Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Опять притягивание за уши вполне тюркского термина Темирчи - "Кузнец". Татарским именем назвал своего сына Есугей.

В Вашем случае будет Демнечин, а не Темучин.

Ув. Руст! Думаю это не притягивание за уши, а правда. По историческим документам имя написано темучин-демучин, а не темирши, темирши вот это и есть притягивание за уши.

Что сказать, скорей всего спасибо за ответ, от этого мне дали дополнительно дать обьяснение, почему демучин. Есть на тувинском вот такие названия и имена по роду деятельности как малчын, салчы и т.д. мал-животное, от этого малчын. Если по вашей логике тогда это имя должно быть малдачын, а салчы будет уже салдачы. И такая же ситуация с именем Темучин-Демучин.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А татарского вождя звали Темучин -Уге, Темучин-обьединитель, а вот слово уге-өге, с древнетюркского мудрый. Мудрый обьединитель, конечно такое имя должно понравится Есугей-Йосугейу. А вот йосу-йозу обычай на Тувинском, интересно отца Чингис Хаана звали Обычай с уменьшительно ласкательным суффиксом гей, это имя означает соблюдающий обычаи, или чтущий обычаи. Интересно

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"тем/түм" - видимо, ностратическая основа, означающая в частности и буквально "10000", отсюда: "темник", "түмен", но в целом  - "народ, численностью порядка 10 000". имхо.

"ужу" (тув.) - край, начало/конец,

"ужин" - человек, стоящий вначале или, так сказать, - "правофланговый", "главный", "вождь"

 

отсюда - Темужин - вождь племени.

 

Не стоит забывать, что родную сестру Темужина звали Темулун - тоже есть "тем", а что значит "улун" - сразу навскидку не скажу.

 

В общем, основа - "тем/дем" - связана с народом.

 

Темирчи - фонетически совсем другое название.

Кстати, в Туве есть место Демиржи, в Крыму тоже есть - Демирджи, семантика и того и другого связано с залежами поблизости железной и руды и, соответственно, обитанием поблизости рудокопов-кузнецов.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ТРАНСКРИПЦИЯ текста печати на латиницу:
1. möngke tngri-yi:n
2. küčündür yeke Monggol
3. ulus-un dalai-i:n
4. qanu jrlg il bulga
5. irgen-dür kürbe:sü
6. büširetügei ayutugai

Уважаемые земляки, тувинские форумчане, вынужден констатировать, что наш тюркский язык далек от монгольского текста этой печати. Скорее всего ваши оппоненты уже знакомы со значением этого текста, переведу на тыва дыл

1. Мөңге дээрниң

2. күчүзүнүң адаанга улуг Моол

3. күрүнениң далайының

4. хаан чарлыы көзүлдүрүп бадырарга

5. чурттакчы чонга четпишаан

6. коргуп сүрээдеп сагып чүдүзүнер

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вместо муссирования и притягивания за уши героев 13 века, давайте вспоминать и изучать более древнюю и славную историю нашего древнейшего и автохтонного народа с очень и очень аутентичной тюркской культурой и языком.

Возьмем Тоба Вэй допустим. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вместо муссирования и притягивания за уши героев 13 века, давайте вспоминать и изучать более древнюю и славную историю нашего древнейшего и автохтонного народа с очень и очень аутентичной тюркской культурой и языком.

Возьмем Тоба Вэй допустим. 

Амыр-Менди! Надеюсь вы эту тему нам просветите и лучше нас знаете про Тоба вей. Если начали, скорей всего вы что-то нашли интересное, как знаток Китайского и Монгольского. Мне, чтобы эту тему изучить не хватает знания. Но я чувствую что сяньби как предки Тоба являются нашими предками, скорей всего они взяли свое название  от горы саян (сяньби шан). И сяньби шань переводится синяя сяньская гора, мне так подсказали. Если это так, тогда более правильный перевод Небесные Саяны.

 В отношении героев 13 века, скорей всего не откажемся, т.к история Тувы и Монголии неразрывно связаны. Включая наших славных предков коктюрков, и ихняя влияния на историю центральной Азии огромная. Из-за этого у монгол, многие слова государственного устройства и родные слова самого ЧХ, являются древнетюркского происхождения.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Из книги тувинского ученого Доржу Чургуй-оола (это не я :) ) "Мен тыва мен" (2015), к.ф.н., ведущего научного сотрудника Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований (бывший ТНИИЯЛИ)

 

...Тоба были тюркоязычным народом -  в научных книгах указано [P. Boodberg. The language of the T’o-pa Wei. Harvard Journal of Asiatic Studies,vol.1, 1936, стр. 167-185; L. Bazin. Recherches sur les paries То-pa. T’oung-Pao, 1950, v. 2019, стр. 4-5; База: G. Clauson. Turk, Mongol, Tungus. Asia Major, New Series (vol.8), pt.1, 1960]. В целом, тоба, ведущие свое происхождение от сяньби, напрямую относятся к древним великим предкам тувинцев. Постепенно тоба на восток переселяясь, ...

OMWRPLe-m7I.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сяньби ведь монголоязычными считаются. выходит и тоба тоже

Привет всем! Я тоже тувинец и долго читал вашу дискуссию, очень интересно и познавательно.

Насчет тоба, автор пишет, что они тюркоязычны, но происходят от сяньби. То есть по крови сяньби, но принявшие тюркскую речь. 

 

Я вот хотел форумчан спросить, есть ли Тулуши в других тюркских народах, кроме алтайцев. И что под словом "Тулуш" понимается?

Сам я кстати из рода Адыг-Тулушей, из Улуг-Хема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые земляки-тувинцы и монголоязычные и тюркоязычные форумчане (наши оппоненты), в вопросе о тюркоязчности или монголоязычности, даже тунгусоязычности сяньби и их наследников-тоба всему приходится ссылаться только и только на древнекитайские источники, точнее иероглифические тексты на вэньяне (древнекитайском языке). Для этого мы должны обращать внимание: на специфическое историческое мышление ханьского народа, на изложение истории ханьцев и окружающих их "варваров" с точки зрения ханьцев, на развитие фонетики ханьского языка, который звучал совершенно иначе в раннем средневековье (3-9 века н.э.). Современная фонетика ханьской (китайской) речи на основе пекинского диалекта сформировалась под огромным влиянием северных варваров, в основном маньчжуров, которые насильно насадили эту фонетику на всей территории империи Дайцин. 

Таким образом иероглифы Сяньбэй (сяньби) не могли звучать, как сяньби в эпоху господства сяньби, и так далее. отсюда и начинаются дискуссии....

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Тюлюш / Телес / Деелес / Делес - это древнее племя. Есть версия о его происхождении от древнетюркского термина телес, обозначавшего два крыла - телес и тардуш.

 

У кыргызов есть крупное племя дёёлёс, оно же у южных алтайцев. У них одинаковы даже поговорки - "телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюлюш / Телес / Деелес / Делес - это древнее племя. Есть версия о его происхождении от древнетюркского термина телес, обозначавшего два крыла - телес и тардуш.

У кыргызов есть крупное племя дёёлёс, оно же у южных алтайцев. У них одинаковы даже поговорки - "телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище. [/quote

Телес - Восточный тюркский каганат. Тардуш - Западный. Оба - представляют название царской династии

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Тюлюш / Телес / Деелес / Делес - это древнее племя. Есть версия о его происхождении от древнетюркского термина телес, обозначавшего два крыла - телес и тардуш.

У кыргызов есть крупное племя дёёлёс, оно же у южных алтайцев. У них одинаковы даже поговорки - "телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище. [/quote

Телес - Восточный тюркский каганат. Тардуш - Западный. Оба - представляют название царской династии

 

Во Втором восточно-тюркском каганате были два крыла - правое, восточное - телес и левое, западное, тардуш. Такая же система была, скорее всего, и в Западнотюркском каганате. Конец Второго тюркского каганата был вызван противостоянием тардушей и телесов. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы с Доржу Чургуй-оолом Михайловичем при обсуждении темы Тоба, вынуждены пока ссылаться только на источники-переводы русских авторов, частично западных (в русском переводе), таким образом оба понимаем необходимость существования у тувинского народа собственного ученого-тувинца, хорошо владеющего языком вэньян, который бы примерно сформировал правдивую историю своего народа, учитывая интересы и самолюбие своего народа. Надо рыться в архивах Пекина, Хох-Хота, Тайбея, рыться в корейских, японских текстах для воссоздания фонетики той эпохи. Надо точнее воссоздать звучание этнонимов и отрывочные транскрипции речи варваров, встречающихся в некоторых источниках. Наше тувинское преимущество, то, что мы в мире самые аутентичные тюрки и прямые наследники тюркского койне с точки зрения тюрколога-лингвиста, великого Кормушина.  

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Уважаемые земляки-тувинцы и монголоязычные и тюркоязычные форумчане (наши оппоненты), в вопросе о тюркоязчности или монголоязычности, даже тунгусоязычности сяньби и их наследников-тоба всему приходится ссылаться только и только на древнекитайские источники, точнее иероглифические тексты на вэньяне (древнекитайском языке). Для этого мы должны обращать внимание: на специфическое историческое мышление ханьского народа, на изложение истории ханьцев и окружающих их "варваров" с точки зрения ханьцев, на развитие фонетики ханьского языка, который звучал совершенно иначе в раннем средневековье (3-9 века н.э.). Современная фонетика ханьской (китайской) речи на основе пекинского диалекта сформировалась под огромным влиянием северных варваров, в основном маньчжуров, которые насильно насадили эту фонетику на всей территории империи Дайцин. 

Таким образом иероглифы Сяньбэй (сяньби) не могли звучать, как сяньби в эпоху господства сяньби, и так далее. отсюда и начинаются дискуссии....

Интересно, как по вашему звучал йероглиф обозначивший Сяньби,  вы наверно продолжите свое видение. Как я читал, на этом спорят синологи, и не могут разобраться, так ли? Еще один вопрос, если сяньби не так звучал, тогда Тоба тоже не должен так звучать. По моему так логичней будет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мы с Доржу Чургуй-оолом Михайловичем при обсуждении темы Тоба, вынуждены пока ссылаться только на источники-переводы русских авторов, частично западных (в русском переводе), таким образом оба понимаем необходимость существования у тувинского народа собственного ученого-тувинца, хорошо владеющего языком вэньян, который бы примерно сформировал правдивую историю своего народа, учитывая интересы и самолюбие своего народа. Надо рыться в архивах Пекина, Хох-Хота, Тайбея, рыться в корейских, японских текстах для воссоздания фонетики той эпохи. Надо точнее воссоздать звучание этнонимов и отрывочные транскрипции речи варваров, встречающихся в некоторых источниках. Наше тувинское преимущество, то, что мы в мире самые аутентичные тюрки и прямые наследники тюркского койне с точки зрения тюрколога-лингвиста, великого Кормушина.  

ну это конечно сильное заявление

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фонетическое звучание иероглифов Xian-Bei, по-моему не так важно, так, как ханьские историки все равно выводят этот народ из восточных отрогов Хингана и Ляодуна, это вне пределов ойкумены динлинов, хунну, тюрков, уйгур, теле и енисейских кыргызов, т.е. наших непосредственных предков 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Фонетическое звучание иероглифов Xian-Bei, по-моему не так важно, так, как ханьские историки все равно выводят этот народ из восточных отрогов Хингана и Ляодуна, это вне пределов ойкумены динлинов, хунну, тюрков, уйгур, теле и енисейских кыргызов, т.е. наших непосредственных предков 

сколько раз перечитывал про сяньби,  локализацию народа пока никто путем не указал? Но на окресности Байкала указывают большинство, или мне так показалось? Но стоит ли верить Ханьцам, если они не знают как йероглифы звучали  в те времена?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Мы с Доржу Чургуй-оолом Михайловичем при обсуждении темы Тоба, вынуждены пока ссылаться только на источники-переводы русских авторов, частично западных (в русском переводе), таким образом оба понимаем необходимость существования у тувинского народа собственного ученого-тувинца, хорошо владеющего языком вэньян, который бы примерно сформировал правдивую историю своего народа, учитывая интересы и самолюбие своего народа. Надо рыться в архивах Пекина, Хох-Хота, Тайбея, рыться в корейских, японских текстах для воссоздания фонетики той эпохи. Надо точнее воссоздать звучание этнонимов и отрывочные транскрипции речи варваров, встречающихся в некоторых источниках. Наше тувинское преимущество, то, что мы в мире самые аутентичные тюрки и прямые наследники тюркского койне с точки зрения тюрколога-лингвиста, великого Кормушина.  

ну это конечно сильное заявление

 

Я тоже про это читал, что один из лучших тюркологов Кормушин сказал, -Тувинский язык самый близкий к древнетюркскому.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тюлюш / Телес / Деелес / Делес - это древнее племя. Есть версия о его происхождении от древнетюркского термина телес, обозначавшего два крыла - телес и тардуш.

 

У кыргызов есть крупное племя дёёлёс, оно же у южных алтайцев. У них одинаковы даже поговорки - "телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище. 

 

Тюлюш / Телес / Деелес / Делес - это древнее племя. Есть версия о его происхождении от древнетюркского термина телес, обозначавшего два крыла - телес и тардуш.

У кыргызов есть крупное племя дёёлёс, оно же у южных алтайцев. У них одинаковы даже поговорки - "телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище. [/quote

Телес - Восточный тюркский каганат. Тардуш - Западный. Оба - представляют название царской династии

Спасибо, ребята! То есть все-таки - с одной стороны это военно-административное обозначение части империи получается, с другой самоназвание царских династий. Тогда логично получается, что Телес/Делес/Тулуш (правое крыло) это потомки тех самых кёк-тюрков. И военно-административный термин в силу каких-то причин (переселение части орды, уменьшение численности вследствие войн и т.д.) стал самоназванием остатка тех кёк-тюрков может быть? Если это так, то есть ли вероятность, что существуют и Тардуши (левое крыло) в западной части Великой Степи и в настоящее время?

"телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище." - какой заложен смысл в этой поговорке? Просто не уразумел =)

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тюлюш / Телес / Деелес / Делес - это древнее племя. Есть версия о его происхождении от древнетюркского термина телес, обозначавшего два крыла - телес и тардуш.

 

У кыргызов есть крупное племя дёёлёс, оно же у южных алтайцев. У них одинаковы даже поговорки - "телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище. 

 

Тюлюш / Телес / Деелес / Делес - это древнее племя. Есть версия о его происхождении от древнетюркского термина телес, обозначавшего два крыла - телес и тардуш.

У кыргызов есть крупное племя дёёлёс, оно же у южных алтайцев. У них одинаковы даже поговорки - "телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище. [/quote

Телес - Восточный тюркский каганат. Тардуш - Западный. Оба - представляют название царской династии

Спасибо, ребята! То есть все-таки - с одной стороны это военно-административное обозначение части империи получается, с другой самоназвание царских династий. Тогда логично получается, что Телес/Делес/Тулуш (правое крыло) это потомки тех самых кёк-тюрков. И военно-административный термин в силу каких-то причин (переселение части орды, уменьшение численности вследствие войн и т.д.) стал самоназванием остатка тех кёк-тюрков может быть? Если это так, то есть ли вероятность, что существуют и Тардуши (левое крыло) в западной части Великой Степи и в настоящее время?

"телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище." - какой заложен смысл в этой поговорке? Просто не уразумел =)

 

Поговорка, подтверждающая то, что Телесы - царского рода.

 

Верховный шаман Тувы Адыг-Түлүш Допчуң-оол оглу Кара-оол:

"Имя аймаков Түлүш пошло от двадцати сыновей волчицы и Ашина, что на тувинском звучит "Көккаарак/Коккаарак" (Синеглазый), а кормилицей и защитницей сыновей волчицы и Көккаарака была священная птица Түлү, в честь которой они и стали называть себя Түлүш. Раньше старики называли всех двадцати сыновей: Көк-Түлүш, Кызыл-Түлүш, Сарыг-Түлүш, Сапык-Түлүш, Дүктүг-Түлүш, Улуг-Түлүш, Биче-Түлүш, Адыг-Түлүш ... От этих сыновей волчицы и Ашина началась тюркская царская династия - так как в те времена люди говорили по разному, то называлась по разному: түлүш, телес, тардуш, түрүк, түрүл и т.п."

(имхо: окончание "с" - ностратическое, т.е. общее для древних языков - признак множ.числа, в тувинском варианте "с" перешло в "ш" - Түлүс > Түлүш)

Кстати, Коккаарак в тувинском имеет значение "волк".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

 

Мы с Доржу Чургуй-оолом Михайловичем при обсуждении темы Тоба, вынуждены пока ссылаться только на источники-переводы русских авторов, частично западных (в русском переводе), таким образом оба понимаем необходимость существования у тувинского народа собственного ученого-тувинца, хорошо владеющего языком вэньян, который бы примерно сформировал правдивую историю своего народа, учитывая интересы и самолюбие своего народа. Надо рыться в архивах Пекина, Хох-Хота, Тайбея, рыться в корейских, японских текстах для воссоздания фонетики той эпохи. Надо точнее воссоздать звучание этнонимов и отрывочные транскрипции речи варваров, встречающихся в некоторых источниках. Наше тувинское преимущество, то, что мы в мире самые аутентичные тюрки и прямые наследники тюркского койне с точки зрения тюрколога-лингвиста, великого Кормушина.  

ну это конечно сильное заявление

 

Я тоже про это читал, что один из лучших тюркологов Кормушин сказал, -Тувинский язык самый близкий к древнетюркскому.

 

 

Некоторые языковеды считают, что из языка собственно тюрков-тугю или кёк-тюрков, впоследствии развились тувинский, а также сейчас мертвые караханидский и язык государства Кочо. Это если назвать древнетюркским только язык кёк-тюрков или тюрков-тугю, тукюэ и т.д. Это был "д"-язык, условно коД - баран, аДак - чашка, нога.

 

Вместе с этим языком в то время существовали другие родственные языки - якутский - "т"-язык (коТ, аТак). Енисейско-кыргызский "з"-язык (коЗ, аЗак). Условно огузско-кыпчакский "й" -язык (коЙ, аЙак).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

 

Тюлюш / Телес / Деелес / Делес - это древнее племя. Есть версия о его происхождении от древнетюркского термина телес, обозначавшего два крыла - телес и тардуш.

 

У кыргызов есть крупное племя дёёлёс, оно же у южных алтайцев. У них одинаковы даже поговорки - "телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище. 

 

Тюлюш / Телес / Деелес / Делес - это древнее племя. Есть версия о его происхождении от древнетюркского термина телес, обозначавшего два крыла - телес и тардуш.

У кыргызов есть крупное племя дёёлёс, оно же у южных алтайцев. У них одинаковы даже поговорки - "телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище. [/quote

Телес - Восточный тюркский каганат. Тардуш - Западный. Оба - представляют название царской династии

Спасибо, ребята! То есть все-таки - с одной стороны это военно-административное обозначение части империи получается, с другой самоназвание царских династий. Тогда логично получается, что Телес/Делес/Тулуш (правое крыло) это потомки тех самых кёк-тюрков. И военно-административный термин в силу каких-то причин (переселение части орды, уменьшение численности вследствие войн и т.д.) стал самоназванием остатка тех кёк-тюрков может быть? Если это так, то есть ли вероятность, что существуют и Тардуши (левое крыло) в западной части Великой Степи и в настоящее время?

"телес не дает никому почетного места, телес не дает никому места на кладбище." - какой заложен смысл в этой поговорке? Просто не уразумел =)

 

 

Это не самоназвание царских династий, а именно административное деление. Просто главами крыльев естественно были принцы крови - шады, иногда младшие братья кагана, иногда главы крупных племен. Царским родом был род Ашина, к нему примыкал катунский род Ашидэ.

 

Поговорка звучит так "дёёлёс тёрюн бербейт, дёёлёс гёрюн бербейт". Т.е. деелесы так замкнуты и себе на уме, что не дают старшему места почетного, и не пускают других на свое кладбище.  

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо большое за информацию Туран!

А то в нынешнее время трудно узнать свои корни от родителей, и даже от более старших родственников. Я знаю свой род только до своего прапрадедушки. А информация данная Вами дает почву для размышлений. Эх, все-таки приятно осознавать, что возможно ты являешься потомком царственного рода. Но это всего лишь возможность, а не факт. 

И все же есть у меня множество вопросов. Один из них относится к численности населения, проживавшего в районе Саяно-Алтая. Вот в Википедии в статье про род Тёлес/Тулес/Тулуш наткнулся на любопытный факт. "После разгрома Тюркского каганата в 630 г. Чеби-хан основал княжество на Алтае (Тёлёсское ханство). Он привел с собою на Алтай 30000 воинов, остатки которых, впоследствии, стали родом тёлёс. Тёлёсское ханство существовало самостоятельно до сер. XVII в. В 1652 г. тёлёсы вошли в состав Теленгитского ханства." То есть до 17 века тёлёсы существовали. Хан привел 30000 воинов. Это только воины, вполне разумно предположить, что с войском пришли на Алтай еще и семьи воинов, слуги, рабы. А если предположить, что только половина войска имело жен, то есть семью и хотя бы по одному ребенку на каждую семью, получается нехилое то переселение. Путем нехитрых расчетов получаем астрономическую сумму численности населения для Алтая того времени. примерно 80-90 тыс. человек. И это только при допущении, что только половина войска имело семьи. А если учитывать, что в традиции тюрков было принято многоженство для влиятельных представителей, и многодетность, то цифра будет еще больше. Ладно, упростим задачу: будем считать по самым жестким критериям (только 25 % воинов имело семьи, из них по каждый 1 ребенку, слуг и рабов нет), но все-равно получается примерно 53 тыс. человек. И допустим коэффициент прироста для них составлял 1.5% в год с учетом убыли населения, то есть фактический минимум. И за сто лет население выросло бы до 130 тыс. чел. Это по минимуму. 

Сейчас на момент переписи населения 2010 года численность алтайцев составляет около 67 тыс. чел. Если брать с учетом погрешностей (ассимиляция, русификация) примерно 3-4%, то алтайцев - примерно 70 тыс человек. 

У меня как-то в голове не укладывается. Был же ведь 20 век - медицина, рост уровня жизни и все такое, и население 70 тыс. человек. А тут в Википедии утверждается, что в 7 веке произошел нехилый такой прирост в 30 тыс человек для населения Алтая. (Кстати княжество существовало аж до 17 века). А если учитывать, что там были другие роды? Что-то не так господа-офицеры. Что то не так с численностью населения Алтая.

А если численность населения Тувы тех периодов брать - совсем грустная картина, в начале 20 века 23 тыс. человек. Ну не может быть я подумал и был прав. И в голову то и дело влетают угрюмые умозаключения: "Правы сказки, глаголящие о том, как враг лютый истребил народ честной. Правда все: как рубили головы юнцам и детям, как насиловали женщин, как истязались над благородной седой старостью, как многочисленный народ исчез...". Я как кто слышал то ли поговорку, то ли предание (сжатый до поговорки): там говорилось о том, что до завоевания маньчжур у тувинцев были тучные стада, представители родов ходили в гости друг другу буквально по соседству. А после, случилась беда. пришел враг, завоеватель. И полилась кровь невинных. Этой крови хватило бы, чтобы наполнить озеро (какое точно не помню), и даже несколько таких озер, а костей хватило бы, чтобы образовать огромную гору. Раньше не знали что такое голод, не знали что такое нищета, а после завоевания появляются предания о людоедах. Поистине пришла беда катастрофических масштабов: народ даже изменил погребальные обряды (которые кстати являются самыми консервативными и меняются исключительно силовыми методами или иными причинами, например, природно-климатическими), изменил культуру на монгольскую (монголам не обижаться, это просто факт). Ведь до 18 века в погребениях на территории Тувы у усопших культура совсем иная, чем сейчас есть у тувинцев. У погребенных одежда такая же как у алтайцев, казахов. После, какой то слом и смена. Вместо погребального обряда - оставление праха умершего в степи (наверное из-за насаждения буддизма).

То есть, что я хочу сказать то, нужно исследовать эту тему более обстоятельно. Просто какие то "темные века" для Тувы период конца 16 и начала 19 века.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...