Урянхаец Опубликовано 1 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2013 Яна марийка! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 1 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2013 Фамилия больно тюркская - Ерназар/Ирназар, откуда она у марийца не знаете? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dabaan Опубликовано 1 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2013 Фамилия больно тюркская - Ерназар/Ирназар, откуда она у марийца не знаете? Урянхаец имелл ввиду Яна- Мария= Яна- Марийка речь не идет о Марийцах=) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dabaan Опубликовано 1 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2013 Саха кыыha! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 «История не миф» «НВ: Павел Левонович, имеется ли у нас история Якутии? И почему мы ее переписываем? П.К.: Существует понятие «гражданская история», подразумевающее историю территории в совокупности, и понятие «этническая история» – история отдельных племен, этносов. Полноценной истории Якутии нет, потому что до сих пор не предпринималось изучения истории Якутии с археографической основой. Учебники истории Якутии основываются на мифах. Почему? Потому что ими легче всего оперировать. «НВ»: Этим объясняется то, что у нас каждое историческое событие имеет множество версий? В том числе и от историков-любителей. П.К.: Трактовки исторических событий будут всегда. Другое дело – насколько они будут соразмерны с местной и региональной историей. Для начала разведем два самостоятельных понятия: тюркские племена якутов, и якутский народ в современном понимании. Невозможно говорить о происхождении якутов, не зная истории восточных тюркских племен. Невозможно говорить о движении тюркских племен, не зная истории Монголии. Невозможно говорить о расселении якутов, не зная истории северо-восточной России. Я не против того, чтобы любители занимались историей. Любое увлечение, нацеленное на выявление исторической истины, приветствуется. Но когда оно служит орудием этночванства, то я против. Этночванство возникает там, где нет достоверности, где у людей наблюдается слишком высокое самомнение, где себя не сопоставляют с окружающим миром. Национализм никогда к добру не приведет, потому что национализм атрофирует определенные чувства и восприятие. Этнический нигилизм тоже неправильная вещь. «Ценность этноса в скотоводчестве в Заполярье» «НВ»: Дело в балансе? П.К.: Да, в балансе и широком взгляде на окружающий мир и на себя. О событиях и этносе следует судить по общепринятым цивилизационным категориям. За прошедшее время пришли и ушли десятки и сотни этносов, о которых никто не вспоминает. Запомнились только цивилизационно ценные – те, кто строил пирамиды, храмы, вносил и открывал что-то новое. В чем ценность якутского этноса? В золоте и алмазах? Это месторождения, по которым тысячи лет ходили тунгусы. В олонхо? Таких эпосов в мире не перечесть. Цивилизационная ценность якутов в мире состоит в том, что они привнесли скотоводческий тип хозяйствования в приполярные и заполярные районы. В мире нет второго этноса с таким же опытом. Один из руководителей республики в ответ на это высказался, в том смысле, почему якуты должны всю жизнь за хвост коровы держаться? Это элементарное непонимание значения и места своего этноса. Скотоводческий тип хозяйствования это ведь не только корова и лошадь, это целый уклад. «Якуты очень юный народ» «НВ»: С каких времен идет отчет нашей истории? С момента поселения на этой земле? П.К.: Да, если говорить об этой территории, то с 16 века. История якутов вне якольской (якутской) земли неизвестна. Но, зная основы истории, ее можно реконструировать с большей или меньшей долей вероятности. «НВ»: Всех занимает загадка происхождения саха. П.К.: А никаких загадок нет. В 13 веке набравшее силы монгольское государство пришло в движение. Из Средней Азии, занимающей обширную территорию от Туркестана до Енисея, стали выдавливать тюркские племена. Изгоняли даже своих соплеменников-бурятов, которые дошли до верховьев Лены. В том числе были выдавлены и приенисейские тюркские племена. Кто-то из этих племен пошел на северо-восток, но не смог там закрепиться, и дошел до верховьев Лены. Но там их отогнали воинствующие тунгусские племена мучюги и шиляги. Этим племенам ничего не оставалось, как пойти дальше. Так они дошли до среднего течения Лены, где имелись прекрасные условия для скотоводства. И они обосновались здесь. Я думаю, что, скорее всего, якуты обосновались в междуречье Лены и Амги бескровно. Оленеводы-тунгусы просто расступились, и отошли в предгорья. Это подтверждают и достоверные источники, рассказывающие о расселении тунгусов. Граница между территорией Якутской земли и тунгусскими землями проходила по реке Кэнкеме. После перехода гор Верхоянья поселившиеся на берегах реки Янги, якуты не конфликтовали с ламскими тунгусами, потому что вели разные типы хозяйствования и селились в разных местах – якуты по поймам рек, а ламуты в предгорьях. «НВ»: Сколько же лет якутскому народу? П.К.: Это очень юный народ. Он еще не пришел к этнической консолидации. Якутам предстоит долгий путь развития. Пример тому – этническое самосознание, которое находится на уровне ребенка. Это доказывает и деление якутов по улусам. Они делятся на чурапчинских, заречных, вилюйских и прочих. «НВ»: Это деление свойственно всем народам, разве не так? У тех же армян также имеются различные группы, делящиеся по территориям? П.К.: Вы ошибаетесь, у зрелого народа наблюдается единство в этническом плане. Тем не менее, я считаю, что с 19 века произошло стремительно ускорение. Процесс созревания, благодаря огромным информационным возможностям, стал стремителен. Но одно дело усвоить, нужно еще все освоить и использовать. «Якутская женщина – хранительница генофонда» «НВ»: Что такое якутский этнос? П.К.: Якутский этнос сформировался как этнос только на этой территории. Это очень своеобразный этнос. Единственный в Сибири, в котором хранителем генофонда выступает не мужчина, а женщина. Он ассимилировался не только с нижестоящими народами (ламутами, тунгусами и чукчами), но и с теми, кто был выше – русскими, украинцами, поляками. На протяжении всего времени якуты впитывали, впитывали и впитывали. Причем у каждого якута имеются корни европейские. В 19 веке из-за незнания этнических особенностей, многие ученые писали о распущенности якутов. «НВ»: С этого момента поподробнее… П.К.: Дело в том, что как этнос, якуты еще на первых порах становления этнического самосознания, из боязни кровосмешения не допускали браков близкого родства. И начиная с 17 века приезжавшие сюда служивые люди брали в жены якутку. Старейшины рода выдавали их замуж в целях выживания. И правильно делали. Дети служивых людей обьякучивались, поскольку отец никогда не был главным в якутских семьях. Воспитание, становление этнического самосознание происходило только через мать. Благодаря таким бракам, живущий в таких суровых условиях народ, прямо скажем, не обладающий могучим здоровьем, остался единственным этносом в Сибири, у которого с 17 века не наблюдается количественного спада. Развитие этого этноса всегда шло вверх, без срывов и провалов. Посмотрите на другие сибирские народы, практически все они деградировали. «Любить русских это естественно» «НВ»: Многие наши читатели были не согласны с вашим высказыванием, в котором вы утверждали, что Манчаары – это разбойник. П.К.: Но зато очень многие якуты, когда никого рядом не было, пожимали мне руки и говорили, что я прав. Поймите, я же не со злости так говорил. Да, Манчаары – это личность и человек своего времени. Но делать его олицетворением благородства неправильно. «НВ»: Раньше же повсеместно облагораживали разбойников, и на Кавказе в том числе? П.К.: Ну да, стояли они в бурках на горах, у проезжающих дань брали, что в этом геройского? Когда вокруг личностей создают мифы, и ты достоверно знаешь, что он из себя представляет, то невозможно промолчать. Между тем, у нас было много личностей, которые жертвовали собой во имя будущего Якутии. Их надо чтить и знать. Был такой колымский врач Рейслин, ампутировавший себе ногу, учителя, которые шли в улусы и организовывали народные школы, множество меценатов, умные дальновидные люди, которые думали о своем этносе. У якутского народа были выдающиеся мыслители. Например, Василий Никифоров. «НВ»: А как же Алексей Кулаковский? П.К.: Если вы имеете в виду его призыв любить русских, то он неоригинален. Прочтите труды армянского классика Хачатура Абовяна, и увидите у него те же идеи. Можно вспомнить и казахских классиков, утверждавших то же самое. А в последний раз я такие слова слышал в 1997 году от депутата Госдумы Рамазана Абдулатипова. В этих словах нет никакого откровения, но есть осознание, которого достигает каждый этнос. Надо признать, что все этнические культуры зиждятся на основе русской культуры. Как нет якутской оперы или театра. Но каждый этнос по мере усвоения, выражал культуру своим этническим языком. «Встретил якутянку и пропал» «НВ»: Павел Левонович, сколько лет вы занимаетесь изучением якутской истории? П.К.: В Якутии мы одно из самых старых армянских семейств. Мой отец отбывал ссылку на Колыме, дядя жил в Усть-Майском районе. Я родился в Армении, там закончил школу, университет. Занимаюсь историей с молодости. Начинал свою деятельность учителем в Верхоянском районе, в Батагайской школе. Будучи учителем, защитил кандидатскую. «НВ»: Как сюда приехали? П.К.: Встретил в студенческие годы якутянку и пропал. Нашел свою судьбу на берегах Бухты Нагаева. Моя жена олекминская. А это отдельный субэтнос. Олекминские отличаются и от русских, и якутов. Это смесь тунгуских, якутских, старорусских и татарских кровей. Иной раз мне задают вопрос, кем я себя осознаю. В первую очередь я представитель семейства Казарян. Основа основ - моя российско-армянская семья. До развала СССР все дети независимо от места рождения регистрировались в отцовской деревне и у всех были армянские имена, кроме моего старшего внука – Павла Левоновича второго. А после распада, конечно, все изменилось. Сейчас наше семейство живет в Якутске, Хабаровске, Армении, Анапе и Санкт-Петербурге. Все родители хотят, чтобы дети жили рядом, и я не исключение. Но это их выбор, конечно. Моя супруга Ирина Борисовна сейчас поехала в Петербург помочь молодой якутянке. На днях должен появиться на свет еще один Казарян. В жилах моих внуков течет якутская, татарская, русская и армянская кровь. В этническом плане я осознаю себя, прежде всего армянином, и считаю, что я в вечном долгу перед страной моих предков. Но в гражданском смысле я осознаю себя якутянином. Для меня высшая ценность, некая нравственная основа - это принадлежность к сообществу под названием якутяне. Ты должен этой земле, на которой живешь, отдать долг. Я человек этой земли. В трудные моменты моей жизни рядом были якуты и русские, якутяне. Раньше когда я жил в Верхоянском районе, ходили байки, что, вот мол, Казарян защитит кандидатскую и уедет, а я не уезжал. Потом говорили, что как только Казарян защитит докторскую, то уедет из Якутска. И только сейчас говорят, что Казарян наш. Это, конечно, для меня счастье. «НВ»: Павел Левонович, вам трудно отстаивать свои выводы, придерживаться своей правды? П.К.: Абсолютно нетрудно. Моя совесть чиста. Я знаю, что есть одна высшая судебная инстанция - это время. Только, проходя сквозь время и поколения, проверяется истина. В моем возрасте меня не волнуют ни звания, ни награды. Я хочу, чтобы мои внуки, люди якутской земли, гордились своей родиной, чтобы у них была история, основанная на исторических реалиях. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Zuungar Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 А что у вас метисов совсем нету что-ли? есть метисы, но к ним мы относимся нормально, и сахалярок мы тоже любим. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Вот такой совершенно невинное интервью, http://www.nvpress.ru/society/2439 если вы автор не был с армянской фамилией вызвал крайнее озлобление у некоторых депутатов. http://www2.news.ykt.ru/article/8260 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Хорошее интервью, ничего не скажешь. Вот только не понятен вопрос с периодом заселения Лены предками якутов. Казарян относит это к 13 веку. Мои сомнения основаны на том, что сахалар для меня лично представляются как давно сложившийся мощный и самобытный этнос, отличный от всех других, со своим особенным языком, родоплеменным делением, преданиями и культурой. Имхо, что для сложения всего этого трехсот лет маловато будет. Почему 300? Я беру период становления по Казаряну: приблизительно конец 13 века (пока ушли, мигрировали и т.д.) - начало 17 века (запечатление всего о якутах первыми русскими). Т.к. на момент прихода первых русских сахалар были уже такие же как и сейчас. А как Вы думаете на сей счет, уважаемые доҕорлар, Урянхаец и Dabaan? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 А ты посмотри фильм... Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Я не о скандале (хотя результатов смешения у сахалар не замечал). Я про отнесение начала заселения Якутии к 13 веку, ведь Казарян в этом плане не одинок. Я про это. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 «История не миф» «НВ: Павел Левонович Воспитание, становление этнического самосознание происходило только через мать. «Встретил якутянку и пропал» Да уж, опасные они "якутянки"... Воспитание через мать - а как воспитывает якутка своих детей, есть ли какието особенности, каких у других народов нет? Или же этно большинство (якутоязычное) делает свое дело? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Да уж, опасные они "якутянки"... Воспитание через мать - а как воспитывает якутка своих детей, есть ли какието особенности, каких у других народов нет? Или же этно большинство (якутоязычное) делает свое дело? а вы хотели их гаплогруппу сделать древнетюркской П.с. древних тюрков надо искать у себя, а не у чужих Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 а вы хотели их гаплогруппу сделать древнетюркской П.с. древних тюрков надо искать у себя, а не у чужих Для начала посмотрите гаплогруппы протестированных якут, а потом разглагольствуйте, 90% N. Не G,R,С3, а N. Далее, были носители пратюркского языка возможно Q, а также тюрки, так вот тюрки это смесь соседних носителей гаплогруп. У себя. так у себя. Где кулан кыпчаки с Q, а ну выходите, себя покажите, на других посмотрите Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Да уж, опасные они "якутянки"... Встречал и не раз, обычные как и все. Уважаемый Казарян переборщил. А насчет языка сахалар действительно отличаются например от нас, "независимых" казахов. Я никогда не видел, чтобы якут с якутом разговаривали на русском языке! Даже вне Республики Саха и среди русских. Может в этом необычная заслуга якуток? Ведь родной язык - это язык матери. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Урянхаец Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Вообще ассимиляционная способность тюрков (т.е. алтайцев) никем еще разрабатывалась. Вот есть казаки, народ смешанный, кыпчакские бабы (не балбалы) ассимилировали монгольские племена... В Мидии или Албании наши огузы ассимилировали все местные народы, что они все себя считают тюрками. Добрались до самых высочайших гор Кавказа, там звучит чистейший кыпчакский язык, хотя облик чисто кавкасионский, ничем не отличающийся от соседних черкесов и аваров. Даже армяне изучили кыпчакский язык и оставили свои книги на нашем тюркском языке. Куча славянских и черкесских детей принятые в корпус янычар говорят на турецком, целые гаремы от женщин разных народов были у султанов, все это разнообразие дало миру османов. До снежной тундры дошли на лошадях отважные тюркские всадники. Все там заговорили на тюркском. "И ныне дикий тунгус и внук гордых славян, и армянский торгаш и татарский ссыльный". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Встречал и не раз, обычные как и все. Уважаемый Казарян переборщил. А насчет языка сахалар действительно отличаются например от нас, "независимых" казахов. Я никогда не видел, чтобы якут с якутом разговаривали на русском языке! Даже вне Республики Саха и среди русских. Может в этом необычная заслуга якуток? Ведь родной язык - это язык матери. Кажется Урянхаец приводил видео, с песней молодого якута о лошадях и говорил что "якутский язык лечебный", тоесть успокаевает нервы. Как бы проверить? успокоятся мои нервы или нет С уважением. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 "И ныне дикий тунгус и внук гордых славян, и армянский торгаш и татарский ссыльный". Действительно так, мой приятель, которого я считал истым уранхай саха оказался на поверку... кем бы вы думали? Корейцем! Его выдала фамилия Сон, хотя он и пытался полушутя - полусерьезно объяснить ее с якутского как толстый (типа нашего жуан - суан - суон - сон). Я же говорю, якуты в этом плане сильные, не как казахи. Пару лет житья среди них и песец - даже алп-бамси станет, конечно не уранхай саха, но просто саха уж точно. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Я же говорю, якуты в этом плане сильные, не как казахи. Пару лет житья среди них и песец Феномен якутского языка, в чем он выражается, можно по конкретней. По клипам в основном звонкие гласные, мало шипящих, большинство слов короткие звонкие. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Для начала посмотрите гаплогруппы протестированных якут, а потом разглагольствуйте, 90% N. Не G,R,С3, а N. Начиная с середины I тысячелетия н. э. на территории Якутии появились предки эвенов и эвенков. К XIII в. тунгусские племена расселились на Средней Лене, Вилюе, Олёкме. Приход предков якутов в Ленский край заставил их отойти к западу и востоку от Лены. Предполагается, что тюркоязычные племена переселялись на территорию современной Якутии несколькими волнами, последняя из которых приходится на XIV—XV века. Якуты как народность сформировались в бассейне Средней Лены. Здесь произошло окончательное формирование народа на основе смешения пришлых тюркоязычных племен с местными палеоазиатскими родами, а также с пришлыми монголоязычными хоринцами и тунгусами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Феномен якутского языка, в чем он выражается, можно по конкретней. По клипам в основном звонкие гласные, мало шипящих, большинство слов короткие звонкие. Не знаю, мне кажется это не феномен языка, но феномен самого народа, традиций что ли? Язык очень близок к казахскому. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
alp-bamsi Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Далее, были носители пратюркского языка возможно Q, а также тюрки, так вот тюрки это смесь соседних носителей гаплогруп. У себя. так у себя. Где кулан кыпчаки с Q, а ну выходите, себя покажите, на других посмотрите Куланкипчак лишь один из родов кипчаков. Остальные кипчаки: ашамайлы (С3 старкластер), уаки (С3 старкластер), ергенекти (О3 - ?), шапырашты (С3 старкластер), байулы (С3с), каракесек (С3с), каракыпшак (R1b) и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Даешь каждому испытать на себе традиции обякутчивания! Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Может в якутских семьях внегласный матриархат? А есть ли юранга строй (балаган), по анологии с домостроем? Разрешено ли бить мужей? Шутка Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
АксКерБорж Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Остальные кипчаки: ашамайлы (С3 старкластер), уаки (С3 старкластер), ергенекти (О3 - ?), шапырашты (С3 старкластер), байулы (С3с), каракесек (С3с) Случаем вы сегодня не употребили шымкентского сыра? 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
bek_nur Опубликовано 2 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 2 февраля, 2013 Куланкипчак лишь один из родов кипчаков. Остальные кипчаки: ашамайлы (С3 старкластер), уаки (С3 старкластер), ергенекти (О3 - ?), шапырашты (С3 старкластер), байулы (С3с), каракесек (С3с), каракыпшак (R1b) и т.д. чем такое можно доказать? Только довайте без фольков Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться