Перейти к содержанию
enhd

Хойт-Хойд-Х:од

Рекомендуемые сообщения

Здесь я хотел бы хотел пригласить всех дискуссировать о “хойтах“.

***

“Хойт“-ы является аймаком состоящим из подданных потомков ойратского Хутуга беки, который был главой “ойн иргэд – лесных народов“ в XIII веке.

В конце XVI века предводитель “хойт“-ов Исэлбай Сайн хиа имел около 4000 фамилии (айл єрх - аул) и то время хойты состояли из родов “их мянган“ (большие тысячные), цагаан туг (белый тук - знамя), єл тумэн (“єл“ или “эл“ значит всеобщий или основной???) и алаг гулз (ала кулджа – пестрый орнамент наверное из разных масти). Из рода “их мянган“ обычно происходили дворяне или предводители и наследственно управляли “хойт“-ами.

Ноёоны хойтского рода “их мянган“ много раз взяли в жёны из женщин рода борджигин, который является родом Чингис хаана, и отсюда возник род “цагаан туг – белый тук“ и они хранили и почтили “белое знамя – белый бунчук тук“ полученное от Чингис хаана (по преданию).

Название “хойт“ может происходит из слова “хой“ (овец на ойратском диалекте) и аффикс множественного числа “-д,т“, т.е. “хойд или хойт“.

Среди абаканских татаров (хакасов) имеется род “кой-балы“ и у шорцев есть род “койы“. Название этих родов состоит от слова “кой – овец“.

В 1207 году старший сын Чингис хаана Джучи собирал всех “лесных народов“ в свое государство. И тогда первым тайшом стал Хутуга бэхи. Ойратами (хойтами) руководил Джучи, Угэдэй, Гуюк и младший сын Толуя Аригбука.

В последние года государства Юань главенствовал над ойратами могучий полководец Мунхэтэмур жанжин (Угэчи хашиха) и он был из рода хэрнэгут “хойт“ аймака.

Используя родственную связь с родом борджигинами Чингис хаана Явган мэргэн (Пеший мерген) из рода чорос аймака “хойт“ основывал первый союз 4-х ойратов.

После распада государства Юань Мунхэтэмур жанжин (Угэчи хашига) возродил второй союз 4-х ойратов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

тема действительно интересная, но про хойт хотя мини ясн хойт, я знаю мало.

интерпретация х:о - баран, овца это первое что приходит на ум, но мне кажется это не так.

никогда не встречал племени или рода, которое брало своим тотемом овцу, быка - да, но барана никогда.

сами халхи переводят хойт как "северный", хотя я знаю (может потому что слабо владею родным языком) только слово "ар" + джунгар как то говорил про "онцгой" - точно не помню смысла.

когда читал дашибалова, перечислявшего среди других народов хойин-урянха - лесных урянха, мне пришла мысль, что хойт-хойд это может быть просто "лесные", локализация в общем подходит, да и звучание тоже.

то, что в последующем звук х редуцировался нормально, так с ним обычно всегда бывает. в современном калмыцком слово лес - :о-шу:гу-модн.

звук ":о" в халх. написании передается как "ой".

по ходу задевается еще вопрос как точно читать те или иные этнонимы с "ой", тех же койбалов. кой или кё

?ойрат - :оорд

?койбал - к(:о)бал

?хойт - х(:о)д

?олет - :оолд

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь я хотел бы хотел пригласить всех дискуссировать о ойратов и “хойтов“.

Кто они и где живут славные ойраты.

Лично я считаю что ойраты это союз или племена в основном состоящие из тюрко-язычных народов Алтая, Енисея и вообщем Джунгарии.

***

“Хойт“-ы является аймаком состоящим из подданных потомков ойратского Хутуга беки, который был главой “ойн иргэд – лесных народов“ в XIII веке.

В конце XVI века предводитель “хойт“-ов Исэлбай Сайн хиа имел около 4000 фамилии (айл єрх - аул) и то время хойты состояли из родов “их мянган“ (большие тысячные), цагаан туг (белый тук - знамя), єл тумэн (“єл“ или “эл“ значит всеобщий или основной???) и алаг гулз (ала кулджа – пестрый орнамент наверное из разных масти). Из рода “их мянган“ обычно происходили дворяне или предводители и наследственно управляли “хойт“-ами.

Ноёоны хойтского рода “их мянган“ много раз взяли в жёны из женщин рода борджигин, который является родом Чингис хаана, и отсюда возник род “цагаан туг – белый тук“ и они хранили и почтили “белое знамя – белый бунчук тук“ полученное от Чингис хаана (по преданию).

Название “хойт“ может происходит из слова “хой“ (овец на ойратском диалекте) и аффикс множественного числа “-д,т“, т.е. “хойд или хойт“.

Среди абаканских татаров (хакасов) имеется род “кой-балы“ и у шорцев есть род “койы“. Название этих родов состоит от слова “кой – овец“.

В 1207 году старший сын Чингис хаана Джучи собирал всех “лесных народов“ в свое государство. И тогда первым тайшом стал Хутуга бэхи. Ойратами (хойтами) руководил Джучи, Угэдэй, Гуюк и младший сын Толуя Аригбука.

В последние года государства Юань главенствовал над ойратами могучий полководец Мунхэтэмур жанжин (Угэчи хашиха) и он был из рода хэрнэгут “хойт“ аймака.

Используя родственную связь с родом борджигинами Чингис хаана Явган мэргэн (Пеший мерген) из рода чорос аймака “хойт“ основывал первый союз 4-х ойратов.

После распада государства Юань Мунхэтэмур жанжин (Угэчи хашига) возродил второй союз 4-х ойратов.

Сагын тыу - белое знамя.

Эл тумэн - Ил тумэн (Ил - народный) - Народное собрание

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вот кусок разъяснений джунгара о хойд и хотхойд

*а чем отличаются хойты от хотхойтов? и как звучат стороны света (север, юг, запад, восток) на халхасском?

Х.Нямсамбуу в "Монгольской этнологии" пишет, что хотхойты это "халхазированные ойраты" и переводит название как "хойд хойд", то есть "северные северные".

Х.Нямбуу "Монголын угсаатны зYй. Удиртгал", Сурах бичиг хYYхдийн номын хэвлэлийн газар, Улаанбаатар, 1992.

Х.Нямбуу "Монгольская этнография. Введение", Издательство учебной и детской литературы, Улан Батор, 1992.

Стороны света по монгольски

Юг - 8мн8д(также урд буквально "спереди")

Север - умард(также хойд,также ар-"сзади")

Восток - дорнод (также зYYн - "слева")

Запад - 8рн8д (также баруун -"справа")

OМНO 1) юг, южный; 2) до, раньше; перед, впереди;

*И есть ли другое толкование кроме как северный.

Еще есть мнение, что это хойд-гойд, то есть онцгой хойд (особые хойты). Особенность их заключается видимо в том, что они живут рядом с халхасцами.

+ мнение, что хотхойд это хойд хойд.

*а что двукратное повторение в халхасском языке указывает на усиление? если хотхойты это халхизированные хойты – все ясно. что же тогда означает 2-укратное повторение?

Вообще то да, но тут смысл несколько другой. Буквально можно перевести как "северные хойты".

Ну что живут они к северу от прочих северных.

Хубсугул это действительно севернее.

*гойд и онцгой - синонимы?

Корень тот же.

кто может перевести гойд и онцгой

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кто может перевести гойд и онцгой 

гойд – имя прилагательное, перевод: особый, выдающий, удивительный

онцгой – от слова ”онц”-“очень” и “гой(д)”-особый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ya schitayu chto opredelenie khotkhoid kak "osobie khoiti" - t. e drugie khoiti chem oiratskie, bolee pravilnoe, potomu chto:

1.Jivut dostatochno obosobleno ot osnovnih kochevii oiratov.

2.Vse vremya tyagoteyut k khalkha(seichas ochen malo lyudei nazivayushih sebya khotkhoid, nazivayut sebya khalkha; govoryat na khalkha,vobshe schitayut sebya chastyu khalkha; stil' jizni khalkha)

3.Rodi ih v osnovnom iz teh je rodov kak i khalkha, vsegda vhodili v administrativnii sostav khalkha i rasmatrivalsya kak khalkha(Zasagt khaan aimag)

4.Ochen malo togo chto mojno bilobi skazat' chto oni proizoshli tolko ot oiratov, sami sebya neidenfetsiruyut s oiratami.

5.Vsegda bili sopernikami oiratov naprimer khotkhoidskii Altan khaan i t.d. est' vozrajeniya? :ph34r::)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здесь я хотел бы хотел пригласить всех дискуссировать о “хойтах“.

***

“Хойт“-ы является аймаком состоящим из подданных потомков ойратского Хутуга беки, который был главой “ойн иргэд – лесных народов“ в XIII веке.

В конце XVI века предводитель “хойт“-ов Исэлбай Сайн хиа имел около 4000 фамилии (айл єрх - аул) и то время хойты состояли из родов “их мянган“ (большие тысячные), цагаан туг (белый тук - знамя), єл тумэн (“єл“ или “эл“ значит всеобщий или основной???) и алаг гулз (ала кулджа – пестрый орнамент наверное из разных масти). Из рода “их мянган“ обычно происходили дворяне или предводители и наследственно управляли “хойт“-ами.

Ноёоны хойтского рода “их мянган“ много раз взяли в жёны из женщин рода борджигин, который является родом Чингис хаана, и отсюда возник род “цагаан туг – белый тук“ и они хранили и почтили “белое знамя – белый бунчук тук“ полученное от Чингис хаана (по преданию).

Название “хойт“ может происходит из слова “хой“ (овец на ойратском диалекте) и аффикс множественного числа “-д,т“, т.е. “хойд или хойт“.

Среди абаканских татаров (хакасов) имеется род “кой-балы“ и у шорцев есть род “койы“. Название этих родов состоит от слова “кой – овец“.

В 1207 году старший сын Чингис хаана Джучи собирал всех “лесных народов“ в свое государство. И тогда первым тайшом стал Хутуга бэхи. Ойратами (хойтами) руководил Джучи, Угэдэй, Гуюк и младший сын Толуя Аригбука.

В последние года государства Юань главенствовал над ойратами могучий полководец Мунхэтэмур жанжин (Угэчи хашиха) и он был из рода хэрнэгут “хойт“ аймака.

Используя родственную связь с родом борджигинами Чингис хаана Явган мэргэн (Пеший мерген) из рода чорос аймака “хойт“ основывал первый союз 4-х ойратов.

После распада государства Юань Мунхэтэмур жанжин (Угэчи хашига) возродил второй союз 4-х ойратов.

Энхд откуда инфа?

читал, что хойтские таджи ведут родословную от Йовhн Мергн, который как пишет энхд был из рода чорос аймака хойт. Хойтом был Худуха-беки присоединившийся к Чингис-хану.

Опять же от Энхда узнал, что хойтом, рода хэрнэгут (хотя я думал, что он был чорос) был и Мёнк-Тёмёр, за что большое спасибо.

В связи с этим хотелось бы узнать какова связь род чорос и аймака хойт, и когда на исторической арене появляются чоросы, и если этот род выделился из хойт аймака, то когда?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В построении (т.е. торжественном) ойратского войска в центре строились хошуты (гол-д), на левой стороне (зvvн гар-т) оолеты, на правой стороне торгуты (баруун гар-т) и сзади (ар тал-д) дурбеты и хойты. (во время в XVI и начале XVII когда господствовал и руководил ойратским союзом хошутские ноёоны)

так вот откуда жуковская взяла версию, что хойт означает северный или арьегард! это оказывается для 16-17 вв.! енхд это из какого источника?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... жуковская взяла версию, что хойт означает северный или арьегард! это оказывается для 16-17 вв.! енхд это из какого источника?

В рукописи “Хо єрлєгийн тvvх“ (История Хо урлюка) написанной на тод бичик говорится:

(Этот источник был найден в 1982 году в Синьцзяне хранившегося у ойратов Баингола)

“... Потом из Богда* прислали послание (зарлиг) где говорилось “Поднимаем желтую веру и ослабим красную веру“ и ханы и ноёоны Дєрбэн ойрата все согласились это сказав “правильно“. Из Хошутов Гvш хаан дvvрэгч ноён; из Зvvнгара Харахул, Баатар хунтайж и Мэргэн дайчин; из Торгутов Тэнэс мэргэн Тэмнэ, Мэргэн жонон и Гомбо илдэн; из Хойтов Султан тайш и Сvмэр тайш; из Дербетов Далай тайш и Бумбу илдэн возглавляли объединенное войско Дєрбен ойрата** и построили боевую походную строю на центре хошутское войско, на левом фланге єєлетское войско и их называли зvvнгарын цэрэг (войска левой руки). На западном фланге строились торгутское войско и их стали называть баруун гарын цэрэг (войска западной руки). Позади ехали войска дурбетское и хойтское. С этих пор єєлеты стали называться Зvvнгаром а торгуты Баруунгаром...“

______

* - В Тибете усиливался направление буддизма так называемое “красная вера“ (улааны шажин) и сильно придавили желтую веру (шарын шажин). Тогда Далай лама и Банчин богда просили помощь у Дурбен ойратов (Дєрвєн ойрадын чуулган)

** - По решению Чуулгана Дурбен ойратов объединенные войска направились завоевать Хєх нуур и Тибета.

Название аймака хойт не связан с построением войска в этом походе, хойт имеет более древнее значение.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

пока никаких новых версий нет, подведу небольшой итог. итак этноним хойт:

1. самое простое и лезущее первым на ум объяснение от х:он (баран, овца). отвергаем. поскольку неизвестно ни одного примера тотемного этнонима от этого животного, в отличие от быка, лебедя, барса и пр.

2. версия жуковкой (северный, арьегард), как оказалось это объяснение идет с 16-17 вв., а хойты известны гораздо раньше. также отвергаем.

3. не помню кого, кажется бутанаева версия от сойот. не знаю могло ли с перейти в х и можно ли сойот читать как с:од. мне кажется маловероятная версия.

4. от слова хо (белый, благородный). сюда же слово гойд (особый, выдающий, удивительный). оставляю на рассмотрение лингвистам или просто хорошо владеющим старомонгольским языком.

5. значение (лесной). для сравнения хойин урянха - лесные урянха. почему бы не быть просто лесные - хойд? эта версия мне кажется наиболее вероятной.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

. не помню кого, кажется бутанаева версия от сойот. не знаю могло ли с перейти в х и можно ли сойот читать как с:од. мне кажется маловероятная версия.

Почему нет.

халх - бурят

цас- цаhа

ус - уhа

санаа- hанаа

сайн-hайн

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

пока никаких новых версий нет, подведу небольшой итог. итак этноним хойт:

1. самое простое и лезущее первым на ум объяснение от х:он (баран, овца). отвергаем. поскольку неизвестно ни одного примера тотемного этнонима от этого животного, в отличие от быка, лебедя, барса и пр.

Я тоже не придерживаю эту версию. Но были же народы именовавшиеся с именем барана: АкКоюнлу и Каракоюунлу туркмены. Но все таки я думаю эти аккоюунлу и каракоюунлу не самоназвание.

2. версия жуковкой (северный, арьегард), как оказалось это объяснение идет с 16-17 вв., а хойты известны гораздо раньше. также отвергаем.

Это только как одно из предложение. Игнорируется.

3. не помню кого, кажется бутанаева версия от сойот. не знаю могло ли с перейти в х и можно ли сойот читать как с:од. мне кажется маловероятная версия.

Это думаю что очень приемлемая версия. Только надо считать название “сойот“ происходит от “хойт“-ов, а не наоборот. Т.е. “сойот“-ы это часть хойтов или потомки хойтов.

4. от слова хо (белый, благородный). сюда же слово гойд (особый, выдающий, удивительный). оставляю на рассмотрение лингвистам или просто хорошо владеющим старомонгольским языком.

Слово “хо“ - белый, благодарный? На каком языке? Очень не обоснован.

“Хотгойд“-ы происходит от “хойт“-ов, а не наоборот.

5. значение (лесной). для сравнения хойин урянха - лесные урянха. почему бы не быть просто лесные - хойд? эта версия мне кажется наиболее вероятной.

Это тоже как один из вариантов объяснения только.

Одним словом “ойн“ или “хойн“ ничего не понятно. Что это? На самом деле “ойн“ или “хойн“ есть прилагательное сам ничего не выражает только используется для подчеркивания существительного.

Ну монголы скажите “ойн“ и думайте что вы конкретно сказали...

Что-то начали сказать и не кончили, а тот кто слушал ничего понимает что именно вы хотели сказать только догадывается что вы хотели говорить что-то о чем-то или о ком-то связанных с лесом :D .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3. не помню кого, кажется бутанаева версия от сойот. не знаю могло ли с перейти в х и можно ли сойот читать как с:од. мне кажется маловероятная версия.

Это думаю что очень приемлемая версия. Только надо считать название “сойот“ происходит от “хойт“-ов, а не наоборот. Т.е. “сойот“-ы это часть хойтов или потомки хойтов.

а почему сойот от хойт, а не наоборот?

4. от слова хо (белый, благородный). сюда же слово гойд (особый, выдающий, удивительный). оставляю на рассмотрение лингвистам или просто хорошо владеющим старомонгольским языком.

Слово “хо“ - белый, благодарный? На каком языке? Очень не обоснован.

“Хотгойд“-ы происходит от “хойт“-ов, а не наоборот.

ну энхд, ну будь внимательней. благородный, а не благодарный. хо - белый, благородный. это я из калмыцко-русского словаря выудил, современного правда. не знаю было ли это значение в 10-13 вв.

мне показалось, что это значение пересекается со значением слова гойд (возможно хойд). но поскольку языком владею не идеально, я и написал, что это версию оставляю на рассмотрение лингвистам или просто хорошо владеющим старомонгольским языком.

5. значение (лесной). для сравнения хойин урянха - лесные урянха. почему бы не быть просто лесные - хойд? эта версия мне кажется наиболее вероятной.

Это тоже как один из вариантов объяснения только.

Одним словом “ойн“ или “хойн“ ничего не понятно. Что это? На самом деле “ойн“ или “хойн“ есть прилагательное сам ничего не выражает только используется для подчеркивания существительного.

хойин - это прилагательное, а хойд - это существительное, причем во множественном числе. это ж просто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно, к обсуждаемой теме это и не относится, но в Осетии есть топоним Ход (который из осетинского не объясняется) , находится в том же районе, что и селение Нар, котороё справедливо объясняется из монг. "солнце"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тувинские сояны/сойоны, которых по другому называют сойотами/саянами своей прародиной называют Хаан-Когей сыны- хребет Хан-Когей,монг.Хаан-Хухй, в Завхан и Увс аймаках нын.Монголии, поклоняются Хаан-Когей-ю как Родителю соянов.

-ут,-от множит. в монг. языке.

Значит хойт, вполне может означать сойон-ууд,hойнууд-hойд.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Возможно, к обсуждаемой теме это и не относится, но в Осетии есть топоним Ход (который из осетинского не объясняется) , находится в том же районе, что и селение Нар, котороё справедливо объясняется из монг. "солнце"

на ойратском нарын-гол -река текушая на юг в сторону солнца,хойт-гол -река текущая на север на склонах горного хребта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
В конце XVI века предводитель “хойт“-ов Исэлбай Сайн хиа имел около 4000 фамилии (айл єрх - аул) и то время хойты состояли из родов “их мянган“ (большие тысячные), цагаан туг (белый тук - знамя), єл тумэн (“єл“ или “эл“ значит всеобщий или основной???) и алаг гулз (ала кулджа – пестрый орнамент наверное из разных масти). Из рода “их мянган“ обычно происходили дворяне или предводители и наследственно управляли “хойт“-ами.

Алаг гулз - ала кулджа - пестрый горный баран (архар?). В эпосе "Манас" встречается мифический зверь "куу кулжа" и переводится (Юдахин) как "хитрый". Однако наряду с выражением "ак кулжа", "куу кулжа" может переводится как "белый, бледный" кулжа, отсюда понятно и выражение ала кулжа, т.е. пестрый.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

на ойратском нарын-гол -река текушая на юг в сторону солнца,хойт-гол -река текущая на север на склонах горного хребта.

С ойратского это может и объясняется солнцем, но мне кажется нельзя забывать и том, что ареал распространения названия Нарын гораздо шире нежели ареал распространения монгольских языков, Кавказ, Кыргызстан и др.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Помню читал работу о топонимах Курдистана, среди которых было немало монгольских по происхождению. Ареал распространения языков не всегда совпадает с топонимикой, ведь народы, особенно кочевые как и их языки весьма "текучи".

В Кыргызстане к слову много топонимов, связанных с монгольскими языками - река Нарын, перевал Долон, долина Сусамыр и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алаг гулз - ала кулджа - пестрый горный баран (архар?). В эпосе "Манас" встречается мифический зверь "куу кулжа" и переводится (Юдахин) как "хитрый". Однако наряду с выражением "ак кулжа", "куу кулжа" может переводится как "белый, бледный" кулжа, отсюда понятно и выражение ала кулжа, т.е. пестрый.

Алаг гулз - дословно переводится как пёстрый узор.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

долина Сусамыр

Не скажу про монгольский, но по-казахски это слово означает "диабет".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алаг гулз - дословно переводится как пёстрый узор.

Нынешний язык волжских ойратов (калмыков) сильно искажен многими неточностями,что заметно при общении с синьцзянскими сородичами.Слово гулз по трактовке Джиджян Эрдни-Баира (Синьцзян)

1.изжевать (например-кожу ремня,для утоления голода)

2.самец архара

3.центр юрты,место под таганом,соответственно надо понимать,как столица государства ,т.е. будет синоним слову-хотл(столица).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Алаг гулз - дословно переводится как пёстрый узор.

Ала кулjа - по алтайски: пестрый узор, орнамент.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...