Урянхаец Опубликовано 29 ноября, 2007 Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2007 Вот что нарыл на эту тему. Серошевский. Якуты. Опыт этнографического исследования, Москва, 1993. Русских якуты зовут нучча, учча, лучча, смотря по местности. Мне говорили, что в старину название лучча было самое распространенное. Слово это позаимствовано якутами у тунгусов. Юраки и самоеды зовут русских люсе; некогда китайцы, монголы, буряты, наконец, многие южные и западные сибирские инородцы все звали русских лоча. Слово это по якутски лишено значения, но по тунгусски оно значит «чучело», «пугало», «урод». Что русские, особенно вначале, казались уродами якутам – это доказывает описание дьявола в якутских сказках, где он всегда схож с русским? (с. 240). Г.В.Ксенофонтов. Ураанхай-сахалар. Очерки по древней истории якутов, Том 1, 1-я книга. Якутск, Национ. Изд-во республики Саха, 1992. – 416 с. Проф. Васильев ссобщает, что «нюй-чжэнь» у некоторых авторов пишется «Лу-чжэнь», их называют еще «нюй-чжи». В Монгольской истории Рашид-аддина имя этого народа приводится в форме «ниучи». Эти вариации имени нюй-чжи и ниучи, а в особенности переход первого слога «нюй» в «лу» для нас весьма интесны, ибо в них узнаем и обычные варианты якутских имен «ну-ча» и «Лу-ча», как дальше увидим, и «ну-чин» и «Лю-чюн»…В связи с изложенным мы должны признать, что племенное название «нууча-лууча» в языке и в фольклорном сознании якутов живет издревле…. (с. 396). В бывшем Средневилюйском улусе есть два наслега с наименованием «Люючюн». По переписи 1917 г. в обеих наслегах числилось 1144 душ.об.пола. Эти якуты живут по р. Танара и около оз.Ниджили… Китайские «нюй-чжэнь» и якутское «нуу-чин» тоже звучат однотонно (с. 397). Во всех семи «люючинских» или «нуучинских» родах значится 1904 душ обеого пола. При такой численности и большей разбросанности нуучинских родов обьяснить их происхождение тем, что эти роды или их главы были русскими поселенцами, которые натуралихировались среди якутов, было бы слишком большей натяжкой… Кроме того, большинство этих родов расположено далеко в стороне от русских поселений… Затем имя «нууча», служэащее обозначением нарицательного понятия «русский», ни в коем случае не могло бы превратиться в «люючюн». … Обнаружение наиболее многочисленных и компактных люючюнцев в пределах Средневилюйского улуса говорит за то, что большинство их было когда-то в составе якутов-оленеводов или же двигалось вслед за ними. Это обстоятельство еще более подтверждает наше предположение об их маньчжуро-тунгусском происхождении. Выше мы ссылались на сообщение проф.Бахрушина о названиях пяти тунгусских родов Охотского края. Обращаем внимание читателей, что наряду с шелонами-солонами имеется там Нюньчинский род (398 с.). В.М.Никифоров. стадии эпических коллизий в олонхо. Новосибирк, Наука. 2002. Характерно то, что Нюхой был «работником» эвенков, т.е. можно предполагать, что отдельные представители этого неизвестного племени были в рабстве у эвенков. «По эвенски якут –нека (Левин, Кр. Эвенско-русский, 1936). Я сам это слово записал у томпонского эвенка – нюхо. Таким образом, и лекарь Нюхой у нганасан, и работник Нючча Оленекского эпоса первоначально, видимо, были якутами. В другом случае якуты, тоже не понимающие слово «нека» (нюхо), сблизили его с названием «нючча» (русский) и тоже получили русского работника» ссылка на Долгих, Мифологические сказки и исторические предания нганасан, М. 1970 (с. 103). Аналогичным образом, благодаря чисто этнографическим работам Б.О.Долгих, И.С.Гурвича и др., мы чуть было не «утеряли» своих эпических врагов, с которыми, очевидно, сталкивались и в той далекой реальности XIII в,; чжурчжэней-нюйчжэй-нючей-нуучча. С.И.Боло интуитивно писал: «Ниучи, о которых говорится… - не те русские, которых мы знаем, а из какой-то совершенно другой народности, проживающей в стране, нах-ся где-то на западе. Это, видимо, остаток какого-то древнего сюжета». … В сноске офицер генштаба задает риторический вопрос: «Загнанная на север часть татарского племени не укрылась ли тогда на берегах Лены, и нынешние якуты не суть – ли потомки того племени?». Дионео: «Ниуча, так якуты называют русских. Я уже говорил, что якутов вытеснили с берегов Байкала буряты, которых в 12 веке, в свою очередь, вытеснила из Северного Китая могучая монгольская орда Ниуча». Замечательно, что якуты окрестили этим именем своих завоевателей в позднейшее время». В оригинале читаем: «Этот Джура (татаар) вел войну с народом нуучча», которых редакторы превратили в русских. (с. 167-168). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 29 ноября, 2007 Admin Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2007 Урянхаец зачем открывать новую тему, ведь было достаточно добавить сообщение в ваше обсуждение в другой ветке? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 29 ноября, 2007 Автор Поделиться Опубликовано 29 ноября, 2007 Урянхаец зачем открывать новую тему, ведь было достаточно добавить сообщение в ваше обсуждение в другой ветке? Уважаемый Руст, просто обсуждение происхождения этого слова мне кажется не входит в тему "Маньчжуры"? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
offen Опубликовано 4 мая, 2013 Поделиться Опубликовано 4 мая, 2013 если считается, что предками саха-якутов являются курыканы, которые располагались к востоку от кыргысов, то должно быть от курыканов к саха-якутам пришло знание об облике чжурженей-ниуча. Каракитай Опубликовано: 19.03.2013 в рубрике Народы Азии http://inovainvest.ru/karakitaj-292.html По словам Гильом де Рубрука каракитаи – непонятного происхождения, они отличаются от китайцев, обитали в Южной Маньчжурии. Они переселились ближе к киргизам, их территория называлась «Емил ел», занимались посевами. В начале X века на Енисее каракитаи встретили сопротивление киргизов, ушли на запад. В начале XII века каракитаи были вытеснены чжурженями. По некоторым сведениям племя кидани было разделено на 2 крупные части: одну из них называли каракитаи, другая часть киданей образовала этнос китай (китайцы). Каракитаи во главе с Елуем Даши бежали от нашествия чжурчженей в Монголию. Затем каракитаи (кидане) переместились на территории Юго-восточного и Южного Казахстана и в сопредельные области Средней Азии. В XII в. Каракитаи усилились, подчинили тюркские племена канглов, карлуков, захватили Восточный Туркестан, покорили Хорезм и образовали государство Каракита-ев. Центром государства был г. Баласагун. Они окончательно разрушили остатки каганата караханидов, взяли господство над этими территориями вместе с сельджуками, во главе с великим Самаркандским султаном Санджаром. Затем произошло сражение Елуя Даши с Санджаром. Елуй выиграл сражение, Санджар бежал. Елюй захватил две крупные мусульманские крепости: Кашгар и Хотан, затем покорил Семиречье. Окрепнув, он пошел войной в Среднюю Азию, которая находилась в вассальном положении у сельджукского султана Санджара. В 30-40 гг. XII в. каракитаи завладели в Мавераннахре Бухарой и Самаркандом. Средняя Азия была покорена. Карлуки полностью им покорились, канглы покорились частично. В начале XIII века ныняшний Синьцзянь (Шанжиан) и ханство Лиян на западе Азии возглавляли каракитаи. В подчинение входили карлуки на юге оз. Балхаш и регионы Кыйа-лык (Койлык), возглавляемые ханом Арсыланом. Регионы Бещбалык, Косо (Турпан), Карашар, Кушар, находящиеся под властью уйгурских идукутов, подчинились каракита-ям. Шах Хорезма Жалалидин Мухамед в 1210 г. разбил войска хана Жылыгу (1178-1211гг.) державы Каракитая. Затем власть в Каракитае захватил найман Кушлик. Однако, он возглавлял державу Каракитаи не долго. Пришли монгольские войска Чингисхана в 1219-20 гг. разрушили государство Каракитая, Кушлика убили. Племена каракитаев растворились среди местного тюркского населения. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bolad Опубликовано 16 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 16 июня, 2019 Оригинальное название карты: 羅刹之地圖 «Luosha». Перевод названия: Иероглифы 羅刹 (luo cha) имеют двойное значение: «Ракшас » (демон, пожирающий людей) и «московит» – уничижительное название данное маньчжурами в XVII веке московитам. Иероглиф 之 означает принадлежность чего-то к чему-то. Иероглифы 地圖 – переводятся как "карта" (географическая карта). Дословно надпись можно перевести как «карта демонов» или карта московитов». Исходя из названия, можно однозначно утверждать, что карта описывает местность, в XVII веке на которой проживали холопы московского царя, вступавшие в непосредственное взаимодействие с маньчжурами. На карте изображена осада крепости с применением осаждающими артиллерии. Такая ситуация не была зафиксирована ни при обороне Кумарского острога ни Ачанского городка (наиболее известных боестолкновениях московитов и маньчжур связанных с осадой укрепленного городка). И поэтому, карту можно однозначно связать именно с Албазинским острогом. Размер карты: 55 x 104 см. Источник изображения: Library of Congress www.loc.gov Ракшасы (санскр. राक्षसः, rākṣasaḥ IAST проклинать, бранить) — демоны-людоеды и злые духи в индуизме и буддизме. Ракшасов женского пола называют ракшасиСогласно «Рамаяне», ракшасы были сотворены Брахмой для охраны воды или произошли из ног Брахмы. В этом же эпосе дается описание уродливого вида ракшасов, какими они представились союзнику Рамы, Хануману, когда тот попал в город Ланку в образе кошки. В других источниках утверждается, что ракшасы были потомками Пуластьи или Ниррити. Также говорится, что ракшасами рождаются особо греховные люди, поскольку ракшасы носят много эпитетов, изображающих их различные отталкивающие свойства и наклонности: убийцы, воры жертв, ночные бродяги, людоеды, кровопийцы.В японском буддизме также есть легенды о ракшасах. Одна из них — легенда о дзикининки, голодном духе, питающемся по ночам трупами. В дзикининки превращаются те, кто при жизни совершал большой грех. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bolad Опубликовано 16 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 16 июня, 2019 Людоеды с севера. dv.land/spec/ludoed-s-severa?fbclid=IwAR19SshZp8IxnmkGPxHfpxuv7p7vjipCEVj7hbzM3hRJlCpqp67iM2lNZvc Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 16 июня, 2019 Поделиться Опубликовано 16 июня, 2019 29.11.2007 в 12:02, Урянхаец сказал: Русских якуты зовут нучча нюй-чжэнь» у некоторых авторов пишется «Лу-чжэнь», их называют еще «нюй-чжи». Мне кажется что тунгусы к этому названию русских не имеют отношения. Мне кажется все гораздо проще. Предполагаю, что первые русские при встречах панибратски приветствовали якутов "ну чо, как дела, братан?" Первое слово, как говорится, прилипло к их носителям. Так бывает. Это как наших далеких предков в Европе назвали варварами (др.греч: barbaros; лат: barbarus) от нашего слова "бар, бар" (да, есть), по крайней мере я встречал такое объяснение. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться