Перейти к содержанию
Гость Rasul

Тувинцы

Рекомендуемые сообщения

Вы тут не разводите национализм!

 

Никто никого на форуме не разделяет на лучших и худших, споры ведутся сугубо по историческим и лингвистическим вопросам и здесь не могут быть лучшие или худшие. Цель у каждой стороны спора обосновать и доказать аргументами и ссылками свою позицию, пытаться достичь исторической истины и справедливости в ряде вопросов, в которых она была ущемлена в прошлом.

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-Менди! Исходя из этой статьи, предки Тувинцев являются самыми древними тюрками, и от наших землей началась тюркская история!

 http://сувары.рф/su/book/export/html/649

 5. На основании антропологических данных, а также памятников материальной культуры можно предполагать, что древняя тюркская речь формировалась в Южной Сибири и Центральной Азии, на обширной территории от Алтая через Саяны до Байкала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Тувинцы альпинисты ветераны Маадыр-оол Ховалыг и Марианна Кыргыс восходили на самую вершину земли Эверест, в 18 апреля 2014 года.

4a3ca191fd4dc638d91b39fbfbebc86e.jpg

  Марианна Кыргыс

 

26d16232443bf87cdd9152b5bd5d7a77.jpg

   Маадыр-оол Ховалыг

 

Почитайте статью по линку: Из дневника тувинских альпинистов "Эверест- 2014"

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ноябре 2014 года на итоговом заседании Международной академии мировой моды монголов Вячеслав Донгак избран Президентом академии сроком на 4 года.

Заслуженный деятель искусств Республики Тыва, лауреат Государственной премии Республики Тыва (1990) Вячеслав Донгак приступил к обязанностям Президента Международной академии Моды мировых монголов.

 

fQYxDLv88r8.jpg

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В ноябре 2014 года на итоговом заседании Международной академии мировой моды монголов Вячеслав Донгак избран Президентом академии сроком на 4 года.

Заслуженный деятель искусств Республики Тыва, лауреат Государственной премии Республики Тыва (1990) Вячеслав Донгак приступил к обязанностям Президента Международной академии Моды мировых монголов.

 

fQYxDLv88r8.jpg

Амыр-Менди, всем! Тенгри, дай ему белую дорогу, в этом высоком звании, чтоб люди не завидовали, а радовались в его назначении!  А мать-земля пусть указывает дорогу! Все мы дети Великой степи и одной культуры! Курай!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Петр I сказал, что исток Енисея должен принадлежать к России. Судя по действиям 20 века он опредилил политику о Туве. Сейчас русские пропагандируют, что с 1910-х годов тувинцы хотели войти в состав России. Но в самом деле после свержения Цинской империи некоторые тувинские князи старались восстановить независимое государство. Другие князи поддержили Монголию и остальные поддержили Россию.  В начале 1920-х годов Монголия несколько раз поставила вопрос о Туве. Россия ответила, что сами тувинцы будут решить свой вопрос и в 1924 году премьер-министр Тувы решил войти в состав Монголии но он устранен русскими. Потом Россия назначила Куулар Дондука и Буянбадрыгы но они опять поддержили войти в состав Монголии. В 1932 году они расстрелены. 

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%8F%D0%BD-%D0%91%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D1%80%D0%B3%D1%8B,_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%88

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%80_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BA

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Хороший,документальный фильм о Туве в целом..Жизнь скотоводов,староверов и оленеводов тоджинцев..

Природа изумительная..

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Восточные монголы вскоре вновь возвысились и наибольшей силы достигли при Бату-Мöнке-Даян-сэцэн-хане (1474–1543), объединившем Восточную и Южную Монголию, земли на запад от р. Цзабхан. Резиденция Даян-хана была в Кара-Коруме. Южной группой монголов управляли старшие сыновья Даян-хана. После смерти Даян-хана в 1544 г. (Восточная) Монголия как единое целое ханство перестала существовать. Даян-хан, 18 По летописям, Санан Сэцэн и Алтан-Тобчи. 19 Лю-цзюй-хэ. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-038280-0/© МАЭ РАН Историческая справка и административное устройство ТАО 45 разделив Монголию на отдельные уделы, передал власть своим сыновьям. Монголия разделилась на Северную — Халха Монголию, которая с соседними с ней территориями (в том числе с Тувой) отошла в удел младшего сына Даян-хана Гэрэсэнцзе, и Южную Монголию — уделы его старших братьев. Тува отошла к Гэрэсэнцзе (Гэрэсанции)20. После его смерти этот удел был разделен на 3 аймака и 7 хошунов, по числу его сыновей. Три старших сына получили аймаки21 и стали аймачными ханами, остальные сыновья стали хошунными правителями, находившимися в вассальной зависимости от старших аймачных ханов. Однако фактически младшие правители были независимы, так как аймачные князья во внутренние дела хошунов не вмешивались. Шестой сын получил два поколения — Тангут и Сартагул, седьмой, Отхон-нойон, получил одно поколение урянхайцев (Позднеев, 1883, с. 97). Впоследствии ойраты вновь побеждают восточных монголов, зани- мают их столицу Кара-Kоpyм. В 1552 г. внук Даян-хана выгоняет ойратов из захваченного ими Кара-Корума. Ханы Хара-кула и его сын Батур стремятся создать прочное государ- ство, которое впоследствии получило название Джунгарского царства. С конца XVI в. важную роль в истории Тувы начинает играть образовав- шийся в результате феодального дробления на Верхнем Енисее, в Халхе и части Западной Монголии восьмой отдельный хошун, ставший вскоре сильным феодальным княжеством, которое называлось русскими, ойрата- ми и другими племенами Алтын-хановским. Основателем его был правнук Даян-хана — Шолой Убаши хун тайджи. В состав Алтын-хановского кня- жества входили небольшое число халха-монголов, кочующих в бассейне р. Тесь-хем в Кобдоском районе, хотогойты, алтайские и танну-ольские тувинцы (урянхайцы). Через десятилетие восточные монголы проникают в Западную Мон- голию и на берегу Черного Иртыша наносят жестокое поражение племени торгоутов. Около 1577 г. Абатай-хан (внук Гэрэсэнцзе) вновь поражает ойратов, назначает над ними своего сына Субагатая. Побежденные ойраты после смерти Абатая в 1586 г. восстали против захватчиков и убили Суба- гатая. Шолой-Убаши-хун тайджи (правнук Даян-хана)22 организовывает поход восточных монголов на ойратов для мести за убитого Субагатая. 20 В исторических документах Северной Монголии Гэрэсэнцзе был известен под именем Цзалаир/Жалайр/ хун-тайчжи, «Цзалаир»/Жалайр/ — имя поколения его матери, жены Даян-хана (Позднеев, 1883, с. 96). Г.Е. Грумм-Гржимайло отмечает, что в удел Гэрэсэнцзе входили территории за пределами Саян и Хангая (Грумм-Гржимайло, 1933, с. 173–174). 21 С начала XVIII в. эти 3 аймака стали именоваться Цзасакту-хановским, Тушету- хановским и Сэцэн-хановским. 22 Он владел хотогойтами, кочевавшими совместно с урянхайцами, у которых был свой правитель Сайн-мачжик (Позднеев, 1883, с. 104, прим. 4). Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-038280-0/ © МАЭ РАН 46 Глава II В 1587 г. ойраты разгромили восточных монголов. В конце ХVI в. вновь быстро растет могущество ойратов (джунгар). А.[М.] Позднеев пишет, что хотогойты и урянхаи заселяли дикую территорию вдоль северных границ западной и отчасти средней Халхи. Оба племени кочевали смешанно. По образу жизни отличались от халхасов. Они были «так же дики и угрюмы, как окружавшая их природа девственных и вековых лесов». Любимым их занятием была охота, которая доставляла главные средства к жизни. Скотоводством занимались мало. С раннего детства приучались владеть оружием: луком, копьем, «различного рода мечами». Хотогойты были воинственны, нападали постоянно на халхасцев- соседей, угоняли стада, брали в плен женщин (Летопись Эрденийн-Эрихэ, [Позднеев, 1883], с. 167–168). Считались данниками Цзасакту-хана, но были самостоятельны, не подчинялись ему (1662 г. и позднее). Урянхайцев было большинство, и по- тому неслучайно это княжество часто называли урянхайским, а Алтын- ханов — правителями урянхайцев23. Территория княжества Алтын-ханов менялась. Более постоянной была территория современной Тувы и часть Кобдоского округа современной МНР. В период расцвета территория это- го княжества доходила от берегов р. Иркута на востоке до Иртыша на за- паде, от Кобдоского округа на юге до Абакана на севере. Алтын-хановское княжество формально считалось находящимся в вассальной зависимости от Цзасакту-хановского аймака Халхи, на деле вело самостоятельную по- литику, так как было далеко расположено от Халхаских владений. Алтын- ханы имели самостоятельную связь с Россией, Джунгарией, Китаем. Рези- денция Алтын-ханов большей частью находилась у оз. Убса-нур, потому этих ханов называли и «ханы Убсинского округа». В начале ХVII в. исторические документы отмечают военные стол- кновения Алтын-ханов с ойратами. Борьба ойрат (джунгар) с Алтын-хана- ми ведется с переменным успехом. Сын первого Алтын-хана (Шолой Убаши) Омбо Эрдени (Кункачей) добровольно дает присягу в подданстве России. В ставку Алтын-ханов неоднократно приезжают русские посольства (1616, 1618, 1636 гг. и т.д.)24. Покровительство России было необходимо 23 Например, у [П.А.] Словцова (Словцов, 1844, с. 207 и др.). 24 Посольство антамана Василия Тюменца из Тарского города было первым к Омбо Эрдени (по Тюменцу — Ирденей Кунганчай). Тюменец оставил яркое описание пройден- ного пути, в частности «Табынской (Тувинской)» земли, быта и экономики Северо-Запад- ной Монголии. С ним в Россию приезжали послы от Алтын-хана. Второе посольство в составе «бывалого человека», знавшего многие языки, Ивана Петлина и его товарищей было в 1618 г. Он тоже оставил описание своего путешествия, содержащее географические, экономические и этнографические сведения. Петлин достиг Пекина и первым дал его описание. С этого периода начались постоянные культурные и экономические связи России с Монголией и Китаем. Но связи эти существовали значи- тельно ранее. Еще в XIII в. в древней столице монголов — Каракоруме — жили замеча- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-038280-0/ © МАЭ РАН Историческая справка и административное устройство ТАО 47 Алтын-ханам как помощь в их борьбе с джунгарами. В 30-х гг. XVII в. джунгарский хан Кара-хула все же берет верх над Алтын-хановским вой- ском, занимает долину р. Кемчик, и хан Омбо Эрдени вынужден бежать в Россию. Однако джунгар в это же время беспокоит казахская орда на юге, потому они вынуждены уйти с Кемчика, бросить все силы на борьбу с ка- захами. Кроме того, ойратские феодалы противились стремлению хана Каpa-хула объединить джунгар, считали это посягательством на свою власть, и ойратский союз стал распадаться. По поводу этого в 1608 г. Теле- утский князь сообщает русским властям25, что «ойраты не только с Алтын- ханами урянхайцев и казачьей ордой (то есть с казахами) в войну вмешались, но и сами между собой не в согласии, некоторые же улусы от них отпали». Так, племя торгоутов ушло на запад в Приволжские степи, где стало из- вестно под именем калмыков, племя хошоутов — на юго-восток в Алашань и Кукунор, подчинило себе Центральный Тибет, и князь хошоутов Гуши-хан способствовал переходу власти в Тибете в руки духовенства-ламаистов в лице далай-ламы

http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-038280-0/978-5-02-038280-0_04.pdf

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-Менди! Из наследия Чингис-Хаана, У современных Уранхайцев (Тувинцев) боевой клич вперед будет БУРУНГАР, т.е по старомонгольскому Барунгар будет правое крыло, в времена Ч-Х Уранхайцы составляли правое крыло и от этого у нас боевой клич остался в таком ввиде! И под этим кличем шли на атаку! БАРУНГАААР!!! УРАНХАААЙ!!!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-Менди! Из наследия Чингис-Хаана, У современных Уранхайцев (Тувинцев) боевой клич вперед будет БУРУНГАР, т.е по старомонгольскому Барунгар будет правое крыло, в времена Ч-Х Уранхайцы составляли правое крыло и от этого у нас боевой клич остался в таком ввиде! И под этим кличем шли на атаку! БАРУНГАААР!!! УРАНХАААЙ!!!

 

§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи,

Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство",

 

Значит кыргызы,хакасы.аргыны  тоже барунгарцы. :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вассаф-Хазрет:


 


"... Угетай, который в благополучный век (своего) отца должен был быть преемником султанства (Чингиз-хана), пребывал в пределах Эмиля и Кубака, столицы ханства и центра государства."


 


Если известен центр государства, то не составит и труда установить где располагалась правая или западная сторона государства.


Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Амыр-Менди! Из наследия Чингис-Хаана, У современных Уранхайцев (Тувинцев) боевой клич вперед будет БУРУНГАР, т.е по старомонгольскому Барунгар будет правое крыло, в времена Ч-Х Уранхайцы составляли правое крыло и от этого у нас боевой клич остался в таком ввиде! И под этим кличем шли на атаку! БАРУНГАААР!!! УРАНХАААЙ!!!

 

§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи,

Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство",

 

Значит кыргызы,хакасы.аргыны  тоже барунгарцы. :)

 

Амыр! Кыргызов, хакасов и остальных, если у них как у нас боевой клич вперед будет "Бурунгаар" тогда все может быть, но это я не знаю, пускай они пишут. Насчет Тубасов приведенных в подчинение в ЧХ, я думаю к нам они не относятся, т.к. мы Уранхайцы. А современные Тувинцы как этнос сформировался только 20 веке, и они состоят очень многих племен и родов (ойн Уранхайцы, Сойот Уранхайцы, Туматы, Кыргызы,Ооржаки, Тоджиуты, Салджиуты, Монгуши и т.д.), а среди них отсутствует Тубасы.) Мы отлично знаем свои рода!!! Что интересно где-то написано было, что халхи уже в прошлом столетии не помнили свои рода, если это правда, вот это интересно. :huh:  :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Амыр-Менди! Из наследия Чингис-Хаана, У современных Уранхайцев (Тувинцев) боевой клич вперед будет БУРУНГАР, т.е по старомонгольскому Барунгар будет правое крыло, в времена Ч-Х Уранхайцы составляли правое крыло и от этого у нас боевой клич остался в таком ввиде! И под этим кличем шли на атаку! БАРУНГАААР!!! УРАНХАААЙ!!!

 

§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи,

Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство",

 

Значит кыргызы,хакасы.аргыны  тоже барунгарцы. :)

 

Амыр! Кыргызов, хакасов и остальных, если у них как у нас боевой клич вперед будет "Бурунгаар" тогда все может быть, но это я не знаю, пускай они пишут. Насчет Тубасов приведенных в подчинение в ЧХ, я думаю к нам они не относятся, т.к. мы Уранхайцы. А современные Тувинцы как этнос сформировался только 20 веке, и они состоят очень многих племен и родов (ойн Уранхайцы, Сойот Уранхайцы, Туматы, Кыргызы,Ооржаки, Тоджиуты, Салджиуты, Монгуши и т.д.), а среди них отсутствует Тубасы.) Мы отлично знаем свои рода!!! Что интересно где-то написано было, что халхи уже в прошлом столетии не помнили свои рода, если это правда, вот это интересно. :huh:  :)

 

 

Менди.

1.Тувинцы как этнос завершили свое формирование в 20 в. 

2. Сояны никогда не называют себя «Сойотами» — это монголы нас так называют (или они вообще всех тувинцев все еще так называют?), также не каждый Салчак поймет если его обозвать «Салджиутом». Про «тоджиутов» — я не смог догадаться кто это такие (может тоджинцы: Кол, Бараан и т.д.).

3. Тубасами и назывался весь комплект населения, позже ставший тувинцами (дубо, тубо, тубас и пр. написания).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Амыр-Менди! Из наследия Чингис-Хаана, У современных Уранхайцев (Тувинцев) боевой клич вперед будет БУРУНГАР, т.е по старомонгольскому Барунгар будет правое крыло, в времена Ч-Х Уранхайцы составляли правое крыло и от этого у нас боевой клич остался в таком ввиде! И под этим кличем шли на атаку! БАРУНГАААР!!! УРАНХАААЙ!!!

 

§ 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи,

Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство",

 

Значит кыргызы,хакасы.аргыны  тоже барунгарцы. :)

 

Амыр! Кыргызов, хакасов и остальных, если у них как у нас боевой клич вперед будет "Бурунгаар" тогда все может быть, но это я не знаю, пускай они пишут. Насчет Тубасов приведенных в подчинение в ЧХ, я думаю к нам они не относятся, т.к. мы Уранхайцы. А современные Тувинцы как этнос сформировался только 20 веке, и они состоят очень многих племен и родов (ойн Уранхайцы, Сойот Уранхайцы, Туматы, Кыргызы,Ооржаки, Тоджиуты, Салджиуты, Монгуши и т.д.), а среди них отсутствует Тубасы.) Мы отлично знаем свои рода!!! Что интересно где-то написано было, что халхи уже в прошлом столетии не помнили свои рода, если это правда, вот это интересно. :huh:  :)

 

 

Менди.

1.Тувинцы как этнос завершили свое формирование в 20 в. 

2. Сояны никогда не называют себя «Сойотами» — это монголы нас так называют (или они вообще всех тувинцев все еще так называют?), также не каждый Салчак поймет если его обозвать «Салджиутом». Про «тоджиутов» — я не смог догадаться кто это такие (может тоджинцы: Кол, Бараан и т.д.).

3. Тубасами и назывался весь комплект населения, позже ставший тувинцами (дубо, тубо, тубас и пр. написания).

 

А адресовано прежде всего Монголоязычным братьям, чтобы им понятно было написано! Свою историю мы сами знаем-современные Тувинцы это Уранхайцы со времен ЧХ.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-ла!

На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-ла!

На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже.

Дажы-Тажы-Перевод на Русский "Принц", а вот связь с тайджиутами есть или нет попробуем разобраться. Если дажы-тажы-тайжи-тайджи- принц, тогда тайджиуты можно перевести как принцы. Интересно!  Рашид-Ад-Дин писал что тайджиуты ушли в леса и оттуда не вышли, по моему соображению они смешались с нашими лесными Уранхайцами, и живут на Территории Тоджинского кожууна и на территории Монголии в Хубсугульском аймаке. Что интересно, принц переводится с французского высшее сословие, не зря Таджиуты были родственниками ЧХ, среди наших Тоджинцев есть род КОЛ, в переводе ГЛАВНЫЕ. Также есть род Бараан-Барин, в соседстве Салджиуты, по нашему Салджаки. Что интересно когда ЧХ убежал от тайджиутов, он питался рыбой, ловя их руками, реки изобиловали рыбой, значит ЧХ был из лесных племен. Где-то я прочитал, что в Хубсугул течет река Тенгиз, а если раньше это озеро называлось Тенгиз, тогда его предки переплавились через это озеро, и до Онона в переводе с тувинского "десять десять" рукой подать, и  Орхон рядом. В переводе с Тувинского "Орхон" это место ставки.  И не зря в нашем языке все родственные слова и термины и военные термины и многие многие слова ЧХ остались в неизменном виде, и это никто не оспорит! А это в письменном наследии монголов!!! И в Тоджинском районе находится Отукен, легендарная родина КокТюрков, тогда ЧХ скорей всего знал про Коктюрков по легендам предков, позже он создал Коке Монгол улус. И мы Уранхайцы Родину не зря называем Ак-Кок Тыва в переводе голубая небесная Тыва. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Амыр-ла!

На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже.

Дажы - это тибетское имя по монгольски звучит "Даш".

Перевод из тибетского "Даш" - "өлзий" по монгольски и "өлжей" по тувински.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Амыр-ла!

На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже.

Дажы-Тажы-Перевод на Русский "Принц", а вот связь с тайджиутами есть или нет попробуем разобраться. Если дажы-тажы-тайжи-тайджи- принц, тогда тайджиуты можно перевести как принцы. Интересно!  Рашид-Ад-Дин писал что тайджиуты ушли в леса и оттуда не вышли, по моему соображению они смешались с нашими лесными Уранхайцами, и живут на Территории Тоджинского кожууна и на территории Монголии в Хубсугульском аймаке. Что интересно, принц переводится с французского высшее сословие, не зря Таджиуты были родственниками ЧХ, среди наших Тоджинцев есть род КОЛ, в переводе ГЛАВНЫЕ. Также есть род Бараан-Барин, в соседстве Салджиуты, по нашему Салджаки. Что интересно когда ЧХ убежал от тайджиутов, он питался рыбой, ловя их руками, реки изобиловали рыбой, значит ЧХ был из лесных племен. Где-то я прочитал, что в Хубсугул течет река Тенгиз, а если раньше это озеро называлось Тенгиз, тогда его предки переплавились через это озеро, и до Онона в переводе с тувинского "десять десять" рукой подать, и  Орхон рядом. В переводе с Тувинского "Орхон" это место ставки.  И не зря в нашем языке все родственные слова и термины и военные термины и многие многие слова ЧХ остались в неизменном виде, и это никто не оспорит! А это в письменном наследии монголов!!! И в Тоджинском районе находится Отукен, легендарная родина КокТюрков, тогда ЧХ скорей всего знал про Коктюрков по легендам предков, позже он создал Коке Монгол улус. И мы Уранхайцы Родину не зря называем Ак-Кок Тыва в переводе голубая небесная Тыва. 

 

Во времена Чигшис хагана на территории нынешней Тувы или Кем-кемчига не жили никаких "урианхайцев"!

Там жили туматы, хиргисы и ойроты. И также "тубасы" мне кажется - эти и ест предки тувинцев.

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Амыр-ла!

На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже.

Дажы - это тибетское имя по монгольски звучит "Даш".

Перевод из тибетского "Даш" - "өлзий" по монгольски и "өлжей" по тувински.

 

 

Ага, спасибо! Тогда понятно, что он один из «пострадавших» от 1944 г.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Амыр-ла!

На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже.

Дажы - это тибетское имя по монгольски звучит "Даш".

Перевод из тибетского "Даш" - "өлзий" по монгольски и "өлжей" по тувински.

 

 

Ага, спасибо! Тогда понятно, что он один из «пострадавших» от 1944 г.

 

Это просто особенность произношения тувинского языка.

Тибетское имя Tashi (Tibetan: བཀྲ་ཤིས་) - монголы произносят как "даш", а тувинцы как "дажы".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Амыр-ла!

На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже.

Дажы - это тибетское имя по монгольски звучит "Даш".

Перевод из тибетского "Даш" - "өлзий" по монгольски и "өлжей" по тувински.

 

 

Ага, спасибо! Тогда понятно, что он один из «пострадавших» от 1944 г.

 

Это просто особенность произношения тувинского языка.

Тибетское имя Tashi (Tibetan: བཀྲ་ཤིས་) - монголы произносят как "даш", а тувинцы как "дажы".

 

Амыр-ла, Энхд ака! Мое уважение вам и вашим знаниям, просветили, будем знать! Значит у Тажы и Тайджиутов связи нет. У Тувинцев Тажы переводится принц, тогда это слово откуда? также у Танды Уранхайцев не олжей, а будет олзей или олчей. 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Амыр-ла!

На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже.

Дажы-Тажы-Перевод на Русский "Принц", а вот связь с тайджиутами есть или нет попробуем разобраться. Если дажы-тажы-тайжи-тайджи- принц, тогда тайджиуты можно перевести как принцы. Интересно!  Рашид-Ад-Дин писал что тайджиуты ушли в леса и оттуда не вышли, по моему соображению они смешались с нашими лесными Уранхайцами, и живут на Территории Тоджинского кожууна и на территории Монголии в Хубсугульском аймаке. Что интересно, принц переводится с французского высшее сословие, не зря Таджиуты были родственниками ЧХ, среди наших Тоджинцев есть род КОЛ, в переводе ГЛАВНЫЕ. Также есть род Бараан-Барин, в соседстве Салджиуты, по нашему Салджаки. Что интересно когда ЧХ убежал от тайджиутов, он питался рыбой, ловя их руками, реки изобиловали рыбой, значит ЧХ был из лесных племен. Где-то я прочитал, что в Хубсугул течет река Тенгиз, а если раньше это озеро называлось Тенгиз, тогда его предки переплавились через это озеро, и до Онона в переводе с тувинского "десять десять" рукой подать, и  Орхон рядом. В переводе с Тувинского "Орхон" это место ставки.  И не зря в нашем языке все родственные слова и термины и военные термины и многие многие слова ЧХ остались в неизменном виде, и это никто не оспорит! А это в письменном наследии монголов!!! И в Тоджинском районе находится Отукен, легендарная родина КокТюрков, тогда ЧХ скорей всего знал про Коктюрков по легендам предков, позже он создал Коке Монгол улус. И мы Уранхайцы Родину не зря называем Ак-Кок Тыва в переводе голубая небесная Тыва. 

 

Во времена Чигшис хагана на территории нынешней Тувы или Кем-кемчига не жили никаких "урианхайцев"!

Там жили туматы, хиргисы и ойроты. И также "тубасы" мне кажется - эти и ест предки тувинцев.

 

Энхд ака, давай не будем однобоко подходить к вопросу. Вы монгол Тувинец, я Танды Уранхай Тувинец, вы лучше знаете свою родину, а мы свою родину, я же не утверждаю что вас не было, давайте более уважительно относиться к друг другу.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

 

Амыр-ла!

На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже.

Дажы - это тибетское имя по монгольски звучит "Даш".

Перевод из тибетского "Даш" - "өлзий" по монгольски и "өлжей" по тувински.

 

 

Ага, спасибо! Тогда понятно, что он один из «пострадавших» от 1944 г.

 

Это просто особенность произношения тувинского языка.

Тибетское имя Tashi (Tibetan: བཀྲ་ཤིས་) - монголы произносят как "даш", а тувинцы как "дажы".

 

Амыр-ла, Энхд ака! Мое уважение вам и вашим знаниям, просветили, будем знать! Значит у Тажы и Тайджиутов связи нет. У Тувинцев Тажы переводится принц, тогда это слово откуда? также у Танды Уранхайцев не олжей, а будет олзей или олчей. 

 

на тувинском "дажы" и "тажы" разные слова. Тажы от монгольского "тайж" - которое заимствование из китайского 太子 taizi обозначающего "принц" (буквально иероглиф означает большой сын) .

Первоначально титул «тайджи» носили сыновья великих ханов империи Юань, а наследник престола носил титул джинона и правил собственно Монголией, в то время как сам великий хан правил всей империей из Ханбалыка в Китае. После падения династии Юань, когда чингисиды вернулись в исконно монгольские степи и власть хана ослабла, все потомки Хубилая стали носить титул «тайджи».

 

Тайджи или "тажы" на тувинском означает что кто имеет этот титул является чингизидом с белой костью.

 

А "дажы" - просто тибетское имя.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...