Перейти к содержанию
Гость миша

Татары

Рекомендуемые сообщения

Один из 14 великих тюркских народов 70 тысяч юрт - Рашид-ад-Дин

Согласно ему было шесть отдельных государств татар, они были настолько

сильны и многочисленны, что легко завоевали бы мир если бы захотели,

несмотря на распри и поножовжину меж собой, ни одна тварь на земле

не смогла бы им противостоять, даже китайцы, будь они едины.

несмотря на это, большей частью они были владыками большинства стран

и земель, издревле отличаясь полным величием и изумительной славой

среди варварских народов.

Монголы вырезали всех, но многие состояли на монгольской службе, часть татар

бежала на Ангару, там жило племя Усуту-мангун и пять областей пеголошадников.

Множество татарских племен вокруг города Алакчин, славившихся серебряными

изделиями и пегими лошадьми проживало на Ангаре реке - Абульгази Бухадыр-хан 17 век.

Один из великих тюркских народностей. Солнцепоклонники. Имели письменность - ад-Димашки.

Шли впереди монгольских войск, отличаясь храбростью.  Все говорили, вот идут татары!

впереди их шла слава. Они же племя усуту, сами они водяные - Плано Карпини. 13 век.

Победители вырезали мстя за Есугея примеряя к оси колеса всех взрослых татар, Жен Есуя

и Есукена Чингисхан взял в жены. Шихи Хутуку воспитал, именно он написал ССМ.

Во времена первых монгольских ханов, татарское племя айриуд-буйрууд бежало на Ангару.

Издревле были врагами монголов. Казнили на столбе всех монгольских ханов - версия ССМ.

 

Нынешные ойраты калмыки потомки татар?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Врядь ли. Просто ССМ говорит о каких-то айриуд-буйрууд..

Татары и шивеи одно и то же.  Шивеев тюрки называли отуз татарами.

Огуз-татары были отуреченным племенем.  Сяо Хунь и авторы труда "Мэнгу бейлу".

всех монголов называют татарами.  Дикие татары - жили в лесах Прибайкалья.

Черные татары - монголы Чхана.  Белые татары - онгуты.  Собственно племя Татары это южные шивеи.

Южные шивеи это улухоу. Улухоу это Хи (Си). Татары в киданьских источниках Цзубу,

от тибетского сог-по согдиец.

Интепретация китайских источников советскими учеными.

 

Татары ушли на Запад и основали Кимакский каганат.  У них преобладало племя хэйчечжы-шивеи тележники

по тюркски канглы.  Еще было область Мангу - Менггю серебро.  в устье реки Анга в Внутренней Монголии.

Татары почитали змея (дракона).  Ю.А.Зуев

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

Употребление этнонима[править | править вики-текст]

Общепризнанной версии возникновения данного этнонима нет.

Согласно одной из наиболее распространенных версий, старое китайское название 鞑靼, то есть Dada или Dadan, трактуется как первое упоминание этнонима «татары».[источник не указан 79 дней]

Для VIII—IX веков «татары» — тюркское наименование племён шивэй[1], которых китайские источники считают родственными киданям. Согласно Суй Шу («Истории Династии Суй»), «живущие на юге называются киданями, живущие на севере — шивэйцами»[2]. В начале XI века часть шивэй ушла от власти киданей на юг, к горамИньшань, а затем распространилась на запад до реки Керулен[3]. Со временем численность татар выросла и к середине XII века они становятся наиболее сильным племенным объединением в степи. Их кочевья занимают районы озера Буир-Нор и реки Халхин-Гол, а также часть Внутренней Монголии.

В период с XII века этноним «татары» получает расширительное значение. В частности, китайцы стали называть татарами (да-дань) всех кочевников восточной частиВеликой Степи независимо от их действительной этнической принадлежности. Иными словами, этноним приобретает сопутствующее значение политико-культурного термина. В то же время, согласно Ван Го-Вэю, в киданьской империи Ляо термин «татары» считается уничижительным. Вместо него употребляется слово «цзубу» (по Виттфогелю, происходит от тибетского «сог-по» — пастухи, кочевники)[4].

Согласно другой версии, татары — племя, входившее в круг дарлекин-монголов (монголов вообще), наряду с кераитами, меркитами, ойратами, найманами, баргутами и другими монголоязычными племенами, в противоположность нирун-монголам (собственно монголам)[5]. Непосредственно перед образованием Монгольской империикочевали южнее реки Керулен. После поражения, нанесенного им Тэмуджином (Чингисханом) в 1202 году и понесенных татарами больших потерь, воины данного племени в первых компаниях Чингисхана задействованы не были. Зато были активно вовлечены в западной поход в 12361242 годах, направленный против Киевской Руси и других стран Восточной Европы.

Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части[6]:

  • Белые татары — кочевники, живущие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись киданям, позднее — чжурчженям.
  • Чёрные татары жили в степи и занимались скотоводством. Они подчинялись своим «природным» ханам и презирали белых татар за то, «что те за шёлковые тряпки продали свою свободу чужеземцам». В число чёрных татар включались кераиты и монголы[7].
  • Дикие татары — южносибирские племена охотников и рыболовов (т. н. «лесные народы»), в том числе эвенкиурянхайцы (тувинцы) и древние пре-бурятскиероды. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

 

 

Употребление этнонима[править | править вики-текст]

Общепризнанной версии возникновения данного этнонима нет.

Согласно одной из наиболее распространенных версий, старое китайское название 鞑靼, то есть Dada или Dadan, трактуется как первое упоминание этнонима «татары».[источник не указан 79 дней]

Для VIII—IX веков «татары» — тюркское наименование племён шивэй[1], которых китайские источники считают родственными киданям. Согласно Суй Шу («Истории Династии Суй»), «живущие на юге называются киданями, живущие на севере — шивэйцами»[2]. В начале XI века часть шивэй ушла от власти киданей на юг, к горамИньшань, а затем распространилась на запад до реки Керулен[3]. Со временем численность татар выросла и к середине XII века они становятся наиболее сильным племенным объединением в степи. Их кочевья занимают районы озера Буир-Нор и реки Халхин-Гол, а также часть Внутренней Монголии.

В период с XII века этноним «татары» получает расширительное значение. В частности, китайцы стали называть татарами (да-дань) всех кочевников восточной частиВеликой Степи независимо от их действительной этнической принадлежности. Иными словами, этноним приобретает сопутствующее значение политико-культурного термина. В то же время, согласно Ван Го-Вэю, в киданьской империи Ляо термин «татары» считается уничижительным. Вместо него употребляется слово «цзубу» (по Виттфогелю, происходит от тибетского «сог-по» — пастухи, кочевники)[4].

Согласно другой версии, татары — племя, входившее в круг дарлекин-монголов (монголов вообще), наряду с кераитами, меркитами, ойратами, найманами, баргутами и другими монголоязычными племенами, в противоположность нирун-монголам (собственно монголам)[5]. Непосредственно перед образованием Монгольской империикочевали южнее реки Керулен. После поражения, нанесенного им Тэмуджином (Чингисханом) в 1202 году и понесенных татарами больших потерь, воины данного племени в первых компаниях Чингисхана задействованы не были. Зато были активно вовлечены в западной поход в 12361242 годах, направленный против Киевской Руси и других стран Восточной Европы.

Китайскими средневековыми историками татары (в широком смысле) делились на три части[6]:

  • Белые татары — кочевники, живущие южнее пустыни Гоби вдоль Великой Китайской стены. Большую часть их составляли онгуты. Они находились под влиянием китайской культуры, а в политическом отношении подчинялись киданям, позднее — чжурчженям.
  • Чёрные татары жили в степи и занимались скотоводством. Они подчинялись своим «природным» ханам и презирали белых татар за то, «что те за шёлковые тряпки продали свою свободу чужеземцам». В число чёрных татар включались кераиты и монголы[7].
  • Дикие татары — южносибирские племена охотников и рыболовов (т. н. «лесные народы»), в том числе эвенкиурянхайцы (тувинцы) и древние пре-бурятскиероды. Они не знали ханской власти и управлялись старейшинами.

 

Тут немножко неправильно, что наши предки не знали ханской власти, в опровержение ссылка http://www.eurasica.ru/articles/writing/runicheskie_pamyatniki_iz_tuvy/, в этих письменах часто упоминается хан и государство! Что интересно одна тамга напоминает соембо т. е. луну и солнце.  http://www.eurasica.ru/articles/writing/tesinskaya_stela/  и это камень тоже нам относится т.к река Тес это наша река.  Напомню Тувинский язык  самый близкий язык древнетюркскому и Орхон с Тувинского переводится место ставки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Темуджин, чтобы прекратить эту безрезультатную борьбу с Китаем, высасывающую силу, энергию народа, должен был отказаться от нее, свое решение оформить ритуально, и для чего наименование лозунгового термина Торо переделать его с учетом нового времени в Ясу и убрать этноним татары с его носителей, которые практически становились монголами, чем, видимо, и были довольны, судя по поведению татарина Шихи-Хутагу, ближайшего, самого верного сподвижника Чингисхана.

Но, чтобы идеологически обосновать свои зарубежные походы на базе четко отработанного мировоззрения своего народа, противопоставляемого идеологическим, системам соседних стран, Чингисхану пришлось вернуться к лозунгу своих предков, к их закону торо. Если Яса действовала, как внутригосударственный гражданский закон, то память о тысячелетней борьбе своих предков под флагом закона Торо, под именем «татары» хранилось в сердцах их потомков. Это была мощная воодушевляющая сила.

И термин Торо, как сила закона, должен был еще храниться в памяти евразийских народов. Существовало еврейское учение — закон Моисея и пятикнижие, заключавшее в себя этот закон, которое называлось Торо. Германо-скандинавские народы должны были хотя бы из мифов помнить имя бога грома, сына Одина, с его громовым молотом и поясом силы — Торо.

Каждый знал карательную акцию проведенную богом по отношению к одной местности в Передней Азии, которая затем стала называться тартар, видимо, из-за двойной порции наказаний по закону богов — Торо. Но, возможно, сохранялась еще память об этнониме тар-тар. Последнее могло быть одним из наименований аваров, пришедших к ним с Алтайских гор, которых китайцы называли жужанями (жуань-жуанями) и тянь-тянами.

Учитывая выпадение звука «р» в китайском языке, следует предлагать, что тянь-тяни были тар-тары, как татары — дадани, татани. Поэтому Чингисхан, при всем своем неуважении к татарам, к обманщикам и предателям, из-за политических интересов был вынужден пойти на то, чтобы называться татарином. Этого бы он никогда не сделал, если бы татары назывались татарами по имени своего предка.

Надо думать, что он бы предпочел своего собственного. Логично предположить, что слово татар он использовал как удобный политический термин, который как этноним был, видимо, принят как китайцами, так и монголами. В таком случае в слове татары морфемным корнем может быть «торо», а «да» («та») является аффиксом китайского происхождения, со значением ехэ (большой).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Были «убиты» только носители имени, звания воина, те, которые были обязаны быть воинами. Чингисхан утверждает, что татары все убиты, хотя рядом живет татарин Шихи-Хутагу, и никого не возмущает такая ложь и также чрезмерная жестокость этой акции. Надо заметить, что жестокость Джамухи с чоноевцами, которых он обрек жестокой казни, оттолкнула от него монголов. Достаточно было убить часть татар, активных воинов — борцов за идеи, чтобы в потусторонний мир, умершим предкам, доложить о полном уничтожении, ибо потусторонний мир во многом был миром символов. Положенная в гроб покойнику копейка могла считаться любой суммой, один баран, принесенный в жертву — за стадо.
Кроме того, было полностью уничтожено имя, в котором содержится сущность его носителя. А его следовало уничтожить не только для предков, а и для своего политического благополучия, особенно если имя татары было производным от слова торо. Была ли потребность у монголов для расчета со своими предками убивать всех татар? Для собственного утверждения у них была нужда в поддержке татар, хорошем отношении с татарами.
Приказ об уничтожении всех татар, оказавшихся выше спицы колеса, свидетельствует, что именно они и считались военнообязанными, воинами, мужчинами, ибо монголы учили верховой езде и стрельбе из лука детей, достигших такого роста.
В «Сокровенном сказании» описываются эпизоды, рисующие умение Чингисхана привлекать на свою сторону людей, даже из числа воинов побежденного противника. И в отношении с татарами он не должен был изменять своей тактике. В последующие годы монгольская армия пополнялась за счет перешедших на их сторону воинов покоренных народов. Победы ее во многом могут объясняться добровольным характером этих переходов.
Очевидно, этноним тартары, которыми называли монголов западноевропейские народы, есть повторный бином (тар+тар). Но надо учитывать, что термин тартар был им известен из греческой мифологии, как бездна, находящаяся ниже Аида, и также из библейских источников, как название местности в Передней Азии, которую покарал господь. По всей видимости, слово Торо было древним международным политическим термином значением — закон, правда. Не содержится ли оно в имени персидских царей Дарий? «И» — древний суффикс, обозначающий принадлежность.
В Древнем Египте сторонников бога Хора называли хори, а Сета — сети. В древнем болгаро-хазарском языке зафиксирован аффикс: принадлежности — i. Эпоним Дарий мог означать, по правилам этих языков, не того, кто имеет власть, а проводника закона Торо.
Возможно, в 13 веке, еврпейцам была еще известна древнегреческая легенда о дорийцах, которые, считая себя потомками Геракла (по скифски — Таргутай), обделенного, но их мнению, в правах ахейцами, вытеснили их из Греции. Семантический перенос содержания слова «тартары», выражающего беду, катастрофу на созвучное слово «татары» понятен всем, и мог стать организующей сопротивление силой. Но сами монголы в этноним «татары» должны были, естественно, вкладывать совершенно иное содержание.
Известное всем многолетнее беспрерывное противостояние китайцев и северных варваров, могло отразиться в терминах, выражающих отношения народов. Если монголоязычные племена вали территориально ущемленными, то они в борьбе за возврат этих территорий могли опираться на силу закона торо, что могло не способствовать боеспособности их армий, ибо тогда она оборачивалась борьбой не только за национальные интересы, и за свои этико-политические идеалы.
Канадский синолог Эдвин Дж. Пуллиблэнк приводит старинную песню, содержание которой составляют жалобы гуннов, изгоняемых из Ганьсу, цитируемую в «Тайпин юйлань»: «Если и потеряем наши горы Цилянь, наш скот перестанет плодиться; если мы потеряем нашу гору Янь-чжи, наши жены потеряют свою красоту».
Видимо, также как и в 12 веке не все племена были активными участниками этой борьбы. Многовековое упорство борьбы части одного этноса под одним и тем же лозунгом Торо требовал, фиксации этого явления, для различения его от другой мирно; части этноса. В итоге случился семантический сдвиг, перенос понятия одного термина на другое. Тогда название закона Торо могло стать этнонимом тех татар, которые под флагом Торо продолжали вековую борьбу своих предков с китайцами. Поэтому есть основания предположить «татарами» считались те монголы которые придерживались тактики активных действий против Китая.

http://etnokarta.ru/etnonim-tatary-chast-2/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Татарами первоначально называлось монголоязычное племя, которое в китайских источниках отразилось как да-да и та-тань. В вопpoce об этногенезе татар нет единого мнения. О. Иакинф (Бичурин) и В. В. Бартольд доказывали монголоязычное происхождение народа, а М. Т. Худяков, С. П. Толстое, считали что татары Поволжья являются непосредственными потомками волжских булгар. Связь современных татар с народом, пришедшим в 13 в. с Бату, отрицалась, а этноним объяснялся историческим недоразумением. Г. Газиз считает, что татары, как народ, сформировались при слиянии тюрков с фино-уграми и незначительной частью монголов.. Всех тюрков, тюркизированных фино-угров, монголов в Восточной Европе стали называть тартарами, а затем татарами.

Приведем мнение Б. Я. Владимирцева: «Так как племя татар то многочисленно и в 12 веке приобрело большое значение, то представители многих родов и даже племен монгольских при сношении с чужеземцами называли себя известным и славным именем татар, не употребляя свое собственное родовое или племенное название, знакомое только в ограниченных пределах … Вот, благодаря этому обстоятельству, имя татар было разнесено по всему миру и сами монголы стали вначале известны вначале в Азии, а потом и в Европе под именем татар. Впоследствии, название это было отнесено европейцами к народам, которые бьли покорены монголами, и в качестве подчиненных монголам участвовали в их завоевательских походах». Далее он замечает, что татары кочевали на востоке областей, занятых монголами, около озера Буир-Нур.

Кроме того в «Сокровенном сказании монголов» приводится эпизод уничтожения Чингизханом татар, как этнической единицы, кроме маленьких детей и женщин, которые, считают, были ассимилированы. Но тут непонятно, о какой ассимиляции может идти речь, когда эти два племени отличались друг от друга только именами и подчинялись двум различным правителям, возможно, с разными политическими установками. Второе: по данным этой книги получается, что после этого акта татароубийства не стало татар в одночасье.

Спрашивается, достижимо ли было это на просторах монгольских степей при тех условиях. Китайские полководцы, отправленные к северным варварам с карательной функцией, отчитывались так: «Варвары эти, что звери. Собираются кучами, когда подойдешь — разлетаются во все стороны, как птицы. Гоняться за ними — это все равно, что гоняться за своей тенью».

Если воины при необходимости рассыпались в стороны от неприятеля, то для гражданского населения этот способ спасения мог быть тоже известным с детских лет. Карательная акция на бескрайних просторах лесостепной зоны не могла быть синхронной настолько, чтобы полностью искоренить население. В книге говорится о том, как было принято это решение и как была уничтожена воинская группировка, но нет описания того, что воины Темуджина были разосланы по степи для убиения обитателей каждой татарской юрты.

Темуджин не мог не знать бессмысленность такой операции. Воины его могли убить немало татар, но искоренить полностью его, как народ, не могли. Он по своему опыту знал об этом, ибо помнил сколько сил и времени потратили тайчиутские воины при операции захвата его самого, когда он был еще малолетним.

В третьих, с тех пор никто из монголов в Монголии не называет себя татарами. Они называли себя татарами в 13 веке при войнах с другими народами. Если эти два этнонима, татары и монголы, были в одинаковой степени незнакомы окрестным народам, то не было необходимости бы монголам дополнительно называться именем враждебного для них племени. Очевидно, монголам было известно, что термин «татары» был для них более известен, чем этноним монголы.

По мнению Г. Дефер, монголы избрали для себя это имя «с целью избежать возмездия со стороны божеств завоеванных стран, чтобы отвести от себя ярость местных богов и направить на вражеское племя». Но едва ли они стали направлять ярость чужих богов на тех, кого уже нет, кого уже существует. Значит, во-первых, монголы не убили всех татар, (во-вторых, это означало бы признание превосходства богов, противника.

Известно, что во все времена проявление страха перед богами и духами своего противника было открытым признаем его морального превосходства. Шли в бой только будучи уверенными в превосходстве сил своих богов. Кроме того, Чингизхан, предлагая монголам называться татарами, едва ли стремился пропитывать их этим позорным для воина чувством. Логично признать, что это имя они могли принять только, чтобы способствовать поднятию боевого духа своей армии.

Разрыв слова с делом, а именно, решение об уничтожении всех татар, гласно принятое правителем, без попытки реального убиения, едва ли прибавило бы ему авторитета и едва ли бы потом он мог рассчитывать на то, что кто-то доверит ему, пустозвону свою жизнь. Такое решение имело смысл только при случае ритуальности его, когда «убивалось» прежнее имя, общественный статус его носителя.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Тэр өөрийн 11 хүүдээ харъяат аймгуудаа хуваарилж олгосон нь бөгөөд отгон хүү Гэрсэнзд Халх түмний 7 хошуу ногдсон нь Халх 7 хошууны эхлэл болжээ. Даян хаан өөрийн 11 хүүдээ дараах аймгуудий хувьдан өгсөн. Үүнд:

Тэр Монголыг дахин зохион байгуулалтад оруулж зургаан түмэн болгожээ.

Зүүн түмэн: ХалхЦахарУрианхай

 

Баруун түмэн: ОрдосТүмэдЮншээбүү дотор АсудХарчин аймгуудыг нэмж нэг түмэн

http://mn.wikipedia....тмөнх_Даян_хаан

 
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если абстрагироваться от массы существующих аксиом и руководствоваться исключительно сухими данными источников, то выясняется, что средневековые татары на самом деле это тюркский кочевой народ не принявший ислама, регионом обитания которых было междуречье Или, Имиля и Черного Иртыша. Вот они навскидку:

 

1) На круглой карте Махмуда Кашгари местность под названием "Степи татар" отмечена близ верховий Иртыша, западнее Алтая.

 

2) Татары буквально всеми исследователями единогласно связываются с тюрками-кимаками (родственниками кыпчаков) на том же Иртыше. Например, Гардизи в своем сообщении о северных народах рассказывает, что кимаки происходят от татар: "...Что касается кимаков, то их история началась, когда умер вождь татаров". При этом Гардизи неизменно связывает татар и кимаков с рекой Иртыш. Гардизи прямо указывает на тюркоязычность татар.
Ведь не зря Ибн-Халдун также повествовал о родстве поздних тюркоязычных кыпчакских токсоба с татарами Джучи-хана.

 

3) Арабский аноним «Худуд ал-Алем» определяет этих кочевых татар как "ветвь тогузгузов, то есть тюрков". Кстати с тогуз огузами многие исследователи связывают и происхождение поздних керейтов, а с сегиз огузами – найманов.

 

4) Якут: "Кимак - это обширная провинция на границе Чина. Его обитатели - тюрки, живущие в шатрах и следующие за пасущимися стадами. Он отстоит от Турарбанда, где кончаются владения ислама."

 

5) Ибн аль-Асир: «Татары большое тюркское племя». Татарами он называет также найманов под предводительством Кушлука и войско под предводительством полководцев Джебе и Супатая (т.е. уранхая).

 

Это всего лишь малая толика из массы свидетельств.

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ув. Урянхаец, я изменил название темы с "Татары" на "Средневековые кочевые татары". Причина - наличие одноименной темы про татар Татарстана.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если абстрагироваться от массы существующих аксиом и руководствоваться исключительно сухими данными источников, то выясняется, что средневековые татары на самом деле это тюркский кочевой народ не принявший ислама, регионом обитания которых было междуречье Или, Имиля и Черного Иртыша. Вот они навскидку:

 

1) На круглой карте Махмуда Кашгари местность под названием "Степи татар" отмечена близ верховий Иртыша, западнее Алтая.

 

2) Татары буквально всеми исследователями единогласно связываются с тюрками-кимаками (родственниками кыпчаков) на том же Иртыше. Например, Гардизи в своем сообщении о северных народах рассказывает, что кимаки происходят от татар: "...Что касается кимаков, то их история началась, когда умер вождь татаров". При этом Гардизи неизменно связывает татар и кимаков с рекой Иртыш. Гардизи прямо указывает на тюркоязычность татар.

Ведь не зря Ибн-Халдун также повествовал о родстве поздних тюркоязычных кыпчакских токсоба с татарами Джучи-хана.

 

3) Арабский аноним «Худуд ал-Алем» определяет этих кочевых татар как "ветвь тогузгузов, то есть тюрков". Кстати с тогуз огузами многие исследователи связывают и происхождение поздних керейтов, а с сегиз огузами – найманов.

 

4) Якут: "Кимак - это обширная провинция на границе Чина. Его обитатели - тюрки, живущие в шатрах и следующие за пасущимися стадами. Он отстоит от Турарбанда, где кончаются владения ислама."

 

5) Ибн аль-Асир: «Татары большое тюркское племя». Татарами он называет также найманов под предводительством Кушлука и войско под предводительством полководцев Джебе и Супатая (т.е. уранхая).

 

Это всего лишь малая толика из массы свидетельств.

А что вы на это скажете?

Абд ар-Рашид ал-Бакуви, "Китаб Талхис ал-асар ва'аджа’иб ал-малик ал-каххар"

«Страна татар. Они — большой народ у тюрок. Живут они на востоке шестого климата. Они подобны диким зверям жестокостью сердца, грубостью нрава, крепостью тела и грубостью натуры. Они любят враждовать, проливать кровь и мучить животных. Что касается религии, то они ни во что не верят. Нет у них разрешенного и нет запретного: они едят все что попадется. Поклоняются солнцу. Их язык СОВЕРШЕННО НЕ ПОХОЖ на другие языки и языки тюрок, а письмо отличается от других».

http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Bakuwi/frametext6.htm

[ал-Бакуви — 'Абд ар-Рашид ал-Бакуви. Китаб Талхис ал-асар ва'аджа’иб ал-малик ал-каххар. («Сокращение книги о „Памятниках и чудеса царя могучего"») / Изд. текста, пер., пред., прим. и прил. 3. М. Буниятова. М., 1971., VI.11]

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что вы на это скажете?

 

А ничего не скажу!

 

Потому что нельзя всерьез доверять утверждению про язык, если за ним следуют другие утверждения, что мерзавцы будучи скотоводами мучили животных, что сплошь были атеистами (как небезызвестный Александр Невзоров), не имели никаких законов, моральных норм и нравственных ограничений, в еде вообще какие-то негодяи и извращенцы..... хотя и имели письменность.  :osman6ue: 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А что вы на это скажете?

 

А ничего не скажу!

 

Потому что нельзя всерьез доверять утверждению про язык, если за ним следуют другие утверждения, что мерзавцы будучи скотоводами мучили животных, что сплошь были атеистами (как небезызвестный Александр Невзоров), не имели никаких законов, моральных норм и нравственных ограничений, в еде вообще какие-то негодяи и извращенцы..... хотя и имели письменность.  :osman6ue:

Почему то байки Карпини про парожрущих монстров не мешают вам пользоваться его данными про толмачей Бату хана. Что за избирательность?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему 

 

Патамушта. Карпини - очевидец этих самых татар, а аль-Бакуви писал через 150 лет после татар, причем сидя в Каире.  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почему 

 

Патамушта. Карпини - очевидец этих самых татар, а аль-Бакуви писал через 150 лет после татар, причем сидя в Каире.  ;)

Тем не менее "очевидство" не помешало Карпини написать кучу несуразицы. Кашгари кстати тоже не думаю что видел татар вживую. Так что избирательный подход:)

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Один аль-Бакуви против группы авторитетов, маловато будет. Это как по свидетельским показаниям, на одной стороне один свидетель, на другой десять, вопрос - позиции какой стороны отдаст предпочтение судья?  ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, как переводится с тюркского "О сайн экэ, мину!"?

  • Одобряю 1
  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, как переводится с тюркского "О сайн экэ, мину!"?

По моему это воскликнул Шиши Кудуху, когда умерла Борте. Перевод  "О моя хорошая мама"  На Тувинском "О сайын эне мээни (миини)", разбор- "сай" слово древнетюркское обозначающее "хороший", "эне" - с Тувинского старшая уважаемая мама рода, т.к. Борте умерла в почтенном возрасте, также у ЧХ много жен, Борте была старшая всеми почитаемая мама, "ана"-у других тюрков. "Мин-бин-бын- миин-мээн" - означающее "моя""мое" вполне Тюркское слово. Получается полностью тюркское восклицательное предложение!!! У современных монголов мама-ээжь, эх.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Хорошо, как переводится с тюркского "О сайн экэ, мину!"?

По моему это воскликнул Шиши Кудуху, когда умерла Борте. Перевод  "О моя хорошая мама"  На Тувинском "О сайын эне мээни (миини)", разбор- "сай" слово древнетюркское обозначающее "хороший", "эне" - с Тувинского старшая уважаемая мама рода, т.к. Борте умерла в почтенном возрасте, также у ЧХ много жен, Борте была старшая всеми почитаемая мама, "ана"-у других тюрков. "Мин-бин-бын- миин-мээн" - означающее "моя""мое" вполне Тюркское слово. Получается полностью тюркское восклицательное предложение!!! У современных монголов мама-ээжь, эх.

В тюркском псть чередование к/н?

  • Не согласен! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И как с тюркского переводятся тэрикун и эчигэ?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бату-Мункэ Даян-хан (монг. Батмөнх Даян Хаан; 1464—1517[1]/1543[2][3]) — хан из рода Борджигин, впервые со времён Юаньской династии объединивший монголов под знаменем чингисидов. Даян-хан был провозглашён Великим ханом Монгольской империи династии Юань,[4] чего не удалось сделать его предку Тогон-Тэмуру веком ранее. Даян-хан считается одним из величайших монгольских правителей.

Даян-хан и его супруга Мандухай ослабили влияние в Монголии ойратских ханов и тайшей. Победа Даян-хана при Далан-Терджине воссоединила монголов и солидаризировала их под властью чингисидов. Его решение разделить «шесть туменов» восточных монголов между своими сыновьями установило децентрализованное, однако сравнительно стабильное правление Борджигинов в Монголии на одно столетие.

 

Даян хан разделил свой улус своим 11сыновьям.

Племена "хар татаар" и "цагаан татаар" пошли к  владычеству  Гаруудай и Увсанз.Потомки этих татаров проживают в основном среди монголов Китая.

 

 

Даян хаан нь 3 хатантай. Сурвалжид бичснээр тэдгээр 3 хатадын нэр нь ондоо байдагч гэсэн адил нэрний салаа утгууд байдаг.

Тэр өөрийн 11 хүүдээ харъяат аймгуудаа хуваарилж олгосон нь бөгөөд отгон хүү Гэрсэнзд Халх түмний 7 хошуу ногдсон нь Халх 7 хошууны эхлэл болжээ. Даян хаан өөрийн 11 хүүдээ дараах аймгуудий хувьдан өгсөн. Үүнд:

Тэр Монголыг дахин зохион байгуулалтад оруулж зургаан түмэн болгожээ.

Зүүн түмэн: ХалхЦахарУрианхай

Баруун түмэн: ОрдосТүмэдЮншээбүү дотор АсудХарчин аймгуудыг нэмж нэг түмэн

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

И как с тюркского переводятся тэрикун и эчигэ?

 

Хм-мм, заговорили по-халхаски?  :)

 

Если что, то на халхаском языке "отец" это "эцэг", а на языке средневековых татар - "ача" (см: Словарь Мукаддимат ал-Адаб) или "эчкэ" (Киракос Гандзакеци).

 

Не думаю, что есть что-то общее между "эцэг", "ача" и "эчкэ". Даю пари, что сейчас в ход пойдет байка про старописьменный монгольский, который мол монгольский, но на поверку ближе к тюркскому.  :) 

 

А хотите факт из ДТС? "Эчи" - дядя или старший брат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...