Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Привет всем!! Нам очень интересно история нашей страны. Спасибо всем людям которые создали форум и участникам.  Эртем билиглиг акы- дунмага дээрден черге чедир могейдим .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 minutes ago, TurgunЭr said:

Привет всем!! Нам очень интересно история нашей страны. Спасибо всем людям которые создали форум и участникам.  Эртем билиглиг акы- дунмага дээрден черге чедир могейдим .

История вашей страны очень тесно связана с монгольским миром, монгольским народом и монгольским языком.

Надо основываться на это, а не на псевдо-муслимо-тюрко-братстве.

Слово "мөгэйдим"  - это из какого языка? И тангды тувинцы говорят как "мөгей-" или как "мөгэй-". Думаю что "мөгэй-".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 21.01.2017 в 16:09, Туран сказал:

он(ед.ч.) - онт(архаич.мн.ч.) - онта(промеж.мн.ч.) - ондар(совр.мн.ч.)?

Почему бы и нет. Мн. ч. само собой напрашивается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, enhd сказал:

История вашей страны очень тесно связана с монгольским миром, монгольским народом и монгольским языком.

Надо основываться на это, а не на псевдо-муслимо-тюрко-братстве.

Последние 800 лет, и это тоже очень важная часть нашей истории, но НЕЛЬЗЯ ее рассматривать в ущерб остальной истории и в ущерб нашему происхождению.

И да, я категорически против ислама в Тыве.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 минут назад, Quarc сказал:

Последние 800 лет, и это тоже очень важная часть нашей истории, но НЕЛЬЗЯ ее рассматривать в ущерб остальной истории и в ущерб нашему происхождению.

И да, я категорически против ислама в Тыве.

А что есть вариант со сменой религии ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Мерген сказал:

А что есть вариант со сменой религии ?

Я про это — «псевдо-муслимо-тюрко-братстве».

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Quarc сказал:

Я про это — «псевдо-муслимо-тюрко-братстве».

Любое братство, тюркское или монгольское, или иное должно быть на втором месте после национальных интересов.

Процветания братской Туве !

  • Одобряю 2
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В Tuesday, January 17, 2017 в 20:20, Туран сказал:

 

     Т.ему религии на истор.форуме лучше вообще не поднимать.но все таки ,религия отделяет вас от  остального тюркского мира,не  задавали себе такой вопрос?другие тюрки приняли ислам,мне кажется это пошло им на пользу.мне кажется у меня более менее обьективный взгляд,так как я не тюрк , и не мусульманин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Мерген сказал:

Любое братство, тюркское или монгольское, или иное должно быть на втором месте после национальных интересов.

Процветания братской Туве !

Согласен,но вера все таки их отделяет от братьев тюрков.буддизм это все таки другое ближе нам монголам.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Какие такие "братья тюрки"? До 20 века турки, туркмены наверное и не знали о существовании тувинцев, хакасов и др. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Только что, Kenan сказал:

Какие такие "братья тюрки"? До 20 века турки, туркмены наверное и не знали о существовании тувинцев, хакасов и др. 

Это ведь обьективные вещи,всем понятно,мой не очень грамотный дед,не особо подозревал о Бурятах и Монголах,может ошибаюсь,не слышал от него просто.но всегда говорил мы Ойрат-турат :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, mechenosec сказал:

Это ведь обьективные вещи,всем понятно,мой не очень грамотный дед,не особо подозревал о Бурятах и Монголах,может ошибаюсь,не слышал от него просто.но всегда говорил мы Ойрат-турат :D

подавляющее большинство тувинцев не знают и не применяют в жизни учение Будды

а вот насчет Ойрат-турат - очень интересно, ведь наш лингвист Татаринцев считает, что Тумат в тувинском варианте - Туман, тогда Турат = Туран

В Туве есть т.н. Долина Царей (скифских и поздних), она расположена в Турано-Уюкской котловине

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

22 часа назад, enhd сказал:

История вашей страны очень тесно связана с монгольским миром, монгольским народом и монгольским языком.

Надо основываться на это, а не на псевдо-муслимо-тюрко-братстве.

Слово "мөгэйдим"  - это из какого языка? И тангды тувинцы говорят как "мөгей-" или как "мөгэй-". Думаю что "мөгэй-".

Прошу прошения enhd ) необразованный человек я и безграмотный но историю люблю читать, слушать у стариков. Уважаю всех национальностей и монгол  и турок ) Сам я рос у реки Чыргакы может кто знает историю этих мест заранее благодарю ....  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 25.01.2017 в 10:49, enhd сказал:

История вашей страны очень тесно связана с монгольским миром, монгольским народом и монгольским языком.

Надо основываться на это, а не на псевдо-муслимо-тюрко-братстве.

Слово "мөгэйдим"  - это из какого языка? И тангды тувинцы говорят как "мөгей-" или как "мөгэй-". Думаю что "мөгэй-".

Амыр-ла Энхд ака! нечего было настраивать себя против своего народа, со своим Халха языком, и вы же пытались возвеличить Халхов, и тот же время пытались нас принизить, типа Урианхай Тувинцы никто. А оказывается это не так, мы лучше понимаем чем вы, мы лучше сохранили язык старомонгол, не так ли. Вот почитайте Б.Я. Владимирцева, и вы поймете, почему Халха язык до сих пор не может стать письменным монгольским, да потому что вы все время съедаете половину слов, или выдаете словам другой смысл (приложу скриншот с Владимирцева). И потом же говорить нам, что мы неучи. А вот когда вас приперли, вы пишете мы связаны с Монгольским миром, а кто это отрицает, по моему из наших никто не отрицал Это, мы все время нашей истории связаны кочевниками монгольских степей, это наша прямая история.  Хунну, Сяньби, Тоба, Коктюрки, Уйгуры, Кыргызы, Старомонголы, все оставили свои гены, внесли вклад в становлению нашего народа. И мы и есть старомонголы в лице Урианхайцев, это доказывает наш язык, который сохранил в языке родные слова великого кагана, слова и термины государства. И внимательно прочитайте Владимирцева, там столько много Тувинских слов пишется письменным монгольским, как написано так и читается.

8PAxN9sAhyc.jpg

MDXk6W29M6M.jpg

Владимирцев про это писал в начале 19 века, что получается, этот письменный язык за 700 лет не стал Халха языком, или Халха язык не смог стать письменным монгольским, Так получается.

А вот вы как буквы съедаете (в одном примере, почитайте Владимирцева, там уйма), письменным написано йосугар, а вы читаете йосор

bE3sRTohyGk.jpg

На Тувинском языке нету звука Ё, а есть йо, и по правописанию пишется ёзугаар-читается йозугаар. Так же как мөгей, читается мөгэй.

fjuAAkGtIqs.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, TurgunЭr сказал:

Прошу прошения enhd ) необразованный человек я и безграмотный но историю люблю читать, слушать у стариков. Уважаю всех национальностей и монгол  и турок ) Сам я рос у реки Чыргакы может кто знает историю этих мест заранее благодарю ....  

Ув. TurgunЭr, не стоит обращать внимание на слова Энхда - вы правильно написали "мөгей", поскольку этого требуют правила тувинского письменного языка.

Насчет Чыргакы, насколько помню из Топонимического словаря Тувы, это название состоит из двух частей чыргаар - "блаженствовать" (монголизм) и кы - то ли кетское, то ли самодийское "река".

З.Ы. Уйгур и Писмейкер назвали бы вас "кетским монголом", но... один в двойном бане, второй - на грани, поэтому будет строже следит "за базаром":D

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

13 часов назад, Туран сказал:

Ув. TurgunЭr, не стоит обращать внимание на слова Энхда - вы правильно написали "мөгей", поскольку этого требуют правила тувинского письменного языка.

Насчет Чыргакы, насколько помню из Топонимического словаря Тувы, это название состоит из двух частей чыргаар - "блаженствовать" (монголизм) и кы - то ли кетское, то ли самодийское "река".

З.Ы. Уйгур и Писмейкер назвали бы вас "кетским монголом", но... один в двойном бане, второй - на грани, поэтому будет строже следит "за базаром":D

Ув. Туран, я это правило сказал бы дурацким, лучше писали бы вместо "е" "Э" люди не ошибались бы чтении.  И окончание кы, ки, ку, кү, скорей всего не кетское, и не самодийское. А указывает место, кудуку, үстүкү, адакы, кыдыкы, кыйыкы, а в слове чыргакы-место блаженства. Может еще через г писаться, я заметил у Владимирцева, Көдэгэ-край, по нашему көдээ,родственное слово кыдыкы, (кэдээр-в сторону край)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Поторопился, у нас как у владимирцева письменный монгольский көдеге и написано у него как противопоставление к городу. Примерно так помню, почитаю, может это описание найду. Скриншот с Тувинско-русского словаря.

3kfpgKwFObA.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кочевавшие обществами обычно передвигались одним табором и останавливались одним становищем. Стойбища такие иногда насчитывали несколько сотен юрт. Стойбище, küriyen ~ güriyen по-монгольски, образовывалось из скопления аилов, по-монгольски ayil, т. е. кочевых стоянок или кочевых дворов, состоявших из отдельных юрт и телег-кибиток. «Значение куреня, — говорит Рашид-ад-Дин, — есть таково: когда в поле кибитки во множестве ставят кругом в виде кольца, то называют это „курень». В другом месте тот же автор поясняет следующим образом: «Значение куреня есть кольцо. В старинные времена, когда какое-нибудь племя останавливалось на каком-нибудь месте наподобие кольца, а старший из них был подобен точке в середине круга, это называли курень. В нынешнее время, когда приблизится неприятельское войско, располагаются по той фигуре, дабы не вошел в середину чужой и неприятель». Чан Чунь тоже видел скопление в несколько тысяч юрт и телег — становища одного хана и ханских жен.

 

Скриншот Тувинский

_BZpKA4V3oI.jpg 

скриншот Монгольский

sd_SlBDS3TQ.jpg

Если судить по РАД-у "küriyen ~ güriyen по-монгольски"  Значение куреня есть кольцо.

Тувинский

Словоизменительная единица (суффикс).

Значение[править]

  1. причастие прошедшего времени ◆ номчуур (читать) → номчаан сен — ты прочитал

Фонетические варианты[править]

  • -кан, -кен, -ган, -ген, -аан                                  Получается Курээген-сделано окружение.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Күрә" (калмык) - "круг; монастырь"

Именно от калмыцкого "күрә" (а не халхаского хүрэ) идёт "курень".

По моей фольк-версии:

"Кереит" от "күрә"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.01.2017 в 09:43, TurgunЭr сказал:

Прошу прошения enhd ) необразованный человек я и безграмотный но историю люблю читать, слушать у стариков. Уважаю всех национальностей и монгол  и турок ) Сам я рос у реки Чыргакы может кто знает историю этих мест заранее благодарю ....  

На мой взгляд «Чыргакы» имеет то же происхождение/значение, что и «Ергаки» («Йергаки»), просто одно слово в «ч-» варианте, другое в «й-» варианте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 минут назад, Quarc сказал:

На мой взгляд «Чыргакы» имеет то же происхождение/значение, что и «Ергаки» («Йергаки»), просто одно слово в «ч-» варианте, другое в «й-» варианте.

))) эти названия никак не связаны. Первое от слова чырга-блаженствуй, чыргал-нега, блаженство. А второе слово от эргек-палец. Есть же название этой тайги на Тувинском языке Эргек дыргак тайга, а Русские только от первого слова назвали Эргеки-эргаки-пальцы, урезали на свой лад.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

36 минут назад, Эр-Суге сказал:

))) эти названия никак не связаны. Первое от слова чырга-блаженствуй, чыргал-нега, блаженство. А второе слово от эргек-палец. Есть же название этой тайги на Тувинском языке Эргек дыргак тайга, а Русские только от первого слова назвали Эргеки-эргаки-пальцы, урезали на свой лад.

а может от местных самодийцев осталось Эргеки Дыргакы тайгазы?:)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В 26.01.2017 в 21:27, Эр-Суге сказал:

Поторопился, у нас как у владимирцева письменный монгольский көдеге и написано у него как противопоставление к городу. Примерно так помню, почитаю, может это описание найду. Скриншот с Тувинско-русского словаря.

3kfpgKwFObA.jpg

Случайно наткнулся, читать было лень, просто ради интереса открыл) и наткнулся,повезло)

fCVUa8sFESk.jpg

Вот тут по Халха языку ход:о, а по нашему көдеге и по письменному монгольскому тоже көдеге) и это место противопоставляется у нас к поселениям. Но в совр. монгольском языке, по крайней мере  в словаре Кручкина это слово ходо не нашел, как понять, халхи это слово применяли в начале 19 века, а в эти дни утеряли? Есть Хот-город, тогда это никак не противопоставление к поселению?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Эр-Суге сказал:

Случайно наткнулся, читать было лень, просто ради интереса открыл) и наткнулся,повезло)

fCVUa8sFESk.jpg

Вот тут по Халха языку ход:о, а по нашему көдеге и по письменному монгольскому тоже көдеге) и это место противопоставляется у нас к поселениям. Но в совр. монгольском языке, по крайней мере  в словаре Кручкина это слово ходо не нашел, как понять, халхи это слово применяли в начале 19 века, а в эти дни утеряли? Есть Хот-город, тогда это никак не противопоставление к поселению?

А там в словаре "хөдөө" (сельское поселение, степь, худон):)

Вот эти точки выше "u" и "o" в латинице у Владимирцева - это означает, что эти буквы соответствуют звукам, близким к "у" (ө). Как-то так. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...