Перейти к содержанию
Гость Altaica Militarica

Племенные кличи (уран)

Рекомендуемые сообщения

Сияние и блеск да, но не белизна. ... но всё таки значения белизны в семантике корня не содержится.

А. Гафуров , "Имя и История", 1987, стр 148 - 150.

Захра - ... араб .жен.  "блестящая, сверкающая", " с сияющим лицом"

Зухра - ... араб. жен. "сияние, белизна", "планета Венера".

http://noghayel.com/index.php?name=PNphpBB...viewtopic&t=129

Захира - Яркая, светящаяся, блестящая

Захра - Белая, светлая

http://www.heku.ru/page.php?id=61

Зухра Зугра  -  Араб. Сияние, белизна, планета Венера
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Там упоминается также и про другую версию , выводящую слова ШОЛПАН, ЦОЛМОН и т.д.    от АРАБСКОГО al-zubra (тут у Старостина возможно опечатка и он имел в виду как раз арабское ЗУХРА).

У Старостина не опечатка. Он имел в виду арабское al-zubra = "ГРИВА" - такое МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ЛУНЫ, когда она находится в созвездии ЛЬВА - в его "ГРИВЕ":

http://astrologer.ru/netforum/message.cgi?id=12538&

... небольшую книжку "Лунная астрология" А.Волгина в переводе с французского. Первое издание вышло весной 1936 года. Так вот, автор этой книги пишет о местопребываниях Луны (МП), когда Зодиак поделен на 28 частей (хотя он пишет, что у разных народов он мог варьироваться от 27 до 29 дней). И дает характеристики МП Луны в определенных местах Зодиака.  Первое МП начинается от 0 Овна до 12 гр.51 мин. 26 сек. Овна 2 МП - с 12 гр.51 мин.27 сек Овна до 25 гр 42 мин.52 сек Овна 3 МП - с 25 гр.42 мин.53 сек Овна до 8 гр.34 мин.18 сек. Тельца и т.д.

Приведу пример из этой книги для сегодняшнего дня: сегодня Луна в 15 градусах Льва. Это будет "11 МП от 8 гр 34 мин. 19 сек Льва до 21 гр. 25 мин. 44 сек Льва - назвается Азобр. Пикатри связывает его с магическими знаками, которые должны оказать покровительство торговле, и с чарами, способствующими побегам пленников и проведению осад крепостей. Лицам, рожденным под его влиянием, это МП дает идеал или утонченный вкус, но

говорит о переменчивых возможностях, Луну в этом МП мы находим в картах Мах. Ганди и бельгийского короля Леопольда 3, Г.Манделя и генерала Вайганда и др. Арабы называют это МП Аль Зубрах - Грива небесного Льва и считают, что оно оказывает положительное влияние на торговлю, на приобретение состояния (которое нередко приобретается благодаря усилиям других людей, особенно в женских

картах), на брак и на путешествия, но отрицательно воздействует на здоровье

женщин.

Еще ссылка на арабские названия местоположения Луны в 28-и секторах Зодиака:

http://www.sufism.ru/libr/txt/arlashin/add4.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
А. Гафуров , "Имя и История", 1987, стр 148 - 150.

http://noghayel.com/index.php?name=PNphpBB...viewtopic&t=129

http://www.heku.ru/page.php?id=61

Ссылки дохлые просто, можно порекомендовать только пользоваться словарями вместо не очень надёжных источников , которые видимо передирали один у другого. ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сияние и блеск да, но не белизна. Зухра по арабски ещё может означать "красота", среди семантических значений корня з-х-р есть и цвет и яркость, но всё таки значения белизны в семантике корня не содержится.

На этот постинг и последовавшие отвечу так. По моему скромному мнению, но логически, по смыслу в любом случае моголо преобразоваться из сияния в белизну, блеск. :D st :kg2:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылки дохлые просто, можно порекомендовать только пользоваться словарями вместо не очень надёжных источников , которые видимо передирали один у другого. ;)

Ну что же, если вам и Гафуров не угодил, держите классику:

Steingass, Francis Joseph. A Comprehensive Persian-English dictionary, including the Arabic words and phrases to be met with in Persian literature. London: Routledge & K. Paul, 1892.

zahrā

A zahrā (fem. of azhar), White splendid, clear, serene, bright, shining, beautiful, flourishing, blooming; the wild cow; surname of Fātima, daughter of Muhammad;--zuhraʼi zahrāʼ, The bright Venus (planet); (met.) a dazzling beauty.

----------------------

zahrat, zaharat, zahra

A zahrat, zaharat, zahra, A flower (es- pecially a yellow one); the freshness and bloom of a plant; beauty, grace, loveli- ness; --zuhrat, zuhra, Whiteness, beauty; name of a tribe; a flower, blossom; the planet Venus; name of a place near Me- dinah.

Арабский не албанский конечно ... - это, если непонятно, на тему того, что теперь уже " можно порекомендовать только" ;)

PS. Причем, если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что Гафуров в точности повторяет Стейнгаса в его второй статье про слова ЗАХРА, ЗАХРАТ, ЗУХРА, ЗУХРАТ, а именно, ЗАХРА - "блестящая", а понятие "белизна" имеется у слова ЗУХРА. Возможно для Гафурова Стейнгас и был источником.

PPS. Посмотрел - среди приличного количества арабских толковых словарей и арабских энциклопедий, приведенных им в списке использованной литературы, Гафуров Стейнгаса не упоминает. Тем лучше для ЗУХРЫ - "белизны".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
На этот постинг и последовавшие отвечу так. По моему скромному мнению, но логически, по смыслу в любом случае моголо преобразоваться из сияния в белизну, блеск. :D st :kg2:

На этот постинг отвечу так)))могло, но если и преобразовалось то не в самом арабском языке)))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Керим-хан
Ну что же, если вам и Гафуров не угодил, держите классику:

Steingass, Francis Joseph. A Comprehensive Persian-English dictionary, including the Arabic words and phrases to be met with in Persian literature. London: Routledge & K. Paul, 1892.

Арабский не албанский конечно ... - это, если непонятно, на тему того, что теперь уже " можно порекомендовать только" ;)

PS. Причем, если присмотреться внимательнее, то можно заметить, что Гафуров в точности повторяет Стейнгаса в его второй статье про слова ЗАХРА, ЗАХРАТ, ЗУХРА, ЗУХРАТ, а именно, ЗАХРА - "блестящая", а понятие "белизна" имеется у слова ЗУХРА. Возможно для Гафурова Стейнгас и был источником.

PPS. Посмотрел - среди приличного количества арабских толковых словарей и арабских энциклопедий, приведенных им в списке использованной литературы, Гафуров Стейнгаса не упоминает. Тем лучше для ЗУХРЫ - "белизны".

Арабский не албанский конечно,но и не персидский. ;) Если в персидском зухра и приобрело такое значение то в исконной арабской семантике слова его нет)))))

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Если в персидском зухра и приобрело такое значение

А вот это уже ваши домыслы.

Получается, что из всего набора значений , числом в два десятка , приведенных у Стейнгаса, именно "White splendid" и "Whiteness" оказываются персидскими толкованиями арабского слова??? - Не смешите людей.

"Steingass, Francis Joseph. A Comprehensive Persian-English dictionary, including the Arabic words and phrases to be met with in Persian literature. London: Routledge & K. Paul, 1892."

A zahrā (fem. of azhar),

White splendid,

clear,

serene,

bright,

shining,

beautiful,

flourishing,

blooming;

the wild cow;

surname of Fātima,

daughter of Muhammad;

--zuhraʼi zahrāʼ,

The bright Venus (planet);

(met.) a dazzling beauty.

-----------------------

A zahrat, zaharat, zahra,

A flower (es- pecially a yellow one);

the freshness and bloom of a plant;

beauty,

grace,

loveliness;

--zuhrat, zuhra,

Whiteness,

beauty;

name of a tribe;

a flower,

blossom;

the planet Venus;

name of a place near Medinah.

Желаете опровергнуть Гафурова и Стейнгаса?

Вперед - приведите статью из толкового или этимологического словаря арабского языка про слово ЗУХРА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

у тюрок другое слово для обозначения ПЯТНИСТОСТИ, ПЕСТРОСТИ - ШУБАР (я про него и про АЛА писал в ветке про Таргитая). В ссылке выше приведена этимология слова ШОЛПАН по Старостину. Там упоминается также и про другую версию , выводящую слова ШОЛПАН, ЦОЛМОН и т.д. от АРАБСКОГО al-zubra (тут у Старостина возможно опечатка и он имел в виду как раз арабское ЗУХРА). Его основной аргумент в пользу алтайского происхождения ШОЛПАН - наличие в японском слова СУБАРУ , означающее созвездие ПЛЕЯД. "Я так думаю (с)", что тюркское слово ШУБАР = "пестрый" тоже типа созвучно японскому названию автомобиля.

Слово: чуба/рый

Ближайшая этимология: "пестрый, рябой", др.-русск. чубаръ -- то же (Опись имущ. Ивана Грозного, 1582--1583 гг.; см. Срезн. III, 1544; моск. грам. 1588 г.; см. Напьерский 398). Заимств. из тюрк., ср. тат. c^ubar "пятнистый, чубарый", чагат. c^ubar "лошадь серой масти", казах. s^ubar, башк. sуbаr "пятнистый" (Радлов 3, 2153, 2185; Банг, KSz 17, 125; Рясянен, Таt. L. 81), чув. ts^/@^bar -- то же (Паасонен, Сs Sz 185; Вихман, Tschuw. LW. 115); см. Мi. ТЕl., Nachtr. I, 25; Рашоньи, Semin. Kondakov. 8, 294; Рамстедт, KWb. 431.

в татарском Чолпан, Чулпан , встречается как женское, так и мужское имя

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

представляется очевидным родственность слов Заря и Зухра

Слово: заря/

Ближайшая этимология: I. (утренняя, вечерняя), также зоря/, мн. зо/ри, сюда же за/рево, озари/ть, укр. за/ря, ст.-слав. зарr наряду с зорr a‡glh, ўkt…j, болг. заря/ "луч, свет, утренняя заря", словен. za/rja, чеш. za/r^е "сияние, блеск, свет", др.-польск. zarza; наряду с этим: укр. зоря/ "звезда, заря", болг. зора/ "утренняя звезда, утренняя заря", сербохорв. зо\ра, вин. зо?ру "заря", словен. zo/rja, чеш. zоr^е, слвц. zоrа, польск. zorza, н.-луж. zor/a "зарево".

Дальнейшая этимология: Родственно лит. z^arija\, мн. z^ary/jos "раскаленные уголья", др.-прусск. sari ж. "жар", лит. z^ara\ "заря", z^e`re`/ti, z^e`riu\ "сверкать, блестеть", z^e`ru/oti "тлеть, светиться", z^i\rstu, z^i\rti "сыпать искры", ра~z^аrаs "отблеск зари", возм., также греч. caropТj "лучезарный"; см. И. Шмидт, KZ 25, 133; Буга, РФВ 75, 155; Траутман, ВSW 366; М.--Э. 4, 691; Перссон, Beitr. 121. Ср. взор, зреть.

в тат-мишарском.зэрэ=заря, зэрэ-дэн "с позаранку" и т.д. откуда видимо и в русском

тогда см. чистота, белизна зари (утра) ... ;)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Увидел там у рода керей (не понял что такое танба аты?) уран КАРА КОЖА

post-6-1126986652.gif

Выше на предыдущей странице писал, что у бурятской группы ХОНГОДОР был непонятный мне уран ХУЖА или ХОЖО, это не могло быть этимологически родственно? И что значит КОЖА на казакском?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ар, Керимхан,

Я полагаю(уверен!), что это арабо-персидское слово ZUHRA тюркского происхождения.

Кстати мою жену почти так же зовут, только по-азербайджански: ZÖHRƏ.

Так что Вы меня задели за личное. :D

Вот шумерские слова:

muš [FACE]

SEE muštum[stop working]

MUŠ3@g: muš2.

MUŠ3: muš3.

1. face, appearance

Akk. zı¯mu “face, appearance”

Это фактически MU UŞ(свойство акк. фонетики делать звонкое глухим и наоборот)

Аналог в азербайджанском BU ÜZ

mušme [FACE]

MUŠ3.ME: muš3-me.

1. face, appearance

Akk. zı¯mu “face, appearance” bu¯nu “face, appearance”

J.J.A. van Dijk, HSAO 256-257.

Это фактически MU UŞ ME(свойство акк. фонетики делать звонкое глухим и наоборот)

Аналог в азербайджанском BU ÜZ MƏN(IM)

Всё это наподобие определения шумерской птицы:

mušen [bIRD] Перевод: Это летает

HU: mušen.

MU.TI.IN: mu-ti-in.

MU.DIN: mu-tin.

1. bird

Akk. is.s.

u¯ru “bird”

В арабском a zahra и azahrat явно виден AZ=ÖZ=ÜZ лицо

и AH=AĞ белый

ZÖHRƏ и есть БЕЛОЛИЦАЯ!

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Увидел там у рода керей (не понял что такое танба аты?) уран КАРА КОЖА

..

Выше на предыдущей странице писал, что у бурятской группы ХОНГОДОР был непонятный мне уран ХУЖА или ХОЖО, это не могло быть этимологически родственно? И что значит КОЖА на казакском?

ТАНБА АТЫ - дословно "название тамги". У каждого рода имеется своя тамга, которая имеет собственное НАЗВАНИЕ. Например, тамга ДУЛАТОВ в виде ОКРУЖНОСТИ, КОЛЕСА так и называется - ДОНГЕЛЕК = "круг, колесо", тамга ТАРАКТЫ в виде ГРЕБНЯ называется ТАРАК = "гребень", и т.п.

Словом КОЖА на казахском называют представителей духовного сословия. По версии от этого же слова происходит и русское слово ХОДЖА = "господин" (и даже , по одной из версий, слово ХОЗЯИН). О происхождении самого слова как-нибудь в другой раз (См. еще ХАДЖИ - "паломник"). Поэтому слово КОЖА могло добавляться к имени духовного лица, например Исмагул-кожа, Касым-кожа.

Более того, в составе казахов имеется род КОЖА - казахские потомки исламских проповедников арабского происхождения времен арабской экспансии и распространения ислама в степи.

Что касается конкретно ОБЩЕГО УРАНА кереев Среднего жуза КАРА КОЖА, то , возможно, его происхождение может быть связано с одной легендой. Казахские УРАНЫ в основном это просто ИМЕНА ПЕРЕДКОВ данного рода или племени. Среди множества легенд о предках имеется и такая:

http://www.elim.kz/pdf/book/book_07.rar

Говорят, что однажды к легендарному прародителю СРЕДНЕГО ЖУЗА ЖАНАРЫСУ прибыло в гости ШЕСТЬ представителей духовного сословия - тех самых КОЖА. (Сравните подобные легенды , например, о БАБА-ТУКЛАСЕ). При расставании, в знак глубокого уважения к этим КОЖА, Жанарыс пообещал назвать своих сыновей в честь этих ШЕСТИ проповедников. Якобы отсюда ведут начало ШЕСТЬ племен Среднего жуза. В другой легенде имена проповедников были даны не сыновьям а внукам ЖАНАРЫСА, сыновьям его сына - ЖАНШОРЫ-БИЯ (тут возможно объединение в одной легенде двух групп имен предков ТРЕХ ЖУЗОВ: Ак-Арыса, Жан-Арыса. Бек-Арыса и Бай-Шора, Жан-Шора, Кара-Шора - я потом напишу про них в ветке про Таргитая , про скифскую троичность "богатство-душа-власть" и т.п.) , и не ШЕСТИ, а только четырем сынам. Предком кереев в итоге стал второй сын ЖАНШОРЫ - ИСМАГУЛ-КОЖА, предком УАКОВ - третий сын КАСЫМ-КОЖА.

Подозреваю, что среди сыновей ЖАНШОРЫ в ЛЕГЕНДЕ был и КАРА-КОЖА, и даже может быть это был СТАРШИЙ СЫН, имя которого и вошло в общий уран КЕРЕЕВ. Даже если это не так, то скорее всего уран кереев это просто имя одного из предков с именем Кара-Кожа.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

ChulunKhan, "танба аты" переводится как названия тамги, тавро выжигаемое на левом боку лошадей. А Кожа означает то, что данный человек потомок арабских религиозных миссионеров, которые проникли в Среднюю Азию и Казахстан в Х-веке. Насколько я знаю у Ашамаилы Керей уран - Ошыбай, видимо здесь ошибка. Обычно казахи в качестве урана могли применять имена батыров более мелкого ранга своего рода. Например, мой род который как раз входит в Ашамаилы Керей, раньше в стычках, например, спор за пастбища, использовал в качестве урана имя знаменитого родича - барымтачи и батыра.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Насколько я знаю у Ашамаилы Керей уран - Ошыбай, видимо здесь ошибка.

Насчет урана ОШЫБАЙ у кереев все верно.

Аргынбаев, Муканов, Востров

http://www.elim.kz/pdf/book/book_01.rar

и Муканов

http://www.elim.kz/pdf/book/book_07.rar

приводят именно этот уран.

А вот уран Кара-кожа, кроме таблицы приведенной Баурсакоом, приведен также и среди списка уранов на сайте

http://history.kz/ru.php

Откуда-то он взялся ведь! Может возможно такое объяснение:

Известно, что УАКИ и КЕРЕИ очень близки по жизни, настолько, что иногда говорили об УАК-КЕРЕЯХ. Есть версии о том, что УАКИ в прошлом это часть КЕРЕЕВ и есть. Муканов приводит легенду , которая пытается объяснить эту близость.

По ней у Исмагул-КОЖА (см. предыдущий пост) было два сына ОШИБАЙ и ЖАУБАСАР. У ОШИБАЯ был сын КЕРЕЙ, от которого происходят кереи. А вот ЖАУБАСАРА по казахскому обычаю отдали в сыновья брату Исмагул-КОЖА - КАСЫМ-Кожа , который был бездетен. У ЖАУБАСАРА был сын МЕНДЫХАН, у МЕНДЫХАНА сын АГЫЖАН, который также был бездетен. А вот у КЕРЕЯ был сын АРЫСТАНБЕК, у АРЫСТАНБЕКА сыновья УАК, НАУРЫЗБАЙ,АГЫБАЙ, ЖАНЫБЕК. Вот УАКА и отдали в сыновья бездетнонму АГЫЖАНУ - от него и пошли УАКИ. А потомками НАУРЫЗБАЯ являются АШАМАЙЛЫ-КЕРЕИ.

Ураном у кереев поэтому является ОШИБАЙ, а у уаков - ЖАУБАСАР, т.е. по именам двух братьев - сыновей Исмагул-КОЖА.

Это я все к тому, что может быть, КАК ВЕРСИЯ, уран КАРА-КОЖА является каким-нибудь общим для кереев и уаков, еще со времен сыновей Жан-шора, которых назвали в честь проповедников- КОЖА???

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

О происхождении самого слова как-нибудь в другой раз (См. еще ХАДЖИ - "паломник"). Поэтому слово КОЖА могло добавляться к имени духовного лица, например Исмагул-кожа, Касым-кожа.

Уважаемый Ар, насколько я знаю слова "кожа" (ходжа - владелец, хозяин и название субэтнической группы) и "кажы" (хаджи - паломник, человек, совершивший хадж) в казахской языке четко различаются

Кожa может быть только потомственным, а кажы - любой, кто совершит паломничество.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Admin

Тут смотрел свои записи и нашел информацию по казахским уакам:

УАК -

Сельджукский султан Малик-шах (1072-1092) использовал ополчения туркменских племен в борьбе с египетскими халифами, непокорными арабскими феодалами, византийцами и крестоносцами.

В 1072 году султан посылает туркменские ополчения во главе с Атсызом ибн Уаком ал-Хорезми для завоевания Сирии. Атсыз вторгается в Палестину, захватывает Рамлу, осаждает Иерусалим, а в 1076 году вступает в Дамаск.

... Под эгидой предводителей огузов и туркмен возникли и другие самостоятельные княжества в Закавказье, Передней и Малой Азии. Вожди племени "йива" основали владения в Хое (южн. Азербайджан), Урмии, Хузестане и Иранском Курдистане.

(Агаджанов С.Г. - С.92-93)

Атсыз, по словам ибн ал-Асира, и других авторов, происходил из племени "Уак". Ф.Сюмером отмечено соответствие данного этнонима названию огузского племени "Йива, Йивак". Племя Уак фигурирует и в труде Сибта ибн ал-Джаузи. Говоря о завоевании Палестины Атсызом, он называет его "предводителем (мукаддам) тюрок-гузов" и "Атсыз ат-туркмани, вождб племени Навакийа". Агаджанов соглашается с Ф.Сюмером и считает "навакийа" у Джаузи ошибкой переписчиков.

(Агаджанов С.Г. С.248(сноска 237))

Туркменское племя Йива является одним из ответвлений огузов. Йиваиты владели в правление халифа ал-Муктафи (1136-1160) Шахразуром, его округом и соседними крепостями в горах Ирака. Их вождем был Кыпчак ибн Арслан-Таш ат-туркмани - основатель кыпчакского Киркукского эмирата. В 1339/40 году их покоряет правитель Мосула, атабек Имад ад-Дин Занги (1127-1140).

Известны многие представители племени Йива из рода Кыпчака ибн Арслан-Таша:

у хорезмшаха служил эмир Шихаб ад-Дин Сулайман-шах ал-Йиваи, во времена халифа ал-Мустансира (1226-1242) в Киркукском эмирате правил эмир Фалак ад-Дин Абу-л-Музаффар ва Абу Харб Гази-бек ибн Кыпчак ибн Абдаллах ал-Йиваи ат-Турки.

(Комментарий З.М.Буниятова к "Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны" ан-Насави. - М:Восточная литература РАН, 1996 - 798 с. (С.342))

У Насави: "Наконец тюрки [племени] Йива озлобили сердце султана: из-за них дороги стали небезопастными и они совершали набеги на соседствующие с ними области."

(ан-Насави. "Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны". - М: Восточная литература РАН, 1996 - 798 с. (С.342))

У Рашид ад-Дина в списке туркменских племен упоминается племя Йива (Бую), как потомки легендарного Денгиз-хана в крыле Учуков.

(Рашид ад-Дин. С. 88)

Н. Аристов доказывает древность казахских Уаков и ведет их происхождение от незаконной жены Акжола, основателя Среднего Жуза.

(Н. Аристов. Заметки об этническом составе. - С. 97)

Валиханов Ч.Ч. "имен Уак-Кирей, сколько мне известно, нет между древними племенами монголо-тюркскими, но в киргизской поэме Эдиге в числе беков Тохтамыша есть представитель Уаков."

(Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. т.I - 1961 - С.205)

Из племени Уак, как известно, происходят богатыри Ер-кокче и его сын Ер-косай, причем ишимские уаки считают Ер-кокче основателем своего рода.

Ссылаясь на "Никоновскую летопись" Чокан Чингисович устанавливает историческую достоверность существования Ер-кокче (в летописи "Кокчю") и время его гибели 1423 г.

Муканов, соглашаясь с Маргуланом А.Х., считает Уаков потомками Киреев. Согласно полевым исследованиям 1959 года, Уак считается младшим братом легендарного Кирея.

(Муканов - С.65-66)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость Altaica Militarica
Тут другой принцип. Не знаю как коротко скзать, но пробую... В этом случае глупо было бы зависить от количества мужчин в отоках и подгонять структуру войска под отоки. Нерационально. Надо было лучше подгонять отоки под войско. Вот и объединяли малые отоки (точнее их бойцов) в большое подразделение. Естественно, что уран должен быть общим не для отока, а для подразделения.

Тогда это то, что писал Бабур об общевойсковом уране - когда в бой идет большое войско, составленное из многих племен, то назначается уран всего войска - в приведенном Бабуром примере было"Ташкент". На него давался уран-отзыв. В приведенном Бабуром примере это был "Сайрам".

Он же привел любопытный пример, когда военачальник спутал уран-отзыв и вместо "Сайрам" закричал в ответ "Ташкент" - и маневр сорвался - второй отряд, прокричавший "Ташкент", подумал, что это враги.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А кто знает, в каком веке русские начали кричать именно "ура"? Я знаю, что даже при Василии III в качестве боевого клича использовалось название главного города княжества - т.е. москвичи шли в бой с криком "Москва", тверичи с криком "Тверь" и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Родоплеменной состав каракалпаков

Каракалпаки состоят из 2 арыс

1.арыс Конграт

2.арыс Он торт уру /уру по монгольски уруг/

Конграт состоит из 2 отделений

1.Шуллук

2.Жаунгыр /Зуунгар/

Шуллук состоит из уру,улкен уру /племен/

1.Кият

2.Ашамайлы

3.Колдаулы

4.Костамгалы

5.балгалы

6.Кандекли

7.Карамойын

8.Муйтен

Кият состоит из 3 уру /род/

1.Ушьтамгалы

2.Тараклы

3.Балгалы Кият

Ушьтамгалы состоит из 6 Тире /родовое подразделение/

1.Сумурын

2.Ушьтамгалы

3.Арыккият

4.Тартулы

5.Катаган

6.Канжигалы

Тараклы состоит из 6 тире

1.тогызак

2.абас

3.жалтыршы

4.акункараган

5.такай

6.каржаубарас

Балгалы Кият состоит из 4 тире

1.беспшак

2.етекши

3.сангмурын

4.кожакараган

------------------------

Ашамайлы состоит из 13 уру

1.саки

2.карахожа

3.жалангаяк

4.айыллы

5.кабасан

6.туркменкара

7.жапар

8.сары

9.абыз

10.акай

11.пангкара

12.ушьбас

13.курама

уру кабасан состоит из 5 тире

1.акназар

2.жансары

3.отемис

4.есен

5.тампыш

уру ушьбас имеет 1 коше /мелкое подразделение тире/

1. жаман

--------------------------------------

улкен уру Колдаулы состоит из 16 уру

1.бескемпир

2.майшышалы

3.калкаман

4.гайыпкараган

5.сарытон

6.кулкикожак

7.жаримбет

8.жаманконграт

9.жука

10.кзылаяк

11.карасирак

12.желкараган

13.улкенборик

14.шулжуит

15.калмак

16.жалманаул

Калмак имеет 2 тире

1.адил

2.ереке

---------------------------

to be con......

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

улкен уру Костамгалы имеет 7 уру

1.жанкелди

2.ширжеген

3.агабегли

4.карынжуан

5.костамгалы

6.каракурсак

7.казакы

------------------------------------

улкен уру Балгалы имеет 11 уру

1.акбалгалы

2.нурбалгалы

3.туркмен

4.жаманаул

5.шомишли

6.токумбет

7.тазбалгалы

8.костамгалы балгалы

9.караталшы

10.асан

11.арзыкул

----------------------------------

улкен уру Кандекли имеет 4 уру

1.курама

2.кийкши

3.токполат

4.кырксадак

-----------------------------------

улкен уру Карамойын имеет 6 уру

1.аннахожа

2.сабалак

3.котелек

4.кареке

5.карлымарал

6.булкилдек

улкен уру Муйтен имеет 4 уру

1.самат

2.тели

3.абыз

4.кенгтанау

самат имеет 5 коше

1.байбише

2.токалкараган

3.баймурат

4.жолан

5.бекау

Тели имеет 5 коше

1.тлеуберди

2.аллаберди

3.тангирберди

4.мантыккараган

5.моллакараган

Кенгтанау имеет 3 тире

1.барын

2.итак

3.жекенсал

----------------------------------------------------

Отделение Жаунгыр имеет 7 уру

1.теристамгалы

2.баканлы шеужейли

3.тиекли

4.ыргаклы

5.баймаклы

6.казаяклы

7.уйгыр

уру Теристамгалы имеет 1 тире и 5 коше

1. тире Шомак

Коше

1.хангелди

2.байкараган

3.елшибай

4.курбан

5.тогай

уру тиекли имеет 4 коше

1.жумагул

2.айдарбек

3.канжар

4.сарыкемпир

уру Ыргакли имеет 4 тире

1.атанай

2.ешкили

3.байбула

4.сарытон

уру баймаклы имеет 2 тире

1.соспак

2.уйёш

уру казаяклы имеет 4 коше

1.анетай

2жаримбет

3.жунли

4.садак

уру уйгыр имеет 6 тире

1.шиши

2.туманай

3.маулик

4.байрам

5.сабалак

6.сыргалы

---------------------------------------------------------

Арыс Он торт уру имеет 4 улкен уру

1.Ктай

2.Кыпшак

3.Кенегес

4.Мангыт

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Улкен уру Ктай имеет 12 уру

группа Танке 10 уру:

1.бессары

2.бексиык

3.казаяклы

4.кайшылы

5.анип

6.куйын

7.айтеке

8.шеруши

9.манжули

10.боклыктай

11.кырк

12.аралбай

-----------------------------

уру Бессары имеет 2 тире и 9 коше

1.жанли

2.койлы

Жанли имеет 4 коше

1.суйиндик

2.есергеб

3.талтай

4.алимбай

койлы имеет 5 коше

1.аманкул

2.жарсай

3.сергизек

4.курбанкул

5.генжекул

----------------------------------------------

Бексиык имеет 4 уру

1.зергер

2.масай

3.шгыршы

4.бекреши

---------------------------------------------

казаяклы имеет 6 уру

1.калсен

2.куйик

3.мырзай

4.кылмойын

5.байкараган

6.баксыкараган

-------------------------------------------

маленький народ а сколько родов, господи когда нибудь докончу...

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Chuluu,

Не смог бы прислать парочку полезных и серьёзных ссылок в Инете о происхождении мойтенов?

Каково правильное произношение этого этнонима(фонетика)?

Маг

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Chuluu, мое личное любопытство, откуда такие познания по каракалпакам если вы житель Монголии и по нику вроде вы монголо :huh: язычный.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти



×
×
  • Создать...