enhd Опубликовано 23 ноября, 2012 Опубликовано 23 ноября, 2012 По легенду род правителей государства кёк тюрков происходит от волка и называется как Ашинас. Здесь обозначение словы прозрачно выводится через монгольское слово "чоно - чинуа" и название рода "чонос, чинос - чинуас". Таким образом расшифруется название Ашинас - великие чиносы, великие волки. Из за межусобицы и грабительских войн среди жужаней один (или часть) из потомков сяньбийской племени чинос (А-шинас) убегает в Алтай и поселится среди тюрков (тогда пока ещё не назывались тюрками). Постепенно они завоевают господствующее положение среди кёк тюрков. Йоллыг тегина звали Иджан кехан - то есть по монгольски эджэн каган.
Khiad-Borjigin Опубликовано 23 ноября, 2012 Опубликовано 23 ноября, 2012 Чиносов в котлах варил Джамуха.Сокр. Сказ., § 129.
alp-bamsi Опубликовано 23 ноября, 2012 Опубликовано 23 ноября, 2012 У кипчаков ханским родом был - Ельбори. (По каз. буквально ель - "народ", бори - "волк"). Не знаю имеет ли они отношения к Ашина.
АксКерБорж Опубликовано 24 ноября, 2012 Опубликовано 24 ноября, 2012 По легенду род правителей государства кёк тюрков происходит от волка и называется как Ашинас. Здесь обозначение словы прозрачно выводится через монгольское слово "чоно - чинуа" и название рода "чонос, чинос - чинуас". Таким образом расшифруется название Ашинас - великие чиносы, великие волки. Из за межусобицы и грабительских войн среди жужаней один (или часть) из потомков сяньбийской племени чинос (А-шинас) убегает в Алтай и поселится среди тюрков (тогда пока ещё не назывались тюрками). Постепенно они завоевают господствующее положение среди кёк тюрков. Йоллыг тегина звали Иджан кехан - то есть по монгольски эджэн каган. Самым лучшим ответом на Ваши слова можно признать пост уважаемого Жалаира: Так пишите, будто разговаривали с ним лично. При этом, в подтверждение монголоязычности Ашина Вы можете привести только гумилевское "А-ШИНА". Если верить этой версии, то он скорее был благородным или превосходным, если хотите китайцем "A-CHINA" :lol: его превосходительство Китаец :lol: ИМХО АШИНА скорее всего УЙСЫН, УШИН, УСУН. На второе место, извиняюсь за скромность, предлагаю свою версию, она более созвучна, чем монгольская: Моя этимология: Ашина - Машина шутка. Но, как говорится, в каждой шутке есть доля правды. Кто-то когда-то предложил объяснение "А-Шина" - благородный волк и пошло-поехало. Лично мое мнение, что между лексемами "Ашина" и "Чоно" целая пропасть несоответствий, как фонетических, так и семантических. И как быть с такими логичными предположениями, как например: К.Т.Лайпанов: По свидетельству китайских источников, в 1 тысячелетии до н. э. предки древних тюрков (АКБ: хунны), живших к северу от Китая, обозначались этнонимом "асана (асина), ашина", значение которого в китайском языке дается как "гуйчжун" — "благородный род". М.3.Закиев: Этимология слова "асана" такова: "ас" ("род") + "ана" ("инэ") — "мать", что значит "род ас", или "мать ас". Утверждение же профессора Л.Н.Гумилева о том, что слово "ашина" означает "волк", является ошибочным18. А.Х.Маргулан: На Алатау, в Кегенском районе у реки Каркара на высоком более 2 метров надмогильном камне (памятнике) обнаружена надпись древним руническим письмом: «Ашина каган». Н.В.Пигулевская: В Константинополь тюрки Ашина принесли ханскую грамоту, написанную тюркскими рунами. С.Г.Кляшторный: Местность, где формировался царский род тюрков Ашина определяет как "Восточный Тянь-Шань по соседству с Таримским бассейном (Восточный Туркестан)". Ю.А.Зуев: С этой местностью связывает формирование и царского дома уйсуней (вспомните слова Жалаира) и опираясь на схожести сюжетов легенд о происхождении отождествляет тюрков Ашина с усунями. и мн. другие. И вообще, судя по появлению монголоязычного элемента на Алтае и западнее его только в 10 в. н.э. трудно представить монголоязычность правящего рода тюрков Ашина в 6 веке! Язык и личные имена которых, согласно памятникам рунической письменности, были бесспорно тюркскими. И в заключение предлагаю свою версию на обсуждение: Если обратиться к казахскому языку, то в нем есть такое понятие как "Ашына" - друг, приятель, союзник (примеры: Энхдпен біз ашынамыз - мы с Энхдом друзья; Ашына болу - находиться в хороших отношениях). Это лишь одна из версий, а таковых может быть масса и почему же мы должны соглашаться с самой неподходящей - Чоно? Тем более, что это напрямую касается наших предков.
enhd Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 Правильное произношение названия рода является Ашинас, а не ашина как все предпологают. Ашинас - чинуас - чинос - волки на монгольском в мн. числе. Известный род со времен хуннов Ашина - чинуа - волк в ед.числе на монгольском. Это самое правильное объяснение словы, а остальные все слишком далекие от истины. А вариант ашына ув. юриста-маньчжуроведа АксКерБоржа вообще абсурд.
enhd Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 В Таншу приводилась легенда о происхождении Ашина. Согласно легенде, в древности существовал хуннский род Ашина. Этот род был разбит и истреблён соседями, но осталась одна беременная женщина, которая скрылась в горах на северо-западе от Гаоцзюя (Алтай), в горной пещере. Это было волчье логово. Во время родов женщина скончалась, а мальчика вскормила волчица которая имела шестерых волчат, а мальчик был седьмым. От этого мальчика берет свое начало гуннский царский род Ашина-Эди. Ашина-Эди - Чинуа эжэ(н) - Волк господин, волк правитель. Ну все ясно правители кёк тюрков из рода ашинас-чинуас происходили от прамонголо-язычного хуннского рода чинос. И использовали титул эди-эжэ-эжэн-эзэн -- господин, правитель.
Khiad-Borjigin Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 Ашина-Эди - Чинуа эжэ(н) - Волк господин, волк правитель. Ну все ясно правители кёк тюрков из рода ашинас-чинуас происходили от прамонголо-язычного хуннского рода чинос. И использовали титул эди-эжэ-эжэн-эзэн -- господин, правитель. Начало рода Ашина(Чинуас) связано с Борт Чинуа? Что за хуннский царский род Куян?
alp-bamsi Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 Ашина-Эди - Чинуа эжэ(н) - Волк господин, волк правитель. Ну все ясно правители кёк тюрков из рода ашинас-чинуас происходили от прамонголо-язычного хуннского рода чинос. И использовали титул эди-эжэ-эжэн-эзэн -- господин, правитель. В Таншу приводилась легенда о происхождении Ашина. Согласно легенде, в древности существовал хуннский род Ашина. Этот род был разбит и истреблён соседями, но осталась одна беременная женщина, которая скрылась (ср. Ромул и Рем) в горах на северо-западе от Гаоцзюя (Алтай), в горной пещере. Это было волчье логово. Во время родов женщина скончалась, а мальчика вскормила волчица которая имела шестерых волчат, а мальчик был седьмым. От этого мальчика берет свое начало гуннский царский род Ашина-Эди(Эди Ж/эди седьмой).
Khiad-Borjigin Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 От этого мальчика берет свое начало гуннский царский род Ашина-Эди(Эди Ж/эди седьмой) Ашина-Дуло,Ашина-Долоо(седьмой)?
Khiad-Borjigin Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81 Некоторые учёные[источник не указан 1280 дней] считают, что род чонос, относящийся к монгольским народам, является выжившей ветвью далёкого рода Ашина. Интересным фактом является совпадение тамги рода Ашина в древности (найдена археологами при раскопках хазарских городищ) и современных чоносов в Калмыкии.
alp-bamsi Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 Ашина-Дуло,Ашина-Долоо(седьмой)? почему сразу монгольский?!!! а нушиби что означает на вашем языке?
alp-bamsi Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81 Некоторые учёные[источник не указан 1280 дней] считают, что род чонос, относящийся к монгольским народам, является выжившей ветвью далёкого рода Ашина. Интересным фактом является совпадение тамги рода Ашина в древности (найдена археологами при раскопках хазарских городищ) и современных чоносов в Калмыкии. Относительно происхождения рода - по Рашид ад-Дину, род чонос - ответвление рода Борджигин тогда в слове борджигин корень - бори (тюрк. "волк")
Khiad-Borjigin Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 почему сразу монгольский?!!! а нушиби что означает на вашем языке? Nushibi (Nu-shibi, Chinese 弩失畢) was a Chinese collective name for five tribes of the right (western) wing [1] in the Western Turkic Kaganate,
enhd Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 От этого мальчика берет свое начало гуннский царский род Ашина-Эди(Эди Ж/эди седьмой) Ашина-Дуло,Ашина-Долоо(седьмой)? Нет "дуло - долоо" не связаны с Ашина-эди. Просто чтобы объяснить из тюркских языков произвольно добавляли "ж" впереди на слово "эди-эзи-эжэ-эжэн" - хозяин, властитель. жеди, йеди - семь на тюркских языках "Эди - эзи - ээзи" - это тюркский вид слова монгольского происхождения "эжэн-эзэн" - хозяин, властитель.
Khiad-Borjigin Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 Нет "дуло - долоо" не связаны с Ашина-эди. Просто чтобы объяснить из тюркских языков произвольно добавляли "ж" впереди на слово "эди-эзи-эжэ-эжэн" - хозяин, властитель. Ой какие нехорошие люди!!
alp-bamsi Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 Nushibi (Nu-shibi, Chinese 弩失畢) was a Chinese collective name for five tribes of the right (western) wing [1] in the Western Turkic Kaganate, Дулу тоже конфедерация пяти племен, а не семи. К слову, включает в себя кимаков и тюргешов
alp-bamsi Опубликовано 25 ноября, 2012 Опубликовано 25 ноября, 2012 Казахский акын Суйинбай Аронулы (1815—1898): Bori basy - uranym, Borili menin bairagym. Borili bairaq koterse, Kozyp keter kaidagym. Волчья голова – мой клич удалой. Стяг мой – с волчьей головой. Когда реет волчье знамя, Дух мятежный владеет мной.
АксКерБорж Опубликовано 28 ноября, 2012 Опубликовано 28 ноября, 2012 Правильное произношение названия рода является Ашинас, а не "Ашина" как все предпологают. Вы что, с духами кёк тюрков общаетесь, откуда правильное произношение? Вся ученая братья признает как "Ашина", но наш казаховед хочет вступить с ними в полемику. Ашинас - Ачинуас - Чинаус - Чинос - Чоно - волки Лихо у вас получается, если "ашинас" превращается постепенно в "чонос". Так можно цепочку превращений довести и до "нос". А вариант ашына ув. юриста-маньчжуроведа АксКерБоржа вообще абсурд. В сравнении с вашими вариантами моя версия имеет шансы на обсуждение. "эди-эзи-эжэ-эжэн-эзэн" - хозяин, властитель. Не вводите людей в заблуждение, это не монгольское, а тюркское слово, присутствующее буквально во всех современных языках, в древних тоже.
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 28 ноября, 2012 Модераторы Опубликовано 28 ноября, 2012 Вы что, с духами кёк тюрков общаетесь, откуда правильное произношение? Вся ученая братья признает как "Ашина", но наш казаховед хочет вступить с ними в полемику. Лихо у вас получается, если "ашинас" превращается постепенно в "чонос". Так можно цепочку превращений довести и до "нос". В сравнении с вашими вариантами моя версия имеет шансы на обсуждение. Не вводите людей в заблуждение, это не монгольское, а тюркское слово, присутствующее буквально во всех современных языках, в древних тоже. В Монголии же обнаружили древнетюркский текст руникой, где вполне четко написано ашнас по отношению к правящему роду. Так что энхд не врет.
enhd Опубликовано 28 ноября, 2012 Опубликовано 28 ноября, 2012 ...В сравнении с вашими вариантами моя версия имеет шансы на обсуждение. ... Как раз не имеет! "Ашына-друг, приятель" в казахском является словом персидского происхождения. ..."эди-эзи-эжэ-эжэн-эзэн" - хозяин, властитель. Не вводите людей в заблуждение, это не монгольское, а тюркское слово, присутствующее буквально во всех современных языках, в древних тоже. Это монгольское слово, вот только юристы-маньчжуроведы не знают этого.
alp-bamsi Опубликовано 29 ноября, 2012 Опубликовано 29 ноября, 2012 В Монголии же обнаружили древнетюркский текст руникой, где вполне четко написано ашнас по отношению к правящему роду. Так что энхд не врет. в эпоху караханидов в Казахстане был город Ашнас, может она иметь отношение к ашинам? Еще есть город Чиназ, 1956 году переданный из состава Казахстана Узбекистану.
alp-bamsi Опубликовано 29 ноября, 2012 Опубликовано 29 ноября, 2012 Как раз не имеет! "Ашына-друг, приятель" в казахском является словом персидского происхождения. "Ashyna" у нас используется в значении "любовник, любовница". Есть еще слово "ashynu" - гневаться. А само слово "qasqyr" означающий волка, происходит наверно от "qas qurt" - настоящий волк. У нас есть гора - Казгурт (по народной этимологии казы курт - справедливый волк). Курт - по древнетюркски - волк. Также слово каскыр используется в переносном смысле: храбрый, смелый, опытный. На казахском: Волк - "Bori", "Qasqyr" Волк-самец - "Bori", "Аrlan". Волчица - "Qanshyq" Волчонок - "Boltirik" "Shibori" - разновидность волка, шерсть которого имеет красноватый оттенок По М. Кашгари (XI-XII век): Волк - Buri, Kurt. Сука - Kanjik.
The Mukhulai Опубликовано 29 ноября, 2012 Опубликовано 29 ноября, 2012 Я давно читал в статье монгольского ученего доказательсва того, что ойратский клан Чорос (Цорс)самом деле царский род древних уйгуров,бежавший на территориюТувы. Имя забыл этого ученего. А кто нибудь из монголов помнят его имя?
Tengeribeki Опубликовано 30 ноября, 2012 Опубликовано 30 ноября, 2012 Все гипотезы монгольскости правящего рода Ашина сыпятся, если мы вспомним об Ашидэ - материнском роде. Очевидно, что анализировать надо корень "аши", а "на" и "дэ" суффиксы. Далее неправомерно выводить "эжэн" - хозяин из "Ижань", т.к. в монгольских языках существует закон сингармонизма, когда все гласные должны быть похожи друг на друга, т.е. нельзя сказать "мэргын", но можно "мэргэн" и т.д. Невероятно, что монгольское "э" могло трансформироваться в "и".
bek_nur Опубликовано 30 ноября, 2012 Опубликовано 30 ноября, 2012 Волк-самец - "Bori", "Аrlan". Волчица - "Qanshyq" "Shibori" - разновидность волка, шерсть которого имеет красноватый оттенок по мифологии древние тюрки выводили свое происхождение от волчицы и гунского царевича,если в: казахском Qanshyq - самка волчицы Ашина - название правящего тюркского племени в монгольском Чино - волк Ашина - Qanshyq - Чино?