enhd Опубликовано 23 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2012 По легенду род правителей государства кёк тюрков происходит от волка и называется как Ашинас. Здесь обозначение словы прозрачно выводится через монгольское слово "чоно - чинуа" и название рода "чонос, чинос - чинуас". Таким образом расшифруется название Ашинас - великие чиносы, великие волки. Из за межусобицы и грабительских войн среди жужаней один (или часть) из потомков сяньбийской племени чинос (А-шинас) убегает в Алтай и поселится среди тюрков (тогда пока ещё не назывались тюрками). Постепенно они завоевают господствующее положение среди кёк тюрков. Йоллыг тегина звали Иджан кехан - то есть по монгольски эджэн каган. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Khiad-Borjigin Опубликовано 23 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2012 Чиносов в котлах варил Джамуха.Сокр. Сказ., § 129. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 23 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 23 ноября, 2012 У кипчаков ханским родом был - Ельбори. (По каз. буквально ель - "народ", бори - "волк"). Не знаю имеет ли они отношения к Ашина. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 24 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 24 ноября, 2012 По легенду род правителей государства кёк тюрков происходит от волка и называется как Ашинас. Здесь обозначение словы прозрачно выводится через монгольское слово "чоно - чинуа" и название рода "чонос, чинос - чинуас". Таким образом расшифруется название Ашинас - великие чиносы, великие волки. Из за межусобицы и грабительских войн среди жужаней один (или часть) из потомков сяньбийской племени чинос (А-шинас) убегает в Алтай и поселится среди тюрков (тогда пока ещё не назывались тюрками). Постепенно они завоевают господствующее положение среди кёк тюрков. Йоллыг тегина звали Иджан кехан - то есть по монгольски эджэн каган. Самым лучшим ответом на Ваши слова можно признать пост уважаемого Жалаира: Так пишите, будто разговаривали с ним лично. При этом, в подтверждение монголоязычности Ашина Вы можете привести только гумилевское "А-ШИНА". Если верить этой версии, то он скорее был благородным или превосходным, если хотите китайцем "A-CHINA" :lol: его превосходительство Китаец :lol: ИМХО АШИНА скорее всего УЙСЫН, УШИН, УСУН. На второе место, извиняюсь за скромность, предлагаю свою версию, она более созвучна, чем монгольская: Моя этимология: Ашина - Машина шутка. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Кто-то когда-то предложил объяснение "А-Шина" - благородный волк и пошло-поехало. Лично мое мнение, что между лексемами "Ашина" и "Чоно" целая пропасть несоответствий, как фонетических, так и семантических. И как быть с такими логичными предположениями, как например: К.Т.Лайпанов: По свидетельству китайских источников, в 1 тысячелетии до н. э. предки древних тюрков (АКБ: хунны), живших к северу от Китая, обозначались этнонимом "асана (асина), ашина", значение которого в китайском языке дается как "гуйчжун" — "благородный род". М.3.Закиев: Этимология слова "асана" такова: "ас" ("род") + "ана" ("инэ") — "мать", что значит "род ас", или "мать ас". Утверждение же профессора Л.Н.Гумилева о том, что слово "ашина" означает "волк", является ошибочным18. А.Х.Маргулан: На Алатау, в Кегенском районе у реки Каркара на высоком более 2 метров надмогильном камне (памятнике) обнаружена надпись древним руническим письмом: «Ашина каган». Н.В.Пигулевская: В Константинополь тюрки Ашина принесли ханскую грамоту, написанную тюркскими рунами. С.Г.Кляшторный: Местность, где формировался царский род тюрков Ашина определяет как "Восточный Тянь-Шань по соседству с Таримским бассейном (Восточный Туркестан)". Ю.А.Зуев: С этой местностью связывает формирование и царского дома уйсуней (вспомните слова Жалаира) и опираясь на схожести сюжетов легенд о происхождении отождествляет тюрков Ашина с усунями. и мн. другие. И вообще, судя по появлению монголоязычного элемента на Алтае и западнее его только в 10 в. н.э. трудно представить монголоязычность правящего рода тюрков Ашина в 6 веке! Язык и личные имена которых, согласно памятникам рунической письменности, были бесспорно тюркскими. И в заключение предлагаю свою версию на обсуждение: Если обратиться к казахскому языку, то в нем есть такое понятие как "Ашына" - друг, приятель, союзник (примеры: Энхдпен біз ашынамыз - мы с Энхдом друзья; Ашына болу - находиться в хороших отношениях). Это лишь одна из версий, а таковых может быть масса и почему же мы должны соглашаться с самой неподходящей - Чоно? Тем более, что это напрямую касается наших предков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 Правильное произношение названия рода является Ашинас, а не ашина как все предпологают. Ашинас - чинуас - чинос - волки на монгольском в мн. числе. Известный род со времен хуннов Ашина - чинуа - волк в ед.числе на монгольском. Это самое правильное объяснение словы, а остальные все слишком далекие от истины. А вариант ашына ув. юриста-маньчжуроведа АксКерБоржа вообще абсурд. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 В Таншу приводилась легенда о происхождении Ашина. Согласно легенде, в древности существовал хуннский род Ашина. Этот род был разбит и истреблён соседями, но осталась одна беременная женщина, которая скрылась в горах на северо-западе от Гаоцзюя (Алтай), в горной пещере. Это было волчье логово. Во время родов женщина скончалась, а мальчика вскормила волчица которая имела шестерых волчат, а мальчик был седьмым. От этого мальчика берет свое начало гуннский царский род Ашина-Эди. Ашина-Эди - Чинуа эжэ(н) - Волк господин, волк правитель. Ну все ясно правители кёк тюрков из рода ашинас-чинуас происходили от прамонголо-язычного хуннского рода чинос. И использовали титул эди-эжэ-эжэн-эзэн -- господин, правитель. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Khiad-Borjigin Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 Ашина-Эди - Чинуа эжэ(н) - Волк господин, волк правитель. Ну все ясно правители кёк тюрков из рода ашинас-чинуас происходили от прамонголо-язычного хуннского рода чинос. И использовали титул эди-эжэ-эжэн-эзэн -- господин, правитель. Начало рода Ашина(Чинуас) связано с Борт Чинуа? Что за хуннский царский род Куян? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 Ашина-Эди - Чинуа эжэ(н) - Волк господин, волк правитель. Ну все ясно правители кёк тюрков из рода ашинас-чинуас происходили от прамонголо-язычного хуннского рода чинос. И использовали титул эди-эжэ-эжэн-эзэн -- господин, правитель. В Таншу приводилась легенда о происхождении Ашина. Согласно легенде, в древности существовал хуннский род Ашина. Этот род был разбит и истреблён соседями, но осталась одна беременная женщина, которая скрылась (ср. Ромул и Рем) в горах на северо-западе от Гаоцзюя (Алтай), в горной пещере. Это было волчье логово. Во время родов женщина скончалась, а мальчика вскормила волчица которая имела шестерых волчат, а мальчик был седьмым. От этого мальчика берет свое начало гуннский царский род Ашина-Эди(Эди Ж/эди седьмой). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Khiad-Borjigin Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 От этого мальчика берет свое начало гуннский царский род Ашина-Эди(Эди Ж/эди седьмой) Ашина-Дуло,Ашина-Долоо(седьмой)? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Khiad-Borjigin Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81 Некоторые учёные[источник не указан 1280 дней] считают, что род чонос, относящийся к монгольским народам, является выжившей ветвью далёкого рода Ашина. Интересным фактом является совпадение тамги рода Ашина в древности (найдена археологами при раскопках хазарских городищ) и современных чоносов в Калмыкии. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 Ашина-Дуло,Ашина-Долоо(седьмой)? почему сразу монгольский?!!! а нушиби что означает на вашем языке? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81 Некоторые учёные[источник не указан 1280 дней] считают, что род чонос, относящийся к монгольским народам, является выжившей ветвью далёкого рода Ашина. Интересным фактом является совпадение тамги рода Ашина в древности (найдена археологами при раскопках хазарских городищ) и современных чоносов в Калмыкии. Относительно происхождения рода - по Рашид ад-Дину, род чонос - ответвление рода Борджигин тогда в слове борджигин корень - бори (тюрк. "волк") Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Khiad-Borjigin Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 почему сразу монгольский?!!! а нушиби что означает на вашем языке? Nushibi (Nu-shibi, Chinese 弩失畢) was a Chinese collective name for five tribes of the right (western) wing [1] in the Western Turkic Kaganate, Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 От этого мальчика берет свое начало гуннский царский род Ашина-Эди(Эди Ж/эди седьмой) Ашина-Дуло,Ашина-Долоо(седьмой)? Нет "дуло - долоо" не связаны с Ашина-эди. Просто чтобы объяснить из тюркских языков произвольно добавляли "ж" впереди на слово "эди-эзи-эжэ-эжэн" - хозяин, властитель. жеди, йеди - семь на тюркских языках "Эди - эзи - ээзи" - это тюркский вид слова монгольского происхождения "эжэн-эзэн" - хозяин, властитель. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Khiad-Borjigin Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 Нет "дуло - долоо" не связаны с Ашина-эди. Просто чтобы объяснить из тюркских языков произвольно добавляли "ж" впереди на слово "эди-эзи-эжэ-эжэн" - хозяин, властитель. Ой какие нехорошие люди!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 Nushibi (Nu-shibi, Chinese 弩失畢) was a Chinese collective name for five tribes of the right (western) wing [1] in the Western Turkic Kaganate, Дулу тоже конфедерация пяти племен, а не семи. К слову, включает в себя кимаков и тюргешов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 25 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 25 ноября, 2012 Казахский акын Суйинбай Аронулы (1815—1898): Bori basy - uranym, Borili menin bairagym. Borili bairaq koterse, Kozyp keter kaidagym. Волчья голова – мой клич удалой. Стяг мой – с волчьей головой. Когда реет волчье знамя, Дух мятежный владеет мной. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 28 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2012 Правильное произношение названия рода является Ашинас, а не "Ашина" как все предпологают. Вы что, с духами кёк тюрков общаетесь, откуда правильное произношение? Вся ученая братья признает как "Ашина", но наш казаховед хочет вступить с ними в полемику. Ашинас - Ачинуас - Чинаус - Чинос - Чоно - волки Лихо у вас получается, если "ашинас" превращается постепенно в "чонос". Так можно цепочку превращений довести и до "нос". А вариант ашына ув. юриста-маньчжуроведа АксКерБоржа вообще абсурд. В сравнении с вашими вариантами моя версия имеет шансы на обсуждение. "эди-эзи-эжэ-эжэн-эзэн" - хозяин, властитель. Не вводите людей в заблуждение, это не монгольское, а тюркское слово, присутствующее буквально во всех современных языках, в древних тоже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 28 ноября, 2012 Модераторы Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2012 Вы что, с духами кёк тюрков общаетесь, откуда правильное произношение? Вся ученая братья признает как "Ашина", но наш казаховед хочет вступить с ними в полемику. Лихо у вас получается, если "ашинас" превращается постепенно в "чонос". Так можно цепочку превращений довести и до "нос". В сравнении с вашими вариантами моя версия имеет шансы на обсуждение. Не вводите людей в заблуждение, это не монгольское, а тюркское слово, присутствующее буквально во всех современных языках, в древних тоже. В Монголии же обнаружили древнетюркский текст руникой, где вполне четко написано ашнас по отношению к правящему роду. Так что энхд не врет. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 28 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 28 ноября, 2012 ...В сравнении с вашими вариантами моя версия имеет шансы на обсуждение. ... Как раз не имеет! "Ашына-друг, приятель" в казахском является словом персидского происхождения. ..."эди-эзи-эжэ-эжэн-эзэн" - хозяин, властитель. Не вводите людей в заблуждение, это не монгольское, а тюркское слово, присутствующее буквально во всех современных языках, в древних тоже. Это монгольское слово, вот только юристы-маньчжуроведы не знают этого. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 29 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2012 В Монголии же обнаружили древнетюркский текст руникой, где вполне четко написано ашнас по отношению к правящему роду. Так что энхд не врет. в эпоху караханидов в Казахстане был город Ашнас, может она иметь отношение к ашинам? Еще есть город Чиназ, 1956 году переданный из состава Казахстана Узбекистану. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 29 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2012 Как раз не имеет! "Ашына-друг, приятель" в казахском является словом персидского происхождения. "Ashyna" у нас используется в значении "любовник, любовница". Есть еще слово "ashynu" - гневаться. А само слово "qasqyr" означающий волка, происходит наверно от "qas qurt" - настоящий волк. У нас есть гора - Казгурт (по народной этимологии казы курт - справедливый волк). Курт - по древнетюркски - волк. Также слово каскыр используется в переносном смысле: храбрый, смелый, опытный. На казахском: Волк - "Bori", "Qasqyr" Волк-самец - "Bori", "Аrlan". Волчица - "Qanshyq" Волчонок - "Boltirik" "Shibori" - разновидность волка, шерсть которого имеет красноватый оттенок По М. Кашгари (XI-XII век): Волк - Buri, Kurt. Сука - Kanjik. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
The Mukhulai Опубликовано 29 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2012 Я давно читал в статье монгольского ученего доказательсва того, что ойратский клан Чорос (Цорс)самом деле царский род древних уйгуров,бежавший на территориюТувы. Имя забыл этого ученего. А кто нибудь из монголов помнят его имя? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tengeribeki Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Все гипотезы монгольскости правящего рода Ашина сыпятся, если мы вспомним об Ашидэ - материнском роде. Очевидно, что анализировать надо корень "аши", а "на" и "дэ" суффиксы. Далее неправомерно выводить "эжэн" - хозяин из "Ижань", т.к. в монгольских языках существует закон сингармонизма, когда все гласные должны быть похожи друг на друга, т.е. нельзя сказать "мэргын", но можно "мэргэн" и т.д. Невероятно, что монгольское "э" могло трансформироваться в "и". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Поделиться Опубликовано 30 ноября, 2012 Волк-самец - "Bori", "Аrlan". Волчица - "Qanshyq" "Shibori" - разновидность волка, шерсть которого имеет красноватый оттенок по мифологии древние тюрки выводили свое происхождение от волчицы и гунского царевича,если в: казахском Qanshyq - самка волчицы Ашина - название правящего тюркского племени в монгольском Чино - волк Ашина - Qanshyq - Чино? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться