Перейти к содержанию
Гость sanj

этноним ТЮРК-TURK

Рекомендуемые сообщения

Добрый день! Решил вмешаться в вашу дискуссию так как недавно появились новые данные, которые вас заинтересуют. Дело в том что недавно была расшифрована стела из Хуис-Толгоя, Монголия(http://bitig.org/?mod=1&tid=1&oid=3&lang=r). Эта стела уже упоминалась на сайте. Недавно международнач группа учёных расшифровала надпись, результаты выложены на сайте:

http://www.academia.edu/34589694/The_Khüis_Tolgoi_inscription_-_signs_and_sounds

https://www.academia.edu/34550816/Interpretation_of_the_Hüis_Tolgoi_Inscription

https://www.academia.edu/34569840/The_Historical_context_to_the_Hüis_Tolgoi_inscription

Результаты:

1. Документ датируется началом 7 века.

2. В надписи говорится о том как некий каган разбил Нири, тюркского кагана(так и говорится: nị̄rı̣ qaɣan türük qaɣan)

3. Язык надписи относится к монгольской группе, он ближе к классическому монгольскому нежели киданьский.

4. Это древнейший известный памятник на языке монгольской группы.

  • Одобряю 3
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

5 минут назад, Koshoj сказал:

Добрый день! Решил вмешаться в вашу дискуссию так как недавно появились новые данные, которые вас заинтересуют. Дело в том что недавно была расшифрована стела из Хуис-Толгоя, Монголия(http://bitig.org/?mod=1&tid=1&oid=3&lang=r). Эта стела уже упоминалась на сайте. Недавно международнач группа учёных расшифровала надпись, результаты выложены на сайте:

http://www.academia.edu/34589694/The_Khüis_Tolgoi_inscription_-_signs_and_sounds

https://www.academia.edu/34550816/Interpretation_of_the_Hüis_Tolgoi_Inscription

https://www.academia.edu/34569840/The_Historical_context_to_the_Hüis_Tolgoi_inscription

Результаты:

1. Документ датируется началом 7 века.

2. В надписи говорится о том как некий каган разбил Нири, тюркского кагана(так и говорится: nị̄rı̣ qaɣan türük qaɣan)

3. Язык надписи относится к монгольской группе, он ближе к классическому монгольскому нежели киданьский.

Это лучшая новость, которую я за весь уходящий месяц слышал. Большие рахмет и баярлалаа за необычайно интересные сведения, hайн аха:) А ведь знал, что найдут! 

Большой спасибо! Всех вам благ!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 минут назад, Koshoj сказал:

1. Документ датируется началом 7 века.

2. В надписи говорится о том как некий каган разбил Нири, тюркского кагана(так и говорится: nị̄rı̣ qaɣan türük qaɣan)

3. Язык надписи относится к монгольской группе, он ближе к классическому монгольскому нежели киданьский.

4. Это древнейший известный памятник на языке монгольской группы.

Все никак не могу нарадоваться! Под впечатлением, ведь это же сколько всего подтверждает, и сколько всего опровергает. Еще раз спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

47 минут назад, Koshoj сказал:

Добрый день! Решил вмешаться в вашу дискуссию так как недавно появились новые данные, которые вас заинтересуют. Дело в том что недавно была расшифрована стела из Хуис-Толгоя, Монголия(http://bitig.org/?mod=1&tid=1&oid=3&lang=r). Эта стела уже упоминалась на сайте. Недавно международнач группа учёных расшифровала надпись, результаты выложены на сайте:

http://www.academia.edu/34589694/The_Khüis_Tolgoi_inscription_-_signs_and_sounds

https://www.academia.edu/34550816/Interpretation_of_the_Hüis_Tolgoi_Inscription

https://www.academia.edu/34569840/The_Historical_context_to_the_Hüis_Tolgoi_inscription

Результаты:

1. Документ датируется началом 7 века.

2. В надписи говорится о том как некий каган разбил Нири, тюркского кагана(так и говорится: nị̄rı̣ qaɣan türük qaɣan)

3. Язык надписи относится к монгольской группе, он ближе к классическому монгольскому нежели киданьский.

4. Это древнейший известный памятник на языке монгольской группы.

7 век, значит? А ведь наши тюркские братья с ж/б уверенностью ( впрочем , они всегда ж/ б  уверены , и доказывают свою  " правду" с пеной у рта ) утверждают что монголов до 13 века и не было, а те что были, на самом деле были тюрками :wub: ,и жили вообще в Туркестане, а предки нас, современных монголов, мирно ловили рыбку в Тихом океане :lol:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

1 час назад, Koshoj сказал:

Добрый день! Решил вмешаться в вашу дискуссию так как недавно появились новые данные, которые вас заинтересуют. Дело в том что недавно была расшифрована стела из Хуис-Толгоя, Монголия(http://bitig.org/?mod=1&tid=1&oid=3&lang=r). Эта стела уже упоминалась на сайте. Недавно международнач группа учёных расшифровала надпись, результаты выложены на сайте:

http://www.academia.edu/34589694/The_Khüis_Tolgoi_inscription_-_signs_and_sounds

https://www.academia.edu/34550816/Interpretation_of_the_Hüis_Tolgoi_Inscription

https://www.academia.edu/34569840/The_Historical_context_to_the_Hüis_Tolgoi_inscription

Результаты:

1. Документ датируется началом 7 века.

2. В надписи говорится о том как некий каган разбил Нири, тюркского кагана(так и говорится: nị̄rı̣ qaɣan türük qaɣan)

3. Язык надписи относится к монгольской группе, он ближе к классическому монгольскому нежели киданьский.

4. Это древнейший известный памятник на языке монгольской группы.

А перевода нет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

32 minutes ago, arkuk said:

А перевода нет?

Так как надпись не полностью сохранилась, то перевод, предварительный и частичный, дан во второй статье: https://www.academia.edu/34550816/Interpretation_of_the_Hüis_Tolgoi_Inscription

Могу скопировать его сюда:

TENTATIVE PARTIAL TRANSLATION

1-3. qaɣan [and] prince [of] the inscriptions. When qaɣan, who will be [re]born as a new Bodhisattva, knows lord Buddha knowledge, and promises to the country’s Ańaqay [title], begs, stand for the tribe, and promising seven [times] … 4. Looking at the inscription stones, Tupa [people], … in order to stab … joining … 5. … qaɣan’s wives [and] younger brothers, [and] Niri qaɣan, qaɣan [of] Türks 6. worshiped the Law, and country’s erkins and collectors … 7. is enough and there were enough of those who realized that qaɣan’s regnal years were shining. Tupa 8. people … counting … qaɣan who will be [re]born as a new Bodhisattva 9-10. … of the inscription … Tupa persons being cut from the qaɣan who will be [re]born as a qaɣan, [they] followed Niri qaɣan, qaɣan of Türks and … [He] directed [them]. Free men were happy. 11. Official … wrote this inscription …

This is likely to be a carry-over from the first stone.

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 hours ago, Ермолаев said:

Это лучшая новость, которую я за весь уходящий месяц слышал. Большие рахмет и баярлалаа за необычайно интересные сведения, hайн аха:) А ведь знал, что найдут! 

Большой спасибо! Всех вам благ!

Придержите лошадей, Ермолаев:P Там пока идет обсуждение черновиков статей этих самых специалистов. Опубликуют финальные версии видимо в следующем году уже. К слову, тот из них, кто определил язык и перевел - это наш дражайший господин Вовин, великий "енисеец" и известный фантазер:D Да еще и другой камень Хуюс Толгой они так и не смогли не то что перевести, но даже прочесть. 

  • Одобряю 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Прекрасный тюрколог Владимир Тишин, в частности, ко всему этому ажиотажу настроен весьса скептически, о чем мне и сообщил:)

f6c064c74d6c.png

 

Так что тут надо подождать еще окончательных выводов:) Чувствуется, что турки или сам Тишин нам выдадут иной вариант. 

89e0a5c9afd2.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, Ашина Шэни said:

Прекрасный тюрколог Владимир Тишин, в частности, ко всему этому ажиотажу настроен весьса скептически, о чем мне и сообщил:)

Так что тут надо подождать еще окончательных выводов:) Чувствуется, что турки или сам Тишин нам выдадут иной вариант.

Замечательно! Будет хорошо узнать их мнение. Хотя надо отметить что один из участников расшифровки, Мехмет Ольмез - турок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

2 minutes ago, Koshoj said:

Замечательно! Будет хорошо узнать их мнение. Хотя надо отметить что один из участников расшифровки, Мехмет Ольмез - турок.

Знаю:) Вообще компашка там собралась интересная:

Мехмет Олмез, крутой турецкий тюрколог

Дитер Мауэ, мощный спец по брахми

Александр Вовин, великий японист всея Енисея (:lol::lol::lol:)

Этьен де ла Вэссьер, замечательный согдолог и мой личный кумир:wub:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что действительно однозначно хорошо - эта компашка сделала качественные снимки как обоих камней Хуюс Толгой, так и текста брахми на Бугутской стеле. Есть теперь, с чем работать. Вот что значит сила объединенного турко-германо-французского бюджета :lol: Эхх, если бы еще и полные качественные снимки стелы Нири-кагана нам бы организовали...

А вот насчет чтения - это конечно они дали нам нечто:D Вэссьер мне ответил на academia.edu что его топ-3 кандидата на язык стелы: 1) жужаньский (но почему-то использованный уйгурами Пусы-кагана) 2) табгачский (тоже странно) 3) сеяньтоский

6492a8e40dad.png

 

Если предположить, что чтение окончательное и все его приняли, то мне импонирует вариант с сеяньто:D Тогда по крайней мере объяснимо, куда все монгольское вдруг исчезло к 8 веку - ведь сеяньто уйгуры с Танами изрубили на куски и рассеяли. 

Или может это язык загадочного "главного племени Теле", предложенного здесь Ермолаевым?:P

И при всем моем глубочайшем уважении к профессору Вэссьеру, его объяснение "уйгуры использовали жужаньский для легитимизации против Ашина" меня совершенно не удовлетворяет. Что там могли сделать Ашина им, в 645 году-то? Восточные Ашина куковали во внутренней Монголии на службе у Тайцзуна. Западные Ашина плавно сдавали таримские оазисы империи Тан и катились в упадок. С сеяньтоским же хоть какая-то логика - они в то время бал правили в Монголии. 

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, mechenosec сказал:

7 век, значит? А ведь наши тюркские братья с ж/б уверенностью ( впрочем , они всегда ж/ б  уверены , и доказывают свою  " правду" с пеной у рта ) утверждают что монголов до 13 века и не было, а те что были, на самом деле были тюрками :wub: ,и жили вообще в Туркестане, а предки нас, современных монголов, мирно ловили рыбку в Тихом океане :lol:

недолго музыка играла , недолго Меченосец наш плясал:D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Ермолаев сказал:

ув. Аслан, вы не понимаете суть проблемы. Ув. пр. Добрев утверждает, что сяньби и хунну - тюрки одной и той же языковой группы, огурской (булгарской). То есть, корректней было бы дать аналогию вида "белорус и украинец" (как языки восточной группы внутри славянской ветви) или даже "львовец и киевлянин".

 

понять мудрено: вы готовы к аналогии белорус и украинец, на основании, что эти языки восточной группы внутри славянской ветви. но чем вам не нравится аналогия русский - польский? или русский - не восточная группа славянской ветви?

а лессинг не устарел? Подробное обоснование тюркской принадлежности даётся в книге А. В. Дыбо «Лингвистические контакты ранних тюрков» (ч.1, 2007).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, Ермолаев сказал:

Прикиньте, "сары" не равно "сир". Тюркское слово:

Тут в общем, любому ясно, что к этнониму "sir" (в значении, близком к "желтому") имеет отношение именно монгольское "sir(а)", а не древнетюрк. "sarɨɣ" (вообще никакого совпадения по звучанию).

это понятно только тем, кто имеет нелепую манеру объяснять тюркские млова из китайского, монгольского, армянского лексикона. жалко что описываемые события давно имели место - невозможно русский лексикон приплести.

по-монгольски - жёлтый  - шар, рыжий - цагаан гаа   https://translate.google.kz/#ru/mn/жёлтый рыжий

очень похоже на сир?

и с чего нашли сир? кто сказал, что на древнемонгольском - жёлтый - сир? со слов китайцев или сам придумал?

протомонголов не могут найти, поэтому пытаются записать в них гуннов, жужань, сяньби...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

10 часов назад, Ермолаев сказал:

Все никак не могу нарадоваться! Под впечатлением, ведь это же сколько всего подтверждает, и сколько всего опровергает. Еще раз спасибо!

и есть ли там слово "сир"?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

9 часов назад, mechenosec сказал:

7 век, значит? А ведь наши тюркские братья с ж/б уверенностью ( впрочем , они всегда ж/ б  уверены , и доказывают свою  " правду" с пеной у рта ) утверждают что монголов до 13 века и не было, а те что были, на самом деле были тюрками :wub: ,и жили вообще в Туркестане, а предки нас, современных монголов, мирно ловили рыбку в Тихом океане :lol:

да? и кто же это утверждал?

на самом деле это очевидно: монголоязычные народы выдвигались из манчжурии. тюрки и монголы попеременно правили китаем. цинь - монголы, юань, ли - тюрки (имеются ввиду фамилии).

предки монгол не ловили рыбу в тихом океане. манчжурия - это тоже лесостепная зона.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, Koshoj сказал:

Так как надпись не полностью сохранилась, то перевод, предварительный и частичный, дан во второй статье: https://www.academia.edu/34550816/Interpretation_of_the_Hüis_Tolgoi_Inscription

Могу скопировать его сюда:

TENTATIVE PARTIAL TRANSLATION

1-3. qaɣan [and] prince [of] the inscriptions. When qaɣan, who will be [re]born as a new Bodhisattva, knows lord Buddha knowledge, and promises to the country’s Ańaqay [title], begs, stand for the tribe, and promising seven [times] … 4. Looking at the inscription stones, Tupa [people], … in order to stab … joining … 5. … qaɣan’s wives [and] younger brothers, [and] Niri qaɣan, qaɣan [of] Türks 6. worshiped the Law, and country’s erkins and collectors … 7. is enough and there were enough of those who realized that qaɣan’s regnal years were shining. Tupa 8. people … counting … qaɣan who will be [re]born as a new Bodhisattva 9-10. … of the inscription … Tupa persons being cut from the qaɣan who will be [re]born as a qaɣan, [they] followed Niri qaɣan, qaɣan of Türks and … [He] directed [them]. Free men were happy. 11. Official … wrote this inscription …

This is likely to be a carry-over from the first stone.

 

бодхисава, буда...

7 век говоришь?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

On ‎22‎.‎9‎.‎2017‎ г. at 5:08 PM, Ермолаев said:

Я писал (если бы вы внимательно читали) о гипотетическом западно-протомонгольском варианте вида "тюрюг" и "дулуг". Вы же привели примеры из разных языков и разных времен.

Значит, в тюркском есть слово "sir" в значении "желтый"? Армянский "хардиаш" - калька с тюрк. "шары" и некоего "sir". Впрочем "sir" прекрасно изъясняется:

Proto-Mongolian: *sira
Altaic etymology: Altaic etymology

Монг. sira - древнее булгарское заимствование:

Това го съобщава също така в писмото си и хазарският хаган Йосиф. Той обаче нарича р. Днепър с нейното съкратено тук прабългарско наименование Ва-г-з, състоящо се от Вар-огуз, т.е. река Вар:

С западной стороны - Ш-р-кил [Саркел - Белая Вежа], См-к-р-ц, К-р-ц [Керчь], Суг-рай [Сугдея - Судак], Алус [Алушта], Л-м-б-т, Б-р-т-нит [Партенит], Алубиха [Алупка], Кут, Манк-т [Мангуп], Бур-к, Ал-ма, Г-рузин [Херсон]. Эти [местности] расположены на берегу моря Кустандины [Черного моря], к западной [его] стороне.

Оттуда граница поворачивает по направлению к северной стороне, [к стране] по имени Б-ц-ра [Баджна ~ печенеги]. Они расположены у реки по имени Ва-г-з. Они живут в открытых местностях, которые не имеют стен. Они кочуют и располагаются в степи, пока не доходят до границы [области] Х-г-риим [венгров]. Они многочисленны, как песок, который на берегу моря во множестве. Все они служат [мне] и платят мне дань. Место расположения их и место жительства их простирается на протяжении 4 месяцев пути (А. Кестлер).

 

Името на този град обаче си е чисто прабългарско по произход и според нас то се образува на основата на късноантичното болг. *килев градец, градче”, за което са налице достатъчно определено-ясни податки и в древноруските летописи:

...и възлюби мѣсто и сруби градокъ малъ и хотѧше сѣсти с родомъ своимъ и не даша єму ту блїзь живущии єже и донъıнѣ наречють Дуици городище Киевець [ЛаврСп, 8].

 

Това нарицателно съществително име географски термин се съдържа още и в прабългарския ойконм Шаркел, рус. Белая Вежа, или White Fortress (K. Brook), а така също и в лексема от каменен надпис на гръцка графика и южнодунавски прабългарски диалект от втората половина на ΙХ в. от Североизточна България: ΟΧΣΙ ΤΖΙΤΜΑ ΓΙΛΕ - Охши, не отивай в града!

 

На основании приведенных данных возможно и еще одно заключение, а именно, что названия частей хазарской столицы Ханбалык и Сарашен более древние, нежели Итиль и Хазаран. Первая пара восходит к источнику IX в., тогда как вторая связывается с географическими трудами X в. Вместе с последними появляется и общее имя столицы Итиль, тогда как раньше еще в VIII в., она называлась ал-Бейда – Белая - и была ставкой кагана, которая только позже, в IX в. стала вместе с тем и крупным торговым центром, особенно пышно разросшимся в X в. [Артамонов 2011в, 8].

 

..през 970 г. или по-късно Дюла-старши, който е съвременник на великите князе Файс и Таксони, го наследява Дюла-младши, съвременник на Гейза, а неговата дъщеря Шаролт, по силата на един изгоден предимно за Дюла, политически брак, става жена на Великия княз и така – бъдеща майка на Свети Стефан; Шаролт e родена през втората половина на 950 г. в Трансилвания и разбира се, покръстена по волята на покойния си дядо, при което получава “тюркско име от хазарски или кабарски тип: Sar-aldy = hermine blanche ou Sarylty = blancheure”, преведено по-късно на славянски език като Bele-knegini, което означава Dame blanche; сватбата е през 970 г., престолонаследникът Стефан е роден след 975, но преди 977 г., за кратко време позициите на Дюла отслабват, защото през 976 г. българите отрязват всички преки връзки с Византия, поради което Шаролт се пренася от Трансилвания в Естергом, а Дюла полага усилия да превърне своя двор във Фейхервар в княжески, при което построява редица големи сгради, включително манастир и черкви; по-малкият брат на Шаролт “се сдобива с титлата “трети” дюла на Трансилвания към края на 980 г.”: [Добрев 2005, 72-73].

 

Точно тук между впрочем повече от наложително е да се обърне внимание на крайно некоректното и общотюркологически даже неграмотното определяне на болгарския ойконм Шаркел като “тюркско словосъчетание”, “тюркско *Сары кел”, “общотюркска дума сарығ” и тям подобни (И. Добродомов), когато то си е единствено и само прабългарско/болгарско по произход, структура и функция. Основно-главното свидетелство и доказателство за това е, че докато в някои други тюркски езици, включително и в ранносредновековния кумански език, редуването s-š е нерегулярно-епизодично, то в прабългарския език същото това редуване е напълно регулярно-закономерно.

 

Въпреки И. Добродомов, това редуване се наблюдава не само и единствено в чувашкия език, но както си проличава достатъчно ясно от току-що приведените примери, още и в южнодунавските прабългарски диалекти – бълг. шаран, но тур. sazan, бълг. шейна, но рус. сани, а така също и в онези севернодунавски прабългарски диалекти, от които са прабългарските лексикални заемки в унгарския език.

 

Всичко това се подкрепя и потвърждава и в семантически план, защото в много тюркски езици лексикалното значение главно е “жълт”, докато прабългарското значение “бял” е запазено в съвсем същата по форма югозападнобългарска диалектна лексема част от композитата шарколия < болг. *шар-кол-ли “белоног” - коня шарколия (НПс), равно на коня белонога. А като по-нататъшно развитие на общотюркското значение “жълт” трябва да се приеме североизточнобългарската диалектна дума шарен “пъстър”, на основата на което се образува и лекс. шарка “пъстра бродерия; нещо изпъстрено”, останала тук от друг и различен от югозападния, прабългарски диалект.

 

По-нататъшно потвърждение нашата етимологизация намира и в общобългарски план в лицето на данните от хазарския език като отделно-самостоятелна подгрупа в Българската Група на Тюркските Езици, другите две подгрупи в която са Аварската и Болгарската. Конкретно в случая очевидно-безспорно същата генетична основа има и хазарският ойконм Саръкшин, който е много добре известен и ситуиран като денотат още от арабските извори на големия завой на Волга на запад, точно срещу Шаркел, което надали е случайно, както забелязва още Владимир Минорски, без да е в състояние, разбира се, да предложи точното етимологично решение и обяснение:'

As I. Athīr, v, 160, definitely says that al-Baydā was the Khāqān's residence it must be identical with one of the two Volga towns, and more particularly with that which I.R., 139, calls سارعشن. The first element of the name *Sarīgh-sh.n is evidently Turkish sarıgh "yellow", a colour of which the Arabic al-Bayđā "white" might be an approximate rendering, perhaps even more suitable for the original Khazar meaning.

Marquart, o.c., i, arbitrarily restores the second element شن as shar < shahr, but I am strongly inclined to think that the name *Sarıgh-shin is the original form of the still enigmatic سقسين Saqsin, as the geographers of Mongol times call a town situated by a mighty river and usually quoted along with the Volga Bulghār, cf. Barthold, Saķsīn in EI.

To sum up: Bayđā may be only an Arabic name for the first of the two Ātil towns already mentioned under I. As according to Ist. the Khāqān lived in the western town, al-Bayđā taken by Marwān, must be the latter. There is no record of the Arabs having crossed the Volga and in principle it would have been a most difficult feat.

The geographical identity of Saqsīn with the Itil town was recognized by Westberg. I think that even phonetically Saqsīn < Sarigh-shin (or -sin?). [As a parallel cf. tne name of Tsaritsin "Queen's town" (now Stalingrad), important centre situated on the Volga above Astrakhan, which is said to be a popular Russian etymology for the original "Sarıchin (?) supposed to mean "yellow island"(?). *Sari-sin would mean "yellow tomb" [HudAl, 97-98].

 

Тот же ал-Гарнати упоминает среди населения города еще и булгар, сувары, хазар (вероятно, остатки населения, сохранившегося со времен Хазарского каганата). Причем, каждое из этих племен имело свою соборную мечеть и свой квартал. Кроме того, путешественник упоминает о “тысячах” купцов из Магриба и из других стран, которых он видел в Саксине, что говорит о значительных торговых связях Саксина и об их интенсивности. Да и сам ал-Гарнати, будучи купцом, приехал в Саксин по торговой надобности. По материалам раскопок последних лет мы можем с уверенностью сказать, что именно огузский и булгарский компоненты составляли основу населения Самосдельского городища X-XIII вв., что делает еще более вероятной локализацию Саксина именно на месте Самосдельского городища [Васильев и др. 2010, 25-26].

 

Тук следва да се допоясни само, че -шин безспорно е собствено хазарски адективен суфикс, обозначаващ понижена степен на предметния признак. Поради това генетична основа на името на града е пак хазарското прил. *саръкшин “беловат, белезникав”, което съответно се калкира и на арабски език пак посредством носещото същото основно значение прил. bayđā.

Собствено прабългарският, а не изобщо тюркският (K. Brook) произход на името Шаркел се потвърждава още и от факта, че по времето преди построяването на крепостта от гърците, този град е български и в него хазарите държат само малоброен гарнизон от 300 души, които периодически се сменят, т.е. тук изобщо няма хазарско население, но има много не гузи и печенеги (М. Артамонов), а северни българи, които не само проектират, но и изнасят черната работа по строителството на крепостта:

В это время хаган Хазарии и пех отправили к самодержцу Феофилу послов с просьбой отстроить им крепость Саркел (название означает "Белый дом"), ту, что расположена на реке Танаис, разделяющей по одну сторону печенегов, по другую - хазар, и где, поочередно сменяя друг друга, несут службу три сотни хазарских стражников.

Поскольку не было там камней, он выжег в печах из мелких речных ракушек известь, глину обжег, изготовил кирпичи и славно, хотя и с многими трудами, благодаря множеству рабочих рук закончив порученное ему дело, вернулся в царственный город.

81. Сооружение Саркела датируется обычно 833—834 гг. [ПродФеоф, 127-128,144].

4. The Khazar fortress on the lower Don Σαρκελ = Russian Bělaveža "White tent" is called in the Khazar king's letter (version Sharkīl, cf. Chuvash shura "white" and kil "house", as suggested by Poppe in Kokovtsov, o.c., 105. [In Chuvash u < old a.] (HudAl): http://bolgnames.com//Images/East.Bolgars.pdf

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, аслан нурмагамбетов сказал:

это понятно только тем, кто имеет нелепую манеру объяснять тюркские млова из китайского, монгольского, армянского лексикона. жалко что описываемые события давно имели место - невозможно русский лексикон приплести.

по-монгольски - жёлтый  - шар, рыжий - цагаан гаа   https://translate.google.kz/#ru/mn/жёлтый рыжий

очень похоже на сир?

и с чего нашли сир? кто сказал, что на древнемонгольском - жёлтый - сир? со слов китайцев или сам придумал?

протомонголов не могут найти, поэтому пытаются записать в них гуннов, жужань, сяньби...

Скачайте словарь письменно-монгольского языка Лессинга (стр. 714) и труд Владимирцева "Сравнительная грамматика письменно-монгольского языка" + Поппе "Грамматика письменно-монгольского языка". Читайте, просвещайтесь.  

Да причем тут армянский-то? Я вам привел кальку с тюркского обозначения вида "шары", кой документируется в арабских источниках как "аш-шарийату".

4 часа назад, проф. Добрев сказал:

Монг. sira - древнее булгарское заимствование:

Примечание:

"Mong. is not borrowed from Turkic, despite Щербак 1997, 144 (Doerfer TMN3, 221 says: "aus lautlichen Gründen unwahrscheinlich" (?)); the meaning 'yellow', however, may be secondarily induced by the Turkic forms - since the original meaning of the root, preserved also in Chuvash, was most certainly 'white'. Medial *-j- is reconstructed to account for the loss of *-r- in Kor. Cf. also Old Koguryo *šilap 'white' (see Miller 1979, 7)."

"Монгольское не заимствовано из тюркского..."

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

15 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Придержите лошадей, Ермолаев:P Там пока идет обсуждение черновиков статей этих самых специалистов. Опубликуют финальные версии видимо в следующем году уже. К слову, тот из них, кто определил язык и перевел - это наш дражайший господин Вовин, великий "енисеец" и известный фантазер:D Да еще и другой камень Хуюс Толгой они так и не смогли не то что перевести, но даже прочесть. 

Конечно подождем. Однако все равно крайне неожиданно, что письменный памятник дешивровали все таки как монгольский (причем среди ученых был тюрколог). 

14 часов назад, Ашина Шэни сказал:

А вот насчет чтения - это конечно они дали нам нечто:D Вэссьер мне ответил на academia.edu что его топ-3 кандидата на язык стелы: 1) жужаньский (но почему-то использованный уйгурами Пусы-кагана) 2) табгачский (тоже странно) 3) сеяньтоский

Если учесть расположение памятника, то скорее это токуз/отуз-татары, кто бы не скрывался под этим этнонимом. Собственно, монголоязычие в этом регионе не такой уж и шок: как раз с этого времени начинается с хойцегорский этап раннемонгольской культуры:

"Раннемонгольская культура датируется в целом VII - XIV вв. На территории Бурятии в ее развитии выделяется два этапа: ранний, хойцегорский VII-X вв. и поздний, саянтуйский Х-ХIV вв. На территории Прибайкалья пока обнаружены курганы только саянтуйского этапа. Здесь они отражают собой процесс смены тюркоязычного населения курумчинской культуры монголоязычным населением в начале II тысячелетия н. э. Уже на хойцегорском этапе раннемонгольские курганы в небольшом количестве начинают появляться в Восточном Забайкалье. Но массовое распространение они получили там с начала II тысячелетия н. э., в монгольское время. Принято считать, что и в Восточном Забайкалье появление памятников раннемонгольской культуры связано с процессом утверждения монголоязычных племен на исторической арене Центральной Азии в начале II тысячелетия н. э.

Территория распространения раннемонгольской культуры огромна. Она охватывает южные степные и лесостепные районы Забайкалья, степи Монголии и Прибайкалье. Памятники этой культуры изучены в долинах Селенги и ее притоков Джиды, Чикоя, Хилка, Уды, в Тункинской долине, а на востоке - в бассейнах Шилки и Ар-гуни, от слияния которых образуется Амур. В Прибайкалье они известны в Приангарье, Приольхонье, в верховьях Лены, в Баргузин-ской долине. Курганные могильники раннемонгольской культуры широко распространены на территории Монголии и раскопаны в Хэнтэйском, Южногобийском, Убурхангайском, Арахангайском, Хубсугульском аймаках. Таким образом, Забайкалье и Прибайкалье являются северными окраинами распространения археологической культуры средневековых монгольских племен."

http://www.istmira.com/istdr/buryatiya-v-drevnosti/page/58/

14 часов назад, Ашина Шэни сказал:

Или может это язык загадочного "главного племени Теле", предложенного здесь Ермолаевым?:P

Нее, там язык другой. В дешивровке показаны дивтонги, а у меня в теории в языке Теле их не было.

Да и почему сразу "племя" Теле? Скорее, союз шести племен, с общим самоназванием "тэрэг".

Кстати, можете, пожалуйста, дать ссылку на 103 цзюань "Вэй-Шоу", где о Гаоцзюй говорится?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

8 часов назад, аслан нурмагамбетов сказал:

это понятно только тем, кто имеет нелепую манеру объяснять тюркские млова из китайского, монгольского, армянского лексикона. жалко что описываемые события давно имели место - невозможно русский лексикон приплести.

Ну вот интересно, как вы лично будете интерпретировать слова с начальным "n-"? Слова с начальным "r-"? И т.д. и т.п. 

И вы что, не знаете о слое китайской и согдийской лексики в древнетюркском языке?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

11 часов назад, аслан нурмагамбетов сказал:

да? и кто же это утверждал?

на самом деле это очевидно: монголоязычные народы выдвигались из манчжурии. тюрки и монголы попеременно правили китаем. цинь - монголы, юань, ли - тюрки (имеются ввиду фамилии).

предки монгол не ловили рыбу в тихом океане. манчжурия - это тоже лесостепная зона.

Цинь- джурджени, Юань- монголы, тюрки здесь ни при чем.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

12 часов назад, Shymkent сказал:

недолго музыка играла , недолго Меченосец наш плясал:D

Давайте подождем, уверен ещё все впереди :D

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

6 минут назад, mechenosec сказал:

Давайте подождем, уверен ещё все впереди :D

ок.не будем делить шкуру не убитого медведя:)

и еще вопрос : на ваш взгляд, я похож на своего земляка Думана?

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...