Jump to content

Recommended Posts

:tw1:

«Джаныл-Мырза» — кыргызский героический эпос, отразивший период борьбы с калмыкскими захватчиками в 15—18 веках. В нем рассказывается о подвигах легендарной девушки-богатырши Джаныл. Сильная, ловкая, смелая, она храбро защищает свой народ от врагов, жестоко расправляется с теми, кто посягает на ее свободу и человеческое достоинство. Необычайная физическая сила этой девушки сочетается с организаторскими способностями вождя и полководца. В сказании выражены народные идеалы свободы и независимости, мечты о мирной жизни, героизм, проявляемый при защите Родины. Эпос пронизан идеей объединения кыргызских племен; в нем подробно изображены быт, обычаи, богатырское искусство кыргызского народа.

Текст по ссылке http://www.gold.aub.kg/ru/books/names/?book=7

Там же и текст самого эпоса.

Тенти Адышева, Народный поэт КССР, отразила мотивы эпоса в своей поэме "Жаныл Мырза".

Link to comment
Share on other sites

Чё то текст не соответствует во-такому красивому описанию как она отразила "калмыкских захватчиков":

...«Джаныл-Мырза» — кыргызский героический эпос, отразивший период борьбы с калмыкскими захватчиками в 15—18 веках...

Текст по ссылке http://www.gold.aub.kg/ru/books/names/?book=7

Там же и текст самого эпоса.

Тенти Адышева, Народный поэт КССР, отразила мотивы эпоса в своей поэме "Жаныл Мырза".

Бегло читал, там говорится что она нойгутка, и её киргизы и казахи пленяют. То есть на самом деле захватчиками являются киргизы и казахи :D .

Link to comment
Share on other sites

Чё то текст не соответствует во-такому красивому описанию как она отразила "калмыкских захватчиков":

Понял. Издание книги 1958 - так и ясно, по другому обычно не писали.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Просто этот период истории кыргызов отмечен постоянным противостоянием с джунгарами (калмак - по-кыргызски). Кстати, инетерсны такие строки:

В утешение остался

Сын наш младший — Кудаян.

Вышел он на свет из чрева

С кровью в сжатых кулаках.Позаботится наш мальчик

О несчастных стариках.

Так же описывается Манас, который "родился с кровью в сжатых кулаках". По-всей видимости сюжет имеет древние корни, возможно со времен Чингис-хана?

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Нойгуты в настоящее время живут в Баткене, совместно с кыпчаками, поэтому их часто называют нойгут-кыпчаками.

Есть мнение, что нойгуты являются потомками народа ойгут или онгут.

Согласно эпосу "Манас" нойгуты жили на Алтае. Аксакал нойгутов Балта был "тайаке" (брат матери) Манаса. Сын Балты по имени Чубак всю свою жизнь был преданным соратником Манаса. Сейчас подразделения АК-ЧУБАК и БАЙ-ЧУБАК входят в состав киргизского племени Черик.

В XVI веке известен могольский бек, сподвижник Султан Саид-хана, Тубра нойгут.

Кыргызское племя нойгут в форме "но-и-гу-тэ" упоминается в сочинении "Си-юй-шуй-дао-цзы", посвященном гидрографии Восточного Туркестана, материалы для которого собирались, очевидно, не позднее XVII - XVIII вв. (С.М. Абрамзон. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Ф: Кыргызстан, 1990. - С. 68)

В XVI-XVII в.в., по китайским летописям, Нойгуты жили на реке Ак-Суу. Согласно сведениям знатоков санжыры 250 лет назад нойгуты жили на реках Как-Шаал и Кум-Арык (на месте их слияния) в местности Арал, которая считалась их ставкой, столицей. Родоначальником считается Нойгут-бий. Ему наследовал некий Кёгён, от него знаменитая Жаныл-Мырза. (Усёйун Ажы. Кыргыз санжырасы. //Кыргыздар: Санжыра, Тарых, Мурас, Салт. - Бишкек: Кыргызстан, 1993 - С.104 (С. 72-120)

В легенде о Жаныл-Мырзе упоминается мудрец Шырдакбек, владетель кыргызов Анжияна и Ташкента. (Усёйун Ажы. Кыргыз санжырасы. //Кыргыздар: Санжыра, Тарых, Мурас, Салт. - Бишкек: Кыргызстан, 1993 - С.107 (С. 72-120)

Этот Шырдакбек почитается как предок моего рода - "кожомшукур".

Link to comment
Share on other sites

Провел немножко исследовании насчёт нашей ноёгутки.

из ССМ:

транслитерация:

46. Qači-Küluk-un koun Qaidu Namolun eke-deče toreksen bulee. Qačin-no koun Noyağidai neretei bulee. Noyanšiq aburitu tuta Noyaqin oboqtan boluba.

по современному монгольски:

46. Хачи хүлүгийн хөвүүн Хайду, Намулун эхээс төрсөн бүлгээ. Хачины хөвүүн Ноёгидай нэртэй бүлгээ. Ноён шиг авиртай тул ноёхон овогтон болов.

Перевод Козина:

§ 46. Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его крайнего чванства (noyanSig aburitu) и род его стал прозываться Ноякин.

§ 120. ... Noyaqin-ača ĵuŋso ireba-ķu...

§ 120. ... Ноёхоноос Жунсо ирэв.

§ 120. ... Из племени Ноякин - Чжунсо.

§ 166. ...

Ebuķe in Noyaqin Hartaat uķulerun:

šğar ino ğardaĵu,

Kol ino koldeĵu oksuķai!” ...

§ 166. ...

Өвгөжин ноёхон Хартаат өгүүлрүүн:

"Гарыг нь гардаж

Хөлийг нь хөлдөж өгсүгэй" гэжээ.

§ 166. ...

Эбугечжин-Ноякин Хартаат говорил:

"Для тебя я ему

Руки руками заплету,

Ноги ногами пригнету".

Так что наша нойгутка-богатырка Джаныл из древнего монгольского рода ноёхон.

Одним словом она славная монголка которую пленили казахи и киргизы :D :D .

ноёхон -> мн. число ноёгуд = нойгут

--------------------------------------------------------------------------------------------------

PS: я бы перевел § 46. как внизу

§ 46. Сын Хачи-Кулюка, Хайду, по матери происходил от Намолуны. Хачинову же сыну дали имя Ноягидай. Из-за его княжеского характера (характером как будто князь) и род его стал прозываться Ноякин.

Link to comment
Share on other sites

Так что наша нойгутка-богатырка Джаныл из древнего монгольского рода ноёхон.

Одним словом она славная монголка которую пленили казахи и киргизы :D :D .

Сонирхолтой байна. Тийм хучтэй баатар-хvчтэй -эмэгтэй байсан юм байна.

Хутулун (другое ее имя Ай-Ярук ) гунжийн тухай баримтууд нь

энэ Жаныл-ын домогтой холбоотой байх магадлал бий юу?

http://www.kyrgyz.ru/?page=104

1302/1303 год (701 г.х.)

Умирает Хайду-хан. Начинается борьба за престол. Его дочь Хутулун-чаха (другое ее имя Ай-Ярук - "Светлая луна") попыталась посадить на престол своего брата Уруса. Однако трон, при поддержке Дувы занимает старший сын Хайду - царевич Чапар. Интронизация проходила в коренном юрте - на реке Эмиль.

http://en.wikipedia.org/wiki/Khutulun

utulun was the niece of Kublai Khan, and was described as being a superb warrior; one who could ride into enemy ranks and snatch a captive as easily as a hawk snatches a chicken. She would challenge suitors who wanted to marry her to wrestling match, in which the prospective groom would have to forfeit 100 horses if he lost. She gained 10,000 horses this way and never married. Her father, Khaidu, was most pleased by her abilities, and she accompanied him on military campaigns. Marco Polo and Rashid al-Din both wrote of her

http://www.lib.ru/INPROZ/POLO_M/mir.txt

Марко Поло. Книга о разнообразии мира

ГЛАВА CXCVIII

В Великой Турции царь Кайду [Хайду]; он племянник великого хана, сын

сына Джагатая [Чагатая], кровного брата великого хана. Много у него городов

и замков, и очень он силен. Он татарин, и народ его татарский, славные они

воины, да и неудивительно: все они к войне привычны.

ГЛАВА СС

Здесь описывается сильная и храбрая дочь царя Кайду [Хайду]

У царя Кайду была дочь; звали ее по-татарски Ангиарм, а по-французски

это значит светлая луна. Была она очень сильна; не было в целом царстве ни

юноши, ни витязя, кто мог бы ее побороть; побеждала она всех.

Link to comment
Share on other sites

Guest ala-myshyk
Сонирхолтой байна. Тийм хучтэй баатар-хvчтэй -эмэгтэй байсан юм байна.

Хутулун (другое ее имя Ай-Ярук ) гунжийн тухай баримтууд нь

энэ Жаныл-ын домогтой холбоотой байх магадлал бий юу?

http://www.woodrow.org/teachers/world-hist...ngol/women.html

Khutulun

One other extraordinary woman in Kublai Khan's era was Kublai's niece Khutulun. She relished the military life and loved combat. She even impressed Marco Polo who described her as so strong and brave that in all of her father's army no man could out do her in feats of strength. Her parents were a little concerned when she didn't marry by the age of 22 or 23. They were constantly beseeching her to enter into a marriage arrangement. She said she would only consent if a prospective suitor bested her in a contest of physical strength. She agreed to accept any challenge as long as the young man gambled 100 horses for the chance to beat her. Within a short time she accumulated about 10,000 horses. Finally a very handsome, confident, skillful young prince arrived at the court to challenge her. He was so confident of victory that he gambled a thousand horses rather than just the 100 she demanded. He bet he could beat her in a wrestling match. The night before the contest, Khutulun's parents implored their daughter to let herself be vanquished. But she would have none of that. She said that if she were vanquished in a fair contest, she would gladly be his wife but otherwise she wouldn't do it. So on the day of the wrestling match, the contestants appeared pretty evenly matched. The combatants grappled for quite a time. Then in a sudden movement, she flipped the prince over and won the contest. The prince took off and left the 1000 horses behind. She actually never did marry. She accompanied her father on all of his compaigns.

While some of the stories may be hyperbolic, what they are telling us is that women in the elite were confident, were not about to be bowled over by men, and played an important role in Mongol society. There is so much emphasis on women playing military, political, and economic roles in this period that we're fairly sure this stretched beyond the elite woman. It trickled down to the ordinary women as well. Interestingly enough by the 14th century, there are no more Mongol women playing roles as leaders. They become increasingly acculturated. In the next generation after Kublai Khan, the daughters and granddaughter of Kublai Khan are no longer as prominent. They began accepting some of the restraints imposed on Chinese women. In that sense, in that sense alone, the Mongols were very much influenced by China.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Ала-Мышик - может лучше перевести указанный фрагмент? Форум русскоязычный, думаю многим было бы интересно узнать про Хутулун.

Вообще очень заманчиво отождествить дочь Хайду-хана Ай-Джарык (Хутулун-чаха) с Джаныл-Мырзой - ведь дочь Хайду, как указано выше основателя рода ноёхон/ноёгуд, имела весьма воинственную репутацию, воевала наравне с мужчинами, долго не выходила замуж и т.д. Как мы видим Джаныл-Мырза похоже на нее.

Тюркское имя Джаны-Ай, упоминаемое Марко Поло не должно вызывать каких либо сомнений, известен очень близкий родич и соратник Хайду по имени Кыпчак.

Сам Хайду в молодости участвовал в заговоре против Мунке за что был сослан на Тарбагатай, где потом имел небольшое владение в долинах рек Эмиля-Тарбагатая и Черного Иртыша — землях своего деда Угедея. Известно, что он опирался на племя матери Сипкинэ — бекрин или мекрин.

Link to comment
Share on other sites

Guest ala-myshyk
Ала-Мышик - может лучше перевести указанный фрагмент? Форум русскоязычный, думаю многим было бы интересно узнать про Хутулун.

Вообще очень заманчиво отождествить дочь Хайду-хана Ай-Джарык (Хутулун-чаха) с Джаныл-Мырзой - ведь дочь Хайду, как указано выше основателя рода ноёхон/ноёгуд, имела весьма воинственную репутацию, воевала наравне с мужчинами, долго не выходила замуж и т.д. Как мы видим Джаныл-Мырза похоже на нее.

Тюркское имя Джаны-Ай, упоминаемое Марко Поло не должно вызывать каких либо сомнений, известен очень близкий родич и соратник Хайду по имени Кыпчак.

Сам Хайду в молодости участвовал в заговоре против Мунке за что был сослан на Тарбагатай, где потом имел небольшое владение в долинах рек Эмиля-Тарбагатая и Черного Иртыша — землях своего деда Угедея. Известно, что он опирался на племя матери Сипкинэ — бекрин или мекрин.

Хутулун

Одна из среди экстраординарных женщин в эру Хана Кубуклай была племянница Кубулаи Хана- Хутулун. Она любила военную жизнь и любила бой. Она даже произвела на Марко Поло впечатление, который описал ее настолько сильной и храброй, что во всей армии ее отца никакой человек не мог совершить такие подвиги как она. Ее родители были немного разочарованы, когда она невышла замуж в 22 или 23года. Они постоянно умоляли ее вступить в брак. Она сказала, что она выйдет замуж, если будущий муж победит ее в соревновании физической силы. Она согласилась принять любой вызов, пока молодые люди играли на 100 лошадей для шанса победить ее. В пределах короткого времени она накопила приблизительно 10 000 лошадей. Наконец очень красивый, уверенный, квалифицированный молодой принц достиг суда, чтобы бросить вызов ей. Он был настолько уверен относительно победы, что он играл на деньги тысяча лошадей, а не только 100, которые она потребовала. Он держал пари, что он мог бить ее в борющемся состязании. Ночь перед соревнованием, родители Хутулуна просили их дочь, чтобы позволить себе быть побежденными. Но она не захотела бы ничего подобного. Она сказала, что, если бы она была побеждена в справедливом соревновании, она с удовольствием была бы его женой, но иначе она не сделает этого. Так в день борющегося состязания, соперники казались симпатичными равномерно подобранными. Воюющие стороны боролись в течение немалого времени. Тогда во внезапном движении, она перевернула принца и выиграла соревнование. Принц ушел и оставил эти 1000 лошадей. Она фактически никогда не вышла замуж. Она сопровождала своего отца на всех его обшествах. В то время как некоторые из историй могут быть гиперболическими, что они говорят нам - то, что женщины в элите были уверены в себе, не были шокированы мужчинами, и играли важную роль в обществе Монгола. Есть так много акцента на женщинах, играющих военные, политические, и экономические роли в этот период, что мы справедливо уверены, что это простиралось вне элитной женщины. Это касалась обычных женшин также.

Достаточно интересно к 14-ому столетию, есть не больше женщин Монгола, играющих роли как лидеры. У них культурный уровень становится все более и более высокими. В следующем поколении после Хана Кубулаи, дочери и внучка Хана KУбулаи больше не столь видны. Они начали принимать некоторые из ограничений, наложенных на китайских женщин. В том смысле, что Монголы были под влиянием Китая. Каково было значение Завоевания Монголии в мировой истории?

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Спасибо.

Вот, что пишет кыргызский историк О. Караев:

По рассказу Марко Поло и Рашид-ад Дина, Хутулун-Чаха имела все данные быть государем. Она была очень энергичной, храброй, совершила подвиги на войне, никто не мог ее поброть. Хутулун-Чаха долго не выходила замуж, люди подозревали, что у отца с ней недозволительные отношения. Хайду, рассердившись на дочь, выдал ее замуж за своего главного стольника Абтакула и она родила от него двух сыновей...
После смерти отца пыталась посалдить на престол своего брата Уруса.

Link to comment
Share on other sites

Вообще очень заманчиво отождествить дочь Хайду-хана Ай-Джарык (Хутулун-чаха) с Джаныл-Мырзой - ведь дочь Хайду, как указано выше основателя рода ноёхон/ноёгуд, имела весьма воинственную репутацию, воевала наравне с мужчинами, долго не выходила замуж и т.д. Как мы видим Джаныл-Мырза похоже на нее.

Этот Хайду хан не основатель рода ноёхон/ноёгуд, а правнук Угедей хагана. Соответственно Хутулун-чаха праправнучка Угедей хагана родом из кият-борджигинов.

А отец Ноёгитай-я, основателя рода ноёхин/[ноёгуд], сын Хайду сына Хачи-Кулюка ..., т.е. люди гораздо раннего времени, т.е. времен близких Боданчар мунгхак-у.

Link to comment
Share on other sites

Guest ala-myshyk
Спасибо.

Вот, что пишет кыргызский историк О. Караев:

По рассказу Марко Поло и Рашид-ад Дина, Хутулун-Чаха имела все данные быть государем. Она была очень энергичной, храброй, совершила подвиги на войне, никто не мог ее поброть. Хутулун-Чаха долго не выходила замуж, люди подозревали, что у отца с ней недозволительные отношения. Хайду, рассердившись на дочь, выдал ее замуж за своего главного стольника Абтакула и она родила от него двух сыновей...
После смерти отца пыталась посалдить на престол своего брата Уруса.

А не кажетсья ли Жаныл Мырза и есть Хутлуг-Чаха(Ай-Ярык).

Я не историк но :

1.отец Хутлуг-Чаха был Кайду Хан(1230-1301)

2.Кайду Хан властвовал Восточный Туркестан и Цен.Азия в 13 век.

3.история в эпосе "Жаныл Мырза" происходит в Ат-Башы,Нарынской обл.(недалеко от Алмалик(Кулжа))

Link to comment
Share on other sites

Нойгуты в настоящее время живут в Баткене, совместно с кыпчаками, поэтому их часто называют нойгут-кыпчаками.

А окончание слова говорит о монгольском происхождении названия этого рода.

Link to comment
Share on other sites

А не кажетсья ли Жаныл Мырза и есть Хутлуг-Чаха(Ай-Ярык).

Я не историк но :

1.отец Хутлуг-Чаха был Кайду Хан(1230-1301)

2.Кайду Хан властвовал Восточный Туркестан и Цен.Азия в 13 век.

3.история в эпосе "Жаныл Мырза" происходит в Ат-Башы,Нарынской обл.(недалеко от Алмалик(Кулжа))

Тогда о каком калмыцком нашествии может идти речь, если действия происходят в 13 в.? Или образ Джаныл-Мырзы- нечто на подобии образа русского Ильи Муромца, который и с немцами успех повоевать и с татарами?

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...