Перейти к содержанию
maxim

Звук войны

Рекомендуемые сообщения

Часто, читая исторические повествования о сражениях, встречаю такие фразы, как например: "Протрубили трубы и мы ринулись в бой" или "Ударили барабаны...".

Интересно, какие именно инструменты использовались в сражениях, кто на них играл и в каких случаях?

Ведь этот инструмент должен быть слышен на большие расстояния, а если их было много, то игра должна быть слаженной. И если играли специально обученные музыканты, то их кто-то должен был охранять.

Вероятно, сражающиеся отряды должны были определять, по услышанным звукам, отступать им или продолжать оборону (атаку)?

Посоветуйте пожалуйста литературу по этой теме.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Часто, читая исторические повествования о сражениях, встречаю такие фразы, как например: "Протрубили трубы и мы ринулись в бой" или "Ударили барабаны...".

Интересно, какие именно инструменты использовались в сражениях, кто на них играл и в каких случаях?

Ведь этот инструмент должен быть слышен на большие расстояния, а если их было много, то игра должна быть слаженной. И если играли специально обученные музыканты, то их кто-то должен был охранять.

Вероятно, сражающиеся отряды должны были определять, по услышанным звукам, отступать им или продолжать оборону (атаку)?

Посоветуйте пожалуйста литературу по этой теме.

Использовались стрелы с наконечником, которые при стрельбе испускали свист.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И если играли специально обученные музыканты, то их кто-то должен был охранять.

Потому-то трубач и считался почетной профессией - риску много, а защититься нечем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ведь захват музыканта, в таком случае, мог повысить шансы на победу, за счет внесения хаоса в ряды противника.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но ведь захват музыканта, в таком случае, мог повысить шансы на победу, за счет внесения хаоса в ряды противника.

В монгольских законах за гибель наставника (багш), телохранителя (хиа), знаменосца (тугч), трубача (бvрээч) и полководца (орлог) полагалось штрафовать 5 пятками скота. Кроме того, трубачи, телохранители, знаменосцы и полководцы были цагаан цэрэг, т.е. профессиональными воинами, а не хар цэрэг, т.е ополчением.

Фактически, это заставляло ополченцев следить за тем, что происходит со знаменем и где находятся трубачи. Так пытались решить проблему управления войском.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Древнекитайский трактат "Искусство войны" : "Забьют в одни барабаны - пойдут вперед, забьют в другие - остановятся, выставят значок справа — повернут вправо, выставят значок слева — повернут влево. Таким образом, храбрецу и трусу не будет дана возможность действовать в одиночку» .Сунь-цзы приводит цитату из какого-то неизвестного древнего сочинения: «...звучащее слово имеет весьма ограниченный радиус слышимости — отсюда обычай использования гонгов и барабанов. Небольшие по размерам, но важные по сути вещи могут быть плохо видны издалека — отсюда обычай применения знамён и флагов» .

«...В ночном сражении пользуйтесь больше сигнальными огнями и барабанами, а в дневном сражении знамёнами и флагами — в качестве средств, влияющих на уши и глаза солдат» . «У-цзы сказал: барабанами, литаврами, гонгами и колокольчиками воздействуют на слух; бунчуками, знамёнами, флагами и значками воздействуют на зрение...» . Поскольку знамёна и значки служат орудием управления войском, орудием команды, им полагается двигаться в строгом порядке. Когда такой порядок нарушен, можно сделать вывод о том, что более нет правильного военного строя."[Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве // Конрад Н. И. Избранные труды. Синология. - М., 1977]

см. О.С. Советова, А.Н. Мухарева. Об использовании знамён в военном деле средневековых кочевников

Изменено пользователем Graf
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если верить Козьме Пруткову то в императорской армии в России должность барабанщика была вовсе не почётной - их считали пассивными голубыми ... В более раннее время иностранцы упоминают наличие небольших барабанов у русских воевод , у седла они распологались и якобы для сигнальных целей использовались (вполне возможно заимствование от татар ) .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Музыка на поле брани и военные оркестры- это вообще традиция кочевников. В Европу мода на это попала от турецких военных музыкантов в 17 веке во времена активных боевых действий турков на Балканах и Восточной Европе. Предположу еще более раннее влияние. Возможно, гунны оставили свой след в музыке в виде длинных боевых труб: на Карпатах (трембита), в Баварии, в Бургундии, возможно, и в других местах. Точно такие же трубы до сих пор используются на праздниках в Средней Азии. Про барабаны стоит ли и говорить. Изначально он изготавливался из котла и натянутой на него кожей. Котёл-объединяющая принадлежность боевой еденицы-десятка воинов, барабан, соответственно, тоже. Практически также изготовлен соответствующий инструмент в симфоническом оркестре, присмотритесь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Однако часто чрезмерное увлечение музыкой войску вредит. Наверное, многим известна битва при Куре, когда славные Субэдэй-багатур и Джэбэ-нойон разделались с армией грузинского царя Георгия Лаша. Сначала, когда монголы прибыли на будущее поле боя, они решили, что угодили на какой-то праздник, так уйма грузинских музыкантов игрла на всевозможных инструментах в самых веселых тонах. Но лица грузинских воинов были явно суровыми, и мынколы пошли в атаку. Не буду подробно описывать ход боя, просто скажу, что грузины были полностью разгромлены, но монголы в качестве трофеев получили лишь разноцветный шатер и кучу музыкальных инструментов. :lol: В следующей битве грузины уже вели себя тихо, хранили грозное молчание, музыкантов же в помине не было. Поняли наверное грузины, что монголы не очень большие любители музыки, особенно явно не соответствующей войне. :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

У монголов принято было подбадривать своих воинов перед битвой громкими звуками музыкальных инструментов. Вот как описывает Марко Поло сражение между войсками великого хана Хубилая и мятежного князя Наяна:

«Увидел Наян со своими воинами, что вокруг стала рать великого хана, и перепугались все; бегут к оружию; скоро-наскоро вооружаются и толком, по порядку расставляют отряды. Снарядились обе стороны, и оставалось только схватиться; заслышались тут многие инструменты, многие трубы и громкое пение. У татар вот такой обычай: когда их приведут И расставят биться, пока не прозвучит накар (большой барабан. – Н. Б.) начальника, они не начинают брани и все то время играют на инструментах и поют; вот поэтому-то обе стороны так много играли и пели»

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...