Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

В Уйгурском каганате уйгуры называли город- балгасун.Раз тувинцы претендуют на культурное наследство УК город должны называть -балгасун.

А как с сары югурами? Они имеют полное право на это.Избежавшим дунгайтам не претендовать на это. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кыргызы с казахами понимают алтайцев легко, также надеюсь и алтайцы их.

Не скажите.

Как это у вас так ловко получается, Амыр? Какое не приведи казахское слово, все они оказываются монголизмами, арабизмами, фарсизмами и санкритизмами. :lol:

Что поделаешь, любой язык заимствует чужие слова и обороты, нет в мире ни одного "чистого" языка, кроме некоторых языков изолированных народов. Да и они уже давно не изолированные и активно впитывают заимствования.

Про "шаар" поясню позже (правда сходу ни одного города у них не нашел с приставкой "шаар", может это по ихнему "шехр" - шахар, шаар, шар?)

А пока про "арабизм" кала:

Про "шехр" - это вы правильно догадались.

Есть такой глагол в казахском языке "қалау" - возводить, строить, складывать, кладка (кирпичей). От него сущ. "қала" - строение, город. Кстати в нашем краю в некоторых районах так называют не только город, но именно любое поселение из строений, часто большое село, центр сельского округа.

Теперь от вас жду пояснений арабского происхождения термина "кала" - город.

Сомневаюсь в фарсизме, коим считается "кент-канд" ибо у них нет ни одного города с таким окончанием. Только намного севернее (Шымкент, Ташкент, Самарканд и т.д.).

У них же как правило у них "-абад".

Кала - не город, а крепость, укрепления.

Про казахскую этимологию - весело ржём. :lol::lol::lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Уйгурском каганате уйгуры называли город- балгасун.Раз тувинцы претендуют на культурное наследство УК город должны называть -балгасун.Кызыл балгасун -город Кызыл.Элст балhсн-город Элиста.Москва хотл балhсн-Москва столичный город.

Господину нет-нет да надо кинуть в огород этноса тыва. Но берегитесь, есть слово БАЛГАЗЫН в тувинском языке. Это слово у нас в тувинском языке имеет сугубо узкое лексическое значение, как древнего городища (сооруженного из саманных глинянных кирпичей), построенного пленными земледельцами в лице согдаклар или ханьских военнопленных. А в современном тыва дыл БАЛГАШ/МАЛГАШ это чисто глина, грязь, земля, почва.

А значение ГОРОД в тыва дылы кода-хоорай (кода - монголизм (но в монг.яз - это тюркизм, а хоорай - русизм) ничего трагического тувинский народ в этом ничего не видит. Ведь говрят же тадары УСТООЛ - стол, а якуты МЫЫЛО, ВЕЕНИК.... :) :) :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, это "доступная", или народная этимология. Т.е. неправильная, ложная.

Тогда приведите правильную, а у приведенной вами Сулаймановой Л.С. я никакой не нашел.

Про казахскую этимологию - весело ржём. :lol::lol::lol:

Прежде чем ржать (кісінеу :lol: ) я просил вас привести взамен казахской свою, арабскую этимологию, где она? Почему избегаете ответа? Помнится также было со словом жаза, тоже не ответили? а ваша арабица из 4-х слов так и зависла. :)

Города и были крепостями, о чем вы? Я же говорил, что "калау" - строить, возводить, кладка кирпичей. Разве крепости и города не строили из кирпичей?

Так что жду от обоих.

И еще:

Я как понял, у уважаемых Стаса и Амыра одно лишь сильное желание опровергнуть меня и приводимые казахские термины, а лишь потом под это желание уже подгонять, т.е. изыскивать в Ин-те, чьи-то слова и цитаты, и то без детальной этимологии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Не переходите на личности.

Вам же уже ответили на Ваш основной вопрос. Сказали, что термин "кала" в значении "город, крепость" отсутствует в тувинском языке, также как и в алтайском, шорском, тофаларском, хакасском. А значит это даже по этимологии не не общетюркское слово.

Вам привели общеизвестные истины. Попробуйте опровергнуть на базе арабского языка.

Но уместнее это делать не в этой теме, ведь так?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Господину нет-нет да надо кинуть в огород этноса тыва. Но берегитесь, есть слово БАЛГАЗЫН в тувинском языке. Это слово у нас в тувинском языке имеет сугубо узкое лексическое значение, как древнего городища (сооруженного из саманных глинянных кирпичей), построенного пленными земледельцами в лице согдаклар или ханьских военнопленных. А в современном тыва дыл БАЛГАШ/МАЛГАШ это чисто глина, грязь, земля, почва.

А значение ГОРОД в тыва дылы кода-хоорай (кода - монголизм (но в монг.яз - это тюркизм, а хоорай - русизм) ничего трагического тувинский народ в этом ничего не видит. Ведь говрят же тадары УСТООЛ - стол, а якуты МЫЫЛО, ВЕЕНИК.... :) :) :)

Тунчжи Улуг Донгак, смешно, что монголоязычные ойраты используют уйгурское слово в его первоначальном значении, а для тувинцев это все древнее городище, построенное ханьскими военнопленными, а то и вовсе грязь (ну и отношеньице). и кто имеет больше прав на историческое наследие Уйгурского каганата? :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тунчжи Улуг Донгак, смешно, что монголоязычные ойраты используют уйгурское слово в его первоначальном значении, а для тувинцев это все древнее городище, построенное ханьскими военнопленными, а то и вовсе грязь (ну и отношеньице). и кто имеет больше прав на историческое наследие Уйгурского каганата? :)

Не надо заниматься умозаключенииями. Любой язык в своем развитии выбирает то или иное слово для выражения реалий современного предмета. В родственных языках один и тот же предмет интерпретируется разными словами, иногда слово приобретает совершенно другой смысл.

Ведь сторили же города в Центральноазиатских степях именно из глины, и иели стены из глинобитных кирпичей. В китайском языке например, город - CHENG - это именно крепостная стена, позднее приобретшая значение город. Так что тувинский язык - это правильный язык, с точки зрения историографии и отбора лексики.

Ведь в японском ТОО - это японский нож, а европейский нож - это НАЙФУ (KNIFE), СЁОДЖИ - это японская раздвижная дверь, а европейская - ДОО (DOOR).

Для тувинцев свой глинобитный древний город - балгазын, а город в европейском (русском) варианте это - хоорай.

Надеюсь ЯСНО выразился?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прежде чем ржать (кісінеу :lol: ) я просил вас привести взамен казахской свою, арабскую этимологию, где она? Почему избегаете ответа? Помнится также было со словом жаза, тоже не ответили? а ваша арабица из 4-х слов так и зависла. :)

Города и были крепостями, о чем вы? Я же говорил, что "калау" - строить, возводить, кладка кирпичей. Разве крепости и города не строили из кирпичей?

Так что жду от обоих.

Потому что бессмысленно, надеюсь вы в скором времени научитесь пользоваться словарями и правильно читать словарные статьи. Арабица из четырех слов зависла только в вашем воображении. :lol:

Не переходите на личности.

Вам же уже ответили на Ваш основной вопрос. Сказали, что термин "кала" в значении "город, крепость" отсутствует в тувинском языке, также как и в алтайском, шорском, тофаларском, хакасском. А значит это даже по этимологии не не общетюркское слово.

Вам привели общеизвестные истины. Попробуйте опровергнуть на базе арабского языка.

Но уместнее это делать не в этой теме, ведь так?

Нет, в алтайском языке слово "кала" есть. Было заимствовано в 90-е годы 20 в. из братского казахского, стараниями котон-кыпчаков Самаева и Танытпасова, несмотря на наличие слова "тура", которое сегодня используется только в смысле "дом", "здание".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Потому что бессмысленно, надеюсь вы в скором времени научитесь пользоваться словарями и правильно читать словарные статьи. Арабица из четырех слов зависла только в вашем воображении. :lol:

Уверен, что каждый посетивший ту тему поймет, чье воображение зависло.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Не надо заниматься умозаключенииями. ...

Надеюсь ЯСНО выразился?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Ясно, но, по моему искреннему мнению, не правильно. Надо заниматься умозаключениями. ;)
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ясно, но, по моему искреннему мнению, не правильно. Надо заниматься умозаключениями. ;)

Я имел в виду (именно неправильными дилетантскими) умозаключениями. Не владея достаточной информацией о тувинцах, и не владея реалиями тувинского языка и истории. Это я в основном обращаюсь к представителям монголосферы

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Я имел в виду (именно неправильными дилетантскими) умозаключениями. Не владея достаточной информацией о тувинцах, и не владея реалиями тувинского языка и истории. Это я в основном обращаюсь к представителям монголосферы

Вам бы тоже не помешало бы себе сделать такое замечание.

Вы как то очень уверенно стали в ряды потомков табгачей-протомонголов.

Надеюсь в тувинском языке нет таких слов как чину и эгүлэн.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Нет, в алтайском языке слово "кала" есть. Было заимствовано в 90-е годы 20 в. из братского казахского..."здание".

"Тура" у нас проделал ту же эволюцию, однако ведь нет авторитетных источников, использующих "кала"? Словарей, статей, художественных произведений? Тогда слово еще не заимствовано и его не поздно изжить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Тура" у нас проделал ту же эволюцию, однако ведь нет авторитетных источников, использующих "кала"? Словарей, статей, художественных произведений? Тогда слово еще не заимствовано и его не поздно изжить.

Нет, только в СМИ используется. В новой литературе тоже, конечно. Зачем изживать, пусть будет. :lol: Хотя изжить конечно же, просто, достаточно организовать шумиху в прессе.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не надо заниматься умозаключенииями. а город в европейском (русском) варианте это - хоорай.

Есть ли связь ваше слово Хоорай с монгольским Хороо и Хүрээ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тунчжи Улуг Донгак, смешно, что монголоязычные ойраты используют уйгурское слово в его первоначальном значении, а для тувинцев это все древнее городище, построенное ханьскими военнопленными, а то и вовсе грязь (ну и отношеньице). и кто имеет больше прав на историческое наследие Уйгурского каганата? :)

Да,расхотелось мне уступать тувинцам первенство культурного наследия Уйгурского каганата.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нет, только в СМИ используется. В новой литературе тоже, конечно. Зачем изживать, пусть будет. :lol: Хотя изжить конечно же, просто, достаточно организовать шумиху в прессе.

Я уже выссказывался, что вы - пока что не весь алтайский народ, поэтому ваши личные мысли это только мысли одного человека! Несмотря на активное участие на форуме, на исторический процесс повлиять вы увы бессильны, равно как и другие лица.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да,расхотелось мне уступать тувинцам первенство культурного наследия Уйгурского каганата.

Без проблем - средневековые уйгуры это современные монголы, устраивает? :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я уже выссказывался, что вы - пока что не весь алтайский народ, поэтому ваши личные мысли это только мысли одного человека! Несмотря на активное участие на форуме, на исторический процесс повлиять вы увы бессильны, равно как и другие лица.

Я придерживаюсь теории, что историю творят личности, а не массы. Как учил нас профессор Модоров - настоящий историк творит историю, а не только изучает ее. :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Без проблем - средневековые уйгуры это современные монголы, устраивает? :lol:

В КНР в Ганьсу есть более прямые наследники УК -сары югуры.А у нас у калмыков только отдельные рода(аймаки) -бухус,көвүд(кибиөүт).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не надо заниматься умозаключенииями. Любой язык в своем развитии выбирает то или иное слово для выражения реалий современного предмета. В родственных языках один и тот же предмет интерпретируется разными словами, иногда слово приобретает совершенно другой смысл.

Ведь сторили же города в Центральноазиатских степях именно из глины, и иели стены из глинобитных кирпичей. В китайском языке например, город - CHENG - это именно крепостная стена, позднее приобретшая значение город. Так что тувинский язык - это правильный язык, с точки зрения историографии и отбора лексики.

Ведь в японском ТОО - это японский нож, а европейский нож - это НАЙФУ (KNIFE), СЁОДЖИ - это японская раздвижная дверь, а европейская - ДОО (DOOR).

Для тувинцев свой глинобитный древний город - балгазын, а город в европейском (русском) варианте это - хоорай.

Надеюсь ЯСНО выразился?!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Есть ещё одно слово времен УК к моему удивлению оно до сих пор активно используется ойратами Синьцзяна.Это слово -идикут.Можно дать этимологию слова с тувинского?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Уйгурском каганате уйгуры называли город- балгасун.Раз тувинцы претендуют на культурное наследство УК город должны называть -балгасун.Кызыл балгасун -город Кызыл.Элст балhсн-город Элиста.Москва хотл балhсн-Москва столичный город.
Да,расхотелось мне уступать тувинцам первенство культурного наследия Уйгурского каганата.
А как же Ондар-уйгуры Тувы-древнейщее тув.племя?А язык тувинский?культура?религия?быт?памятники уйгур?генетика? и многое другое?

Странно но:

Монголы тувинцев до сих пор называют "уйгуроязычными-уйгуурын хел.."

В КНР в Ганьсу есть более прямые наследники УК -сары югуры.А у нас у калмыков только отдельные рода(аймаки) -бухус,көвүд(кибиөүт).
Есть ещё одно слово времен УК к моему удивлению оно до сих пор активно используется ойратами Синьцзяна.Это слово -идикут.Можно дать этимологию слова с тувинского?

Хунд.Довуки!

Вы же сами утверждает е, что "есть более прямые наследники УК(не уголовного кодекса!).."

вы же намекаете на то, что наличие слова "идикут"(Идыкут?!)-есть подтверждение некого "прямого происхождения сарыг-уйгууров"(сары йугур, сары югур),которые в составе калмыков Синьцзяна-Туркестана(халымак-тув.бегучие.Ажк.) и намек на "ойратство" УК и уйгуров древности в целом.

Надеюсь, это была не шутка в духе "возрождения былого величия ойратов"..

Ыдыкут имеет след. объяснение в тувинском:

1.Ыдык-священный.

2.Кут-душа.

Следовательно- Ыдык-кут(идикут по-вашему)-Священный дух-душа!

Можете проверить в "ойратских словарях", наверно вы найдете УК-измы в них и в более пространных словах и терминах.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А как же Ондар-уйгуры Тувы-древнейщее тув.племя?А язык тувинский?культура?религия?быт?памятники уйгур?генетика? и многое другое?

Странно но:

Монголы тувинцев до сих пор называют "уйгуроязычными-уйгуурын хел.."

Хунд.Довуки!

Вы же сами утверждает е, что "есть более прямые наследники УК(не уголовного кодекса!).."

вы же намекаете на то, что наличие слова "идикут"(Идыкут?!)-есть подтверждение некого "прямого происхождения сарыг-уйгууров"(сары йугур, сары югур),которые в составе калмыков Синьцзяна-Туркестана(халымак-тув.бегучие.Ажк.) и намек на "ойратство" УК и уйгуров древности в целом.

Надеюсь, это была не шутка в духе "возрождения былого величия ойратов"..

Ыдыкут имеет след. объяснение в тувинском:

1.Ыдык-священный.

2.Кут-душа.

Следовательно- Ыдык-кут(идикут по-вашему)-Священный дух-душа!

Можете проверить в "ойратских словарях", наверно вы найдете УК-измы в них и в более пространных словах и терминах.

Сары югуры живут в Ганьсу ,далеко из ближайших к ним ойратов.Правда поют по записям на чистейшем калмыцком языке,но с мусульманскими мелодиями по моему,не по монгольским стандартам пения.

Слово идикут синьцзянская сторона использует в качестве "активист": нам ин идебкетеан(идвкәтн)-партийный активист;нейите ин идебкетеан-общественный активист.

В словаре волжских калмыков ближйшее слове по смыслу-идр:

1)возмужалый

2)молодой,в расцвете сил

3)перен. сильный,мощный

идрлх:

1)возмужать

2)перен. набираться опыта,становиться опытным

Синьцзянская сторона более продуманно перевело слово "идвкәт" -активный,активист.

Как по вашему староуйгурское идикут это нынешнее ойратское идвкәт? По моему,да.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно что в казахском "идiр" - преклони колени.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Модераторы

Обсуждали много:

Иди (др.-тюрк. хозяин) + кут (благодать) = титул

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...