Перейти к содержанию
Alia

История в песнях: Тевкелев и песня «Тяфтиляу»

Рекомендуемые сообщения

Одним из вопиющих примеров того, как царское правительство искусно сеяло вражду между татарами и башкирами, является история палача татарского и башкирского народов Тевкелева.

Алексей Иванович Тевкелев (наст. имя Кутлу-Мухаммед мурза Тевкелев, тат. Qotlımөxəmmət morza Təwəkkəlev, Котлымөхәммәт морза Тәвәккәлев, قوتلومحمد‎) (1675—?) — мурза старинного рода Тевкелевых. По проис-хождению татарин, и настоящее имя его Кутлу-Мухаммед Мамешев. Многие годы Тевкелев служил в Оренбургском крае, ведал дипломатическими сношениями с правителями казахских ханств (жузов) и другими государствами Средней Азии. Крупной дипломатической победой Тевкелева стало начало принятия казахами русского подданства. Тевкелев основал около 20 крепостей, среди них Челябинск, Орск и др. Тевкелев жестоко усмирял башкирские восстания. В 1755 году указом императрицы Елизаветы Петровны ему присвоили звание генерал-майора. Умер он незадолго до начала пугачёвского бунта. И вовремя, ибо заслуги в освоении края башкиры особенно ему не простили бы. Хутор его вблизи Оренбурга, на берегу Сакмары (река Иж) 1 октября 1773 был разгромлен пугачёвцами. Сын его секунд-майор Осип был зверски убит. Из верноподданнических побуждений уже как Юсуп Тевкелев он возглавил башкирский отряд, направляемый против "мужицкого царя". Башкиры переметнулись, конец их командира да еще сына "злого мурзы" был предопределен. Кстати, до сих пор башкиры помнят о зле, которое причинил их предкам Тевкелев. Когда выступают с предложениями увековечить его имя в названии улицы или поставить памятник в городе, который он основал – Челябинск, память о том зле вспыхивает мгновенно.

http://www.chelpress.ru/newspapers/ucourier/archive/04-09- 2001/6/a70387.html

В ряду песен о колонизации края выделяется песня "Тафтиляу", посвященная Тевкелеву.

ТӘФТИЛӘҮ ТЕВКЕЛЕВ

Иҙел буйҡайҙары, ай, ҡаялыҡ — Иҙел буйҡайҙары, ай, ҡаялыҡ -

Полковник Тәфтиләү яу урыны. Полковник Тәфтиләү яу урыны.

Башҡорт илкәйҙәрен утҡа тотҡас, Башҡорт илкәйҙәрен утҡа тотҡас,

Алтынланды уның яурыны. Алтынланды уның яурыны.

Аҫтындағы эйәр атҡа тейер, Аҫтындағы эйәр атҡа тейер,

Эйәре лә белмәҫ, ат белә. Эйәре лә белмәҫ, ат белә.

Тәфтиләүҙең ҡылған, ай, ҡәһәрен Тәфтиләүҙең ҡылған, ай, ҡәһәрен

Үҙе белмәһә лә, ил белә. Үҙе белмәһә лә, ил белә.

Ел елләмәй томан, ай, асылмаҫ, Ел елләмәй томан, ай, асылмаҫ,

Йыр йырламай күңел асылмаҫ. Йыр йырламай күңел асылмаҫ.

Полковник Тәфтиләү түккән ҡандың Полковник Тәфтиләү түккән ҡандың

Асыуҙары тиҙ үк баҫылмаҫ. Асыуҙары тиҙ үк баҫылмаҫ.

Ҡайнап ҡына аҡҡан Иҙел аша Ҡайнап ҡына аҡҡан Иҙел аша

Тәфтиләүҙәр кисеү таба алмаҫ. Тәфтиләүҙәр кисеү таба алмаҫ.

Ир-егеткәйҙәрҙең, ай, өмөтөн Ир - егеткәйҙәрҙең, ай, өмөтөн

Тәфтиләүҙәр генә быуа алмаҫ. Тәфтиләүҙәр генә быуа алмаҫ.

Ҡара ла ғына урман ҡая бите, Ҡара ла ғына урман ҡая бите,

Шаулайҙыр ҙа кисен, ел саҡта. Шаулайҙыр ҙа кисен, ел саҡта.

Ташҡайҙарға соҡоп яҙҙым ҡарғыш, Ташҡайҙарға соҡоп яҙҙым ҡарғыш,

Ейәндәрем уҡыр бер саҡта. Ейәндәрем уҡыр бер саҡта.

В Интернете мне удалось найти прозаический перевод этой песни на английский язык и поэтический перевод на русский.

The song "Taftileu"

Among the songs about the colonization of the Bashkir lands we should pick out the song "Taftileu" as the most common song of this theme.

"Rocky are the banks of the Aghidel River

Where Tevkelev the colonel raged once,

To the flames the Bashkort land he committed,

Golden shoulder-straps he’d got for the crime.

No saddle feels a horse underneath,

It’s the horse that carries its weight.

Nor does colonel Tevkelev know his evil deeds,

It’s the people who subsequently bleed.

Where the forest of dark adjoins the rock,

And the tree-leaves rustle in the breeze,

There lies my curse, inscribed on its top,

For all of my descendants to read".

Тяфтиляу

Крутые скалы на брегах Идели,

Здесь Тевкелев отдал приказ на бойню.

Огонь, что сжег башкирские деревни,

Позолотил полковника погоны.

Трет жесткое седло бока гнедого,

Седлу не больно, а коню терпеть.

Полковник Тевкелев карал башкир жестоко,

Зачем ему чужой народ жалеть?

Лишь ветерком развеются туманы,

Лишь песнею утешится душа;

Полковник Тевкелев оставил путь кровавый,

И память обо всем еще жива.

Бурлит, кипит вода реки Идели ,

Нет, Тевкелевым не найти здесь брода.

И сколько б Тевкелевы ни пытались,

Не задушить им чаянья народа!

Чернеют сосны на отвесных скалах,

Закатные ветра им ветви гнут...

Проклятие я высеку на камне,

Когда-нибудь потомки пусть прочтут...

Недоразумение с «Тяфтиляу»

В татарских песенниках под этим названием мы находим слова Тукая

«Очты йорэк читлегеннэн

Монланып, кунлем кошы

Син сынасын, мин сунэмен

Айрылабыз, ахрысы»...

Объясняется это тем, что в начале двадцатого века Габдулла Тукай написал письмо татарским дворянам в Петербурге, где он говорит, что башкирские песни исчезают, и надо спасти хотя бы часть мелодий .Чтобы претворить эту идею в жизнь, он сам написал на несколько башкирских песен новые слова. Это песни «Тяфтиляу», «Зилэйлук», «Эллюки»,

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Казахи называли посла Тевкелева "Теуіп кел" - "сходи и дай пинка". Не за мудрость и доброту, разумеется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Одним из вопиющих примеров того, как царское правительство искусно сеяло вражду между татарами и башкирами, является история палача татарского и башкирского народов Тевкелева.

Он не был палачом татарского народа. Зачем ему было казнить верных царю татаров. Он травил башкир и казахов, см. что произошло 1755 г., во что превратилось готовящееся совместное выступление башкир, мишар и казахов. Казахский хан Нуралы предал общее дело за 600 рублей в год. Но судьба выродков была печальна. Нуралы хан бежал под защиту России в Оренбург, потом переехал в Уфу. Там он и похоронен в старом мусульманском кладбище. На его похоронах не присутствовали местные мусульмане. А сын Тевкелева был повешен башкирами в Пугачевскую войну.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, вообще-то Нуралы бежал под защиту России много позже в 1786 году. А события 1755 г. событие страшное, кстати нукеры хана Нуралы расправлялись не только с башкирами, но и с казахами, которые встали на защиту своих гостей, но союз башкир и казахов был разрушен. Говорят национальная неприязнь между башкирами и казахами сохранялась потом долгое время. Слава аллаху сейчас это в прошлом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про вышеуказанные события, есть книга американского профессора Нью-Йоркского университета Алтона Стюарта Доннелли «Завоевание Башкирии Россией 1552-1740». Опубликована книга в 1968 г. в издательстве Йельского Университета.

Чтобы участники форума смогли представить всю трагедию башкирского народа, приведу официальные данные, которые хранятся в архивах России.

За 1735–1740 гг.1 имеются следующие неполные сведения:

Оренбургская комиссия: Сожжено: 300 деревень; Сослано на каторгу 135 человек; Казнено 7455 человек; Отдано помещикам жен и детей 2882 человек; Конфисковано лошадей, коров 1097 голов.

Башкирская комиссия: Сожжено: 396 деревень; Сослано на каторгу 3101 человек; Казнено 9438 человек; Отдано помещикам жен и детей 6909 человек; Конфисковано лошадей, коров 17154 головы.

Всего: Сожжено: 696 деревень; Сослано на каторгу 3236 человек; Казнено 16893 человек; Отдано помещикам жен и детей 9791 человек; Конфисковано лошадей, коров 18251 головы.

Приведенные сведения не совсем точно отражают потери народа. Только с 14 июня по 10 сентября 1740 г. карателями было сожжено 1010 деревень с 8 208 дворовыми2 строениями, с 11 сентября по октябрь того же года уничтожено 537 деревень с 3 899 избами с 3 207 клетями, амбарами, сараями3.

По этим данным трудно установить общую потерю погибших, казненных, отданных в солдаты (отзейских полков) и матросы, помещикам, умерших от голода людей, которых обычно в исторической литературе доводят до 60 – 65 тыс. человек. Верный правительству старшина Кара-Табынской волости тархан Кидрас Муллакаев был уверен в том, что только в 1735–1736 гг. погибло около 50 тыс. башкир. В феврале 1739 г. начальник Оренбургской экспедиции В. Н. Татищев в доношении в Кабинет обрисовал ужасную картину итогов карательных акций: «Казанская и Ногайская дороги так раззорены, что едва половина (населения. – А. А.) осталась, а протчия, Уфимская (т. е. Осинская. – А. А.) и Сибирская дороги, хотя не столько людей пропало, однако ж, у всех лошади и скот пропали, деревни позжены, и не имея пропитания, многие с голода померли»4.

Несмотря на все это, В. Н. Татищев настойчиво предлагал сформировать полк из молодых людей во главе с активными руководителями как будто для похода в Польшу и Крым, а «когда они в Русь выведены будут, тогда их употребить в такие места, чтоб век в домы не возвратились5.

По всему видно, что эти материалы как бы подтверждают те масштабы потерь башкир (60 тыс. человек), о которых писал В. М. Кабузан6, В. Н. Татищев7 и другие.

А.З. Асфандияров «Башкирия после вхождения в состав России»

(вторая половина XVI – первая половина XIX в.)

1 Витевский В.Н. Неплюев и Оренбургский край в прежне его составе до 1758 г. Вып. 1. Казань, 1891. С. 172; Рычков П.И. История Оренбургская по учреждении Оренбургской губернии. Уфа, 2001. С. 138-139.

2 МИБ. Ч. 1. С. 443-475.

3 РГАДА. Ф. 248. Оп. 3. Д. 143. Л. 168-185.

4 МИБ (Башкортостана). Т. 6. С. 602.

5 Там же. С. 231.

6 Кабузан В.М. Народы России в веке. М., 1990. С. 87. (табл. 3.).

7 Татищев В.Н. История Российская. Т. 1. М., 1963. С. 237, 422.

_______________________________________________________

Решение полковника А.И. Тевкелева с офицерами относительно жителей башкирского аула Сеянтусы Сибирской дороги. Конец января 1736 года.

…По указу генерал-лейтенанта Румянцева и он, Тевкелев, с офицеры определили следующее чинить: вышеупомянутых жителей деревни Сеянтусы за намерения и учинили алярм* (подняли по тревоге) и в пресечение того бунта не щадя никого от большого до малого как мужского пола, так и женского, искоренить и всех без остатку переколоть, а ту деревню Сеянтус выжечь до основания…

РГАДА. Ф. 248. Кн. 1131. Л.598.

_______________________________________________________

П.И. Рычков о расправе с жителями деревни Сеянтусы

«…И таким образом вся оная деревня Сеянтусы, жители с их женами и детьми от мало до велика чрез одну ночь бичем и оружием изрублены, а жилища их в пепел обращены».

Рычков П.И. Истории Оренбургская. С.20.

В селе Сеянтусы проживало около 1000 жителей. 100 (по Доннелли – 500 человек сожжено) человек из них сожжены заживо.

________________________________________________________

Отрывок из донесения И. К. Кирилова в Казань о карательных операциях своей команды. 20 мая 1736 года

... На Ногайскую дорогу для искоренения воров башкирцов вышел того же марта 24-го, где счастьем е. и. в. воров-башкирцов разными партиями, как скот гнали, не имел никакого от них отпору, но одно было у них, что спасали себя, жен и детей своих, бегая в леса и в другие места и так по рекам Белой до урочища Бугульчан, по Уршаку, до Нугушу, Тору, Селеуку, где самое воровское гнездо было, около 200 деревень в их близ 4000 дворов разорены и сожжены, в то число главных воров Кильмяка, Бепеня, Рысая жилища первая по всей Орде мечеть, называемая Азиева, в которой прежние и нынешние бунты воры о бунтах советовали и Куран целовали. Причем воров казнено 156, побито... близ 700 человек, живых ясырю (в плен) взято... 150, да роздано в Уфе 85, в ссылке... в службу годных 81, да жены с малолетними детьми 34.

РГАДА. Ф. 248. Кн.1131. Л.650.

________________________________________________________

Из представления И.К. Кирилова в сенат о мероприятиях по подавлению восстания башкир. 16 августа 1735 года

...Полезнее интересу Ея императорского величества, когда, отписывая воровские земли, раздавать в раздачи русским и служилым татарам-мещерякам... и тем перемешать, как казанских татар, нежели иметь внутренних злодеев и своевольстве, от множества время от времени умножающихся... И так, и всех сторон окружа, воров и их жен и детей, и пожитки их и лошадей, и скот брать, а домы вовсе разорить. И которые, пуще заводчики (инициаторы восстания), тех по указам на страх другим казнить, а непущих и детей мужского полу, годных в ссылку в Остзею послать, а жен и детей, девок развесть во внутренние города и раздать, кто взять похочет так, как персиан, чтоб корень их был вовсе вырван... Тептярей и бобылей, кто малым чем примешался к воровству, жестоко разорить, казнить, а прочих - вернуть откуда их деды и отцы бежали или куда подальше.

Материалы по истории России. Т. 2. С. 82, 83, 84, 86.

_________________________________________________________

Из указа императрицы Анны Иоанновны генералу А.И. Румянцеву о подавлении башкирского восстания «огнем и мечом». 16 февраля 1736 года

... Из всеподданнейших ваших доношений, января от 30-го и февраля от I-го чисел, и из приложениев усмотрено, что Сибирской и Ногайской дорог башкирцы, презирая Нашу Императорского Величества недавно учиненную милость во отпущении вин без казни разорения, ныне взбунтовав, идущий из Сибири от Теченской слободы к Оренбургу провиантский обоз не пропустили и принудили оному также полковнику Арсеньеву, отправленному в сикурс*, возвратитца и другия замешания показывают, чего ради указали мы нарядить войск наших, а именно: полевые драгунские - ямбургский, астраханский, вологоцкий, да гарнизонный казанский, соединя отлучныя из него роты, пехотный нежегородский, ландмилицкие конные - шешминские, билярский, сергиевский, пехотный алексеевский полки, уфимских и прочих городовых служилых людей, яицких казаков две тысячи, калмык три тысячи, уфимских служилых мещяряков, всех Казанской губернии служилых мурз и татар, которые определены к поставке корабельных лесов, до трех тысяч, или сколько сверх того собрать можно, Казанскаго, Свияжскаго, Сибирскаго уезду всякаго звания шляхетства с людьми и со крестьяны, сколько оружейных соберется, также ясашников-иноверцев и дворовых крестьян с ружьями же, у кого какое имеется, и вольницу, а от сибирской стороны - драгунский сибирский полк, и тобольских и других ближних городов служилых людей, да из сибирских слобод, выбрав из крестьян, казаков дву тысячи, из команды действительнаго статскаго советника Татищева крестьян три тысячи. И хотя разсуждается оными войски в будущих марте и апреле месяцах, пакамест башкирцы и лошади их безкормы, не в одном месте действовать, но разными командами на воровския жилища посылать, дабы со всех сторон окружить и искоренить, и деревни их выжечь, а в нужных местах редуты поделать...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Борис НОЛЬДЕ

LA FORMATION DE L’EMPIRE RUSSE

ОБРАЗОВАНИЕ РУССКОЙ ИМПЕРИИ

НОЛЬДЕ Борис Эммануилович (1876, Санкт-Петербург – 1948, Лозанна, Швейцария), русский юрист, барон. После окончания юридического факультетата Петербургского ун-та работал в МИДе, затем являлся профессором ряда высших учебных заведений в Петербурге. Видный деятель партии кадетов, принимал активное участие в работе учреждений Временного правительства, белом движении. С 1919 г. в эмиграции (Франция), с середины 1920-х гг. отошел от политики. Занимался исследованиями в области международного права и истории рос. дипломатии. С 1947 председатель Международного Института права. Награжден французским орденом «Почетного легиона». Автор посмертно опубликованной двухтомной книги «La formation de l’empire Russe» («Образование Русской империи»), где исследуются (в т. I, 1952) история Башкортостана 16 – 18 вв. и индустриализация Урала в 17 – 18 вв.

Том I

Глава VI

Усмирение Башкирии

Перевод с французского кандидата филологических наук Лилии САХИБГАРЕЕВОЙ

http://kraeved.opck.org/biblioteka/ural/ob...rii/6_glava.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я попал на этот форум через поисковики по ключевому слову Тевкелев.

Просто я как раз этой темой занимался, связанной с Тевкелевым, но не в каком-то историческом или этнографическом плане, а, скорей, в политическом.

Дам ссылку на небольшой материал

http://30-70.ru/_/tevkelev.htm

Вдруг кому будет интересно.

А если нет, то прошу меня извинить за вторжение в ваше сообщество.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Виктор, здесь есть кое-что о К.Тевкелеве:

http://forum-eurasica.ru/index.php?/topic/610-%d0%ba%d0%bd%d0%b8%d0%b3%d0%b8/page__st__140

ИКВРИ, т.3.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этом году г. Челябинск отмечает свое 275-летие. На улицах областного центра появятся рекламные щиты с изображением основателя Челябинской крепости Алексея Тевкелева. Тевкелев известный своими кровавыми злодеяниями вызывает протестные настроения среди башкир.

Только в одной экспедиции весны 1736 г. Тевкелев, объединившись с командой полковника Мартакова, сжег дотла более 50 башкирских деревень, истребил более 2000 жителей.

Всего за март-апрель 1736 года было сожжено 503 аула, убито не менее 3042 человек, а за весь 1736 г., по оценке А.И. Румянцева – не менее 10 тысяч.

Неужели закладки города достаточно, чтоб оправдать эти массовые убийства?

У этих преступлений нет срока давности, в сердцах башкир они остаются кровоточащей раной. До сих пор каждый башкир помнит слова песни, сложенной народом после его зверств, сожжения заживо тысяч людей: «Проклятья свои на камнях я высек, чтоб потомки помнили о том».

Вопрос этот обсуждался не раз на уровне руководства города Челябинска совместно с учёными-историками нашей республики, до сих пор находили общий язык. Но в этом году почему-то мнение челябинцев изменилось, они решили сделать символом города палача, погубившего в огне своими приказами тысячи детей, женщин, стариков.

Разве можно забыть злодеяния палачей? Почему мы должны помнить о Хатыни и забыть о Сеянтусах – о башкирской деревне, которую сжег дотла Тевкелев, и о других деревнях, стертых с лица земли им, карателем?

Здесь, на главной информация развития последних событий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хитрые чиновники стараются протолкнуть Тевкелева, манипулируя общественным мнением.

Ссылка на статью: Есть мнение наших историков, есть точка зрения казахов, у которых Тевкелев – национальный герой, – добавляет Михаил Смирнов.

Письмо из Институтута истории и этнологии им. Ч.Ч. Валиханова Министерства образования и науки Республики Казахстан на имя губернатора Челябинской области Михаилу Юревичу.

1313231519_valihanov.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Щиты с портретом Тевкелева в Челябинске установлены. И убирать их не собираются.

1314933062_0_70241_14eb5ed_xl.jpg

Хотя администрация области в устных разговорах с башкирскими депутатами обещали убрать щиты.

Интернет сообщество "Башкирский форум" подготовили плакаты.

1314932131_hero.jpg

1314933487_hero1.jpg

1314933496_hero2.jpg

Плакаты будут распространяться в сети, и в Челябинске.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

вы думаете что у когото совесть взыграет, рыба гниет с головы

здесь нужно задуматься о "служилых татарах", которых видимо еще будет бесчисленное множество

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Совесть? Не знаю. Но люди должны знать о том, под чьими "знаменами" они шествуют.

Зачем мне и моим соплеменникам нужно помнить и скорбить о Хатыни и не знать, не помнить о своем Сеянтусе (и сотне других аулов), которые сжег Тевкелев и Ко.

Получается, мне навязывают двойные стандарты.

Если Тевкелев символ, то в ответ от башкир и умеющих думать людей других национальностей, в том числе и русских, власти должны получить соответственное отношение.

Письма о намерении челябинских чиновников выставить Тевкелева на празднике были разосланы Медведеву, Путину, Хамитову и т.д., но ответа, реакции не последовало. Властям в стране не до тевкелевых и разных провокаторов-ченовников, или они не против (заодно) возвеличивания палачей. Если так, то все что говорится о демократии, построения современного общества, по радио, пишется в газетах, показывается по ТВ - ложь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...