Jump to content
Guest Rust

Алтайцы

Recommended Posts

Guest Эльтебер
Видел ли кто-нибудь эту книгу? Что про нее можно сказать

ДР Ахметыч, спасибо за ссылку. Я поместил очерк И.С.Тенгерекова на сайте.

По моему эта работа является самой глубокой в вопросе об этнониме алтайцев.

Оставшиеся мундусы и тёлёсы на территории современного Киргизтана совместно с енисейскими киргизами, волею судьбы, приняли участие в этногенезе современного киргизского народа.

   Отец тюркологии, российский ученый- путешественник Радлов В.В. в своем научном труде «Из Сибири» сообщает: «Тип кара-киргизов, безусловно, иной, чем у казаков. Это особенно бросилось мне в глаза при моем первом посещении кара-киргизов…, которых я встретил в 1862 году на реке Каркара. Лица кара-киргизов очень напомнили мне лица алтайских горных калмыков и телеутов». [121] Во время путешествия по территории Киргизии В.В. Радлов зафиксировал у киргизов наличность сеока Мундус. «Число кара-киргизов, должно быть очень велико. Они делятся на две группы: онг (правые) и сол (левые). Онг делятся на шесть племен:…

   2. Племя сары- багыш (желтые лоси), кочующие на севере и востоке Исиккёля… Мне назвали следующие названия родов сары- багыш: сару, каба, монгулдур, шыкманат, саяк, ассык, Дёлёс, конграт, Мундус, кытай и етиген. (Прошу обратить особое внимание на роды Дёлёс и Мундус, очень многочисленные и у алтайцев.)…

   3.Племя солту кочует к югу от реки Шу и было раньше подданным Коканда; теперь оно относится к Токмакскому району. У солту мне назвали следующие роды: етиген, кучу, сару, монгулдур, кытай, Мундус, ассык.

   4. Племя эдигена у реки Андижан в 1869 г., когда я был на Исикёле, еще было подданным Коканда. Мне назвали здесь восемь родов: Дёлёс, сару, конграт, монгулдур, Мундус, саяк, каба и шыкманат…

   Группа сол гораздо малочисленней, чем онг, они кочуют у реки Талас и состоят из следующих родов: сару, беш берен, Мундус, тёнгтёрюп, кучу, кюркюрен, етиген… по данным знакомых мне манапов, все киргизские роды включая и те, что являются подданными Коканда и Китая, насчитывают до 80 000 кибиток, что означало бы население свыше полумиллиона». [122]

   В своих исследованиях по этнографии кара- киргизов, Аристов Н.А. отмечает, что сеок Мундус у кара-киргизов по численности людей находится на третьем по счету месте: «первое место по своей распространяемости занимает 1) кость сару… вторая по распространяемости будет 2) кость каба…, следующая 3) кость МУНДУС существует поныне у алтайцев;». [123]

   Российские ученые тюркологи В.В. Радлов, Н.А. Аристов, советский тюрколог Л.П. Потапов в своих исследованиях по этнографии киргизов акцентируют внимание на общность сеока Мундус и Тёлёс у теленгетов (телеутов), алтайцев и киргизов. «О кости МУНДУС можно заметить еще, что она очень древняя, ибо встречается в нескольких поколениях кара-киргизов, в состав которых вошла конечно до Рождества Христова, когда кара-киргизы находились еще между Саянским хребтом и Тянь-шанем». Н.А. Аристов в своей работе «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей» определяет дату появления Мундусов на территории Киргизтана до Рождества Христова опираясь только на то, что сеок Мундус «встречается в нескольких поколениях кара-киргизов», не приводя другой аргументации опирающеся на конкретные исторические события и факты. Да, с момента переселения Мундусов с Юга Сибири джунгарским ханом Цэван Рабданом на территорию современной Республики Киргизстан на момент проводимых этнографических исследований Н.А. Аристовым родилось и выросло семь поколений Мундусов. Дату появления Мундусов на территории Киргизстана следует считать 1713 год- начало массового переселения Мундусов ханом Цэван Рабданом в Илийскую долину и на берега озера Исык-Куль.

Так оно и есть! Мундузы довольно широко представлены в составе современных кыргызов. Так например президент Кыргызстана Курманбек Бакиев из мундузов. На юге Кыргызстана, в Джалалабаде по моему, даже есть ресторан Мундуз. st

Автор и владелица портала Восточный Базар, Айчурек Жолдошбай, также из мундузов: http://www.eastbazar.info :kg2:

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Кстати, я раньше писал о том, что Бакиев происходит из мундузов. Однако, похоже, я ошибался - он судя по названию населенного пункта, где вырос, происходит из племени Теит.

Мундузов очень много в Базар-курганском районе Джалал-Абадской области - Арсланбоб, Кызыл-Ункюр и т.д.

Link to comment
Share on other sites

26-27 апреля 2006 г. в Москве пройдут Дни Республики Алтай. Это значимое событие проводится в рамках празднования 250-летия добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства.

26 апреля 2006 года

11.00 – Возложение венка к могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены

12.00 – Торжественное открытие Дней Республики Алтай.

Открытие выставки «Древний Алтай» в Государственном историческом музее

(Красная площадь, 1/2)

16 00 – Встреча со студентами алтайской студии Высшего театрального училища им. М. В. Щепкина.

(ул. Неглинная, 2)

27 апреля 2006 года

12 00 – Открытие фотовыставки «Алтай – золотые горы».

Подписание договора о сотрудничестве между Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и Правительством Республики Алтай.

Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации

(Китайгородский проезд, 7)

19 00 – Концерт мастеров искусств Республики Алтай.

Московский международный Дом музыки

(Космодамианская набережная, дом 52, строение 8)

Link to comment
Share on other sites

Большой сердечный привет нашим ойратам-алтайцам многострадальному, героическому и воинственному народу.

Живите счастливо, радостно и вечно под благовением хайырхана Уч-Сумер и почитая Алтайских седых гор!!!

Гурван Сvмбэр хайрхны ивээл дор цаст Алтайн уулсаа шvтэн аз жаргалтай, баяр баясгалантай, мvнх амьдрах болтугай!!!

Если был бы в Москве обязательно посещал бы как возможно больше мероприятии.

Link to comment
Share on other sites

Мундузов очень много в Базар-курганском районе Джалал-Абадской области - Арсланбоб, Кызыл-Ункюр и т.д.

Мой дедушка был единственным сыном у своих родителей и поэтому его назвали Кудайберды ( Аллах верди ). Они пришли в Джалал-Абадскую область Базаркоргонского района в село " Карача" из Таласа. Их привел хан Карахан. " Карахандын дооматынан сактакын" что в переводе означает Берегись Карахана.

А потом уже все перебрались в Кызыл-Ункюр.

Link to comment
Share on other sites

Как показывают исторические реалии, образование современных тюркских народов

связано с откочевками и разделением огузов-сельджуков, Большой (Ногайской) Орды

и Джунгарского ханства, Сибирского ханства. Т.е. относится к позднему периоду

от силы 16-17 века. То же самое можно сказать о ветвях монгольского народа, отколовшихся

от них, ойраты-джунгары, калмыки, буряты.

В то же время эти кочевые орды безусловно ассимилировали

многих местных аборигенов, поэтому это уже новые нации, отличные от своих кочевых

предшественников. Так крымские татары несут в себе древнюю историю жителей Крымского

полуострова, ассимилированных ими. Это греки, готы-тетракситы, цыгане, славяне и прочие

потомки древних сколотов. То же самое можно сказать о казанских и сибирских татарах.

У них есть немалая доля не только булгаров и сыбиров, но и угро-финского и самодийского

субстрата.

Между тем раздаются глупые, невежественные голоса заявляющие, что раз современные

тюркоязычные народы так поздно пришли на современнюю территорию обитания, являются

ли полноправным населением этих территорий? К примеру, даже если Казахская орда

позднее приступила к Волге, разве это может служить док-вом автохтонности по сравнению

с ними тех же казаков, по ранним источникам тюркоязычных. Ведь предки казаков - те же

половцы, печенеги, тюрки, гунны, татары СИР-ОРДУУ кочевали по этой земле еще несколько

веков назад! То же самое можно сказать о большинстве тюркоязычных народов.

Так карачаям и балкарам предшествовали их тюркоязычные предки болгары, печенеги, половцы,

гунны, барсилы, хазары, оногуры, савиры, баланджары и прочие могучие ОРДЫ.

Однако из-за таких притязаний наши тюркоязычные и монголоязычные тоже с ними вынуждены

выдумывать разные околонаучные теории о исконной автохтонности своего этноса.

Это и шумерская, мидийская, скифская, индейская (теория Алексеева в отношении йокогиров),

сарматская теории. Даже крымские татары вынуждены заявлять что они потомки тюркоязычных

ТаВров.

Как быть тут с истинной наукой то?

Link to comment
Share on other sites

Древнеямная принадлежит индоиранскому сообществу. Т.е. от него развились индоарийские

народности Индостана, цыгане, ирони, таджики, осетины и т.д. Не будем отнимать чужое!

Наша это Месопотамия или культура Теотикукан :P

Там где жили шумеры и ольмеки говорившие на тюркском языке. :blink:

Хотя в Ордосе спецы находят прототюркскую культуру в полном обьеме. :oz1:

Link to comment
Share on other sites

Уважаемый Тахир пррррав. Не смейте трогать древнеямцев. Они балкарцы. А все тюрки от балкарцев.

Link to comment
Share on other sites

Между тем раздаются глупые, невежественные голоса заявляющие, что раз современные

тюркоязычные народы так поздно пришли на современнюю территорию обитания, являются

ли полноправным населением этих территорий? К примеру, даже если Казахская орда

позднее приступила к Волге, разве это может служить док-вом автохтонности по сравнению

с ними тех же казаков, по ранним источникам тюркоязычных. Ведь предки казаков - те же

половцы, печенеги, тюрки, гунны, татары СИР-ОРДУУ кочевали по этой земле еще несколько

веков назад! То же самое можно сказать о большинстве тюркоязычных народов.

Так карачаям и балкарам предшествовали их тюркоязычные предки болгары, печенеги, половцы,

гунны, барсилы, хазары, оногуры, савиры, баланджары и прочие могучие ОРДЫ.

Однако из-за таких притязаний наши тюркоязычные и монголоязычные тоже с ними вынуждены

выдумывать разные околонаучные теории о исконной автохтонности своего этноса.

Это и шумерская, мидийская, скифская, индейская (теория Алексеева в отношении йокогиров),

сарматская теории. Даже крымские татары вынуждены заявлять что они потомки тюркоязычных

ТаВров.

Как быть тут с истинной наукой то?

Тюрки издавно куррировали Евразию...а вами перечисленные народы образовались в одно время с другими народами Европы и Азии. Французы как единая нация стала после падения Бастилии...так кажется?

Link to comment
Share on other sites

У меня был один знакомый алтаец. Он рассказывал об алтайских казахах и помню я очень удивился когда он сказал о каких то поверьях про полную луну, что казахи не любят полнолуние, если есть алтайцы на форуме можно ли поподробнее узнать о поверьях, религии, традициях казахов на Алтае, заранее спасибо

Link to comment
Share on other sites

Guest Shalkar

Ай толган тунде адамнын бетине туссе котерилип аурып кетеди дейди. Сол ушин ай толган тунде есик-тесиктин барин кымтап кояды.

Link to comment
Share on other sites

Спасибо Огромное за этот сайт. Большое спасибо администрации(в лице Рустама Абдуманапова

) сайта за предоставленную помощ участия в форуме!

Будучи алтайцем хотелось бы:1) сказать что монголами(ойратами) мы себя не считаем ( где-то на форуме я это читал), если алтайцу в лицо сказать что он монгол(ойрат,калмык), мягко говоря он Вас не поймет, для нас они совершенно другой народ. 2) 1755-1756 это было СТРАШНОЕ ВРЕМЯ для алтайцев, память о том времени крепко сидит в моем народе(до выхода всех книг на эту тему, для алтайцев это не было секретом,истории каждой местности передовались из покаления в покаление), Цины, Джунгары, Халха-монголы вели военные действия на истребление алтайцев, убивали и детей и стариков и женщин, когда мужиков не стало, на борьбу вставали женщины, наша река Катунь была красная от человеческой крови, алтайцы, в этом была их беда, сопративлялись разрознено, и тем не менее наносили чуствительные удары по врагу.Говорить что они(иноземные враги) не сильно досаждали местному населению---кащунственно по отношению к истребленным алтайцам.И еще, Слова из песни не выкинешь, набеги казахских феодалов на истерзаную алтайскую землю были, и были неоднакратны. Не хочу никого обидеть на форуме, время было жестокое, прошу понять меня правильно, не отправить свое сообщение читая, некоторые строчки я не мог. 2) Язык киргизов понимаю практически без проблем, вот казахов понимаю только отрывками, это о сходстве языков.

Link to comment
Share on other sites

Спасибо Огромное за этот сайт. Большое спасибо администрации(в лице Рустама Абдуманапова

) сайта за предоставленную помощ участия в форуме!

Будучи алтайцем хотелось бы:1) сказать что монголами(ойратами) мы себя не считаем ( где-то на форуме я это читал), если алтайцу в лицо сказать что он монгол(ойрат,калмык), мягко говоря он Вас не поймет, для нас они совершенно другой народ. 2) 1755-1756 это было СТРАШНОЕ ВРЕМЯ для алтайцев, память о том времени крепко сидит в моем народе(до выхода всех книг на эту тему, для алтайцев это не было секретом,истории каждой местности передовались из покаления в покаление), Цины, Джунгары, Халха-монголы вели военные действия на истребление алтайцев, убивали и детей и стариков и женщин, когда мужиков не стало, на борьбу вставали женщины, наша река Катунь была красная от человеческой крови, алтайцы, в этом была их беда, сопративлялись разрознено, и тем не менее наносили чуствительные удары по врагу.Говорить что они(иноземные враги) не сильно досаждали местному населению---кащунственно по отношению к истребленным алтайцам.И еще, Слова из песни не выкинешь, набеги казахских феодалов на истерзаную алтайскую землю были, и были неоднакратны. Не хочу никого обидеть на форуме, время было жестокое, прошу понять меня правильно, не отправить свое сообщение читая, некоторые строчки я не мог. 2) Язык киргизов понимаю практически без проблем, вот казахов понимаю только отрывками, это о сходстве языков.

togda mongoliskii altaitsii kto oni takie

Link to comment
Share on other sites

Народа такого как "алтайцы" не было. Это название придумано позже во время Советского Союза.

Называли как "ойраты", "калмыки" или "урянхайцы", а самоназвание был "тэлэнгид" или "тэлэг, дэлэг".

Link to comment
Share on other sites

Народа такого как "алтайцы" не было. Это название придумано позже во время Советского Союза.

Называли как "ойраты", "калмыки" или "урянхайцы", а самоназвание был "тэлэнгид" или "тэлэг, дэлэг".

Насколько я знаю, до революции и сами алтайцы не считали себя одним народом. Были алтай-кижи (от коих и произошло название алтайцы), теленгиты, телесы, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы, и др.

Если брать внешние название, то русские старожилы действительно раньше иногда называли алтайцев "ойраты". Но я не слышал, что бы кто-нибудь называл их "калмыки" или "урянхайцы" (Я сам с русского алтая).

Link to comment
Share on other sites

Насколько я знаю, до революции и сами алтайцы не считали себя одним народом. Были алтай-кижи (от коих и произошло название алтайцы), теленгиты, телесы, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы, и др.

Если брать внешние название, то русские старожилы действительно раньше иногда называли алтайцев "ойраты". Но я не слышал, что бы кто-нибудь называл их "калмыки" или "урянхайцы" (Я сам с русского алтая).

Что Вы представляете под названием "алтай кижи"? - Знаете ли Вы то что если перевести это слово на русский язык то будет просто выражение "люди или человек живущие/ий в Алтае".

Название самое похожее с выражениями как например "москвич", "иркутян" и пр :) . Поэтому также русские которые живут в Алтае тоже самые настоящие "алтай кижи"-лер :D .

А вот теленгиты, телесы, телеуты, тубалары, челканцы, кумандинцы являются названиями народа коих называли обобщенно в последние столетий как "ойраты", "калмыки" или "урианхайцы".

До господства монголов ихнее общее название было как "теле", "телес", "теленкит, тлинкит" слова которые имеют единственный корень "те"- горная дикая коза (тэх, теке, те). И этот тотем "те" или "теке" нарисован на многих памятниках кёк тюрков включая самого знаменитого "Памятник Кюльтегин"-а.

И ещё одно замечание: Когда приехали русские старожилы сюда ???? Отвечу сразу, очень недавно если сравнить со существованием народов с тотемом "те" (теке), т.е. телеутов, теленгитов и конечно ойратов урянхайцев. Этим я имел виду что старожилы не знают ни-и-чего о местных народов по сравнению с теми народами которые жили бок в боку сколько там лет (т.е. в обобщенном понимании монголы и тюрки). Поэтому их название "ойраты", "калмыки" и "урианхайцы" истеорические названия которые написаны, т.е. запечатлены, во многих исторических документах.

Хочу подчеркнуть что просто говоря история не начинается со времени прихода русских!!! Не обижаетесь.

Link to comment
Share on other sites

[enhd:Что Вы представляете под названием "алтай кижи"? - Знаете ли Вы то что если перевести это слово на русский язык то будет просто выражение "люди или человек живущие/ий в Алтае".

Название самое похожее с выражениями как например "москвич", "иркутян" и пр . Поэтому также русские которые живут в Алтае тоже самые настоящие "алтай кижи"-лер]

строго говоря наверное /русские которые живут в Алтае тоже самые настоящие "алтай кижи"-лер/ - это может быть верно лишь формально, со стороны, например, для тех-же самых москвичей ;) т.к. можно жить на Алтае, как и в любом другом месте временщиком или прикомандированным, и не быть "алтай кижи" - "человеком алтая" (коренным алтайцем), которому это надо

[enhd:история не начинается со времени прихода русских!!!]

нам-то это очевидно, но ЭГО не понимает другое...

Link to comment
Share on other sites

Хочу подчеркнуть что просто говоря история не начинается со времени прихода русских!!! Не обижаетесь.

А я и не утверждал ничего подобного... Чего ж мне обижаться?

Мне просто показалось странным, что хорошо известный монгольский этноним "калмык" когда-либо переносился на тюрок алтайцев. С ойратами, конечно, тоже путаница, но про это я, хотя бы, слышал.

Link to comment
Share on other sites

Народа такого как "алтайцы" не было. Это название придумано позже во время Советского Союза.

Называли как "ойраты", "калмыки" или "урянхайцы", а самоназвание был "тэлэнгид" или "тэлэг, дэлэг".

Как бы вам объяснить, жители Алтая, вне зависимости от принадлежности к какому-либо роду секу считали себя прежде всего кореными жителями Алтая (тут как не крути друг друга они воспринимали и сейчас воспринимают как "Алтайлар"), одни могли находиться в современом Кош-Агачинском р-не а другие в современом Шебалинском тем не менее их связывали родственные узы, и они являлись одним народом, и уже во вторую очередь относили себя к определенному секу(племени). У нас и в настоящее время есть деления на секи(род,племя): майман, иркит, кыпчак, чапты , телес и т.д их много, сеок наследуется от отца к детям, по мужской линии, женщина выходя замуж так и остается представителем своего сеока, а вот дети наследуют сеок отца, представители одного сека а также родственных секов не могут сочетаться браком так как они считаются родствениками, например при знакомстве алтаецы спрашивают друг друга :как имя, откуда, какого сека, очень быстро находят общих знакомых, узнают кто как поживает, говорят: увидишь обязательно передай от меня привет "Эзэн". Такие обычаи помогали человеку не потерятся, найти поддержку у соплеменников. Так что народ он один --Алтайцы. :D

Link to comment
Share on other sites

togda mongoliskii altaitsii kto oni takie

Если не утеряли наш язык и обычаю то наверное алтайцы Моглолии так же как казахи Китая или как китайские казахи :D

Link to comment
Share on other sites

Не так давно 2 недели назад смотрел передачу по центральному каналу КНР про нац. меньшинство проживающего на озере Канас (Китайский Алтай). До этого в прошлом году смотрел художественый фильм "Канаская история"喀纳斯故事, вообщем что меня поразило этот народ очень похож на алтайцев, те же верования, та жа национальная одежда, имена, язык тоже (сразу оговорюсь что похоже все не один в один, так не может быть,ведь прошло 250 лет как мы вошли в состав Росии). В передаче косвенно сказали что они носители общей алтайской культуры и они ближе всего к киргизам Синцзяна,местный старик говорил на вполне понятном языке, беда что китайский синхроный перевод мешал нормально слушать его речь. Китайцы называют их тувинцами, даже не знаю где правда?Мне кажется что они алтайцы, уверен в этом, в нашей истории есть момент когда не мало народу было переселено в Джунгарию в начале 18 века с современной територии Алтайского края (Степной Алтай), может это чудом уцелевшая часть переселенных алтайских племен? Может кто то был там и сможет что то расказать ? К сожелению я нахожусь в южной части Китая, а так бы сразу поехал бы своими глазами посмотреть на них.

Link to comment
Share on other sites

  • Admin

Калмыками, точнее белыми калмыками именовали в основном южных алтайцев дореволюционные исследователи. Так же называли их ойротами. Последнее название досталось алтайцам после вхождения алтайцев (северных и южных) в состав ойратского государства.

Link to comment
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now


×
×
  • Create New...