АксКерБорж Опубликовано 7 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 Карындаш - это наверное у хемчик тувинцев слово активное, если кырындаш - то понимается единоутробное от "кырын". У нас нет такого слова: старший брат - ага, младший брат - дунгма, Друг - адаш. И у нас "карын" - утроба, живот, брюхо. По-моему у алтайцев карындаш означает даже брата. Ваш друг-адаш скорее всего казахское аттас (ат - имя, аттас - равные, друзья). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 7 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 Стас, сам Enhd утверждает что он тюрк и даже изъясняется на тыва тыла, а Вы упрекали меня, что он не тыва, а монгол Я монгол, я дыва, я тюрк. Я ойрот-калмык. Ну и что? Если я тюрк то я не монгол что ли? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 7 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 Стас, сам Enhd утверждает что он тюрк и даже изъясняется на тыва тыла, а Вы упрекали меня, что он не тыва, а монгол А Вы напомните контекст, если это действительно важно. Правилами запрещено (да, и простым, обыденным этикетом) лишний раз поминать родовую, языковую, религиозную или этническую принадлежность собеседника. Знаете, как тувинцы говорят: "Вот мы сидим. Вот нож лежит. А ты нам такие речи говоришь?". Все эти вещи ведь не влияют на аргументацию. Или другие чувства. Вот я хакас, но почему я не могу порассуждать об Аврелии Августине? Могу. У нас нет такого слова: старший брат - ага, младший брат - дунгма, Да, это литературное. У нас тоже ача/ага - старший брат, тунма - младший брат/сестра. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 7 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 И у нас "карын" - утроба, живот, брюхо. По-моему у алтайцев карындаш означает даже брата. Ваш друг-адаш скорее всего казахское аттас (ат - имя, аттас - равные, друзья). У вас "карын" значит, а у нас "кырын". 1. Адаш - persons with same name 2. адаш - друг, друзья - адашлар казахи - кипчаки, поэтому язык более различается. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 Я монгол, я дыва, я тюрк. Я ойрот-калмык. Ну и что? Если я тюрк то я не монгол что ли? Кок Тангри при рождении каждому человеку даёт одно имя, одну мать, одного отца, одну землю, одну Родину, одну национальность и т.д. Мне разницы нет, я ответил на то, за что меня поправили ранее. Будьте Вы хоть гондурасцем, шутка. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 7 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 У вас "карын" значит, а у нас "кырын". 1. Адаш - persons with same name 2. адаш - друг, друзья - адашлар казахи - кипчаки, поэтому язык более различается. Я не кипчак, я керей. Аза утверждает что и Стас керей. Тогда почему это?: Да, это литературное. У нас тоже ача/ага - старший брат, тунма - младший брат/сестра. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 7 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 Тигiр может дать и несколько Родин. Я родился в СССР. Клялся октябрятской клятвой, пионерской и комсомольской, учил моральный кодекс строителя коммунизма. Теперь у меня гражданство РФ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 7 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 Я не кипчак, я керей. Аза утверждает что и Стас керей. Тогда почему это?: Я имел виду не "сөөк", а язык кипчакский. Если вы керей, то значит ойрот-калмык по роду. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 7 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 Я не кипчак, я керей. Аза утверждает что и Стас керей. Не-не, я суг-харга - речная ворона, а ворона - это не ворон женского пола, а другая птица вообще. Ворон - хусхун. Керетцы, или кереиты, были в составе кыргызских (здесь: енисейские кыргызы) улусов, зафиксированы русскими источниками, но не пережили колонизацию. И куда-то делись. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 7 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 Не-не, я суг-харга - речная ворона, а ворона - это не ворон женского пола, а другая птица вообще. Ворон - хусхун. Керетцы, или кереиты, были в составе кыргызских (здесь: енисейские кыргызы) улусов, зафиксированы русскими источниками, но не пережили колонизацию. И куда-то делись. на нашем языке (по русски может я ошибся) тыва - русский - монгольский хараган - ворона (по размеру маленький) - хэрээ (керей, кереит мн.ч.) кускун - ворон (по размеру большой, совсем черный) - хон хэрээ (конкерей, конкирэит) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 7 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 Да, кузгун/хусхун - огромная чернаЯ птица Обыкнове́нный во́рон (лат. Corvus corax) Один из крупнейших представителей отряда Воробьинообразные. Длина тела 60—65 см. Самцы крупнее самок, в остальном половой диморфизм не развит. Длина крыла самцов 410—473, самок 385—460, в среднем 441,2 и 432,3 мм. Масса самцов 1100—1560, самок 798—1315, в среднем 1383 и 1085 г. Размах крыльев достигает 1,20 м. Окраска однотонная, как и у вороны и грача, но от последних ворон легко отличается своим крупным размером. Оперение чёрное, с синеватым или зеленоватым отливом. У молодых оперение матово-черное без металлического отлива. У взрослых окраска чёрная; на голове, шее и крыльях фиолетовый или пурпуровый, а на нижней стороне тела — синеватый металлический отлив. Основания мелкого пера сероватые. Перья зоба заострены. Радужная оболочка глаза тёмнобурая. Клюв острый и сильный, чёрного цвета. Цевка покрыта сзади пластинкой, спереди, как и пальцы, крупными резко отграниченными щитками. Когти сильные, загнутые. Хвост клиновидный, что резко бросается в глаза на полёте. Полёт ворона больше похож на полёт хищной птицы, чем на полёт других врановых. Карга/харга Чёрная воро́на (лат. Corvus corone) — птица из рода во́ронов. Оперение чёрное. Длина 49-57 см. Ареал состоит из двух несвязных частей — она распространена на западе Европы и в Азии (в промежутке между ними живёт серая ворона). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
ULTRAASLAN Опубликовано 7 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 7 марта, 2010 Попробуйте воспользоваться поиском. В теме про Хуннов/Гуннов приведены различные точки зрения на проблему. Стас различные точки зрения, всякие гипотезы остаются просто версиями. Кстати Гузгун происходит от Огуз-Гун. некогда даже одно из названий Каспийского моря было Гузгун Денизи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 8 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 Стас различные точки зрения, всякие гипотезы остаются просто версиями. Кстати Гузгун происходит от Огуз-Гун. некогда даже одно из названий Каспийского моря было Гузгун Денизи. Вот Вы верите в ваши гипотезы, я верю в свои. Пока что нет ясности насчет хуннов. 2 АкскерБорж, Я не понимаю Вас, быть потомком тюрков, не значит быть тюрком. Очень может быть в глубокой древности мои предки говорили на тюркском когда в степи властвовали Ашина и Яглакар. Как и ваши предки, во время Монгольской империи. Да и сейчас мы с Вами на русском общаемся. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 На казахском "қарға" - чёрная ворона, "құзғын" - серая ворона. Кто знает лучше пусть поправит. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 8 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 Улуг Донгак оглу сен тангды дыва кижи сен бе? Өске болза орус кижи сен бе? Ulug Dongak oglu - красивое имя давай знакомится... Таныжыылы оолак Хундулуг Энхд! Мен мурнунда тыва дылга силерге состу чугааладым чоп. Канчап мен орус болур кижи мен. Тывалаар орустар ховар бол-дур ийин. Донгак дээрге мээн ийем угу-дур. Бистин Донгактар Кара, Сарыг эвес, а Улуг Донгактар болур, адам угу-биле мен Салчак мен. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 8 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 Вот Вы верите в ваши гипотезы, я верю в свои. Пока что нет ясности насчет хуннов. 2 АкскерБорж, Я не понимаю Вас, быть потомком тюрков, не значит быть тюрком. Очень может быть в глубокой древности мои предки говорили на тюркском когда в степи властвовали Ашина и Яглакар. Как и ваши предки, во время Монгольской империи. Да и сейчас мы с Вами на русском общаемся. Боже упаси, reicheOnkel, да вы бредите!!!!! Тюрки никогда не говорили на монгольском. есть гипотеза что современный многльский язык - искусствено созданный язык. Его создали на основе уйгурской письменности уйгурские и найманские ученые, как эсперанто. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 8 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 на нашем языке (по русски может я ошибся) тыва - русский - монгольский хараган - ворона (по размеру маленький) - хэрээ (керей, кереит мн.ч.) кускун - ворон (по размеру большой, совсем черный) - хон хэрээ (конкерей, конкирэит) По-тувински не хараган, а каарган - это ворона. А ворон КУСКУН. Чайку тувинцы называют ак кускун Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ulug Dongak oglu Tyva Опубликовано 8 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 Карындаш - это наверное у хемчик тувинцев слово активное, если кырындаш - то понимается единоутробное от "кырын". У нас нет такого слова: старший брат - ага, младший брат - дунгма, Друг - адаш. Друг тыва дылда - 1) ЭШ 2) ЁННУК (ё это о с плаочкой посередине, а после заднеязычное нг, а у не у, а у спрямым вниз идущим хвостом) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 8 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 Боже упаси, reicheOnkel, да вы бредите!!!!! Тюрки никогда не говорили на монгольском. есть гипотеза что современный многльский язык - искусствено созданный язык. Его создали на основе уйгурской письменности уйгурские и найманские ученые, как эсперанто. Видимо Я Вас очень раздражаю. Ну чтож на сем закругляюсь. Но впредь учтите, Ваша манера общения напрочь отсекает желание нормалньо обсуждать какой-либо исторический вопрос. Видимо Вам преобладает эмоция. До свидания. з.ы. тюрки, вернее одна часть очень даже говорят по-монгольски. http://buryat-mongolia.info/bloguud/songool/archives/74 Шара югурская песня начинается словами Алтай,Хангайн чинэ -Волк с Алтая и Хангая. http://buryat-mongolia.info/bloguud/songool/archives/62 еще один тюрк шара югур говорит по-монгольски. Так что в этом мире очень относительно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Хак-Назар б. Касым Опубликовано 8 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 Боже упаси, reicheOnkel, да вы бредите!!!!! Тюрки никогда не говорили на монгольском. есть гипотеза что современный многльский язык - искусствено созданный язык. Его создали на основе уйгурской письменности уйгурские и найманские ученые, как эсперанто. Предлагаю Вам общаться повежливее и сдержаннее Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 8 марта, 2010 Admin Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 Руст, спасибо, что сказали, что это ваше субъективное мнение, тувинцы совершенно не претендуют быть похожими в материальной культуре на татаров... и всяких других огузов и кипчаков. Но скажите мне чего в этих народах осталось от кочевого быта древних тюрков и скифов сейчас. Не надо по одному вашему мнению кидать ТУВИНЦЕВ в одну кучу с монголами. Танну-урянхайцами называли исследователи ТУВИНЦЕВ сегодняшней Тувы. В этом видно Ваше дилетантство в этом вопросе. И пожалуйста не приводите ваши неверные доводы, не будучи стопроцентно уверенным. Похожесть на монголов по одежде сказалась из-за действий Циньско-маньчжурской администрации в начале 19-го века. Ведь Цины в одежде преобразили не то что тувинцев или монголов но многомиллионный ханьский народ. А посмотрите на монгольский костюм. Особенно халхасский - он точь-точь копирует Маньчжурский. Особенно наряд халхасской женщины - это же костюм маньчжурских принцесс, которых выдавали за монгольских чиновников в течение правления Империи Цин в Монголии. Скажете маньчжуры и монголы братья не разлей вода???? Тувинцы, оставаясь на исторической родине своих предков, а не откочевав на запад, сохранили быт и обычаю своих прямых предков -древних тюрков,уйгур и кыргызов. А головные уборы ТУВИНЦЕВ отличаются от монгол. Посмотрите на головные уборы дренетюркских памятников и на современный тувинский калбак бёрт. Точная копия. Никакой личной обиды тут нет. Здесь возмущение и-за поверхностных выводов некоторых людей над таким деликатным для некоторых людей проблем. Ulug Dongak oglu Tyva - вот только не надо тут писать про дилетантство и т.д. В кыргызах и казахах от кочевого прошлого предков - тюркских племен осталось очень многое, в материальной и духовной культуре и т.д. А что осталось от кочевого быта древних тюрков и скифов у тувинцев? Может проясните? Идем далее. Одним из самых первых тувинских правителей принято считать князя Маджака, имевшего почему-то не древнетюркский титул "бег / бек", а монгольский титул "сайд" или "сайн". Как я понял именно Маджак совместно с халхасскими князьями противостоял ойратским правителям. Это 16 век. Это ли не пример монгольского влияния на культуру тувинцев? Возьмите ту же культуру борьбы с "танцем орла" - такого нет у других тюрков. Может это тоже не монгольское влияние? Ну а по поводу танну-урянхайцев, например китайские историки делили всех урянхайцев на танну-урянхайцев и алтай-урянхайцев, предположу что приграничные с Тувой монгольские урянхайцы также именуются танну-урянхайцами. Любая крайность является признаком дилетантства. Тувинцы - тюркский братский народ, однако в этногенезе тувинцев, культуре прослеживается немалый монгольский пласт. Это отрицать глупо. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 8 марта, 2010 Admin Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 Вот данные из различных диссертаций и статей: Проведённое в работе сравнение традиционных обозначений типологически сходных форм у родственных тюрко-монгольских народов выявило, что в области песенных жанров тувинская музыка демонстрирует связь с тюркоязычными народами, а в области «сказываемых» жанров фольклора (эпос, сказка, пословица, благопожелание) — с монголоязычными. Еще больше общих элементов прослеживается в народном декоративном искусстве тувинцев-скотоводов, являвшихся на протяжении многих веков ближайшими соседями монголов и имевших общие с ними формы хозяйства, быта верований. Так, по конструкции и по характеру украшений наиболее сходны с тувинскими седла бурят и монголов. Ближайшие аналогии находит у бурят и монголов и характер металлического декора конской упряжи, очень похожи по форме и по декору на бурятские и монгольские тувинские сумки-огнива. Учитывая специфику и особую близость торевтики этих народов, С.И.Вайнштейн совершенно обоснованно выделил своеобразный тувино-монголо-бурятский стиль, характеризуемый рядом общих черт и сложившийся в результате длительного взаимодействия их культур. (С. И Ванштейн. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974, с. 104-106).Весьма близка к монгольским конца XIX - начала XX в. и тувинская роспись сундучков, для которой также характерны многоцветность и переплетение декоративных элементов, а также сама композиция орнамента. (С.И.Вайнштейн. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974, с.117-120) Но особенно близки искусству монголоязычных народов тувинские художественные изделия из мягких материалов - декор традиционной одежды, орнамент чепраков и тебеньков седел, украшения на кожаных сапогах и в интерьере юрты. (Л.П. Потапов Очерки этнографии тувинцев бассейна левобережья Хемчика. В кн. Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции. М.-Л., 1966, т. 2, с. 42-43) О тесных связях западных тувинцев-скотоводов с монголами и бурятами свидетельствует и деревянная скульптура малых форм, особенно тувинские шахматы "шыдыраа", имевшие много общего с монгольскими национальными шахматами "шатар". Очевидно, они были занесены вместе с ламаизмом в ХУ1-ХУП вв. из соседней Монголии, где они бытовали уже в ХУ-ХУ1 вв. Фигуры тувинских шахмат долгое время имели монгольский облик. По материалам П.И.Каралькина, король в тувинских шахматах изображался в виде монгольского нойона, ладья - в виде монгольской юрты, слон - в виде двугорбого верблюда и т.п. (П.И.Каралькин. Тувинские шахматы. - В кн.: Этнография народов СССР. Л., 1971. с.137-144) Эти изображения были присущи и шахматам монголов МНР, подробно описанным в литературе. (См.: Н.В.Кочешков. Шахматы у монголоязычных народов XIX-XX вв. - СЭ, 1972, № I, с.132-138; Он же. Национальные шахматы монголов - "шатар". - Монголия, 1970, № 12, с.21-23) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 8 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 Попробуйте воспользоваться поиском. В теме про Хуннов/Гуннов приведены различные точки зрения на проблему. Пожалуйста: Википедия: Вопрос о принадлежности языка хунну к той или иной известной языковой семье остаётся дискуссионным, хотя уже с XIX века предполагалась его тюркская природа, и эта гипотеза является достаточно популярной и поныне. Э.Р.Тенишев. Гуннов язык (Языки мира: Тюркские языки. - М., 1997. - С. 52-53): В китайской и западноевропейской записях сохранились определенные хуннские/гуннские слова, племенные названия, титулатура и собственные имена, часть из них объясняется на тюркской почве. Хуннские слова, совпадающие с тюркскими, следующие: ch'eng-li = тюрк. täŋri 'Небо'; hiep-ho, χiəp-γəu = тюрк. jabγu 'титул'; eu-ta, wo-lu-ta, ao-to't = тюрк. ordo 'лагерь'; qaγan/χaγan 'верховный правитель', tägin/tigin 'титул'. К. Ширатори приводит двустишие - изречение оракула (в китайской транскрипции по Карлгрену): siôg tiĕg t'iei liəd kâng b'uok kuk g'iu t'uk tâng Наиболее реалистична реконструкция Л. Базэна: sü tägti ydqan | boquγyγ tutqan 'envoyez l'armée | capturez le commandant'. Однако мнение о тюркоязычии двустишия оспаривается. Из гуннских слов тюркского происхождения имя жены Аттилы в передаче Приска (448 г.) Κρεκα и Ρεκαν, что согласно В. Бангу 'Άρεκαν, по-тюркски *aryγ-qan 'чистая/красивая княжна', имя дяди (по отцу) Аттилы 'Ωηβάρσιος, что по В. Бангу тюрк. *oj bars 'лиса'. Тюркская лексика хунну и гуннов совпадает с той, что представлена в языках рунических и древнеуйгурских памятников. От себя добавлю то, что знал ранее (что помню на память): Хунны состояли из 24 родов, но это не конфедерация разноязыких народов, а т.н. улус близкородственных и одноязыких родов. Глава хуннов по кит. Шаньюй – тюрк: Тәңірқұт. При раскопках курганов Ноин-улла (Монголия) найдены кошмы с т.н. "қошқар мүйіз" - характерным казахским орнаментом (барньими рогами). В эпосе башқортов хунны называются хүн төркләри - тюрки-хунны (куны). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 8 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 В рекомендуемой мною теме есть мнения, касающиеся этноязыкового состава сюнну. Интересны суждения Яглакара, например, о языке хуннского стишка. По сабжу. Рассадин, которого, тут цитировали в контексте "тюркизмов" в ССМ, неоднократно писал о большом влиянии монгольского языка на тофаларский и тувинский. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 8 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 8 марта, 2010 Кстати, а какой китаевед-тюрколог восстановил что Глава хуннов по кит. Шаньюй – тюрк: Тәңірқұт. ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться