АксКерБорж Опубликовано 10 июня, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 10 июня, 2011 Казахской генеалогии как известно характерно то, что имена влиятельных реальных личностей становились названием рода или именем легендарного прародителя рода. Так, в документах десятитомника История Казахстана в русских источниках встречаются реальные исторические личности, вошедшие в казахские шежіре (генеалогии) в качестве названий родов, подродов и прародителей рода: На примере племени Басентиин племени Арғын: Упоминаемый в источниках Байдаулет является прародителем аргынов рода Бөрі ветви «төменгі бөрілер», т.е. нижних по течению Иртыша Павлодарского прииртышья (левобережье) в районе г.Павлодара (в отличие от «жоғарғы бөрілер», верхних, происходящих от брата Байдаулета, Жандаулета). В качестве фамилии Байдаулета зафиксировано Буриев, что скорее всего является именем его отца или деда Бөрі, которое впоследствии стало названием рода. Далее в т.1 ИКВРИ (со стр.400) упоминаются послы Тауке хана в Тобольск (конец 17 в.): мурза Кельдей и Сары из районы Ямыша. В шежіре рода Бөрі сыном Бөрі значится некто Сары, а сыном Байдаулета значится Кельден, младший брат Сатыбалды, сыновья Байдаулета. Приблизительно даты жизни будут выглядеть: Арғын - Бәсеңтиін - Бөрі (около 1630-1650 г.р.) - Сары (кон. 17 в.) - Байдәулет (около 1700 г.р.) - Сатыбалды и Келден (нач.18 в.) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 22 июня, 2011 Автор Поделиться Опубликовано 22 июня, 2011 Казахи Арки и Жетысу, встречавшие цесаревича Николая II в казахском ауле в 7 верстах от Омска, июль 1891 г. (предположительно в верхнем ряду второй слева Иса Бердалин, в нижнем ряду в центре Чингиз Валиханов. http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3561-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%b0%d0%bf-%d0%b1%d0%b8-%d1%81%d0%b0%d1%82%d1%8b%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b4%d1%8b%d1%83%d0%bb%d1%8b/ Возможно на фото присутствуют и другие из участников встречи: Садвокас Мусин-Шорманов, Кусаин Боштаев, Бастемий Татенев, Калмамбет Байдаулетов, Темиргали Нуркенов, Нурмухамет Саганаев, Мейрам Жанайдаров, Ислам Алиханов, Султан Найманханов, Тастанбек Шонаев, Ильяс Шанкарин, представители уйгуров (таранчи) и дунган Вали-Ахун и Ма-Чан и др.) http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=1&ved=0CBgQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlodarlibrary.kz%2Ffile%2Fim_file%2F71Pavlodar_Popov_Bayan.doc&rct=j&q=%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%20%D0%AE.%D0%B3.%20%D1%86%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%B8%D1%81%D0%B0&ei=8_sBTuOQJpCLswaP8MCiDQ&usg=AFQjCNGGKPrRvD-fgJ5fIGD1TM7xur6GcA&cad=rjt Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
соня Опубликовано 10 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2012 Казахи Арки и Жетысу, встречавшие цесаревича Николая II в казахском ауле в 7 верстах от Омска, июль 1891 г. (предположительно в верхнем ряду второй слева Иса Бердалин, в нижнем ряду в центре Чингиз Валиханов. http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3561-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%b0%d0%bf-%d0%b1%d0%b8-%d1%81%d0%b0%d1%82%d1%8b%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b4%d1%8b%d1%83%d0%bb%d1%8b/ Возможно на фото присутствуют и другие из участников встречи: Садвокас Мусин-Шорманов, Кусаин Боштаев, Бастемий Татенев, Калмамбет Байдаулетов, Темиргали Нуркенов, Нурмухамет Саганаев, Мейрам Жанайдаров, Ислам Алиханов, Султан Найманханов, Тастанбек Шонаев, Ильяс Шанкарин, представители уйгуров (таранчи) и дунган Вали-Ахун и Ма-Чан и др.) http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=1&ved=0CBgQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlodarlibrary.kz%2Ffile%2Fim_file%2F71Pavlodar_Popov_Bayan.doc&rct=j&q=%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%20%D0%AE.%D0%B3.%20%D1%86%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%B8%D1%81%D0%B0&ei=8_sBTuOQJpCLswaP8MCiDQ&usg=AFQjCNGGKPrRvD-fgJ5fIGD1TM7xur6GcA&cad=rjt Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
соня Опубликовано 10 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2012 Казахи Арки и Жетысу, встречавшие цесаревича Николая II в казахском ауле в 7 верстах от Омска, июль 1891 г. (предположительно в верхнем ряду второй слева Иса Бердалин, в нижнем ряду в центре Чингиз Валиханов. http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/3561-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d0%bd%d0%b3%d0%b0%d0%bf-%d0%b1%d0%b8-%d1%81%d0%b0%d1%82%d1%8b%d0%b1%d0%b0%d0%bb%d0%b4%d1%8b%d1%83%d0%bb%d1%8b/ Возможно на фото присутствуют и другие из участников встречи: Садвокас Мусин-Шорманов, Кусаин Боштаев, Бастемий Татенев, Калмамбет Байдаулетов, Темиргали Нуркенов, Нурмухамет Саганаев, Мейрам Жанайдаров, Ислам Алиханов, Султан Найманханов, Тастанбек Шонаев, Ильяс Шанкарин, представители уйгуров (таранчи) и дунган Вали-Ахун и Ма-Чан и др.) http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=1&ved=0CBgQFjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.pavlodarlibrary.kz%2Ffile%2Fim_file%2F71Pavlodar_Popov_Bayan.doc&rct=j&q=%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B2%20%D0%AE.%D0%B3.%20%D1%86%D0%B5%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%20%D0%B8%D1%81%D0%B0&ei=8_sBTuOQJpCLswaP8MCiDQ&usg=AFQjCNGGKPrRvD-fgJ5fIGD1TM7xur6GcA&cad=rjt Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
соня Опубликовано 10 октября, 2012 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2012 на этой фотографии в первом ряду справа изображен мой прадед Ильяс Жанкарин волостной Теренкульского уезда друг С сейфулина соратник Мустафы Чокаева мкрупный скотопромышленник и скототорговец спонсировавшей мероприятия Алаша делегат 2 съезда партии Алаш в списке особо приглашенных его фамилия есть в книге С Сейфулина Тернистый путь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 11 октября, 2012 Автор Поделиться Опубликовано 11 октября, 2012 на этой фотографии в первом ряду справа изображен мой прадед Ильяс Жанкарин волостной Теренкульского уезда друг С сейфулина соратник Мустафы Чокаева мкрупный скотопромышленник и скототорговец спонсировавшей мероприятия Алаша делегат 2 съезда партии Алаш в списке особо приглашенных его фамилия есть в книге С Сейфулина Тернистый путь Рахмет! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
SHON Опубликовано 27 сентября, 2014 Поделиться Опубликовано 27 сентября, 2014 Рахмет! Судя по ник-нейму Вы потомок баянаульского ага-султана Шоң Едігеұлы? И есть ли что про Баянаульский внешний округ - фото, архивные данные и пр.? Прошу прощение за столь поздний ответ. Потомок не прямой, но из одной с Шоном Едигыулы генеалогической ветки. К сожалению уникальными материалами не располагаю. Довольствуюсь ранее опубликованными сведениями. А в целом поддерживаю Ваш интерес к истории Баянаульского ВО. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Асылбек А Опубликовано 21 сентября, 2016 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2016 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 августа, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 12 августа, 2017 В устных народных преданиях казахов Павлодарского Прииртышья, дед Казангап бия - БАЙДАЛУЕТ из рода Бөрі (Аргын, Басентиин) выступает как близкий друг и соратник басентиин Малайсары тархана. В них Байдаулет называется сардаром - Байдаулет сардар (фарс: сардар - предводитель войска). Нашел в архивных документах, где Байдаулет называется батыром: "Байдовлет-батыр (участие в церемонии присяги императрице, 1742 год)" (История Казахстана в русских источниках, Т.4, стр.55) В в этих архивных данных Байдаулет посол от всей Казачьей Орды, от хана Каипа: "... 12-13 сентября 1716 года в Тобольск прибыли послы от Каип хана и от всей Казачьей Орды Бекболат Екешев и Байдаулет Буриев с вызволенными из калмыцкого плена русскими посланниками к контайше подполковника Ивана Бухгольца, Меркула Трубникова и писаря, и с посланием хана к генерал-губернатору Сибири князю М.П. Гагарину и к царю Петру I с просьбой о мире и военном союзе против джунгарского хунтайджи, основавшегося в г.Еркенд." (ПСИ-2. Док. № 41. С.152-153; КРО-1. Док. № 15. С.18. / ИКВРИ. т.2, с.271-274) Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что наряду с получившими широкую известность в 17 - 18 веках казахскими батырами из племени аргын - Малайсары тархан (из рода басентиин), Жасыбай батыр (из рода басентиин), Богенбай батыр (из рода канжыгалы), Олжабай батыр (из рода суюндук), Жидебай батыр (из рода каракесек), Жанибек батыр (из рода шак-шак), к числу аргынских батыров 17 - 18 веков следует отнести и бөрі (бәсеңтиін) Байдаулет батыра. Год рождения ок. 1690 г. От него происходят сейчас поколения людей рода Бөрі или Апай-Бөрі, которых также называют "төменгі бөрілер", так как в отличие от "жоғарғы бөрілер" или потомков его брата Жандаулета, потомки Байдаулета населяли тоже левобережье Иртыша, но от г.Аксу на севере (бывшего поселка ГРЭС) до Кызыл-жара на юге (это их зимовки 7 аул, 8 аул, 9 аул, Жолкудук, Балыкшы, Бауртас, а также летовки в степи в Калкаман-туза и др.). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 12 августа, 2017 Автор Поделиться Опубликовано 12 августа, 2017 Памятное надгробие, воздвигнутое в честь Казангап бия в 2010-х гг. недалеко от их родового захоронения "Бауыртас" около с.Ребровка Аксуского района Павлодарской области. Изначально воздвигнутый надгробный памятник из белого мрамора был по вандалистски разобран на кирпичи Советской властью в 1930 - 1940 годы. Местная новая мечеть названа в честь Казангап бия: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 23 июля, 2018 Вчера посетил родовое захоронение нагашынского рода (Арғын - Бәсеңтиін - Бөрі) примерно в 25 км. к северо-западу от города. Оказывается на камне Казангап бия как на памятнике установлена табличка с индивидуальным QR-кодом. Любой посетитель сканируя штрих-код с помощью специальной программы на смартфоне сможет ознакомиться со всей персональной информацией о памятнике. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 23 июля, 2018 Тут же рядом с памятником в степи расположено родовое захоронение Казангаповых. Раньше эта местность называлось Бауртас. По моим расчетам, собранной письменной информации и свидетельствам ныне уже давно покойных стариков рода, первое сохранившееся и огражденное захоронение здесь относится к 1856 году, когда здесь был похоронен Қазанғап би. Сохранились письменные и устные свидетельства об устроенном "ас" (поминках) в честь Казангапа (Қазанғап бидің асы) с огромной массой народа со всего северо-восточного Казахстана и конными состязаниями с богатыми призами. Думаю что и до 1856 года здесь были захоронения предков рода, ведь место было выбрано не случайно, потому что по древним казахским традициям казахи всегда старались хоронить членов рода на одном кладбище. В таком случае здесь должны быть захоронения отца Казангапа, Сатыбалды приблизительно 1730 года рождения, деда Байдаулет батыра приблизительно 1690 года рождения и прадеда Казангапа Бури (Бөрі) примерно 1655 года рождения. Об этом свидетельствуют много захоронений без ограждений, по древней казахской традиции в форме кругов с невысоким валом вокруг (ор). Могила была окружена большой по размерам саманной стеной и памятником из мрамора и кирпича с текстом. К сожалению со слов стариков памятник был разобран и использован для постройки фермы в первые годы советской власти. Казахи делали склепы большими, чтобы позже внутри похоронить членов семьи умершего - жен, детей. Это практикуется у нас до сегодняшнего дня. На уникальной карте Кара-Обинской волости Павлодарского уезда 1890 года, в данной местности отмечены: ^ М. Казангапъ - могила Казангапа. Кол. Иса кудукъ - колодец Исы (внук Казангапа, 1838 - 1899) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 23 июля, 2018 Всего здесь больших старинных саманных склепов около пяти. Предполагаю, что в них похоронены со своими семьями (человек, который обещал мне показать место захоронения каждого, к великому сожалению скончался, поэтому приходится лишь предполагать): - сын Казангапа Бердалі (1803 - 1842). - сыновья Бердали Ногербек (1814 - ?), Момынбек (1824 - 1883), Алтынбек (?). - внук Казангапа Иса (1838 - 1899). - сын Исы Габдул-Манап, Макен (?). Сфотографировал пару саманных склепов или то, что от них осталось. Кстати технология изготовления такого самана была иной чем сейчас, качество которого позволило им продержаться под дождями, снегами, ветрами, жарой и морозами в течение уже 162 лет! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 23 июля, 2018 Автор Поделиться Опубликовано 23 июля, 2018 По размеру под могилу, склеп Казангап бия из всех других больше подходит вот это: Оно круглое по форме и примерно около 30 в диаметре. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 июня, 2019 30.12.2010 в 15:12, АксКерБорж сказал: Оттиск личной печати (каз: мөр) Қазанғап би Сатыбалдыұлы (1771-1856) - аға сұлтана Баянаульского внешнего округа (1843-1847) из рода Бөрі рода Бәсеңтиін племени Арғын Орта Жүза Казангап Сатыбалдин: Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 30 июня, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 30 июня, 2019 Печать на русском??? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 июня, 2019 1 час назад, Rust сказал: Печать на русском??? На кириллице и арабской вязью. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 30 июня, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 30 июня, 2019 5 минут назад, АксКерБорж сказал: На кириллице и арабской вязью. Это и удивляет, что написано на русском тоже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 июня, 2019 28 минут назад, Rust сказал: Это и удивляет, что написано на русском тоже. Почему на русском? На печати написано "Казангап Сатыбалди", надпись можно считать хоть казахской, хоть русской, хоть кыргызской. А то, что на кириллице вполне логично, потому что он был руководителем административно-территориальной единицы "Баянаульский внешний округ", учрежденной царским правительством после ликвидации ханской власти, которая подчинялась Омскому областному правлению. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 30 июня, 2019 Admin Поделиться Опубликовано 30 июня, 2019 3 часа назад, АксКерБорж сказал: Почему на русском? На печати написано "Казангап Сатыбалди", надпись можно считать хоть казахской, хоть русской, хоть кыргызской. А то, что на кириллице вполне логично, потому что он был руководителем административно-территориальной единицы "Баянаульский внешний округ", учрежденной царским правительством после ликвидации ханской власти, которая подчинялась Омскому областному правлению. Я имел в виду тот момент, что казахи использовали кириллицу в середине 19 века? К чему упоминаете кыргызов, он имел отношение к кыргызам? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 30 июня, 2019 Автор Поделиться Опубликовано 30 июня, 2019 19 минут назад, Rust сказал: К чему упоминаете кыргызов, он имел отношение к кыргызам? Для понятности упомянул. Прошу прощения если переборщил. 19 минут назад, Rust сказал: Я имел в виду тот момент, что казахи использовали кириллицу в середине 19 века? Тогда казахами использовалась только арабица. На печати параллельный текст на кириллице наверно чтобы было понятно русским властям в Омске. Не знаю точно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться