Перейти к содержанию
Гость Rust

Cаки, Скифы

Рекомендуемые сообщения

Новые материалы о скифах

http://www.ukg.kz/news.htm?id=10569

Жители Усть-Каменогорска первыми увидят археологические находки из Берельского кургана, раскопки которого проводились в 1998-2000 годах казахско-французской комплексной экспедицией в Бухтарминской долине Восточного Казахстана у поселка Берель. Берельский курган превосходит все известные на сегодняшний день памятники древних номадов Центрально-Азиатского региона. По результатам археологических работ в Венеции состоялась международная пресс-конференция, на которой отмечалось, что в руках ученых оказалась бесценная информация, которая позволит лучше узнать культуру и историю кочевников. Впервые часть древних изделий и украшений, найденные в кургане с захоронением сакского князя, датируемых IV веком до нашей эры, выставлены в историко-краеведческом музее Восточного Казахстана. А полную экспозицию увидят жители Астаны после реставрации.

В Усть-Каменогорске выставка будет открыта до 15 апреля.

Выставка названа "Стерегущие золото грифы". Именно так по версии ученых назывались племена, проживающие в регионе алтайских гор, в загадочной стране, о которой писал еще древний поэт Эсхил. Эти племена родственны по происхождению, языкам, культуре скифским племенам, проживающим в это же время по берегам Черного моря. По определению дендрохронологов найденное датируется 294 годом до нашей эры. То есть время, когда на территории Казахстана проживали кочевые племена аримаспов и саков. Первым раскопки Берельских курганов начал российский археолог Василий Радлов в 1865 году, заинтересовавшись легендой о похороненной в этих местах принцессе, сидящей на золотом троне. Продолжили раскопки одного из 30-ти берельских курганов в 1959 году ленинградские ученые. Затем долгое время археологические работы не производились. Сенсация заключалась в том, что в курганах под действием вечной мерзлоты сохранились древние захоронения. Деревянные сруб и саркофаг; 12 лошадей в полной амуниции, с масками горных козлов; великолепная упряжь, необыкновенная фигурка мифического животного "тигрогрифона" и другие

изделия из дерева, покрытые тонкой золотой и серебренной фольгой, каждое из которых - произведение искусства. Уникальна эта экспозиция еще и тем, что экскурсию проводят работники музея - непосредственные участники экспедиции.

Источник: Информационное агентство НТК Восток

http://www.izvestia.kz/news.php?date=23-12-05&number=19

Конь из скифских времен

Людмила Варшавская

Он прекрасен, этот конь в своем великолепном убранстве. Заключенная в кожаную, золотом инкрустированную маску голова его увенчана рогами священного архара. Роскошную красоту гривы подчеркивает украшенная фигурками грифонов лента. Уздечка, сбруя — в золотых и серебряных заклепках, упряжь — золоченые кольчатые удила. Охраняющий коня баскур с изображением тигра, богато орнаментированная лука седла и само седло. Бляхи, псалии, подвески, разделители ремней — все это в виде фигурок фантастических животных так называемого звериного стиля далеких скифских времен.

Да, вот так выглядело убранство коня, когда живущие в IV-III веках до нашей эры предки готовили его к каким-либо важным, знаменательным событиям. Так украшали его к тому или иному торжеству. Так, по высшему классу, снаряжали для сопровождения хозяина в царство мертвых. Именно оттуда, из царства мертвых, а точнее, из Берельского кургана, что близ села Берел Катонкарагайского района Восточно-Казахстанской области, и пришли к нам все эти сведения. Вам, конечно, известно о знаменитой находке, сделанной в этом районе 6-7 лет назад Международной археологической экспедицией Института археологии им. А. Х. Маргулана под руководством Зайноллы Самашева. Это была усыпальница сакского вождя и его матери. Правда, гробница была полностью разграблена так называемыми бугровщиками, и не однажды. Все драгоценные вещи были украдены, но самих покойников они не тронули. Здесь же были найдены 13 лошадей — абсолютно целые и в полном убранстве. Причем седла, сшитые из кожи и материи разного цвета, вся остальная конская амуниция были украшены изображениями хищников и мифических птиц.

Сейчас многое из того, что найдено, восстановлено и продолжает восстанавливаться. Занимается всем этим художник-реставратор исторических древностей Крым Алтынбеков. Обладатель одной из самых редких и экзотических профессий, он реконструировал едва ли не все, что было открыто за последние три-четыре десятилетия нашими археологами. А когда под Берельским курганом был обнаружен подземный “холодильник” с захоронением, которое назвали открытием века, то оказалось, что в мире есть только три специалиста, способных квалифицированно разобраться в нем. Это Крым и двое его французских коллег.

— Да, вот здесь, в нашей научно-реставрационной лаборатории, — говорит Крым, — ведутся исследования, консервация и реставрация этих самых находок. Мы размещаем их в специальных камерах-боксах, где под определенной температурой производится пропитка в спиртовом растворе пэг-га. Делаем это мы по своей технологии, на которую у нас есть патент, потому что она ни на чью другую не похожа. Она адаптирована для наших целей, наших условий, нашей лаборатории. За рубежом, там ведь как? Там все огромное, емкое, одно оборудование — в миллионы долларов. А мы так, руками и смекалкой — оно дешевле, проще и быстрее. Постепенно все обрабатывается, проходит адаптацию, после чего идет оживление, то есть реставрация. Набрали молодежь, обучили по своей методе, и результаты — лучше не пожелаешь. Сохранены сотни высокохудожественных предметов того же, скажем, конского убранства.

— Вы как бы лекари для этих старинных вещей?

— Да, мы и консилиум собираем, когда это необходимо. Стараемся спасти все до пылинки, даже труху. Мы ее формуем. Каждое движение, каждая стадия этого процесса фиксируются в дневнике. На все предметы, они же артефакты, заводятся паспорта. Это те документы, с которыми мы сдаем в Государственный музей республики уже вылеченные и восстановленные экспонаты. А сдано их уже более ста! Ну а реконструкцию мы производим уже из новых материалов. Делается она для того, чтобы показать, как все выглядело в первоначальном виде. Сама археологическая находка вряд ли может вызвать интерес своим видом у непрофессионала. Она старая, сломанная, проржавевшая, истлевшая. Восстанавливая ее по фрагментам, мы соединяем их в целое и показываем в парадном виде. Во всей, так сказать, красе.

— Как этого коня?

— Совершенно верно. Ведь для того, чтобы представить его конкретно и ощутимо, пришлось привлечь десятки предметов и изделий. Все они из числа тех, что найдены в захоронении. А там, несмотря на разграбления, их было достаточно. Тогда на раскопках в Береле я ахнул, попав в погребальную камеру. Представляете — крышка колоды, где находились погребенные, была забита бронзовыми гвоздями, на шляпках которых сидели позолоченые грифоны в полетном состоянии! Согласно старинным верованиям, они уносили души умерших в верхний мир. Все это литое и необыкновенно красивое – само совершенство. Обнаружились и великолепной резьбы, золотом покрытые деревянные скульптурные изображения тигров-грифонов, баранов, лосей, оленей, разного рода украшения, орудия труда и многое другое. 955 одних только мелких находок! А кроме того, изделия из кожи, железа, золота, вышитая серебром и золотом одежда. Представляете, все это на глубине каких-то шести метров от навершия кургана!

Конь, которого вы видите, восстановлен по подобию одного из захороненных. Считалось, что человек приходит в этот мир с конем и уходит с ним. Уходит с почестями в другую жизнь. И это тоже был торжественный момент. Ставили даже стол с трапезой, вся утварь, необходимая в пути, лежала тут же. Ну и, естественно, конь. Или много коней. В нашем случае их было 13, следовательно, мы имеем дело с покойным высокого сана. С княжеской, так скажем, особой, а скорее всего, с царской. Исследования показали, что все кони эти были из разных мест, и каждый, по всей вероятности, принадлежал к какому-то определенному роду или племени со своим тотемом. Был конь-лось, конь-архар, конь-волк и другие. А этот, видимо, конь-тигр.

— Почему именно такое заключение?

— По характеру украшений и инкрустаций. Мотив тигра, а точнее, тигрогрифона – один из основных у мастеров того периода. Вот, скажем, кнут, чей набалдашник выполнен в виде этого самого летящего тигрогрифона, причем еще и рогатого. К нему кольцом крепится сам кнут, в окончании которого лапы. Все из натуральной кожи, все изящно, красиво. Тройной зверь этот — в золотых и кожаных изделиях, деревянной резьбе, ковровом орнаменте. Его составные — тигр, горный архар и летящий гриф. Характерные качества всех — в одном. Он силен и на земле, и в воздухе, и наверху. Каждое изображенное животное – божественно, каждое обладает магическими свойствами. И все они взаимосвязаны, потому что нет в этом маленьком космосе человеческих представлений отдельно существующих элементов. И это философия взаимосвязанности. Да, в природе не бывает рогатых птиц, крылатых архаров. А здесь они, сливаясь, объединяют все, что есть в них лучшего, и передают его живущему один на один с небом и степью кочевнику и воину.

— Все, что мы видим здесь, соответствует действительности?

— Да, конструкция конского снаряжения сохранена полностью. И маска, и удила с уздечкой, и попона с подушкой. Стремян, как вы, наверное, заметили, тут нет – они придут в степь позже. Но зато есть своя, отточенная веками и бесконечными верстами кочевий система пряжек, сцеплений и других приспособлений. И — седло! Это же целое инженерное сооружение, где каждая деталь, каждый элемент имеет свое функциональное назначение! Все продуманно, остроумно закреплено и рассчитано для жизни на ходу. Все под рукой, ничего лишнего, все одним движением, ничего не надо искать. Все для удобства всадника, включая прочный, легкий и мобильный щит — амортизируя, он гасит скорость стрел, спасая тем самым коня и его хозяина.

— И масштаб коня один к одному?

— Нет, конь этот больше, чем был настоящий, но изделия в амуниции — один к одному.

— Он как бы идеальный?

— Да, но не боевой, а парадный. На таком вы далеко не уедете и не повоюете. Простому коню все эти причиндалы не нужны. И вообще для нас было главным не самого коня показать, а его украшение, продемонстрировав тем самым высокий уровень ремесел дальних предков. По тем атрибутам, что есть на нем, видно, насколько у них были развиты химия и физика. Без них не могло быть горных разработок, добычи металла из руды и собственно металлургии. Археологи находят в наших степях шахты, с помощью которых четыре тысячелетия назад добывался металл, обнаруживают печи домен, где его плавили, и формы, куда его заливали. Так что все это не кустарные вещи, а масштабное производство. И обрядить такого коня для них было обычным делом.

— Для них-то – да. А для вас это целый клад!

— Не то слово. Каждая деталь, каждая волосинка нам дороги, потому что они несут в себе огромную информацию. Но это органика, она имеет свойство разлагаться. И мы стараемся, взяв максимум сегодня, сохранить все без остатка для дальнейшего изучения. Потому что сейчас у науки одни возможности, а завтра их будет больше.

— Интересно, а какой породы этот конь?

— Он как казахские жаба, вернее, говорят ученые, их прапрародители. У них до холки от 130 до 144 сантиметров. Это небольшие, но совсем неприхотливые степные лошади. Очень подвижные и сильные. На них потом Чингисхан покорял весь мир.

— И куда же скачут возвращенные вами к жизни кони?

— Один, более парадный, экспонируется в Президентском культурном центре в Астане. Другой, более цветистый, орнаментальный, или, как мы говорим, народный — в Усть-Каменогорске. Он стоит в Восточно-Казахстанском университете, и приобрести его было мудрым решением ректора. Ведь когда студенты видят, как жили некогда на этой земле их предки, сколь высока была их культура, то, хотят они того или нет, у них появляется чувство самоуважения, гордости за свою землю, благоговейное отношение как к прошлому, так и к настоящему. И третий конь – тот, которого вы сейчас видите, – это царский парадный конь из Берельских курганов. Впервые он будет представлен зрителям в Алма-Ате.

15 фев 2007

Что характерно, в убранстве лошадей нет стремян. И вообще их снаряжение отличается своей архаичностью, спецификой. Например снаряжение лошадей тюрков отличается в корне. И украшения совсем другие

post-1318-1171551441_thumb.jpg

post-1318-1171551466_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мысли о скифах в слух

Для меня скифы являются народом, который был по-своему великим, но и со своими недостатками. Скифами я называю причерноморских скифов, саков тиграхауда, парадрайа, хаомоварга и аримаспов. Наверняка и исседонов можно отнести к скифскому миру, и были, конечно же, племена, о которых не дошло до нас информации. Я сторонник традиционной научной версии о том, что все эти племена были кочевыми ираноязычными народами, ведущими свое происхождение от ариев, андроновской культуры.

Здесь, на нашем форуме было высказано много доводов за и против, и для себя я извлек много нового. Я не жалею о том, что когда то нашел данный форум и стал его участникам в поисках знаний о скифах. С тех пор я открыл для себя много интересной информации, а также споры стимулировали меня в поиске новых сведений.

Например, когда-то Ар спросил меня еще в самом начале моего участия «а вы знаете эти 200 слов-основ Абаева? Свои опоры надо знать, прежде чем что-то говорить» и мне пришлось этот словарь найти и ознакомиться, а до этого я на слово верил энциклопедиям.

Потому хочу выразить благодарность оппонентам, не было бы вас, не было бы такого стимула в краткие сроки изучать историю скифов.

Так вот, о скифах. ИМХО им было суждено уйти с мировой сцены, так как они не были сплоченными и не смогли воспользоваться союзом с греческими городами, а потом и с Македонией. Если бы скифы решили и сумели интегрироваться с греками и взять за основу античную модель устройства государства, их науки, философию, то возможно Скифия стала бы могущественной империей, сильнее даже чем Римская. Да вот бы мешает. Скифская знать, аристократия не была дальновидной, из греческой культуры она принимала только несущественные моменты – это вино, украшения и т. п. Хотя было бы правильным реорганизовать свою армию: кроме конных лучников и тяжелой конницы было бы идеальным сочетание с тяжелой пехотой – фалангами. А это было бы возможно, если бы скифы держали под контролем греческие полисы, хотя бы в Причерноморье и обучали фаланги из греческого населения с привлечением опытных греческих, македонских и фракийских наемников, бывших ветеранов и полководцев. И даже был период скифской истории, когда скифы владели боспорским царством, но опять же оно просуществовало не долго.

Недостаточно развитая политическая дальновидность аристократов, а это показатель необразованности, варварства, я считаю, было первой причиной исчезновения скифской культуры.

История давала возможность иранским кочевникам не раз, даже Греко-македонская империя сама насильно навязала культуру. Я имею ввиду пример с Бактрией. Но опять же что-то не состыковалось. Когда правители не принимают мер к укреплению своего государства, оно обречено на захват. Наличие сильной армии, ядром которой являются фалангиты, смогло бы предотвратить великое переселение народов.

Вот такие вот мысли.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насчет лингвистического анализа не сомневаюсь, а сомневаюсь в принадлежности их к парфянам. Когда мы говорим царство парфян, то мы не говорим о стране примера сегодняшнего дня. Парфяне были там правящей элитой и войском. А там жили всевозможные народы. И кому принадлежал этот хозяйственный архив известен одному Богу. Я не говорил он (архив) арамейский. Почитайте внимательно. Прежде чем сделать анализ лингвистический, надо было делать анализ кому этот архив принадлежит. Тоесть если вы найдете 1000 лет спустя хард-драйв этого форума, прочитав мои сообщения на русском языке сделаете вывод, что я русский, то я наверняка на 180 градусов перевернусь в гробу.

Конечно был. Но надо сначало доказать, что именно черепки из Нисы относятся к нему. <_<

Наоборот , парфяне были местным населением , правящей элитой же были парны . Документы , по-видимому , написаны на местном парфянском . Язык же парнов ( хотя я лично считаю их иранцами хотя бы на той стадии развития , когда они создали парфянское государство ) может быть тохарским , тюркским ( даже дравидийским ) .

С уважением .

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно что упомянутые где-то в этой теме остроконечные шляпы носили не только скифы но и хитты, и носили в средневековой европе. А в Германии, как отличительную черту, таких шлап заставляли носить евреев (Judenhut).

http://en.wikipedia.org/wiki/Pointy_hat

Особенно интересно первое изображение: http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Tigraxauda.jpg

Это конечно не говорит об индо-европеичности скифов, таких шляп носили по всему миру, но орпеделённые схожие черты...

:oz1: :kz1: первый то вроде узкоглазенький

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

:oz1: :kz1: первый то вроде узкоглазенький

Вы о саках тиграхауда? Очень несерьезное замечание. В том смысле, что по этому рельефному изображению нельзя с достоверностью судить об разрезе глаз.

Вот мне тут одна картинка понравилась, полюбуйтесь

post-1318-1179247441_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня тоже интересует. Есть ли связь между сака и арабским сахиб-господин?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Почтительное"сахиб" и в Индии употреблялось.Не идет ли оно от ШАКЬЯмуни,Будды.По русски ещё в 19м веке писали-САКИАмуни,и на иных европейских языках так-же.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня тоже интересует. Есть ли связь между сака и арабским сахиб-господин?

Урянхаец,

В этих вопросах всегда нужна методология и знание древней лексики...

Вот например, Вы говорите ЧУВАК... Нельзя ведь ЧУВАКОМ назвать старика...

Чувак это всегда по возрасту юноша...

Тот же ЧУВ Вы найдёте в этнониме ЧУВАШ... Или же в бакинском топониме ШУВЕЛЯН...

Или же в слове ДЖАВАН-МОЛОДОЙ... Увидели ДЖАВ...

За каждым древним тюркским этнонимом стоят юноши...

Вот например саки ГЕНДЖЕК... Наверное знаете этноним ГЕНДЖЕ-МАТАЙ . ГЯНДЖ-МОЛОДОЙ...

АЛАН=ОЛАН=УЛАН, ГЯДЯ(КАТАЙ), ТУР, АЛА ...

Ну какой будет молодой у этнонима ШАК? Вспомните УШАГ... :rolleyes:

УШАГ=У(это) +ШАГ(сердце,шум.)

А арабское САХИБ это ничто иное как производное от шумерского SAG=SAH(голова), отсюда и главный.

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно что упомянутые где-то в этой теме остроконечные шляпы носили не только скифы но и хитты, и носили в средневековой европе. А в Германии, как отличительную черту, таких шлап заставляли носить евреев (Judenhut).

http://en.wikipedia.org/wiki/Pointy_hat

Особенно интересно первое изображение: http://en.wikipedia.org/wiki/Image:Tigraxauda.jpg

Это конечно не говорит об индо-европеичности скифов, таких шляп носили по всему миру, но орпеделённые схожие черты...

++++++++++++++++++++++++++++++++++++

A интересно, какой-либо другой материал будет держаться так как держиться убор из кошмы?

Японцы, и в принципе и ingigenous Канадцы - все выходцы из Сибири - можно ли этим объяснить распространение такого рода формы г.убора

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

«Иль мы - тот великий народ,

Чье имя не будет забыто,

Чья речь и поныне поет

Созвучно с напевом санскрита»

(В.Брюсов)

Предисловие

Для изложения данного материала без компиляции не обойтись

Едва ли не все ученые- историки занимались компиляцией летописцев Нестора, Геродота и пр. других

1.

Так кто такие славяне, в конце концов? Откуда взялись?

Это – «сложный и дискуссионный вопрос», говорят уважаемый ученые, обсуждая родину, или «прародину» славян

Но почти везде, где обсуждают славян как этноязыковую общность, мелькает слово «индоевропейская». Почему «индо», какая связь с «индо» — особо не поясняется

Хорошо, попробуем если не ответить на этот вопрос, то подтянуть некоторый новый материал для размышлений. Называется – ДНК-генеалогия.

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161407.htm

Итак, получается, что предки славян – индусы. Протославяне. Или наоборот, предки индусов — славяне. Протоиндусы. И протославяне, возможно, говорили на санскрите. Итак, где жил общий предок восточных славян и индусов?

Откуда предки славян пришли в Восточную Европу? Может, с Южного Урала?

(статья Клесова А.А, профессора биохимии)\

О иранском наследстве в др. русской истории пишет академик Вернадский Г.В.

www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv132.htm#vgv132para06

Не обойдем мы вниманием и исследование доктора исторических наук Гусевой Н.Р.

http://www.liveinternet.ru/users/1758119/post51707711/

Ее исследования, в части взаимопроникновения этнического родства индусов и восточных славян, достаточно убедительны и хорошо согласуются с исследованиями Клесова А.А

Но рассуждения о причинах миграции , а главное – о путях миграции, древних Ариев, -представляются весьма спорными.

Обратим внимание еще на одну статью, написанную историками Таджикистана для президента страны :

http://www.president.tj/rus/vistupleniy280606.htm

Оставим в стороне политическую предвзятость авторов, но факт нахождения на этой местности древних Ариев во в 2-3 тыс.- летии до Р.Х. трудно отрицать.

Академик А.И Соболевский в 20 годах ХХ века в статье «Название рек и озер русского Севера» писал: «Две группы названий родственны между собой и принадлежат к одному языку индоевропейской семьи, который я пока, впредь до подыскания более подходящего

термина, именую скифским».

С.Жарникова, к.и.н., в статье «Кто мы в этой старой Европе», на основе древних вологодских женских вышивок и индийских вышивок того же времени, также явно проводит «параллель» этногенеза вост. славян и индусов ( «Наука и Жизнь» №5 1997 г).

В этом же номере журнала показаны орнаменты, часто встречающиеся на народных костюмах калужан, «Калужская перевить», не подписанная автором. Где явно просматриваются те же фигуры , что и на вологодских вышивках – свастика и тп.

Е.Классен (его работу см. выше), большие надежды возлагал на переводы с санскрита «Ригведы» и ее дальнейшей расшифровке, уже тогда (150 лет назад) причислил славян – венедов Балтийцев к потомкам Зороастра.

Мне трудно сказать в чем причина и отчего данная тема не получила своего достойного исследования и развития у Советских ученых- историков после переводов с санскрита Вед, Авесты и пр. наследства др. Ариев, но, вот явно некоторые из них:

- «выход» славян из древней генерации Ариев противоречил установившейся классической теории Шлецера и «иже с ним»

- опережающие попытки фашиствующих немцев, пусть даже и неудачные, присвоение ими атрибутов др .Ариев (свастика) в период

противоборства двух держав, СССР и Германии, сделали «невозможным» любые «параллели» с этим народом по политическим причинам

- выход в свет фантастической книги «Земля Санникова», написанную В.Обручевым, где главным героем является политзаключенный Горюнов, предопределил насмешки, а может и более серьезные последствия, для тех, кто осмелился «поднять» бы эту тему, явно заводившую в «страну анкилон».

Времена невозможности политического инакомыслия прошли. Что же дальше? Уж и Узбекистан стал арийским, а славяне «вышли из лесу и снова зашли». Обидно, право, за добродетельных славян. Но вдвойне обидно за ту когорту уж теперь Российских историков, которые до сих пор «сопят в две дырки» и молчат. Где, мало- мальски, стройная теория о приходе такого количества славян в Европу? Откуда? Почему в учебниках по сих пор: - «в огороде лебеда – в Киеве бабка»?

2.

Вот две совершенно разные по смыслу публикации в современной прессе по вопросам:

а) глобального потепления-

«Повышение температуры и уменьшение солености северной Атлантики приведет к уменьшению разницы плотностей вод течения Гольфстрим и Гренландского течения, ослабление Гольфстрима, и возможно отмирание его северной части».

б) экосистемы Сибири-

«В далеком прошлом в местах, где ныне разбит «Парк плейстоцена», в каждый короткий теплый сезон поднимались густые травы. Сегодня это – владение полупустынной тундры, и почвы здесь столь бедны, что способен расти только мох да слабый кустарник. «Мы поставили задачу возродить экологическую ситуацию, господствовавшую в этих местах сотни тысяч лет назад и исчезнувшую 10 тысяч лет назад, - объяснил Сергей Зимов. – Хотелось бы воссоздать прежнюю экосистему, которая была наполнена активной жизнью природы, густо заселена разными древними животными, хищниками, травоядными». В следующем историческом периоде произошло нечто, что кардинально изменило эту жизнетворную картину. Ученым предстоит провести ряд научных экспериментов, которые помогли бы объяснить эти драматические перемены в экосистеме».

http://www.uralweb.ru/news/n283458.html?se...n_id=86;page=10

На первый взгляд эти две темы ничем друг с другом не связаны.

«Один из организаторов Международного научно-общественного движения, руководитель экспедиции "Гиперборея" профессор Валерий Демин нисколько не сомневается, что колыбелью человечества является север. "Оттуда в весьма отдаленном прошлом вышли прапредки современных этносов, - утверждает он. - Некогда климат на Крайнем Севере был теплым, а жизненные условия - исключительно благоприятными. Общество процветало, люди не знали голода, болезней и войн. В памяти многих народов мира утраченное счастливое время навсегда запечатлелось под названием Золотого века. Потом случился некий катаклизм. Ломоносов считал, что его причиной стало смещение (изменение угла наклона) земной оси. Но это только одна из нескольких научно аргументированных версий. Ясно одно: много тысячелетий тому назад на севере резко похолодало, и протоэтносам пришлось мигрировать в южном направлении, где они и осели". (News.Battery.Ru, Источник: Правда)

Однако все это гипотезы. Так отчего же нельзя смоделировать на компьютере хотя бы предположение Ломоносова с изменением угла наклона земной оси? Возможно и теплое течение Гольфстрим, в этом случае, дошло бы своим северным рукавом и до Новосибирских островов! Какие тогда нужны бы были доказательства еще о существовании

Древней Гипербореи, а может и Атлантиды? Ну не может быть так, что мамонтов находят в вечной мерзлоте в приполярных широтах, а народов там никаких не было и , как следствие, никаких раскопок и серьезных исследований. Слава богу, Аркаим нашли на юге Урала.

Нам же остается пока предположить, что протоэтнос народов (в т.ч и славян)- Арии был и первоначально жил (до 3 тыс. летия до Р.Х., или около того) в Восточной Сибири, начиная с 78 параллели с.ш. и, возможно или нет, далее к югу, в полном согласии с.. Ригведой.

В соответствии с Библией последний потоп произошел около 3 тыс. лет до Р.Х, возможно это и была пора последних катаклизм на земле. И тут пришло время высказать свое несогласие с выводами Гусевой Н.Р о том, что древние арийские народы уходили от надвигающего холода с северо-востока Европы. И дошли, «зигзагами», аж до Гималаев!

Им, в том случае, проще было подняться на Арарат, к Ною!

И нам неизвестно с какой скоростью надвигался холод. Но, в любом случае, логика подсказывает – с севера Сибири прямиком к солнцу, к теплу, на возвышенную местность ( в горы) – в Индию и Иран. (Аркаим на их пути был).

Сколько веков просуществовали Арии в непривычных для себя природных условиях точно не известно. Сколько народов за это время они ассимилировали, приобщили к своей культуре тоже неизвестно. Но память в веках они свою оставили, начиная от письменности и до миропонимания, своего, самобытного. И возможно, в этом была их миссия

на Земле.

Да и для самих Ариев эти события не прошли бесследно. Естественная разобщенность некогда цельной генерации Ариев во время исхода, совместное длительное проживание среди разных местных племен, привело к их деинтеграции в последующие века.

Можно лишь предположить, одни племена Ариев сохранили в своих обычаях одни приоритеты, другие – отличные от первых, а третьи-…..

Славяне, балты, германские народы и т.д. Это дело историков исследователей.

3.

Потопы тоже когда - нибудь кончаются.

Неестественные для арийских племен места обитания в горной местности, привыкших к другому «питающему» ландшафту и образу жизнедеятельности, вынуждали их отправляться кочевать в поисках более удобных мест. Вероятно, были попытки вернуться в «родные» места. Но даже сейчас Сибирь не очень – то пригодна для проживания, а после потопа оная территория была сплошным болотом.

И в последующих веках миграция разобщенных племен Ариев достигла Европы, в том числе и северо-восточной.

Восточные славяне, скорее всего, проживали в Индии, западные - в Ираке. Е.Классен писал в свое время о порядка 10, или более, исходах различных народов Ариев на запад, упоминаемых в «Авесте» Зороастра.

Недавние археологические находки сарматской «четы» высокого сословия в Оренбурской области, как нельзя кстати, поттвержают означенную миграцию индо-европейских народов.

Прим.

Почему на славянской Руси так много селений - Козловок?

--------------------------------------------------------

Потому что молоко отлично от кумыса

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin
Salem, Azu daiana cu uhu hvanane ne cuil,u tu Tahir hvanana, cu sake ne indoeuropen n iranbissara tcila

Sax777 - здесь русскоязычный форум - поэтому попрошу писать на русском языке или давать свой перевод написанного.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Sax777 - здесь русскоязычный форум - поэтому попрошу писать на русском языке или давать свой перевод написанного.

Хорошо, это знчит так : Привет, я вижу что вы говорите не очем а ты Тахир говоришь, что саки не индоевропейцы и не ираноязычны

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Откуда она вдруг появилась у славян?

Через сарматов - потомков скифов, и в славянском есть иранизмы - следы от скифов,западные скифы жили на территории,на которой сегодня живут славяне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжу свою тему данными о пазырыкцах.

http://history.novosibdom.ru/node/40

Пазырыкская культура (эпоха раннего железного века)

В середине 1-го тысячелетия до н. э. на огромны: территориях, от Карпат и почти до Тихого океана складываются новые формы хозяйственной деятельности — кочевое и полукочевое скотоводство. Появляется и находит повсеместное применение новый материал -железо. Начинается ранний железный век или, по-другому эпоха ранних кочевников.

С тех пор как лошадь была приучена носить всадника, протяжённые степные ландшафты перестали разобщат людей. Большие расстояния словно сжались. Вчера еще разрозненные и чуждые племена все чаще вступают в добровольные, а то и вынужденные отношения друг с другом, обмениваются идеями и технологиями.

sibir_66.jpg

По всему поясу степей Евразии устанавливается новый кочевой стиль жизни. От самых глубин Азии до Северного Причерноморья формируются разнообразные, и вместе с тем сходные во многих проявлениях, культуры. Ареал их распространения получил название скифский мир — по имен кочевников, ставших знаменитыми благодаря исторически трудам Геродота и сенсационным находкам в причерноморских курганах. Поскольку большая часть этого мира находится за Уральскими горами (Рифейскими, по Геродоту) то целый ряд здешних культур называют ещё скифо-сибирскими.

Общность этих культур, основанная на близости хозяйственного уклада и родстве идеологий, проявляется в сходстве трех элементов — это предметы вооружения, конская упряжь и, наконец, «звериный стиль» в искусстве. Название последнего говорит само за себя.

Следует отметить, что границы древних культур не всегда точно совпадают с ландшафтными, однако они всё же соответствуют ареалам Верхнего и Таежного Приобья, западно-сибирской лесостепи, Алтайских и Саянских гор, Минусинской котловины, верховьев Енисея.

sibir_67.jpg

Рис. 1. Навершие головного убора пазырыкского вождя. Яркий образец «звериного стиля». Представляет собой голову хищного фантастического существа — грифона, держащего в клюве голову оленя. Дерево, кожа. 21x18 см. V—IV вв. до н. э. Урочище Пазырык, Горный Алтай. Раскопки С. И. Руденко.

По всему поясу степей Евразии устанавливается новый кочевой стиль жизни. От самых глубин Азии до Северного Причерноморья формируются разнообразные, и вместе с тем сходные во многих проявлениях, культуры. Ареал их распространения получил название скифский мир — по имен кочевников, ставших знаменитыми благодаря исторически трудам Геродота и сенсационным находкам в причерноморских курганах. Поскольку большая часть этого мира находится за Уральскими горами (Рифейскими, по Геродоту) то целый ряд здешних культур называют ещё скифо-сибирскими.

Общность этих культур, основанная на близости хозяйственного уклада и родстве идеологий, проявляется в сходстве трех элементов — это предметы вооружения, конская упряжь и, наконец, «звериный стиль» в искусстве. Название последнего говорит само за себя.

Следует отметить, что границы древних культур не всегда точно совпадают с ландшафтными, однако они всё же соответствуют ареалам Верхнего и Таежного Приобья, западно-сибирской лесостепи, Алтайских и Саянских гор, Минусинской котловины, верховьев Енисея.

Что же это за культуры? Начнем с Горного Алтая того времени. Его благодатные долины и альпийские луга у самых вершин занимало население пазырыкской культуры, названной так по раскопкам погребальных сооружений в одноименном урочище. Благодаря редкому стечению обстоятельств, которые дарит нам порой природа, под каменными насыпями курганов на высокогорных плато образовались линзы вечной мерзлоты, и эти природные холодильники сохранили то, о чем могли только мечтать археологи, — одежду, ткани, ковры, деревянную утварь и забальзамированные тела жителей той далекой эпохи.

sibir_69.jpg

Рис. 3. Конный лучник. На первый взгляд, его оружие менее всего напоминает лук. Но если присмотреться, становится ясно, что вогнутая середина М-образного или сигмовидного, как его часто называют, лука просто расположена выше кисти воина. Столетия спустя эта середина станет усиливаться жесткими роговыми накладками. Такое усовершенствование оружия изменит саму манеру стрельбы из лука, и все кочевыенароды от хунну до монголов будут пускать стрелы из лука, удерживая его за середину. V—IV вв. до н. э. Золотая фигурка из собрания Г. Ф. Миллера, Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Пазырыкцы — смешанное кочевое население, в их внешнем европеоидном облике порой проступали черты монголоидной расы. Со своими многочисленными стадами пазырыкцы кочевали, перегоняя зимой скот в высокогорья, где меньше снега, а летом — к богатому разнотравью долин. Знали они и земледелие. Перемалывая зерно на тяжелых каменных жерновах, хранили его зимой в глубоких, выстланных берестой, ямах и пекли из него пресные лепешки. Жили в домах, срубленных из массивных лиственничных бревен. Из таких же брёвен устраивали подкурганные склепы для своих умерших. Непременными атрибутами их жизни были конь, оружие и вера в помощь предков и небесных покровителей.

Пазырыкское общество возглавляли вожди, которым после смерти воздвигали гигантские курганы в самых живописных урочищах и долинах рек. Немало сокровищ было скрыто под их насыпями. К сожалению, по большей части курганы были разграблены еще в древности алчными современниками. Но и того, что попало в руки археологам, вполне хватило, чтобы поразить воображение любителей древности и украсить экспозиции самых лучших музеев мира.

Основу воинской силы пазырыкцев составляли отряды всадников, вооруженных луками и стрелами. Луки алтайского образца склеивались из четырех слоев дерева. Для лучшего сцепления места склейки покрывались косыми насечками. Затем готовое изделие обматывалось сухожилиями и оклеивалось берестой. Судя по найденным фрагментам, луки пазырыкцев достигали в длину 110 сантиметров.

Кроме больших сложных луков, воины использовали и маленькие — так называемого «скифского типа» — о них мы уже упоминали в предыдущей главе. Такой лук имел достаточно длинную, плавно выгнутую рукоять, почти прямые плечи кибити и небольшие загнутые концы. Форма его часто была асимметричной — с плечами разной длины и, соответственно, разного изгиба. Как свидетельствуют многочисленные изображения, воин брал при стрельбе лук не за центр кибити, а за выгиб плеча вблизи рукояти. Частота, с которой древние художники подчеркивают эту деталь, позволяет говорить о такой манере скорее как о правиле, а не как об исключении.

Стрелы помещали в кожаные колчаны, скроенные из двух кусков кожи: первый представлял собой прямоугольник длиной около двух третей длины стрелы, который сворачивался в трубку, второй выкраивался в форме полусферы и крепился к нижнему краю этой трубки, образуя дно колчана. Для жесткости в продольный шов вставлялась гладкая каркасная дощечка, окрашенная, как правило, в красный цвет. Иногда такие рёбра жесткости покрывались резным растительным орнаментом или рельефными изображениями хищников. К колчану подшивался широкий чехол — налучье, куда помещался лук. Так получался горит — футляр для одновременного ношения лука и стрел. Гориты чаще носились слева у пояса, а стрелы располагались в них наконечниками вниз. Впрочем, оружие могло быть подвешено и справа — древние лучники свободно стреляли с любой руки.

В ближнем бою пазырыкцы использовали железные и бронзовые чеканы. Это были гранёные или кинжаловидные, слегка изогнутые острия, насаженные на длинные деревянные рукояти. Чекан являлся высокоэффективным оружием в руках всадников и пехотинцев. Его называют также клевцом. Клевец отличается тем, что его ударная часть в соответствии с траекторией удара имеет дуговидную форму. Впрочем, на этот счёт среди оружиеведов существуют и другие мнения. Во избежание путаницы мы будем далее называть чеканом оружие с прямым, колющим или рубящим носиком, клевцом - с изогнутым. Оружием ближнего боя были и знаменитые акинаки — железные и бронзовые кинжалы с характерным перекрестием в форме прямого бруса или развернутых крыльев бабочки. Реже перекрестие выполнялось в виде голов хищных птиц и зверей. Окончания рукояти акинаков часто украшали навершиями в виде парных головок грифонов, направленных клювами друг к другу. Но, по большей части, здесь помещался поперечный брусок-противовес или простое кольцо.

Грифон — мифическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва. Необыкновенно популярный персонаж у сибиряков раннего железного века. Изображался чаще всего в виде орла с ушами и гривой, стоящей зубцами.

sibir_71.jpg

Рис. 6, а, б. Особенностью устройства луков скифского типа были круто выгнутые наружу окончания оружия. Этот элемент позволял использовать при выстреле не только силу упругости древесины, но и энергию сокращения тетивы. Когда такой лук натягивался, тетива выходила из специальной канавки, прорезанной в изгибах, и рабочая длина её, таким образом, несколько увеличивалась. В момент выстрела все части оружия резко возвращались в исходное состояние. Тетива, как бы вновь наматываясь на крутые дуги окончаний, сокращалась, и стрела получала дополнительное ускорение (б). На выгнутые концы лука, чтобы сделать их более прочными и упругими, наклеивались роговые накладки (а). V—IV вв. до н. э. Могильник Верх-Кальджин-2. Плато Укок. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН.

Основным защитным вооружением пазырыкцам служили наборные щиты двух типов. К первому относят щиты прямоугольной формы (высотой от 40 до 80 см.), ко второму — щиты, верхний край которых был пол круглым. Собирались щиты из гладких, оструганных прутьев диаметром чуть больше сантиметра, стянут: между собою кожей и окрашенных. Прутьев обыкновенно было около сорока. Посередине тыльной стороны располагалась широкая кожаная петля-рукоять. При изготовлении щитов использовалась сырая кожа, которая высохнув, сжималась и стягивала между собой деревянные части. Эти щиты при всех своих достоинствах легкости, упругости, слабой проницаемости для удара стрелы — были весьма чувствительны к дождю и влажности и могли применяться не при всякой погоде, так как отсыревшая кожа растягивалась, и щит терял свою надежность. Для защиты от влаги щиты хранили в специальных чехлах, снимаемых непосредственно перед боем.

sibir_72.jpg

Рис. 7. Железный чекан, обнаруженный в одном из «замёрзших» курганов у снежных вершин Горного Алтая. Он имеет гранёную ударную часть и небольшой топорик на обухе т. е. подходит как для колющих, так и для рубящих ударов. V—IV вв. до н. э. Могильник Верх-Кальджин-2. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН

Рис. 8. Лезвие этого оружия — плоское. По сути, перед нами акинак на рукояти. Предназначался он для борьбы с не защищенным латами неприятелем. Прямой удар им наносил проникающие колотые раны, скользящий же мог причинять и резаные повреждения. IV в. до н. э. Могильник Ташанта-1, Горный Алтай. Раскопки В. Д. Кубарева. МА ИАЭТ СО РАН

Рис. 9. На обушках чеканов располагался противовес, усиливающий удар. Мастера превращали его в дополнительный поражающий элемент в виде молоточка или топорика. Иногда эта деталь выполнялась в виде фигурки животного. IV в. до н. э. Могильник Уландрык-3. Горный Алтай. Раскопки В. Д. Кубарева. МА ИАЭТ СО РАН.

sibir_73.jpg

Рис. 11. Техническая сметка и ловкость пазырыкских мастеров блестяще проявилась в системе крепления бойка к рукояти. Чтобы он не слетал, деревянные клинья в торце рукояти чекана размещались крест-накрест, распирая древесину во всех направлениях.

Рис. 12. Посредством свернутых в петлю ремней с двумя продольными разрезами чекан крепился к поясу. Вместо застёжки нередко использовались медвежьи или кабаньи клыки, исполнявшие роль амулета. Реконструкция по материалам раскопок В. И. Молодина и Н. В. Полосьмак на плато Укок.

В погребениях пазырыкцев найдены и маленькие (до 40 см в высоту) цельнодеревянные щиты прямоугольной формы. Желобки на них имитировали фактуру наборных щитов. Они предназначались, скорее всего для ритуальных целей, так как не могли защитить от удара чеканом. Впрочем, кинжал их не пробивал, а в рукопашной схватке небольшие размеры подобных изделий вполне себя оправдывали. Такие маленькие круглые щиты в XIV веке появились на вооружении европейских армий и хорошо проявили себя в тесноте рукопашных схваток. Еще совсем недавно они были распространены и на Кавказе среди вайнахов — признанных мастеров фехтовального искусства.

Головы воинов прикрывались высокими войлочными колпаками с нащёчниками и назатыльником, а толстые плотные двойные шубы свободного кроя защищали от стрел или чекана, если его удар оказывался скользящим. Защитный эффект свободно свисающей плотной ткани был хорошо известен в древнем мире. Так, древнегреческие гоплиты защищали ноги, подвешивая к нижнему краю щита куски кожи, в которых вязли стрелы.

Шуба прекрасно предохраняла тело и от удара плетью. Плеть у древних кочевников тоже была своего рода оружием. Ею в поединке сбивали противника с лошади, оглушали его. Существовал и другой способ — стегнув вражеского коня, заставить его сбросить наездника.

sibir_74.jpg

Рис. 13, а—в. Ножны для акинаков вырезались из цельного куска дерева (а) и окрашивались в красный цвет. С тыльной их стороны выбирался неглубокий паз под лезвие (б). Он закрывался куском толстой кожи, выкроенной по форме деревянной части (в), а, б — V—IV вв. до н. э. Могильник Верх-Кальджин-2. Плато Укок. Горный Алтай. Раскопки В. И. Молодина. МА ИАЭТ СО РАН; в — V—III вв. до н. э. Могильник Ак-Алаха-1. Плато Укок. Горный Алтай. Раскопки Н. В. Полосьмак. МА ИАЭТ СО РАН

Рис. 14. Прорисовка деревянных поножей, которые закрывали в сражениях ноги витязя из Первого Туэктинского кургана. Они состояли из двух частей: более широкая и короткая (31 сантиметр) прикрывала бедро, а узкая и длинная (39 сантиметров) — голень. Обе детали, по-видимому, соединялись между собой широкой кожаной лопастью, дополнительно закрывавшей колено. К ноге это приспособление подвязывалось ремнями л щиколотки, под коленом и вокруг бедра. Эти поножи указывают на возможность изготовления доспехов из кедровых дощечек. Чтобы древесину нельзя было расколоть, пластины таких панцирей плотно обматывались тонкой жильной нитью. V—IV вв. до н. э. Эрмитаж. Санкт-Петербург

Рис. 15. Носились кинжалы на правом бедре воина. Для этого в лопастях ножен сверлились отверстия, через которые пропускались ремни, охватывавшие бедро. Одна из лопастей дополнительным ремнем скреплялась с поясом. По В. Д. Кубареву.

Плети по сей день используются конными пастухами при охоте на волков — одного умелого удара ею хватает, чтобы убить зверя. Еще в начале XX века среди конноспортивных состязаний кочевых народов (например, киргизов) встречались своеобразные «дуэли» на нагайках. На эти поединки отваживались только самые выносливые и храбрые люди. Чтобы парализовать действия соперника, они стремились ударить его в самое уязвимое место — руку выше локтя, запястье, шейное сухожилие, коленную чашечку, щиколотку. Точный удар практически означал победу.

Особенности боевой тактики пазырыкцев диктовал сам горный ландшафт. По-видимому, они действовали небольшими отрядами легковооруженных конных стрелков. Скорее всего, пазырыкцы использовали тактику засад, внезапных — может быть, даже ночных — нападений на стойбища и быстрого отхода с военными трофеями, самыми ценными из которых был скот, особенно породистые лошади. Интересно, что набор вооружения пазырыкских воинов напоминает арсенал боевых средств североамериканских индейцев со Скалистых Гор.

Плеть в экипировке всадника указывает на восточную манеру езды, которой присущи мягкое седло без заметно выраженной задней луки, отсутствие шпор и управление конем при помощи плети. Такая манера управления верховым животным начала складываться уже в эпоху раннего железного века. Плети, бичи и нагайки сохранили свои функции управления верховым животным и поражения противника вплоть до этнографической современности. У киргизов, по наблюдениям Г. Н. Симакова, всадник не выходил на поединок без нескольких нагаек. Одну он вешал на наружную луку седла, другую брал в руку, а третью зажимал в зубах за кожаную петельку — дрему. В поединке необходимы были запасные нагайки, так как без них киргизская лошадь плохо управлялась.

Это наводит на мысль, что в сражениях те и другие использовали похожие приемы. Да и военные обычаи наверное, не слишком различались.

У древних скотоводческих племен, как свидетельствуют античные авторы и китайские хроники, существовал военный обычай отделения голов поверженных в сражении врагов и изготовления из них особых чаш — знаков воинской доблести. Пазырыкцы не были исключением. Например в курганном могильнике Уландрык рядом с воином покоится череп убитого им врага. Подтверждая сообщения «первого журналиста и этнографа» Геродота о причерноморских скифах, раскопки пазырыкских курганов доказали, что обычай скальпирования характерен не только для американски индейцев: следы скальпирования хорошо видны на голове мумии вождя, обнаруженной в одном из курганов урочищ Пазырык в Горном Алтае. Скальпы, по сообщениям Геродота привязывались к узде коня — количеством таких «подвесок определялась мера воинских умений их владельца.

sibir_77.jpg

Рис. 21. По древней легенде Аристея Прокнесского (VI в. до н. э.), известной нам со слов путешественника-публициста IV в. до н. э. Геродота, далеко за Рифейскими горами жили «стерегущие золото грифы». Трудно сказать определенно, о каком из древних народов идет речь. В последнее время все более популярным становится предположение о связи этой легенды с носителями пазырыкской культуры. Хотя изделий из золота в алтайских курганах найдено пока немного, самих месторождений драгоценного метала в Горном Алтае более чем достаточно: рудные залежи и россыпное золото в долинах рек встречаются по всему горному краю. Надо полагать, что всадники заставы, стерегущей узкие проходы на перевалах, в своих косматых шубах и гладких войлочных колпаках с навершиями в виде птичьих голов, вполне могли восприниматься издали как некие гигантские хищные птицы.

Археологические данные говорят о том, что в те времена кочевники отсекали и кисти рук врагов — возможно, их прикрепляли на конскую упряжь, как и нанизанные на кожаный ремешок верхние челюсти поверженного врага. И объясняется это вовсе не особой жестокостью и извращенной психикой, а особыми религиозными верованиями, которые оправдывали и заставляли творить этот «варварский» ритуал.

sibir_79.jpg

Рис. 22. Реконструкция внешнего вида коня из Первого Пазырыкского кургана. На нем маска из толстого войлока, обшитого кожей (а). Маска представляет собой сцену борьбы тигра и мифологического существа — тигриного грифона (б). Этот мифический небесный зверь имеет туловище (в) и морду тигра (г), рога антилопы (д), гриву коня (е), перья и крылья птицы (ж). Тигр как бы вздыбился — его голова располагается на лбу лошади, передние лапы помещены над глазами (з), а задние проходят по верхней губе и под ноздрями коня (и). Изображение выложено листовым золотом с прорисованными поверх него черными полосками. Грифон занимает верхнюю часть маски и её нащечные лопасти. Его голова и шея, покрытая пестрыми птичьими перьями (к), объемно выполнены из толстого войлока и размещены меж ушей коня. Щетинистая грива сделана из красного конского волоса. Рога увенчаны позолоченными шариками (л) и украшены колечками драгоценного металла (м). К лопаткам прикреплены поднятые вверх крылья. Туловище сшито из цветной кожи со вставками листового золота и олова. Передними лапами (н) существо обхватило шею тигра, который вцепился, в свою очередь, зубами в его грудь и когтями в корпус чуть ниже лопаток. Нижняя часть тела грифона завернута, в соответствии с канонами «звериного стиля», в кольцо так, что лапы его упираются в живот (о). Грива коня с обеих сторон обшита пластинами войлока, превратившись в плотную, вертикально стоящую стенку, на которую надевался нагривник в виде чехла (п), обтянутого кожей и отороченного бахромой из красного конского волоса. На боковых поверхностях нагривника расположены четыре петуха с позолоченными головами (р). Хвост лошади упакован в кожаный, в виде трубки, прорезной чехол (с).

Седло по бокам украшено свисающими фигурами рыб (т). Они вырезаны из толстой кожи, к их плавникам привязаны кусочки бахромы из красного конского волоса. На войлочной подушке седла помещены кожаные аппликации тигра, терзающего лося (у). Ремни нагрудника и узды украшены на перекрестьях позолоченными скульптурными фигурками горного козла, выполненными из трёхслойной кожи (ф). На груди коня красуется изображение орлиного грифона с раскинутыми вдоль ремней крыльями (х). Не ясно, был ли этот убор лошади исключительно церемониальным и сшитым для погребальных нужд, или все же скакали по горным пастбищам нарядные всадники на украшенных подобным образом животных. Некоторые маски на головах породистых тонконогих пазырыкских скакунов были снабжены огромными, сшитыми в натуральную величину из толстой кожи, рогами оленя с пучками крашеного конского волоса на отростках, либо вырезанными из дерева и покрытыми золотой фольгой рогами горного козла. В древности в воинской среде целесообразность часто приносилась в жертву символу и колдовской мощи амулета. И личная воинская магия касалась не только человека. Хорошо известно, например, что боевая раскраска наносилась и на воинов, и на их коней. Быть может, и этот наряд, который мистически изменял животных, имел особое, принятое и понятное в воинской среде, магическое значение, оккультный смысл которого восходил еще к убранству упряжек лошадей колесничих бронзового века. Ранний железный век. Первый Пазырыкский курган. Горный Алтай.

Согласно преданиям, амазонки — женщины-воительницы древности — сеяли ужас и смерть на античных поля сражений. Сам Геракл, величайший герой Древней Греции совершил свой девятый подвиг, добыв пояс Ипполиты, царицы амазонок. Раскопки древних погребений, в том числе и на алтайском плато Укок, показали, что в древних мифах истины гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Прекрасная половина пазырыкского населения имела в своем распоряжении тот же арсенал, что и мужчины: лук со стрелами, кинжал и даже чекан. Одежда у алтайских амазонок была мужская, хотя само оружие, как и следовало ожидать, было изящнее. Кроме того, оно богаче украшено яркой воинственной символикой «звериного стиля». Женщины всегда остаются женщинами. Даже на поле боя.

Археологи, исследуя алтайские курганы, неоднократно находили детские погребальные камеры, причём размеры их насыпей порой не уступали «взрослым». В детских погребениях было обнаружено оружие малых размеров: луки, стрелы, чеканы, кинжалы.

В те незапамятные времена, когда по извилистым тропам Алтая пробирались пазырыкские воины, в сибирской тайге проживали угры и самодийцы — предки ныне здравствующих хантов, манси, селькупов. На южных опушках великого леса и на поросших колками просторах лесостепи встречались они с кочевниками, испытывая на себе мощное духовное влияние кочевого мира. Отражалось это влияние и в традиционных верованиях. Несомненно, что именно здесь хранятся ключи ко многим тайнам ушедших времён.

Представители этих народов до недавнего времени были убеждены в том, что с каждым новорожденным возвращается в мир душа кого-либо из умерших. После специального ритуала, призванного определить, кто же из предков вернулся, младенцу присваивали имя покойного с возложением на него всех прав, а со временем и обязанностей некогда ушедшего. Даже дети умершего считались теперь детьми новорожденного.

sibir_81.jpg

Рис. 23. Погребали умерших пазырыкцы в глубоких ямах, на дно которых ставился деревянный сруб —своего рода дом почившего. Отдавая ушедшему частичку привычной для него земной обители, строители нередко использовали при его возведении венцы бревен настоящих жилищ. Внутри сруба воссоздавался привычный интерьер жилища или, во всяком случае, его подобие. Пол и стены склепа застилались войлоком или, если хоронили знатного воина, дорогими коврами. Умершего, одетого в войлочные сапоги-чулки с кожаными галошами, шубу и войлочный колпак, укладывали на правый бок в позе спящего. За его спиной помещали лук и стрелы, у пояса — чекан и кинжал. На шею надевали покрытую золотой фольгой гривну. В рядовых погребениях и погребениях средней знати в головах ставилось походное деревянное блюдо-столик с короткими ножками, на нем лежал кусок мяса с воткнутым в него ножом. Тут же стояло несколько сосудов — деревянный, глиняный и роговой. Вероятно, этот непременный набор был связан с мифологическим сценарием загробного странствия, когда умершему, чтобы достичь конечной цели, требуются ёмкости из разных материалов. Впрочем, мы никогда достоверно не узнаем сути всех предполагавшихся посмертных приключений. За перегородкой, будто у стенки настоящего дома, лежали мертвые кони, число которых в могилах знатных воинов и вождей могло достигать нескольких десятков. Рядовым же воинам полагалось лишь по одной—две лошади. Сруб закрывался бревнами и засыпался камнями и щебнем. У знатных пазырыкцев таких перекрытий могло быть несколько, а в яму, кроме лошадей, иногда укладывались каркасы переносных разборных жилищ и даже повозки. Сверху над могилой возводилось каменное сооружение, которое с течением времени превращалось в обычную насыпь.

Задача окружающих состояла в том, чтобы помочь новорожденному вспомнить свое прошлое. Поэтому с самого раннего возраста детям готовили комплект такой же, как у взрослых, одежды и снабжали снаряжением, положенным взрослым охотникам и воинам, но в уменьшенной копии.

sibir_82.jpg

Рис. 24. Такими татуированными рисунками было покрыто тело пазырыкского вождя. По С. И. Руденко.

Может быть, и юные пазырыкцы точно так же получали свои чеканы, акинаки, боевые пояса и луки со стрелами? И если умирали в младенчестве, то уходили в загробную жизнь в сопровождении того же ритуального набора вещей, что и их взрослые соплеменники. Конечно, это всего лишь предположение. Определенно же можно сказать одно — кочевники воспитывали подрастающее поколение в духе силы, воинской доблести и готовности к борьбе за жизнь, семью и родные горы.

Когда наступало время зрелости, юноши должны были с оружием в руках показать свою силу. Проходя через ряд жестоких обрядовых испытаний, вводивших их в мир духовных ценностей коллектива, они переживали магическое перерождение, в корне менявшее их психологическую сущность, — в этих испытаниях они получали доступ к знаниям и техникам, позволявшим преодолевать страх, входить в состояние боевого исступления и вести себя в сражении так же, как ведет себя хищный зверь на охоте — агрессивно, азартно, жестоко и неукротимо, не чувствуя ни боли, ни усталости. Магическим знаком этого превращения служили татуировки мифологических животных на теле. И подобно тому, как фигурки хищных зверей наделяли смертоносной силой оружие, татуировки давали бойцу звериную мощь и яростный пыл в сражении. Вероятно, небольшое число акинаков и чеканов, украшенных в «зверином стиле», связано не только с трудностями их изготовления и имущественным рангом владельца. Не каждый мог достичь такого боевого транса, в который входили, например, легендарные скандинавские берсерки — знаменитые «безумцы» средневековых побоищ. Особое оружие полагалось только тем, кто мог с ним совладать и надлежащим образом направить его магическую мощь. Берсерки не пользовались доспехами. Думается, что и многие пазырыкские воины не скрывали от глаз врага некоторые свои рисунки на теле, которые были знаками сверхбойца.

Берсерки (бер — медведь, серк — одевать) — в литературе: воины в медвежьих шкурах. Шли в бой в одних рубахах без лат, их состояние боевого безумия начиналось с того, что воин начинал грызть зубами край своего щита. Чтобы стать таким бойцом, мало было личной храбрости, надо было преобразить свою человеческую сущность и войти в состояние исступленного боевого восторга, экстаза, рвущегося из самых глубин существа. «Они шли без лат, дикие как собаки или волки. Они впивались зубами в свои щиты и были сильны как медведи и быки. Они убивали людей, и всё, даже железо и сталь, были бессильны перед ними. Это называлось ярость берсерков», — так говорится о подобных воителях в скандинавском эпосе (Инглингасаге).

Оружие, украшенное звериными образами, было особенным и «живым». Подобно тому, как «живыми» были в представлениях сибирских аборигенов и шаманский бубен, и подвески на шаманском костюме, и вещь, изображающая животное, и вообще необычной формы предметы, особенно напоминающие людей и зверей. В представлениях аборигенного населения Сибири такие «живые» предметы — могучие фетиши. Они сами выбирают себе нового хозяина и заставляют его принять их. Они не теряются, а уходят сами. Известны факты таинственных, нередко кровавых, ритуалов, которые совершались, чтобы оживить оружие (вдохнуть в него душу), наделить его особой волшебной силой. Определенным указанием на то, что в эпоху раннего железного века существовало «живое», одушевленное оружие, может служить свидетельство Геродота о том, что военное божество скифов имело форму меча, и скифы поклонялись ему. То есть это оружие само было вместилищем сверхестественных сил. Конечно же, на роль такого вместилища претендуют не рядовые клинки, а, надо полагать, особым образом оформленные. Этим, видимо, объясняется то, что настоящие боевые кинжалы, выполненные в зверином стиле, за исключением небольших моделей, известны в Сибири в числе случайных находок. Они не встречены в погребениях, куда их, вероятно, нельзя было класть. Они жили вечно, меняя хозяина. Их можно было потерять, оставить на святилище, спрятать, но никак не похоронить с владельцем, ведь в таком случае они становились смертельно опасными для живых. Далёким отзвуком тех представлений и мистических ритуалов оживления оружия, некогда совершённых глубокими ночами в таинственных и жутких местах, стали легенды самых разных народов Европы и Азии о заклятых мечах-кладенцах, которые по руке лишь избранным героям, и волшебным клинком которых можно было одолеть любого врага.

Вероятно, первые татуировки наносились, когда юноша выдерживал экзамен на зрелость. Это был знак родовой принадлежности, оберег. В дальнейшем количество татуировок увеличивалось. Они, как награды за боевые заслуги, покрывали руки и плечи воителей. Возможно, что рисунки на коже имели еще и прикладное значение: известно, например, что многие народы Сибири наносили на тело надрезы и рисунки, чтобы исцелиться от недугов — как бы призывая в помощь небесные силы. Это приносило иногда положительный результат, чему есть и современное объяснение. Подобные надрезы и рисунки-татуировки есть не что иное, как воздействие на вполне определенные нервные окончания, своеобразное иглоукалывание.

sibir_84.jpg

Рис. 26. Фляжка, сшитая из двух лоскутов кожи. На ее плоской поверхности с двух сторон нашиты фигуры грифов, схвативших когтями тетеревов. По окружности прикреплены кожаные ромбы. В этой фляге хранились зёрна конопли. Согласно сведениям Геродота, скифы кидали зерна конопли на раскаленные камни, вдыхали наркотический дым и «громко ликовали». Ранний железный век. Второй Пазырыкский курган. Горный Алтай. Реконструкция по материалам раскопок С. И. Руденко

Пазырыкцы успешно противостояли вторжениям больших отрядов противника, рассеивая их, но они оказались бессильны перед постепенным, настойчивым внедрением в горы Алтая групп переселенцев, вышедших откуда-то из глубин Центральной Азии. Пришельцы занимали горные долины медленно, но верно, вытесняя пазырыкских всадников в высокогорье — к самым небесным кручам.

И хотя по историческим меркам пазырыкская куль тура просуществовала недолго, она осталась одной из самых ярких культур раннего железного века.

sibir_85.jpg

Рис. 27. Так мог выглядеть один из военных предводителей пазырыкской культуры. Он облачен в головной убор (а), украшенный аппликацией листового золота (б), вырезанными из дерева позолоченными фигурками животных (в) и увенчанный головой орлиного грифона (г), который держит в клюве голову копытного. Корпус защищен латами, которые представляют собой кирасу (д), собранную из прямоугольных медных пластин, связанных между собой ремешками в уголках по принципу, хорошо известному в китайской оружейной традиции. Руки до локтей закрыты наборными оплечьями (е), которые видны под матерчатыми лопастями с аппликациями в зверином стиле из золотой фольги (ж). На плечи наброшена шуба (з). Вооружение воина состоит из лука скифского типа (и), горита со стрелами (к), кинжала с головками грифонов (л) в окрашенных ножнах (м), прикрепленных к ноге, чекана (н) у пояса, большого квадратного щита (о), собранного из раскрашенных жердочек, стянутых между собой кожей. Шею закрывает массивная позолоченная гривна (п), выполненная в зверином стиле, на талии — широкий боевой пояс (р), составленный из накладок с изображением зверей. Эти предметы являются не только магическим, но и вполне реальным защитным средством. Вместе с головным убором они являются знаком высокого социального ранга. V—III вв. до н. э. Реконструкция по материалам археологических раскопок в урочищах Пазырык, Уландрык, долине р. Ак-Алаха.

В основной своей массе пазырыкские воины не использовали доспехи. Во всяком случае, надёжных свидетельств массового применения защитного вооружения у населения Горного Алтая пока не обнаружено. Впрочем, мы вполне допускаем мысль, что оно все же могло делаться из самых доступных органических, но недолговечных материалов - плотного войлока и очень жёсткой лиственничной древесины. На это указывает блестящее мастерство деревообработки и катания различных разносортных войлоков, которые демонстрируют нам материалы «замёрзших» курганов. Также говорят об этом находки реальных деревянных поножей и старинная традиция эффективно защищать свое тело специальными доспехами, изготовленными из многослойных войлочных полотнищ, которая сохранилась у кочевников Центральной Азии вплоть до этнографической современности. Впрочем, учитывая развитие обменных и торговых отношений с населением древнейших очагов культуры Центральной, Средней Азии и Китая, мы не вправе отрицать, что наряду с прочими товарами к верхушке пазырыкского общества могли попадать металлические доспехи, особенно из такого развитого района культуры оружейного производства, каковым являлся в те времена Китай.

Для воссоздания облика горно-алтайского вождя эпохи раннего железного века были использованы материалы «царских» курганов пазырыкской культуры. Судя по находкам, сделанным в мерзлотных курганах плато Укок, штаны и головные уборы у местного населения были красного цвета. На нашей реконструкции они синие. Дело в том, что на шубе пазырыкца из могильника Верх-Кальджин ярко выделяются синяя окантовка подола, рукавов и круглые пушистые «мишени» синего цвета, к которым крепились пучки окрашенных волос. Синего цвета и костюм у всадника перед божеством со знаменитого пазырыкского ковра. Можно предположить что этот цвет в убранстве воинских костюмов с выраженной птичьей символикой ассоциировался с небом и мог считаться принадлежностью представителей высшей знати. Погребённые на плато Укок пазырыкцы являлись знатью среднего звена, которой позволялось использование такой цветовой гаммы только в небольшом количестве как знака, указующего на родство с главным домом. Разумеется, это не более, чем предположения, но исторические параллели статусного использования цветовой символики в соответствии с социальным положением можно найти среди материалов Китая и античного мира Среди материалов пазырыкской культуры известно использование золотых лент — накладок на штаны, которые делали полосатыми. Надо полагать, что такая одежда была исключительно церемониальной. В повседневной реальности подобные штаны могли быть сшиты из простых чередующихся полос ткани.

А.И. Соловьёв

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня тоже интересует. Есть ли связь между сака и арабским сахиб-господин?

Есть много вариантов насчёт этимологии саков - чёрные (иран. акшайна), лучники (иран. шкудата) и т.д. А вот слово шах восходит к иранскому хшатра - сила, власть. Одна из дренейших форм - хшай.

Араб. сахиб - из корня СХБ (кажется, владеть).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что саха потомки саков можно усомнитьсятак как связь только в названии, на таком же основании можно утвержать что саксы потомки саков(саксон - Sak+son - сын сака). Насчет буддизма я не спорю и не подтверждаю. На хотаносакском есть фраза - Шахану шахи - царь царей. Возможно отсюда и крень слова патша или паша(падишах). То есть патша - иранское слово,перфразированное на тюркский манер. вот только пади- что за приставка к слову?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что саха потомки саков можно усомнитьсятак как связь только в названии, на таком же основании можно утвержать что саксы потомки саков(саксон - Sak+son - сын сака). Насчет буддизма я не спорю и не подтверждаю. На хотаносакском есть фраза - Шахану шахи - царь царей. Возможно отсюда и крень слова патша или паша(падишах). То есть патша - иранское слово,перфразированное на тюркский манер. вот только пади- что за приставка к слову?

Здесь слово пади, как и раннесредневековый болгарский титуль бат происходят из среднеперсидского:

Важно-централно място сред тези нарицателни и собствени имена заема средновековната болгарска титла бат, която се прибавя към името на най-големия по възраст престолонаследник и която обикновено той си запазва и след сядането на престола, както е при азболг. Бат-Органа, квболг. Бат-Баян – най-големият син на хан Кубрат, развито в съвр. чув. Питпуян; сраз. болг. Крум-бат – болгарски цар, който през 359 г., начело на войските си от племената, известни тогава като хионити, превзема римската крепост Амида, днешен Диарбекир; много възможно и срвек. мадж. мли Арпад от *ар-бат, също и Айбат – другото име на Атила, още и вболг. Бат-Тимер, Бат-Угыр, Арбат, тъкмо последното от които между впрочем, като че ли трябва да е в основата на името на прочутия московски площад и улица, а не, както обикновено се знае, ар. ribāt “хан, крайпътна станция; укрепен манастир; погранична казарма” и още по-малко пък, пак арабското по произход арба “повозка” [срв. СТРЯз, 265; Фасм-1, 83; ~*~-3, 502].

При всички тези мъжки лични имена болгарската титла бат е по-късно развитие на нрси бат “княз; владетел, цар, хан” (Б. Иман), а то пък от *бат “голям; главен”, вж. вболг. батавыл “полевая ставка; ставка князя”, букв. “голям стан”, най-вероятно от по-долу достатъчно подробно представеното срперс. *pat, но никак не е изключено и от *аbït по пътя на изпадане на началната гласна и разширяване на следващата тясна гласна, като тук следват още срвек. квболг. мли Абит (С. Байчоров), хаз. антнм Parsbit, при и пред пак хаз. мли Barsbek, очевидно от *pars-аbit с изричната бележка от страна на лингвистите хазароведи, че това са не само “Turkic Female Khazarian names”, но и “also a male name” (Khazarian Names); пак тук, твърде възможно още и съвр. тур. мли Avid [TV].

Ето защо, напълно достатъчно за нуждите на настоящото ономастикоетимологично изследване и описание на мли Авитохол безспорно ще бъде привличането и привеждането тук само на иранската праформа във вида на нрси *pati-, “господин”, стир. paitiş “Herr” (AiWb), ав. pa'ti, paiti “господин”, сак. vata “lord”, от *pa(y)- “охранять”, pānа “охраняющий”, хсак. pā- “to protect”, pānä “keeper” и от което в староиранските езици са напр. xšaθra-pati- “lord of the country”, magu-pati “верховный жрец”, сксарм. мли Pati, *spādа-pati “командующий армией”, от където арм. спарапетъ “военачальник, полководец” (М. Каланкатуаци), а така също и вавл. gardupati “начальник над рабами” (И. Оранский).

В средноиранските езици са партянският непродуктивен суф. -pat/-bed/-byd в нрси dīzpat “начальник крепости” и лчи Andarbed, ефт. dapirpat “head of chancellery”; бактрийският предл. pido [pəd], от което мундж. pye “сщ.”, но и суфиксът за длъжност, с който са образувани asbarobido “начальник кавалерии”, zēnobido “начальник арсенала”; самостоятелно-отделно срперс. pati/pet “предводител, военачалник; върховен жрец”, пехл. pat, ефт. bid “commander”, суф. -bed/-byd/-pat, нрси darīgbed “дворцовый начальник”, hērbed, hērpat “жрец; глава религиозной школы”, spāhbed, spāhpat “военачальник”, от което перс. sipāhbаd и от където безспорно и неясно откъде точно взетото, но поради вокалната назализация и спирантизацията на б > в, най-вероятно със средногръцко (византийско) посредничество още и срвек. бълг. аспавенд “главнокомандующ” (С. Шанговъ); magupat “верховный жрец”, от което перс. mōbad и през изпадане и съкращаване на средната част, както дворцовата титла от времето на цар Симеон (893-927) маготин, така също и титлата от времето на хан Кубрат moguti, за която обаче е много съмнително да има точно това -i в края си (P. Dobrev).

От тук още и срвек. арм. pet в състава обикновено на сложни титли като хазарапетъ от иранското по произход хазара “хиляда”, т.е. “хилядник” (Э. Дилленъ), mogpet, а така също и инд. naścīra-pati “начальник охоты” (И. Оранский).

И най-после срперс. pati е много добре запазено фонетически и семантически в тур. pâdişâh “султан; монарх”, за което обаче се съчиняват какви ли не фриволности от сорта на pâd “saklama, koruma”, т.е. “пазене, охрана” и şâh “iye, tаht, büyük, yönetici” т.е. “владетел, трон, голям, управител”, следователно pâdişâh “büyük tahtı koruyan, bekçi, koruyucu”, т.е. “този, който охранява големия трон/престола; страж, пазител” (TDESz), а пък в действителност, той си е всичко на всичко pâdi-şâh “шахът господин; големият шах или цар; най-големият, великият управител, шах или цар” [прим., вж. и срв. още Александров 2002, 5,14; Байчоров 1989, 79-82,275; Дилленъ 1884, 181,197; Ибн Фадлан 2001; Иман 2001, 18,22,29,43,353,374; Каланкатуаци 1984, 186; Оранский 1979, 67-69; Основы иранского языкознания 1979, 40-41,176,298; ~*~1981, 73,197,323,337; Табаков 1999, 23-24; Шанговъ-1 1923, 142; History of Civilizations-2 1994, 410-413; ~*~-3 1996, 146,177; Khazarian Names 2001; The Cambridge History 1985, 137; ДТС, 47,79,129,364,518; ЭСЧвЯз, 273; СлВхЯз, 241; AiWb, 238, срв. Dobrev P. 2001, 5-6; TDESz, 544]. - http://bolgnames.com/text/Avitohol.html

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Саки - это сакъя, саха, соха, сохатый - олень. Тотем саков - летящий олень, распространенный от Причерноморья, до Монголии. Саки, захватив северную Индию, создали там свои государства, принцем в одном из которых и был Сакъямуни по имени Сиддхартха. Поэтому он возвышал в сових речах кшатриев, к сословию которых и принадлежали сакские правители, в ущерб местным брахманам. Начала же буддизма саки принесли в Индию с Саяно-Алтая. Это есть доказанный Леонидом Валентиновичем Ерёминым факт. Потомками саков являются нынешние Саха и Сагайцы. Это тоже есть доказанный наукой факт.

Как сказано: "Мы от Умай. Мы - беги. Испокон мы воинами были средь мужей". Иными словами саки правили народами. Отсюда и происходит слово сахиб, которым индусы потом стали называть англичан, покоривших Индию, в том числе и индийских потомком саков. Впрочем, некоторые из североиндийских княжеств сохранили видимую независимость. Ряд из этих княжеств и сегодня входят в Индийскую Федерацию. Такой вот "код Сиддхартхи" (видимо генетический) <_<

Пардон, а когда установили, что саки=шакья=саха=сохатые особи?

Понимаю, что в XIV-XII вв., а также, в VII в. иранские племена, среди которых вполне могли быть саки, достигли границ Индии, расселившись в Памире и Восточном Афганистане, впоследствии влившись в первоначально дравидийский субстрат Индии, но их "господство над народами" начинается намного позднее - в связи с миграцией юэчжей, среди которых были также сакаравлы("сэ" в китайских источниках). Только после этого события в Индии появляются сакские правители, надписи на подобии: "шахи-шаханушахи-шака-марунда", а эра Saka Kala начинается с 78-года н.э. Причём в кушанской империи правяшей верхушкой были тохары и местные бактрийцы.

Что скажете на это?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну что саха потомки саков можно усомнитьсятак как связь только в названии, на таком же основании можно утвержать что саксы потомки саков(саксон - Sak+son - сын сака). Насчет буддизма я не спорю и не подтверждаю. На хотаносакском есть фраза - Шахану шахи - царь царей. Возможно отсюда и крень слова патша или паша(падишах). То есть патша - иранское слово,перфразированное на тюркский манер. вот только пади- что за приставка к слову?

Падишах - от иран. пати - хозяин и кшай(от кшатра - власть) - правитель. Т.е. хозяин царей. В древности титул кшай носили цари даъю - небольших государств. Падишах властвовал над ими всеми, такое эфемерное государство называлось дахъюсасти. Кстати, древнейший вариант шаханшаха, известный из кушанских монет - Ραονανοραο.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

кшай(от кшатра - власть) - правитель

хы-хы, кое кто здесь увидел бы корень КУШ (приказывай, да поручение) семантически продолженный в КУСТЫ (мл. брат) и т.д.

Какова кстати этимология в иранских (шире - в и-е) данного слова? (имею в виду кшатра).

Суть в том, что понятие власти достаточно позднее и можно легко проследить семантику, скажем в духе power (сила->власть).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти


×
×
  • Создать...