АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 И есть монгольское слово Касак. Всё верно. Даже в ССМ оно есть. Это казахская телега. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 (изменено) Кстати есть интересный монгольский миф о создании юрты. В самом начале Бурхан жил в круглых стенах, но когда дождь шел неудобно был. А Читкүр жил в конусообразном жилище из жердей, но ему тоже неудобно было когда ветер дул. Тогда они соедининли свои жилища и получился юрта, жить удобно. Бурхан и Читкүр(иногда Эрлэг) мифические творцы. Буквально бог и черт. Этот миф просто идеально объясняет переход предков монголов от чума к юрте, от лесного быта к кочевому! Мифы - это завуалированный, сказочный и иносказательный пересказ прошлого! Я бы его поместил в центр всех исследований по "тёмному периоду" в истории монголов (14-16 вв.). Когда кстати по всем научным данным и образовались современные монгольские языки! Надо признать в Бурхане - тюрка-кочевника - жившего по-соседству с предками монголов или калмака - остатков тюрков в Монголии, а в Читкуре - предка монголов. Изменено 18 марта, 2010 пользователем АксКерБорж Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Aza Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 В словарях этих слов нет. Монгольский язык очень богатый со словами около 3 миллион. А как казахский? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Этот миф просто идеально объясняет переход предков монголов от чума к юрте, от лесного быта к кочевому! Мифы - это завуалированное, сказочный и иносказательный пересказ прошлого! Я бы его поместил в центр всех исследований по "тёмному периоду" в истории монголов (14-16 вв.). Когда кстати по всем научным данным и образовались современные монгольские языки! гыгы, в самом деле монголы бурхана считают своим предком а не читкура. Хотя тот читкур был его родным братом. Так что Вы опять мимо. Большую медведицу монголы называют долоон бурхан. Это не значает семь будда. Просто слово бурхан имел значение предок, старец. В некоторых местах Монголии этих звезд называет долоон үбгэд, буквально семь старцев. К тому же миф этот рассказывает нам о создании именно юрты из двух жилищ, и оно относится к доисторическому времени, когда тюрков и монголов в помине не было. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Монгольский язык очень богатый со словами около 3 миллион. А как казахский? Монгольский богатый язык, не спорю. В него вошли: родное ядро, тибетские слова (санскрита), китаизмы, тунгусо-маньчжурские, тюркские. Казахски тоже (наверное как и все языки в мире) имеет: арабизмы и персизмы. А количество слов словарного запаса не считал, можете сами найти инфу. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 гыгы, в самом деле монголы бурхана считают своим предком а не читкура. Хотя тот читкур был его родным братом. Так что Вы опять мимо. Большую медведицу монголы называют долоон бурхан. Это не значает семь будда. Просто слово бурхан имел значение предок, старец. В некоторых местах Монголии этих звезд называет долоон үбгэд, буквально семь старцев. К тому же мифы о сотворении мира, человека, животных и все и вся относятся к этому циклу. Это калька с казахского. "Ковш" в созвездии Большой медведицы "Жеті қарақшы" (семь конокрадов). Для скотовода - конокрады, для не кочевника - преобразовались в старцев . Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 гыгы, в самом деле монголы бурхана считают своим предком а не читкура. Хотя тот читкур был его родным братом. Так что Вы опять мимо. К тому же миф этот рассказывает нам о создании именно юрты из двух жилищ, и оно относится к доисторическому времени, когда тюрков и монголов в помине не было. Значит все таки первые кочевники монголы больше тяготели к тюркам, а наши юзеры нет. А кто тогда создавал первую юрту, если не было тюрков и монголов, египтяне? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Это калька с казахского. "Ковш" в созвездии Большой медведицы "Жеті қарақшы" (семь конокрадов). Для скотовода - конокрады, для не кочевника - преобразовались в старцев . Они такие же пастухи на небе только старые. Не знаю почему у вас они превратились в конокрадов. Наверное сказывается казахский "национальный вид спорта -баранта". Рядом же Алтан гадасун. Что сказать если монголы звезд на небе считают одним великим кочевьем когда-то ушедших с родных степей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Значит все таки первые кочевники монголы больше тяготели к тюркам, а наши юзеры нет. А кто тогда создавал первую юрту, если не было тюрков и монголов, египтяне? Кто кто, человек. Может быть он говорил на праалтайском языке. Может быть первый человек был казахом, по-казахски адам ведь человек? Шутка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Они такие же пастухи на небе только старые. Не знаю почему у вас они превратились в конокрадов. Наверное сказывается казахский "национальный вид спорта -баранта". Рядом же Алтан гадасун. Что сказать если монголы звезд на небе считают одним великим кочевьем когда-то ушедших с родных степей. Всё верно. Есть казахская легенда-миф, наверное и у других тюркских народов (пример - легенда о девушке и её изображении на Луне, слышали такое?) о Белой лошади - Ақбозат, привязанной к железному колу (Темір қазық - Полярная звезда), а семеро конокрадов хотят выкрасть лошадь. Барымта в крови у казахов. Это не воровство, а показатель удали, мужской отваги, средство мести, средство найти невесту у кого нет средств, но есть отвага и т.д. Другими словами барымта - это в мирное время заменитель войны ("войнушка" ) и своего рода тренировка мужчин. Это русские преподнесли ее как нечто отрицательное. А что, у монголов ее нет? Или сейчас найдёте также как и шанырак? Если нет, то как тренировались? В спортивных секциях у нойнов? Шутка конечно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Кто кто, человек. Может быть он говорил на праалтайском языке. Может быть первый человек был казахом, по-казахски адам ведь человек? Шутка Не-а. Миф свежий, чувствуется по его мотивам. Праалтайским, андроновцами, шумерами, египтянами там не пахнет даже. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Всё верно. Есть казахская легенда-миф, наверное и у других тюркских народов (пример - легенда о девушке и её изображении на Луне, слышали такое?) о Белой лошади - Ақбозат, привязанной к железному колу (Темір қазық - Полярная звезда), а семеро конокрадов хотят выкрасть лошадь. Барымта в крови у казахов. Это не воровство, а показатель удали, мужской отваги, средство мести, средство найти невесту у кого нет средств, но есть отвага и т.д. Другими словами барымта - это в мирное время заменитель войны ("войнушка" ) и своего рода тренировка мужчин. Это русские преподнесли ее как нечто отрицательное. А что, у монголов ее нет? Или сейчас найдёте также как и шанырак? Если нет, то как тренировались? В спортивных секциях у нойнов? Шутка конечно. Наших барантачей зовут сайн эр-ами. То есть добрыми молодцами. О них слагали песни, рассказывали предании. До сих пор отчаянные товарисчи ходят на это дело, кто за границу, кто на дальный аймак. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Не-а. Миф свежий, чувствуется по его мотивам. Праалтайским, андроновцами, шумерами, египтянами там не пахнет даже. Вы еще мифолог? Однако земля Казахстана не обидел Вас талантами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Вы еще мифолог? Однако земля Казахстана не обидел Вас талантами. Да, и мифолог, и маньчжуровед, тюрколог, монголист, хэрэит, монгол, казак (шютка). Земля моих предков - Керулен, Онон, Тугла, Каракорум. Позже - Сибирский юрт, сейчас - Казахстан. Ваша сейчас Керулен, Онон, Тугла и др. Тем самым, мы все с Вами сдвинулись с востока на запад. А где была Ваша земля раньше? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Связь между "жұт" и "жұту" прямая, козе понятно. В словаре только эти слова: ЗУД – болезнь растений ЗҮДРЭ – стойка Других значений и слов нет объясняющих ДЖУТ. Каком словаре то? Маньчжурском? Если монгольский то значит очень плохой, бедный словарьчик у тя... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы reicheOnkel Опубликовано 18 марта, 2010 Модераторы Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Да, и мифолог, и маньчжуровед, тюрколог, монголист, хэрэит, монгол, казак (шютка). Земля моих предков - Керулен, Онон, Тугла, Каракорум. Позже - Сибирский юрт, чейчас - Казахстан. Ваша сейчас Керулен, Онон, Тугла и др. Тем самым, мы все с Вами двинулись с востока на запад. А где была Ваша земля раньше? ккк, раньше это когда? Я вот примерно могу тоже так выросывовать маршрут кочевок моих предков. 10-13 вв. Забайкалье Джидинские степи, потом в 1206 году в Онон и Керулен, оттуда в начале 16-го века в район Толы Хангай, оттуда в начале 17-го в Кукунор, оттуда в 1637-м году в Шилингол, оттуда в 1688 году обратно в Забайкалье в Кяхтинский район, оттуда уже в начале 20-го века в Монголию. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Не надо мудрить и натягивать Аза. Ваше средство - это печь, а его функция - глотать что-ли? Джут не "кусает" поголовье скота, а пожирает. Бедненкий мой, не знает этимологию слова "джут" и связывает совсем другим словом "жұту,жұт - глотать". Джут - имеет смысл бедствие, страдание, обголодание. А глагол из него: жұтау бедствие, разориться, падеж скота вследствие джута, нищета, обнищание, бедствие от нехватки, страдание от нехватки Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Дело в том что эти термины "сум" и "баг" (на тюркском "ок" и "баг??") не связаны с земледелием. А явлаются сугубо воинскими административными единицами. Сейчас в современной Монголии идет по следующей последовательности (из крупного к малому): Улс --> аймаг --> сум --> баг --> арван (десятки) а древнетюркский было бы как: Эль --> (аймак*/кошун*) --> ок --> баг --> он. * - оба термины являются более поздними монгольскими заимствованиями, не знаю какие именно тюркские термины будет соответствовать на этом месте. Насчет термина "баг", его использование у тюрков как: ..."Токсан еки баулы кыпшак"- это "кочевые узбеки",... Ерөн хоёр багтай хивчагууд... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Бедненкий мой, не знает этимологию слова "джут" и связывает совсем другим словом "жұту,жұт - глотать". Джут - имеет смысл бедствие, страдание, обголодание. А глагол из него: жұтау бедствие, разориться, падеж скота вследствие джута, нищета, обнищание, бедствие от нехватки, страдание от нехватки Меня джут не постигал, Аллаға шүкүр - Тәңір жарылқады, чтобы я был бедненьким. Это Вы дружище мой бедненький потому как обрадовались найдя через 2 часа (почему не раньше то?) слово "жұтау" в предоставленном мной же словаре казахского. Да будет Вам известно впредь как казаховеду - самоучке, что слово "жұтау" производное от "жұт" и позднее чем первое. В обеих корнях "жұт" - глотай, заглатывай, пожирай. Ничего, со временем научитесь. А бедствие - апат. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 ккк, раньше это когда? Я вот примерно могу тоже так выросывовать маршрут кочевок моих предков. 10-13 вв. Забайкалье Джидинские степи, потом в 1206 году в Онон и Керулен, оттуда в начале 16-го века в район Толы Хангай, оттуда в начале 17-го в Кукунор, оттуда в 1637-м году в Шилингол, оттуда в 1688 году обратно в Забайкалье в Кяхтинский район, оттуда уже в начале 20-го века в Монголию. В 1206 г. Онон и Керулен не может быть, т.к. по источникам (РАД и др.) тогда там были кереиты. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Ерөн хоёр багтай хивчагууд... Сильно изменяете казахский язык, к примеру русские тоже искажали "Хан Тявка" (Таукехан). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Altai Xangai Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Земля моих предков - Керулен, Онон, Тугла, Каракорум. Позже - Сибирский юрт, чейчас - Казахстан. Ваша сейчас Керулен, Онон, Тугла и др. Тем самым, мы все с Вами двинулись с востока на запад. А где была Ваша земля раньше? CОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ МОНГОЛОВ Перевод С.А.Козина § 1. Предком Чингис-хана был Борте-Чино, родившийся по изволению Вышнего Неба. Супругой его была Гоа-Марал. Явились они, переплыв Тенгис . Кочевали у истоков Онон-реки, на Бурхан-халдуне, а потомком их был Бата-Чиган, CОКРОВЕННОЕ СКАЗАНИЕ МОНГОЛОВ Перевод Палладий (Кафаров) § 1. Вначал предками Монгольского дома были небеом рожденныи бурыи волк, да сивая лань, сочетавшись между собою, они вместь переплыли воду, называемую Тэнгис, достигли вершины реки называемой Онон, и поселились у горе по имени Бурхань здесь они пройзвели на светь человека по имени Батачиган Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Меня джут не постигал, Аллаға шүкүр - Тәңір жарылқады, чтобы я был бедненьким. Это Вы дружище мой бедненький потому как обрадовались найдя через 2 часа (почему не раньше то?) слово "жұтау" в предоставленном мной же словаре казахского. Да будет Вам известно впредь как казаховеду - самоучке, что слово "жұтау" производное от "жұт" и позднее чем первое. В обеих корнях "жұт" - глотай, заглатывай, пожирай. Ничего, со временем научитесь. А бедствие - апат. Дорогой маньчжуровед, я знал этого поэтому давал монгольский "зутрах/зудрах". жұт - глотать и джұт(a) - бедствие два разных слова. Поэтому жұту и жұтау разные слова . Вообще-то глотать на тюркском должно быть "сыыр-, сыгыр-", откуда этот жұт в казахском может из маньчжурского проверь пожалуйста.. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Сильно изменяете казахский язык, к примеру русские тоже искажали "Хан Тявка" (Таукехан). казахский - молодой язык. древнетюркское слово: баг ---> бау, баw. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 18 марта, 2010 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2010 Дорогой маньчжуровед, я знал этого поэтому давал монгольский "зутрах/зудрах". жұт - глотать и джұт(a) - бедствие два разных слова. Поэтому жұту и жұтау разные слова . Вообще-то глотать на тюркском должно быть "сыыр-, сыгыр-", откуда этот жұт в казахском может из маньчжурского проверь пожалуйста.. Я же говорил Вам что надо с достоинством проигрывать. Нет доводов так и признайтесь, а не несите всякой чепухи, будьте Вы хоть казаховедом с ученой степенью. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться