Перейти к содержанию
Урянхаец

Уходят из жизни видные тюркологи

Рекомендуемые сообщения

Ушел от нас в 82 году жизни Самуиль Израилиевич Вайнштейн.

Севьян Изра́илевич Ва́йнштейн (12 апреля 1926 Москва - 16 октября 2008 Москва) — российский этнограф, археолог, востоковед-тюрколог.

Доктор исторических наук, профессор, специалист по проблемам истории, этнографии и археологии Тувы и по проблемам истории и культуры кочевников Евразии.

Автор семи монографий и около трёхсот научных статей. Воспитал пятнадцать кандидатов и докторов наук.

Биография

Сын советского учёного-философа И. Я. Вайнштейна. Окончил исторический факультет МГУ по кафедре этнографии (1950). В 1950—55 гг. работал в Тувинском краеведческом музее (г. Кызыл). C 1954 г. сотрудник Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. В 1959 - 2008 гг. работал в Институте этнографии (ныне Институт этнологии и антропологии РАН).

Кандидат наук (1956), защитил диссертацию «Тувинцы Тоджи». В 1969 г. защитил докторскую диссертацию «Происхождение и историческая этнография тувинского народа».

Заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный деятель науки Тувы.

Его интервью Тишкову.

http://www.valerytishkov.ru/cntnt/besedy_s_u/vajnshtejn.html

К 80 летию. в 2006 году.

Сегодня легендарному этнографу, археологу, востоковеду-тюркологу, доктору исторических наук, профессору Севьяну Вайнштейну исполняется 80 лет.

Выпускник МГУ, коренной москвич, он оставил благополучную столицу и отправился в Туву, которую в течение почти полувека исследовал в экспедиционных маршрутах пешком, верхом на оленях, лошадях, верблюдах.

Опираясь на материалы своих многолетних этнографических и археологических экспедиций, Вайнштейн написал фундаментальные историко-этнографические монографии о тувинцах, их происхождении и генезисе народной культуры ("Тувинцы-тоджинцы" М., 1961, "История народного искусства Тувы" М., 1974, "Историческая этнография тувинцев" М., 1972, "Мир кочевников центра Азии" М., 1991).

У Севьяна Израилевича нелегкая судьба. Его отец в 1936 году был репрессирован и расстрелян в 1938 году, поэтому юноше отказывали в поступлении в вуз, но он был все же принят в МГУ. Еще будучи студентом, в 1947 году за научную работу "Религиозно-философское учение секты исмаилитов" С. Вайнштейн был удостоен университетской премии.

Его всегда отличали и отличают принципиальность и гражданская позиция. Так, в 1948 году в составе экспедиции Института этнографии АН СССР (ныне: Институт этнологии и антропологии РАН) под руководством Б.О.Долгих он вел исследования у кетов Подкаменной Тунгуски. Потрясенный бедственным положением этого народ, он по возвращении из экспедиции предпринял ряд решительных мер, чтобы спасти его от вымирания. Он выступил с сообщением на эту тему на кафедре этнографии МГУ и написал письмо Г.М.Маленкову. "За клевету на советскую национальную политику" его исключили из комсомола и из университета. Однако комиссия ЦК ВКП(б) подтвердила приведенные С.Вайнштейном в письме к Маленкову факты. По результатам комиссии директивные органы приняли постановление о мерах помощи кетам, Вайнштейна восстановили в университете, а в 1949 году Институт этнографии вновь послал его в экспедиционную поездку к кетам.

Он остался таким же неравнодушным человеком. Сегодня Севьяна Израилевича волнует судьба России, ее будущее. Он продолжает работать в Институте этнологии и антропологии РАН, где 20 апреля будут торжественно чествовать старейшего работника. Правда, сочетание "старейший работник" к нему совершенно не подходит, как и цифры 80. Это не о нем. Он бодр, молод душой, весь в работе. Готовит к печати новую книгу "Экспедиции в центр Азии". На русском языке. Книга воспоминаний об экспедициях в Туву была впервые опубликована в 2005 году в Германии в издательстве "Аллоуэте Ферлаг". И только теперь есть возможность ее издания на русском языке. Правда, пока не решен вопрос финансирования.

http://ymyt.com/ru/1/371_1.shtml

В 1964 г. более подробное изучение городища было предпринято советским археологом С. И. Вайнштейном, опубликовавшим статью «Древний Пор-Бажин». Кстати, это специальное археологическое исследование не было отмечено ни в одной из книг известного археолога Л.Р. Кызласова, автора «Истории Тувы в средние века» (1969) и «Древней Тувы»(1979). Только в одной из своих ранних статей «Средневековые города Тувы» он упоминает Пор-Бажин как «еще одно, обнесенное глинобитными стенами четырехугольное, городище (очевидно, монастырь), расположенное на юго-восточной окраине Тувы, на острове оз. Тере-Холь».

Между тем, именно С.И. Вайнштейн впервые сделал описание крепости (1952), вслед за Д. Клеменсом обосновал принадлежность крепости уйгурам в статье, опубликованной в газете «Тувинская правда» (25.09.1953). Раскопки Пор-Бажина были начаты им в 1957 г. и продолжены Тувинской экспедицией Института этнологии АН СССР. Датировка и атрибуция крепости были основаны на типологической схожести сохранившихся концевых орнаментированных дисках черепицы. «Известно, что подобные керамические украшения кровли могут служить надежным источником для датировки архитектурных памятников Востока. Ближайшие аналоги большинству концевых дисков кровли дворцов Пор-Бажина имеются в находках С.В. Киселева из Орду-Балыка», - писал С. И. Вайнштейн.

В этом году ушел от нас.

Щербак, Александр Михайлович (1926—2008) - доктор филологических наук, профессор , крупнейший отечественный тюрколог и алтаист. .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Очень жаль, буквально вчера читал его учебник "История Тувы". В середине 90-х почему-то отказался ехать к нему в аспирантуру, теперь честно говоря жалею, наверное вошел бы в число тех 15-ти.

Светлая ему память.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не стало Н.А.Алексеева видного специалиста по фольклору и этнографии тюркоязычных народов Сибири, директора

института Гуманитарных исследований СО РАН...

Н.А.Алексеев - специалист в области этнографии и фольклора тюркоя¬зычных народов Сибири, автор свыше 80 научных публикаций, в т.ч. четырёх монографий: <Традиционные религиозные верования якутов в XIX - начале XX вв.> (Новосибирск, 1975); <Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири> (Новосибирск, 1980); <Шаманизм тюркоязычных народов Сибири> (Новосибирск, 1989); <Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири> (Новосибирск, 1992) и многочисленных статей: (Сб.: (edited bu М. Ва1zег, <М.Е. Sharpe, Inс.>, Ormonk, New-York, London, England, 1990) и др.

Эти труды пользуются не только российской, но и широкой международной известностью. В них автор, придерживаясь классификации историка С.А.Токарева по ранним формам религии традиционных обществ, продолжает лучшие традиции российских и советских этнографов-религиоведов. Отчет НИР в стенах ИЯЛИ по мифологическим представлениям народа саха был подготовлен к печати в 1985 г. и опубликован под названием <Якутские мифы (Саха ?с-номохторо)> (Новосибирск, 2004). Данный сборник состоит из 196 записей, 118 из которых были введены в научный оборот впервые. Книга рассчитана для фольклористов, этнографов и краеведов.

Н.А.Алексеев - член главной редколлегии серии <Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока>. 7 августа 2002 г. в <Российской газете> опубликован Указ Президента РФ В.В.Путина <О присуждении Государственных премий Российской Федерации 2001 года в области науки и техники>. В числе награжденных коллектив серии <Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока>, издаваемой Институтом филологии Сибирского отделения Российской Академии наук, в т.ч. зав. сектором Института филологии Объединенного института истории, филологии и философии Сибирского отделения Российской академии наук Н.А.Алексеев.

1991 г. - зам. директора Института филологии СО РАН, с 1992 г. - главный научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, с 2007 г. - директор Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На 87 году жизни скончался Сергей Григорьевич Кляшторный.

Соболезную родным и близким выдающегося ученого.

 

светлая ему память...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Соболезную родным и близким.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

20 часов назад, цеванрабдан сказал:

сегодня на рассвете ушел Рассадин Валентин Иванович. тюрко-монгольский мир, алтаистика и калмыцкая наука понесли невосполнимую утрату. соболезную родным и близким. искренне сочувствую всем тофаларам.

Светлая память, таких монголистов мало, посчастливилось задать ему несколько вопросов вживую. Пусть земля ему будет пухом.

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...