alp-bamsi Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 по мифологии древние тюрки выводили свое происхождение от волчицы и гунского царевича,если в: казахском Qanshyq - самка волчицы Ашина - название правящего тюркского племени в монгольском Чино - волк Ашина - Qanshyq - Чино? Тәңірі-бек:Все гипотезы монгольскости правящего рода Ашина сыпятся, если мы вспомним об Ашидэ - материнском роде. Очевидно, что анализировать надо корень "аши", а "на" и "дэ" суффиксы. А может китайцы каншык произносили как ашина, ашидэ? Интересно также первая часть слова - шибори. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Qanshyq - самка волчицы Ашина - название правящего тюркского племени в монгольском Чино - волк Ашина - Qanshyq - Чино? Qanshyq - предположительно состоит из двух слов: Qan- что очень схоже с индоиранским сино(шино)- небесный,shyq- шик- выходи?(отсюда по всей видимости и титул хан, каган) небесный-шик, а может шик это чино? либо если убрать первую букву в слове Qanshyq, то получится anshy(q) - ана - мать, ана с(ш)ино- небесная мать? В современном понимании Qanshyq это - самка, сучка к собакам, волкам и даже к человеку... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Мифология древнемонгольских степных кочевников (сяньби, кидани и др.), известная по китайским историческим источникам, менее архаична, чем мифология таёжных охотников. Она складывалась под влиянием относительно устойчивых государственно-племенных шаманистских культов в раннефеодальных объединениях тюркских и монгольских народов Центральной Азии (этим, в частности, объясняются тесные связи древнемонгольской и древнетюркской мифологий). Уже в период хунну и ухуань существовало почитание неба, земли, солнца, луны, звёзд, а также духов предков (у ухуань местом их обитания считалась Красная гора). Во фрагментах этногонических легенд сяньбийских племён (тоба, муюн, ту-гухунь) 1-5 вв., повествующих о выходе людей из замкнутых мест их первоначального обитания, встречаются зооморфные образы (вероятно, родовые тотемы): конь, бык, олень (лось, лань). По генеалогическим преданиям, вождь или предок рождается от брака человека с небесной девой или в результате непорочного зачатия (от градины, после раската грома упавшей в рот женщины и ею проглоченной). В пантеон богов киданей 4-12 вв. входили небо, земля (в облике старой женщины), ниспосылающие мир и помогающие в критических ситуациях, солнце (с ним были связаны ритуалы при вступлении на престол императора киданей и др.). Кидани почитали также персонифицированных и неперсонифицированных (в том числе в виде тотемных животных — белой лошади, оленя) богов огня, войны, металла, кроме того, — множество духов, в частности духов предков и их покровителя — грозного духа священной Чёрной горы. Существует миф о встрече у горы Муе (её дух также входил в число высших божеств киданей) первопредка, скакавшего на белом жеребце, и небесной девы, ехавшей в телеге, запряжённой сивой коровой. Восемь сыновей первопредка и небесной девы стали родоначальниками племён. Ездовые животные, очевидно, имели тотемную природу и были посвящены этим первопредкам (ср. с тотемами коня и яка у цянских племён в тибетской мифологии). По преданию, белую лошадь и сивого быка жертвовали некоему духу по прозванию Найха, имевшему вид черепа и принимавшему облик человека только на время общения с людьми. В «Сокровенном сказании» названы тотемические первопредки — Борте-Чино («сивый волк») и Хо Марал («каурая лань»),Моя ссылка древние тюрки вели свое происхождение от волчицы Ашина, монголы от волка Чино. Этот момент хорошо заметил и разобрал Гумилев, только он искал различая между тюрками и уйгурами, а не между тюрками и монголами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Qanshyq - предположительно состоит из двух слов: Qan- что очень схоже с индоиранским сино(шино)- небесный,shyq- шик- выходи?(отсюда по всей видимости и титул хан, каган) небесный-шик, а может шик это чино? либо если убрать первую букву в слове Qanshyq, то получится anshy(q) - ана - мать, ана с(ш)ино- небесная мать? В современном понимании Qanshyq это - самка, сучка к собакам, волкам и даже к человеку... Титул каган (хан) тюрками заимствовано от древних монголов. А хунны использовали титул шаньюй. По объяснению Бань Гу, «шаньюй — означает «обширный» и показывает, что носитель этого титула обширен, подобно Небу» В слове qanshyq первая буква может упасть или восстанавливаться (нап. кимак - йемек) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 не вижу особой разницы каган (хан) шаньюй. По объяснению Бань Гу, «шаньюй — означает «обширный» и показывает, что носитель этого титула обширен, подобно Небу» можете и дальше не замечать очевидное Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
The Mukhulai Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 После смерти Пэйло в 746 г. каганом стал его сын Моюнчур (746— 759 гг.) Уйгурский каганат.. Чур вмножественном числе чурас,чорос,цорс. Стела находится на местности "Хиргистийн хөндий "в переводе "долина киргиз",Сайхан сум,Булган аймаг. http://www.touristinfocenter.mn/cate1_more.aspx?ItemID=16 Я давно читал в статье монгольского ученего доказательсва того, что ойратский клан Чорос (Цорс)самом деле царский род древних уйгуров,бежавший на территориюТувы. Имя забыл этого ученего. А кто нибудь из монголов помнят его имя? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 не вижу особой разницы можете и дальше не замечать очевидное сначала древние монголы заимствовали у хуннов титул "shaniuy", потом древние тюрки заимствовали у древних монголов титул хакан или (каган). Шаньюй наверно связан со словом "taniri"-небо. По объяснению Бань Гу, «шаньюй — означает «обширный» и показывает, что носитель этого титула обширен, подобно Небу» или даже со словами tang - по каз. рассвет. shanqai tus - по каз. самый полдень. можно сравнивать с титулом Чингисхан - tengis hakan (владыка морей). Тут корень tang (небесный цвет) + us (вода)= море. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 сначала древние монголы заимствовали у хуннов титул "шаньюй", потом древние тюрки заимствовали у древних монголов титул хакан или (каган). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Паралельно с хунским титулом шаньюй у сяньби (протомонголы) появилась титул "каган", потом этот титул использовали монголоязычные жужане. От них уже заимствовано древними тюрками Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Шаньюй наверно связан со словом "taniri"-небо. или даже со словами tang - по каз. рассвет. shanqai tus - по каз. самый полдень. цвет) + us (вода)= море. Таныр, Тенгри - у степняков небо,всевышний; у европейцев Тор - бох громовержец. смотрите тему про Жаратуштру Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Что там батыр албамси приготовил Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Таныр, Тенгри - у степняков небо, у европейцев Тор - бох громовержец. смотрите тему про Жаратуштру Слово танири у древних тюрков связан с небом (изначально небесным цветом). «Небом и Землёй рождённый, солнцем и луной поставленный, великий шаньюй сюнну...» "Когда наверху голубое Тенгри (Kök : Teŋіri), а внизу бурая Земля возникли, сотворен был меж ними сын человеческий. Предки мои Бумын каган, Истеми каган правили родом человеческим. Они правили народом законами Тюркскими, они продвигали их." Еще не забудем про шумерское dingir - небо, китайское тянь - небо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Что там батыр албамси приготовил Алпамыс, по древнетюркски Алп-Бамси. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Лучше довайте по теме. Ашино - Qanshyq - Чино Q-anshy-q, anshy - самка волчицы у древних тюрков Чино - самец волка у монголов ктото из них явно привирает Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Теория "Ashina - Qanshyq" на мой взгляд имеет право на жизнь Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Qanshyq, anshy - возможно небесная волчица, небесная прородительница. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Qanshyq, anshy - возможно небесная волчица, небесная прородительница. Олжас Сулейменов слово qanshyq объяснял как qan+sig (qan - кровь, sigek - мочиться). Т.е. соответсвует физиологическим особенностям женского пола. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Олжас Сулейменов слово qanshyq объяснил как qan+sig (qan - кровь, siu - мочиться). Т.е. соответсвует физиологическим особенностям женского пола. Взозможно он и прав, эх плакала теория Qanshyq - небесная волчица, остается anshy - мать прородительница (ана) - Ашина - небесная прородительница Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Взозможно он и прав, эх плакала теория Qanshyq - небесная волчица, остается anshy - мать прородительница (ана) - Ашина - небесная прородительница слово qanshyq - "волчица" китайцы могли произнести как ashina, ashide. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2012 В Монголии же обнаружили древнетюркский текст руникой, где вполне четко написано ашнас по отношению к правящему роду. Так что энхд не врет. Эти тексты каждый читает как может. К примеру у авторитетнейшего С.Е.Малова "ашина": http://en.wikipedia.org/wiki/Turkic_peoples http://en.wikipedia.org/wiki/Ashina Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2012 Как раз не имеет! "Ашына-друг, приятель" в казахском является словом персидского происхождения. Это монгольское слово, вот только юристы-маньчжуроведы не знают этого. Докажите и то и другое, уврен, что не сможете даже будучи казаховедом. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2012 "Ashyna" у нас используется в значении "любовник, любовница". Это в онлайн словаре так: http://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/ашына/ Он на 80% составлен на основе южного и алматинского говора, поэтому в нем ашына и тамыр имеют интимные объяснения. Ашына и тамыр - исконные обозначения понятия друг, приятель. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 1 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2012 ...В сравнении с вашими вариантами моя версия имеет шансы на обсуждение. ... Как раз не имеет! "Ашына-друг, приятель" в казахском является словом персидского происхождения. Просмотреть сообщение: ..."эди-эзи-эжэ-эжэн-эзэн" - хозяин, властитель. Не вводите людей в заблуждение, это не монгольское, а тюркское слово, присутствующее буквально во всех современных языках, в древних тоже. Это монгольское слово, вот только юристы-маньчжуроведы не знают этого. Докажите и то и другое, уврен, что не сможете даже будучи казаховедом. 1. из казахстанског сайта www.sozdik.kz ашына1. п. приятель; приятельница онымен біз ашынамыз → мы с ним друзья п. - персидское слово Верю этому чем юристу-маньчжуроведу 2. эзэ- эжэ-корень слова монгольское который обозначает владеть, властвовать, отбирать, завоевывать (в смысле отбирать) и из этого слова вытекает "эзэн, эжэн, ээзи, эди, ижань" и все другие термины в монгольских и соседствующих народах. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2012 На казахском: Волчица - "Qanshyq" Волчонок - "Boltirik" На казахском: Крупный, толстый, мощный, сильный - Шоң Серый, сивый - Бөрте Волчица - Өлекшін қасқыр Волчонок - Бөлтірік Волчья яма, логовор - Қасқырдың үңгірі На халха: Волк - Шоно (бур.), Чоно (халх.), Чон (калм.) Легендарный предок - Бөрте Шоно Волчица - Өлөгчин чоно Волчонок - Бэлтрэг Волчья яма, логово - Чонын үүр Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 1 декабря, 2012 Поделиться Опубликовано 1 декабря, 2012 На казахском: Крупный, толстый, мощный, сильный - Шоң Серый, сивый - Бөрте Волчица - Өлекшін қасқыр Волчонок - Бөлтірік Волчья яма, логовор - Қасқырдың үңгірі На халха: Волк - Шоно (бур.), Чоно (халх.), Чон (калм.) Легендарный предок - Бөрте Шоно Волчица - Өлөгчин чоно Волчонок - Бэлтрэг Волчья яма, логово - Чонын үүр Вообще-то казахи это каша народов великой степи, это подтверждается шаг за шагом. Шоң - жуан - эти две слова являются одним словом, почему в казахском две произношения стоят наряду вместе? Интересно, объяснение только одно смешались разные народы с разными произношениями. Не удивляюсь если таких примеров будут много. Конечно слово "Шоң" никакого отношения не имеет с монгольским "чоно, чину" хотя казахи так усердно произносят "шон(о)". Өлөгчин - это монгольское слово. Из тюркского нет объяснения ни в корни ни в суффиксе "-чин". Об слове "бэлтрэг" - тоже думаю это монгольское слово. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться