Chial Опубликовано 8 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2017 В Friday, April 28, 2017 в 20:59, Бахтияр сказал: Мы не знаем какая группа турков здесь упомянута, возможно оседлая, которая позже слилась в ферганских узбеках. Но мы знаем что именно полукочевые группы турков в долине сохранили до последнего времени свои отличия. Полукочевые группы турков вряд-ли могли не соприкасаться с кыргызами и кипчаками. Кармышева пишет, что они соприкасались с теми и другими. С киргизами по женской линии (брали в жены киргизок, наверно отсуда у них частичная внешняя схожесть). А кипчаки, с которыми они имели контакт если не ошибаюсь явились "древними" кипчаками, т.е. до-узбекскими. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 8 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2017 В Sunday, April 30, 2017 в 21:48, mechenosec сказал: Очень монголоидный, за калмыка вполне проканает, что странно для узбека Как по мне он очень европеоидный для калмыка. Сравните его с Кирсаном Илюмжиновым. Такие типажи как Кирсан Илюмжинов редко встречаются у узбеков, а у артиста М. Ражабова вполне узбекская внешность. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 8 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2017 В Monday, May 01, 2017 в 09:11, Бахтияр сказал: Сарт во времена Бабура отличалось от того что было позже. Потом и турков всех оседлых стали именовать сартами. Чего раньше никогда не было. По мне турки, упомянутые Бабуром в Фергане позже в документах 19-20 вв. названы уже сартами. По Бабуру турки жили в Андижане в 16 веке, а в документах 19-20 вв. население Андижана отмечено уже как сарты. Еще Зарубин отмечал, что туркмены и киргизы называют сартами самаркандских тюрков, т.е. ту самую этногруппу: «Можно считать с большой долею вероятности, что под "турками" (тюрками) сельско-хозяйственной переписи нужно разуметь не людей, говорящих по-турецки, а особую племенную группу. В этом мнении во многих случаях убеждает согласное указание источников на наличность "турок" в одних и тех же местах, а также немногие описательные сведения о них. Так, например, М. С. Андреев, в своих материалах по описанию населения Нуратинских гор пишет: "Западный конец Нуратинских гор представляет смесь разнородных тюркских элементов. 126 домов Темир-кабукского старшинства состоят из 2-х родов: бахрин и буркут. Эти 126 домов не называют не сами себя, ни другие их узбеками. Соседи туркмены и киргызы называют их сартами, но также называют и таджиков, сами же себя они как-то неуверенно называют тюрками. Материалы поземельно-податных комиссий в своих описаниях отдельных волостей также выделяют "тюрков". Местные исследователи, по-видомому, склонны считать "тюрков" отдельной от узбеков племенной группой, хотя и близкой к ним». 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 8 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2017 В Saturday, May 06, 2017 в 15:31, Le_Raffine сказал: Да. К закату Коканда основными партиями, претендовавшими на власть были две: сартская партия и кипчакская. ОЧЕРКИ КОКАНСКАГО ХАНСТВА Н.Петровскiй Основателями управлявшей до сего времени Коканскимъ ханствомъ династiи считается Нарбута-Бiй, изъ узбекскаго рода Мингъ. Про Нарбута-Бiя, разсказывается, что онъ провелъ всю свою жизнь въ войнахъ съ соседями и постепенно покорилъ Андиджанъ, Наманганъ, Ушъ, Ходжентъ и другiя, прилегавшiя къ его владенiю, местности, составлявшiя въ то время отделныя и независимыя области. Нарбута-Бiй передалъ власть старшему сыну своему, Алимъ-хану. Преемникъ Нарбуты, старшiй сынъ его Алимъ-ханъ, продалжалъ идти по стопамъ своего отца. При немъ Кокандское ханство, какъ можно предпологатъ, увеличилосъ если не совершеннымъ прiобретенiемъ, то подчиненiемъ себе новыхъ областей и, кажется, въ ихъ числе Ташкент (въ 1803 или 1805 году). По убiенiи Алимъ-хана власть надъ Коканомъ перешла къ его родному брату и виновнику его убiйства Омару, ханствованiе котораго отличалось темъ же характеромъ, какъ и его предшественниковъ, т.е. постепеннымъ расширенiемъ своихъ владенiй. Во время правленiя этого хана была завоевана, между прочимъ, туркестанская область съ ея священнымъ у мусульманъ городомъ Азретомъ (Туркестаномъ). Омаръ-ханъ, умершiй въ 1822 г., какъ кажется, былъ одинъ изъ любимыхъ народомъ хановъ. Мне помнилосъ одно, очень распространенное въ Кокане, двустишiе, въ которомъ съ особенною теплотою и любовiю говорится объ Омаръ-хане. Преемникомъ Омара былъ старшiй сынъ его Магометъ-Али (въ просторечiи Мадали)-ханъ. При Мадали-хане, едва ли не въ первый разъ, обнаружиласъ въ Коканскомъ ханстве та борьба за господство и власть между двумя партiями – кочевниковъ-тюрковъ и оседлыхъ сартовъ – которая составляеть главную характеристическую черту въ исторiи этого ханства за последнее время. Следствiемъ этой борьбы были погибель самого Мадали-хана, безконечныя убiйства и страшная резня кочевниковъ при первомъ ханствованiи Худояра, убiйство Малла-хана, смуты во время прихода русскихъ въ Среднюю Азiю и, наконецъ – нынешнiя событiя въ ханстве и бегство Худояра-хана въ наши пределы. Я не стану разсказывать здесь о войне Мадали с китайцами въ Кашгаре, въ которой онъ поддерживалъ противъ сихъ последнихъ прежнихъ, мусульманскихъ, владетелей Кашгара, а также о походахъ его въ Каратегинъ, Кулабъ, Дарвазъ, Шугнанъ, окончившихся присоединенiемъ этихъ горныхъ владенiй къ территорiи Кокана; я остановлюсъ только на войне Мадали съ Бухарой, такъ какъ поводомъ къ этой войне были внутреннiя событiя Коканскаго ханства, а следствiемъ – паденiе и убiенiе Мадали и продолжительныя смуты, тянувшiяся, съ небольшими перерывами, до самаго прихода въ Среднюю Азiю русскихъ. Разсказывають, что первые годы ханствованiя Мадали-хана отличалисъ деятельностiю и благоразумiемъ, но потомъ, въ 1840 году, после казни главнаго советника хана мингбашiя Хаккъ-кулы, все круто изменилосъ: ханъ пересталъ заниматься делами и проводилъ все свое время въ гареме. Результатомъ такого положенiя делъ явились страшныя злоупотребленiя въ управленiи, общее недовольство и, наконецъ, заговоръ противъ хана влiятельныхъ лицъ ханства, желавшихъ избрать себе другого хана и пригласившихъ для этого къ себе на помощь бухарскаго эмира съ вспомогательнымъ войскомъ. Эмиръ Насрулла, давно уже искавшiй предлога къ походу на Коканъ, съ которымъ онъ за это время уже не разъ воевалъ и мирился, съ радостiю принялъ приглашенiе, и въ 1842 г., явился подъ стенами Кокана, оправдывая свой приходъ якобы наказанiемъ Мадали за то, что онъ женился на своей родной мачихе. Вследъ затемъ Коканъ былъ занятъ, Мадали и часть его семейства убиты, а все Коканское ханство присоединено къ бухарскимъ владенiемъ, подъ управленiемъ наместника. Разумеется, при этомъ перевороте, какъ всегда бываетъ въ Средней Азiи, дело не обошлосъ безъ грабежа и всяческихъ насилiй: эмиръ отдалъ городъ на разгробленiе, и четыре дня предавалисъ его воины всякимъ неистовствомъ и буйствамъ въ добровольно отдавшемя имъ городъ. Устроивъ такимъ образомъ свои дела въ Кокане, возвратился торжествующiй эмиръ домой, въ Бухару, но вскоре долженъ былъ убедиться, что всего его недавнее завоеванiе потеряно. Освободителями Коканскаго ханства явилисъ кипчаки, которые съ этого времени и прiобрели, на долгое время, первенствующую роль въ ханстве. Приглашенные жителями Кокана освободить ихъ отъ бухарскаго владычества, кипчаки, во главе со скрывавшимся у нихъ родственникомъ Мадали-хана, Ширъ-Али, тотчасъ же двинулисъ къ Кокану, избили бухарцевъ и провозгласили Ширъ-Али ханомъ. Узнавъ о случившихся въ Кокане происшествiяхъ, эмиръ Насрулла, осенью того же 1842 года, вновъ отправился войною на Коканъ, но на этотъ разъ походъ былъ без успеха: одинъ из кипчаковъ, по имени Мусульманъ-кулъ, а по прозвищу Чулакъ, бывшiй при Мадали-хане юзбаши, съумелъ вкрасться въ доверiе Насруллы и обмануть его. После сорока дней осады, эмиръ Насрулла, испуганный известiемъ о составившемся противъ него заговоре и о нападенiи хивинцевъ на пограничныя бухарскiя селенiя, принужденъ былъ снять осаду Кокана и возвратиться въ Бухару. Съ удаленiемъ бухарцевъ миръ и тишина водворились въ Коканскомъ ханстве. Ширъ-Али-ханъ, въ то время довольно пожилой уже человекъ, оказался правителемъ добрымъ и кроткимъ. Онъ носилъ прозвище «пустякъ» (въ переносномъ смысле – тряпка), и все влiятельные кипчаки, само собою разумеется, заняли все государственныя должности и взяли въ свои руки все управленiе ханствомъ. Такъ продолжалосъ дело до 1845 года, когда некто Муратъ, сынъ поименованнаго выше Алимъ-хана, скитавшiйся до того времени въ Шахрисабзе, Хиве и Бухаре, подстрекамый эмиромъ Насруллой, явился съ бухарскимъ отрядомъ въ Коканъ, убилъ Ширъ-Али и провозгласилъ себя наместникомъ эмира. Муратъ владелъ Коканомъ всего несколько дней – до прихода отлучавшагося въ это время въ Наманганъ Мусульман-кула. Для пониманiя дальнейшихъ событiй ханства, необходимо знать, что после Ширъ-Али-хана, отъ двухъ его женъ, осталосъ пять сыновей: Сарымсак, Суфи-Бекъ, Малла-Бекъ, Худояръ и Султанъ Муратъ. Узнавъ о случившемся въ Кокане перевороте, Мусульман-кулъ, захвативъ съ собою Худояра, который былъ въ то время правителемъ Намангана, немедленно двинулся къ Кокану, ворвался въ городъ, казнилъ Мурат-хана и поставилъ на ханство Худояра. Затемъ, зная о намеренiи Сарымсака, управлявшаго тогда Ташкентомъ, заступить место своего отца, онъ изменически пригласилъ его въ Коканъ и на дороге, между этимъ городомъ и Ташкентомъ, приказалъ убить его своим людямъ. Съ этого времени, т.е. съ перваго ханствованiя Худояра (1845 г.) до 1853 г., началосъ въ Кокане исключительное господство кипчакской партiи. Пользуясъ молодостiю хана, которому въ то время было не более 16-ти леть, Мусульман-куль управлялъ ханствомъ почти самовластно. Все несчастiе его управленiя заключалосъ не въ немъ самомъ, а въ общей, издавна существовавшей ненависти къ кипчакамъ и вообще къ кочевникамъ оседлой сартовской партiи. Видеть себя въ рукахъ кочевниковъ чуждаго племени, грубыхъ и мало развитыхъ, плохихъ мусулманъ, – было для этой партiи верхомъ униженiя. Взаимная ненависть, вызываемая обоюдными оскорбленiями и насилiями, росла каждогодно и, благодаря сартовскому характеру самого хана, окончиласъ казнiю Мусульманъ-кула и страшною резнею кипчаковъ, варфоломеевскою ночью Средней Азiи. Настало господство сартовъ, продолжавшееся до 1858 г., до перваго бегства Худояра. Время самостоятельнаго управленiя Худояра съ его любимцами, сартами отличалосъ теми же чертами, какъ его последнее ханствованiе нестесняемыми никакой опекой удовольствiями въ мусульманскомъ роде, притесненiями народа и полнымъ отсутсвiемъ вниманiя къ его нуждамъ и потребностямъ. Между темъ, съ севера двигаласъ новая, неведомая еще сила, русскiе, забирая, пока медленно, но прочно, нижнее теченiе Сыръ-Дарьи. Важности и значенiя этого движенiя Худояръ-ханъ, конечно, понятъ не могъ, а темъ более не могъ предвитедеть его последствiй. Тем не менее, не безъ основанiя опасаясъ русскихъ, онъ послалъ управлять Ташкентомъ и наблюдать за русскими брата своего Малла-хана, который, считая себя более законнымъ, чемъ Худояръ, наследникомъ Коканскаго ханства, съумелъ, съ помощью кочевниковъ, устроитъ свое дело такъ, что въ одинъ прекрасный день торжественно обявилъ себя ханомъ, возмутился противъ своего младшаго брата, наголову разбилъ высланное противъ него войско и овладелъ Коканомъ. Худояръ бежалъ в Бухару къ эмиру Насрулле, а потомъ переселился въ Джизакъ и занялся более скромными занятiями – торговлею и каракешествомъ. Малля-ханъ и вновъ возродившаяся партiя кочевниковъ съ новымъ ея предводителемъ, кипчакомъ Алимъ-куломъ, известнымъ борцомъ съ русскими, убитымъ за несколько времени передъ штурмомъ Ташкента, властвовали не долго, около двухъ леть. По зависти ли къ Алимъ-кулу, пользовавшемуся огромнымъ влiянiемъ на хана, или по какой-нибудь, неизвестной еще причине, но лица это же самой партiи, кипчаки и ташкентцы составили противъ хана заговоръ, и ворвалисъ въ его спальню и изрубили его саблями, избравъ на другой день, ханомъ 16-ти летняго юношу Шамурата, сына упомянутаго выше Сарымсака, старшаго брата Малля-хана. Тотчасъ после сказанныхъ происшествiй правитель Туркестана Канаать-ша, а также и убiйца Малла-хана, ташкентец Шадымань Ходжа, написали письма въ Джизакъ къ Худоярь-хану и обещали возвратить ему ханство. Лицомъ к лицу становились две издавно враждебныя партiи, съ равною силою и равнымъ значенiемъ: съ одной стороны Худояръ, надежда партiи сартовской, съ другой – Шамуратъ или, вернее, Алимъ-кулъ съ кипчаками. Действiя начались со стороны последныхъ. Обявивъ поголовное ополченiе Шамурать-ханъ двинулся къ Ташкенту съ огромнымъ войскомъ. Однакожъ, несмотря на многочисленность войска Ташкент не сдался, и Шамурать-хану пришлосъ идти обратно. Вследъ за оступившими двинулся и Худояръ и нагналъ Шамурата. Такой успехъ Худояръ-хана произвелъ то, что въ войске Шамурата тотчасъ же явиласъ измена. Войско разбежалосъ, а Худояръ-ханъ вошелъ торжествующимъ въ Коканъ. Шамурать-ханъ и Алимъ-кулъ бежали сначала въ Маргеланъ, потомъ Яръ-Мазаръ. Не надеясъ съ нимъ справиться и испытавъ уже под стенами Кокана битву съ вновъ усилившимся Алимъ-куломъ, Худояръ-ханъ обратился за помощью къ теперешнему бухарскому эмиру Музаффаръ-Эддину, который прислалъ къ нему сначала войско, а потомъ приехалъ самъ. Началасъ мелкая, отдельная резня почти на всехъ пунктахъ. Войска эмира доходили до Уша и Узгена, но возстанiя не усмирили. Поэтому, или по какимъ-либо другимъ соображенiямъ, но вследъ за темъ эмиръ быстро изменилъ свою политику: помирился съ Алимъ-куломъ, прислалъ ему подарки – золотую палку, тюбетейку, шашку, поясъ и прекрасный Коранъ, и увелъ свои войска изъ Кокана. Освободившись отъ самаго главнаго и сильнаго врага, Алимъ-кулъ немедленно взялъ Коканъ и сделалъ ханомъ Саид-Султана, сына Малла-хана. Худояръ-ханъ опять бежалъ въ Бухару. Повидимому, для Алимъ-кула и его партiи настало наконецъ спокойное время, которымъ онъ и началъ-было пользоваться для приведенiя въ порядокъ делъ ханства и уничтоженiя навсегда силъ противной ему партiи; но время это было недолго: съ севера надвинулись русскiе, въ борьбе съ которыми, 9 мая 1865 г., ему суждено было погибнуть, а съ запада пришелъ эмиръ, занялъ Ходжентъ, и вновъ посадилъ въ Кокане Худояра. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Peacemaker Опубликовано 8 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2017 18 minutes ago, Chial said: К закату Коканда основными партиями, претендовавшими на власть были две: сартская партия и кипчакская. Reveal hidden contents ОЧЕРКИ КОКАНСКАГО ХАНСТВА Н.Петровскiй Основателями управлявшей до сего времени Коканскимъ ханствомъ династiи считается Нарбута-Бiй, изъ узбекскаго рода Мингъ. Про Нарбута-Бiя, разсказывается, что онъ провелъ всю свою жизнь въ войнахъ съ соседями и постепенно покорилъ Андиджанъ, Наманганъ, Ушъ, Ходжентъ и другiя, прилегавшiя къ его владенiю, местности, составлявшiя въ то время отделныя и независимыя области. Нарбута-Бiй передалъ власть старшему сыну своему, Алимъ-хану. Преемникъ Нарбуты, старшiй сынъ его Алимъ-ханъ, продалжалъ идти по стопамъ своего отца. При немъ Кокандское ханство, какъ можно предпологатъ, увеличилосъ если не совершеннымъ прiобретенiемъ, то подчиненiемъ себе новыхъ областей и, кажется, въ ихъ числе Ташкент (въ 1803 или 1805 году). По убiенiи Алимъ-хана власть надъ Коканомъ перешла къ его родному брату и виновнику его убiйства Омару, ханствованiе котораго отличалось темъ же характеромъ, какъ и его предшественниковъ, т.е. постепеннымъ расширенiемъ своихъ владенiй. Во время правленiя этого хана была завоевана, между прочимъ, туркестанская область съ ея священнымъ у мусульманъ городомъ Азретомъ (Туркестаномъ). Омаръ-ханъ, умершiй въ 1822 г., какъ кажется, былъ одинъ изъ любимыхъ народомъ хановъ. Мне помнилосъ одно, очень распространенное въ Кокане, двустишiе, въ которомъ съ особенною теплотою и любовiю говорится объ Омаръ-хане. Преемникомъ Омара былъ старшiй сынъ его Магометъ-Али (въ просторечiи Мадали)-ханъ. При Мадали-хане, едва ли не въ первый разъ, обнаружиласъ въ Коканскомъ ханстве та борьба за господство и власть между двумя партiями – кочевниковъ-тюрковъ и оседлыхъ сартовъ – которая составляеть главную характеристическую черту въ исторiи этого ханства за последнее время. Следствiемъ этой борьбы были погибель самого Мадали-хана, безконечныя убiйства и страшная резня кочевниковъ при первомъ ханствованiи Худояра, убiйство Малла-хана, смуты во время прихода русскихъ въ Среднюю Азiю и, наконецъ – нынешнiя событiя въ ханстве и бегство Худояра-хана въ наши пределы. Я не стану разсказывать здесь о войне Мадали с китайцами въ Кашгаре, въ которой онъ поддерживалъ противъ сихъ последнихъ прежнихъ, мусульманскихъ, владетелей Кашгара, а также о походахъ его въ Каратегинъ, Кулабъ, Дарвазъ, Шугнанъ, окончившихся присоединенiемъ этихъ горныхъ владенiй къ территорiи Кокана; я остановлюсъ только на войне Мадали съ Бухарой, такъ какъ поводомъ къ этой войне были внутреннiя событiя Коканскаго ханства, а следствiемъ – паденiе и убiенiе Мадали и продолжительныя смуты, тянувшiяся, съ небольшими перерывами, до самаго прихода въ Среднюю Азiю русскихъ. Разсказывають, что первые годы ханствованiя Мадали-хана отличалисъ деятельностiю и благоразумiемъ, но потомъ, въ 1840 году, после казни главнаго советника хана мингбашiя Хаккъ-кулы, все круто изменилосъ: ханъ пересталъ заниматься делами и проводилъ все свое время въ гареме. Результатомъ такого положенiя делъ явились страшныя злоупотребленiя въ управленiи, общее недовольство и, наконецъ, заговоръ противъ хана влiятельныхъ лицъ ханства, желавшихъ избрать себе другого хана и пригласившихъ для этого къ себе на помощь бухарскаго эмира съ вспомогательнымъ войскомъ. Эмиръ Насрулла, давно уже искавшiй предлога къ походу на Коканъ, съ которымъ онъ за это время уже не разъ воевалъ и мирился, съ радостiю принялъ приглашенiе, и въ 1842 г., явился подъ стенами Кокана, оправдывая свой приходъ якобы наказанiемъ Мадали за то, что онъ женился на своей родной мачихе. Вследъ затемъ Коканъ былъ занятъ, Мадали и часть его семейства убиты, а все Коканское ханство присоединено къ бухарскимъ владенiемъ, подъ управленiемъ наместника. Разумеется, при этомъ перевороте, какъ всегда бываетъ въ Средней Азiи, дело не обошлосъ безъ грабежа и всяческихъ насилiй: эмиръ отдалъ городъ на разгробленiе, и четыре дня предавалисъ его воины всякимъ неистовствомъ и буйствамъ въ добровольно отдавшемя имъ городъ. Устроивъ такимъ образомъ свои дела въ Кокане, возвратился торжествующiй эмиръ домой, въ Бухару, но вскоре долженъ былъ убедиться, что всего его недавнее завоеванiе потеряно. Освободителями Коканскаго ханства явилисъ кипчаки, которые съ этого времени и прiобрели, на долгое время, первенствующую роль въ ханстве. Приглашенные жителями Кокана освободить ихъ отъ бухарскаго владычества, кипчаки, во главе со скрывавшимся у нихъ родственникомъ Мадали-хана, Ширъ-Али, тотчасъ же двинулисъ къ Кокану, избили бухарцевъ и провозгласили Ширъ-Али ханомъ. Узнавъ о случившихся въ Кокане происшествiяхъ, эмиръ Насрулла, осенью того же 1842 года, вновъ отправился войною на Коканъ, но на этотъ разъ походъ былъ без успеха: одинъ из кипчаковъ, по имени Мусульманъ-кулъ, а по прозвищу Чулакъ, бывшiй при Мадали-хане юзбаши, съумелъ вкрасться въ доверiе Насруллы и обмануть его. После сорока дней осады, эмиръ Насрулла, испуганный известiемъ о составившемся противъ него заговоре и о нападенiи хивинцевъ на пограничныя бухарскiя селенiя, принужденъ былъ снять осаду Кокана и возвратиться въ Бухару. Съ удаленiемъ бухарцевъ миръ и тишина водворились въ Коканскомъ ханстве. Ширъ-Али-ханъ, въ то время довольно пожилой уже человекъ, оказался правителемъ добрымъ и кроткимъ. Онъ носилъ прозвище «пустякъ» (въ переносномъ смысле – тряпка), и все влiятельные кипчаки, само собою разумеется, заняли все государственныя должности и взяли въ свои руки все управленiе ханствомъ. Такъ продолжалосъ дело до 1845 года, когда некто Муратъ, сынъ поименованнаго выше Алимъ-хана, скитавшiйся до того времени въ Шахрисабзе, Хиве и Бухаре, подстрекамый эмиромъ Насруллой, явился съ бухарскимъ отрядомъ въ Коканъ, убилъ Ширъ-Али и провозгласилъ себя наместникомъ эмира. Муратъ владелъ Коканомъ всего несколько дней – до прихода отлучавшагося въ это время въ Наманганъ Мусульман-кула. Для пониманiя дальнейшихъ событiй ханства, необходимо знать, что после Ширъ-Али-хана, отъ двухъ его женъ, осталосъ пять сыновей: Сарымсак, Суфи-Бекъ, Малла-Бекъ, Худояръ и Султанъ Муратъ. Узнавъ о случившемся въ Кокане перевороте, Мусульман-кулъ, захвативъ съ собою Худояра, который былъ въ то время правителемъ Намангана, немедленно двинулся къ Кокану, ворвался въ городъ, казнилъ Мурат-хана и поставилъ на ханство Худояра. Затемъ, зная о намеренiи Сарымсака, управлявшаго тогда Ташкентомъ, заступить место своего отца, онъ изменически пригласилъ его въ Коканъ и на дороге, между этимъ городомъ и Ташкентомъ, приказалъ убить его своим людямъ. Съ этого времени, т.е. съ перваго ханствованiя Худояра (1845 г.) до 1853 г., началосъ въ Кокане исключительное господство кипчакской партiи. Пользуясъ молодостiю хана, которому въ то время было не более 16-ти леть, Мусульман-куль управлялъ ханствомъ почти самовластно. Все несчастiе его управленiя заключалосъ не въ немъ самомъ, а въ общей, издавна существовавшей ненависти къ кипчакамъ и вообще къ кочевникамъ оседлой сартовской партiи. Видеть себя въ рукахъ кочевниковъ чуждаго племени, грубыхъ и мало развитыхъ, плохихъ мусулманъ, – было для этой партiи верхомъ униженiя. Взаимная ненависть, вызываемая обоюдными оскорбленiями и насилiями, росла каждогодно и, благодаря сартовскому характеру самого хана, окончиласъ казнiю Мусульманъ-кула и страшною резнею кипчаковъ, варфоломеевскою ночью Средней Азiи. Настало господство сартовъ, продолжавшееся до 1858 г., до перваго бегства Худояра. Время самостоятельнаго управленiя Худояра съ его любимцами, сартами отличалосъ теми же чертами, какъ его последнее ханствованiе нестесняемыми никакой опекой удовольствiями въ мусульманскомъ роде, притесненiями народа и полнымъ отсутсвiемъ вниманiя къ его нуждамъ и потребностямъ. Между темъ, съ севера двигаласъ новая, неведомая еще сила, русскiе, забирая, пока медленно, но прочно, нижнее теченiе Сыръ-Дарьи. Важности и значенiя этого движенiя Худояръ-ханъ, конечно, понятъ не могъ, а темъ более не могъ предвитедеть его последствiй. Тем не менее, не безъ основанiя опасаясъ русскихъ, онъ послалъ управлять Ташкентомъ и наблюдать за русскими брата своего Малла-хана, который, считая себя более законнымъ, чемъ Худояръ, наследникомъ Коканскаго ханства, съумелъ, съ помощью кочевниковъ, устроитъ свое дело такъ, что въ одинъ прекрасный день торжественно обявилъ себя ханомъ, возмутился противъ своего младшаго брата, наголову разбилъ высланное противъ него войско и овладелъ Коканомъ. Худояръ бежалъ в Бухару къ эмиру Насрулле, а потомъ переселился въ Джизакъ и занялся более скромными занятiями – торговлею и каракешествомъ. Малля-ханъ и вновъ возродившаяся партiя кочевниковъ съ новымъ ея предводителемъ, кипчакомъ Алимъ-куломъ, известнымъ борцомъ съ русскими, убитымъ за несколько времени передъ штурмомъ Ташкента, властвовали не долго, около двухъ леть. По зависти ли къ Алимъ-кулу, пользовавшемуся огромнымъ влiянiемъ на хана, или по какой-нибудь, неизвестной еще причине, но лица это же самой партiи, кипчаки и ташкентцы составили противъ хана заговоръ, и ворвалисъ въ его спальню и изрубили его саблями, избравъ на другой день, ханомъ 16-ти летняго юношу Шамурата, сына упомянутаго выше Сарымсака, старшаго брата Малля-хана. Тотчасъ после сказанныхъ происшествiй правитель Туркестана Канаать-ша, а также и убiйца Малла-хана, ташкентец Шадымань Ходжа, написали письма въ Джизакъ къ Худоярь-хану и обещали возвратить ему ханство. Лицомъ к лицу становились две издавно враждебныя партiи, съ равною силою и равнымъ значенiемъ: съ одной стороны Худояръ, надежда партiи сартовской, съ другой – Шамуратъ или, вернее, Алимъ-кулъ съ кипчаками. Действiя начались со стороны последныхъ. Обявивъ поголовное ополченiе Шамурать-ханъ двинулся къ Ташкенту съ огромнымъ войскомъ. Однакожъ, несмотря на многочисленность войска Ташкент не сдался, и Шамурать-хану пришлосъ идти обратно. Вследъ за оступившими двинулся и Худояръ и нагналъ Шамурата. Такой успехъ Худояръ-хана произвелъ то, что въ войске Шамурата тотчасъ же явиласъ измена. Войско разбежалосъ, а Худояръ-ханъ вошелъ торжествующимъ въ Коканъ. Шамурать-ханъ и Алимъ-кулъ бежали сначала въ Маргеланъ, потомъ Яръ-Мазаръ. Не надеясъ съ нимъ справиться и испытавъ уже под стенами Кокана битву съ вновъ усилившимся Алимъ-куломъ, Худояръ-ханъ обратился за помощью къ теперешнему бухарскому эмиру Музаффаръ-Эддину, который прислалъ къ нему сначала войско, а потомъ приехалъ самъ. Началасъ мелкая, отдельная резня почти на всехъ пунктахъ. Войска эмира доходили до Уша и Узгена, но возстанiя не усмирили. Поэтому, или по какимъ-либо другимъ соображенiямъ, но вследъ за темъ эмиръ быстро изменилъ свою политику: помирился съ Алимъ-куломъ, прислалъ ему подарки – золотую палку, тюбетейку, шашку, поясъ и прекрасный Коранъ, и увелъ свои войска изъ Кокана. Освободившись отъ самаго главнаго и сильнаго врага, Алимъ-кулъ немедленно взялъ Коканъ и сделалъ ханомъ Саид-Султана, сына Малла-хана. Худояръ-ханъ опять бежалъ въ Бухару. Повидимому, для Алимъ-кула и его партiи настало наконецъ спокойное время, которымъ онъ и началъ-было пользоваться для приведенiя въ порядокъ делъ ханства и уничтоженiя навсегда силъ противной ему партiи; но время это было недолго: съ севера надвинулись русскiе, въ борьбе съ которыми, 9 мая 1865 г., ему суждено было погибнуть, а съ запада пришелъ эмиръ, занялъ Ходжентъ, и вновъ посадилъ въ Кокане Худояра. локай или лухан по монгольски -китаец. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
кылышбай Опубликовано 8 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2017 1 час назад, Chial сказал: Кармышева пишет, что они соприкасались с теми и другими. С киргизами по женской линии (брали в жены киргизок, наверно отсуда у них частичная внешняя схожесть). А кипчаки, с которыми они имели контакт если не ошибаюсь явились "древними" кипчаками, т.е. до-узбекскими. вы считаете ферганские кыпчаки пришли раньше М.Шейбани? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 8 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 8 мая, 2017 48 минут назад, кылышбай сказал: вы считаете ферганские кыпчаки пришли раньше М.Шейбани? Нет. Но Кармышева вроде писала, что там были другие кипчаки. С эпохи тимуридов. А ферганские кипчаки поздние переселенцы. В Средней Азии в 18 веке появились. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Yagli Canac Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 16 часов назад, Chial сказал: Частъ этихъ “тюрков”, какъ пологають, переселились къ первой четверти этого столетiя въ у. Самаркандской горъ, близъ Ура-Тюбе, где еще осталосъ 800 шатровъ. Изъ у. Самаркандскаго 100 шатровъ наиболее состоятельныхъ тюрковъ опять выселились въ Гиссаръ, уходя от русскихъ». вот она правдушка. так и чуйка подозревала. к первой четверти этого столетия это какого века? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Yagli Canac Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 16 часов назад, Chial сказал: Кармышева пишет, что они соприкасались с теми и другими. С киргизами по женской линии (брали в жены киргизок, наверно отсуда у них частичная внешняя схожесть). А кипчаки, с которыми они имели контакт если не ошибаюсь явились "древними" кипчаками, т.е. до-узбекскими. я этот момент у кармышевой пропустил. можете дать ссылку? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Yagli Canac Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 16 часов назад, Chial сказал: https://m.youtube.com/watch?v=Jpe60II5TO8 о дастан гур угли у кочевых узбеков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Yagli Canac Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 16 часов назад, Chial сказал: Еще Зарубин отмечал, что туркмены и киргизы называют сартами самаркандских тюрков, т.е. ту самую этногруппу: нужно пологать что это та группа, которая у кармышевой отмечается как "чагатайцы"? потому что бахринов и буркутов к 20 веку уже она не отмечала?! а гвоорили что в бухарском ханстве не использовали слово сарт, как оказалось использовали туркмены и киргизы. правда под киргизами имеют ввиду джаргатольских кыргызов или джизахских казахов? и вроде писали что у туркмен не сарт использовали, а тат. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 51 минуту назад, Yagli Canac сказал: я этот момент у кармышевой пропустил. можете дать ссылку? Есть у вас что нить от монгольского наследия? Фольклор, традиции и прочее что можно связать с монголами Чингис-хана? Хочу понять вы и есть те самые чагатайцы или параллельно с ними жили мало соприкасаясь, как Chial предполагает. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Бахтияр Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 14 часов назад, Chial сказал: Тюрки-чагатайцы жили повсеместно в Маварауннахре. А тюрки-кочевники (этногруппа тюрк) возможно всегда обитали ближе к горам. Поэтому у них всегда было развито овцеводство (а не скотоводство) и не было развито земледелие. Т.е. было два вида местных тюрок до Шейбани-хана: Оседлые (возможно полукочевые) и кочевые (та самая этногруппа тюрк). Узбеки слились с первыми. Тюрки Бабура, которые жили при Бабуре в городе Андижан также явились по-видимому оседлыми тюрками, а не кочевыми. В целом, Кармышева также придерживается того взгляда, что было два вида тюрок. Она пишет: Показать контент Стр. 72 Ранние племена Среди ранних племен самой многочисленной и наиболее полно сохранившей особенности языка и быта кочевой части тюрков Мавераннахра в начале ХХ. в была группа, известная под общим названием тюрк. Она объединила четыре племени, для одного из которых этноним тюрк был единственным самоназванием. Название второго было кальтатай, третьего – мусабазари, четвертого – барлас. К тюркам относила себя и часть карлуков. В первой четверти ХХ. в еще прослеживалась определенная закономерность в размещении тюрков – они жили в предгорьях и средней части гор. Поэтому в литературе иногда их называют горными тюрками. Полоса их обитания полукольцом огибала горные районы со сплошным таджикским населением, начинаясь в Афганском Бадахшане (в основном бассейн р. Кукча) и заканчиваясь в восточном углу Ферганской долины. На всей этой территории тюрки составляли меньшинство. В горах они жили вместе с таджиками, в предгорьях – вперемежку с таджиками, оседлыми узбеками, а также с другими ранними племенами. В долинах рек тюрки находились по соседству с узбекскими племенами даштикипчакского происхождения. Стр. 164 В горных и предгорных районах Бухарского ханства, Туркестанского края, а также Северного Афганистана достаточно четко выделялись остатки некогда многочисленных кочевых тюрков, потомков тюркских племен Тимуридского государства. Их основным занятием оставалось овцеводство и отчасти земледелие. Среди них были группы, для которых овцеводство было единственным занятием. Тем не менее благодаря многовековым хозяйственно-культурным связям и смешанным бракам их духовная культура была близка культуре оседлого населения. Стр. 193 В своей работе В. Л. Вяткин останавливался и на весьма важном вопросе о причинах резкого уменьшения численности тюрков после занятия Мавараннахра даштикипчакскими узбеками. По его мнению, господствующее привилегированное положение узбеков в стране способствовало тому, что они вобрали в себя с течением времени значительную часть местных тюрков, близких им по языку и этническому составу. Того же мнения о причинах убыли тюрков придерживался и другой исследователь позднефеодального периода истории Средней Азии – П.П. Иванов. Он отмечал, что об интенсивности процесса ассимиляции тюрков можно судить по тому факту, что в письменных источниках конца XVI в. (как и при Тимуридах) все население Бухарского ханства делится на тюрков и таджиков, а столетием позже, в конце XVII в., источники упоминают уже только узбеков и таджиков. Наряду со смешением оседлой части тюрков с узбеками, которое происходило в основном в оазисах, в горах и предгорьях шел не менее интенсивный процесс слияния кочевых и полукочевых тюрков с таджиками. Я подчеркиваю слияние узбеков даштикипчакского происхождения именно с оседлой частью тюрков (т.е. тюркоязычной частью оседлого населения оазисов). Тюрки (этногруппа тюрк) по отношению к поздним узбекским племенам держались замкнуто. Браки между этими группами заключались весьма редко. Таким образом, слияние этих двух групп населения происходило путем оседания и утраты представлений о былой обособленности своих этнических групп. По мне они и есть те самые чагатайцы. Одно наличие среди них барласов и их статус говорит об этом. Были оседлые, полуоседлые и кочевые группы чагатайцев, к 16 в., ко времени прихода узбеков Шейбани-хана. Наличие разного типа хозяйства не означает, что это были разные этнические группы. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 16 часов назад, Chial сказал: Как по мне он очень европеоидный для калмыка. Сравните его с Кирсаном Илюмжиновым. Такие типажи как Кирсан Илюмжинов редко встречаются у узбеков, а у артиста М. Ражабова вполне узбекская внешность. Значит у нас есть европеоидные калмыки, хотя европеоидом его язык не поворачивается назвать! Узбеков строителей, торговцев у нас много, на них он не особо похож, может не типичный для вас? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
mechenosec Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 3 часа назад, Бахтияр сказал: По мне они и есть те самые чагатайцы. Одно наличие среди них барласов и их статус говорит об этом. Были оседлые, полуоседлые и кочевые группы чагатайцев, к 16 в., ко времени прихода узбеков Шейбани-хана. Наличие разного типа хозяйства не означает, что это были разные этнические группы. Вроде сам Ягли Чанач, говорил что Барласы, и даже Темур, просто приняли монгольский этноним, к монголам отношения не имеют, но к чагатайцам да, узбеки их прямые потомки. Вернее, немалая часть их. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Le_Raffine Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 15 часов назад, Chial сказал: Нет. Но Кармышева вроде писала, что там были другие кипчаки. С эпохи тимуридов. А ферганские кипчаки поздние переселенцы. В Средней Азии в 18 веке появились. Эмм, а откуда они пришли? Или это действительно казахи Среднего жуза? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 9 мая, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 В государствах тимуридов было много кыпчаков. Цитата «Му'изз ал-ансаб» перечисляет множество сподвижников различных тимуридов — из числа бахадуров Тимура — Чинтай Кипчак, из числа эмиров Шахруха — эмир Гийас ад-дин из рода илчикдай племени кипчак, из эмиров Улугбека Гургана — Али Каучин Кипчак, йасавул Аббас Кипчак, букавулы Шайх-зада Илчикдай, Акдак Илчикдай и Шайх Пайанда Илчикдай и т.д. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Kenan Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 Видимо это те кыпчаки, которые служили хорезмшахам когда-то. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Admin Rust Опубликовано 9 мая, 2017 Admin Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 Возможно, хотя могли появиться и позже, у же в послемонгольское время. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 5 часов назад, Yagli Canac сказал: вот она правдушка. так и чуйка подозревала. к первой четверти этого столетия это какого века? Миддиндорф имеет ввиду начало 19 века. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 5 часов назад, Yagli Canac сказал: я этот момент у кармышевой пропустил. можете дать ссылку? Кармышева: Стр. 167 Среди названий родов собственно тюрков восточной части Гиссарской долины, т.е. тюрков-ромити, привлекают особое внимание три – авлоди-киргиз, авлода-джата и алакузи. Родоначальником группы авлоди-киргиз не объязательно должен быль быть киргиз (хотя киргизы жили в соседнем Каратегине вплоть до Оби-Гарма), ибо значительно чаще подобные прозвища давались потомкам человека, женившегося на женщине из другого народа (в данном случае на киргизке), или человека, жившего долго среди другого народа (в данном случае среди киргизов). Стр. 170-171 Среди тюркских селений Кулябского бекства был упомянут кишлак Кипчак. То же название носили еще два таджикских кишлака: один – в районе размещения тюрков-ромити, другой – западнее, на правобережье р. Ширкант. В Средней Азии, как известно, нередки случаи, когда в селении, носящем название того или иного народа или племени, живут люди совершенно другой этнической принадлежности. В большинстве случаев это объясняется сменой населения или постепенной утратой жителями своего прежнего этнического названия в результате ассимиляции их преобладающим в данной местности этносом. В рассматриваемом случае напрашивается предположение, что когда-то в этом кишлаке обитали кипчаки, которых потом сменили тюрки. Возможно, так и оно и было. Однако не исключено, что смены населения не произошло, а свое название кишлаки получили по небольшим группам кипчаков, живших в этих пунктах, но потом растворившихся среди преобладавших здесь тюрков. Участие кипчаков в формировании тюрков вполне вероятно, ибо о пребывании кипчаков в сопредельном Хоросане еще в XI в. имеются свидетельства письменных источников. Из мемуаров Бабура также видно, что в его время кипчаки были недавними поселенцами в интересующих нас районах. Упоминавшийся выше Хусраушах, который длительное время фактически безраздельно правил обширной территорией от Куляба и Бадахшана до Балха и Термеза, был из туркестанских кипчаков, и не подлежал сомнению, исходя из условий того времени, что его соплеменники были в числе его войска. Бабур пишет, что, как только Хисраушах завладел областью Хисар, он посадил там правителем Байсун-кара мирзу, а Хутталян отдал своему брату Вали. Среди своих приближенных, последовавших за ним в Индию, Бабур в своих мемуарах дважды упоминает некоего кипчака Турды Мухаммеда. О присоединении кипчаков к войску Бабура при наступлении Шейбани-хана на Хисар, Хатлан (Куляб), Кундуз и Баглан писал Мухаммад Салих, современник (возможно, и участник) этих событий. Название кипчак встречается и в топонимии Хорасана того времени – перевал Кипчак в горах Гиндукуша, Кипчакские ворота в г. Герате. В начале XVIII в. большая группа кипчаков жили в районе Балха. Эмиры их весьма активно участвовали в феодальных распрях правителей Хорасана и Мавеннахра. В районе Балха и в других местностях Северного Афганистана кипчаки живут небольшими группами и в настоящее время. Без специальных исследований трудно сказать, являются ли они потомками ранних кипчаков или к ним влилась еще новая волна кипчаков из Хорезма или из присырдарьинских районов. Таким образом, не исключена возможность, что и отдельные группы кипчаков пополнили состав тюрков изучаемой территории. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 5 часов назад, Yagli Canac сказал: нужно пологать что это та группа, которая у кармышевой отмечается как "чагатайцы"? потому что бахринов и буркутов к 20 веку уже она не отмечала?! Зарубин. Население Самарк. Области (полный текст): Национальная терминология переписи не выдержана, и ее номенклатуру приходится местами расшифровывать, стараясь выяснить, что именно разумеет перепись под тем или другим наименованием. При этом не всегда неясность терминологии является особенностью переписи: часто неопределенность выражений происходит от неясности этнографических сведений. К этому разряду принадлежат, прежде всего, "турки" или "тюрки", отмеченные сельскохозяйственною переписью в трех уездах области в общем количестве 8.288 человек. Эти "турки" были отмечены уже всероссийской переписью 1897 г. (по Самаркандской области в количестве около 20.000 человек), и уже тогда туркестановедам не представлялось ясным, нужно ли разуметь под этим наименованием людей, говорящих на одном из турецких языков, каковыми могли быть сарты, киргизы, узбеки, или же "турки" представляют особую племенную группу, узбецкий род, или даже народность, отличную от узбеков. Исчерпывающих материалов для разрешения этого вопроса нет и в настоящее время. Но можно считать с большою долею вероятности, что под "турками" (тюрками) сельскохозяйственной переписи нужно разуметь не людей, говорящих по-турецки, а особую племенную группу. В этом мнении во многих случаях убеждает согласное указание источников на наличность "турок" в одних и тех же местах, а также немногие описательные сведения о них. Так, например, М. С. Андреев, в своих материалах по описанию населения Нуратинских гор представляет смесь разнородных тюркских элементов. 126 домов Темир-кабукского старшинства состоят из 2-х родов: бахрин и буркут. Эти 126 домов не называют ни сами себя, ни другие их узбеками. Соседи туркмены и киргизы называют их сартами, но так же называют и таджиков, сами же себя они как-то неуверенно называют тюрками. Материалы поземельно-податных комиссий в своих описаниях отдельных волостей также выделяют "тюрков". Местные исследователи, по-видимому, склонны считать "тюрков" отдельной от узбеков племенной группой, хотя и близкой к ним. Некоторую противоположность представляет мнение А. Д. Гребенкина, который пишет: "Узбеки ли – тюрки? Мы их причислили к узбекам единственно потому, что их называют так туземцы и они сами не отказываются от узбецкого происхождения. Говорят они по-узбецки, но немного отличным говором. Что касается до типа, то тюрки непохожи на узбеков". Можно было бы прибавить еще несколько сообщений и наблюдений в пользу того мнения, что под самаркандскими "тюрками" нужно разуметь не сборную группу по-турецки говорящих людей, а особую племенную единицу; но ее отношение к узбекам не может считаться вполне выясненным, хотя близость тех или других по языку, быту и, вероятно, происхождению несомненна. Замечанию А. Д. Гребенкина о несхожести типа узбеков и "тюрков" большого значения нельзя придавать, ибо вообще трудно говорить о едином узбецком типе. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 6 часов назад, Yagli Canac сказал: правда под киргизами имеют ввиду джаргатольских кыргызов или джизахских казахов? Под киргизами автор имел ввиду казахов. Но в другой работе (Список племен Туркестанского края) Зарубин отдельно отмечает казахов и киргизов (работа написана в 20-ые 20 века): Узбецкая народность, образовавшаяся на глазах истории, возникла из соединения части тех же турецких племен, которые легли в основу казаков. Этим объясняется большое количество одинаковых племенных и родовых названий у тех и других. Оседая в Маверранахре, узбеки претерпели крупные изменения, приняв в свой состав различные в разных местах турецкие родовые группы, прибывшие с оседлым турецким и иранским населением. Последующие перемещения отдельных родов и их частей еще более изменили и усложнили состав узбецкой народности. С одной стороны, национальное единство и связь между отдельными частями узбеков получили неодинаковую прочность. Те племена, которые находились в более благоприятных для сохранения и развития своей самобытности условиях (независимо от того, входили ли они в состав узбецкого союза до их оседания или нет) развились до сознания себя, как отдельного национального целого, в то время, как отдельные их части, менее многочисленные, растворились в общеузбецкой массе. К образованиям 1-ой категории, по-видимому, надо отнести хивинских каракалпаков, ферганских кипчаков, может быть так называемых турок в Самаркандской обл. и Фергане. С другой стороны, подвергаясь различным на обширной территории влияниям, узбеки сильно изменились в бытовом и языковом отношениях. Чистых кочевников среди узбеков почти не имеется, но зато налицо все градации состояний полуоседлого, с сохранением родовых отношений и кочевых традиций, и оседлого, с совершенной утратой тех и других. Одновременно устанавливается наличность, по крайне мере, четырех узбецких говоров: хивинского, ташкентского, ферганского и самаркандско-бухарского. Границы, как культурные, так и лингвистические, определяются более или менее точно только для Хивы; за ее пределами они чрезвычайно расплывчаты. Но вместе с тем они достаточны для того, чтобы узбеки не могли представлять собою такой же единой и обособленной этнической группы, как казаки, кыргызы, туркмены. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Chial Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 6 часов назад, Yagli Canac сказал: а гвоорили что в бухарском ханстве не использовали слово сарт, как оказалось использовали туркмены и киргизы. Л. Костенко. 1870 г.: «Это название дано кочевниками Средней Азии людям, живущих в городах, какого бы происхождения они не были (узбеки ли, татары, персы, все равно). Таким образом, название сарт, как бы противопоставляется кочевнику, а также и земледельцу (земледелие и оседлость в Туркестане не все равно). Слово сарт существует только в Хивинском ханстве и в Кокандском (включая и принадлежавшие прежде ему части), т.е. там, где первенствует элемент кочевой. В Бухарском ханстве, напротив, преобладает элемент оседлый, здесь насмешка над высшей ступенью цивилизации была бы уже неуместна, а потому и название сарта не существует». Но и в Бухаре были свои кочевники. Узбеки-кочевники из Самаркандской области вероятно всего сартами называли, например, таджиков из города Самарканд. Так, например, Гребенкин (1872 г.) о самаркандских узбеках пишет: «Название сарт, которое узбеки презрительно бросают в таджика...». Но кроме узбеков там обитали другие кочевники. Те же туркмены, киргизы, казахи и др. которые оседлых-землелельцев и жителей, живущих в городах не разбираясь кто какого происхождения называли сартами. Однако, поскольку в Бухарском эмирате кочевников было немного и власть стабильно принадлежала оседлым племенам, слово сарт там не получило распространение. Но этим именем, как пишет Костенко «русские вслед за кочевниками окрестили оседлое население Туркестана, население живущее в городах и деревнях и занимающееся земледелием, ремеслами и торговлею». Сам Костенко охотно использует это слово в своей работе в отношении населения Самаркандской области (отобранной у Бухарского эмирата), хотя сам неоднократно пишет, что «племени сартов нет... Сарт – название рода жизни, занятий, в переводе оно значит торгаш, человек занимающийся торговлей, горожанин, мещанин... Все эти народности, носящие общее имя сартов, сами себя не называют этим именем... Сарты составляют около 22% всего населения края и до 44% всех оседлых туземцев. Они произошли от смешения различных народностей и представляют из себя осевших кочевников, занимающихся земледелием и торговлей. Сарты составляют ядро городского и сельского туземного населения в южных уездах Сырдарьинской и во всей Ферганской области, а также в Зеравшанском округе... Сарты, таранчи и кураминцы составляют помесь разных народностей. Но так как сарты и таранчи по типу и языку ближе всего подходят к узбекам, а кураминцы к киргизам, то без большой погрешности можно причислит сартов, таранчей и кураминцев к тюрко-татарской народности». Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Yagli Canac Опубликовано 9 мая, 2017 Поделиться Опубликовано 9 мая, 2017 7 часов назад, Бахтияр сказал: Есть у вас что нить от монгольского наследия? Фольклор, традиции и прочее что можно связать с монголами Чингис-хана? Хочу понять вы и есть те самые чагатайцы или параллельно с ними жили мало соприкасаясь, как Chial предполагает. да по всем параметрам как раз унас культурное наследие именно дочингизхановских традиции и обычай. 1)Например, свадьба. у нас когда невесту приводят в дом мужа то обходят 3 раза огонь, и режут на ноги невестки барана, так чтобы кровь коснулась ноги невесты. дальше у нас песнямизаводят домой невестку. на след день унас юз очти(бет ашар по казах). на дастархане рис, хлеб и что еще перекладывается с рук аксакалов на руки невестки разными напуствиями .несовершенолетний маленький пацан веточкой от дерева открывает лицо (вуаль на лице) невестки (до этого момента никто типа не видит лицо невестки). Этот обычай описан в Бабур намэ, когда он пишет что в молодоти в джизахе открывал веточкой лицо невестки по турецкому обычаю. У баткенских турков которые живут глубоко вгорах есть еще один обычай, перед свадьбой заполняют молоком внутрь барана, затем ее защивают. приходящие гости на свадьбу обязательно заходят попиновая этого барана. через неделю после свадьбы этого барана открывают и пьют получившийся катык(кефир). 2) смертный обряд примерные особенности: это то что усохшего тело моим сами, в ташкенте же язнаю нанимают потустронних лиц, унас это позор. отличительная черта унас скорбящие держат в руках ягач(деревянные палки), которым плача бьют землю, и которые в конце засаживаются вокруг усохшего после погребения. и считается если какаята из этих палок зацвела, то считается тот человек был искренен в своих страданиях от ухода уохшего. при смерти усохшего стараются пожертвовать коня, раньше и верблюда. 3) юрты у нас были карлукского типа, которые сохранились у юж. азербайджанцев, в отличии от узбеко-казахских юрт. да потихоньку нужно вспоминатьь все традиции и знать точно как у соседей тех же узбеков таджиков и кыргызов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться