enhd Опубликовано 19 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2016 44 minutes ago, Туран said: "Бусина на шапке" наверное народная этимология. очевидно, что корневое слово "моюн" еще примеры: мончар ошейник. мончарлаар /мончарла*/ надевать ошейник (на животных). мончук нарОст (у животных); серьга (напр. у козы); ср. сырга 2). И еще - а правда, что мончаки носили серьги? Сказал ведь не надо сочинять фольклорство! Тем более ничего не зная о том народе. "Моншак" - это не само название, а только название данное казахами и ими же употребляющиеся. А само название "дыва" или "урианхай", жители 3-х хошунов из 7-ми хошунов уртанхайцев. Ойроты которые входили в "зүүнгар" (левое сторона) носили серьгу на левом ухе, и дыва-урианхайцы тоже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 19 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 19 декабря, 2016 27 минут назад, enhd сказал: Сказал ведь не надо сочинять фольклорство! Тем более ничего не зная о том народе. "Моншак" - это не само название, а только название данное казахами и ими же употребляющиеся. А само название "дыва" или "урианхай", жители 3-х хошунов из 7-ми хошунов уртанхайцев. Ойроты которые входили в "зүүнгар" (левое сторона) носили серьгу на левом ухе, и дыва-урианхайцы тоже. а никто и не говорил, что мончаки - самоназвание, я в курсе, что речь идет об Алдай-Дыъва Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 Одно время reicheOnkel настойчиво пытался выставить тувинцев пособниками маньчжуров в борьбе с джунгарами. Я конечно возражал, но к сожалению у меня были всего лишь народные предания, которые историками трактуются выборочно. Но вот нашел научный труд выдающегося бурятского ученого-монголоведа П. Б. Балданжапова: Неопубликованная рукопись Пурбо Балданжапова «Тува под гнетом маньчжурских захватчиков» .. Алтын-хан Гендун совместно с халхасскими феодалами бежал к маньчжурам. С добровольным подчинением халхасских феодалов маньчжурам, опасность иноземного нашествия на Туву еще более усилилась. Теперь против тувинцев и джунгарцев двинулись объединенные силы маньчжуро-китайцев и феодалов Восточной и Южной Монголии. Алтын-хан Гендун с остатками своих сил активно помогал захватчикам. […] Л.3. В этот тяжелый исторический период укрепляется временный военный союз между тувинцами и джунгарцами для борьбы с общим врагом —маньчжурскими захватчиками. Следует, конечно, не забывать, что джунгарские ханы тоже выступали по отношению к Туве захватчиками. Но тогда главная опасность и главное зло шли со стороны маньчжуров. Поэтому временный и военный союз между Тувой и Джунгарией вполне исторически оправдан. […] Л.9. В 1729 году маньчжурский император направил против тувинцев и джунгарцев две армии. В районе озера Даин-Гол маньчжуры были разбиты. В 17731 и 1732 годах джунгарцы и тувинцы сами совершали военные походы против маньчжуров и халхасских феодалов. Несмотря на превосходство своих сил, в 1737 году маньчжуры были вынуждены заключить мирный договор с Джунгарией и Тувой. После этого на границе Тувы на некоторое время устанавливается относительное спокойствие. Во всех выше перечисленных неоднократных военных столкновениях между Джунгарией и Тувой с одной стороны, и Маньчжурией с другой стороны, огромное численное превосходство сил, несомненно, было на стороне маньчжуров. Они использовали огромные людские и материальные ресурсы Китая, Юго-Восточной Монголии и других завоеванных и закабаленных стран. Но, тем не менее, маньчжуры на протяжении многих десятилетий не могли осуществить свой план — захватить Туву. Конечно, большую роль сыграла самоотверженная, героическая борьба тувинских аратов против иноземных захватчиков... Но главная причина, почему маньчжуры долго не могли всей своей огромной силой обрушиться на Туву, заключается в том, что тогда Верхне-Енисейский бассейн считался исторически принадлежащим России. Следовательно, боязнь столкнуться с Россией удерживала маньчжуров до поры до времени от чрезмерной агрессивной политики по отношению к Туве. Они пока еще ограничивались разбойничьими грабительскими военными походами и налетами на Туву. Л.10. В 1689 году между Россий и Китаем был заключен договор, известный под названием «Нерчинский трактат», в котором была определена граница между Россией и Китаем к востоку от Монголии. Когда китайские уполномоченные заключили в Нерчинске с бояриным Головиным трактат, халха-монголы еще не были под совершенною властью Богдо-хана, а потому и китайские уполномоченные не принимали на себя обязанности трактовать о разграничении земель далее Аргунской вершины (ссылка на «Историческую записку о китайской границе, составленную советником Троицко-Савского пограничного правления Сычевским в 1846 году. — В. В.). Только в 1691 году Халха-Монголия официально была включена в состав Дайцинского Китая. Что касается Тувы, как указывали выше, тогда Верхне-Енисейский бассейн считался территорией России... Несколько позже царский уполномоченный граф С. В. Рагузинский в своей реляции 1726 г. писал: «По вершинам реки Енисея кочуют народы, называемые «сойоты», подданные российские, такой же веры, как и монголы, и платят ясак под всякий где соболями, лисицами и россомахами» (цит. по: Попов, 1910: 69. — В. В.). Л.11. Признавая Верхний Енисей принадлежащим России, маньчжуры в 1720 году поставили по хребту Тану-Ола пограничные караульные посты, так называемая «линия монгольских караулов». Эта пограничная линия со специальными пограничными постами существовала вплоть до 1911 года. После нескольких лет затишья, в середине XVIII века маньчжуры снова возобновляют свою борьбу за захват Тувы и Джунгарии. Маньчжуры в своих захватнических целях стремились воспользоваться междоусобной борьбой среди джунгарских феодалов, вспыхнувшей с большой силой после смерти кунтайши Галдан-Серена, последовавшей в 1745 году. Новый хан Джунгарии Севен-Доржи в 1750 году был убит своим братом Лама-Доржием, последний был убит другим претендентом на ханский престол Давацием. После этого последовал еще ряд убийств и изгнаний претендентов на ханскую власть. На востоке маньчжуры возобновляют свои военные налеты на Туву. В 1754 году, при помощи маньчжуров, совершает набег на Туву Саин-нойоновский аймачный хан Цебден-Джаб и захватывает чать Кемчикского района (Саин-нойоновский аймак в Халха-Монголии был образован в 1725 году. — прим. П. Б.). После заключения Буринского и Кяхтинского трактатов, Россия учредила пограничые караулы по хребту Саянских гор, а Китай сохранил свои пограничные караулы по хребту Тану-Ола. Таким образом, Тува между Саянским и Тану-Ольским хребтами, оставалась фактически «нейтральной» страной между двумя великими державами. Царская Россия, занятая тогда вопросами укрепления своих северных и южных границ, мало обращала внимания на далекую Туву. […] Л.16. В такой обстановке всеобщего недовольства маньчжурским игом вспыхивает народное восстание в Туве и Монголии. К восстанию была подготовлена вся Монголия, но благодаря предательству отдельных феодалов и теократов Халха-Моголии, восстание получило распространение только лишь в Западной Монголии и Туве. [...] Устное творчество тувинского народа до сих пор сохранило для потомков воспоминание о героической борьбе славных предков тувинских аратов за свою независимость. […] Л.20. Военно-оккупационный режим, установленный захватчиками в Туве, по своей тяжести превосходил колониальный режим,… Л.21. …установленный во многих других зависимых и порабощенных странах мира. Маньчжурский гнет в Туве во много раз был сильнее, чем гнет порабощенных народов в колониальных владениях царской России. «Азиатский деспотизм» маньчжурских сатрапов свирепствовал в Туве более необузданно, чем даже в соседней Монголии. Захватчики мстили тувинским аратам за их упорную 70-ти летнюю борьбу. Тяжесть колониального гнета тувинских аратов еще больше увеличивается тем обстоятельством, что с середины XIX века Китай сам становится объектом эксплуатации более сильных империалистических держав. Поэтому господствующие слои Дайцинской империи, в свою очередь, более свирепо эксплуатировали порабощенные ими народы. Кроме того, Китай к ХVIII веку, при господстве маньчжуров, являлся экономически отсталой страной. Вследствие этого он не мог оказывать какое-либо прогрессивное влияние на экономическое и культурное развитие Тувы, как это имело место в соседних с Тувой странах на севере, находившихся тогда в колониальной зависимости от царской России. Действительно в течение более, чем 150 летнего периода нахождения Тувы под гнетом маньчжуров, в стране не было построено ни одного километра дороги, не говоря о железных дорогах, не было проведено почтово-телеграфных линий, не открыто ни одной школы, больницы и какого-нибудь другого типа культурных учреждений. Тяжело и трудно было тувинскому народу в прошлом, при господстве монгольских ханов, совершенно невыносима стала их жизнь при господстве новых, маньчжурских, поработителей. Л.22. Основная линия политики маньчжурских захватчиков в Туве сводилась к тому, чтобы окончательно сломить у трудящихся аратов волю в борьбе за свою свободу и независимость, и превратить их в своих покорных рабов. Обширную территорию Верхнего Енисея, с ее огромными богатствами и трудолюбивым народом, они стремились превратить в лёгкий источник наживы для обогащения кучки господствующих эксплуататоров. С этой целью захватчики изолировали Туву от внешнего мира. Политически расчленяли и раздробляли тувинских аратов друг от друга, всячески укрепляли власть феодалов, своих верных агентов… Всячески старались держать тувинские трудящиеся массы в темноте, в невежестве и окончательно убить у них чувство человеческого достоинства и национальной гордости. Вся тувинская земля с ее богатствами недр, лесами, реками, озерами, обширными пастбищами и лугами была объявлена собственностью маньчжурского императора — Богдо-хана. Весь тувинский народ считался его, Богдо-хана, крепостными рабами. Тувинские араты не имели никаких политических и гражданских прав. Л.23. Маньчжуры, как и другие захватчики чужой территории и поработители завоеванных народов, в Туве проводили принцип «разделяй и властвуй». Они даже не допустили восстановления старого Алтын-хановского княжества. Вся тувинская территория в административно-политическом отношении была раздроблена на отдельно мелкие, друг с другом не связанные, части. В 1756 году от основной массы тувинского народа были отделены и вытеснены на юг значительное число, так называемых алтайских тувинцев. Они еще в 17 веке занимали обширную территорию от бассейна Иртыша до устьев реки Бухтермы. Затем они были вытеснены на юг в район реки Тесхема. В китайских источниках сообщается, что в 1756 году дурбеты из бассейна Иртыша переселились на северные склоны хребта Алтаин-нуру, где заняли, с разрешения китайских властей, урянхайские земли к северу от реки Кобдо. Алтайские тувинцы были вытеснены к верховьям реки Кобдо, и были отделены дурбетскими кочевьями от основной массы тувинцев. Они подали жалобу Богдо-хану с просьбой вернуть им обратно, насильно отнятые у них, родные кочевья и воссоединить с массой тувинского народа. Дурбеты также не прочь были вернуться обратно на свои старые кочевья на Иртыше. Китайское правительство на протяжении нескольких десятилетий разбирало этот вопрос. Многочисленные маньчжуро-китайские источники обогащались на этом процессе, вымогая взятки как у тувинцев,… Л.24. …так и дурбетов. Китайскому правительству выгодно было, ослабить тувинский народ, расчленяя их территориально на обособленные друг от друга части, во-вторых, разжигать вражду между тувинцами и дурбетами. алтайские тувинцы еще до конца 19 века частично сохранили свой родной язык... Таким образом, благодаря враждебной политике маньчжурских захватчиков, направленной против малых народов, около 25% тувинцев были разобщены от единокровных братьев. Теперь, спустя 200 лет, алтайские тувинцы, давно потерявшие связь с основной массой тувинского народа, говорит на монгольском языке и значительная часть их живет в западной части свободной Монгольской народной республики. Народное правительство МНР оказывает им большую помощь в экономическом и культурном развитии. […] Л.34. Как известно, тувинский народ долго и упорно защищал свою родину от маньчжурских захватчиков, и после оккупации страны продолжал вести борьбу за свою свободу. Тува считалась «неспокойным» краем и тувинский народ не пользовался доверием захватчиков. Поэтому китайское правительство освободило тувинцев от несения воинской обязанности. Но, тем не менее, в Туве, как и в Монголии, административное деление носило военный характер. Тувинский народ никогда не мирился со своим рабским положением и неоднократно выступал против своих внешних и внутренних поработителей. В системе Дайцинской империи тувинцы считались наиболее «беспокойными». Маньчжуро-китайские захватчики проводили целый ряд мероприятий, чтобы «обезопасить» Туву, не давали тувинцам возможности объединяться между собою и не допускали связи с внешним миром. С этой целью Тува была расчленена на отдельные политически и экономически обособленные части. Запрещение, без специального разрешения, выезда из территории Тувы и въезда в нее, было вызвано не только фискальными соображениями. Имелись ввиду и политические соображения, а именно: изолировать тувинцев от внешнего мира, не допускать установления ими связи с соседними народами, (ведь) изолированное вооруженное выступление малочисленного тувинского народа можно будет легко подавить. Учитывая «беспокойный», то есть свободолюбивый, революционный характер тувинского народа, их храбрость самоотверженность, захватчики на первых порах в Туве действовали осторожно, осмотрительно и старались не вызывать возмущения тувинских аратов. Они держали курс на постепенное «обуздание»… тувинского народа. […] Л.109. … В высших китайских кругах считалось «мудрым изречением» соображение первого уляс-утайского цзянь-цзюня о том, что тувинцев «можно только оставить на произвол, а не обуздать законами. Вообще, всякий, кто получает жизнь, и желает жить, если дать волю его природе, то не надо будет хлопотать о предосторожностях, и тем самым сберегутся военные расходы». Мудрость этого тезиса «высокопоставленного» чиновника довольно прозрачна, на деле она означает, что в целях предосторожности следует постепенно «обуздывать» «беспокойных» тувинцев, то есть постепенно натягивать надетую петлю на из шею. Действительно, маньчжуры на первых порах проводили в Туве более «осторожную» политику, в частности, не особенно грубо вмешиваясь в дела местных феодалов. Примерно такую же политику они проводили и в Монголии. Но политика такого «обуздания» проводилась последовательно, и все туже и туже натягивалась колониальная петля, накинутая на шею тувинским аратам. Естественно, что усилилось сопротивление и борьба аратов против все более углубляющегося колониального гнета. Усиление колониального грабительства способствует и росту местной феодальной эксплоатации. https://www.tuva.asia/journal/issue_14/4860-vasilenko.html Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 декабря, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 2 hours ago, Туран said: Одно время reicheOnkel настойчиво пытался выставить тувинцев пособниками маньчжуров в борьбе с джунгарами. Я конечно возражал, но к сожалению у меня были всего лишь народные предания, которые историками трактуются выборочно. Но вот нашел научный труд выдающегося бурятского ученого-монголоведа П. Б. Балданжапова: Неопубликованная рукопись Пурбо Балданжапова «Тува под гнетом маньчжурских захватчиков» .. Алтын-хан Гендун совместно с халхасскими феодалами бежал к маньчжурам. С добровольным подчинением халхасских феодалов маньчжурам, опасность иноземного нашествия на Туву еще более усилилась. Теперь против тувинцев и джунгарцев двинулись объединенные силы маньчжуро-китайцев и феодалов Восточной и Южной Монголии. Алтын-хан Гендун с остатками своих сил активно помогал захватчикам. […] Л.3. В этот тяжелый исторический период укрепляется временный военный союз между тувинцами и джунгарцами для борьбы с общим врагом —маньчжурскими захватчиками. Следует, конечно, не забывать, что джунгарские ханы тоже выступали по отношению к Туве захватчиками. Но тогда главная опасность и главное зло шли со стороны маньчжуров. Поэтому временный и военный союз между Тувой и Джунгарией вполне исторически оправдан. […] Л.9. В 1729 году маньчжурский император направил против тувинцев и джунгарцев две армии. В районе озера Даин-Гол маньчжуры были разбиты. В 17731 и 1732 годах джунгарцы и тувинцы сами совершали военные походы против маньчжуров и халхасских феодалов. Несмотря на превосходство своих сил, в 1737 году маньчжуры были вынуждены заключить мирный договор с Джунгарией и Тувой. После этого на границе Тувы на некоторое время устанавливается относительное спокойствие. Во всех выше перечисленных неоднократных военных столкновениях между Джунгарией и Тувой с одной стороны, и Маньчжурией с другой стороны, огромное численное превосходство сил, несомненно, было на стороне маньчжуров. Они использовали огромные людские и материальные ресурсы Китая, Юго-Восточной Монголии и других завоеванных и закабаленных стран. Но, тем не менее, маньчжуры на протяжении многих десятилетий не могли осуществить свой план — захватить Туву. Конечно, большую роль сыграла самоотверженная, героическая борьба тувинских аратов против иноземных захватчиков... Но главная причина, почему маньчжуры долго не могли всей своей огромной силой обрушиться на Туву, заключается в том, что тогда Верхне-Енисейский бассейн считался исторически принадлежащим России. Следовательно, боязнь столкнуться с Россией удерживала маньчжуров до поры до времени от чрезмерной агрессивной политики по отношению к Туве. Они пока еще ограничивались разбойничьими грабительскими военными походами и налетами на Туву. Л.10. В 1689 году между Россий и Китаем был заключен договор, известный под названием «Нерчинский трактат», в котором была определена граница между Россией и Китаем к востоку от Монголии. Когда китайские уполномоченные заключили в Нерчинске с бояриным Головиным трактат, халха-монголы еще не были под совершенною властью Богдо-хана, а потому и китайские уполномоченные не принимали на себя обязанности трактовать о разграничении земель далее Аргунской вершины (ссылка на «Историческую записку о китайской границе, составленную советником Троицко-Савского пограничного правления Сычевским в 1846 году. — В. В.). Только в 1691 году Халха-Монголия официально была включена в состав Дайцинского Китая. Что касается Тувы, как указывали выше, тогда Верхне-Енисейский бассейн считался территорией России... Несколько позже царский уполномоченный граф С. В. Рагузинский в своей реляции 1726 г. писал: «По вершинам реки Енисея кочуют народы, называемые «сойоты», подданные российские, такой же веры, как и монголы, и платят ясак под всякий где соболями, лисицами и россомахами» (цит. по: Попов, 1910: 69. — В. В.). Л.11. Признавая Верхний Енисей принадлежащим России, маньчжуры в 1720 году поставили по хребту Тану-Ола пограничные караульные посты, так называемая «линия монгольских караулов». Эта пограничная линия со специальными пограничными постами существовала вплоть до 1911 года. После нескольких лет затишья, в середине XVIII века маньчжуры снова возобновляют свою борьбу за захват Тувы и Джунгарии. Маньчжуры в своих захватнических целях стремились воспользоваться междоусобной борьбой среди джунгарских феодалов, вспыхнувшей с большой силой после смерти кунтайши Галдан-Серена, последовавшей в 1745 году. Новый хан Джунгарии Севен-Доржи в 1750 году был убит своим братом Лама-Доржием, последний был убит другим претендентом на ханский престол Давацием. После этого последовал еще ряд убийств и изгнаний претендентов на ханскую власть. На востоке маньчжуры возобновляют свои военные налеты на Туву. В 1754 году, при помощи маньчжуров, совершает набег на Туву Саин-нойоновский аймачный хан Цебден-Джаб и захватывает чать Кемчикского района (Саин-нойоновский аймак в Халха-Монголии был образован в 1725 году. — прим. П. Б.). После заключения Буринского и Кяхтинского трактатов, Россия учредила пограничые караулы по хребту Саянских гор, а Китай сохранил свои пограничные караулы по хребту Тану-Ола. Таким образом, Тува между Саянским и Тану-Ольским хребтами, оставалась фактически «нейтральной» страной между двумя великими державами. Царская Россия, занятая тогда вопросами укрепления своих северных и южных границ, мало обращала внимания на далекую Туву. […] Л.16. В такой обстановке всеобщего недовольства маньчжурским игом вспыхивает народное восстание в Туве и Монголии. К восстанию была подготовлена вся Монголия, но благодаря предательству отдельных феодалов и теократов Халха-Моголии, восстание получило распространение только лишь в Западной Монголии и Туве. [...] Устное творчество тувинского народа до сих пор сохранило для потомков воспоминание о героической борьбе славных предков тувинских аратов за свою независимость. […] Л.20. Военно-оккупационный режим, установленный захватчиками в Туве, по своей тяжести превосходил колониальный режим,… Л.21. …установленный во многих других зависимых и порабощенных странах мира. Маньчжурский гнет в Туве во много раз был сильнее, чем гнет порабощенных народов в колониальных владениях царской России. «Азиатский деспотизм» маньчжурских сатрапов свирепствовал в Туве более необузданно, чем даже в соседней Монголии. Захватчики мстили тувинским аратам за их упорную 70-ти летнюю борьбу. Тяжесть колониального гнета тувинских аратов еще больше увеличивается тем обстоятельством, что с середины XIX века Китай сам становится объектом эксплуатации более сильных империалистических держав. Поэтому господствующие слои Дайцинской империи, в свою очередь, более свирепо эксплуатировали порабощенные ими народы. Кроме того, Китай к ХVIII веку, при господстве маньчжуров, являлся экономически отсталой страной. Вследствие этого он не мог оказывать какое-либо прогрессивное влияние на экономическое и культурное развитие Тувы, как это имело место в соседних с Тувой странах на севере, находившихся тогда в колониальной зависимости от царской России. Действительно в течение более, чем 150 летнего периода нахождения Тувы под гнетом маньчжуров, в стране не было построено ни одного километра дороги, не говоря о железных дорогах, не было проведено почтово-телеграфных линий, не открыто ни одной школы, больницы и какого-нибудь другого типа культурных учреждений. Тяжело и трудно было тувинскому народу в прошлом, при господстве монгольских ханов, совершенно невыносима стала их жизнь при господстве новых, маньчжурских, поработителей. Л.22. Основная линия политики маньчжурских захватчиков в Туве сводилась к тому, чтобы окончательно сломить у трудящихся аратов волю в борьбе за свою свободу и независимость, и превратить их в своих покорных рабов. Обширную территорию Верхнего Енисея, с ее огромными богатствами и трудолюбивым народом, они стремились превратить в лёгкий источник наживы для обогащения кучки господствующих эксплуататоров. С этой целью захватчики изолировали Туву от внешнего мира. Политически расчленяли и раздробляли тувинских аратов друг от друга, всячески укрепляли власть феодалов, своих верных агентов… Всячески старались держать тувинские трудящиеся массы в темноте, в невежестве и окончательно убить у них чувство человеческого достоинства и национальной гордости. Вся тувинская земля с ее богатствами недр, лесами, реками, озерами, обширными пастбищами и лугами была объявлена собственностью маньчжурского императора — Богдо-хана. Весь тувинский народ считался его, Богдо-хана, крепостными рабами. Тувинские араты не имели никаких политических и гражданских прав. Л.23. Маньчжуры, как и другие захватчики чужой территории и поработители завоеванных народов, в Туве проводили принцип «разделяй и властвуй». Они даже не допустили восстановления старого Алтын-хановского княжества. Вся тувинская территория в административно-политическом отношении была раздроблена на отдельно мелкие, друг с другом не связанные, части. В 1756 году от основной массы тувинского народа были отделены и вытеснены на юг значительное число, так называемых алтайских тувинцев. Они еще в 17 веке занимали обширную территорию от бассейна Иртыша до устьев реки Бухтермы. Затем они были вытеснены на юг в район реки Тесхема. В китайских источниках сообщается, что в 1756 году дурбеты из бассейна Иртыша переселились на северные склоны хребта Алтаин-нуру, где заняли, с разрешения китайских властей, урянхайские земли к северу от реки Кобдо. Алтайские тувинцы были вытеснены к верховьям реки Кобдо, и были отделены дурбетскими кочевьями от основной массы тувинцев. Они подали жалобу Богдо-хану с просьбой вернуть им обратно, насильно отнятые у них, родные кочевья и воссоединить с массой тувинского народа. Дурбеты также не прочь были вернуться обратно на свои старые кочевья на Иртыше. Китайское правительство на протяжении нескольких десятилетий разбирало этот вопрос. Многочисленные маньчжуро-китайские источники обогащались на этом процессе, вымогая взятки как у тувинцев,… Л.24. …так и дурбетов. Китайскому правительству выгодно было, ослабить тувинский народ, расчленяя их территориально на обособленные друг от друга части, во-вторых, разжигать вражду между тувинцами и дурбетами. алтайские тувинцы еще до конца 19 века частично сохранили свой родной язык... Таким образом, благодаря враждебной политике маньчжурских захватчиков, направленной против малых народов, около 25% тувинцев были разобщены от единокровных братьев. Теперь, спустя 200 лет, алтайские тувинцы, давно потерявшие связь с основной массой тувинского народа, говорит на монгольском языке и значительная часть их живет в западной части свободной Монгольской народной республики. Народное правительство МНР оказывает им большую помощь в экономическом и культурном развитии. […] Л.34. Как известно, тувинский народ долго и упорно защищал свою родину от маньчжурских захватчиков, и после оккупации страны продолжал вести борьбу за свою свободу. Тува считалась «неспокойным» краем и тувинский народ не пользовался доверием захватчиков. Поэтому китайское правительство освободило тувинцев от несения воинской обязанности. Но, тем не менее, в Туве, как и в Монголии, административное деление носило военный характер. Тувинский народ никогда не мирился со своим рабским положением и неоднократно выступал против своих внешних и внутренних поработителей. В системе Дайцинской империи тувинцы считались наиболее «беспокойными». Маньчжуро-китайские захватчики проводили целый ряд мероприятий, чтобы «обезопасить» Туву, не давали тувинцам возможности объединяться между собою и не допускали связи с внешним миром. С этой целью Тува была расчленена на отдельные политически и экономически обособленные части. Запрещение, без специального разрешения, выезда из территории Тувы и въезда в нее, было вызвано не только фискальными соображениями. Имелись ввиду и политические соображения, а именно: изолировать тувинцев от внешнего мира, не допускать установления ими связи с соседними народами, (ведь) изолированное вооруженное выступление малочисленного тувинского народа можно будет легко подавить. Учитывая «беспокойный», то есть свободолюбивый, революционный характер тувинского народа, их храбрость самоотверженность, захватчики на первых порах в Туве действовали осторожно, осмотрительно и старались не вызывать возмущения тувинских аратов. Они держали курс на постепенное «обуздание»… тувинского народа. […] Л.109. … В высших китайских кругах считалось «мудрым изречением» соображение первого уляс-утайского цзянь-цзюня о том, что тувинцев «можно только оставить на произвол, а не обуздать законами. Вообще, всякий, кто получает жизнь, и желает жить, если дать волю его природе, то не надо будет хлопотать о предосторожностях, и тем самым сберегутся военные расходы». Мудрость этого тезиса «высокопоставленного» чиновника довольно прозрачна, на деле она означает, что в целях предосторожности следует постепенно «обуздывать» «беспокойных» тувинцев, то есть постепенно натягивать надетую петлю на из шею. Действительно, маньчжуры на первых порах проводили в Туве более «осторожную» политику, в частности, не особенно грубо вмешиваясь в дела местных феодалов. Примерно такую же политику они проводили и в Монголии. Но политика такого «обуздания» проводилась последовательно, и все туже и туже натягивалась колониальная петля, накинутая на шею тувинским аратам. Естественно, что усилилось сопротивление и борьба аратов против все более углубляющегося колониального гнета. Усиление колониального грабительства способствует и росту местной феодальной эксплоатации. https://www.tuva.asia/journal/issue_14/4860-vasilenko.html думаю Балданжапов опирался только на доступные ему источники. И то в них четко указано что в 1715 году нынешняя Танну-Тува была обратно завоевана монгольскими войсками под предводительством хотогойтского Бубэя. в 1754 году были завоеваны алтайские тувинцы которые находились в Джунгарском подданстве. Их завоевали хотогойтский Чингунжав и дербетский Сарал. У Чингунжава танну-тувинцы составляли большинство войск. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 Всем известно что джунгарская трагедия на совести халха-маньчжур Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 декабря, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 14 minutes ago, Balkin said: Всем известно что джунгарская трагедия на совести халха-маньчжур Гм, а в трагедии на востоке Украине виноваты ли буряты? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 Про политику нельзя говорить в форуме. Но если речь про вину солдат, то да, исполнители также виноваты, хотя у халхаских неонов и солдат не было никакого выбора, как и у китайцев, но все же, они могли не так рьяно исполнять столь преступный приказ, по генодциду джунгарского народа. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 декабря, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 11 minutes ago, Balkin said: Про политику нельзя говорить в форуме. Но если речь про вину солдат, то да, исполнители также виноваты, хотя у халхаских неонов и солдат не было никакого выбора, как и у китайцев, но все же, они могли не так рьяно исполнять столь преступный приказ, по генодциду джунгарского народа. Вы наивны. Да в Цинской армии кого только не было. Там не только халха-монголы но и все остальные монголы всей огромной империи участвовали. Среди них были и сами ойраты шедшие в авангарде войск. Дербеты, хойты, хошуты. Баргуты, солоны, тувинцы. Как раз в 1756 году все халхасские войска были отозваны так как в Халхе хотогойтский князь Чингунжав поднял восстание. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
цеванрабдан Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 39 минут назад, reicheOnkel сказал: Вы наивны. Да в Цинской армии кого только не было. Там не только халха-монголы но и все остальные монголы всей огромной империи участвовали. Среди них были и сами ойраты шедшие в авангарде войск. Дербеты, хойты, хошуты. Баргуты, солоны, тувинцы. Как раз в 1756 году все халхасские войска были отозваны так как в Халхе хотогойтский князь Чингунжав поднял восстание. здесь не было никакого предательства. к 1750 году союз Дервн Ойрат фактически распался и исчез с политической карты, о чем прекрасно знали манжуры. уже все племена монгольского происхождения, в том числе дербеты, окончательно разорвали отношения с чоросами и хойтами, к 1755 году дербеты непрерывно воевали с ойратами Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 1 час назад, reicheOnkel сказал: думаю Балданжапов опирался только на доступные ему источники. И то в них четко указано что в 1715 году нынешняя Танну-Тува была обратно завоевана монгольскими войсками под предводительством хотогойтского Бубэя. в 1754 году были завоеваны алтайские тувинцы которые находились в Джунгарском подданстве. Их завоевали хотогойтский Чингунжав и дербетский Сарал. У Чингунжава танну-тувинцы составляли большинство войск. Борьба Таңды-Тыва с Алдай-Тыва и другими Уранхайцами - одно из многочисленных проявлений междуусобных войн той поры, надеюсь, что хоть на это вы не будете возражать. Но! Они объединились перед лицом более грозной опасности - маньчжуров (чжурженей), кровных врагов ЧХ. А то, что в рядах маньчжуров были халхи, ойраты, тувинцы указывает на искусное использование маньчжурами междуусобной вражды. Кстати, от одного монгола мне известно, что монголы Урианхайцами называли в целом и тувинцев, и ойратов, и дөрбетов, и баятов... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 "Разделяй и властвуй! " Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 декабря, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 1 hour ago, Туран said: Борьба Таңды-Тыва с Алдай-Тыва и другими Уранхайцами - одно из многочисленных проявлений междуусобных войн той поры, надеюсь, что хоть на это вы не будете возражать. Но! Они объединились перед лицом более грозной опасности - маньчжуров (чжурженей), кровных врагов ЧХ. А то, что в рядах маньчжуров были халхи, ойраты, тувинцы указывает на искусное использование маньчжурами междуусобной вражды. Кстати, от одного монгола мне известно, что монголы Урианхайцами называли в целом и тувинцев, и ойратов, и дөрбетов, и баятов... пример объединения обеих групп тувинцев перед лицом опасности можете привести? ну образованный монгол бы не допустил такие ошибки. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 декабря, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 1 hour ago, цеванрабдан said: здесь не было никакого предательства. к 1750 году союз Дервн Ойрат фактически распался и исчез с политической карты, о чем прекрасно знали манжуры. уже все племена монгольского происхождения, в том числе дербеты, окончательно разорвали отношения с чоросами и хойтами, к 1755 году дербеты непрерывно воевали с ойратами хойты вслед за дербетами в 1754 году приняли цинское подданство. им выделили кочевье в Улангоме. Но после восстания хойтского Амурсаны, Цяньлун приказал уничтожить всех хойтов в Улангоме. в освободившееся место переселили дербетов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
цеванрабдан Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 1 час назад, reicheOnkel сказал: хойты вслед за дербетами в 1754 году приняли цинское подданство. им выделили кочевье в Улангоме. Но после восстания хойтского Амурсаны, Цяньлун приказал уничтожить всех хойтов в Улангоме. в освободившееся место переселили дербетов. допустимо и так, как вы написали, по крайней мере, не противоречит реальному ходу событий. до конца с чоросами и хойтами стояли только алтайские и сибирские тюрки.так закончилась последняя кочевая империя лесных народов, тюрков и монголов Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Туран Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 2 часа назад, reicheOnkel сказал: пример объединения обеих групп тувинцев перед лицом опасности можете привести? ну образованный монгол бы не допустил такие ошибки. Л.3. В этот тяжелый исторический период укрепляется временный военный союз между тувинцами и джунгарцами для борьбы с общим врагом —маньчжурскими захватчиками. Следует, конечно, не забывать, что джунгарские ханы тоже выступали по отношению к Туве захватчиками. Но тогда главная опасность и главное зло шли со стороны маньчжуров. Поэтому временный и военный союз между Тувой и Джунгарией вполне исторически оправдан. Джунгарцы - не этнос в составе ойратов, а политоним, куда входили и тувинцы! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 48 минут назад, цеванрабдан сказал: допустимо и так, как вы написали, по крайней мере, не противоречит реальному ходу событий. до конца с чоросами и хойтами стояли только алтайские и сибирские тюрки.так закончилась последняя кочевая империя лесных народов, тюрков и монголов Джунгария это не империя Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 декабря, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 1 hour ago, Туран said: Л.3. В этот тяжелый исторический период укрепляется временный военный союз между тувинцами и джунгарцами для борьбы с общим врагом —маньчжурскими захватчиками. Следует, конечно, не забывать, что джунгарские ханы тоже выступали по отношению к Туве захватчиками. Но тогда главная опасность и главное зло шли со стороны маньчжуров. Поэтому временный и военный союз между Тувой и Джунгарией вполне исторически оправдан. Джунгарцы - не этнос в составе ойратов, а политоним, куда входили и тувинцы! джунгары это олеты. у них правящий род чорос как у дербетов. дербеты и джунгары один народ. Но в джунгарском государстве были и другие ойраты они не джунгары. тувинцы разные, часть входили в состав халхасских владений а часть джунгарских. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 20 декабря, 2016 Модераторы Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 1 hour ago, Balkin said: Джунгария это не империя ну это явно не Казахское ханство. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 2 часа назад, Balkin сказал: Джунгария это не империя если под империей подразумевать регионального доминанта с некоторым количеством подвластных или зависимых племенных и государственных объединений то в масштабах Центральной Азии и Сибири - империя. еще какая 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 1 час назад, reicheOnkel сказал: ну это явно не Казахское ханство. Разговор про империю а не про Каз ханство, ещё никто и не говорил что Казаxское xанство империя Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 17 минут назад, кылышбай сказал: если под империей подразумевать регионального доминанта с некоторым количеством подвластных или зависимых племенных и государственных объединений то в масштабах Центральной Азии и Сибири - империя. еще какая Ну для ностальгирующих о совке, может быть, ведь они ненавидят все своё и хвалят врагов своего народа, вы именно такой человек, просто не осознаете этого. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 15 минут назад, Balkin сказал: Ну для ностальгирующих о совке, может быть, ведь они ненавидят все своё и хвалят врагов своего народа, вы именно такой человек, просто не осознаете этого. вам виднее. но касательно собственно темы разговора предоставьте свои аргументы в пользу того, что ДХ не может называться империей в масштабах региона. я ж не сравниваю ее с Британией, Российской или Османской империей - империями мирового масштаба Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Balkin Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 ДХ это пшик, которая прыгнула выше головы, за что и расплатилась 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 13 минут назад, Balkin сказал: ДХ это пшик, которая прыгнула выше головы, за что и расплатилась в какой то степени насчет "выше головы" и "расплаты" вы правы, но все же перечислю пару исторических фактов, которые первыми пришли на память: - освоение русскими Сибири и их "возня" в верховьях Иртыша, Оби и Енисея. даже с учетом сопротивления кыргызов и густонаселенности региона - все же все они были подданными ДХ - 20-летняя война с империей Цин, закончившаяся унизительным миром для Поднебесной 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
цеванрабдан Опубликовано 20 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 20 декабря, 2016 2 часа назад, Туран сказал: Джунгарцы - не этнос в составе ойратов, а политоним, куда входили и тувинцы! 1 час назад, reicheOnkel сказал: джунгары это олеты. у них правящий род чорос как у дербетов. дербеты и джунгары один народ. Но в джунгарском государстве были и другие ойраты они не джунгары. тувинцы разные, часть входили в состав халхасских владений а часть джунгарских. внутри союза Дервн Ойрат зюнгарами называли чоросов и хойтов. и с конца 16 в. до середины 18 в. джунгары были политонимом для тюркоязычных, так что Туран прав. тот же самый состав кочевых народов для монголоязычных и китайцев имел политоним ойраты (ва-ла-те), политоним ойраты монголоязычными употребляется со времен покорения лесных народов и до сего дня, несмотря на то, что субэтнический состав насельников северо-запада Монголии неоднократно изменялся. в рамках политонима дербеты и джунгары, дербеты и ойраты, конечно, одно целое, но несмотря на аристократическое родство владельцев дербетов и чоросов, субэтническая самоидентификация дербетов отделяла их происхождение от чоросов и тем более хойтов. первое сближение дербетов и чоросов произошло в улусе чагатаидов, хойты находились у хулагуидов. после падения чагатайского улуса началась 450тилетняя общая история дербетов и чоросов под политонимом калмаки, где лидирующая роль принадлежала чоросам и их потомственным владельцам. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться