Гость Rust Опубликовано 23 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2002 Мне кажеться, что временное господство ойратов над алтай-кижи повлияло на культуру и самосознание - но не столь кардинально. Самоназвание ойрат, использовавшееся в начале 20 века - это лишь следование названиям российской администрации, как и в случае с казахами. Если помните вначале Казахстан имел название Киргизская АССР. Ну а самоназвание не так легко поменять, даже административными методами, поэтому после 30-х годов естественным путем (а не насильственными действиями советов) алтайцы вернули себе исконное самоназвание - алтай-кижи. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 23 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2002 Мне кажеться, что временное господство ойратов над алтай-кижи повлияло на культуру и самосознание - но не столь кардинально. Этот "временное господства" ойратов над алтай–кижи или "господство" самих алтайцев–ойратов оочень долго продолжалась; точно много времена раньше чем господство чингисид–монголов и даже после них (противоречие ойратов и монголов) окончательно разрушилась и разгромлен почти полностью (джунгарская земля опустошилась) маньчжурами в союзе с восточно–монголами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 23 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2002 Ну а самоназвание не так легко поменять, даже административными методами, поэтому после 30-х годов естественным путем (а не насильственными действиями советов) алтайцы вернули себе исконное самоназвание - алтай-кижи. Uvajaemii Rust, Ne vpolne soglasen .esli nado samonazvanie administrativnimi metodami legko mojno zamenit.Naprimere malih narodov mojno eto uvidet(USSR,CHINA). Nesovsem ponyatno kogda je nazvanie "altai-kiji" stalo iskonnoe??1000 let nazad ili 100 let nazad???privedite istochniki. razve ne 30 e godi altaitsi i hakkasi poluchili obshee nazvanie ot russkih? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rust Опубликовано 23 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2002 Uvajaemii Rust,Ne vpolne soglasen .esli nado samonazvanie administrativnimi metodami legko mojno zamenit.Naprimere malih narodov mojno eto uvidet(USSR,CHINA). Nesovsem ponyatno kogda je nazvanie "altai-kiji" stalo iskonnoe??1000 let nazad ili 100 let nazad???privedite istochniki. razve ne 30 e godi altaitsi i hakkasi poluchili obshee nazvanie ot russkih? Менд Чулуу (правильно?) назовите пожалуйста примеры перехода на другие названия вызванные государственным, т.е. административным регулированием. Вот приходит человек и говорит - ты теперь не кыргыз, а китаец, возможно ли такое? Речь прежде всего идет об автоэтнониме - самоназвании, а не политониме. Когда алтай-кижи входили в состав ойратской державы - соседи (в том числе и русские) воспринимали их как ойратов, но уверен внутри ойратского союза они сохраняли свои племенные наименования - телеут, кыпчак, найман, байлагас, мундуз, теелес и общее название алтай-кижи. Вообще по поводу названия народа, в данном случае алтайцев. Если воспринимать их как народ, то объединение разрозненных алтайских племен произошло только в последние полвека 20 столетия. Даже сейчас, несмотря на общий литературный язык на основе диалекта алтай-кижи (а это южные алтайцы), северные алтайцы его не совсем понимают, так как их диалект или язык относится не к кыргыз-кыпчакской группе языков, а к уйгурской (он близок хакасскому языку). Далее по источникам, если взять древнюю легенду о возникновении тюрков, то один из сыновей прародителя тюрков-тукюе превратился в лебедя - Ку. И сейчас часть северных алтайцев называет себя Куманды, т.е. кумандинцами, людьми с реки Ку. А это около 1500 лет назад. По поводу дореволюционного самоназвания алтай-кижи - просмотрите работы В.В. Радлова. Из Сибири (Aus Sibirien), и работы миссионера Вербицкого. Это около 150 лет назад. Никто из исследователей того времени не пишет о том, что самоназвание их "ойрат". Пишется таким образом, например "белые калмыки", самоназвание "алтай-кижи" и т.д. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 23 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 23 августа, 2002 Вообще по поводу названия народа, в данном случае алтайцев. Если воспринимать их как народ, то объединение разрозненных алтайских племен произошло только в последние полвека 20 столетия.... Далее по источникам, если взять древнюю легенду о возникновении тюрков, то один из сыновей прародителя тюрков-тукюе превратился в лебедя - Ку. Насчет имени "ойрат" – во время монголов Чингис–хана они назывались ойратами. Ойраты под предводительством Хутуга–бэхи добровольно соединились к монголам и жили в нынешной территории "алтай–кижи". Основная масса "ойратов" был рассеян по всей территории великой империи, а последние добыты маньчжурами и расселены в конечном результате остались только маленькие группы племен. Ку: Род хуулар–лебеди является у тувинцев большим родом. (не только одни кумандинцы) По сей день западно–монгольские и дархатские шаманы обычно бывают из рода хуулар: из цагаан хуулар –т.е. "ак хуулар", и из хар(а) хуулар, считаются шаманами очень сильными и владевшими очень древними онгонами. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 24 августа, 2002 Модераторы Поделиться Опубликовано 24 августа, 2002 ...алтайцы, тувинцы, киргизы–хакасы были в составе коренного монгольского государства и назывались монголами. Поэтому их я называю монголом.Не думаю, что тюрки Южной Сибири называли себя монголами, сами бы монголы в лучшем случае бы посмеялись, а в худшем - обиделись со всеми вытекающими. Монголы входили в Цинскую империю, но называть их маньчжурами или ханьцами как-то непринято. Что имеется в виду? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 28 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2002 Недавно разговаривал с ребятами из Китая, точнее из Внутренней Монголии. Так вот, когда я (к моему стыду, я их проверял) сказал, дескать что вы мол китайцы. Они та-а-ак оскорбились!!!... После этого, мне пришлось услышать целую лекцию о том, кто они на самом деле... Так что они оказываются, монголы. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 28 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2002 На каком основании вы записываете хакасов, шорцев, якутов и алтайцев в монголы? Они носят дэли? Я уже не говорю про запАх. Их язык входит в монгольскую группу? Их фольклор идентичен монгольскому? Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Qasqyr Опубликовано 28 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 28 августа, 2002 Монголоидность кыргызов, луроветланов, индейцев кечуа и аймара совершенно не может быть критерием для причисления их в славную семью монгольских народов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 30 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2002 Uvajaemii Rust, Ya vse taki dumayu chto altai-kiji zvali sebya oirotami, navernika s ih soglasiya avtonomiya nazvana Oirat a stolitsa pereimenovana v Oirat-tura, i zvalis' bi dasih por esli bi ne repressiya kalmikov i prikaz Stalina o pereimenovani respubliki v 1948 godu(chtobi nenapominala o kalmikah).Stalin na primere grajdanskoi voini ochen boyalsya 5 koloni v USSR, poetomu bila takaya jestokaya represiya vseh bez razboru.Osobeno vizival gnev Stalina panmongolisti (nashih primer-ministrov rastrelivali v ussr bezstesneniya)Vprochem gdeto ya chital takuyu versiyu : Russkie hotel esli nepoluchitsya s krasnoi mongoliei to otobrat u kitaitsev hotyabi oiratov mongolii, a potomu nujna bila odnoimenaya territoriya dlya prisoedineniya, eto prodoljenie tsarskoi politiki Altai oni zahvatili v 2 polovine 19 veka , prichem proshenie o prisoedinenii dali nemestnie plemena a kolonisti russkie i pravitelstvo prisoedinilo altai v odnostoronnem poryadke lish posle etogo v neskolkih dogovorah s chin ulus bilo potverjdeno yuridicheski. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rust Опубликовано 30 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2002 Недавно, Стас мне любезно прислал статью алтайского историка Екеева Н.В. об алтайцах. Привожу отрывок, где говорится, что в 19 веке действительно помимо названия алтай-кижи, бытовало самоназвание "ойрат". Так что признаю свою ошибку, однако, все же думаю, что монгольское влияние на алтайцев несколько преувеличино На рубеже XIX и XX веков коренное население Алтая распределялось на шесть этнотерриториальных групп: алтай/ойрот-улус (алтайские теленгеты, ойроты), чуй-улус (чуйские теленгеты), байат-улус (байатские теленгеты, телеуты), jыш/туба-улус (тубалары, ары-теленгеты), куманды-улус (кумандинцы) и шалканду-улус (чалканцы). Предложенная терминология этнотерриториальных групп отличается от существующей в историко-этнографической литературе, а именно во второй части сложных этнонимов вместо "кижи" пишется "улус/аймак". Поэтому следует дать пояснение. Согласно нормам алтайского языка, например, одного человека русской национальности следует называть орус кижи (русский человек); большую группу русских людей (население волости, уезда, губернии) - орус улус; а весь русский народ - орус калык. Такая же норма применяется к самим алтайцам и их этнотерриториальным группам.Первые три улуса (группы) образовались менее чем за столетие (2 половина XVIII-1 половина XIX в). Основу первого, алтай-улуса составило население семи дючин, второго улуса - двух чуйских волостей и третьего, байат-улуса - телеутское (байатское) население трех "инородческих" управ Горного Алтая. А формирование трех северо-алтайских улусов началось в XVII веке, на основе жителей соответственно четырех "черневых", двух кумандинских и Кондомо-Шелкальской волостей. Согласно данным на 1897 г. удельный вес выше названных улусов (групп) составил соответственно 50,6, 12,7, 14,1, 10,9, 9,5 и 2,2% всего коренного населения Бийского округа (куда входила территория Горного Алтая). В конце XIX-начале XX века алтай-улус представлял собой вполне сложившуюся народность, вокруг которой шла консолидация остальных этнотерриториальных групп (Шерстова Л.И., 1997; Екеев Н.В., 1998) Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 30 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2002 Самоназвание кыргызов есть "тяньшань кижи" или "тэнгэр–уула кижилери" . В Зуунгарский период, перед переселением маньчжурами дурбетов в нынешнее место Убса–нуурский регион монголии, они жили в верхах Эрчис мурен (Иртыш) и Ээвийн гол (Обь). Естественно ныненшний российский Алтай был их коренной родиной. Из–за переселений дурбетов земля и народ Урянхая разделились на два половины т.е. урянхаи танну и прихубсугулья, и алтайские урянхаи. Дербеты считают алтай–ойратов своими родными народами только отюреченными . Байат–алтайцы и баяm–дербет наверно родственники. У баят–дербетов есть обычай когда сказывают "героические эпосы–кай" обязательно произнести несколько строк странным образом скажая как будто на непонятном языке. И этого они объясняют что связан с древной традицией и т.д. Алтайцы эпоса называют "кай", а дербеты "хай, хайлах". Телэнгит–тэлэнгууд, тэлэнг–телеут думаю разные название одного народа исходившие из–за неправильного произношения на разных языках. Напр: с аффиксом монгольского множ. числа тэлэ(н)г – ууд, русские превратили теленкит или теленгид. от теле или теле(н)г – русский образ телеут. На самом деле они себя называют те–ле или те–ле(г). Соседи тувинцы–урянхайцы (алтайские) тоже называют их те–лег. Здесь "те" – горная коза (монг. тэх, турк. теке) с аффиксом –лэг,–лиг. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 30 августа, 2002 Модераторы Поделиться Опубликовано 30 августа, 2002 Алтайцы эпоса называют "кай", а дербеты "хай, хайлах". "Кай/хай/хоомей" - это горловое (обертональное) пение, а не жанр.На самом деле они себя называют те–ле или те–ле(г). Соседи тувинцы–урянхайцы (алтайские) тоже называют их те–лег.Здесь "те" – горная коза (монг. тэх, турк. теке) с аффиксом –лэг,–лиг. Скорее связано с союзом "теле" еще раннесредневековья, "гаогюй" - высокие телеги. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 30 августа, 2002 Поделиться Опубликовано 30 августа, 2002 алтайцы называют эпосов "кай", а сказителя "кайчи". Горловое пение "хоомей" (мнг. хєємий) обязательное сопровождение сказителя "кайчи". Алтайский, ойратский жанр сказания эпоса специфичен тем что выступает в тоне "хоомей" то есть горловым голосом. Тэ–лэг, или тэ–лиг (связан с тотемом "тэ" т.е. тэх, теке) наверху над рунических писемь "мэргэн Тону–кёка" есть изображение "ТЭ" т.е. горного козла. Это и является родовын шутугэн–ом те–лигов. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 2 сентября, 2002 Модераторы Поделиться Опубликовано 2 сентября, 2002 алтайцы называют эпосов "кай", а сказителя "кайчи". Горловое пение "хоомей" (мнг. хєємий) обязательное сопровождение сказителя "кайчи". Алтайский, ойратский жанр сказания эпоса специфичен тем что выступает в тоне "хоомей" то есть горловым голосом. Я хотел сказать, что хай/хоомей - это манера пения. А исполняют хаем - эпос - по-хакасски "алыптых нымах" (богатырские сказания). Тэ–лэг, или тэ–лиг (связан с тотемом "тэ" т.е. тэх, теке) наверху над рунических писемь "мэргэн Тону–кёка" есть изображение "ТЭ" т.е. горного козла. Это и является родовын шутугэн–ом те–лигов. Обычно теле связывают с древнетюркским племенным союзом (т.к. теле, телег похоже на "гаогюй" - "высокотележники" кит. хроник), а также с древним союзом Динлин. Тюркские козлы вряд ли являлись фетишами телессцев. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 2 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 2 сентября, 2002 Все таки "кай" и "хоомей" разные вещи. Например для простоты использую пример: "кай" – у кыргызов это "Манас", а "кайчи" – это "манасчи". Горловое пение (точнее музицирование) "хоомей – хєємий" это свое–образное прекрасное искусство известное только у алтайских, ойратских народов (последнее время у американцев благодаря старания тувинцев ). Родиной "хоомей – хєємий" себя считают тувинцы и западные монголы. Но тувинцы и алтай–ойраты имеют более многообразные способы "хоомей – хоомий" чем монголы. Тэ–лэг, дэ–лэг самоназавние алтай–ойратов, которые живут рядом с монголией, и ихние название употребляемое соседами тувинцами–урянхайцами алтая. А монголы их называют тэлэ(н)г – ууд (здесь аффикс –ууд монг. мн. число что всегда используется с родовым названием). Из этого монгольского названия происходили слова теленкит или телеут. "Тэ" или горный козел (я не люблю это слово козел–просто не знаю как по–русски назвать того чего по–монгольски–"Янгир" а по тув. и алт. "Тэ"; если кто нибудь знает прошу поправить) это животное которое живет в алтайских снежных высотах, гордое прекрасное как архары. Имеет большие рога и это очень ценится. Каждый год приезжают туристы к нам чтобы тратить немалых зеленых чтобы добыть прекрасный сувенир голову "тэ" т.е. "янгирын тэх"–а. Ещё раз подчеркиваю что на памятнике "Мэргэн Тону–кёк"–а изображен именно "ТЭ" что являлся родовым тотемом. Племенный союз был создан в главенствующими "тэ–лэг"–ами, то есть народом и племени "ТЭ". А "Гаогюй" или люди с "высокими тележками" это уйгуры, предки нынешних тувинцев и хакасов, которые ассимилировались монголами и людьми в квадратных тюбетейках как любят называть некоторые ваши форумщики. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 3 сентября, 2002 Модераторы Поделиться Опубликовано 3 сентября, 2002 Все таки "кай" и "хоомей" разные вещи. Например для простоты использую пример: "кай" – у кыргызов это "Манас", а "кайчи" – это "манасчи". Остаюсь при своем мнении: то явление, которое монголы и тувинцы именуют хоомей, алтайцы, шорцы и хакасы называют кай/хай. Вы интерпретируете хай как эпос, а хайджи - как исполнителя эпоса. Например, у монголов героические сказания - улигер, сказитель - улигерчи. Но дело в том, что хайджи/кайчи это исполнитель горлового пения. На Ваш лад точный перевод был бы "хоомейджи".На Ваши взгляды, вероятно, повлияло то обстоятельство, что кайчи/хайджи исполняют горловым пением эпос, а тувинцы хоомеем этого не делают.Горловое пение (точнее музицирование) "хоомей – хєємий" это свое–образное прекрасное искусство известное только у алтайских, ойратских народов (последнее время у американцев благодаря старания тувинцев ). Родиной "хоомей – хєємий" себя считают тувинцы и западные монголы. Но тувинцы и алтай–ойраты имеют более многообразные способы "хоомей – хоомий" чем монголы.Я с Вами согласен в той части, что хай известен у народов, взаимодействовавших с ойратами (ареал довольно точен). Например, горлового пения вообще нет у собственно халахасцев. Однако, в рудиментарном виде оно присутствует у башкир (узляу). Хотя, конечно, да простят меня башкиры, это не совсем то. Ранее Кызласов высказывал точку зрения, что хай известен тем народам, у котороых есть род "хыргыс". Родиной хая, кажется, хакасы считают действительно Туву. Тэ–лэг, дэ–лэг самоназавние алтай–ойратов, которые живут рядом с монголией, и ихние название употребляемое соседами тувинцами–урянхайцами алтая. А монголы их называют тэлэ(н)г – ууд (здесь аффикс –ууд монг. мн. число что всегда используется с родовым названием). Из этого монгольского названия происходили слова теленкит или телеут....Племенный союз был создан в главенствующими "тэ–лэг"–ами, то есть народом и племени "ТЭ".А "Гаогюй" или люди с "высокими тележками" это уйгуры, предки нынешних тувинцев и хакасов, которые ассимилировались монголами и людьми в квадратных тюбетейках как любят называть некоторые ваши форумщики. Все же меня это не удовлетворяет. Уйгуры - только часть телесского союза, ядро которого размещалось на алтайском нагорье. Тюрки, которые изображали этих архаров, не были телессцами. Хакасы и тувинцы имеют более прямых предков из древнетюркского времени, чем теле. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Опубликовано 3 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 3 сентября, 2002 Тюрки, которые изображали этих архаров, не были телессцами. Eto verno kitaitsi nikogda nepricheslyali tyukue k tele. Naskolko ya znayu "tele" eto sobiratelnoe kak i slovo "tsubu" nazvanie posmislu oznachayushee primerno "varvari". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Гость Rust Опубликовано 3 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 3 сентября, 2002 Уважаемый Enhd - а что за памятник "Мэргэн Тон-Кёк"?, кстати может вам с Чулуу все же зарегистрироваться, поверьте так удобнее отсматривать постинги. Возможно памятник о котором Вы говорите это эпитафия Тон-Юкука? Сам Тон-Юкук происходил из знатного тюркского рода Ашидэ, который имел некоторое отношение к сирам-кыпчакам. Именно в надписи Тон-Юкука встречается словообразование тюрк-сир будун - тюрко-сирский народ. Известно, что в этой надписи определяются диалектные особенностя языка в сравнении с надписями кёк-тюрков. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 5 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 5 сентября, 2002 Стасу: О «кай» и «хєємий» я остаюсь в своем мнении. Конечно и вы тоже. Если вы не видите разницу между сказывание эпоса и хєємий то наверно у хакасов не очень развит хєємий или не знают хєємий. Исполнение чисто «хєємий» это играть мелодию специальным гортанным или грудным звуком (без слов просто звуком). Тема закрыт. Тюрки: Турки или тюрки это название тюрко–язычных народов стало применится сравнительно недавно. И само разделение языков по группам тоже результат современных наук. А грубо говоря в прежних временах народы говорили на своих языках т.е. уйгуры на уйгурском, хакасы на своем, ойраты... , дербеты на дербетском и т.п (я имею виду что наука как языковедение был не развит и компьютеры не появились пока ёще ). Так поэтому того что написано на древних памятниках «ТРК» считать словом турк или тюрк и сопоставить и связывать с современным понятием «турки» абсолютно неправильно. Монгольские историки пишут как «ТYРYГ» и не путает с турк или тюрк, думаю что это правильно. «ТРК» – это может быть: а) турук – восставшие, стоящие или храбрые (трк бднм – турук бодунум: т.е. восставшие мои или стоящие храбрые мои) б) тирик – живые, жизнеспособные в теме - >монголы- > торгут я писал что потомки турук–ов это есть торгуты. турук – аут –– турукут – торгут. Там ёще есть цитата из источника. ...Оолеты......... Они тоже (один) из монгольских аймаков. Ещё (один) называется торгут аймак. Они и есть То–Кю–вэй аймак... ... Алтай ... Здесь во времена государства Суи жили (кит.династия Суй 581-618 г.) Ту–Гиу–вэй аймак. .... Ту–гиу–вэй это и есть ту–кю или туруки. Телесский союз – это союз или государство главенствующим племенем теле(г) –ов. Как например под главенством племены "монгол"–ов объединились все монголо–язычные и тюрко–язычные народы центральной азии и стали называться монголами. Если например в то время господствовал племя бааринов то сейчас нас монголов называли бы бааринами а сами монголы были бы одним из малых племен бааринов и огромная империя была бы Империя Бааринов Чингис хаана, и был бы термин о расах человека бааринид а не монголоид. «ТНКК» – этого слова казахи читают как Тоны–кёк, то есть «хєх дээлт». И вы имеете право читать как Тон–Юкук. Тюрк–сир – можеть быть и «турук сыр бодун». PS: "from enhd" – это я когда не входил в сервер. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 5 сентября, 2002 Модераторы Поделиться Опубликовано 5 сентября, 2002 Турки или тюрки это название тюрко–язычных народов стало применится сравнительно недавно.Ну, для тюркских народов, я так понимаю, "сравнительно недавно" это X-XI вв., когда работал знаменитый филолог Махмуд Кошгари и писал блистательный Юсуф Баласагуни. И само разделение языков по группам тоже результат современных наук. А некоторые считают, что это побочное следствие строительства Вавилонской башни. А грубо говоря в прежних временах народы говорили на своих языках т.е. уйгуры на уйгурском, хакасы на своем, ойраты... , дербеты на дербетском и т.п (я имею виду что наука как языковедение был не развит и компьютеры не появились пока ёще ). Это не грубо, это святая правда Так поэтому того что написано на древних памятниках «ТРК» считать словом турк или тюрк и сопоставить и связывать с современным понятием «турки» абсолютно неправильно. Монгольские историки пишут как «ТYРYГ» и не путает с турк или тюрк, думаю что это правильно. Верно, но в русском языке тоже разводят "тюрк" и "турок", "тюркский" и "турецкий". Это удобно для научных определений. Никто не путает. «ТРК» – это может быть:а) турук – восставшие, стоящие или храбрые (трк бднм – турук бодунум: т.е. восставшие мои или стоящие храбрые мои) б) тирик – живые, жизнеспособные Мы затрагивали данный вопрос при рассмотрении этимологии этнонима "тюрк".в теме - >монголы- > торгут я писал что потомки турук–ов это есть торгуты...Ту–гиу–вэй это и есть ту–кю или туруки. Это очень интересно в связи со сложносоставным этногенезом монгольских народов. «ТНКК» – этого слова казахи читают как Тоны–кёк, то есть «хєх дээлт».И вы имеете право читать как Тон–Юкук. Тюрк–сир – можеть быть и «турук сыр бодун». Я уже где-то встречал в юмористическом контексте, что монгольские ученые "переводят" по-монгольски древнетюркские тексты. А про что они, интересно, говорят. Что там делает "Мэргэн Тон-Кёк"? Если он не предпринимает поход 710 г. против кыргызов, то чем он занимается? :) 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 7 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2002 Слово бег – бэхи – бек имеет смысл богатырь или крепкий на ойратском языках (обе и монгол и тюрк). В языке ойрат–алтайцев слово бег является коренным словом а маадыр (т.е. богатырь) заимствование из монгольского языка. Ойрат–алтайцы и тувинцы алтая говорят о человеке крепкого и богатырского характера словом "бег". сYрлYг бег кижи – сYрлэг баатар хYн – превосходный богатырь а дербеты и баяты говорят бек кYмYн. И ещё имеет смысл "ноён" то есть предводитель племени или рода т.п. Всё таки и в этом случае этот слово используется в прямом смысле "баатар", как это например ЕсYхэй баатар (а не ноён) предводитель боржигинов. В падежных или в других оборотах слово "бэг" станет "бээ". Т.е. напр: наш бэг (ноён), ихний бэг, бэг–у (ноёну) Бээ (–вис, –зи, –нге, –зинге) От этого "бээ" у народов средней азии появился титул или термин "бий". Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 7 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 7 сентября, 2002 Что там делает "Мэргэн Тон-Кёк"? Если он не предпринимает поход 710 г. против кыргызов, то чем он занимается? :) Если не выделив только одну личность "мудрого советника Тоньюкука" т.е. "мэргэн сайд Хёх–дээлт" а рассуждать о жизни и цели существования народов центральной азии (то есть Джунгарии и Монголии) то можно сформулировать некоторые главные, важные и общие факты. Сначала перечислю государственные образования: Сяньби – СYмбэ улс: господствовали монголоязычные (II-IV век) Жоужань – Нирун улс: господствовали монголоязычные (IV–VI век) Туруг – ТYрYг улс: господствовали тюркоязычные (VI-VIII век) Уйгур – Уйгур улс: господствовали тюркоязычные (VIII-IX век) Киргиз – Хиргис улс: господствовали тюркоязычные (IХ век); в отличие от других киргизы были пришельцы и выделялись жестокостью. Они полностью уничтожили уйгурское государство и вытеснили их на запад где они растворились. Потом они опять уходили в свой край. Кидан, Ляо – Хидан улс, Ляо улс: господствовали монголоязычные (Х-ХII век) Кидане приехали из близлежащей территории китая и были сильно китаизированными. И поэтому коренные монголоязычные и тюркоязычные народ их как то сопоставляли наряду с ханьцами и с тех пор стали называть ханьцев как китай. Монголы – Монгол улс: господство монголоязычных За весь эти исторические времена на территории выше названных государств жили одни и те же народы монголоязычные и тюркоязычные (исключение киргизы–тюркоязычные приехавшие из севера). Смена одного государства с другим просто решалась тем что кто–то более влиятельный и храбрый богатырь из какого–то племени победил того кто был в этот момент во власти. У всех этих государств была единая цель что и изложена ниже: – Объединить всех племен и народов в одной власти (территория жунгарии и монголии всей) – Сохранить независимость защищаться от неприятелей со всех сторон (на западе от предков кипчаков и турков, на юге от очень серьёзного и главного врага ханьцев кто угрожал полным уничтожением путем ассимилирования и чего они прекрасно знали) – Сохранить свою веру, культуру и развивать Чтобы объединить всех племен они постоянно воевали друг с другом и во времена монголов Чингис хана этот ареал расширился до Европы. Я имею виду монголы доехали до Европу преследуя непокорных сородичей из своей территории. - Веру в тэнгри до сих пор в первоначальном виде сохранили вся коренные народы и монголы, и алтайцы, и тувинцы. Сами создали уникальную вертикальную писменность что символизирует движение от вечного синего неба к матери землю, и постоянно совершенствовали. Это есть руника – уйгурская писменность – монгольская писменность. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Модераторы Стас Опубликовано 9 сентября, 2002 Модераторы Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2002 Сначала перечислю государственные образования:...Киргиз – Хиргис улс: господствовали тюркоязычные (IХ век); в отличие от других киргизы были пришельцы и выделялись жестокостью. Они полностью уничтожили уйгурское государство и вытеснили их на запад где они растворились. Потом они опять уходили в свой край. Хорошая периодизация. Однако куда исчезли хунну (III до х.э. - II х.э.)? По наиболее авторитетной версии это был тюркоязычный в основе народ. Кыргызы в Центральной Азии не были пришельцами, наоборот, скорее аборигенами . Они же были перемещены в Минусу хуннами. - Веру в тэнгри до сих пор в первоначальном виде сохранили вся коренные народы и монголы, и алтайцы, и тувинцы. Сами создали уникальную вертикальную писменность что символизирует движение от вечного синего неба к матери землю, и постоянно совершенствовали. Это есть руника – уйгурская писменность – монгольская писменность. Добавлю, что в этнографической чистоте культ Неба сохранился у некоторых групп хакасов. Уйгурица, лежащая в основе вертикального монгольского письма это не руника, которой пользовались древние тюрки, уйгуры и кыргызы. 1 Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
enhd Опубликовано 9 сентября, 2002 Поделиться Опубликовано 9 сентября, 2002 Хунну – ХYн улс: господствовали монголоязычные племена (III век В.С. – II век А.D.) Основном были монголоязычными. По признакам классического вида кочевого животоводства, видов домашних животных, социального строя, материальной и духовной культуры, некоторых известных языковых элементов и другими безусловно признан что они принадлежат в монгольский этнос. Генетическими исследованиями тоже это подтвержден. Предки киргизов в один прекрасный день приняв решение «разыскать хорошую, прекрасную и богатую местность которая далеко от грозных монголов–хунну» добровольно переехали в Минусу . Добавлю, что в этнографической чистоте культ Неба сохранился у некоторых групп хакасов. Это хорошо, ещё думаю что у саха тоже должны быть сохраниться культ тэнгэра. PS: Некоторые говорят что самоназвание «Саха» это из монгольского слова «зах(а)» что означает край–крайний. И саха–ураангхай означает урянхайцы живущие в краю (как напр. Украина). руника, уйгуро–монгольская писменность Здесь я имею виду уникальность «вертикальное направление сверху вниз, слева направо» что был законным и в рунике и в уйгурской–монгольской письменности. Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться