АксКерБорж Опубликовано 26 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2015 Вы тут не разводите национализм! Никто никого на форуме не разделяет на лучших и худших, споры ведутся сугубо по историческим и лингвистическим вопросам и здесь не могут быть лучшие или худшие. Цель у каждой стороны спора обосновать и доказать аргументами и ссылками свою позицию, пытаться достичь исторической истины и справедливости в ряде вопросов, в которых она была ущемлена в прошлом. 1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 26 февраля, 2015 Поделиться Опубликовано 26 февраля, 2015 ... говорит человек чью подпись просто процитировали... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 9 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 9 марта, 2015 Амыр-Менди! Исходя из этой статьи, предки Тувинцев являются самыми древними тюрками, и от наших землей началась тюркская история! http://сувары.рф/su/book/export/html/649 5. На основании антропологических данных, а также памятников материальной культуры можно предполагать, что древняя тюркская речь формировалась в Южной Сибири и Центральной Азии, на обширной территории от Алтая через Саяны до Байкала. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 15 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 15 марта, 2015 Тувинцы альпинисты ветераны Маадыр-оол Ховалыг и Марианна Кыргыс восходили на самую вершину земли Эверест, в 18 апреля 2014 года. Марианна Кыргыс Маадыр-оол Ховалыг Почитайте статью по линку: Из дневника тувинских альпинистов "Эверест- 2014" 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 18 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2015 В ноябре 2014 года на итоговом заседании Международной академии мировой моды монголов Вячеслав Донгак избран Президентом академии сроком на 4 года.Заслуженный деятель искусств Республики Тыва, лауреат Государственной премии Республики Тыва (1990) Вячеслав Донгак приступил к обязанностям Президента Международной академии Моды мировых монголов. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 18 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 18 марта, 2015 В ноябре 2014 года на итоговом заседании Международной академии мировой моды монголов Вячеслав Донгак избран Президентом академии сроком на 4 года. Заслуженный деятель искусств Республики Тыва, лауреат Государственной премии Республики Тыва (1990) Вячеслав Донгак приступил к обязанностям Президента Международной академии Моды мировых монголов. Амыр-Менди, всем! Тенгри, дай ему белую дорогу, в этом высоком звании, чтоб люди не завидовали, а радовались в его назначении! А мать-земля пусть указывает дорогу! Все мы дети Великой степи и одной культуры! Курай! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Erchis Опубликовано 31 марта, 2015 Поделиться Опубликовано 31 марта, 2015 Петр I сказал, что исток Енисея должен принадлежать к России. Судя по действиям 20 века он опредилил политику о Туве. Сейчас русские пропагандируют, что с 1910-х годов тувинцы хотели войти в состав России. Но в самом деле после свержения Цинской империи некоторые тувинские князи старались восстановить независимое государство. Другие князи поддержили Монголию и остальные поддержили Россию. В начале 1920-х годов Монголия несколько раз поставила вопрос о Туве. Россия ответила, что сами тувинцы будут решить свой вопрос и в 1924 году премьер-министр Тувы решил войти в состав Монголии но он устранен русскими. Потом Россия назначила Куулар Дондука и Буянбадрыгы но они опять поддержили войти в состав Монголии. В 1932 году они расстрелены. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%8F%D0%BD-%D0%91%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D1%80%D0%B3%D1%8B,_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%88 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%80_%D0%94%D0%BE%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%BA 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 21 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 21 апреля, 2015 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Tynych Опубликовано 23 апреля, 2015 Поделиться Опубликовано 23 апреля, 2015 Хороший,документальный фильм о Туве в целом..Жизнь скотоводов,староверов и оленеводов тоджинцев.. Природа изумительная.. 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 1 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 1 июня, 2015 Восточные монголы вскоре вновь возвысились и наибольшей силы достигли при Бату-Мöнке-Даян-сэцэн-хане (1474–1543), объединившем Восточную и Южную Монголию, земли на запад от р. Цзабхан. Резиденция Даян-хана была в Кара-Коруме. Южной группой монголов управляли старшие сыновья Даян-хана. После смерти Даян-хана в 1544 г. (Восточная) Монголия как единое целое ханство перестала существовать. Даян-хан, 18 По летописям, Санан Сэцэн и Алтан-Тобчи. 19 Лю-цзюй-хэ. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-038280-0/© МАЭ РАН Историческая справка и административное устройство ТАО 45 разделив Монголию на отдельные уделы, передал власть своим сыновьям. Монголия разделилась на Северную — Халха Монголию, которая с соседними с ней территориями (в том числе с Тувой) отошла в удел младшего сына Даян-хана Гэрэсэнцзе, и Южную Монголию — уделы его старших братьев. Тува отошла к Гэрэсэнцзе (Гэрэсанции)20. После его смерти этот удел был разделен на 3 аймака и 7 хошунов, по числу его сыновей. Три старших сына получили аймаки21 и стали аймачными ханами, остальные сыновья стали хошунными правителями, находившимися в вассальной зависимости от старших аймачных ханов. Однако фактически младшие правители были независимы, так как аймачные князья во внутренние дела хошунов не вмешивались. Шестой сын получил два поколения — Тангут и Сартагул, седьмой, Отхон-нойон, получил одно поколение урянхайцев (Позднеев, 1883, с. 97). Впоследствии ойраты вновь побеждают восточных монголов, зани- мают их столицу Кара-Kоpyм. В 1552 г. внук Даян-хана выгоняет ойратов из захваченного ими Кара-Корума. Ханы Хара-кула и его сын Батур стремятся создать прочное государ- ство, которое впоследствии получило название Джунгарского царства. С конца XVI в. важную роль в истории Тувы начинает играть образовав- шийся в результате феодального дробления на Верхнем Енисее, в Халхе и части Западной Монголии восьмой отдельный хошун, ставший вскоре сильным феодальным княжеством, которое называлось русскими, ойрата- ми и другими племенами Алтын-хановским. Основателем его был правнук Даян-хана — Шолой Убаши хун тайджи. В состав Алтын-хановского кня- жества входили небольшое число халха-монголов, кочующих в бассейне р. Тесь-хем в Кобдоском районе, хотогойты, алтайские и танну-ольские тувинцы (урянхайцы). Через десятилетие восточные монголы проникают в Западную Мон- голию и на берегу Черного Иртыша наносят жестокое поражение племени торгоутов. Около 1577 г. Абатай-хан (внук Гэрэсэнцзе) вновь поражает ойратов, назначает над ними своего сына Субагатая. Побежденные ойраты после смерти Абатая в 1586 г. восстали против захватчиков и убили Суба- гатая. Шолой-Убаши-хун тайджи (правнук Даян-хана)22 организовывает поход восточных монголов на ойратов для мести за убитого Субагатая. 20 В исторических документах Северной Монголии Гэрэсэнцзе был известен под именем Цзалаир/Жалайр/ хун-тайчжи, «Цзалаир»/Жалайр/ — имя поколения его матери, жены Даян-хана (Позднеев, 1883, с. 96). Г.Е. Грумм-Гржимайло отмечает, что в удел Гэрэсэнцзе входили территории за пределами Саян и Хангая (Грумм-Гржимайло, 1933, с. 173–174). 21 С начала XVIII в. эти 3 аймака стали именоваться Цзасакту-хановским, Тушету- хановским и Сэцэн-хановским. 22 Он владел хотогойтами, кочевавшими совместно с урянхайцами, у которых был свой правитель Сайн-мачжик (Позднеев, 1883, с. 104, прим. 4). Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-038280-0/ © МАЭ РАН 46 Глава II В 1587 г. ойраты разгромили восточных монголов. В конце ХVI в. вновь быстро растет могущество ойратов (джунгар). А.[М.] Позднеев пишет, что хотогойты и урянхаи заселяли дикую территорию вдоль северных границ западной и отчасти средней Халхи. Оба племени кочевали смешанно. По образу жизни отличались от халхасов. Они были «так же дики и угрюмы, как окружавшая их природа девственных и вековых лесов». Любимым их занятием была охота, которая доставляла главные средства к жизни. Скотоводством занимались мало. С раннего детства приучались владеть оружием: луком, копьем, «различного рода мечами». Хотогойты были воинственны, нападали постоянно на халхасцев- соседей, угоняли стада, брали в плен женщин (Летопись Эрденийн-Эрихэ, [Позднеев, 1883], с. 167–168). Считались данниками Цзасакту-хана, но были самостоятельны, не подчинялись ему (1662 г. и позднее). Урянхайцев было большинство, и по- тому неслучайно это княжество часто называли урянхайским, а Алтын- ханов — правителями урянхайцев23. Территория княжества Алтын-ханов менялась. Более постоянной была территория современной Тувы и часть Кобдоского округа современной МНР. В период расцвета территория это- го княжества доходила от берегов р. Иркута на востоке до Иртыша на за- паде, от Кобдоского округа на юге до Абакана на севере. Алтын-хановское княжество формально считалось находящимся в вассальной зависимости от Цзасакту-хановского аймака Халхи, на деле вело самостоятельную по- литику, так как было далеко расположено от Халхаских владений. Алтын- ханы имели самостоятельную связь с Россией, Джунгарией, Китаем. Рези- денция Алтын-ханов большей частью находилась у оз. Убса-нур, потому этих ханов называли и «ханы Убсинского округа». В начале ХVII в. исторические документы отмечают военные стол- кновения Алтын-ханов с ойратами. Борьба ойрат (джунгар) с Алтын-хана- ми ведется с переменным успехом. Сын первого Алтын-хана (Шолой Убаши) Омбо Эрдени (Кункачей) добровольно дает присягу в подданстве России. В ставку Алтын-ханов неоднократно приезжают русские посольства (1616, 1618, 1636 гг. и т.д.)24. Покровительство России было необходимо 23 Например, у [П.А.] Словцова (Словцов, 1844, с. 207 и др.). 24 Посольство антамана Василия Тюменца из Тарского города было первым к Омбо Эрдени (по Тюменцу — Ирденей Кунганчай). Тюменец оставил яркое описание пройден- ного пути, в частности «Табынской (Тувинской)» земли, быта и экономики Северо-Запад- ной Монголии. С ним в Россию приезжали послы от Алтын-хана. Второе посольство в составе «бывалого человека», знавшего многие языки, Ивана Петлина и его товарищей было в 1618 г. Он тоже оставил описание своего путешествия, содержащее географические, экономические и этнографические сведения. Петлин достиг Пекина и первым дал его описание. С этого периода начались постоянные культурные и экономические связи России с Монголией и Китаем. Но связи эти существовали значи- тельно ранее. Еще в XIII в. в древней столице монголов — Каракоруме — жили замеча- Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-038280-0/ © МАЭ РАН Историческая справка и административное устройство ТАО 47 Алтын-ханам как помощь в их борьбе с джунгарами. В 30-х гг. XVII в. джунгарский хан Кара-хула все же берет верх над Алтын-хановским вой- ском, занимает долину р. Кемчик, и хан Омбо Эрдени вынужден бежать в Россию. Однако джунгар в это же время беспокоит казахская орда на юге, потому они вынуждены уйти с Кемчика, бросить все силы на борьбу с ка- захами. Кроме того, ойратские феодалы противились стремлению хана Каpa-хула объединить джунгар, считали это посягательством на свою власть, и ойратский союз стал распадаться. По поводу этого в 1608 г. Теле- утский князь сообщает русским властям25, что «ойраты не только с Алтын- ханами урянхайцев и казачьей ордой (то есть с казахами) в войну вмешались, но и сами между собой не в согласии, некоторые же улусы от них отпали». Так, племя торгоутов ушло на запад в Приволжские степи, где стало из- вестно под именем калмыков, племя хошоутов — на юго-восток в Алашань и Кукунор, подчинило себе Центральный Тибет, и князь хошоутов Гуши-хан способствовал переходу власти в Тибете в руки духовенства-ламаистов в лице далай-ламы http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-02-038280-0/978-5-02-038280-0_04.pdf 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 19 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 19 июня, 2015 Амыр-Менди! Из наследия Чингис-Хаана, У современных Уранхайцев (Тувинцев) боевой клич вперед будет БУРУНГАР, т.е по старомонгольскому Барунгар будет правое крыло, в времена Ч-Х Уранхайцы составляли правое крыло и от этого у нас боевой клич остался в таком ввиде! И под этим кличем шли на атаку! БАРУНГАААР!!! УРАНХАААЙ!!! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 20 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2015 Амыр-Менди! Из наследия Чингис-Хаана, У современных Уранхайцев (Тувинцев) боевой клич вперед будет БУРУНГАР, т.е по старомонгольскому Барунгар будет правое крыло, в времена Ч-Х Уранхайцы составляли правое крыло и от этого у нас боевой клич остался в таком ввиде! И под этим кличем шли на атаку! БАРУНГАААР!!! УРАНХАААЙ!!! § 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи, Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство", Значит кыргызы,хакасы.аргыны тоже барунгарцы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 20 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 20 июня, 2015 Вассаф-Хазрет: "... Угетай, который в благополучный век (своего) отца должен был быть преемником султанства (Чингиз-хана), пребывал в пределах Эмиля и Кубака, столицы ханства и центра государства." Если известен центр государства, то не составит и труда установить где располагалась правая или западная сторона государства. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 21 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 21 июня, 2015 Амыр-Менди! Из наследия Чингис-Хаана, У современных Уранхайцев (Тувинцев) боевой клич вперед будет БУРУНГАР, т.е по старомонгольскому Барунгар будет правое крыло, в времена Ч-Х Уранхайцы составляли правое крыло и от этого у нас боевой клич остался в таком ввиде! И под этим кличем шли на атаку! БАРУНГАААР!!! УРАНХАААЙ!!! § 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи, Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство", Значит кыргызы,хакасы.аргыны тоже барунгарцы. Амыр! Кыргызов, хакасов и остальных, если у них как у нас боевой клич вперед будет "Бурунгаар" тогда все может быть, но это я не знаю, пускай они пишут. Насчет Тубасов приведенных в подчинение в ЧХ, я думаю к нам они не относятся, т.к. мы Уранхайцы. А современные Тувинцы как этнос сформировался только 20 веке, и они состоят очень многих племен и родов (ойн Уранхайцы, Сойот Уранхайцы, Туматы, Кыргызы,Ооржаки, Тоджиуты, Салджиуты, Монгуши и т.д.), а среди них отсутствует Тубасы.) Мы отлично знаем свои рода!!! Что интересно где-то написано было, что халхи уже в прошлом столетии не помнили свои рода, если это правда, вот это интересно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Quarc Опубликовано 28 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2015 Амыр-Менди! Из наследия Чингис-Хаана, У современных Уранхайцев (Тувинцев) боевой клич вперед будет БУРУНГАР, т.е по старомонгольскому Барунгар будет правое крыло, в времена Ч-Х Уранхайцы составляли правое крыло и от этого у нас боевой клич остался в таком ввиде! И под этим кличем шли на атаку! БАРУНГАААР!!! УРАНХАААЙ!!! § 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи, Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство", Значит кыргызы,хакасы.аргыны тоже барунгарцы. Амыр! Кыргызов, хакасов и остальных, если у них как у нас боевой клич вперед будет "Бурунгаар" тогда все может быть, но это я не знаю, пускай они пишут. Насчет Тубасов приведенных в подчинение в ЧХ, я думаю к нам они не относятся, т.к. мы Уранхайцы. А современные Тувинцы как этнос сформировался только 20 веке, и они состоят очень многих племен и родов (ойн Уранхайцы, Сойот Уранхайцы, Туматы, Кыргызы,Ооржаки, Тоджиуты, Салджиуты, Монгуши и т.д.), а среди них отсутствует Тубасы.) Мы отлично знаем свои рода!!! Что интересно где-то написано было, что халхи уже в прошлом столетии не помнили свои рода, если это правда, вот это интересно. Менди. 1.Тувинцы как этнос завершили свое формирование в 20 в. 2. Сояны никогда не называют себя «Сойотами» — это монголы нас так называют (или они вообще всех тувинцев все еще так называют?), также не каждый Салчак поймет если его обозвать «Салджиутом». Про «тоджиутов» — я не смог догадаться кто это такие (может тоджинцы: Кол, Бараан и т.д.). 3. Тубасами и назывался весь комплект населения, позже ставший тувинцами (дубо, тубо, тубас и пр. написания). Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 28 июня, 2015 Поделиться Опубликовано 28 июня, 2015 Амыр-Менди! Из наследия Чингис-Хаана, У современных Уранхайцев (Тувинцев) боевой клич вперед будет БУРУНГАР, т.е по старомонгольскому Барунгар будет правое крыло, в времена Ч-Х Уранхайцы составляли правое крыло и от этого у нас боевой клич остался в таком ввиде! И под этим кличем шли на атаку! БАРУНГАААР!!! УРАНХАААЙ!!! § 239. В год Зайца (1207) Чжочи был послан с войском Правой руки к Лесным народам. Проводником отбыл Буха. Прежде всех явился с выражением покорности Ойратский Худуха-беки, со своими Тумен-Ойратами. Явившись, он стал провожатым у Чжочия. Проводил его к своим Тумен-Ойратам и ввел в Шпхшит. Подчинив Ойратов, Бурятов, Бархунов, Урсутов, Хабханасов, Ханхасов и Ту басов, Чжочи подступил к Тумен-Киргязам. Тогда к Чжочи явились Киргизские нойоны Еди, Инал, Алдиер и Олебек-дигин. Они выразили покорность и били государю челом белыми кречетами-шинхот, белыми же меринами да белыми же соболями. Чжочи принял под власть Монгольскую все Лесные народы, начиная оттуда по направлению к нам, а именно народы: Шибир, Кесдиин, Байт, Тухас, Тешек, Тоелес, Таси Бачжиги. Взял он с собою Киргизских нойонов-темников и тысячников, а также нойонов Лесных. народов и, представив Чингис-хану, велел бить государю челом своими белыми кречетами да белыми ж меринами, да белыми ж соболями. За то, что Ойратский Худуха-беки первый вышел навстречу Чжочия с выражением покорности, вместе со своими Ойратами, государь пожаловал его и выдал за сына его, Инальчи, царевну Чечейген, Царевну же Олуйхан выдал за Инальчиева брата - Торельчи, а царевну Адаха-беки отдали в замужество к Онгудцам. Милостиво обратясь к Чжочи, Чингис-хан соизволил сказать: "Ты старший из моих сыновей. Не успели выйти из дому, как в добром здравии благополучно воротился, покорив без потерь людьми и лошадьми Лесные народы. Жалую их тебе в подданство", Значит кыргызы,хакасы.аргыны тоже барунгарцы. Амыр! Кыргызов, хакасов и остальных, если у них как у нас боевой клич вперед будет "Бурунгаар" тогда все может быть, но это я не знаю, пускай они пишут. Насчет Тубасов приведенных в подчинение в ЧХ, я думаю к нам они не относятся, т.к. мы Уранхайцы. А современные Тувинцы как этнос сформировался только 20 веке, и они состоят очень многих племен и родов (ойн Уранхайцы, Сойот Уранхайцы, Туматы, Кыргызы,Ооржаки, Тоджиуты, Салджиуты, Монгуши и т.д.), а среди них отсутствует Тубасы.) Мы отлично знаем свои рода!!! Что интересно где-то написано было, что халхи уже в прошлом столетии не помнили свои рода, если это правда, вот это интересно. Менди. 1.Тувинцы как этнос завершили свое формирование в 20 в. 2. Сояны никогда не называют себя «Сойотами» — это монголы нас так называют (или они вообще всех тувинцев все еще так называют?), также не каждый Салчак поймет если его обозвать «Салджиутом». Про «тоджиутов» — я не смог догадаться кто это такие (может тоджинцы: Кол, Бараан и т.д.). 3. Тубасами и назывался весь комплект населения, позже ставший тувинцами (дубо, тубо, тубас и пр. написания). А адресовано прежде всего Монголоязычным братьям, чтобы им понятно было написано! Свою историю мы сами знаем-современные Тувинцы это Уранхайцы со времен ЧХ. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Quarc Опубликовано 9 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 9 июля, 2015 Амыр-ла! На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 10 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2015 Амыр-ла! На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже. Дажы-Тажы-Перевод на Русский "Принц", а вот связь с тайджиутами есть или нет попробуем разобраться. Если дажы-тажы-тайжи-тайджи- принц, тогда тайджиуты можно перевести как принцы. Интересно! Рашид-Ад-Дин писал что тайджиуты ушли в леса и оттуда не вышли, по моему соображению они смешались с нашими лесными Уранхайцами, и живут на Территории Тоджинского кожууна и на территории Монголии в Хубсугульском аймаке. Что интересно, принц переводится с французского высшее сословие, не зря Таджиуты были родственниками ЧХ, среди наших Тоджинцев есть род КОЛ, в переводе ГЛАВНЫЕ. Также есть род Бараан-Барин, в соседстве Салджиуты, по нашему Салджаки. Что интересно когда ЧХ убежал от тайджиутов, он питался рыбой, ловя их руками, реки изобиловали рыбой, значит ЧХ был из лесных племен. Где-то я прочитал, что в Хубсугул течет река Тенгиз, а если раньше это озеро называлось Тенгиз, тогда его предки переплавились через это озеро, и до Онона в переводе с тувинского "десять десять" рукой подать, и Орхон рядом. В переводе с Тувинского "Орхон" это место ставки. И не зря в нашем языке все родственные слова и термины и военные термины и многие многие слова ЧХ остались в неизменном виде, и это никто не оспорит! А это в письменном наследии монголов!!! И в Тоджинском районе находится Отукен, легендарная родина КокТюрков, тогда ЧХ скорей всего знал про Коктюрков по легендам предков, позже он создал Коке Монгол улус. И мы Уранхайцы Родину не зря называем Ак-Кок Тыва в переводе голубая небесная Тыва. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2015 Амыр-ла! На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже. Дажы - это тибетское имя по монгольски звучит "Даш". Перевод из тибетского "Даш" - "өлзий" по монгольски и "өлжей" по тувински. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2015 Амыр-ла! На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже. Дажы-Тажы-Перевод на Русский "Принц", а вот связь с тайджиутами есть или нет попробуем разобраться. Если дажы-тажы-тайжи-тайджи- принц, тогда тайджиуты можно перевести как принцы. Интересно! Рашид-Ад-Дин писал что тайджиуты ушли в леса и оттуда не вышли, по моему соображению они смешались с нашими лесными Уранхайцами, и живут на Территории Тоджинского кожууна и на территории Монголии в Хубсугульском аймаке. Что интересно, принц переводится с французского высшее сословие, не зря Таджиуты были родственниками ЧХ, среди наших Тоджинцев есть род КОЛ, в переводе ГЛАВНЫЕ. Также есть род Бараан-Барин, в соседстве Салджиуты, по нашему Салджаки. Что интересно когда ЧХ убежал от тайджиутов, он питался рыбой, ловя их руками, реки изобиловали рыбой, значит ЧХ был из лесных племен. Где-то я прочитал, что в Хубсугул течет река Тенгиз, а если раньше это озеро называлось Тенгиз, тогда его предки переплавились через это озеро, и до Онона в переводе с тувинского "десять десять" рукой подать, и Орхон рядом. В переводе с Тувинского "Орхон" это место ставки. И не зря в нашем языке все родственные слова и термины и военные термины и многие многие слова ЧХ остались в неизменном виде, и это никто не оспорит! А это в письменном наследии монголов!!! И в Тоджинском районе находится Отукен, легендарная родина КокТюрков, тогда ЧХ скорей всего знал про Коктюрков по легендам предков, позже он создал Коке Монгол улус. И мы Уранхайцы Родину не зря называем Ак-Кок Тыва в переводе голубая небесная Тыва. Во времена Чигшис хагана на территории нынешней Тувы или Кем-кемчига не жили никаких "урианхайцев"! Там жили туматы, хиргисы и ойроты. И также "тубасы" мне кажется - эти и ест предки тувинцев. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Quarc Опубликовано 10 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2015 Амыр-ла! На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже. Дажы - это тибетское имя по монгольски звучит "Даш". Перевод из тибетского "Даш" - "өлзий" по монгольски и "өлжей" по тувински. Ага, спасибо! Тогда понятно, что он один из «пострадавших» от 1944 г. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2015 Амыр-ла! На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже. Дажы - это тибетское имя по монгольски звучит "Даш". Перевод из тибетского "Даш" - "өлзий" по монгольски и "өлжей" по тувински. Ага, спасибо! Тогда понятно, что он один из «пострадавших» от 1944 г. Это просто особенность произношения тувинского языка. Тибетское имя Tashi (Tibetan: བཀྲ་ཤིས་) - монголы произносят как "даш", а тувинцы как "дажы". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 10 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2015 Амыр-ла! На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже. Дажы - это тибетское имя по монгольски звучит "Даш". Перевод из тибетского "Даш" - "өлзий" по монгольски и "өлжей" по тувински. Ага, спасибо! Тогда понятно, что он один из «пострадавших» от 1944 г. Это просто особенность произношения тувинского языка. Тибетское имя Tashi (Tibetan: བཀྲ་ཤིས་) - монголы произносят как "даш", а тувинцы как "дажы". Амыр-ла, Энхд ака! Мое уважение вам и вашим знаниям, просветили, будем знать! Значит у Тажы и Тайджиутов связи нет. У Тувинцев Тажы переводится принц, тогда это слово откуда? также у Танды Уранхайцев не олжей, а будет олзей или олчей. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Эр-Суге Опубликовано 10 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2015 Амыр-ла! На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже. Дажы-Тажы-Перевод на Русский "Принц", а вот связь с тайджиутами есть или нет попробуем разобраться. Если дажы-тажы-тайжи-тайджи- принц, тогда тайджиуты можно перевести как принцы. Интересно! Рашид-Ад-Дин писал что тайджиуты ушли в леса и оттуда не вышли, по моему соображению они смешались с нашими лесными Уранхайцами, и живут на Территории Тоджинского кожууна и на территории Монголии в Хубсугульском аймаке. Что интересно, принц переводится с французского высшее сословие, не зря Таджиуты были родственниками ЧХ, среди наших Тоджинцев есть род КОЛ, в переводе ГЛАВНЫЕ. Также есть род Бараан-Барин, в соседстве Салджиуты, по нашему Салджаки. Что интересно когда ЧХ убежал от тайджиутов, он питался рыбой, ловя их руками, реки изобиловали рыбой, значит ЧХ был из лесных племен. Где-то я прочитал, что в Хубсугул течет река Тенгиз, а если раньше это озеро называлось Тенгиз, тогда его предки переплавились через это озеро, и до Онона в переводе с тувинского "десять десять" рукой подать, и Орхон рядом. В переводе с Тувинского "Орхон" это место ставки. И не зря в нашем языке все родственные слова и термины и военные термины и многие многие слова ЧХ остались в неизменном виде, и это никто не оспорит! А это в письменном наследии монголов!!! И в Тоджинском районе находится Отукен, легендарная родина КокТюрков, тогда ЧХ скорей всего знал про Коктюрков по легендам предков, позже он создал Коке Монгол улус. И мы Уранхайцы Родину не зря называем Ак-Кок Тыва в переводе голубая небесная Тыва. Во времена Чигшис хагана на территории нынешней Тувы или Кем-кемчига не жили никаких "урианхайцев"! Там жили туматы, хиргисы и ойроты. И также "тубасы" мне кажется - эти и ест предки тувинцев. Энхд ака, давай не будем однобоко подходить к вопросу. Вы монгол Тувинец, я Танды Уранхай Тувинец, вы лучше знаете свою родину, а мы свою родину, я же не утверждаю что вас не было, давайте более уважительно относиться к друг другу. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 10 июля, 2015 Поделиться Опубликовано 10 июля, 2015 Амыр-ла! На днях узнал фамилию соседа — Дажы. И вот родился вопрос: а не связана ли фамилия Дажы с монгольским родом тайджиут? Если учесть, что «тайджиут» мн. ч. от «тайджи», то получается весьма похоже. Дажы - это тибетское имя по монгольски звучит "Даш". Перевод из тибетского "Даш" - "өлзий" по монгольски и "өлжей" по тувински. Ага, спасибо! Тогда понятно, что он один из «пострадавших» от 1944 г. Это просто особенность произношения тувинского языка. Тибетское имя Tashi (Tibetan: བཀྲ་ཤིས་) - монголы произносят как "даш", а тувинцы как "дажы". Амыр-ла, Энхд ака! Мое уважение вам и вашим знаниям, просветили, будем знать! Значит у Тажы и Тайджиутов связи нет. У Тувинцев Тажы переводится принц, тогда это слово откуда? также у Танды Уранхайцев не олжей, а будет олзей или олчей. на тувинском "дажы" и "тажы" разные слова. Тажы от монгольского "тайж" - которое заимствование из китайского 太子 taizi обозначающего "принц" (буквально иероглиф означает большой сын) . Первоначально титул «тайджи» носили сыновья великих ханов империи Юань, а наследник престола носил титул джинона и правил собственно Монголией, в то время как сам великий хан правил всей империей из Ханбалыка в Китае. После падения династии Юань, когда чингисиды вернулись в исконно монгольские степи и власть хана ослабла, все потомки Хубилая стали носить титул «тайджи». Тайджи или "тажы" на тувинском означает что кто имеет этот титул является чингизидом с белой костью. А "дажы" - просто тибетское имя. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться