоре и связывала этот этнотим с мангытами. Не буду даже цитировать, прикреплю всю статью, ибо достаточно интересно. О "манги" читаем последние три страницы.

M'alimet üşin rahmet. Участник экспедиции российской Академии наук 1768-1774, шведский ботаник И.П. Фальк название казахского рода mangğıt (калмыкск. mangad) записал на слух в виде moat (ср. передачу этнонима mongol в некоторых языках и письменных памятниках в форме мунгал ~ moal ~ mool, этническое название qongıray как hooray).

P.S. Еще один пример аналогичного изменения фонетического облика слова, т.е. выпадения фонем [ng] ~ [ğ] в середине лексемы: монгольск. mangus 'многоголовое кровожадное существо (мифологический образ)' ~ алтайск. moğıs 'злой' ~ якутск. Ala Moğus 'чудовище, способное съесть человека' ~ тувинск. moos 'сказочный монстр'.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

M'alimet üşin rahmet. Участник экспедиции российской Академии наук 1768-1774, шведский ботаник И.П. Фальк название казахского рода mangğıt (калмыкск. mangad) записал на слух в виде moat (ср. передачу этнонима mongol в некоторых языках и письменных памятниках в форме мунгал ~ moal ~ mool, этническое название qongıray как hooray).

А как насчет Урут и Сиджиут ,Дуклат? Тоже мангасы?

Чистейший фольк. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А где qongıray встречается как "этноним"? Или hooray?

На нашем форуме в теме "Хакасы":

А. Кастрен приводит другой этноним хакасов – «Хонгорай» (Хоорай, Конгырай-Сахай), обозначающий всех татар (хакасов), платящих подать в Красноярск. Так называли их и соседи: кеты, камасинцы, телеуты, южные алтайцы и др.

Эту же поддерживается В.Я.Бутанаевым, который активно выступает за возвращение народу вместо не прижившегося названия «Хакас» исторического самоназвания «Хоорай».

Отмечу, что я в своем постинге использовал словосочетание "этническое название", так как вижу различие между ним, терминами "этноним" и "этникон".

Словарная справка: Этнонимы (от греч. έθνος — племя, народ + όνυμα — имя, название) — названия наций, народов, народностей, племён, племенных союзов, родов и др. этнических общностей (этносов).

Выражение "этническое название" - семантически шире, предстает как родовая категория, в то время как "этноним" (имя народа, народности) и "этникон" обозначают видовые понятия. В некоторых случаях они неизбежно выступают в качестве синонимов.

Исследование семантики этнических названий показывает, что одно и то же имя может со временем из какого-то разряда этнических названий переходить в категорию этнонимов и наоборот. Например, во времена античности тюркское этническое название (h)aladj ~ alaç выступало в роли этнонима - оно встречается в труде Геродота в адаптированной, греческое форме передачи имени причерноморского скифского народа - alaz (+ аффикс -on), в средние века слово "халадж" упоминается как племенное название (М. Кашгари), сегодня - "халадж" предстает как название небольшого народа, проживающего в Иране, и как архаическое самоназвание казахов (alaş).

Подобные слова можно отнести к той группе "этнических терминов", которая представлена именами собственными (в отличие от этнологических терминов - нарицательных слов).

А как насчет Урут, Сиджиут и Дуклат? Тоже - мангасы? Чистейший фольк.

Aza, I'm sorry, но здесь я вижу не "чистейший фольк", но какой-то "мутный бред". Разве я где-либо утверждал, что роды уруты, седжеуты и дуглаты относятся к каким-то, неведомым мне "мангасам"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

У хакасов были соседи кеты, оказывается.

Но если татар (хакасов) так называли чужие, то тогда перед нами экзохороним.

У Вас есть данные, что хакасы так друг друга называли? Или это из очерка с мыслями Бутанаева?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У хакасов были соседи кеты, оказывается.

У Вас есть данные, что хакасы так друг друга называли? Или это из очерка с мыслями Бутанаева?

Думаю, что общего самоназвания у хакасов в прежние времена не было. Отдельные роды (разного происхождения) называли себя особыми микроэтнонимами; под этими же именами они могли быть известны представителям других, близких по языку, происхождению и типу хозяйствования родов.

Более реально то, что общим именем их могли называть соседние этносы, для которых родовые различия хакасов были малосущественны или мало заметны.

Как уже было указано, я использовал ту информацию, которую обнаружил на данном форуме, считая её достоверной или, по крайней мере, добросовестной, т.е. предполагаю, что приведенные мной сведения могут отражать некоторые заблуждения Кастрена или Бутанаева, но не связаны с злонамеренным искажением фактов, с фальсификацией.

Но если татар (хакасов) так называли чужие, то тогда перед нами экзохороним.

Возможно, Вы имели ввиду этнологический термин "экзоэтноним" - внешнее название народа или народности (антонимы - синонимичные термины: "эндоэтноним" ~ "автоэтноним", т.е. этническое самоназвание)?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Я тут прибегаю именно к термину хороним, как к более удобному в условиях, которые Вы обозначили выше.

Думаю, что общего имени у хакасов в прежние времена не было.
Я полагаю, что общего этнического имени быть и не могло, пока так не стала называть (татары) влиятельная внешняя сила (русские). Поэтому тут уместнее не этнические наименования, а соционимы или политиномы. Дальше идет профессор Бутанаев, который видит тут именно этническую общность, однако перед нами же ротацизм - простое языковое явление. Я так понял, что Вы его имели в виду, проиллюстрировав стяжение хонгорой - хоорай.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тут прибегаю именно к термину хороним, как к более удобному в условиях, которые Вы обозначили выше.

Я полагаю, что общего этнического имени быть и не могло, пока так не стала называть (татары) влиятельная внешняя сила (русские). Поэтому тут уместнее не этнические наименования, а соционимы или политиномы. Дальше идет профессор Бутанаев, который видит тут именно этническую общность, однако перед нами же ротацизм - простое языковое явление. Я так понял, что Вы его имели в виду, проиллюстрировав стяжение хонгорой - хоорай.

Нами затронута интересная проблема самоназваний, которая представляется актуальной и в настоящее время. Эта проблема связана с самоидентификацией, отношением к истории. Применение русскими названия 'татары' в отношение ряда инородческих этносов (большей частью, тюркоязычных) привело к тому, что оно со временем стало использоваться в качестве самоназвания: поволжские, сибирские, крымские, белорусско-литовские и пр. Подобно тому, как хакасы стали именовать себя внешним именем tadar ~ teder при общении с представителями других народов; часть народа, известного в Китае как "хуэй-цзу" и именовавшегося zwn-jan (джунъян), в Казахстане и Киргизии называют себя дунганами, когда встает вопрос об их национальной принадлежности, скажем, при беседе на русском или казахском языках. Слово tat имеет тюркское происхождение, в Закавказье используется со времён средневековья для обозначения местного персоязычного населения. Со временем экзоэтноним tat стал использоваться потомками переселенцев из Ирана в Закавказье и Южном Дагестане в качестве самоназвания. Как мы видели в теме о калмыках, друг друга они знали под родовыми именами (торгоуд, хошоут, дербет, олёт), общее самоназвание halmg они, несомненно, восприняли извне. В казахском фольклоре слово qalmaq предстает не только этнонимом, но используется и в качестве нарицательного имени "иноверец" (куда относят даже шиитов-кызылбашей).

Как известно, с терминами не все просто, хотя они и являются точными обозначениями определенных понятий в конкретных отраслях науки и техники. Одно и то же название может относиться к разным разрядам "онимов". Так, например, слово qazaq ( < qır qazaq < qır qaz + аффикс -aq < метафорич. qır qaz 'дикий гусь, wild goose'; думаю, что слово "гусар" представляет собой кальку со слова qazaq) первоначально было соционимом - названием людей, принимавших регулярное участие в военных походах, т.е. воинов. Когда некоторая часть населения во главе с Джанибеком и Гиреем отделилась от Узбекского улуса и ушла в Восточный Могулистан, эта лексема превратилась в политоним, обозначая политическое объединение племен (В словарях приводится следующее толкование: Политоним - название политического объединения людей разных наций и народностей. Следовательно, словарная интерпретация данного термина требует пересмотра). Со временем политоним qazaq на терр. Казахстана превратился в этноним - название народа, состоящего из населения трех джузов. В Восточной Европе слово qazaq из разряда соционимов перешло в группу политонимов (население Донского региона, неподвластное Крымскому хану; жители Запорожской Сечи - черкасы), затем в результате русификации, например, Донских и Кубанских казаков, слово "казак" превратилось в название субэтнических групп русского народа. Политика царской администрации по привлечению некоторого количества инородцев (калмыки, буряты, эвенки и др.) к охране гос. границы империи и включение их в казачье сословие привело к тому, что слово "казак" вновь оказалось в числе соционимов.

Относительно употребленного Вами термина "хороним". Я, все-таки, думаю, что он относится к категории топонимических терминов (греческ. hora 'пространство, страна' + onymos, onoma 'имя'). Основа hora- встречается также в слове "хорология" - учение о географическом и топографическом распределении (распространении) организмов на земле. Следовательно, хороним - имя собственное географическое; название конкретной страны, региона или какой-либо местности. От хоронимов образуются политонимы - названия всего населения страны, провинции или региона (американцы, нигерийцы, советский народ, казахстанцы, кабардинцы, россияне, кубанцы и т.д.).

P.S. Tермин "экзохороним" мне не знаком, но вполне возможен. Так, например, государство Deutschland в разных языках называется: Germany, Allemagne, Almanya, Германия, Алмания; страна Magyarorszag: Hungary, Ungarn, Macaristan, Венгрия, Мажарстан и т.д. - все эти примеры суть экзохоронимы.

I'm sorry, но случая "ротацизма" в паре фонетических синонимов "хонгорой" ~ "хоорай" я не нашёл. Справка: Ротацизм — исторический переход какого-либо звука в [r] (от названия греческой буквы ρ, «ро»).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

думаю, что слово "гусар" представляет собой кальку со слова qazaq)

Очень интересно. Но гусары денег не берут, мы же казаки берем, шутка. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

думаю, что слово "гусар" представляет собой кальку со слова qazaq)

Очень интересно. Но гусары денег не берут, а мы казаки берем. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов есть поговорка "маңғыт,аузыңа саңғыт",по-моему казахи относились мангытам,так же как к сартам ("өзбек өз ағам,сарт садағам").

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов есть поговорка "маңғыт,аузыңа саңғыт",по-моему казахи относились мангытам,так же как к сартам ("өзбек өз ағам,сарт садағам").

нда, сравненьице... не поэтому ли представители Киши Жуза, в составе которого есть рода мангытского (ногайского) происхождения, иногда отделяют себя от прочих казахов, утверждая, что они алшыны, но не казахи. была на форуме где-то статья какого-то казахского исследователя об алшынах и казахах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

нда, сравненьице... не поэтому ли представители Киши Жуза, в составе которого есть рода мангытского (ногайского) происхождения, иногда отделяют себя от прочих казахов, утверждая, что они алшыны, но не казахи. была на форуме где-то статья какого-то казахского исследователя об алшынах и казахах.

Нет,представители Киши Жуза не отделяют себя от прочих казахов.А на счет этой статьи,не знаю с какой целью она написана,но оно однозначно не разделяет мнения народа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если честно, то такие факты есть, но они аналогичны заявлениям халх и других родственных с ним народов о их якобы принадлежности к кочевой степной цивилизации и ее достижениям, одним из ярчайших представителем которой был в частности Чингизхан. Все это следствие новейшей информации. Заключение: не было бы информированности - не было бы и притязаний.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...