Перейти к содержанию
Гость Qasqyr

Кереит - Керейт - Хэрэйд - Керей - Гирей

Рекомендуемые сообщения

Тетон написал:

Ну вот, стоило мне улететь загорать в Тунис, как тут же вспомнили :):)

Уважаемый Роман, Ваши наблюдения над употреблениями этниконов в династийной хронике очень интересны. Однако они (и уж тем более мои экспромтные догадки по башкирским шеджере) могут действовать только в системе. Сейчас таковой пока не наблюдается. Нужно подождать, когда какой-нибудь будущий историк соберет все эти крупицы сведений в кучку и выстроит связную реконструкцию истории кереев и кереитов.

Что касается вопроса уважаемого qun'а, то в истории неоднократно отмечено обозначение "кара" для части народа, отколовшейся от основного массива (кара-китаи, кара-ногаи...). Таким образом кара-кереи в составе найманов - это часть эля керей, которая когда-то (и почему-то) отделилась от него и присоединилась к элю найман. Поэтому предание, которое пересказал уважаемый Shalkar, мне представляется поздним переосмыслением, искусственной версией для объяснения близости четырех найманских родов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Кир" на башкирском и татарском - масть лошади, желтоватая.

Вполне соотносится с "цветными" этническими терминами: сары, коман и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

представляется поздним переосмыслением, искусственной версией для объяснения близости четырех найманских родов.

Вообще-то, найманских родов девять. Тогыз танбалы найман. Клеймо каракереев V, как общенайманский, когда у остальных свои танба.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Небольшое уточнение к первому посту:

целе -- это современное пекинское звучание. В среденкитайском, в юаньскую эпоху это произносилось примерно как келе. И так же произностися в нынешних южнокитайских диалектах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В хронологии несторианской церкви черным по белому написанo - KERAIT TURKS.

1007-1008 Conversion of 200,000 Kerait Turks

http://www.nestorian.org/nestorian_timeline.html

1007-1008 Conversion of 200,000 Kerait Turks to Nestorian Christianity

http://www.oxuscom.com/timeline.htm

Kереи ДО Чингиз хана - тоже тюрки, как и сейчас, в 21 веке.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Genghis Khan - Life, Death, and Resurrection" by John Man, Thomas Dunne Books, St.Martin's Press, New York, 2004

с. 64, 3 строка сверху

... Главной его целью было создание и укрепление союзов. Одним из потенциальных союзников было Тюркское племя Кераитов (Кереев - прим.А.) - соседей на западе...

с. 64, нижняя строка

...Лидеров Кераитов был Тогрул (в переводе с тюркского - "сокол" )...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кереитов европейские разведчики не знают, возможно вместо них упоминаются караниты.

Не помню обсуждали ли Ар биографию Бадая и Кишлыха, вот интересные данные

Валерий Бушаков

Аскания-Нова

ЧИНГИСХАНОВЫ НОЙОНЫ БАДАЙ И КИШЛЫК

И НОГАЙСКИЕ ЭТНОНИМЫ БАДАЙ И КИШЛЫК

Имена Бадая и Кишлыка сохранились в названиях ногайских родов бадай и кыслык и аулов Альшин-Бадай и Кислык Едисанской орды на Молочных водах, откуда ногайцы ушли в 1860 году в Турцию (14. С. 387, 12, 13). Род ябагы-бадай входил в состав племени буркыт объединения йетисан караногайцев на Северном Кавказе (5. С, 46).

Если этноним бадай сохранился только у ногайцев, то этноним кышлык, кроме ногайцев, представлен еще в этнонимии дештикипчакских узбеков (15. С. 31, 43; 8. С. 17; 6. С. 21) и узбеков-кураминцев (17. С. 45). Кураминский этноним отражен в названии кишлака Кишлык в Камашинском районе Кашкадарьинской области.

Этноним кышлык Г.А. Гейбуллаев полагает возможным “считать фонетически производным от *кашлык (астериск мой. — В. Б.) — от каш и суффикса принадлежности —лык” (1. С. 191-192). Он пишет о мифическом тюркском народе кас, который якобы обитал на Алтае и в Восточном Туркестане, откуда пришел в Переднюю Азию, где стал называться каспиями (1. С. 192-193).

Г.А. Гейбуллаев проигнорировал приведенные Б.Х. Кармышевой исторические и этнографические данные, согласно которым носители этнонима кышлык считают своим предком и эпонимом племени историческое лицо — Кышлыка, который вместе с Бадаем, будучи табунщиками правителя кереитов Онг-Хана, предупредили Чингис-хана о заговоре против него их хозяина, за что благодарный Чингис-хан сде-лал обоих тарханами и старшими эмирами, о чем рассказывают “Сокровенное сказание” монголов и историк Рашид-ад-дин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кэрэ в якутском языке переводится как прекрасный, милый

кэлэй - разочароваться

кэрий - бродить - кэрийдэр продягий

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сейчас посмотрел известный список "илатийиа" (кочевых элей Дешт-и Кипчака) 15-16 вв. И вдруг - бац!  - кереит и керей присутствуют в нем одновременно, параллельно и с разным арабским написанием. Но в конце концов кереи могли разойтись с кереитами уже довольно рано.

У казахов и сейчас есть два племени - керей и кереит. И оба племени являются потомками кереитов Тогрула/Ван-хана, т.к. кереи являются крупным племенем, живущим на востоке Казахстана, Китае и Монголии, а кереиты - небольшим племенем на западе Казахстана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уже упоминалось, что западные авторы иногда не знают кереитов,

вместо них возможно упоминаются мекриты, караниты и криты st

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов и сейчас есть два племени - керей и кереит. И оба племени являются потомками кереитов Тогрула/Ван-хана, т.к. кереи являются крупным племенем, живущим на востоке Казахстана, Китае и Монголии, а кереиты - небольшим племенем на западе Казахстана.

Читал в одной книжке о родах кожа и торе, там упоминается род керейт, как подрод кожа. Как думаете, почему?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У казахов и сейчас есть два племени - керей и кереит. И оба племени являются потомками кереитов Тогрула/Ван-хана

Ув. Бауырсак,

т.е. эти племена сами считают себя потомками кереитов Ван-хана или это Вы так полагаете?

Выше в этом форуме говорилось, что между предками казахов-кереев и казахов-кереитов просматривается исторический (хронологический) разрыв.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Бауырсак,

т.е. эти племена сами считают себя потомками кереитов Ван-хана или это Вы так полагаете?

Ув. Тетон,

Я так предполагаю, потому что современные кереи и найманы сегодня проживают на землях своих исторических "тезок". ИМХО это нечто большее, чем просто совпадение.

О Ван-хане нынешние кереи знают лишь из книжек. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Где то читал что среди кэрэитов было племя сахаит, и есть ли оно сейчас среди казахов или кыргызов или монголов

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел интересную книгу об Эркетеневском улусе Калмыкии. Среди перечисленных родов, нашел кереитов. Они свое происхождение выводят от кереитов Ван-хана. Отсканирую, выставлю.

А меркитов в Эркетеновском улусе было три кости: Шар меркит (желтые меркиты), Хо меркит (Светлые или соловые меркиты), Хар меркит (Черные или темные) меркиты.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

как одно из объяснений этого самого хронологического разрыва между Кереями востока и Кереитами запада Казахстана. вполне вероятно, что западные (сейчас) кереиты двинулись к Северному Каспию под давлением или в составе ойрат, ушедших из Джунгарии в 16 веке. это также сообразуется и с наличием в этническим составе калмыков рода Кереит или Керяд. и незначительное количество кереитов Северо-Запада Казахстана можно объяснить разорванностью этого племенного вкрапления, влившегося в состав нескольких этносов Северного Каспия.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Грумм-Гржимайло задолго до Р.Храпачевского тоже пришел к мнению,

что кереи и кереиты суть два различных племени.

Впрочем, различие между ними такая же, как у куманов и кыпчаков, меркитов

и мекритов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кереиты. (керяды - моё прим.)

По своему происхождению калмыки-кереиты, как верно замечает П. Небольсин, "принадлежат к Торгоутовскому племени" (Небольсин, 1852. С. 17). Кереиты и меркиты отмечены нами в статье "К вопросу о происхождении кереитов и их участии в этногенезе средневековых ойратов Джунгарии и калмыков Поволжья" как один из древних, субстратных и постоянных этнических элементов в составе Торгоутовских улусов Калмыцкого ханства и в улусах, оставшихся на Волге после событий 1771 года (Авляев, 1973, 1975, 1984. С. 30-42; 43-58; Эрдниев, 1974, 1980). По материалам наших полевых обследований кереиты отмечены в составе нескольких Торгоутовских улусов Калмыкии конца XIX - начала XX в. (Авляев, 1973, 1975, автореф. канд. дисс). Также кереиты присутствуют в составе ойратов Западной Монголии и ойратов в северо-западных провинциях КНР, среди бурят и тюркских народов Саяно-Алтая. Происхождение кереитов и их этническая история все еще недостаточно изучены, и, видимо, потому существуют противоречивые мнения и суждения об их языковой принадлежности. Большинство исследователей, опираясь на данные монгольских, ойрат-калмыцких и персидских источников, признают их монголоязычность (Рашид-ад-дин, 1952. Т. 1. Кн. 1. С. 127; Владимирцов, 1929, 1934; Санжеев, 1932; Бартольд, 1963. С. 504-505; Рерих, 1958. С. 334). Ряд исследователей выступает за тюркское происхождение кереитов без учета данных китайских источников о кереитах домонгольской эпохи и сведений "Сокровенного сказания монголов 1240 г." (Муканов, 1974. С. 28—31; Кузеев, 1974. С. 181 и др.). В последнее время появились новые публикации в пользу монголоязычности кереитов домонгольского периода, и отмечено их присутствие в составе Цзубуского каганата (Викторова, 1980. С. 168-173; Авляев, 1984. С. 30-42). Персидский историк Рашид-ад-дин считает, что "кереиты представляют собой род монголов; их обиталища есть по рекам Онону и Керулену, земля монголов" (Рашид-ад-дин, 1952. Т. 1. Кн. 1. С. 127). В другом месте "Сборника летописей" он вновь отмечает: "Они (кереиты) были славны многочисленным племенем, войсками и древними государями, имели сходство с монгольскими племенами, и их обычаи, нравы, наречия и словарный состав (лутат). — близки друг другу" (Рашид-ад-дин, 1953. Т. 1. Кн. 2. С. 108). Однако эти замечания персидского историка некоторые исследователи опускают, и приводятся такие примеры, где термину "тюркские племена" Рашид-ад-дин придавал расширительное значение, но не этническое (Муканов, 1974). Ч. Валиханов приводит следующее свидетельство о кереитах: "В царствование Ботандата (Известия византийских историков. Ч. 4. С. 134) найманы, джалаиры и кереиты были народы монгольские, по свидетельству восточных историков, и имели еще до Чингиса своих ханов (Валиханов. Т. 1, 1961. С. 204).

Из письменных памятников монголов и сведений из "Сборника летописей" Рашид-ад-дина видно, что кереиты Х-ХП веков представляли собой монголоязычный племенной союз в составе 6 следующих племен: кереит, джиркин, конкаит, сакакит, тумаут, албат (Козин, 1941. С. 14; Рашид-ад-дин, 1952. Т. 1. Кн. 1. С. 128-129). К ним следует еще добавить племя "хиркун", которое также причисляется в монгольских летописях к кереитам (Рашид-ад-дин, 1952. Т. 1. Кн. 1. С. 132; Лубсан Данзан, 1973).

На севере кереиты граничили с древними ойратами, на западе с монголоязычными найманами, на востоке с меркитами, на юго-востоке и на юге их кочевья граничили с киданями и тангутами государства Си-Ся (западное Ся). Из сведений "Сокровенного сказания" можно убедиться в том, что остатки кереитов Ван-хана вместе с меркитами и найманами, а также и южная группа кереитов Чжаха-Гамбу (Эрке-Хара) приняли участие в формировании корпуса "тур-гаут-кешиктен", и именно поэтому они сохранились в составе средневековых ойратов-торгоутов и их потомков — калмыков-торгоутов Поволжья (Козин, 1941; Авляев, 1984. С. 30—42, 43—58; Санчиров, 1977. С. 21-25). И далеко не случайно генеалогия торгоутовской династии калмыцких ханов и нойонов в калмыцких и монгольских летописях восходит к кереитскому Онг-хану или Ван-хану, а сами ханы причисляли себя к кости "кереит" (Авляев, 1984. С. 36—42; Габан Шараб. Ук. соч.; Батур-Убаши Тюмень. Указ. соч. КИЛП, 1969). Этноним "кереит" происходит от ойратского или калмыцкого "кэрэ" (ворон), которое во множественном числе оформляется как "кэрэит" или "кэрээт". По нашему мнению, ойрат-калмыцкий этноним "кереит" отражает древние тотемистические верования ойратов и монголов, связанные с древнейшим культом ворона как предка-тотема, родоначальника рода и племени с самоназванием "кереит" (Авляев, 1973, 1979, 1981). На тюркских языках значение слова "ворон" звучит, как "карга", и этноним "карга" известен в этническом составе башкир, казахов, хакасов и т. д. (Радлов, 1929. С. 8; Кузеев, 1974. С. 332). В прошлом башкиры, татары отмечали особый праздник (обряд) карга-туй, т. е. праздник ворона. Отсюда следует, что этнонимы "кереит" и "карга" имеют различное происхождение, одинаково отмеченные в составе монголоязычных и тюркоязычных этносов как самоназвания определенных родоплеменных групп. Их нельзя отождествлять друг с другом. Учитывая, что этноним "кереит" легко объясняется с монгольских языков и непереводим с тюркских, следует признать ошибочным мнение тех исследователей, которые считают кереитов тюрками по происхождению и забывают, что формы кирей, герей являются вторичными в сравнении со словом "кереит". Например, мнение хивинского хана Абул-Гази, что слово "кара-ит" (надо "кереит" — А. Г.) якобы в переводе значит "черный баран" (?!) и имеет тюркское происхождение, в корне ошибочно. (Абул-Гази, 1906. С. 42). Автор здесь лишь по звучанию отождествляет тюркский парный термин "кара-ит", что значит в переводе с тюркского "черная собака", а не "баран", с монгольским этнонимом "кереит". Более подробные сведения о кереитах, меркитах и найманах домонгольского периода изложены в главе V.

Калмыки-кереиты попали на Волгу из Джунгарии в составе торгоутовских улусов тайши Хо-Урлюка, будучи одним из его внутренних подразделений. Кереиты приняли активное участие в этногенезе ойратов-торгоутов еще в джунгарский период их жизни, т. е. с XIII по XVI в., и поэтому кереиты и меркиты являются одним из характерных этнических компонентов калмыков-торгоутов, но они полностью отсутствуют в этническом составе калмыков-дербетов и калмыков-хошоутов (см. главу IV). По сведениям летописи "Шара-Туджи" в Джунгарии (до начала XVII в.) известен омок "Кереит" во главе с тайшой Хи Мерген Темяка (Шастина, 1957. С. 168-169). В составе ойратов Джунгарского ханства середины XVIII в. имеется крупный оток (удел) "Кериет" в 6 тысяч кибиток (Иакинф, 1883. С. 45). Значительное количество кереитских аймаков присутствует в ряде Торгоутовских улусов Калмыцкого ханства, их число явно уменьшилось после ухода Санжипа в 1701 г. (15 тыс. кибиток тор-гоутов) и бегства Убаши-хана в 1771 году в Джунгарию. Однако даже после трагических событий 1771 г. в 6 крупных Торгоутовских улусах Астраханской губернии сохранились в значительном количестве кереитские аймаки общей численностью 1218 кибиток (Костенков, ЦГИА, ф. 381, оп. 8, ед. хр. 3736, л. 19-27). По докладной записке К. Костенкова за 1869 год кереиты расселялись в следующих улусах: в Эркетеневском — 54 кибитки, в Мочагах — 3 кибитки, в Хошоутовском — 295 кибиток из числа подаренных нойону Замь-яну 800 кибиток, в Яндыковском улусе в Батутском аймаке - 869 кибиток, а всех кереитов в 3-х названных улусах фиксируется 1218 кибиток (ЦГИА, ф. 381, оп. 8, ед. хр. 3736, л. 19-27). В этническом плане калмыки-кереиты наиболее характерны для состава ханского Эркетеневского улуса, где они проживали со времени прихода калмыков в Россию. Так, в составе Эркетеневского улуса конца XIX в. сохранились компактные группы "хучин кереит" (давнишние "кере-иты") и шин кереит (новые "кереиты"), попавшие в этот улус во время феодальных смут 1720-30-х годов. Часть кереитов Эркетеневского улуса зайсанга Балгана (сын Ямана) самовольно уходила за Дон в 1730-е годы, где позже образовались станицы (аймаки) Эркетеневская и Багутовская (АВ, ф. 44, оп. 1, ед. хр. 215, л. 181). Тамга кереитов Эркетеневского улуса "джанхан или джанховыт". Тамга кереитов Яндыковского улуса называется "буу" (талисман), а кереиты Хошеутовского улуса сохранили древнюю тамгу "серя-тамг", т. е. "острога-тамга", или "вилы-тамга". По мнению П. Небольсина острога-тамга указывает на давние связи кереитов с рыболовством (Небольсин, 1852. С. 17). Значительные группы кереитов издавна проживали в Долбанском аймаке — "баг кереит" или же "гендня-кин", батракин - т. е. "кереиты зайсанга Батура" - около 200 кибиток. А в смешанном по населению Батутском аймаке Яндыковского улуса в 1880 году фиксируется группа "кереитовских аймаков" около 987 кибиток (ЦГИА, ф. 370, оп. 1, ед. хр. 190, л. 57). Мелкие арбаны кереитов зафиксированы в Ики- и Багацохуровском улусах Калмыкии конца XIX - начала XX в. (Полевые материалы автора). Часть кереитов после разгрома их монголами рассеялась среди тюркских народов, где они постепенно ассимилировались, сохранив за собой тюркскую форму этнонима "кереит" в виде кирей, обак-кирей, герей, гере, т. е. они уже вторичны по происхождению. В качестве составного элемента кереиты участвовали в этногенезе многих тюркских и других народностей (Муканов, 1974; Кузеев, 1974 и др.). Последняя волна монголоязычных кереитов связана с появлением в низовьях Волги в начале XVII в. новых кочевников — торгоутов.

(Г.О. Авляев "Происхождение калмыцкого народа")

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Хэрэйд Монгол
Где то читал что среди кэрэитов было племя сахаит, и есть ли оно сейчас среди казахов или кыргызов или монголов

Это правда.Сакайд.Среди сов.казак-кэрэйтов жиюуших в Монголий этого уже нет.

А среди монгол-хэрэйдов можеть быть и есть как Сагайд

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Есть ли монгольский овог "Сагайд/ут"?

У Рашид-ад-дина они упоминаются отдельно от кереитьов. И ему про них ничего не известно.

Урянхаец, по-моему, ссылался на Джувейни. Но без подробностей.

Появляются вновь в русских доокументах начала 17 в.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Хэрэйд Монгол
Есть ли монгольский овог "Сагайд/ут"?

У Рашид-ад-дина они упоминаются отдельно от кереитьов. И ему про них ничего не известно.

Урянхаец, по-моему, ссылался на Джувейни. Но без подробностей.

Появляются вновь в русских доокументах начала 17 в.

В западной Монголий есть овог Зах-чин, или сах-чин, которые входят в халха -монгольский состав и ойрат-монгольский состав.Мы предполагаем ,что эти имена из слова сак и айд-это в множественном числе а чин -это единственном числе.И я еще знаю Хэрэйд-захчин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...