oquzer Опубликовано 30 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2008 Черемисам ничего не мешало разводить коней на своих лугах и выводить их на продажу в Московию . На службе у Ивана Грозного служили конные черемисы в пределах 5000-10000 если верить заезжим иностранцам тех лет . Также и у украинских гетманов (если верить украинским историкам , были конные отряды черемис) . А начало коневодству , в финно-угорской среде , какраз положили те самые ананьинцы . Да и иранисты на них не претендуют вроде (а вот кое какие тюркологи пытаются) в БСЭ которая подтверждает ираноязычность племён скифо-сарматского круга ананьинцы проходят как финно-угорские народы . В теме про башкиров на этом форуме уже были найдены ближайшие аналогии в доисламской мифологии финно-угров и башкир . :ost1: Уважаемый господин Cheremis! Черемисам не в лугах, а даже в степи не мешало разводить и выводить лошадей. Это гораздо поздняя история. Если сегодня в каком-то тюркязычном народе о кочевническом коневодстве только и воспоми- нания та остались, то у венгров коневодство сохранено более досконально. Электроника изобретена евро- пейцами, а японцы его как развили то?! Я даже думаю, что под влиянием юго-западных племен из Ирана, корнями Переднеазиатскими, началу коневодства в финно-угорской расе как раз то положили кельтиминарцы, гораздо древние чем ананьинцы. А на счет башкиро-тюркских генет.корнях см. http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=2394&st=0 Простите за невежество, о притязаниях "пантюркистов" на ананьинскую культуру не знал. Очень интересно, чем они это аргументируют. Если есть у Вас ссылки, прошу изложить, шибко интересно... С уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BashQort Опубликовано 30 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 30 июля, 2008 Еще раз говорю, финно-угорское происхождение башкир - это просто возмутительный галюциногенный бред "историков". Возможно, некоторые периферийные группы башкир действительно отюреченные финно-угры (родственны удмуртам, коми, но никак не уграм), но основная масса башкир с финно-уграми никак не связана А на счет башкиро-тюркских генет.корнях см. http://www.kyrgyz.ru/forum/index.php?showtopic=2394&st=0 Простите, что там о башкиро-тюркских генет. корнях? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 31 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2008 Возможно, некоторые периферийные группы башкир действительно отюреченные финно-угры (родственны удмуртам, коми, но никак не уграм)Впринципе согласен ... Но куда вы Великую Мадьярию денете из исторических источников ??? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BashQort Опубликовано 31 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2008 Впринципе согласен ... Но куда вы Великую Мадьярию денете из исторических источников ??? Да тут может быть все что угодно. Возможно, переселившиеся в Венгрию племена были тюркскими, они и принесли с собой башкирскую топономику и легенды о восточной прародине, потому и язык венгров показался Юлиану очень похожим на башкирский . Возможно, в каких-то районах современной Башкирии жили финно-угры, потом переселившиеся на запад, но не сыгравшие большой роли в этногенезе башкир. Насколько я знаю, у некоторых лингвистов есть сомнения в правильности классификации венгерского языка как угорского. Да и генетически современные венгры в гораздо большей степени потомки местных славян/германцев, населявших Венгрию до гуннского (?) вторжения с востока Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 31 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2008 Насколько я знаю, у некоторых лингвистов есть сомнения в правильности классификации венгерского языка как угорского.Да и генетически современные венгры в гораздо большей степени потомки местных славян/германцев, населявших Венгрию до гуннского (?) вторжения с востока Насколько я понимаю у этих лингвистов туго с логикой ? Кто такие угры в истории ? Это собственно и есть венгры . Да и генетически у соседских народов всегда будут общие гены - русских-татар-марийцев тоже они объеденяют ... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
проф. Добрев Опубликовано 31 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2008 Возможно, переселившиеся в Венгрию племена были тюркскими, они и принесли с собой башкирскую топономику и легенды о восточной прародине, потому и язык венгров показался Юлиану очень похожим на башкирский.Возможно, в каких-то районах современной Башкирии жили финно-угры, потом переселившиеся на запад, но не сыгравшие большой роли в этногенезе башкир. Насколько я знаю, у некоторых лингвистов есть сомнения в правильности классификации венгерского языка как угорского. Да и генетически современные венгры в гораздо большей степени потомки местных славян/германцев, населявших Венгрию до гуннского (?)вторжения с востока Венгры бесспорно и единствено финно-угры, а это означает, что финно-угорским является и венгерский язык. У венгров мощный болгарский субстрат и адстрат, а также и кыпчакско-куманский суперстрат. Юлиан бесспорно владел куманским языком и на этой основе понимал кыпчакско-башкирский язык. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
BashQort Опубликовано 31 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2008 Венгры бесспорно и единствено финно-угры, Согласно лингвистической классификации - да. Но не этногенетической. По происхождению венгры - обыкновенный центральноевропейский народ, ну разве что азиатская примесь немного выше нормы, оно и не удивительно - кто-то же должен был принести угорский (?) язык У венгров мощный болгарский субстрат и адстрат, а также и кыпчакско-куманский суперстрат.Юлиан бесспорно владел куманским языком и на этой основе понимал кыпчакско-башкирский язык. А вот это похоже на правду Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 31 июля, 2008 Поделиться Опубликовано 31 июля, 2008 Впринципе согласен ... Но куда вы Великую Мадьярию денете из исторических источников ??? :ost1: Уважаемый господин Cheremis! Я до сих пор считал, что в источниках говорится о "Великой Венгрии". По обобщенному поп-книге Подольного "венгр" от тюркского "он огур" ("он огуз"; 10 племен). А в каких источниках показана "Великая Мадьярия"? С уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 1 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 1 августа, 2008 А в каких источниках показана "Великая Мадьярия"? С уважением, Oquzer... Cуществует мнение , согласно которому Южное Приуралье являлось прародиной древнемадьярских (угорских) племён . Немаловажную роль в его появлении сыграло упоминание в ряде письменных источников (Ибн-Русте , Плано Карпини , В.Рубрук и др.) о родстве башкир с мадьярами и названии Южного Урала "Великой Венгрией" . "Степи Евразии в эпоху Средневековья" Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 2 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2008 :ost1: Уважаемый господин jvarg! Объясните мне мою ошибку досконально. Вот я ошибаюсь: В конце античности как могли степняки-тюрки ассимилировать "сами по себе" хозяев лесов -- финно-угров? Сколько населения тюрков надо было чтобы расстворить в себе этих финно-угров? Финно-угорская деревушка на полянах, в лесах как вдруг заговорила на тюркском? Даже сейчас, после насильственной, целенаправленной политики поколений русских до конца не смогли русифицировать этих финно-угров, а степняк-тюрк, в посто- янных передрягах и междуусобицах своими же, без религии на своем тюркском языке, взял да и ассимилировал этих финно-угров? Гипнозом, что ли? С уважением, Oquzer... Ассимиляция - это не какое-то абстрактное зло, как вы думаете. Это - естественный процесс. Конечно, бывает и насильственная ассимиляция (вспомним тоже "девширме"). Но это, скорее, исключение из правил. Обычно все происходит банальнее: человек выбирает "язык карьеры". Постепенно, он становится родным. Но, при этом, как раз важны хорошие отношения. Что-бы человек, изучающий "язык карьеры" не чувствовал себя ущербным. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 2 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2008 Cуществует мнение , согласно которому Южное Приуралье являлось прародиной древнемадьярских (угорских) племён . Немаловажную роль в его появлении сыграло упоминание в ряде письменных источников (Ибн-Русте , Плано Карпини , В.Рубрук и др.) о родстве башкир с мадьярами и названии Южного Урала "Великой Венгрией" . "Степи Евразии в эпоху Средневековья" :ost1: Уважаемый господин Cheremis! Можно ли уточнить, так эти авторы называли Южный Урал "Великой Венгрией" или "Великой Мадьярией"? С уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 2 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2008 Ассимиляция - это не какое-то абстрактное зло, как вы думаете. Это - естественный процесс. Конечно, бывает и насильственная ассимиляция (вспомним тоже "девширме"). Но это, скорее, исключение из правил.Обычно все происходит банальнее: человек выбирает "язык карьеры". Постепенно, он становится родным. Но, при этом, как раз важны хорошие отношения. Что-бы человек, изучающий "язык карьеры" не чувствовал себя ущербным. :ost1: Уважаемый господин Jvarq! Вполне с Вами согласен. Но речь идет о лесной и лесостепной полосы начиная от Волги и дальше Урала. В исламскую эпоху здесь какой-то коми и мог поступить на службу к какому нибудь хану и в должсностном рвении связать судьбу с тюркоязычным этносом. Сопоставим русскую государственность и государственные устои тюркской расы в этом регионе. Какое из них обладало более эффективной системой для ассимиляции массовой (и насильственной и естественной)? Не будете отри- цать, что русская модель несравненна была эффективна для массовой ассимиляции? Если Вы согласны, то какого макара твердят о массовой тюркизации (башкордизации) финно-угров, да еще в эпоху гуннов? С уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 2 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2008 Можно ли уточнить, так эти авторы называли Южный Урал "Великой Венгрией" или "Великой Мадьярией"? Венгерские источники дословно называли эту страну "Магна Хунгария" в переводе на русский Великая Венгрия . С Мадьярией я погорячился . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 2 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 2 августа, 2008 Какое из них обладало более эффективной системой для ассимиляции массовой (и насильственной и естественной)? Не будете отри- цать, что русская модель несравненна была эффективна для массовой ассимиляции? Если Вы согласны, то какого макара твердят о массовой тюркизации (башкордизации) финно-угров, да еще в эпоху гуннов? Это было (ассимиляция восточных угрофиннов) , гораздо позже чем эпоха гуннов - скорее всего это время прихода на Урал печенежского союза в составе которого и были баджгарды . Примерно в это же время на Западе ареала обитания финно-угров проходил точно такойже процесс ассимиляции (только со стороны славян) известны ведь народы канувшие в лету - меря , мурома , мещёра , кокшары и многие другие . Проблема исчезнувших восточных финноугров , в том , что о них письменных источников не осталось , с их именами хотя бы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 3 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 3 августа, 2008 Это было (ассимиляция восточных угрофиннов) , гораздо позже чем эпоха гуннов - скорее всего это время прихода на Урал печенежского союза в составе которого и были баджгарды . Примерно в это же время на Западе ареала обитания финно-угров проходил точно такойже процесс ассимиляции (только со стороны славян) известны ведь народы канувшие в лету - меря , мурома , мещёра , кокшары и многие другие . Проблема исчезнувших восточных финноугров , в том , что о них письменных источников не осталось , с их именами хотя бы. :ost1: Уважаемый господин Cheremis! Я не в коим случае не отрицаю, что в крови башгордов есть доля финно-угорская. Как и в крови соседних наций финно-угорской расы есть тюркская доля. В мире чистых наций нет. Даже у изолянтов-абoригенов Океании в языке, в крови, в антропологии есть примесь. Но, говорить о башгордах как об "ассимилированных финно-угров" -- это минимум не серьезно, максимум -- это спец. политический тезис. Ну чисто исходя из логики, если письменных источников нет, то почему тогда именно думать в том направлении что тюрки ассимилировали восточных финно-угров? Ведь такой ход мыслей может породить и ответный -- "пантюркисткий"! Ну, например, если нет письменных источников о восточных "ассимилированных, тюркизированных финно-угров", то значит тут их и не было?! Самая удачная мысль в этом вопросе, это то, что Урал, Волга и сопредельные регионы были историческим ареалом контактов протофинно-угорских и прототюркских (огузских) рас, еще до гуннов и до скифов. С уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
jvarg Опубликовано 4 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2008 Не будете отрицать, что русская модель несравненна была эффективна для массовой ассимиляции? Если Вы согласны, то какого макара твердят о массовой тюркизации (башкордизации) финно-угров, да еще в эпоху гуннов? Просто русская модель, так сказать, на глазах, а гуннская была 1500 лет назад. Суть-то понятна - гунны были государственнообразующим народом. Кто хотел делать карьеру, должен был уметь говорить на их языке. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 4 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 4 августа, 2008 Просто русская модель, так сказать, на глазах, а гуннская была 1500 лет назад. Суть-то понятна - гунны были государственнообразующим народом. Кто хотел делать карьеру, должен был уметь говорить на их языке. :ost1: Уважаемый господин Jvarg! А что, в гуннскую эпоху вдруг все восточные финно-угры решили сделать карьеру в этом огузском хаганате и тюркизировались? Да и эпоха русской модели коренным образом отличаеться от эпохи гунсской. Эпоху русской модели, с ее жестко централизованной государственностью, с ассимилятивной подоплекой национальной "книжной", сформировавшимся структурно религией (РПЦ), с интенсивностью информационного обмена, коммуникацией и промышленностью не возможно сравнить с этими же критериями "гунукского племенного государство". Я ведь не скрою, чему я клоню. По мне, еще до гуннов в этом регионе возможно было сильное тюркоязычное общность (или ядро, как Вам угодно). И башкорды -- это не результат только односторонней ассимиляции, а еще в основном, консоли- дации и местных тюркоязычных аборигенов. С уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
cheremis Опубликовано 5 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2008 Эпоху русской модели, с ее жестко централизованной государственностью, с ассимилятивной подоплекой национальной "книжной", сформировавшимся структурно религией (РПЦ), с интенсивностью информационного обмена, коммуникацией и промышленностью не возможно сравнить с этими же критериями "гунукского племенного государство". Я бы не сказал , что племя вятичей обладало жесткой централизованной государственностью ... а ведь именно они ассемилировали мурому мерю и мещёру . Во всяком случае археология подтверждает это , вятичи являясь славянами по языку , антропологически уже были ближе к финнам . ИМХО у вятичей госструктура помягче была чем у гуннской орды . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
oquzer Опубликовано 5 августа, 2008 Поделиться Опубликовано 5 августа, 2008 Я бы не сказал , что племя вятичей обладало жесткой централизованной государственностью ... а ведь именно они ассемилировали мурому мерю и мещёру . Во всяком случае археология подтверждает это , вятичи являясь славянами по языку , антропологически уже были ближе к финнам . ИМХО у вятичей госструктура помягче была чем у гуннской орды . :ost1: Уважаемый господин Cheremis! А я бы не торопился бы с "вятичами"... Помниться мне, что в советской историографии берендеев, черных клобуков считали славьянами. А к пост-советскому времени история "потеплело". Реабилитировали запретные мыслишки о тюркоязычности берендеев (баяндыров) и черных клобуков (каракалпаков). Да и "варяжская тема" тоже была реабилитирована. И этнотопоним "русс" уже менее связывают с озерком "Рос", наоборот, викингской словечкой -- "гребцов", фигурально "плавцы-десантники". И славьянизация финно-угров западных, это процесс уже после христианизации. Последними из этой серии были, кажись "вепсы"... Так что, кем были по языку "вятичи" -- это еще вопрос. С уважением, Oquzer... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
shaman Опубликовано 21 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2009 Собственно, в русский язык это слово вошло только во время Екатерины II, после восстания Пугачева. До этого горы назывались или просто "Камень", или "Яицкие горы", от реки Яик, которая нынче Урал. Поскольку ядром восстания были Яицкие казаки, Екатерина решила истребить даже память о нем, переименовав реку Яик в Урал, а по реке и горы назвались. Для нового названия было взято башкирское слово. Извините сразу не заметил. Но вы забываете один очень важный русский источник "Книга большому чертежу" от 1627 г. Вот там впервые упоминаются название Уральских гор как Оральтовы горы, искажение от башкирского Уралтау. Это за 150 лет до Катеринушки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
shaman Опубликовано 21 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 21 сентября, 2009 Впринципе согласен ... Но куда вы Великую Мадьярию денете из исторических источников ??? Рубрук и Карпини не были собственно в Башкирии, а проходили южнее, они рек Яик(Урал) перешли возле Сарайчиковской переправы, недалеко от современного города Гурьв(Атырау). Что касается монаха Юлиана, то он ведь тоже собственно в Башкирии не был. Возьмите карту Среднего Поволжья и посмотрите сами. Юлиан говорит что через две дневки от города Биляр(совр. село Билярск на р. Мал. Черемшан) встретил венгров. Две дневки это 2-3 дня в пути после чего давали отдых каравану. Например г. Булгар от г. Сувар лежал в двух днях пути. Сейчас доподлинно установлено, что это расстояние равняется 70 км. Вот и умножайте 35 на 4 или 6 дней. Даже если это по максимуму на 6, то это северо-восток Татарии. Район устья реки Ик, Зай, где гор. Набережные Челны, Мензелинск, Актанышский район. Именно там и находится Чияликская археологическая культура относимая к поздним уграм(венграм), но никак не финно-уграм. Площадь "Чияликовская" культура занимала не большую (3-4района Татарии). Вот и вся ваша "Великая Венгрия". Дальше на восток, юго-восток и на юг археологич. культура Средневековых башкир. Но все остальные источники зато ссылаються на брата Юлиана ( Карпини, Рубрук и т.д.). Вот отсюда и вся путаница. Иначе куда же вы денете башкир (Великую страну башкир, населенную худшими из тюрков) Ахмед Ибн Фадлана (X в.), которых он встретил на бер. реки Кундурча, которая течет по Самарской области. И самое главное, башкир с тюркским языком у ученого XI в. Махмуда Кашгари? При этом никто и не отрицает участие угров в формирование башкирского народа в целом. Но их роль была совсем не велика, как любят преувеличивать некоторые историки. В составе башкир есть такие маленькие рода как: сынгран, терсяк, упей и сызгы, которым этнографы приписывают угорское происхождение. Но это в принципе и всё. Буляр, Юрмый и Юрматы это уже племена смесь угров, булгар, башкир и печенегов, не знаю кого было больше. А гены показывают, что по мужской линии угро-финских генов 5-6%. Даже у самых северных башкир, Пермского края Гайнинцев R1a (25-30) и R1b (50-55) вместе составляют более 80 %. Угро-финны нам родня по материнской линии (хотя тоже не значительно). Бежавшие от огузов, карлуков и кимаков с района Арала и Сырдарьи, кангары (башкорты, наукерды, баджны и бажнаки-печенеги) как бы это мягко сказать, освоили в основном женский финно-угорский биогенетический материал. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 26 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 26 сентября, 2009 Слово «Урал» является словом башкирским. Русские Уральские горы до XVIII века называли словом «Камень», «Каменный пояс». Известно, что первоначально слово «Урал» применялось именно к территории Южного Урала, где сформировались и обитают до сих пор башкиры, которые как раз и называли свои родные горы Уралом. В свое время еще исследователь XIX в. В. Шишонко справедливо отметил, что название: «Урал» заимствовано от Башкирцев, которые придавали его водоразделу в нынешнем округе Златоустовских заводов и несколько южнее и несколько севернее; Русские вначале тоже только эту часть хребта называли Уралом. (Так в книге большому Чертежу говорится, что р. Белая вытекла от Уральтовыя горы). И до ныне в простонародье только эта часть хребта называется Уралом». В целом же Уральские горы русские до восемнадцатого века называли «Камень», «Каменный пояс». Слово «Урал» применительно к горной гряде, протянувшейся от Северного ледовитого океана до Мугоджарских гор, впервые применил русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев, с легкой руки которого нынешние Уральские горы и получили свое название. В.Н. Татищев данное название заимствовал у башкир, коренных жителей южно-уральской части этой горной страны. Башкиры же свои родные горы издревле называли «Урал», а свою родную страну, где они обитали, называли «Урал иле» («страна Урала»). После присоединения Башкирии к русскому государству, русские исторические источники долгое время сообщают, что по обе стороны Южного Урала проживают башкиры. Постепенно, по мере осваивания этого горного края, здесь появляются русские, татары, марийцы, мордва, удмурты, чуваши и представители многих других народов. Сейчас «Южный Урал» большой многонациональный регион, куда входит Республика Башкортостан и часть земель сопредельных Челябинской, Оренбургской, Свердловской и Пермской областей. Каждый из народов, живущих на Южном Урале, имеет различный срок обитания на этой территории, но ни у кого из них, кроме башкир, нет мифологии, многогранно и глубоко отражающей южно-уральские реалии. Все народы, кроме башкир, появились на территории Южного Урала уже в достаточно зрелом возрасте, пройдя свой этап мифотворчества в иных регионах. Именно поэтому у этих народов нет древних фольклорных произведений, связанных с территорией Южного Урала и объясняющих мифологическими, фольклорными средствами возникновение Уральских гор и его природных богатств. О древности проживания башкир на Южном Урале подтверждают и топонимы, которых специалисты называют паспортом земли. Наиболее древняя часть Южно-уральских топонимов, как установили исследователи, составляет башкирский пласт. У башкир до сих пор сохраняются многочисленные топонимические легенды с мифологическим содержанием. Эту особенность Башкирской земли отмечали, в свое время, многие дореволюционные путешественники, посещавшие Башкирию. Их удивляло и поражало, что каждая местность у башкир имеет свою легенду или предание. Специалистами считается установленным, что топонимы, как названия места обитания человека, тесно связаны с мифологическим мышлением, а именно с имянаречением. Древние люди, придя на новое место и, осваивая его, давали ему название, и тем самым как бы создавали эту местность и окультуривали его, приспосабливали к своей жизни. Таким образом, вся территория Южного Урала окультурена башкирами, то есть - отмечена их топонимами, легендами, преданиями, как маркерами. Можно отметить, что ни у одного из ныне живущих на Южном Урале народов, кроме башкирского, нет такого плотного и многостороннего обоснования всей наличной духовной и материальной культурой своего родства с Уралом. Не будет преувеличением, если скажем, что идейно-тематическую основу всего башкирского фольклора составляют сюжеты с описаниями истории освоения башкирами просторов Южного Урала и прилегающих земель, как их родины, с воспеванием красот родной земли. Вся описанная в башкирском фольклоре природа легко узнаваема. Это – природа родного им Южного Урала. Более того, главное, фундаментальное произведение башкирского фольклора, посвященное временам зарождения жизни на земле, то есть состоящий из космогонических мифов, носит название «Урал батыр». Известно, что во времена мифологические рассказать о том, как возник, создавался тот или иной предмет или же вещь, было равносильным созданию этой самой вещи или предмета, а также местности. Поэтому, повествуя в эпосе «Урал батыр» о том, как создавался мир, где первоначально начали жить предки башкир, сказители тем самым как бы создавали Уральские горы и давали ему название. В эпосе повествуется, как титаническими усилиями Урала была создана горная страна, где поселились башкиры. После смерти Урал батыра похоронили в созданной им горной стране и, по представлениям предков башкир, части его тела превратились в природные богатства Уральских гор, а сами горы стали называться по имени создавшего их первопредка башкир. В традиционной культуре башкиры еще в начале ХХ века себя всегда называли «детьми Урала», имея в виду, что они произошли от своего первопредка Урала. Это же мы обнаруживаем и в башкирских шежере. В частности, в шежере племени бурзян одним из самых древних предков указывается Урал. Имена в мифах несут в себе в закодированной форме определенную семантическую нагрузку и аллегорически объясняют принадлежность этих персонажей к тому или иному мирам. Древние люди придавали огромное значение именам. Как говорили древние греки «Имя – это судьба». Давая имя человеку или иному персонажу, также называя то или иное окружающее человека явление, древний человек тут же выражал через название свое отношение к ним, определял их место в своей иерархии. Слово «Урал», по-видимому, содержит в своей основе древнетюркское слово «ур», «үр», «өр», «ор»,». По мнению Д.С .Дугарова, со ссылкой на Э.В. Севортян, корень «ур» восходит к дотюркомонгольскому «өр, оr» (в современных тюркских языках ур/ ur, урь/ ur, йур/jur, өр/or, өре/ore, уру/uru). Значения их можно свести к следующим: 1) верх, подниматься вверх, восходить (о солнце); 2) сияние, зарево, рассвет, огонь, пламя, пожар; 3) всход, давать росток (о траве), умножаться, возрастать в числе (в количестве), приносить детенышей; 5) разбредаться, двигаться вверх (массой), расходиться (ночью для пастьбы скота), 6) колонна [Дугаров Д.С. Советская этнография. 1981 г., №1. с. 98-102]. Возможно, что слово «Урал» восходит к древнетюркскому слову «урун»/«светлый», белый». Известно, что в этногенезе башкир принимали участие также и иранские племена сарматы, савроматы, аланы. В местах проживания башкир обнаруживаются многочисленные сарматские, аланские погребения. Языковеды давно обратили внимание на наличие в башкирском языке довольно большого пласта иранских слов древнего, еще доисламского происхождения. Поэтому есть резон искать смысл слова «Урал» и из иранских языков. В частности, у малочисленных древних ираноязычных народов Горного Бадахшана (бартанг, вахан, сарыколь, ишкашим, язгулям) есть слово «хур/ур», который на русский язык переводится как «солнце». Имя древнеиранского светлого божества Ахурамазда в Бехистунской надписи в честь Дария написано как Урамизда/Урамазда. Имя светлого божества Ахурамазда/Ормазд/Урмазда восходит также к слову «Хур, Ур»/ - «Солнце». Башкиры красивых девушек до сих пор характеризуют эпитетом «хур кыззары», то есть - «солнечные девы». Исследователями обнаруживаются многочисленные параллели между башкирской мифологией и мифологией вышеуказанных народов Памира. Древнеиранское слово «аура, ура» означало также «бог». В башкирской мифологии Урал выступает именно как бог - создатель Вселенной. У тюркоязычных тувинцев зафиксировано божество «Оран ээзи», то есть хозяин Вселенной. В этом тувинском «Оран» /Вселенная/ также имеется корень «ор/ур» (верхний). Исходя из вышеприведенных примеров, содержащих корень-основу «ур /ор /хур», мы можем предположить, что в имени башкирского положительного персонажа «Урал» также содержится корень «ур», указывающий на его светлое, положительное качество, что в пространственном отношении, в свою очередь, также указывает на верхнюю часть, нахождение сверху. Первоначально, имя башкирского титана был, видимо, не Урал, а Ур/ Хур (Солнце). На это указывает наличие устойчивого словосочетания «Уралып яткан Уралым», который на русский язык переводится как «лежащий, свернувшись кругом, мой Урал». Если слово «Уралып» прочитать раздельно как «Ур алып», то смысл здесь меняется на совершенно иное и переводится это словосчетание как «титан Ур». Тогда смысл словосочетания «Ур алып яткан Уралым» также будет совершенно иным – «Окружность, круг, где лежит титан Ур». Слово «Уралым» можно перевести не только как «родной мой Урал», но и как «окружность, круг». В древности башкиры Урал представляли в виде семи концентрических кругов, окружающих обитаемую землю. В центре этого обезопасенного круга, по их представлениям, находится родина башкир. За пределами этих семи кругов начинался чужой мир и хаос. Со временем звук «п» в конце слова «алып» исчезает и «Ур алып» принимает форму «Урал». Урал, как мироустроитель, создатель всего положительного, кроме эпоса «Урал батыр» упоминается также в эпосах «Акбузат», «Кунгыр буга», а также и в других фольклорных произведениях башкир. Например, в эпосе «Кунгыр буга», дух Урал батыра как первопредок башкир сопровождает героиню эпоса Тандысу, которая в трудных ситуациях в поисках опоры и защиты обращается к духу Урал батыра. В этом эпосе дух Урала также как и верховный бог древних тюрков Тенгри обитает в небесных высях, и в данном случае, он как бы возвысился до него, и даже можно сказать, становится его аналогом. По поводу роли и места Урала и прилегающих земель в жизни башкирского народа известный российский историк, специалист по этногенезу башкир член-корреспондент РАН Р.Г. Кузеев в одной из своих работ справедливо, объективно отметил: «Какие бы термины не использовались для обозначения башкир - коренных жителей республики и более обширного региона, - общественность сознает, что башкиры живут на своей исторической родине. Невозможно также не учитывать, что восприятие этого факта обыденным сознанием представителей башкирского этноса необычайно глубокое; оно нашло отражение во всех слоях богатой традиционной духовной культуры башкир. Развитие башкирской нации в указанном направлении будет постоянным». Из истории известно, что в XVIII веке, когда в России только-только возникала металлургическая промышленность, роль башкирского Урала в этом была огромна. Русское правительство обратилось к башкирам, как к местным жителям, знающим свои родные горы, за помощью. Правительство обещало всем, кто поможет найти руды, щедрое вознаграждение. Башкиры отнеслись к этому со всей серьезностью и помогали русским в поисках полезных ископаемых. Многие уральские металлургические месторождения были выявлены с помощью башкир. Все это известно историкам. Об этом много писали еще дореволюционные историки. Отвечая в XIX веке зарубежным злопыхателям, обвиняющим русских в том, что они всему научились у немцев, русские промышленники-металлурги ответили, что им незачем было идти в ученики к немцам, что у них были свои учителя – башкиры, у которых они принимали опыт рудознатства. Башкиры еще задолго до русских выделывали у себя булатную сталь и никому не выдавали свой секрет. ИМХО: башкорты к этимологии Уральских гор никакого отношения не имеют, если не считать того, что они причастны к нему как и другие потомки древних тюрков. Здесь зачастую путают название ГОРного хребта и одноименное название РЕКИ, хотя тема про название гор. Река ни причем, она издревле называлась ЯИКОМ (др.гр: ДАИК) и ныне у казаков звучит также ЖАИК. Что интересно, по-тюркски ОРАЛ - пояс, о чем уже упоминали, от глагола оралу - опоясывать, обвивать. Если посмотреть на карту, то Уральские горы как раз и ОПОЯСЫВАЮТ Евразийский континент с юга на север. Откуда это было известно авторам первоначального названия, не известно, но весьма интересно. Какие именно тюркские племена и когда дали название горам сказать трудно, но предположу, что это было минимум как до н.э. В столице Среднего Урала бывшем Свердловске (Екатеринбурге), где я, по секрету, учился, в производстве местной парфюмерной фабрики был мужской одеколон (к сожалению не котируемый) под названием "Каменный пояс", название которого всегда меня наталкивало на разгадку слова -КАМЕННЫЙ ПОЯС. По-моему, это калька с тюркского ТАС ОРАЛ или м.б. ОРАЛ ТАУ! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
shaman Опубликовано 29 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 29 сентября, 2009 ИМХО: башкорты к этимологии Уральских гор никакого отношения не имеют, если не считать того, что они причастны к нему как и другие потомки древних тюрков. Здесь зачастую путают название ГОРного хребта и одноименное название РЕКИ, хотя тема про название гор. Река ни причем, она издревле называлась ЯИКОМ (др.гр: ДАИК) и ныне у казаков звучит также ЖАИК. Что интересно, по-тюркски ОРАЛ - пояс, о чем уже упоминали, от глагола оралу - опоясывать, обвивать. Если посмотреть на карту, то Уральские горы как раз и ОПОЯСЫВАЮТ Евразийский континент с юга на север. Откуда это было известно авторам первоначального названия, не известно, но весьма интересно. Какие именно тюркские племена и когда дали название горам сказать трудно, но предположу, что это было минимум как до н.э. В столице Среднего Урала бывшем Свердловске (Екатеринбурге), где я, по секрету, учился, в производстве местной парфюмерной фабрики был мужской одеколон (к сожалению не котируемый) под названием "Каменный пояс", название которого всегда меня наталкивало на разгадку слова -КАМЕННЫЙ ПОЯС. По-моему, это калька с тюркского ТАС ОРАЛ или м.б. ОРАЛ ТАУ! Самое древнее название уральских гор известное нам Рифейские горы. Река Даик-Яйыk, известно со 2-го в.н.э. С 9 в. горы Мугоджары и Южный Урал известны как Башкортские горы. название хребта Уралтау(один из главных хребтов Уральских гор), стало общим позже. И это название Урал тесно связано с Аралом. Название Урал прикрепилось горам, именно с переселением племен с Арала на Урал башкортов вместе с другими кангарскими племенами башняк, башня, наукорт, бурйан и т.д. В родословной племени Бурзян Урал бий и Арал бий братья, внуки Бурзян бия. Часть Бурзянцев ушла с берегов Бурзянского моря с Урал бием на север, а Арал бий остался возле моря, от него и происходит название Арал. Часть оставшихся Аральских Бурзянов присоединилась к сородичам позже на Урале. Более древние тюркоязычные народы проходившие или живущие гунны, савиры, болгары, хазары, авары и тюрки тут непричем. До прихода башкир на Урале жили мадьяры-угры и различные финно-угорские племена. Уральские горы они называют совсем по-другому: ненецы именуют Урал "Нгарка Пэ" ("Большие Камни"), ханты - "Кев" ("Камень"), манси - "Нер" ("Камень"), коми - "Из" ("Камень"). ТАС ОРАЛ - это как, если Урал это камень, то зачем его называть каменным камнем . "Книга по большому чертежу": "А по реке по Белыя Воложке до Оральтовых гор и далее живут башкиры...." 1627 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 29 сентября, 2009 Поделиться Опубликовано 29 сентября, 2009 Самое древнее название уральских гор известное нам Рифейские горы. Река Даик-Яйыk, известно со 2-го в.н.э. С 9 в. горы Мугоджары и Южный Урал известны как Башкортские горы. название хребта Уралтау(один из главных хребтов Уральских гор), стало общим позже. И это название Урал тесно связано с Аралом. Название Урал прикрепилось горам, именно с переселением племен с Арала на Урал башкортов вместе с другими кангарскими племенами башняк, башня, наукорт, бурйан и т.д. В родословной племени Бурзян Урал бий и Арал бий братья, внуки Бурзян бия. Часть Бурзянцев ушла с берегов Бурзянского моря с Урал бием на север, а Арал бий остался возле моря, от него и происходит название Арал. Часть оставшихся Аральских Бурзянов присоединилась к сородичам позже на Урале. Более древние тюркоязычные народы проходившие или живущие гунны, савиры, болгары, хазары, авары и тюрки тут непричем. До прихода башкир на Урале жили мадьяры-угры и различные финно-угорские племена. Уральские горы они называют совсем по-другому: ненецы именуют Урал "Нгарка Пэ" ("Большие Камни"), ханты - "Кев" ("Камень"), манси - "Нер" ("Камень"), коми - "Из" ("Камень"). ТАС ОРАЛ - это как, если Урал это камень, то зачем его называть каменным камнем . "Книга по большому чертежу": "А по реке по Белыя Воложке до Оральтовых гор и далее живут башкиры...." 1627 г. Давайте про САМОназвание или в смысле того, кто назвал его первым и как его называли основные насельники, причем здесь Рифейские? Мугоджары как могли быть известны с 9 века, если это по сути "МУГАЛЬСКИЕ горы" или МУГАЛ ЖАР по-казацки? А башкорты и казаки - это по большому в бытность почти один народ, к примеру один мой друг - студент был гиреем, другой - кыпчаком? Дайте подтверждение что УРАЛ/ОРАЛ - это КАМЕНЬ. И причем здесь АРАЛ? Это разные слова с различной этимологией. Уралу/оралу - обвиваться, опоясываться, обматываться, тогда как Арал - остров, т.е. наверное одинокий, здесь поможет уважаемый Ар. А приведенные вами названия с фино-угорских языков только подтверждают мое предположение - ТАС ОРАЛ или в кальке КАМЕННЫЙ ПОЯС. Не спорю, фино-угры жили на Урале, но только в северной её части (приблизительно конечно), но как правило, в языки других народов входит название более близкого по расстоянии народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
shaman Опубликовано 10 октября, 2009 Поделиться Опубликовано 10 октября, 2009 Давайте про САМОназвание или в смысле того, кто назвал его первым и как его называли основные насельники, причем здесь Рифейские? Мугоджары как могли быть известны с 9 века, если это по сути "МУГАЛЬСКИЕ горы" или МУГАЛ ЖАР по-казацки? А башкорты и казаки - это по большому в бытность почти один народ, к примеру один мой друг - студент был гиреем, другой - кыпчаком? Дайте подтверждение что УРАЛ/ОРАЛ - это КАМЕНЬ. И причем здесь АРАЛ? Это разные слова с различной этимологией. Уралу/оралу - обвиваться, опоясываться, обматываться, тогда как Арал - остров, т.е. наверное одинокий, здесь поможет уважаемый Ар. А приведенные вами названия с фино-угорских языков только подтверждают мое предположение - ТАС ОРАЛ или в кальке КАМЕННЫЙ ПОЯС. Не спорю, фино-угры жили на Урале, но только в северной её части (приблизительно конечно), но как правило, в языки других народов входит название более близкого по расстоянии народа. а Арал здесь при том, что если копать глубже урал и арал окажутся одно и тоже. этимология урала возвышенность или пояс. А арал говорите остров. Остров это яма внутри воды что ли, остров это возвышенность над водой. И он опоясан водой. В башкирском эпосе уральские горы - это острова которые первыми поднялись из под воды. Путь Урал батыра. После победы Урала над подводным царством и войском драконов и змеев, постепенно по его следу они и поднимались. В тюркских языках а переходить на о, о на у. а-о-у. Урал это остров среди степного моря. Про мугалжары напишу чуть позже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться