Admin Rust Опубликовано 29 октября, 2016 Admin Поделиться Опубликовано 29 октября, 2016 И вот собственно рассказ профессионального археолога о средневековых археологических культурах Тянь-Шаня: Цитата Владимир Мокрынин. Археология и история древнего и средневекового Кыргызстана Памятники древнетюркского времени К основным памятникам кочевников VI-ХII вв. относятся могильники, ритуальные оградки и каменные изваяния, а также руническая эпиграфика. По обрядам захоронения и особенностям конструкции погребальных сооружений первый вид памятников можно разделить на два типа: 1 - погребения с традиционными чертами; 2 - погребения в грунтовой яме с конем. Погребенuя с традиционнымu чертами Конструкции могильных сооружений и традиции погребальных обрядов, бытовавшие еще в эпоху бронзы и утвердившиеся во времена ранних кочевников, продолжали развиваться в средние века. Они позволяют разделить известные средневековые погребения на три типа: терскольский, учатский и чакмаксуйский. Терскольский тип погребений характеризуется захоронениями в грунтовых ямах с чрезвычайно бедным инвентарем или без него. Преобладает ориентировка погребенных головой на север. Погребения этого типа открыл в 1936 г. А.Н.Бернштам в местностях Терскол и Бурдо Таласской долины. Внешние курганы терскольского типа представляют собой полусферические уплощенные насыпи из земли и камня. Они располагались бессистемно, либо тяготели к меридиональным цепочкам. По внешнему виду их трудно отличить от рядовых могильников сакского времени. На территории республики вскрыто свыше шестидесяти погребений терскольского типа. Сопроводительный инвентарь найден лишь в 23 из них. Керамические сосуды грубой ручной лепки из теста с примесями дресвы, без орнамента. Они представлены котлообразными сосудами, кувшинами, кружками с вертикальными ручками. В отдельных погребениях были найдены деревянные сосуды. Ножи железные, черешковые с длинными лезвиями найдены в четырех погребениях. Прясла керамические, плоские. Два из них сделаны из обломков сосудов. Предметы вооружения представлены единичными находками костяных накладок на лук, кинжалом, панцирными пластинками, наконечником стрелы. К остаткам одежды и украшений относятся фрагменты красной ткани, железные овальные пряжки с язычком, бронзовые бляхи наборных поясов, стеклянные, пастовые бусы, нефритовая подвеска к серьге. К предметам туалета принадлежат кетменные палочки и бронзовое зеркало с ручкой. Известные в настоящее время погребения терскольского типа датируются VIII-XIII вв. Они восходят к древним типам захоронений сакского времени. Об этом свидетельствует их расположение близ сакских цепочек, кромлехи вокруг курганов, грунтовые ямы и каменные ящики. Вместе с тем имеются и различия, проявившиеся в планировке могильников, в преобладающей северной ориентировке погребенных, и, главным образом, в характере инвентаря. Учатский тип погребений открыл Ю.А.Заднепровский в единственном пока могильнике Уч-Ат. Он расположен на адыре, к югу от села Иски-Наукат Ошской области. Захоронения производились в овальных катакомбах, к которым вел короткий дромос. Вход в камеру закрывался валунами или сырцовым кирпичом. По конструкции погребальные сооружения делятся на две группы: 1 - дромос направлен перпендикулярно к длинной оси катакомбы; 2 - катакомба является подземным продолжением дромоса. Среди инвентаря много лепной керамики (кувшины, кружки, горшки, миниатюрные сосуды), железные серповидные ножи, иглы, кресало для добычи огня, дисковидные бронзовые зеркала, серебряные серьги, кольца, перстни, большое количество бус из самоцветов и стекла. Могильник Уч-Ат надежно датируется абасидской драхмой с надписью «ал-Махди». Он относится ко второй половине VIII в. Тип погребальных сооружений могильника восходит к рубежу нашей эры и продолжает традиции кенкольской культуры. Чакмаксуйский тип погребений характеризуется захоронениями на дневной поверхности в круглых, овальных и подпрямоугольных камерах, сложенных из камней и засыпанных землей. Эти сооружения группируются в крупные могильники, встречаются и одиночные курганы. Данный тип погребений был открыт А.К.Кибировым в долине р.Чаткал. Датируется VI-X вв. Данный тип захоронений по конструкции погребальных сооружений и трупоположению на дневной поверхности сходен с погребениями более раннего времени в курумах Северной Ферганы. Погребения всех трех типов генетически связаны с погребальными памятниками предшествующих эпох ранних кочевников. Поэтому можно полагать, что эти средневековые памятники были оставлены коренным населением. А.Н. Бернштам пытался связать отдельные памятники терскольского типа с теми или иными тюркскими племенами, которые, по сведениям письменных источников, обитали на территории раннесредневекового Киргизстана. По его мнению, могильники Кок-Булак, Кок-Мойнок и кочкорские курганы, изученные М.П. Фетисовым, были оставлены чигилями (джикилями), могильник Алтын-Арык - карлуками, а Карой - тюргешами. Очевидно, для столь категорических этнических определений в настоящее время еще нет достаточных оснований. Погребения с конем. Этот тип средневековых погребений характеризуется совместным погребением человека и коня в грунтовых ямах. Такие погребения встречаются редко. Они не составляют отдельных могильников и, как правило, примыкают к более ранним или располагаются несколько обособленно. По конструкции насыпи их трудно выделить из погребений иных типов. Погребения с конем характерны для северных районов республики и крайне редко встречаются в Ошской области. Погребения с конем по ориентировке можно разделить на две группы: 1 - с широтной ориентировкой; 2 - с меридиональной ориентировкой. В обеих группах имеются разновидности: 1 - конь и человек ориентированы в противоположные стороны; 2 - конь и человек ориентированы в одну сторону. Инвентарь погребений включает керамику, бытовые предметы, конскую сбрую, вооружение, украшения. Керамические сосуды редко находят в погребениях с конем. Несколько кубкообразных сосудов и котлов с прямыми стенками отмечены лишь в Чуйской долине. На Иссык-Куле у скелета коня найдена деревянная кружка с ручкой, треугольной в сечении. Конская сбруя представлена основой седла, стременами, остатками узды с удилами и псалиями, пряжками от подпруг, застежками от пут. Остатки деревянной основы седла встречались часто, однако, очень плохой сохранности. Прекрасной сохранности основа седла найдена лишь в могильнике Кара-Булун в Центральном Тянь-Шане. Передняя лука седла арочная, крылья с отверстиями для крепления стремян. Стремена восьмеркообразные или с пластинчатым навершием и прямоугольной прорезью на нем. Подножие всегда уплощено. К подпружным относятся костяные пряжки с фигурными вырезами, подпрямоугольные и овальные из железа или бронзы больших размеров. Узда изготовлялась из двойных узких полосок кожи. Иногда украшалась бронзовыми бляхами. При узде имелись удила двух типов: с эсовидными псалиями; с дополнительными кольцами без псалиев. Остатки одежды и обуви находят только в виде фрагментов тканей и кож. К ним же следует отнести наборные пояса с бронзовыми бляхами и лировидными подвесками, пряжки поясные, остатки головного убора. Оружие имеется не во всех погребениях с конем. Однако встречаются костяные накладки на лук, наконечники стрел, фрагменты кинжалов и сабель. Погребения с конем датируются VI-X вв. Погребения с конем не характерны для кочевников Средней Азии. Они имеют глубокие традиционные корни в культуре кочевников саяно-алтайского региона. В Туве такие погребения известны с VIII в. до н.э. (Аржан), на Алтае (Пазырык) - с V-IV вв. до н.э. Появление погребений с конем в Средней Азии документирует миграцию сюда алтайского тюркоязычного населения. Таким образом, культура кочевников 3ападнотюркского каганата, государств тюргешей, карлуков, караханидов может быть исследована лишь в результате целенаправленного изучения курганных могильников коренного населения (терскольский, учатский, чакмаксуйский тип погребений) и погребений с конем пришлых алтайских тюркоязычных племен. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 1 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 1 ноября, 2016 Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. – 968 с. + 28 с. цв. вкл. ISBN 978-5-94981-229-7 В монографии представлены материалы, связанные с историей Золотой Орды, показывающие ее место в мировой истории. В ней аккумулированы основные новейшие исследования ведущих ученых из научных центров России и зарубежья. Книга может быть полезна исследователям, преподавателям вузов, представителям органов власти и управления и всем тем, кто интересуется историей Золотой Орды. http://xn--80aimpg.xn--80aagie6cnnb.xn--p1ai/uploads/libraries/original/fad06fd2fc0da8cf2ae6403db50e979ae71dcb19.pdf?1478022133 Содержание Предисловие (Рафаэль Хакимов, Мари Фаверо) Введение (Вадим Трепавлов) Глава I. Срединная Азия и Восточная Европа в XII – начале XIII в. § 1. Кочевые империи Срединной Азии (Николай Крадин) § 2. Хорезм, восточные кипчаки и Волжская Булгария в конце XII – начале XIII в. (Дмитрий Тимохин, Владимир Тишин) § 3. Кочевники восточной Европы в начале XIII в. (Владимир Иванов) § 4. Королевство Венгрии и куманы в преддверии западного похода монголов (Роман Хаутала) § 5. Монгольская империя и ее роль в мировой истории (Николай Крадин) Глава II. Становление Улуса Джучи § 1. Джучи – первый правитель улуса (Ильнур Миргалеев) § 2. Завоевание Хорезма монгольскими войсками (1219–1221 гг.) (Дмитрий Тимохин) § 3. Завоевание русских земель в 1237–1240 годах (Александр Майоров) § 4. Завоевательный поход в Центральную Европу: военная сила и тайная дипломатия (Александр Майоров) § 5. Образование Улуса Джучи (Вадим Трепавлов) Глава III. Государственный строй Улуса Джучи § 1. Административное устройство. Организация управления (Вадим Трепавлов) § 2. Территориальное устройство Улуса Джучи (территория западнее Дона) (Борис Черкас) § 3. Право Золотой Орды. Налогообложение. Придворный этикет и протокол (Роман Почекаев) § 4. Взаимоотношения Руси с Джучидским улусом (Чарльз Гальперин) § 5. Левое крыло Улуса Джучи в XIII – начале XV века (Канат Ускенбай) § 6. Языки официального делопроизводства и канцелярская культура Золотой Орды (Ленар Абзалов) Глава IV. Улус Джучи в период могущества § 1. Первые правители Улуса Джучи (Роман Почекаев) § 2. Расцвет Улуса Джучи: правление Узбека и Джанибека (Роман Почекаев) § 3. Военное дело Золотой Орды (Эмиль Сейдалиев) Глава V. Население Улуса Джучи и становление средневекового татарского этноса § 1. Этноним «татар» на ранних этапах истории Евразии (Рафаэль Хакимов) § 2. Иноконфессиональное население Улуса Джучи. Русские (Юрий Селезнев). Народы Волго-Уральского региона (Владимир Иванов). Армяне (Александр Осипян). § 3. Католические миссионеры в Золотой Орде (Роман Хаутала) Глава VI. Золотая Орда и ее соседи § 1. Золотая Орда и мамлюки (Мари Фаверо) § 2. Золотая Орда и Анатолия (Ильнур Миргалеев) § 3. Золотая Орда и Юаньская династия (Чжао Чжу-Чэн) § 4. Между степными ханствами: взаимоотношения Чагатаидов и Золотой Орды (1260–1370) (Михаль Биран) § 5. Взаимоотношения с Ильханами (Ильнур Миргалеев) § 6. Противостояние между Улусом Джучи и католической Европой с середины XIII до середины XIV века (Роман Хаутала) § 7. Золотая Орда и Балканы (XIII–XIV века) (Александр Узелац) § 8. Господство Золотой Орды в Валахии и Молдавии (Виктор Спиней) Глава VII. Золотоордынская цивилизация § 1. Золотая Орда как цивилизация (по материалам археологии) (Марк Крамаровский) § 2. Экологические и экономические критерии цивилизованности Золотой Орды (Эдуард Кульпин) § 3. Исламская культура Золотой Орды (Эльмира Сайфетдинова) § 4. Архитектура и искусство в Золотой Орде (Эмма Зиливинская) § 5. Язык письменных памятников золотоордынского периода (Фануза Нуриева) § 6. Литература Улуса Джучи и постзолотоордынских татарских ханств (Хатип Миннегулов) § 7. Становление историографической традиции (Эльмира Сайфетдинова) § 8. Многоязычие и культурные взаимодействия в Золотой Орде (Иштван Вашари) Глава VIII. Хозяйство, ремесла и торговля § 1. Кочевое население Улуса Джучи (Владимир Иванов) § 2. Земледелие, скотоводство, промыслы и ремесло (Леонард Недашковский) § 3. Татары и торговцы на черноморской границе в XIII и XIV веках: совпадение интересов и конфликты (Николо Ди Козмо) § 4. Генуэзцы и Золотая Орда (Мишель Балар) § 5. Международная и внутренняя торговля (Леонард Недашковский) § 6. Деньги и денежная политика Джучидов в XIII–XV вв (Павел Петров) § 7. Города Золотой Орды (Дмитрий Васильев, Эмма Зиливинская) Глава IX. Природный и социально-экономический кризисы § 1. Изменение климата в Центральной Евразии и Золотой Орде (Юлай Шамильоглу) § 2. Влияние Черной смерти на Золотую Орду: политика, экономика, общество, цивилизация (Юлай Шамильоглу) Глава X. Распад Улуса Джучи § 1. Смута 60-70-х годов XIV века (Ильнур Миргалеев) § 2. Попытки возрождения Золотой Орды в конце XIV – начале XV в. (Ильнур Миргалеев) § 3. Распад Золотой Орды (Роман Рева) § 4. Предпосылки и особенности дезинтеграции Улуса Джучи (Вадим Трепавлов) Глава XI. Позднезолотоордынский мир § 1. Джучиев улус в XV–XVI вв.: инерция единства (Вадим Трепавлов) § 2. Большая Орда (Вадим Трепавлов) § 3. Астраханский юрт (Илья Зайцев) § 4. Улуг Улус (Крымское ханство) (Владислав Гулевич) § 5. Вилаяте Казан (Казанское ханство) (Анвар Аксанов) § 6. «Мещерский юрт» (Касимовское ханство) (Булат Рахимзянов) § 7. Тюменский и Сибирский юрт (Денис Маслюженко) § 9. Татарские политические образования на территории Великого княжества Литовского: Яголдаева «тьма» (Илья Зайцев) § 10. Татары на Балканах (Тасин Джамиль) § 11. Татары в Московском государстве (Андрей Беляков) § 12. Мангытский юрт (Ногайская Орда) (Вадим Трепавлов) § 13. Владения Шибанидов в Центральной Азии (Денис Маслюженко) § 14. Казахское ханство (Александр Нестеров) Глава XII. Политическое развитие татарских государств в XV–XVIII вв. § 1. Правовая культура в татарских государствах XV–XVIII вв.: золотоордынское наследие и исламские институты (Роман Почекаев) § 2. Татаро-русские отношения в XV столетии (Антон Горский) § 3. Татаро-русские отношения (XVI–XVIII вв.) (Илья Зайцев) § 4. Татарские юрты и Османская империя (Илья Зайцев) § 5. Взаимоотношения татарских государств с Польско-литовской унией (Дариуш Колодзейчик) § 6. Наследие державы Чингиз-хана на европейских картах XV–XVIII веков (Игорь Фоменко) Заключение. Золотая Орда и татарские юрты в мировой истории (Вадим Трепавлов) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Вахит 999 Опубликовано 2 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2016 11 часов назад, asan-kaygy сказал: Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2016. – 968 с. + 28 с. цв. вкл. ISBN 978-5-94981-229-7 Вас не привлекали в качестве автора? Странно, что параграф о Казахском ханстве писал А.Г. Нестеров, историк с очень широким кругом научных интересов, а не казахские исследователи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 2 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 2 ноября, 2016 Не привлекали. Видимо кое-кто был очень против ))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Samtat Опубликовано 5 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 5 ноября, 2016 Игорь Данилевский. Русь и Орда: союз или иго? Показалось интересным.... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 6 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2016 http://realnoevremya.ru/articles/47276http://realnoevremya.ru/articles/47274 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 6 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 6 ноября, 2016 Есть прогресс, устаревшую и безумную идею о том, что Ак орда это улус Орда эджена убрали наконец то. Теперь осталось признать то что Урус-хан это потомок Тука-Тимура https://www.academia.edu/29699229/Ускенбай_К._Левое_крыло_Улуса_Джучи_Золотая_Орда_в_мировой_истории._Коллективная_монография._Казань_Институт_истории_им._Ш.Марджани_АН_РТ_2016._968_с._28_с._цв._вкл Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 8 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2016 Источниковедение Улуса Джучи, Казань, 2001 г. http://www.psk.at.ua/Books/istochnikovedenie_istorii_ulusa_dzhuchi-zolotoj_or.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 8 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2016 Б. Г. Гафуров, Б.А.Литвинский. Средняя Азия в древности и средневековье: http://www.bulgari-istoria-2010.com/booksRu/B_Litvinskiy_Sr_Azia_v_drevnosti.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Джагалбайлы Опубликовано 8 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 8 ноября, 2016 Т.И. Султанов. Кочевые племена Приаралья в 15-17 вв.: http://libarch.nmu.org.ua/bitstream/handle/GenofondUA/54041/7db7df7b01f63f7fefbe367fc103b4c8.pdf?sequence=1 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 15 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 15 ноября, 2016 Пилипчук Я.В., Сабитов Ж.М. Борьба Токтамышевичей за власть в 10–20-х гг. XV в.// Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. №6. Казань, 2016. С. 110-125https://www.academia.edu/29843089/Пилипчук_Я.В._Сабитов_Ж.М._Борьба_Токтамышевичей_за_власть_в_10_20-х_гг._XV_в._Great_Duchy_of_Lithuania_in_the_political_struggle_of_Toktamyshevichi_for_power_in_10_20-ies_of_XV_century_Из_истории_и_культуры_народов_Среднего_Поволжья._6.Казань_2016._С._110-125 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 16 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 16 ноября, 2016 Сабитов Ж.М. Источники по генеалогии Джучидов, зависящие от «Мунтахаб ат-таварихи Муини» // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2016. №6. С. 136-144https://www.academia.edu/29881340/Сабитов_Ж.М._Источники_по_генеалогии_Джучидов_зависящие_от_Мунтахаб_ат-таварихи_Муини_Из_истории_и_культуры_народов_Среднего_Поволжья._2016._6._С._136-144 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 21 ноября, 2016 Поделиться Опубликовано 21 ноября, 2016 Рева Р. Борьба за власть в первой половине XV века//Золотая орда в мировой истории. Казань. 2016. С. 704-729. https://www.academia.edu/29987497/ЗОМИ_Р.Рева.pdf Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 https://vlast.kz/avtory/20645-cto-znacit-ak-orda.html 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 Это же и так понятно что ставка. Только люди утерявшие смысл слова могли путать ставку и государство. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 У нас преподают в школе что ак орда это страна предшественник казахского ханства Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 Само слово орда (именно орда - 4 буквы в конце а) ваше или русское? Потому что в монгольских языках значение (орднг, ордон) ясно. 3 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/орда/ орда 1) ист. ставка ханахан ордасы → ставка хана2) государство (у кочевников)Ақ орда → ист. Белая орда (средневековый государственный союз тюркских племен)Алтын орда → ист. Золотая орда3) перен. скопищежыландар ордасы → место скопища змей4) перен. центрғылым ордасы → научный центрмәдениет ордасы → центр культуры Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 1 час назад, zet сказал: Само слово орда (именно орда - 4 буквы в конце а) ваше или русское? Потому что в монгольских языках значение (орднг, ордон) ясно. орда наше слово Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 Цитата https://sozdik.kz/ru/dictionary/translate/kk/ru/орда/ орда это чисто советская и постсоветская интерпретация. Орда это не государство смотрите нормальные словари а не онлайн Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 2 часа назад, asan-kaygy сказал: это чисто советская и постсоветская интерпретация. Орда это не государство смотрите нормальные словари а не онлайн Уместно тогда дать название Авторитетного издания. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 А государство на казакча "мемлекет" ? Арабизм ? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Турист Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 "Мамлюки" ))) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
zet Опубликовано 5 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 5 декабря, 2016 2 часа назад, asan-kaygy сказал: орда наше слово А что означает? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
asan-kaygy Опубликовано 6 декабря, 2016 Поделиться Опубликовано 6 декабря, 2016 9 часов назад, Турист сказал: А государство на казакча "мемлекет" ? Арабизм ? Сейчас мемлекет, а тогда Улус. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться